Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные теории происхождения государства и права

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВОЛГО-ВЯТСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра конституционного и муниципального права 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по курсу  «Теория государства и права» 

ОСНОВНЫЕ  ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ  ГОСУДАРСТВА И  ПРАВА 
 
 
 
 
 

                                                                                                                            Выполнил:
студент гр. ЮОб 11
Старостин С.А.
Научный руководитель:
Востриков П.П.
к.ю.н.,  доцент 

                                               
                                                   Нижний Новгород, 2010 г.
О Г Л  А В Л Е Н И Е 

Введение…………………………………………………………3
1.Типология  государств. Формационный и цивилизационный  подходы к типологии государств…………………………………………..5
2.Восточное  государство………………………………………12
3.Рабовладельческое  государство…………………………….15
4.Феодальное  государство…………………………………….17
5.Буржуазное  государство…………………………………….20
6.Социалистическое  государство……………………………23
7.Переходное  государство……………………………………..25
Заключение……………………………………………………..28
Список  используемой литературы……………………………29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
На данный момент в мире насчитывается более двухсот  государств . За всю историю их существовало больше тысячи. Каждое из них было уникальным , но всё же в них можно найти общие черты для классификации . Этим занимается типология государств. 

Актуальность  объясняется необходимостью изучить  исторические типы и возможностью найти  преимущества и недостатки того или  иного типа государства. 

Под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся  к одной и той же общественно-экономической  формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая  формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе  производства и базис исторического  типа общества. 

Объектом изучения является рассмотрение исторических типов  государств с точки зрения формационного  подхода , также ознакомление и сравнение  цивилизационного и формационного подходов . Предметом изучения являются ознакомление с признаками исторических типов и рассмотрение функций государств того или иного типа. 

Хронологические рамки , которые охватывает работа , очень широки . С момента воцарения  первой династии египетских фараонов (ок.3000г до н.э.) да наших дней. 

Изучение данной темы предполагает достижение следующей  цели - рассмотрение формационного  и цивилизационного подходов к типологии  государств , и дать характеристику типам государств. 

Данная цель предполагает решение следующих  задач :
1.Дать характеристику  цивилизационному и формационному  подходам.
2.Дать характеристику  типам государств.
3.Выявить функции  каждого их государств
4.Проанализировать  полученные знания по выбранной  теме, обобщить их в работе  и сделать выводы. 

В научной литературе эта тема имеет достаточно широкое  освещение. Основными источниками, которые использовались в данной работе, стали работы таких авторов  М.Н. Марченко , С.С. Алексеев . Так же использовались работы А.Тойнби , К. Маркса , Ф. Энгельса , Л.Н. Гумилёва. 

Структура работы следующая. Работа состоит из введения , семи глав , заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на  30 страницах. 
 
 
 
 
 
 
 

Типология государств. Формационный и цивилизационный  подходы к типологии государств. 

На данный момент в мире насчитывается более двухсот  государств . За всю историю их существовало больше тысячи. Каждое из них было уникальным , но всё же в них можно найти общие черты для классификации . Этим занимается типология государств. 

Что же такое типология государств? Для начала рассмотрим определение типологии. Типология - это учение о классификации, т.е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные типы, классы, виды, группы в соответствии с наиболее общими и существенными признаками и свойствами объектов данного рода; это учение об упорядочении и систематизации сложных объектов
Отсюда следует , что типология государства находит в различных государствах общие , существенные признаки и по этим признакам разделяет их на типы.1 

Одним из основных понятий в типологии государства  является тип государства . Тип государства – это совокупность общих, наиболее устойчивых сторон и свойств, характерных для определённых групп государств, существовавших (или существующих) в определённую эпоху. 

При помощи типологии  государств мы можем разделить государства  на типы , для того чтобы выявить  их социальную сущность .Кроме того мы можем взглянуть как сменялись  с течением времени типы государств , как на них влияет форма государства ,внешние факторы (условия природы , катаклизмы) и сами люди. 

Одним из первых попытался провести классификацию государств Аристотель . Основными критериями деления он считал количество властвующих в государстве и цель , которую осуществляет государство. 

По первому  критерию он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму критерию . все государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). 2
Полибий отмечал , что смена его типов  –  естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по циклу , которые включает в себя фазы зарождения , становления , упадка и исчезновения. Эти фазы сменяют одна другую и цикл повторяется вновь3
К типологии государств были выработаны разные подходы .Г. Кельзен , Р. Макайвер , Р. Дерендорф в основу деления государств ставили степень свободы граждан .И делили государства на демократические и недемократические (или авторитарные )4 

В современной  типологии государств основными считаются два подхода : цивилизационный и формационный. 

Цивилизационный подход начал разрабатываться в 19 веке. Его представляли М. Веббер , Н. Я. Данилевский , А. Тойнби. Суть цивилизационного подхода состоит в том , что основой классификации государств является не только экономический критерий ,но и  принадлежность к цивилизации , при этом в понятие цивилизации берут за основу культурные и духовные элементы. 

Цивилизация (от лат. «civilis» - «гражданский», «общественный», «государственный») - понятие весьма емкое и неоднозначное. Это и  синоним культуры, и уровень, ступень  развития материальной и духовной культуры, и даже эпоха деградации и упадка культуры в противовес ее целостности, органичности5 . А поскольку культура, как известно, имеет несколько сотен определений, то в результате появляется возможность говорить о самых разных вариантах цивилизационной типологии. основываясь на различных подходах к понятию цивилизации, можно выделить, например, следующие виды цивилизаций и соответствующих им типов государства:
- восточные,  западные и смешанные (промежуточные); 

-древние, средневековые  и современные; 

- крестьянские, промышленные и научно-технические; 

- доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные; 

- локальные,  особенные и современные.6 
 

Несколько иной подход к типологии вывел А.Тойнби , он заключается в том чточто каждое общество представляет собой  замкнутое образование со своими особенностями экономики, культуры, религии, психологии . Согласно его определению : цивилизация - относительно устойчивое состояние общества , которое отмечалось общностью религиозных, культурных , психологических и иных признаков 7. 

Тойнби вывел  теорию круговорота сменяющих друг друга цивилизаций . Цивилизация  зарождается , развивается , переживает надлом и гибнет , и это происходит не в рамках мирового исторического процесса а внутри каждой цивилизации. Движущей силой цивилизации Тойнби определил творческую элиту , которая тянет за собой остальное общество. 

Из 21 цивилизации, считает А. Дж. Тойнби, сохранились  лишь те, которые смогли последовательно  освоить жизненную среду и  развить духовное начало во всех видах  человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т. д.). Каждая цивилизация  придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.8 

Теория Тойнби имеет много общего с теорией  Л.Н. Гумилёва . Основой деления людей  на группы Гумилёв считает этносы. Этнос у человека – это то же, что прайды у львов, стаи у волков, стада у копытных животных и т.д. Это форма существования вида Homo sapiens и его особей, которая отличается как от социальных образований, так  и от чисто биологических характеристик, какими являются расы 9. По мнению Гумилёва люди объединяются в этносы на основе симпатии к одним индивидам и антипатии к другим. 

Основной движущей силой этноса Гумилёв считает  пассионариев , то есть людей с повышенной энергией . На первом этапе после пассионарного толчка группа субэтносов образует крупный этнос или суперэтнос. Этот период может сопровождаться обилием военных конфликтов. Второй этап Гумилёв назвал акматической фразой. Люди больше не стремятся к единству , а напротив хотят быть сами собой , истребляя друг друга. Пассионарность идёт на спад и наступает фаза надлома , в которую начинаются гражданские войны . Система избавляется от излишней пассионарности , и в системе воцаряется видимое равновесие. В этот период образуются крупные государства . Главенствующее место начинают занимать люди с пониженной пассионарностью , которые стремятся избавиться от остатков пассионариев . Наступает фаза обскурации , процесс распада этносоциальной системы становится необратим . После того как субпасионарии потратят всё что осталось от прежних времён наступает мемориальная фаза . В этой фазе пассионарности хватает лишь на поддержание в порядке оставшегося от прежних времён хозяйства . Новый виток развития может быть вызван лишь новым пассионарным толчком.10 

Недостаток цивилизационного подхода в том , что Тойнби создал типологию общества , а не государства . 

Другой подход - формационный , был разработан во второй половине девятнадцатого века К. Марксом и Ф. Энгельсом. Позже эти работы были взяты В.И. Лениным и перестроены с учётом русской специфики. 

Данная типология  государства основывается на категории  общественно-экономической формации. Именно понятие общественно-экономической  формации является ключевым для данного  подхода к типологии государства. Формация-это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства.11 

В структуре  каждой формации выделяются два основных элемента: экономический базис и  надстройка. Экономический базис - совокупность общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ. Согласно формационному  подходу наиболее важными, определяющими  сущность формации, являются отношения  собственности на средства производства. Другим элементом формации является надстройка, под которой понимается совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.12 

Основным критерием  данной типологии является экономический  критерий , точнее производственные отношения , которые и определяют тип государства. Для того чтобы определить тип  государства по цивилизационному подходу  необходимо определить его экономическую  основу, т. е. основу хозяйства и способа  производства, классовую сущность государства, а так же его социального назначения.  

Согласно данной типологии четырем типам общественно-экономической  формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем  типам экономического базиса соответствуют  четыре типа государства — рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое,—  каждое со своим набором признаков. Причем последний тип государства (социалистическое) уже не является государством в общепринятом смысле этого слова. Это конечная стадия развития государства и общества в целом. Когда государство наконец-то становится действительно представителем всего общества, тогда оно само себя делает излишним. Государство не отменяется, оно отмирает. По марксистскому учению упразднение общественных классов в социалистическом государстве делает само государство излишним. Отсутствие классов в обществе предполагает отсутствие государства. 

Смена одного исторического  типа другим — процесс объективный. В этом процессе каждый последующий  тип государства должен быть исторически  более прогрессивным, чем предыдущий. 

У формационной теории множество недостатков , т.к. она разработана на материале  европейских стран . Восточные государства , как правило не укладываются в  рамки этой типологии. К тому же неучтены культурные и духовные факторы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Восточное государство.
История древнего Востока насчитывает около пяти тысяч лет. Моментом начала её отсчета  можно считать воцарение первой династии египетских фараонов в приблизительно с 3100 года до нашей эры.13 

Географическое  положение, особые климатические и  почвенные условия в этих странах  вызывали необходимость организации  крупных и сложных оросительных систем. Такой характер сельскохозяйственного  производства («азиатский способ производства») требовал, во-первых, сохранения родовой  общины, ибо отдельные семьи не могли проводить сложные и  объемные ирригационные работы, а  во-вторых, наличия сильной публичной  власти. 

Сложившаяся система  власти получила название восточной  деспотии . Деспотия - форма государства в странах древнего Востока , строга централизованная бюрократическая монархия с огромным аппаратом управления , характеризующимся обожествлением монарха и строгим подчинением по вертикали власти. Даже знатные люди находились в положении рабов у деспота ,так как всё , что они имели , считалось результатом его милости .14 

Иначе говоря, экономической  основой государств восточного типа являлась государственная собственность  на землю и ирригационные сооружения. Здесь существовала и частная  собственность монарха, его приближенных, но она не играла существенной роли в производстве. Такой характер собственности  во многом определял специфическую, «пирамидальную» структуру общества: на верху пирамиды — монарх (царь, фараон и т. п.), ниже — его приближенные, еще ниже — чиновники более низкого ранга. В основании пирамиды—общинники и рабы, составляющие главный объект эксплуатации государства. 

Именно то , что  основой экономики являются государственные  рабы , а не частные , позволяет выделить этот тип государства из прочих рабовладельческих  государств. 

В таких восточных  государств как Китай рабство  носило семейный (патриархальный) характер, при котором рабы мало отличались от обычных общинников. В Египте, Вавилоне были государственные и  храмовые рабы, которые вносили большой  вклад в экономику этих стран. В Индии сложилась закрепленная религией кастовая организация общества. 

В целом в  древневосточных государствах не было традиционной классовой дифференциации общества. Огромную роль в их жизни  играли вековые традиции. Для них  было характерно заторможенное, застойное  развитие. Во многих ранневосточных государствах веками ничего не изменялось. 

Восточные государства  выполняли несколько функций: 1) организации  общественных работ (по созданию и эксплуатации ирригационных сооружений); 2) финансовую—  взимание податей; 3) военную — оборона  своей территории или захват чужих  территорий; 4) подавления сопротивления  общинников и рабов. 

Для выполнения своих функций государства создавали  мощный чиновничий строго централизованный аппарат. Ведущая роль в нем принадлежала войску, полиции и суду. Правда, в  ранневосточных государствах длительное время не существовало строгого разграничения компетенций между отдельными ведомствами и чиновниками.15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рабовладельческое государство.
Рабовладельческие государства возникли позднее восточных  на северном побережье Средиземного моря в результате развития частной  собственности .  Что в свою очередь  объяснялось более мягким и благоприятным  климатом , не было необходимости в  строительстве крупных ирригационных сооружений и каждый собственник мог сам себя обеспечивать . Эти факторы и сказались на складывании института частной собственности. 

Экономической основой рабовладельческого государства  являлась собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников — рабов. 16Главные создатели материальных благ — рабы не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Они были обязаны работать, не имея права на жизнь. Их труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждениемОсновные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки — ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но неимущими и эксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений - восстаний (восстание рабов в Сицилии во II в. до н. э., восстание Спартака в 1 в. до н.э., ) 

Рабовладельческое государство осуществляло ряд свойственных ему внутренних функция .Каждая функция  это одно из направлений деятельности государства , обусловленное его  сущностью , социальным назначением  и конечными целями и задачами . К внутренним функциям относятся :
1.СОздание и  поддержание наиболее оптимальных  условий для эксплуатации рабов.
2.Охрана рабовладельческой  собственности , подавление сопротивления  рабов и других угнетённых  масс.
3.Духовное закабаление рабов и низших классов при помощи террора , религии , физического устранения непокорных.17
Общесоциальные  функции , как правило , осуществлялись в интересах рабовладельцев. 

Во внешней  сфере рабовладельческое государство  выполняло функции обороны своей  территории и мирных связей с другими  государствами, функцию захвата  чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями. Все эти  функции были прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в осуществлении  и внешних, и внутренних функций. Частями аппарата также выступали  полиция, суды, административно-чиновничьи органы.
Формой организации  рабовладельческой государственной  власти были унитарные монархии и  республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Рабовладельческая  республиканская форма правления  была двух видов. Первый — демократическая  республика (Афины), где в выборах  высших органов государства участвовало  все свободное население. Второй вид — аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах  высших органов государственной  власти принимали участие представители  крупной военно-земельной аристократии.18 

Постепенно рабовладельческий  строй изживал себя , ему на смену  шел новый строй - феодальный. 

Феодальное  государство.
Следующей ступенью по классификации Маркс было феодальное государство . В складывании феодальных государств у всех народов есть общее черты :
1.Образование  крупного землевладения и превращение  светской и духовной знати  в класс феодалов.
2.Разложение  сельской общины и превращение  крестьян-общинников и рабов в  зависимых от крупного землевладельца  крепостных крестьян. 

Основным отличием от предыдущего типа государства  является то , что крестьяне не принадлежали лично феодалу , но были прикреплены к земле , которая принадлежала феодалу .Это определяет экономическую и социальную основу данного государства . Зависимость крестьян принимала формы не только в принадлежности их к земле, но так же они должны были определенное количество дней лично работать на своего господина (это называлось  барщиной). 

В таком обществе полноправным классом могли быть только люди владевшие землей –  помещики, феодалы, мелкие дворяне. Причем объем их прав на ранних стадиях  развития феодальных государств определялся  количеством земли. А положение  крестьян в реальности мало отличалось от рабского, хотя принимало другие уже более человечные формы.
В отличие от рабовладельческого, феодальное государство  могло развиваться более быстрыми темпами и более плавно. Определенный вес здесь приобретают наука, торговля, развитие техники. Это очень  важно, поскольку именно развитие торговли и техники определяет во многом процесс перехода к следующему типу государства.19 

В правовом отношение  феодальные государства еще не могли  иметь хорошей основы для развития. Дальше признания естественных прав дело не пошло. Между рабовладельческим  обществом и феодальным можно  провести параллель в том, что  большая часть населения страны имела ограниченные права. И при  рабстве и при крепостном праве  господство небольшого меньшинства  над громадным большинством их не может обходиться без принуждения.
На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии  и Польше, скандинавских странах, Японии . 

Экономической основой феодального государства  выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность  на крепостных крестьян. Феодальная собственность  на землю служила основой социального  неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди. 

Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т.е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга  объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан  не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными  были крепостные крестьяне, которые  принудительно прикреплялись к  земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального  общества проходили крестьянские восстания  и войны.
Феодальное государство  было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В  своем развитии оно прошло ряд  стадий:
1. децентрализованная  феодальная раздробленность;
2. усиление централизации  и установление сословно-представительной  монархии;
3. централизованная  абсолютная монархия и разложение феодальной государственности20. 

Большинство функций  феодального государства обусловливалось  классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также  функции, вытекающие из потребностей всего  общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению  захватнических войн и защите от внешних  нападений. 

Постепенное развитие феодальных государств , появление  предпринимательских отношений , которые  нуждались в свободных работниках , служило предпосылками к переходу на новую ступень развития государства - буржуазную. Но этому мешали феодалы , поэтому зачастую переход к новому типу государства осуществлялся в ходе буржуазно-демократических революций. 
 
 
 

Буржуазное  государство.
По мере развития государства , всё меньшую роль в  нём приобретают большие земельные  владения и всё большую роль начинают играть финансовые ресурсы . Это обусловлено  развитием торговли , на что не маловажное влияние оказала эпоха великих  географических открытий . Феодалы  становились тормозом прогресса , важнейшую роль теперь играют люди , накопившие капитал. Противоречия между бывшим главенствующим классом и новым разрешались в ходе буржуазно демократических революций. В ходе этих революций побеждали капиталисты , но и низшие классы оставались не обделёнными . Бывшие  крепостные крестьяне получали личные свободы и больше не зависели от земли и от феодала. Но это не решало проблем имущественного расслоения , так как руководящую роль в обществе стали играть крупные капиталисты . Низший класс продолжал оставаться в бедствующем положении. 

В своём развитии буржуазное государство проходит ряд  этапов.
Первый этап можно назвать периодом становления  и развития капиталистического государства. В экономическом плане это  период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство  здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для - выявления общеклассовых интересов  и воли развивающейся буржуазии  необходим был новый, более современный  механизм. Таким механизмом стали  буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.