На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Планирование величины товарных запасов торгового предприятия» На примере магазина ООО «Лагуна»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального
Образования «Омский государственный технический  университет»
Факультет экономики и управления
Кафедра «Экономики и организации труда» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа 

По дисциплине «Планирование на предприятии»
Тема: «Планирование  величины товарных запасов торгового  предприятия»
На примере  магазина ООО «Лагуна» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: студент группы
                       ЗУТ – 615
                       Тлелюева С.В.
                  Проверил: преподаватель
                       Трункина Л. В. 
                   
                   
                   
                   

Омск 2010 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение..........................................................................................................................4
1. Товарные запасы  предприятий торговли….............................................................6
1.1. Товарные  запасы: понятие, состав, классификация, значение………………...6
1.2. Показатели  эффективности использования товарных запасов……………......11
1.3. Планирование товарных запасов в торговле в современных
условиях……………………………………………………………………………......14
2. Анализ товарных запасов ООО «Лагуна»..............................................................24
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика и анализ технико-экономических показателей ООО «Лагуна»………………………………………..24
2.2. Анализ товарных запасов ООО «Лагуна»………………………………….......29
3. Планирование и пути повышения эффективности использования товарных запасов ООО«Лагуна»…………...................................................................................35
3.1. Планирование  товарных запасов ООО «Манго»……………………………….35
3.2. Повышение  эффективности использования товарных  запасов                      ООО «Лагуна»……………………………………………………..…………………..37
3.3.Расчет мероприятия  в ООО «Лагуна»……………………………...…………... 39
Заключение………………………………………………………………………….....44
Библиографический список……………………………………………......................45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Планирование  оборота розничной торговли торгового  предприятия не должно ограничиваться только обоснованием объема реализации товаров. Его следует дополнить расчетом потребности предприятия в товарных ресурсах и разработкой мероприятий по организации их закупок в необходимых размерах.
     Анализ  товарных запасов имеет большое  значение для эффективного финансового  управления. На предприятиях торговли запасы могут составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия. Это может свидетельствовать о том, что предприятия испытывают затруднения со сбытом своей продукции, что в свою очередь может быть обусловлено низким качеством продукции, нарушением технологии производства и выбором неэффективных методов реализации, недостаточным изучением рыночного спроса и конъюнктуры. Нарушение оптимального уровня товарных запасов приводит к убыткам в деятельности предприятия, поскольку увеличивает расходы по хранению этих запасов, увеличивает опасность обесценения товаров и снижения их потребительских качеств, приводит к потере клиентов, если это вызвано нарушением каких-либо характеристик товаров. В этой связи вопросы определения и поддержки оптимального объема запасов являются важным разделом финансовой работы.
     Главной целью данной курсовой работы является рассмотрение формирования товарных запасов торгового предприятия и их анализ.
     Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
     1. Дать понятие товарных запасов  предприятия торговли, определить  их состав, значение, а также дать  оценку эффективности их использования.
     2. Провести анализ товарных запасов торгового предприятия и определить факторы, влияющие на эффективность использования товарных запасов.
     3. Рассмотреть методы планирования товарных запасов на торговом предприятии.
     Для решения поставленных задач используем работы отечественных экономистов, таких как Соломатин А. Н., Раицкий  К. А., Балабанов И. Т., учебную и методическую литературу по экономике предприятия торговли, а также документацию конкретного торгового предприятия.
     В процессе анализа целесообразно  применение различных методов: группировки  и сравнения, технико-экономических, экономико-математических, эвристических (неформальных), нормативных и других.
     Предметом исследования в данной курсовой работе явились товарные запасы торгового предприятия, порядок их формирования и оценка эффективности использования. Объектом исследования служит конкретное предприятие торговли – ООО «Лагуна». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ  ТОРГОВЛИ 

     1.1. Товарные запасы: понятие, состав, классификация, значение 

     Обращение товаров предполагает наличие товарного  запаса. Товарный запас составляет элемент товарного предложения и выступает в качестве необходимого условия оборота товаров. От объема товарного запаса и уровня в существенной степени зависит эффективность коммерческой деятельности фирмы. Они остро реагируют на всякие изменения рыночной конъюнктуры, прежде всего на отношение спроса и предложения. Сам факт их наличия не приносит их собственникам ничего, кроме расходов и убытков. Тем не менее, без них не может работать и функционировать ни одно торговое предприятие.
     Товарные  запасы представляют собой предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения. Это товар, ожидающий часа своей продажи. Как только товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и уже не является товарным запасом. Товарный запас – это количество товаров определенного вида, сорта, находящихся на данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в хранилищах, на витринах магазина.
     Наличие товарного запаса служит важным условием непрерывности процесса производства и обращения продукции. В то же время запасы не должны быть избыточными, поскольку при этом возрастают издержки производства и обращения.
     Необходимость товарных запасов определяется невозможностью обеспечить полное соответствие производства товаров спросу на них по следующим причинам:
     - существуют непредвиденные колебания  спроса и ритма производства;
     - номенклатура  продукции  отдельных   производственных  предприятий значительно  уже структуры спроса на товары  и требует накопления продукции  разных предприятий и формирования торгового ассортимента, соответствующего спросу;
     - размещение производства и условия  транспортировки предопределяют  интервалы во времени между  очередными доставками партий  товаров в места реализации  и потребления товаров. В течение  этих интервалов потребление должно продолжаться, что возможно лишь при наличии определенных страховых запасов, чтобы колебания не приводили к перебоям в потреблении.
     Таким образом, товарный запас – необходимое  условие непрерывности процесса товарного обращения. Однако не всякий товарный запас объективно необходим для обеспечения непрерывности товарного обращения.
     Товарные  запасы должны отвечать определенным требованиям:
     - достигать  известных  размеров,  чтобы  в  течение  данного   периода удовлетворять размерам  спроса;
     - быть больше, чем средние размеры продажи или покупательского спроса;
     - постоянно возобновляться.
     Следовательно, товарные запасы выполняют следующие  функции:
     1. Являются    постоянным    условием    расширенного    производства. Непрерывность товарооборота  требует постоянного расходования и, следовательно, возобновления запасов. В результате достигается постоянство и непрерывность обращения, а потому и процесса производства.
     2. Выступают   как   важнейшее   условие   качественного   удовлетворения  платежеспособного спроса населения.
     Размеры товарных запасов должны постоянно  находиться в определенном соотношении  с объемом товарооборота. Они  находятся в балансовой взаимосвязи  с оборотом розничной торговли:
           ТЗН + П = РТО + ТЗК +В,  

     где ТЗН, ТЗК – товарные запасы соответственно на начало и конец года,  тыс.руб.;
           П - объем поступления  товаров, тыс.руб.;
           РТО – объем розничного товарооборота, тыс.руб.;
           В – выбытие товаров (потери), тыс.руб.
     Общим условием рационального соотношения  между оборотом розничной торговли и товарными запасами на всех уровнях и во всех звеньях торговли при их общем увеличении является более высокий темп роста объема товарооборота. Только в этом случае товарные запасы и товарооборот будут положительно влиять на финансовое положение предприятия, издержки обращения, рентабельность и на уровень удовлетворения спроса.
     В товарные запасы не включаются:
     - товарные запасы в пути;
     - тара всех видов, как занятая  под товарами, так и свободная;
     - запасы    товаров    на    складах   юридических    лиц,    занимающихся заготовительной деятельностью.
     Совокупность  видов товарных запасов можно  классифицировать по различным признакам (табл. 1.1). 

     Таблица 1
     Классификация видов товарных запасов в торговле
Признак классификации Виды  товарных запасов
А Б
1. По назначению 1) текущего  хранения; 2) сезонного  хранения;
3) досрочного  завоза;
4) целевого  назначения
2. По месту нахождения 1) на предприятиях  розничной торговли; 2) на базах  и складах, обслуживающих розничные  предприятия
3) на мелкооптовых  базах, распределительных складах и базах;
4) на производственных  предприятиях;
5) на предприятиях  общественного питания
3. По соответствию спросу населения 1) соответствующие  спросу населения; 2) несоответствующие  спросу населения
4. По времени формирования 1) на начало периода (входные); 2) на конец  периода (выходные);
3) на  определенную дату
5. По измерителям 1) натуральные; стоимостные;
2) относительные;
абсолютные
6. По  размеру 1) максимальные; 2) минимальные;
3) средние
7. По  соответствию нормативу 1) нормативные; 2) сверхнормативные;
3) ниже норматива
8. Согласно  признаку потребительского назначения 1) по продовольственным  товарам; 2) по непродовольственным  товарам
9. По  регулярности обновления 1) регулярного  (текущего) обновления; 2) товаров сезонного  расходования;
3) товаров сезонного  поступления;
4) периодического  обновления
 
     Основной  является классификация товарных запасов  в зависимости от назначения, то есть товарные запасы текущего хранения, сезонного хранения, досрочного завоза и товарные запасы целевого назначения.
     К запасам текущего хранения относятся  запасы товаров, предназначенные для  обеспечения бесперебойной продажи  товаров в период между поступлениями  двух очередных партий товаров, находящиеся  в розничной торговой сети и на складах. Товарные запасы текущего хранения составляют основную часть всех запасов торговли. Они исчисляются в днях и денежном выражении. Товарные запасы текущего хранения включают в себя:
     1. Подготовительный запас – товительный запас создается для обеспечения непрерывности снабжения производственного процесса в период приемки, разгрузки, сортировки, лабораторного анализа, а также их комплектации и доработки к продаже.
     2. Рабочий запас – это запас  товаров,  находящийся  в   торговом  зале и предназначенный  для показа товаров покупателям (запас представительского ассортиментного набора) и запас товаров на продажу в течение одного дня.
     3. Запас пополнения – это масса  товаров, находящаяся на предприятии  и предназначенная для пополнения  рабочего запаса исходя из  условий поставки, интервала поставки (частоты завоза) и комплектности поставки.
     4. Страховой    (гарантийный)    запас.    Он    необходим   для   обеспечения устойчивого  уровня реализации в случае  значительного колебания покупательского  спроса и условий поставки  товаров.
     К товарным запасам сезонного хранения относятся запасы, производство или реализация которых имеет сезонный характер. Такие запасы создаются по товарам, которые либо непрерывно реализуются, а пополняются лишь в отдельный период времени (овощи, фрукты), либо наоборот: продаются в определенные промежутки времени, а накапливаются более менее регулярно (елочные украшения) или по товарам, спрос на которые подвержен сезонным колебаниям (одежда, обувь и т.д.).
     К запасам досрочного завоза относятся  запасы товаров, предназначенные для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных, труднодоступных районах, куда завоз товаров возможен лишь в определенные периоды года (районы Крайнего Севера, Дальнего Востока, горные районы).
     Товарные  запасы сезонного хранения и досрочного завоза предназначены для развития будущего товарооборота, поэтому их формирование носит стихийный характер. Если товарные запасы текущего хранения исчисляются в днях и денежном выражении, то товарные запасы досрочного завоза и сезонного хранения исчисляются в натуральном и денежном выражении.
     На  размер товарных запасов влияют различные  факторы: потребительские свойства товаров, условия производства, транспортировки  и т.д. Кроме того, как уже упоминалось, размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота. Поддержание нужных пропорций между величиной товарооборота и товарных запасов необходимо для предприятий торговли. При недостаточной величине запасов возникают трудности в удовлетворении покупательского спроса. Излишние товарные запасы вызывают дополнительные потери, рост потребности в кредитах банка и расходов по оплате процентов за пользование ими, ухудшение финансового состояния торговли. Особое значение придается изучению эффективности использования товарных запасов. 
 
 
 

     1.2. Показатели эффективности использования  товарных запасов 

     Показателями  эффективности использования товарных запасов являются время и скорость товарного обращения (или товарооборачиваемость  в днях и числе оборотов) и уровень  товарных запасов.
     Товарооборачиваемость показывает время, в течение которого реализуются товарные запасы. Можно сказать иначе: товарооборачиваемостью называется время, необходимое для полного обновления запаса или количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас. Одним из измерителей товарооборачиваемости является время обращения товаров в днях (длительность одного оборота).
     Необходимо  отличать показатель товарных запасов  в днях на конкретную дату от времени  товарного обращения. Товарные запасы в днях на конкретную дату показывают, на сколько дней торговле хватит имеющихся у предприятия товаров. Время товарного обращения показывает, за какой период (срок) реализуется полностью средний товарный запас.
     Товарооборачиваемость может выражаться и числом оборотов. Товарооборачиваемость, выраженная числом оборотов (в разах) называется скоростью товарного обращения.
     Скорость  товарного обращения показывает, за сколько оборотов обернется средний  товарный запас для получения  объема продаж в данном периоде, и  рассчитывается по формуле                                                                                                                                                                                                                                  
                                                                  
 

     где  Оm – скорость товарного обращения, обороты.
     Следует учитывать, что в основном при  расчете времени и скорости товарного  обращения учитываются не все  товарные запасы, а лишь текущего хранения, и не весь товарооборот, а только кредитуемый товарооборот.
     Кредитуемым товарооборотом является товарооборот, из которого исключены объем реализации по продаже непродовольственных  товаров в комиссионных и скупочных  магазинах, а также выручка предприятий  за индивидуальный пошив, ремонт и другие бытовые услуги, предоставляемые населению.                      
     Среднедневной кредитуемый фактический товарооборот рассчитывается путем деления товарооборота  соответствующего периода (год, квартал, месяц) на количество дней в периоде (соответственно на 360, 90, 30).
     Приведенные выше формулы взаимосвязаны, что  позволяет, зная скорость товарооборота, определять время обращения товаров, а зная время обращения, рассчитать скорость товарооборота. 

         
       

       
 

     Уровень товарных запасов также является показателем эффективности использования товарных запасов. Он свидетельствует об обеспеченности торговых предприятий товарами и рассчитывается по формуле
       
 

      где  УТЗ – уровень товарных запасов, %;
           ТЗ – средний  размер товарных запасов, тыс. руб.
     Обобщающим  показателем оценки эффективности  использования товарных запасов  может служить интегральный показатель, исчисленный по данным о темпах изменения  товарооборачиваемости (ТИВ) и рентабельности (ТИР): 

       

     Рост  интегрального показателя свидетельствует об улучшении использования товарных запасов.
     Основными факторами, влияющими на оборачиваемость  и величину товарных запасов на торговом предприятии, являются: объем и структура  товарного предложения, объем и  структура товарооборота, широта и  сложность ассортимента, комплектность товаров, потребительские свойства товаров, уровень и динамика цен, знание объема и структуры покупательского спроса, соотношение между спросом и предложением, выполнение договоров поставщиками, обоснованность заказов, ритмичность поставки товаров, конъюнктура рынка, транспортные условия, специализация торгового предприятия, режим работы предприятия, платежеспособность торговых предприятий и населения.
     На  оборачиваемость товаров и величину товарных запасов влияют и другие факторы: организация рекламы, соотношение опта и розницы в объеме запасов, звенность товародвижения и т.д.
     Показатели  эффективности использования товарных запасов тесно связаны между  собой. Материалы анализа состояния  товарных запасов, уровня товарных запасов, товарооборачиваемости используются торговыми предприятиями и их органами управления при определении размера товарных запасов на будущий год, нормировании товарных запасов при разработке мер по повышению эффективности использования средств, вложенных в запасы, а также финансовыми органами в процессе решения вопросов, связанных с управлением финансовыми ресурсами и оборотными средствами. 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Планирование товарных запасов в торговле в современных условиях 

     Анализ  товарных запасов проводится с целью:
     1. Определить тенденции развития  всех видов товарных запасов,  а также степень обеспечения  ими товарооборота.
     2. Выявить отклонения фактических запасов текущего хранения в сумме и днях оборота от нормативов, вскрыть причины этих отклонений по товарным группам и в целом по предприятию.
     3. Сопоставить фактическую товарооборачиваемость  за отчетный период с нормативной.
     4.Выявить  наличие затоваривания и наметить меры, обеспечивающие ускорение оборачиваемости товаров и более рациональное использование товарных ресурсов.
     5. Определить факторы, влияющие  на объем и уровень товарных  запасов.
     В результате анализа определяют: обеспечивают ли бесперебойную продажу товаров имеющиеся товарные запасы; соответствует ли фактический ассортимент товарных запасов покупательскому спросу населения; какие факторы оказали влияние на формирование и развитие товарных запасов.
     Результаты  анализа используются также для  обоснованного планирования и нормирования запасов по группам товаров.
     Анализ  товарных запасов проводится ежеквартально  в целом и по структуре.
     Целесообразно анализ тенденций развития товарных запасов проводить за три отчетных года. Более длительный период делает данные несопоставимыми из-за постоянно происходящих изменений в товарном ассортименте, структуре товарооборота, ценах и т.д. Сопоставление темпов роста (снижения) запасов и товарооборота позволяет выявить тенденции в развитии товарных запасов.
     Сравнение фактических запасов текущего хранения на конец отчетного квартала с нормативом товарных запасов соответствующего квартала позволяет определить наличие сверхнормативных запасов в целом по торговому предприятию.
     Для определения степени обеспеченности торгового предприятия товарными запасами текущего хранения на конец отчетного квартала для бесперебойной продажи товаров в последующем квартале запасы товаров на конец отчетного квартала сопоставляются с нормативом следующего квартала.
     При анализе товарных запасов текущего хранения за текущий квартал товарные запасы на начало января, февраля и марта сравниваются с плановым нормативом запасов 1 квартала, товарные запасы на начало апреля, мая и июня – с плановым нормативом запасов 2 квартала и т.д. Такой анализ дает возможность выявить недостаток товарных запасов или наличие сверхнормативных запасов. Затем анализируется изменение фактических (или ожидаемых) товарных запасов на конец отчетного квартала в сопоставлении с их фактическими запасами на начало квартала.
     При анализе товарных запасов за год  для расчета принимаются показатели 4 квартала. Умножением среднедневного ожидаемого товарооборота 4 квартала на норму в днях рассчитывается норматив товарных запасов в сумме на 4 квартал. Сопоставлением ожидаемых  товарных запасов текущего хранения с нормативом 4 квартала определяется их отклонение, и вскрываются причины этих отклонений.
     Для более детального изучения товарных запасов необходимо анализировать  их по отдельным группам, а также  внутри их. С этой целью по каждой товарной группе определяют размер фактических товарных запасов текущего хранения на конец текущего года в сумме и в днях оборота. Полученные результаты сопоставляют с фактическими запасами товаров на начало текущего года и установленным нормативом, устанавливают и оценивают отклонение.
     Фактические запасы могут отклоняться от норматива  по предприятию или по товарной группе, если товары завозятся без достаточного учета спроса, в ранее завезенных товарах есть остатки неходовых  или несезонных товаров, товаров, потерявших первоначальное качество или устаревших моделей и фасонов, нарушается график завоза и т.д.
     На  основе анализа причин затоваривания  или недостатка товаров разрабатывают  мероприятия по упорядочению товарных запасов.
     Как уже упоминалось, на величину товарных запасов в торговле влияют различные факторы. К числу основных факторов относят объем товарооборота, его структуру и скорость обращения товаров.
     Объем товарооборота оказывает прямое влияние на размеры товарных запасов: при увеличении объема товарооборота величина товарных запасов также возрастает. Однако эта зависимость не пропорциональная, так как рост товарных запасов должен отставать от темпов роста товарооборота. Если объем товарооборота будет систематически возрастать, то абсолютная величина товарных запасов должна также иметь тенденцию к росту, однако показатель товарных запасов в днях оборота будет стремиться к снижению.
     Значительное  влияние на товарные запасы оказывает  структура товарооборота. Реализация продовольственных товаров предполагает наличие меньших товарных запасов, чем реализация непродовольственных товаров (в связи с меньшими сроками их хранения).
     К увеличению товарных запасов ведет  и расширение ассортимента товаров (особенно по группе непродовольственных  товаров).
     Одновременно с анализом состояния товарных запасов изучается товарооборачиваемость (время пребывания товаров в торговой сети).
     На  следующем этапе планирования потребности  предприятия в товарных ресурсах производится нормирование и планирование товарных запасов.
     Планирование товарных запасов – это комплексный процесс, включающий анализ состояния товарных запасов, динамики развития по местонахождению, по назначению, установлению оптимального их состояния по звеньям товародвижения, а так же определению необходимых размеров этих запасов.
     Планирование  товарных запасов предполагает ускорение  оборачиваемости оборотных средств, вложенных в запасы, обеспечение  бесперебойной продажи товаров  и т.д. Планируются все виды товарных запасов, классифицируемые по признаку назначения.
     Важнейший элемент планирования товарных запасов – их нормирование, которому подлежат только запасы текущего хранения на предприятиях торговли. Нормативы товарных запасов являются критерием оценки деятельности предприятий торговли. Их закладывают в расчеты товарного обеспечения, товарооборота и в другие расчеты показателей.
     Норматив  товарных запасов – это оптимальный  размер запасов, выражающий собой такой  их уровень к товарообороту, который  обеспечивает возможность практически  бесперебойной продажи товаров  при наименьших затратах на образование, хранение и управление ими в конкретных условиях работы с учетом прогрессивных тенденций развития. Следовательно, планирование и нормирование товарных запасов – близкие, но не тождественные понятия.
Нормирование  товарных запасов осуществляется по следующим этапам (рис. 1).  

Рисунок 1 

     
      Рис. 1. Этапы  нормирования товарных запасов 

     Основные  показатели при нормировании товарных запасов – это норма и норматив товарных запасов. Норма товарных запасов представляет собой относительный показатель, рассчитываемый в днях. Норматив товарных запасов устанавливается в абсолютных размерах (натуральных и денежных единицах) и рассчитывается по формуле 

 

     где
           Н норма товарных запасов.  

     Существует два понятия норматива товарных запасов:
     - норматив как запас, необходимый  для обеспечения бесперебойной  реализации с целью наиболее  полного удовлетворения объема  и структуры покупательского  спроса;
     - норматив как товарный запас,  обеспечивающий формирование товарных запасов по регионам, в зависимости от условий их жизнедеятельности, а также по предприятиям, периодам года, в пространстве и времени.
     В теории и практике используются различные  методы нормирования товарных запасов: опытно-статистический, технико-экономический, экономико-математический, экспертных оценок и другие. В зависимости от наличия экономической информации и других условий пользуются теми или иными методами.
     Частое  применение опытно-статистического метода приводит к серьезным просчетам в формировании товарных запасов и дополнительным трудностям их регулирования. При этом, чем полнее насыщается рынок товарами, тем серьезнее ошибки в формировании товарных запасов, тем больше труда они требуют для устранения. Такие просчеты отрицательно сказываются на всех сторонах хозяйственной деятельности торговых предприятий.
       Метод экспертных оценок основан на субъективном понимании ситуации и перспектив развития несколькими специалистами-экспертами.
     Данный  метод используется, в основном, если ставится задача, методы решения которой неизвестны или получение информации связано с большими затратами (материальными и трудовыми).
     На  практике метод экспертных оценок используется:
     - при  нормировании  товарных  запасов  досрочного  завоза,  текущего  хранения;
     - при  дифференцировании  нормативов  товарных запасов между оптом и  розницей;
     - для  характеристики  степени   соответствия  товарных  запасов   спросу  населения.
         Метод пропорционального отклонения:
       
 

     где ТЗН – товарные запасы на начало месяца, тыс. руб.;
           ТЗ - средние товарные запасы, тыс. руб.;
       РМЕС – оборот за месяц, тыс. руб.; 

     Торговый  запас состоит из двух частей:
     - рабочего запаса, который должен  находиться в торговом зале  для показа имеющихся в продаже  товаров и непосредственно отпуска  покупателям (Зраб.):
       
 

    где А – количество ассортиментных разновидностей, которыми торгует  предприятие, ед.;
       Ц - средняя цена единицы товара, тыс.руб.;
       РДН - среднедневной оборот, тыс. руб.;
     - запаса пополнения, предназначенного  для обеспечения продажи товаров в период между поставками (Зпоп.):
       
 

     где  Ч – частота завоза товаров  на предприятие;
           КК – коэффициент комплектности, который рассчитывается как
       
 

     где а - количество разновидностей товаров, поступающих в одной партии.
     Страховой запас устанавливается по каждой группе товаров в процентах ко всему торговому запасу из следующего расчета:
     - по невзаимозаменяемым товарам  – в размере до 100% товарных  запасов;
     - по отдельным продовольственным  и непродовольственным товарам  – до 50%.
     В пределах этих размеров отношение страхового запаса к торговому дифференцируется в зависимости от конкретных условий торговли.
     Время на приемку и проверку качества товаров, подготовку их к продаже устанавливается на основании данных изучения затрат времени на эти операции, а также с учетом опыта и дальнейшей рационализации приемки и подготовки товаров к продаже.
     Достоинства метода технико-экономических расчетов: он предполагает разработку ассортиментного  минимума для каждого магазина и  контроль за его соблюдением; дает возможность проследить весь процесс образования и расходования товарных запасов; учитывает условия и особенности работы каждого предприятия – организацию завоза товаров, комплектование ассортимента, порядок приемки и подготовки товаров к продаже и т. д.
     К недостаткам метода технико-экономических расчетов можно отнести высокую трудоемкость расчетов, произвольное в значительной степени определение страховой части норматива товарного запаса, что является отходом метода технико-экономических расчетов к методу экспертных оценок и др.
     Однако  целесообразным является применение данного  метода для расчета нормы товарного  запаса по отдельным группам товаров.
     Экономико-математический метод нормирования товарных запасов  заключается в соответствии параметров системы товароснабжения выбранному критерию оптимальности и создании возможности гибко реагировать на все изменения, происходящие в этой системе.
     В основе данного метода нормирования товарных запасов лежат приемы математической статистики. Большинство из них базируется на статистическом изучении закономерностей покупательского спроса, его размера и структуры.
     Экономический анализ работы торговых предприятий  приводит к выводу, что основная закономерность развития товарных запасов  – рост размера и усложнение ассортимента товарооборота. Если предполагается его увеличить значительными темпами, то и накопление запасов товаров также должно осуществляться достаточно быстро. И наоборот, если реализация товаров замедлится, то к созданию запасов следует подходить осторожно – они должны нормироваться в меньших размерах.
     Итак, при нормировании товарных запасов  следует исходить из тенденций их роста. Международная практика управления товарными запасами дает возможность  предполагать рост товарных запасов  на перспективу несколько меньшими темпами по сравнению с покупательским спросом (товарооборотом). Только такое их соотношение обеспечит возможность ускорения оборачиваемости товаров, а, следовательно, и оборачиваемости оборотных средств.
     Границы использования метода определяются характером формирования каждого составного элемента товарных запасов и охватывают в основном запас пополнения и страховой запас.
     Величина  запаса пополнения зависит от периода  завоза, размера партий товара, их комплектности.
       
 

     где  ?р – среднеквадратическое отклонение оборота за период;  
       Pi – объем оборота i –го периода (тыс.руб.);
           Р - средний объем  оборота за период, определяемый как 

       
 

     где n – количество периодов.
     Коэффициент обслуживания (Кобсл.) находят по определенной таблице после предварительного расчета соотношения числа дней, когда товар был в продаже, к общему числу дней работы в периоде.
     После определения нормы и норматива  товарных запасов по отдельным товарным группам в целом по предприятию  определяют прирост норматива по сравнению с нормативом отчетного года (DНорматива ТЗ): 

     ?Норматива  ТЗ = Норматив ТЗ IVкв.план.года- Норматив ТЗ IVкв.отчетн.года,     

     Распределение прироста норматива товарных запасов  по кварталам года происходит:
     - при равномерном распределении  оборота розничной торговли будущего  года по кварталам – по 25% прироста норматива товарных запасов;
     - при  неравномерном  распределении   оборота  розничной  торговли  по   кварталам будущего года  – в соответствии с удельными  весами квартальных оборотов  в общем объеме оборота будущего  года.
     После расчетов и экономического обоснования объема продажи товаров, величины норматива товарных запасов приступают к обоснованию товарного обеспечения оборота розничной торговли, задачей которого является обеспечение соответствия между оборотом и товарными запасами по общему объему и структуре.
     Товарное  обеспечение рассчитывается в натуральном (по продовольственным и некоторым  непродовольственным товарам) и  в стоимостном выражении.
     На  первой стадии прогноза определяют потребность  в товарах, необходимых для прогнозируемой реализации товаров. На второй – ресурсы товаров для покрытия этой потребности.
     При расчете потребности в товарных ресурсах для обеспечения оборота  розничной торговли учитываются  состояние товарных запасов к  началу будущего года; необходимость  их пополнения до норматива и в связи с изменениями объема оборота; ресурсы, необходимые для возмещения потерь от естественной убыли и уценки товаров.
     Преобразуя  формулу балансовой увязки 1, получим  формулу расчета общей потребности  в товарах на предприятиях торговли: 

     П = РТО + ТЗК + В – ТЗН.                                        

     Товарные  ресурсы определяются из объема потребительских  товаров, выпускаемых производственными  предприятиями, и закупаемых у них  на основе заключения договоров, а также  договоров, заключенных на оптовых  ярмарках, ожидаемого поступления импортных  товаров на предприятия торговли, а также ожидаемого поступления товаров от частных лиц. 
 

 

      2. АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ ООО «Манго» 

     2.1. Краткая организационно – экономическая характеристика                  ООО «Манго»
     Предприятие (фирма, организация) – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном действующим законодательством, и производящий продукцию, товары, выполняющий работы, оказывающий услуги в целях удовлетворения потребностей покупателей.
     ООО «Манго» находится в г. Омке по ул. Ленина , 14. Местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации.
     Общество  создано без ограничения срока  деятельности.
     Общество  является юридическим лицом, имеет  самостоятельный баланс, расчетный  и иные счета, в том числе валютный, в учреждениях банков, действует на принципах хозяйственного расчета, самофинансирования и самоуправления.
     Главной целью создания общества является получение  прибыли на основе объединения экономических  интересов, материальных, трудовых и  финансовых ресурсов его участников для осуществления хозяйственной деятельности, за исключением запрещенной законодательством.
     Для осуществления указанных целей  общество осуществляет свою деятельность в следующих направлениях:
     - осуществление  в  установленном   порядке  розничной торговли  и других видов торгово-закупочной деятельности;
     - создание и эксплуатация коммерческих  магазинов.
     Как самостоятельная экономическая единица ООО «Манго» создавалось путем формирования основных фондов и оборотных средств, величина которых определяется уставным капиталом.
     Уставный  капитал общества составляется за счет имущественного вклада учредителей. Учредители вносят следующий имущественный  вклад в уставный капитал:
     Имущество общей стоимостью – 30000 руб.
     Размеры долей участников в уставном капитале общества:
     1 учредитель – 24000 руб.- 80% уставного  капитала;
     2 учредитель – 6000 руб.- 20% уставного  капитала.
     Занимаемая  обществом площадь составляет 220 кв.м., в том числе торгового  зала 160 кв.м. Принадлежность площади  – арендная.
     Режим работы магазина с 10 часов до 19 часов, без перерыва и выходных.
     Отношения работника и предприятия, возникшие  на основе трудового договора контракта, регулируются законодательством РФ о труде. Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливается в соответствии с действующим законодательством и результатами хозяйственной деятельности предприятия. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда, и меры социальной защиты работников.
     Организационная структура управления на предприятии  строится по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему.
     На  основании должностных инструкций ООО «Лотос» можно рассмотреть  функции и обязанности отдельных  работников в целом в таблице.

      Таблица 2

     Функции и обязанности работников ООО «Манго»
Должность/ численность
Полномочия  и обязанности
А Б
Директор  магазина/1чел. Директор действует  от имени предприятия, представляет его во всех хозяйственных и государственных  учреждениях. В соответствии с законодательством и уставом предприятия он издает приказы, осуществляет найм и увольнение работников, налагает на них взыскания и определяет меры поощрения за хорошую работу. Распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры со сторонниками организации, выдает от своего имени доверенности другим лицам, открывает в банках расчетный счет и распоряжается денежными средствами на счету.
Главный бухгалтер/1 чел. Напрямую подчиняется  диктору предприятия. Ведет контроль финансовой деятельности предприятия. Осуществляет бухгалтерские отчетности. Работа с внебюджетными фондами.
Товаровед/ 2 чел. Непосредственно подчиняется директору магазина. Осуществляет работу с поставщиками, производит закупку товаров, несет  ответственность за товарно-материальные ценности принятые от поставщиков. Формирует товарные запасы и отвечает за их сохранность. Устанавливает розничные цены на реализуемую продукцию.
Торгово-оперативный  персонал/ 6 чел. Находятся в  подчинении у товароведа. Осуществляют расчеты с покупателями. Выступает в роли кассира-опперационниста. Несет материальную ответственность за свое рабочее место.
 
А Б
Грузчик/1 чел. Погрузка, разгрузка  и перемещение товара.
Уборщица/1чел. Следит за чистотой помещений.
Водитель/1 чел. Перевозка товара.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                  Рисунок 2
     
 
 
 

     Прежде  чем перейти к более детальному анализу оборота розничной торговли и товарных запасов предприятия, рассмотрим основные показатели хозяйственной деятельности ООО «Манго» за 2005-2006 год.
                                                                              Таблица 3
Анализ  основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Манго» за 2005-2006 годы.
Показатели Единицы измере- ния
  2005г.
 
2006г.
Откло-нение (+;-) Темп изменения, %
А Б 1 2 3 4
1.  Оборот розничной торговли без  НДС тыс. руб. 13456,0 26574,8 13118.8 120,4
2.  Площадь всего, м2 220 220    
 в  т.ч. торговая площадь м2 160 160    
3.  Товарооборот на 1 кв.м. торговой  площади (стр.1:стр.2)  тыс. руб./м2 84,1 166,1 +81,9 120,6
4.  Среднесписочная численность работников всего чел. 12 14 +2 118,2
в т.ч. работников ТОП чел. 6 4 -2 115
5.  Производительность труда одного  среднесписочного работника (стр.1:стр.4) тыс. руб./чел. 1121,3 1898,2 776,9 1,8
в т.ч. ТОП тыс. руб./чел. 2242.7 6643,7 - 80.2
6.  Фонд заработной платы тыс. руб. 168 173 +5 1,1
7. Уровень  фонда заработной платы %        
8.  Среднегодовая заработная плата  1 работника тыс. руб. 14 12,4    
17. Коэффициент  участия оборотных средств в  обороте тыс. руб./1руб. ОРТ 0,331 0,340 +0,009 102,7
18. Коэффициент  рентабельности оборотных средств  руб./1руб.  ОСср. 0,23 0,29 +0,06 126,1
19. Себестоимость  проданных товаров, работ, услуг тыс. руб. 4437,4 5150,2 +712,8 116,1
20. Валовая  прибыль:          
 
- сумма тыс. руб. 1553,1 2060,1 +507,0 132,6
- в  % к товарообороту % 25,9 28,6 +2,7 х
21. Издержки  обращения:          
- сумма тыс. руб. 960,5 1106,9 +146,4 115,2
- уровень % 16,0 15,4 -0,6 х
22. Прибыль  (убыток) от продаж:          
- сумма тыс. руб. 592,6 953,2 +360,6 160,8
- рентабельность  продаж %       103,3
31. Текущий  налог на прибыль тыс. руб. 141,0 222,1 +81,1 157,5
32. Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода          
- сумма тыс. руб. 446,3 703,3 +257,0 157,6
- в  % к товарообороту % 7,5 9,7 +2,2 х
33.  Комплексный показатель эффективности  хозяйствования (стр.3+стр.5+стр.10+стр.16)/4 % x x x 108,0
 
     Оборот  розничной торговли ООО «Манго»  в отчетном 2006 году по сравнению  с прошлым 2005 годом увеличился на 20,4%. На изменение оборота розничной  торговли повлияли многие факторы, как  положительно, так и отрицательно. В отчетном году существенно повысилась нагрузка на 1 кв. м. торговой площади (на 20,6%), в то время как размер торговой площади остался прежним что оценивается, безусловно, положительно.
     Среднесписочная численность работников предприятия  возросла на 18,2%, когда как производительность труда выросла только на 1,8%. При этом производительность труда торгово-оперативного персонала снизилась на 19,8% при росте их численности на 50,0%.
     За  анализируемый период в торговом предприятии наблюдается рост всех видов прибыли. Так, по сравнению с прошлым годом прибыль от продаж возросла на 60,8%, что в сумме составило 360,6 тыс. руб. Рентабельность продаж выросла на 3,3%. Рост прибыли обусловлен опережающим темпом роста валовой прибыли над темпами роста издержек обращения, а также значительным увеличением оборота розничной торговли и торговой надбавкой. В анализируемом периоде наблюдается также рост прибыли до налогообложения, хотя темп роста ее незначительно снизился по сравнению с темпами роста прибыли от продаж (157,5% против 160,8%). На изменение прибыли до налогообложения оказало влияние снижение операционных доходов и увеличение операционных расходов. В целом в ходе анализа выявлены следующие положительные моменты: рост оборота розничной торговли на 20,4%, суммы валовой прибыли на 32,6% и суммы чистой прибыли на 57,6%. Исходя из этого можно сделать вывод о достаточно устойчивом финансовом состоянии данного предприятия. 

     2.2. Анализ товарных запасов ООО «Манго» 

     Значение  анализа товарных запасов заключается  в формировании объективной оценки состояния и эффективности использования товарных запасов и в выявлении резервов стабилизации их состояния.
     Информационной  базой анализа являются, главным  образом, данные синтетического и аналитического бухгалтерского учета по счету 41 «Товары», а также нормы и нормативы товаров. 

     Таблица 4
     Расчет  среднего товарного запаса ООО «Манго» (тыс. руб.)
Годы Оборот  розничной торговли Товарные  запасы на начало квартала Средний товарный запас
за  год однодне- вный
1.01 1.04 1.07 1.10 1.01
А 1 2 (1:Д) 3 4 5 6 7 8
2004г. 5130,7 14,3 1400,0 1592,8 1654,5 1720,7 1790,0 1640,8
2005г. 5990,5 16,6 1790,0 1630,4 1850,8 2065,6 2163,2 1880,9
2006г. 7210,3 20,0 2163,2 2246,5 2360,8 2450,2 2490,5 2346,1
     На  основании проведенных расчетов проанализируем динамику средних товарных запасов по ООО «Манго» за последние три года и оформим результаты анализа в таблице.
     При сопоставлении темпов роста средних  товарных запасов и темпов роста  оборота розничной торговли наблюдается следующее: в предшествующем 2005 году оборот розничной торговли растет более интенсивно, чем размер товарных запасов (соотношение между темпом роста товарооборота и темпом роста товарных запасов больше 1,0), что характеризуется положительно. Однако в отчетном 2006 году данное соотношение составило 0,97, то есть меньше 1,0. Это говорит о замедлении товарооборачиваемости, что, в свою очередь, ведет к увеличению расходов и снижению прибыли предприятия торговли. 
 
 

     Таблица 5
     Анализ  динамики средних товарных запасов по ООО «Манго»
Периоды Оборот  розничной торговли, тыс. руб.
Средние товарные запасы за период Темп  роста к предшествующему периоду, % Соотношение темпов роста товарооборота и  средних товарных запасов
Сумма, тыс. руб. Время обращения, дни Оборота розничной  торговли Средних товарных запасов
А 1 2 3 4 5 6 (4:5)
2004г. 5130,7 1640,8        
2005г. 5990,5 1880,9        
2006г. 7210,3 2346,1        
 
     Анализ  состояния товарных запасов и  определяющих его факторов проводится по данным о товарных запасах на определенную дату. Анализ проводится как по общему объему запасов текущего хранения, так и в разрезе товарных групп и структурных подразделений организации. При этом используются такие показатели, как:
     • абсолютная  величина  запасов  на  определенную  дату (на первое число  каждого квартала). Источник данных – сальдо счета 41 «Товары»;
     • уровень товарных запасов (УТЗ) в днях: 

                 УТЗ = ТЗНА ДАТУ / РОДН.,  

     где  ТЗНА ДАТУ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.