На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа РАО ЕЭС России. Модель естественной монополии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Российской Федерации
Томский Политехнический  Университет 

                                                                                              
 

  Кафедра экономики. 
 
 
 
 

Курсовая  работа.
ТЕМА: РАО “ЕЭС России”. Модель естественной монополии. 
 
 
 

Выполнил  студент:
Гр.7А02                           _________________________Михайлов Е.В. 

Проверил  преподаватель:______________________ Громова А.С. 
 

Томск 2003.
Содержание. 

   Введение.   ………………………………………………………………………… 3                                                                                                    
 1.Естественные монополии в России.  ………………..………………………....4                                                           
    Монополии  и виды монополий.   
    Естественные Монополии.
    Максимизация прибыли естественной монополии.  
    1.1 Электроэнергетика. …...…………………………….………………………...9                                                                          
    1.2Структура РАО “ЕЭС России”.  ….. ……………….………………………..10                                                    
    1.3 Реформы.  .………………. …. ……………………….……………………...10                                                             
         Нерешенные задачи реформирования к началу 1997 г. …...………...11            
      Программа 1997 г. …. …………………………………………….………...13                                                                         
      Оценка первых результатов и задачи дальнейшего                             реформирования.   …………………………………………………….……….14                                                                                  
       Реформирование электроэнергетики за последний период                       
    времени.   ………………………………………………………………………...16                                                                                                    
2. Государственное регулирование монополий.                                             
     Антимонопольное законодательство.      ……………………………………..20                                                                                                  
3. Особенности регулирования естественных монополий в России. ..…….23                
  Заключение.   ……………………………………………………………………..26
   Использованные источники.    …………………………………………………28
   Приложение.  ..……………………………………………………………………29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

            {Самое  великое зло в экономике - не коммунизм, социализм или капитализм, не владельцы или боссы, не союзы, феодализм, индустриализация или автоматизация, не прогресс или его недостаток, и не любой дефицит природных ресурсов. Нет, великое зло в экономике- ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ.) 

     В данной курсовой работе были рассмотрены теоретические и практические аспекты деятельности естественных монополий и их государственное регулирование в Российской Федерации. При написании работы широко использовались российские публикации в глобальной сети Интернет, а также материалы соответствующих конференций, что позволило лучше представить настоящее положение дел и учесть более широкий набор мнений по данному вопросу. Естественные монополии образуются в тех отраслях, где деятельность остальных компаний по каким-либо причинам невозможна, будучи ограничена государственным запретом на данный вид деятельности без соответствующей лицензии (например: добывающая промышленность) или использованием редких или невоспроизводимых ресурсов, кроме того, к естественным монополиям относятся предприятия, где размеры первоначальных капитальных вложений настолько высоки, что любой второй компании не выгодно входить в этот рынок и конкурировать с первой, т.к. две компании в данном секторе уже не смогут покрывать свои постоянные издержки из-за меньших масштабов производства. Типичными представителями естественных монополий являются коммунальные службы: было бы дорого и неоправданно строить второй набор водопроводных и канализационных труб в городе,
    Чтобы предотвратить злоупотребления со стороны естественных монополий, их деятельность должно контролировать государство. Как правило, им позволяют иметь норму прибыли несколько выше, чем у остальных компаний, но это не всегда оправданно, т.к. монополия гарантирует прибыль. Также естественным монополиям часто позволяют проводить ценовую дискриминацию, для максимизации их прибыли.
     В последней главе рассматривается российское законодательство, регулирующее деятельность естественных монополий. Целью данной работы является изучение проблемы естественных монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для экономики и методов их регулирования с рассмотрением приложения теоретических знаний, накопленных экономической наукой в нашей стране. 

 


                            1. Естественные монополии в России.
                                   Монополии и виды монополий.
Монополия (англ. Monopoly) от греч.monos- один и poleo- продаю.
         Монополия-исключительное право производства торговли, промысла и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Таким образом монополия-это такая организация рынка, при которой свободная конкуренция затруднена или отсутствует. Такая ситуация называется несовершенной конкуренцией.
     Монополии классифицируются в соответствии со степенью рыночного несовершенства и подразделяются на три основных типа, в порядке его возрастания:
     Монополистическую  конкуренцию – тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров. Монополистическая конкуренция предполагает относительно свободный доступ на рынок.
      Олигополию - тип отраслевого рынка, на котором несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Доступ на                   олигополистический рынок для других фирм затруднен. Контроль над ценами на таком рынке ограничен взаимозависимостью фирм(за исключением случая сговора). Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция.
     Чистую монополию - тип отраслевого рынка, на котором: присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги; отсутствуют близкие заменители товара; имеются высокие барьеры входа.
В зависимости  от характера и причин возникновения  монополии подразделяют на:
    1.   Естественную монополию.
    2.   Искусственную монополию. 

 
    1. Естественная  монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например: редкие металлы). Сюда также относят целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный  комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
Легальные монополии, образующиеся на законном основании (их называют “защищенными” от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических организации:
  1.     Патентная система;
   2.    Авторские права;
   3.    Торговые знаки;
     2.  Искусственная  монополия. Под этим условным названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемых ради получения монополистических выгод. Эти предприятия преднамеренно изменяют структуру рынка:
Создают барьеры  для вхождения на отраслевой рынок  новых фирм;                                                                   
Ограничивают  аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в                монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;                                                                                                                                                     
Применяют более  крупный капитал (дающий большой  эффект от   роста   масштаба производства);
“Забивают” новые фирмы хорошо поставленной рекламой;
Создают очень  высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень                                  технологии.
      Таким образом можно выделить  две основные причины возникновения  монополий желание захватить  рынок, с целью диктовать свою цену и условия, и невозможность выхода на рынок по причине редкости используемого ресурса, высокой доли постоянных издержек, относительно переменных (т.е. необходимость больших капитальных вложений и растянутый срок их окупаемости) или специальные ограничения на данный тип деятельности. 

 Естественные  монополии.
Максимизация  прибыли естественной монополии 

   Естественная монополия—монополия компании, обусловленная ее уникальным положением на рынке. Естественная монополия возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определенные товары или услуги с более низкими средними издержками, чем это смогли бы сделать несколько более мелких компаний,
   Одним из возможных способов увеличения прибыли  для производителя, в той или  иной мере обладающего монопольной  властью, является ценовая дискриминация, т.е. продажа гомогенного блага по различным ценам разным покупателям; при этом различия в ценах не связаны с затратами производства и доставки товара на рынок.
   Необходимым условием осуществления ценовой  дискриминации является невозможность  перепродажи блага. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг.
   В зависимости от способа осуществления  ценовой дискриминации ее делят  на три категории (степени).
   Дискриминацией  первой степени называется продажа  каждой единицы блага по ее цене спроса. Если продавцу это удается, то кривая отраслевого спроса становится для него кривой предельного дохода. В этом случае монополия продаст такой же объем продукции, какой был бы реализован в условиях совершенной конкуренции. При этом весь потребительский излишек достается продавцу в виде добавочной прибыли.
   Осуществить ценовую дискриминацию первой степени  на практике удается редко. Чаще по разным ценам монополист продает  не каждую единицу продукции, а определенные ее партии. Так, теплоэлектроцентраль может учесть, что минимально необходимое  количество электроэнергии и тепла потребители возьмут по очень высоким ценам, а если на последующие порции своей продукции она будет снижать цены, то общий объем выручки и, возможно, прибыль возрастут. В этом суть ценовой дискриминации второй степени.
   Начавшийся в 1992 г. переход России к рыночной экономике, процессы акционирования и приватизации выдвинули на Первый план вопросы, касающиеся формирования системы государственного (экономического) регулирования отраслей промышленности, включающих виды хозяйственной деятельности с признаками естественных монополий, где возможности для развития конкуренции объективно ограничены;. К таким отраслям в первую очередь относятся: электроэнергетика, газовая промышленность и железнодорожный транспорт.
    Отсутствие  законодательной и нормативной базы, опыта и традиций экономического регулирования в России, большие размеры и слабая «прозрачность» отраслевых хозяйственных структур в этих отраслях объективно затрудняли быстрое создание соответствующей системы государственного регулирования. Важнейшей стратегической задачей государственной политики в этих условиях представлялось проведение реструктуризации этих Отраслей с целью разделения в них потенциально конкурентных и естественно монопольных сфер хозяйственной деятельности, способствующей сокращению сферы государственного регулирования и замене, там где это возможно и экономически целесообразно, малоэффективных затратных методов регулирования на рыночные стимулы.
   Определенным ориентиром и источником идей для разработки планов проведения такого рода структурных реформ в России послужили успешные результаты реструктуризации и развития конкурентных рынков электрической энергии, газа и железнодорожных перевозок, предпринятые в целом ряде стран мира и положившие, по сути, начало пересмотру общепринятых базовых принципов структурного построения и функционирования этих отраслей.
    Вертикальная интеграция, сыгравшая несомненно важную роль на этапах формирования крупных систем электроснабжения, газоснабжения и железных дорог различных стран, стала определенным тормозом для дальнейшего роста эффективности функционирования этих систем, поскольку существование жестких внутрифирменных связей исключало возможность развития конкурентных отношений, а возможности органов регулирования по выявлению резервов повышения эффективности регулируемых компаний объективно ограничены.
    Очевидно, что эта структурная тенденция Должна быть учтена и при совершенствовании организационной структуры естественных монополий в России. Не являясь самоцелью, развитие конкурентных отношений в этих отраслях может и должно стать реальной альтернативой государственному регулированию в тех случаях, когда одного механизма конкуренции будет достаточно для обеспечения экономической эффективности производственной деятельности и; для эффективного противодействия любым проявлениям монополизма. Вместе с тем переход к конкурентным моделям в Электроэнергетике, газовой промышленности и железнодорржном транспорте России, имеющим различные технические условия для реализации конкуренции, различное экономическое положение, различные движущие силы, определяющие ход отраслевых реформ, должен проходить в различные сроки и различным путём, подчиняясь собственной логике преобразований.
    В результате проведения акционирования и частичной приватизации электроэнергетики и газовой промышленности государство резко сократило свои управленческие функции в этих отраслях, передав их соответственно отраслевому холдингу РАО«ЕЭС России» и РАС «Газпром», сохранив за собой лишь возможности участия в акционерном управлении этими компаниями. Для представления интересов государства в РАО «ЕЭС России» и РАО «Газпром» были сформированы институты представителей государства в этих акционерных обществах — коллегии представителей государства в совете директоров. На железнодорожном транспорте управление по-прежнему осуществляет МПС, а сами железные дороги имеют статус государственного унитарного предприятий, осуществляющего коммерческую деятельность.
   Следует отметить, что до одобрения указом Президента Российской Федерации Г" 426 от 28 апреля 1997г. Основных положений структурной реформы в сферах естественных монополий и утверждения постановлением Правительства Российской Федерации Г* 987 от 7 августа 1997 г. Программы мер по структурной перестройке, приватизации и усилению контроля в сферах естественных монополий, реформирование этих отрасли проводилось без единой, продуманной концепции государственной структурной политики, а движущей силой происходивших изменений был главным образом высший управленческий аппарат соответствующих отраслей.
   В итоге результаты пятилетних усилий по реформированию электроэнергетики, газовой промышленности и железнодорожного Транспорта, полученные к началу 1997 г., были достаточно скромными сточки зрения полной адаптации отраслей и отдельных предприятий к работе в условиях рыночной экономики, развития конкуренции и установления эффективного государственного контроля в естественно-монопольных сферах деятельности.
   Более того, за эти годы произошло заметное снижение экономической эффективности функционирования этих отраслей, ухудшились технологические и экономические показатели работы при относительном росте тарифов и цен на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки по сравнению с общим уровнем цен в экономике. Из-за недостатка или низкой эффективности использования инвестиций резко сократились приросты производственных мощностей. Серьезное влияние на темпы осуществления реформ оказывали и продолжают оказывать:
        - Большой спад внутреннего потребления электроэнергии и газа и объема железнодорожных перевозок и появившиеся в связи с этим проблемы избыточных мощностей;
             - Неплатежи, составившие, например, в электроэнергетике в 1995 и 1996 гг. около 25% всего объема реализованной продукции и породившие нехватку средств для инвестиций и даже для эксплуатационных нужд;
        - Широкое распространение неденежных форм расчетов, на 25—30% «утяжеляющих» тарифы и цены отраслей естественных монополий.
   Отсутствие конкурентной среды не было компенсировано контролем со стороны государства за обоснованностью издержек, структуры и уровней тарифов (цен) на продукцию и услуги естественных монополий.
   Серьезной проблемой для всех трех отраслей стали большие масштабы перекрестного субсидирования, обусловившие повышенный уровень грузовых железнодорожных тарифов, а также тарифов на электрическую и тепловую энергию и цен на газ для промышленных потребителей России. В настоящее время уровень Тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей вполне сравним с уровнем аналогичных тарифов в других странах. Аналогичная ситуация складывалась в газовой промышленности. Вместе с тем тарифы на электрическую и тепловую энергию и цена на газ для населения существенно отстают от своих зарубежных аналогов, и соотношение их уровня с промышленными тарифами обратное по сравнению с тарифами и ценами в других странах.
   В значительной мере медленное продвижение реформ в отраслях естественных монополий было связано с неблагоприятной политической и экономической обстановкой в стране, отсутствием в обществе организованных экономических интересов, поддерживающих изменения, отсутствие опыта работы в условиях рыночных отношений и др.
   К началу 1997 г. стала очевидной необходимость более решительного и комплексного проведения программы структурных преобразований в отраслях естественных монополий и усиления роли государства в контроле за деятельностью естественных монополий. Завершение цикла парламентских и президентских выборов создали благоприятные политические предпосылки для дальнейших реформ. 

   В течение 1997 г. Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти был принят целый ряд важнейших решений, положивших начало новому этапу реформ в отраслях естественных монополий.
   Основные принципы для нового этапа этих реформ были определены в Послании Президента России Федеральному Собранию в 1997 г.
    Основополагающими нормативными документами года, определившими краткосрочные и среднесрочные задачи структурных реформе отраслях естественных монополий стали:
    1. Среднесрочная программа Правительства Российской Федерации на     1997 2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост»;
     2. Основные положения структурной реформы в сферах естественных монополи и, одобренные Указом Президента Российской Федерации  от 28 апреля 1997 г.;
    3. Программа мер по структурной перестройке, приватизации и усилению контроля в сферах естественных монополий, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации Г" 987 от 7 августа 1997 г.
    В данных документах и последовавших за ними указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской федерации и решениях федеральных органов исполнительной власти были приняты решения по широкому комплексу вопросов реформирования отраслей естественных монополий (ЕМ), рассчитанные на период 1997—2000гг., включая:
     -Меры по структурной перестройке и развитию конкуренции В отраслях ЕМ;
     -Разработку принципов ценообразования и принятия нормативных документов по регулированию цен на продукцию и услуги ЕМ и контролю за их издержками;
     -Разработку программы поэтапного устранения перекрестного субсидирования цен на услуги ЕМ;
     -Меры по обеспечению не дискриминационного доступа к услугам (сетевой инфраструктуре) ЕМ;
     -Меры по упорядочению платежей за услуги ЕМ, включая стимулирование оплаты поставок электроэнергии и газа денежными средствами;
     -Меры по контролю за инвестиционной деятельностью ЕМ и перевода инвестиционного процесса на рыночные принципы;
     -Меры по усилению контроля представителей государства за управлением                     ЕМ.
   Критический анализ результатов первого года выполнения принятых  решений свидетельствует о больших сложностях, с которыми сталкивается процесс реформ в рассматриваемых отраслях. Среди причин такого положения особо следует отметить:
     -Отсутствие в обществе согласия по вопросам необходимости, существа           и темпов проведения намеченных реформ;
     -Недостаточно продуманную организацию этого процесса;
     -Отсутствие у федеральных органов исполнительной власти достаточных механизмов для исполнения принятых решений.
  В результате уже наметилось заметное отставание в практической реализации принятых решений.
1.1 Электроэнергетика 

1.2 Структура РАО ЕЭС России
         Схема управления Российского  акционерного общества единой-энергосистемы  смотреть в приложении. (стр. 30 )
1.3 Реформы 1992—1996гг.
   Акционирование и частичная приватизация предприятий в российской электроэнергетике начались в 1992 г. До начала реализации планов по акционированию предприятий российской электроэнергетики была проведена предварительная реструктуризация этой отрасли, необходимость которой была связана с особенностями существовавшей системы электроснабжения страны с её неравномерным размещением генерирующих мощностей и зависимостью большинства российских регионов от межсистемных перетоков электроэнергии и мощности. При отсутствии отлаженной системы межрегиональной оптовой торговли электроэнергией и неготовности федеральных органов власти осуществлять эффективное регулирование рынка межсистемных перетоков, отсутствии необходимой законодательной и нормативной базы такая неравномерность могла привести к монополизму энергоизбыточных регионов и дезорганизации межсистемных перетоков. Результатом поиска быстрого решения проблем сохранения работоспособности отрасли в этих условиях стало сосредоточение всех отраслевых управленческих функций в рамках единой холдинговой компании, контролирующей электроэнергетику всей страны, и перевод в режим оптовой торговли крупнейших генерирующих мощностей страны, вывод этих мощностей и межсистемных сетей из состава региональных энергоснабжающих организаций, "Российского акционерного общества (РАО) энергетики и электрификации «ЕЭС России» (учреждено в декабре 1992 г.)    В составе РАО «ЕЭС России» предполагалось сосредоточить отраслевые объекты межсистемного значения: все крупные тепловые (мощностью от 1000 мВт и выше) и гидравлические станции (мощностью от 300 мВт и выше), имеющие общую мощность 95 000 мВт (около половины всей установленной мощности в стране), системообразующую высоковольтную сеть, а также центральное и объединенные диспетчерские управления и другие отраслевые предприятия и организации. Все эти структурные подразделения становились дочерними компаниями с передачей РАО 100% их акционерного капитала. Кроме того, в уставной капитал РАО передавалось 49% акций каждого из региональных акционерных обществ энергетики и электрификации (АО-энерго), создаваемых на базе имущества бывших региональных производственных объединений энергетики и электрификации, после изъятия из них крупных станций и сетевых объектов. Для сохранения государственного контроля над отраслью государство закрепило за собой контрольный пакет обыкновенных акций РАО (51%) сроком на 3 года (в 1996 г. этот срок был продлен еще на 3 года).
  Частично реформированная холдинговая структура решила главную задачу отрасли в условиях перехода от централизованного планирования к рыночным отношениям: она обеспечила устойчивое и достаточно надежное снабжение потребителей электрической и тепловой энергией в условиях практически полного отказа от государственного финансирования и высокой инфляции, сменившейся острым кризисом неплатежей. Одновременно такая организация электроэнергетики содействовала интеграции регионов страны и социальной поддержке населения. Были сохранены технологические предпосылки и созданы благоприятные структурные предпосылки для развития конкурентного федерального оптового рынка электроэнергии.
   Наряду с процессами реструктуризации электроэнергетики были заложены организационные основы для формирования системы государственного регулирования электроэнергетики с разграничением полномочий между федеральным и региональным уровнями. Начиная с 1991 г. появились региональные энергетические комиссии, сформированные в каждой области (республике, крае) при исполнительных органах власти для регулирования потребительских тарифов на тепловую и электрическую энергию, поставляемую местными энергоснабжающими организациями. Позднее для выполнения функций регулирования цен на рынке межсистемных перетоков и рассмотрения возникающих в регионах разногласий по тарифам была создана Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК), работавшая на представительской основе. 

Нерешенные задачи реформирования к началу 1997 г. Реструктуризация и развитие конкуренции.
  
      Частично проведенная реструктуризация электроэнергетики и замедление процессов развития конкуренции не позволили реализовать экономические преимущества ФОРЭМ. Созданная система оптовой торговли осталась полностью регулируемой ФЭК России, которая устанавливает индивидуальные тарифы для каждой электростанции ФОРЭМ с учетом ее потребности в покрытии планируемых затрат и получении прибыли, а также тарифы на поставки электроэнергии с ФОРЭМ. В пределах каждого периода регулирования тарифы оставались неизменными и не отражали изменений текущих условий производства и спроса на электроэнергию.                         Масштабы оптовой торговли на ФОРЭМ остались довольно ограниченными, что стало результатом неполной реализации указа Президента Г* 923.                      В условиях избытка генерирующих мощностей вместо отбора лучших мощностей и вывода из эксплуатации неэффективных мощностей произошло нерациональное распределение нагрузки между всеми производителями электроэнергии.
   Вытеснение бартерными операциями нормальных схем денежных расчетов за поставленную электроэнергию сильно усложнило и повысило затраты на функционирование расчетной системы ФОРЭМ. Непрозрачность механизма платежей и отчетности на ФОРЭМ затруднило контроль за проведением расчетов между участниками оптовой торговли, что не могло не отразиться на снижении доверия к оптовому рынку и заинтересованности производителей и покупателей электроэнергии участвовать в такой оптовой торговле.
Регулирование цен.
  Ценовое регулирование электроэнергетики, основанное на чисто затратных принципах (при ограниченных возможностях ФЭК России и региональных энергетических комиссий по проверке этих затрат), не стимулировало к эффективной работе предприятия отрасли, а возникающие в связи с этим дополнительные затраты перекладывались на потребителей электроэнергии.
Контроль  за инвестициями.
    Постановлением Правительства Российской Федерации Г' 48 от 29 января 1:992 г. для финансирования капиталовложений в электроэнергетику было разрешено образование целевых инвестиционных фондов, расходы из которых относились на себестоимость продукции (услуг). С незначительными изменениями этот порядок финансирования был сохранен до конца 1996 г., постановлениями Правительства Российской Федерации Г" 513 от 29 июня 1993 г. и Г 140 от 13 февраля 1996 г. Однако из-за отсутствия должного контроля со стороны государства не было обеспечено использование инвестиционных средств предприятиями отрасли рациональным образом и только по прямому назначению. В результате за последние годы неоправданно разрослось число новых инвестиционных проектов, имеющих сомнительную эффективность и не обеспеченных финансовыми источниками.
   Отчисления в инвестиционные фонды, увеличивая уровень тарифов на электрическую и тепловую энергию, ухудшали ситуацию с платежами потребителей, что не позволяло в полной мере аккумулировать планируемые инвестиционные ресурсы.
Участие представителей государства в акционерном управлении.
   Не была выработана концепция участия государства в акционерном управлении, определяющая в чем заключаются имущественные и иные интересы государства в этой отрасли, а также механизмы их представления и защиты. В число представителей государства в совете директоров РАО «ЕЭС России» входил Президент РАО «ЕЭС России», а почти все представители субъектов РФ и акционеров в этом органе управления являлись одновременно генеральными директорами АО-энерго. В результате государство, являющееся самым крупным владельцем акций РАО «ЕЭС России», практически полностью потеряло возможности осуществлять внутренний акционерный контроль за работой аппарата управления этого акционерного общества.
  Программа 1997 г.
   С целью создания структурных предпосылок для развития конкуренции намечены следующие меры по реструктуризации:
        -Создание независимой организации - оператора оптового рынка;
        -Создание на базе тепловых электростанций РАО «ЕЭС России» ряда генерирующих компаний, каждая из которых не будет занимать монопольное положение ни в одной из зон оптового рынка;
       -ГЭС, выполняющие общесистемные функции, сохранятся в составе        «ЕЭС России». Тарифы на электрическую энергию и мощности, поставляемые этими ГЭС на оптовый рынок, будут регулироваться Федеральной энергетической комиссией Российской Федераций.
   В сфере государственного регулирования намечены следующие шаги.
        1.   Завершить формирование федеральных и региональных органов регулирования сферы естественной монополии в электроэнергетике.
    2.   Разработать и утвердить комплекс нормативно-правовых документов по государственному регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, которые должны обеспечить:
         - Включение в тарифы всех обоснованных производственных затрат регулируемых организаций электроэнергетики и получение обоснованной прибыли на используемый капитал;
         - Дифференциацию тарифов для различных групп потребителей и регионов Российской Федерации, в наибольшей мере отражающую различие издержек в энергоснабжении;
         - Поэтапное прекращение перекрестного субсидирования;
         введение тарифов на транспортировку  электрической и тепловой энергии.
   Структурную реформу предполагается осуществлять в три этапа. Подготовительные этапы рассчитаны на 1997 и 1998 гг., а к 2000 г. предусмотрены:
         -  Переход к конкуренции электростанций по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей;
         - Расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок;
        - Участие в оптовом рынке ТЭЦ в составе региональных акционерных общества энергетики и электрификации;
         - Прекращение регулирования цен на электроэнергию, формируемых на слоговом рынке, развитие контрактных отношений на оптовом рынке;
         - Формирование окончательной структуры энергетических компаний, которая будет соответствовать условиям конкуренции. 

Оценка  первых результатов  и задачи дальнейшего  реформирования.
Реструктуризация  и развитие конкуренции. 

  Была проделана определенная работа по упорядочению внутрихозяйственной структуры РАО “ЕЭС России” и установлению контроля за его финансовыми потоками.
   Вместе с тем не разработаны обоснования и планы формирования генерирующих компаний, работа по формированию независимого оператора оптового рынка началась только в марте 1998 г. Выполнение задач по реструктуризации и развитию конкуренции усугубляется следующими обстоятельствами:
   РАО “ЕЭС России”, не перестроившее свою внутреннюю корпоративную структуру в соответствии с новыми задачами, не имеет внутренней мотивации и достаточного кадрового потенциала для проведения широкомасштабной реформы;
    -Нет четкого распределения ответственности за реализацию плана реформ отрасли и необходимого взаимодействия федеральных органов исполнительной власти;
    -Нет диалога и поиска компромиссных решений с субъектами Российской Федерации;
    -Участие самих энергетиков в реформировании отрасли весьма ограничено, на ключевых постах в отрасли пока очень мало подготовленных и ориентированных на реформы руководителей;
    -Смысл и принятые решения по реформированию электроэнергетики плохо объясняются и освещаются в средствах массовой информации. 

    Ценообразование. 

    Среди нерешенных проблем ценообразования на оптовом рынке электроэнергии в 1997 г. следующие. 

    Не оптимальность  плановых балансов электрической энергии  и мощности.
 
Отсутствие связи между планируемыми потоками электроэнергии и мощности, положенными в основу расчета тарифов, и реальными режимами работы субъектов ФОРЭМ и станций АО-энерго, влечет за собой ряд негативных следствий:
    -Не обеспечивается минимизация расходов потребителей на покупку электроэнергии;
    -Использование цен, рассчитанных на основе планового баланса электрической   энергии и мощности ФОРЭМ, не может гарантировать, что финансовые средства, полученные электростанциями (или АО-энерго), соответствуют их расчетной потребности в финансовых средствах, установленной в процессе регулирования тарифов;
    -Отсутствие механизмов учета отклонений плановых и фактических режимов работы оптового рынка электроэнергии в процессе очередного пересмотра тарифов сохраняет весь экономический эффект “дооптимизации”  исходного неоптимального баланса в отрасли и не стимулирует использование для расчетов оптовых тарифов оптимального планового баланса электрической энергии. 

2. Неполный переход на двухставочные тарифы. 

    В условиях существующей организации оптовой торговли электроэнергией, когда АО-энерго сохраняют в своем составе генерирующие мощности, чрезвычайно важно, чтобы отпускной тариф с оптового рынка был двухставочным с раздельными ставками оплаты за электрическую энергию и мощность, поскольку одноставочный тариф не обеспечивает правильных ценовых сигналов для загрузки собственных мощностей АО-энерго.
  

   Попытка ФЭК России ввести такие двухставочные тарифы в 1997 г. не удалось. Из-за заметного покупной электроэнергии с оптового рынка от этой схемы ценообразования пришлось отказаться в энергозоне Сибири. Для других энергозон (Центра, Северо-Запада, Юга, Волги и Урала) были сохранены двухставочные тарифы, но им была предложена альтернатива – использовать одноставочные тарифы на электроэнергию, дифференцированные по зонам времени суток, отпускаемые с ФОРЭМ. 
 

     Введение такой альтернативной схемы ценообразования на ФОРЭМ трудно признать продуманным решением по следующим причинам:
     Оплата электроэнергии и мощности, получаемых с оптового рынка, по прежнему, не дает правильных экономических сигналов АО-энерго для загрузки собственных мощностей. Наоборот она стимулирует загрузку даже самых дорогих мощностей АО-энерго: ставка оплаты, установленная для периода максимумам нагрузки, дороже конденсационной выработки на станциях АО-энерго.
    Высокая зональная ставка для периода максимума нагрузки является сильным стимулом для покупателей уйти из этой зоны графика нагрузки, что в условиях статичной схемы ценообразования будет вести к хронической нехватке финансовых средств на оптовом рынке (через единую ставку оплачиваются постоянные расходы, которые электростанции ФОРЭМ несут вне зависимости от того, производят они электроэнергию или нет);
      Одновременное и несогласованное использование двух схем ценообразования также затрудняет обеспечение финансовой сбалансированности на оптовом рынке.
3.   Перекрестное субсидирование между энергозонами ФОРЭМ.
   Сохраняется выравнивание тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с ФОРЭМ, в пределах трех энергозон, вместо ранее выделявшихся семи энергозон. Выравнивание отпускных тарифов с ФОРЭМ в пределах европейской части России и Урала ведет фактически к перекрестному субсидированию издержек на поставки электроэнергии (мощности) потребителям одних территорий России за счет потребителей других территорий. В наименее выгодном положении оказываются в этой ситуации потребители энергозоны Урала.
4.   Оплата избыточной (невостребованной) мощности.
   Одним из факторов, удорожающих стоимость электроэнергии в Стране, является наличие больших резервов избыточных генерирующих мощностей, стоимость содержания которых, в отличие от других отраслей, продолжает предъявляться потребителям электроэнергии путем включения этих расходов в регулируемые тарифы. ФЭК России совместно с РАО «ЕЭС России» не нашли пока решение этой сложной проблемы. Ситуация еще усугубляется тем, что наименее Эффективные избыточные мощности находятся в АО-энерго и не попадают под «юрисдикцию» Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации.
Улучшение платежей.
  Ни одно из принятых до сих пор решений не позволило кардинально решить проблему неплатежей, сократить объемы бартера в электроэнергетике. Особенно остро эта проблема стоит для электростанций, работающих на оптовом рынке, которые удалены от потребителей, не имеют постоянной привязки к потребителям определенных регионов и стоят последними в платежной цепочке. Это является в настоящее время одной из самых серьезных проблем развития оптового рынка электроэнергии и создания условий конкуренции. 

  Реструктуризация РАО "ЕЭС России" за последний период времени.
  В соответствии с решением Совета директоров РАО "ЕЭС России" от 10 декабря 1999 года, Председателю Правления РАО "ЕЭС России" было поручено к марту 2000 года представить на рассмотрение Совета Директоров проект Концепции реструктуризации РАО "ЕЭС России". Для разработки Концепции была создана рабочая группа, привлечены независимые консультанты, имеющие опыт реформирования энергетических компаний. Подготовленный проект Концепции в марте 2000 года был представлен на Совете директоров, затем начался процесс ее доработки и совершенствования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.