На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Типы социальной политики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

     Содержание
 

Введение
Экономическая деятельность человека в конечном счете  имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической  деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменения условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.
В XX веке в промышленно развитых странах всё более распространяется концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния. Особую популярность приобретает теория и практика “социального рыночного хозяйства”, означающая широкие социальные мероприятия, проводимые государством.
Таким образом, в реальной жизни распределение  доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется в результате свободной игры рыночных сил, но и  на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной  экономики государства в формирующемся  рыночном хозяйстве нашей страны является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
    Однако  для полного понимания значения этого понятия необходимо рассмотреть типы социальной политики, присущие как определенному моменту развития государства так и определенной структуре. Содержание социальной политики настолько широко, что позволяет говорить о различных типах структуры, или о различных ее структурах, в зависимости от целей их анализа и аспекта рассмотрения.
 

     Критерии типологии

 
    Социальную  политику можно типологизировать по пяти критериям (основаниям), не претендуя  на всеобъемлемость, строгость и  бесспорность предложенной классификации:
    ценностные ориентации;
    степень своевременности принятия государственных социальных программ;
    временной критерий;
    масштабность;
    степень государственного содействия и охвата социальной помощью населения.
    По  ценностным ориентациям можно выделить следующие типы социальной политики:
      индивидуалистическая,
      коллективистская,
      популистская.
    Индивидуалистическая социальная политика ориентирована на самодостаточность индивида, его активность, самодеятельность, инициативность, мастерство, профессионализм, дисциплину. Приоритет отдается ценностям свободы, возможности выбора, самоценности материальных оснований социального и гражданского статусов. При такой социальной политике индивид может выбирать тип и способ удовлетворения социальных благ, что предполагает функционирование рыночной, динамичной экономики с соответствующей инфраструктурой.
    Социальная  политика коллективистского  типа ориентирована на примат коллективистских (патриархально-общинных) и квазиколлективистских ценностей, на равенство, справедливость, приоритет государства в ранжировании социальных благ. При этом типе государство диктует населению и способы удовлетворения социальных нужд. Все это ведет к нивелировке и дозировке экономических ресурсов, социальных статусов, потребления социально-культурных благ.
    Популистский  тип социальной политики ориентирован на ценности, потребности толпы. Он доминирует в кризисные, переходные периоды общественных трансформаций. В основе такого типа лежат обещания, заверения правящей или оппозиционной элиты повысить благосостояние народа, улучшить условия труда и жизнедеятельности людей наипростейшим и наикратчайшим путем, объявить беспощадную войну преступности, коррупции и т.д. Как правило, не предлагаются реальные методы, средства достижения желаемых результатов. При этом эксплуатируется какая-либо идея (коммунизма, национального суверенитета, борьбы с привилегиями). Такая политика ориентирована на достижение сиюминутного, ближайшего результата при игнорировании общих и долговременных социальных программ, социальных последствий принимаемых политических решений. Популистская политика сводится к декларациям и заверениям, не подкрепляется конкретными эффективными мерами социальной помощи и поддержки населения.
    В зависимости от своевременности  принятия или корректировки действующих  государственных программ социальная политика может быть
    упреждающей
    запаздывающей, «догоняющей».
    В истории западных стран примеров упреждающей социальной политики немало. Фундаментальным принципом «нового  курса» Рузвельта стал принцип распределительной  справедливости. До 1965 г. в США практически не работал рынок кредита на получение высшего образования, поскольку частные банки не были заинтересованы в предоставлении долгосрочных студенческих займов из-за высокой степени неопределенности их возврата. Этот факт подвергался критике в нашей литературе советского периода. Студенческие волнения 60-х гг. во Франции и ряде других европейских стран вынудили США своевременно принять превентивные меры, дабы не допустить аналогичные волнения в своей стране: утвердить государственные гарантии и субсидии в форме установления льготного процента по студенческим кредитам.
    Запаздывающая социальная политика отличается слабой реактивной способностью. Она не всегда своевременно и адекватно реагирует  на существующие и вновь возникающие  интересы, потребности населения, что не способствует предотвращению конфликтов, а нередко и стимулирует их. В качестве следствий такой политики можно назвать манифестации в современной России работников бюджетной сферы, не получающих заработную плату в течение длительного времени, военнослужащих, обманутых вкладчиков и т.д.
    По  временному критерию выделяется
    долговременная,
    текущая
    ситуативная.
    Долговременная  социальная политика требует от государства и его органов определения фундаментальных целей, основных методов, материальных ресурсов их достижения, приоритетных направлений развития социальной сферы. Она изложена в Конституции и других нормативно-правовых актах, государственных программах. Гармонизация интересов предпринимателей и работников, разработка государственных минимальных стандартов, создание благоприятных условий для эффективной трудовой деятельности, повышения уровня жизни, профессиональной переподготовки и адаптации работников к рыночным условиям – все это долгосрочные социальные задачи. При этом долгосрочной может стать социальная политика и в конкретной области социальной сферы. Например, в области доходов населения речь может идти о комплексной системе налогообложения, балансе платных и бесплатных услуг, а в области занятости – опережающая подготовка и переподготовка кадров, трудоустройство и реабилитация граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке (инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы и т.д.).
    Текущая социальная политика выражается в конкретных социальных мероприятиях для всего населения или определенных социальных слоев (своевременная и полная индексация заработной платы, пособий, пенсий, стипендий в соответствии с ростом инфляции, защита денежных сбережений, обеспечение наиболее нуждающихся продуктами питания и необходимыми видами непродовольственных товаров по социально приемлемым ценам, помощь многодетным, неполным семьям и др.).
    Ситуативная социальная политика осуществляется в экстремальных условиях (стихийные бедствия, военные действия), предполагает единовременные социальные выплаты, акции. 
По масштабности можно говорить о федеральной, региональной, местной (города, района, предприятия) социальной политике. Так, по действующему законодательству предприятия самостоятельно определяют порядок оплаты труда работников на основе договоренности между Правительством Российской Федерации, объединениями работодателей и профсоюзами, что предоставляет большие возможности для смягчения диспропорций в оплате труда, поддержки своих работников. 
В зависимости от степени государственного содействия и охвата социальной помощью населения можно выделить

    либеральный,
    консервативный,
    социал-демократический,
    патерналистский (социалистический)
    Либеральный тип. Либеральный тип социальной политики был господствующим на протяжении нескольких десятилетий в развитых странах Запада в послевоенные годы. Становление его происходило постепенно, на основе эволюции воззрений относительно роли и активности государства в социальной сфере. 
В XIX – начале XX вв. преобладало негативно-скептическое отношение к государственному вмешательству в социальную сферу общества, приоритет отдавался социальному рынку. 
На рубеже 20-30-х гг. нынешнего столетия в либеральных воззрениях под влиянием экономического кризиса происходят существенные перемены. Они коснулись прежде всего возможного государственного регулирования социальной сферы. Наиболее полной концепцией, отразившей либеральные взгляды относительно социальной сферы, стала доктрина «государства благосостояния» – «общества всеобщего благоденствия». Регулирование социальной сферы выдвигалось в качестве приоритетной функции государства. Последняя рассматривалась достаточно широко и объемно: охватывала вопросы жилищного строительства, социального обеспечения, здравоохранения, образования, профессиональной подготовки и переподготовки рабочей силы, охраны труда. В рамках этого подхода рассматривалась налоговая и финансовая политика в той мере, в какой она была направлена на перераспределение национального дохода. 
До середины 30-х годов в странах Запада практически не было государственной социальной политики, если не считать помощи психически больным, а также функционирования школ глухонемых и слепых детей. Помощь престарелым, инвалидам, бедным и другим беспомощным категориям населения считалась частным делом родственников, знакомых, делом благотворительности частных лиц и организаций. 
Начало социальной политики в государственном масштабе в США связано с «новым курсом» президента Ф.Д. Рузвельта. О масштабах роста государственного регулирования социальной сферы в этой стране можно судить по таким цифрам. Государственные социальные расходы (включая затраты федеральные, штатов и местных органов власти) с 1950 по 1980 г. возросли (с поправкой на инфляционный рост цен) в 6,7 раза и в 1991 г. составили 600 млрд. долларов, в то время как оборонные расходы – 300 млрд. долларов. 
Консервативный тип. На рубеже 70-80-х гг. в большинстве стран Запада, прежде всего США, Великобритании, ФРГ и др., возобладал консервативный тип социальной политики. 
Он сложился как реакция лидеров правых консерваторов в развитых странах на ухудшение условий экономического развития и получил выражение в неоконсервативной позиции, согласно которой ухудшение экономического положения объективно сужает возможности государственного финансирования социальных программ. Новый виток НТР потребовал перестройки многих отраслей производства на качественно иной технологической основе, что сделало неизбежными огромные капиталовложения. Правящие круги пытаются возложить издержки технологической модернизации производства и переподготовки кадров на плечи населения. Массовая безработица, избыток дешевой иностранной рабочей силы создали неблагоприятные условия для продажи наемного труда. 
Все это легло в теоретическое обоснование курса неоконсерваторов в области социальной политики. Ключевым стал тезис о «свободе выбора», согласно которому свобода ассоциируется исключительно с личным выбором. Современное общество, как утверждают сторонники этой концепции, предоставляет каждому гражданину «равные возможности». Отсюда человек в меру своих способностей, сил, возможностей должен сам заботиться о своем благосостоянии, а не перекладывать это на плечи государства. 
Неоконсерваторы считают, что государственный патернализм -социальные программы помощи – потворствует иждивенчеству, пассивности и т.д. Иначе говоря, акцент ставится на равенстве возможностей, а не результатов. Все стартуют с одной линии (и здесь равны), а затем побеждают самые выносливые, подготовленные, целеустремленные. 
Вместе с тем многие консерваторы признают иллюзорность, формальность и приблизительность тезиса о «равных возможностях» старта и пытаются осмыслить пути выхода из этой противоречивой ситуации. Тем не менее социальная практика неоконсерваторов в 70 -начале 80-х гг. ознаменовалась резким сокращением правительственных программ как по количеству, так и финансированию оставшихся.

    В то же время следует отметить, что  неоконсерваторы действовали бы в этом направлении еще более  активно и энергично, если бы не влияние  объективных обстоятельств, тормозящих этот процесс, с которьми невозможно не считаться: во-первых, темпы роста производства не в последнюю очередь зависят от вложения средств в социальную сферу; во-вторых, воспроизводство рабочей силы невозможно без участия и заботы государства; в-третьих, связь слабой социальной политики и политической нестабильности слишком очевидна, чтобы ее можно было не замечать.
    Социал-демократический  тип. Политики социал-демократического – социал-реформистского – направления многое сделали для становления развитой социальной сферы в странах, где у власти находились или находятся социал-демократы: ФРГ, Швеция, Австрия, Дания, Испания, Франция и др. В этих странах сложилась достаточно устойчивая социальная сфера с определенными принципами, адрес-ностью поддержки слабозащищенных слоев населения, устоявшимся объемом социальных функций государства. 
Анализ тенденций социальной практики социал-реформизма показывает ее близость либеральным подходам (неолиберальным воззрениям). Их роднит позиция определенного этатизма в социальной сфере, прежде всего в поиске финансовых ресурсов, их расширении для разработки и реализации социальных программ, осуществления социального бюджета. Однако это не означает их тождества, вообще бы снявшего разницу между социал-реформизмом и либерализмом в области социальной политики. 
Главное отличие обусловлено стратегическими целями. Социал-демократия как идеологическое течение и политическая практика есть социалистическая доктрина, основными в которой являются достижение свободы, справедливости, сотрудничества, согласия. Либерализм – это идология частного предпринимательства, капитализации общества, развиты индивидуальной предприимчивости, свободы личности, гаранти-руеюй частной собственностью, своим делом, автономным существованием Либерализм, исповедующий доктрину самодостаточности личности в условиях частной собственности и частного предпринимательства, рассматривает социальную политику как прямую противоположность социализму и одно из средств его недопущения и предотвращения. Социальная политика используется неолибералами в целях противостояния социализму. Эта достигается путем смягчения наиболее явных социальных крайностей капитализма, провозглашением социального партнерства и классового компромисса. 
Социал-реформизм связывает социальную политику с гуманным, демократическим социализмом. Это движение предполагает перманентное реформирование социальной сферы путем достижения компромиссов между работодателями и наемными рабочими, расширения сферы согласия, сотрудничества на основе принципа социальной справедливости как выравнивания шансов всех людей, их исходных позиций и справедливого распределения доходов и имущества. 
Главный рычаг – социальная политика: государственное регулирование экономики, рынка труда и спроса, трудовое право, система социального страхования, активная и динамичная политика доходов.

    Социалистический  тип. Этот тип социальной политики реально сложился в социалистических странах, хотя как теоретическая парадигма возник задолго до практики социалистического переустройства общества. Он зиждется на принципах равенства, гуманизма, справедливости. 
Стержень этого типа социальной политики – ведущая, определяющая роль государства, несущего основную нагрузку в социальной сфере. Отсюда понятие социальной функции государства как одной из ключевых.

    При имеющем место нынешнем критичном отношении к социалистической практике несправедливо отрицать ее несомненные достижения в социальной политике: бесплатное образование, здравоохранение; доступная сфера услуг; отсутствие безработицы; практически бесплатная для родителей сфера дошкольного образования и воспитания детей; широкие возможности потребления духовных ценностей, пользования учреждениями культуры, спорта. 
Особым достижением социальной политики, к примеру, в СССР можно считать использование общественных фондов, государственные дотации для поддержания на низком ценовом уровне основных потребительских товаров.

    Значительный  вклад в осуществление социальной политики вносили трудовые коллективы, обладавшие фондами социального  развития и несущие большую нагрузку по содержанию ведомственного жилья, соцкультбыта, включая учреждения культуры, спорта, базы отдыха, лечебные учреждения.
    Вместе  с тем социалистический тип социальной политики справедливо критикуется  за отсутствие стимулов для развития личной предприимчивости, деловитости  личности, ориентацию на всесильную роль и патернализм государства. Его крайности .неизбежно порождают инертность, иждивенчество человека. Хотя вопрос об инертности достаточно спорен, ибо отработавший на государственном предприятии, в учреждении трудовую смену, день человек проявлял себя активнейшим образом на приусадебном участке, в дачном хозяйстве, в общественной работе. 
Нельзя умолчать о том, что в современную эпоху, когда наблюдается явная конвергенция различных подходов в общественной жизни, происходит сближение принципов разных типов социальной политики: либерального, неоконсервативного, социал-реформистского. 
Развитые страны обладают немалыми финансовыми ресурсами для решения ряда социальных проблем, и прежде всего оказания адресной помощи. В современном мире, по мнению многих представителей политической мысли, происходит сближение, конвергенция идей. Существует такая точка зрения, что социалистическая идея все более соприкасается с либерально-консервативной. Сейчас они делают навстречу друг другу один шаг за другим. Социал-демократизм все охотнее вбирает в себя либеральные ценности свободного предпринимательства и конкуренции, независимой личности, прав человека, а социалистическая идея в развитых странах уже давно существует преимущественно в виде идеи рыночного и демократического, гуманного социализма. В свою очередь, либерал-консерватизм все терпимее относится к таким вещам, как социальная справедливость, права трудящихся, профсоюзная солидарность, государственное регулирование экономики, общественный контроль. Другими словами, социал-демократизм последовательно либерализуется, либерализм же социал-демократизируется.

 

     Территориально-государственный  тип социальной политики

    Первый  подход к рассмотрению структуры  социальной политики связан с ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫМ УСТРОЙСТВОМ Российской Федерации. Вопрос, который логично вытекает из такого рассмотрения, заключается в том, можно ли говорить о социальной политике на общегосударственном (федеральном) уровне, региональной социальной политике (на уровне субъекта Федерации) или социальной политике на муниципальном уровне? Осуществляется ли такая политика на каждом из уровней государственного устройства, имеется ли у нее своя специфика, и в чем она заключается?
    Пытаясь найти ответы на такие вопросы, нужно  иметь в виду, что современное государственное устройство Российской Федерации находится в процессе становления, формирование ее не завершено, особенно в части федеративного устройства и местного самоуправления. Учитывая также противоречивость и сложность социальной политики в целом, можно предвидеть те трудности, которые содержит в себе анализ социальной политики в такой структуре. Нам представляется, что вполне правомерно анализировать формирование и Реализацию социальной политики на каждом из указанных уровней.
    Деятельность государства в сфере социальной политики на федеральном уровне создает условия для ее осуществления на всех других Уровнях. Эти предпосылки определяются в первую очередь Конституцией (Основным законом) страны, рамочными федеральными законами, разработкой и реализацией не только социальной политики, но также экономической политики и всех других ее видов. На этом уровне разрабатываются и утверждаются социальные минимумы и стандарты, которые должны лежать в основе деятельности расположенных «ниже» органов управления и самоуправления.
    Социальный  характер России, как сказано в  Конституции, находит выражение  в установлении гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечении  государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитии системы социальных служб, установлении государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Этим гарантиям посвящена, главным образом, ст. 39 Конституции: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Характерно, что в этой статье не зафиксировано важнейшее право на социальное обеспечение. Формулировка статей Конституции, посвященных социальной защите населения, особенно наиболее уязвимых групп, а также положения гл. 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» позволяют сделать вывод об отсутствии реальных гарантий осуществлении права на социальное обеспечение, не говоря уже о более широком понятии права на социальную защиту.
    В Конституции не получил закрепления  принцип взаимосвязи прожиточного минимума и гарантированных социальных стандартов: минимальной заработной платы, минимальной пенсии, пособия  и т. д. Это означает, что минимальная заработная плата может быть меньше прожиточного минимума. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 10 октября 1997 г., одобрен Советом Федерации 15 октября 1997 г.) не устранил это вопиющее противоречие. В частности, в ст. 5, п.1 говорится: «Величина прожиточного минимума... является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат». Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и пенсии по старости «поэтапно повышаются до величины прожиточного минимума» (ст. 5, п. 2). Из этого вовсе не следует, что МРОТ и пенсии будут соответствовать минимальному прожиточному минимуму. В действительности же величина МРОТ в течение длительного времени покрывает только незначительную часть прожиточного минимума — по разным регионам от 11 до 25%. Россия является не единственной федерацией в мире, однако, анализируя структуру социальной политики с точки зрения территориально-государственного устройства, отметим, что она достаточно своеобразна. Часть регионов представляет собой обширные по площади территории, со значительным населением, развитым хозяйством, не уступающие по ряду параметров многим суверенным государствам или даже превосходящие их. Специфическим является сочетание национальных и территориальных образований. Федерализм в современных условиях для такой большой страны, как Россия, является непременным условием демократического развития, так как «система частично совпадающих юрисдикций и дробления властных полномочий в гораздо большей степени отвечает введенному Максом Вебером критерию демократического управления, нежели нависающая над обществом система бюрократической администрации». Федерализм - это не просто распределение полномочий между центром и регионами, это идеология подлинно самоуправляющегося сообщества.
    Факторами, серьезно влияющими на реализацию государственной, в том числе социальной политики, являются значительные географические и климатические различия российских регионов, которые накладывают свой отпечаток на условия деятельности и образ жизни населения.
    Наконец, важнейшим обстоятельством является численность и социально-культурные особенности населения той или  иной территории, которые формируют определенные социальные ожидания по отношению к социальной политике, продуцируют специфические формы социальной поддержки. Относительная региональная самостоятельность - это «форма, которая позволяет в границах большого государственного образования сохранить исторически сложившееся многообразие традиций, обычаев, культуры различных групп и слоев народа». Кроме того, в условиях кризисного свертывания возможностей и ресурсов государства в целом федерализм позволяет осуществлять поддержание основ жизнедеятельности населения в рамках определенного территориального организма и связать тем самым хотя бы отчасти уровень жизни населения с результатами его труда и качеством регионального руководства. Разумеется, полная автономность в этом вопросе недостижима и нецелесообразна. В рамках единого государства происходит неизбежное перераспределение средств в пользу объективно более бедных территорий или стратегически важных регионов. Существуют социально не обусловленные региональные различия, связанные со случайностями территориального расположения (например, близость к портам или другим местам вывоза ресурсов за рубеж) или наличием экспортного сырья. Однако региональный подход позволяет предотвратить ряд социальных трудностей и обеспечить относительно более благополучное существование тем территориям, в которых органы управления сумели поддержать и расширить производство, сохранить занятость трудящихся или организовать новые рабочие места, развернуть адекватную требованиям времени систему социальной помощи и социального обслуживания населения. Ряд стран также демонстрирует последовательное и успешное использование местных возможностей в минимизации социальных трудностей для населения. Поэтому не случайно важная роль в формировании социальной политики отводится субъектам Федерации.
    Региональная  социальная политика строится на основе потребностей жителей данной территории и руководствуется законодательством  субъекта Федерации. В идеале такое  законодательство должно соответствовать  нормам и принципам федерального законодательства, и оно не может сокращать права граждан данной территории по сравнению с общефедеральным уровнем. Впрочем, на практике такое согласование осуществляется далеко не всегда.
    На  региональном уровне проявляются противоречия не только между федерацией и регионом, но также между регионом в целом и его отдельными территориями, между региональным государственным управлением и муниципальным самоуправлением. Значительные размеры ряда регионов, разнообразие условий внутри них приводят к тому, что общерегиональный подход не всегда точно отражает потребности жителей каждого населенного пункта или района внутри региона. Различные экономические и социальные обстоятельства требуют применения специфических мер социальной политики, технологий и методик для поддержания жизнедеятельности населения, обеспечения его социального развития. Возможно, что обеспечение равной помощи всем социальным объектам, всем жителям региона невозможно по причине ограниченности экономических ресурсов или непродуктивно по социальным обстоятельствам.
    В Основных положениях региональной политики Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 3 июня 1996 года, отмечается, что большинство вопросов, связанных с оказанием помощи людям, нуждающимся в социальной поддержке, необходимо решать на уровне органов регионального управления и местного самоуправления.
    В целом региональная социальная политика обладает ограниченной «чуткостью»  к запросам и ожиданиям отдельных индивидов, реагируя прежде всего на массовые нужды и интересы. Наиболее точно потребностям индивидов, семей и жилых сообществ отвечает социальная политика, реализуемая на муниципальном уровне. Этот уровень лишь в ограниченной степени способен разрабатывать социальную политику, но он играет важнейшую роль в ее осуществлении.
    Местное самоуправление, как подчеркнуто  в Федеральной программе государственной  поддержки местного самоуправления, в системе государственного устройства создает условия для обеспечения жизненных интересов населения и проводит мероприятия по социальной защите населения. Местное самоуправление в системе государственных и муниципальных органов призвано обеспечивать комплексное решение вопросов обслуживания населения, способствовать достижению тем самым в обществе политической и социальной стабильности.
    На  этом уровне преодолевается ведомственная  разобщенность предоставления социальной поддержки, в полной мере реализуется  комплексный подход к социальному  обслуживанию населения. Граждане предъявляют и удовлетворяют большинство своих потребностей именно «по месту жительства», поэтому в сфере муниципального Управления сосредоточена ответственность за решение повседневных жизнеобеспечивающих задач жилого образования. Кроме того, здесь в наибольшей степени возможно проявление самоорганизации, самодеятельности населения, привлечение усилий негосударственных организаций и объединений лиц со сходными проблемами. Активизация социального потенциала самопомощи и взаимопомощи составляет тот дополнительный ресурс, который позволяет осуществлять социальную политику на местном уровне даже при крайне неблагоприятных внешних обстоятельствах.
    Таким образом, рассмотрение социальной политики, осуществляемой в системе уровней  государственного устройства, позволяет утверждать, что деятельность по ее разработке и реализации будет продуктивной только в том случае, если все уровни будут действовать в единстве целей и средств, если будет последовательно проведено структурирование полномочий и обязанностей по каждому из уровней, с созданием их непротиворечивой системы, и если всегда будет учитываться комплексность социальной политики.
 

     Сферный подход

    Другой, достаточно обширный сектор рассмотрения структуры социальной политики связан с так называемым СФЕРНЫМ ПОДХОДОМ. Особенность этого подхода заключается, во-первых, в том, что в привычном словоупотреблении под названием «социальная сфера», «сфера производства» и т. д. мы имеем в виду комплексы, включающие в себя разнообразные, хотя и внутренне схожие виды деятельности, управляемые целым рядом руководящих органов. Во-вторых, определенные виды социальных услуг реализуются не только в рамках одного ведомства, отвечающего за них по своему предназначению, но также в рамках ряда других: так, образовательной деятельностью занимаются не только учреждения Минобразования, но также структуры Министерства труда и социального развития РФ, Министерства культуры, Комитета по делам молодежи и т. д., не говоря уже о негосударственных организациях, роль которых в последние годы возрастает. Проблемы детей в той или иной мере затрагивает деятельность многих, если не всех, элементов социального комплекса. Наконец, в-третьих, существуют ведомства, которые формально не относятся к социальной сфере (например, Министерство внутренних дел), однако деятельность их также имеет огромное значение именно для социального развития.
    Сферный подход охватывает всю жизнедеятельность общества и все функции государства, причем ряд элементов в рамках такой структуры являются «пограничными», лежат на стыке социальной сферы и смежных областей деятельности. В рамках сферного подхода можно рассмотреть такие элементы социальной политики, как политика в сфере социально-трудовых отношений, политика в области охраны здоровья населения, социоэкологическая политика, политика в области образования, политика в области культуры и досуга, политика социальной защиты населения и др.
    Политика  в сфере социально-трудовых отношений. Важнейшее место в социальной политике (равно как и в экономической, и в промышленной политике) должна занимать проблема поддержания и обеспечения социально-трудовых отношений. Труду должно быть обеспечено его место базовой социальной ценности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.