На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственная экономическая политика и ее особенности в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Самарский государственный экономический университет
   Кафедра «Экономическая теория» 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Курсовая работа 

   на тему: 
 

«Государственная  экономическая политика и ее особенности  в России» 
 
 
 

Выполнила: 
   Студентка  2 курса гр. 2БУП, 
   Е.А.Гринченко
   Научный руководитель: 
   к.э.н., доцент
   М.Е. Коновалова 

   Самара 2010.
План:
Введение.
1.Проблемы государственной  экономической политики.
1.1.Цели и задачи экономической политики.
1.2. Решение проблем экономической политики. Проблема достижения внутреннего и внешнего равновесия.
2.Экономическая  политика государства в различных  макроэкономических моделях.
2.1.Экономическая  политика в классической макроэкономической  модели.
2.2.Инструменты экономической политики в модели Кейнса.
2.3. Институционально-социологическое направление экономической политики
3.Особенности  государственной экономической  политики России.
3.1.Экономическая  политика РФ в настоящее время.
3.2.Перспективы  развития.
Заключение.
Список литературы.
Приложение. 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ
     Экономическое развитие современного мирового сообщества приобретает грандиозные масштабы. Во многом уровень развития некоторых  стран связан с правильным выбором  экономической политики. Это и обуславливает актуальность темы курсовой работы «Государственная экономическая политика и ее особенности в России». Необходимо понимать, что использование различных видов экономической политики на практике может иметь как положительные, так и негативные последствия для экономики. Их надо хорошо представлять экономистам, руководящим экономической деятельностью.
     Цель  курсового исследования – раскрытие  сущности и содержания основных типов экономической политики, а также выявление особенностей экономической политики в России.
     Задачи  исследования:
1) Рассмотреть  основные типы экономической политики
2) Раскрыть сущность  и содержание направлений политики в экономике.
     Объект  исследования – экономическая политика.
     Предмет исследования – методы и принципы регулирования экономики, предлагаемые экономистами, руководящими экономической деятельностью.
      В качестве основных методов исследования применялись анализ библиографических  источников, систематизация материалов, структурирование и другие методы исследования.
      Теоретической основой курсового исследования послужили исследования специалистов в области макроэкономики. Полный перечень использованных источников приведён в конце работы.
1.Проблемы  государственной  экономической политики.
1.1.Цели  и задачи экономической  политики.
     Экономическая политика — это проводимая государством, правительством страны генеральная  линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим  процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В обществе существует несколько субъектов экономической политики (см. приложение 1),однако основным, несомненно, является государство.
     Обращение к истории взаимодействия государства  и экономики позволяет выделить ряд причин, обусловивших необходимость  государственного регулирования экономики:
     1. Наличие в каждой стране общественных  и смешанных благ, которые не  всегда можно довести до населения  через рынок в полном объеме, особенно те, что характеризуются  неконкурентностью и неисключаемостью. Это личная и национальная безопасность, транспортные услуги, услуги образования, здравоохранения, культуры и т.п.
     2. Усиление общественного характера  производства товарных благ. В  результате экономика становится  очень ранимой перед лицом  циклического экономического развития, особенно в периоды кризисов. Возникает необходимость централизованного  общественного регулирования экономики. 
     3. Возникновение отрицательных внешних  эффектов рынка, именуемых экстерналиями. Внешние эффекты (экстерналии) характеризуются возникновением в результате рыночных отношений между одними лицами ущерба или дополнительных издержек у других лиц, не являющихся субъектами данных отношений.
     4. Важным фактором государственного  регулирования экономики является  научно-технический прогресс (НТП). Реализация многих достижений  НТП требует огромных капиталов,  которые в состоянии мобилизовать  лишь государство, тем более  что отдача от внедрения этих  достижений не всегда происходит  быстро.
     5. Государству необходимо вмешиваться  в экономику и в связи с  тенденцией к монополизации ее  важнейших сфер, которая нарушает  совершенство рынка. Рынок становится  все более несовершенным и  государство через антимонопольную  политику стремится препятствовать  этой тенденции.
     6. Наконец, государственное регулирование  развивается и под воздействием  ожесточенной международной конкуренции.  Даже крупным компаниям не  всегда просто выжить в условиях  этой конкуренции без поддержки  государства. В целом государственное  регулирование оказывается необходимым  для более устойчивого экономического, социального, экологического и  политического развития общества.
     В экономической политике находит  непосредственное отражение реализуемый  правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы народа. В то же время, поскольку толкователем, интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство, то в государственной экономической политике находят достаточное отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано.
     В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется то или иное направление  экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической  политики, являются величина и динамика валового внутреннего продукта, совокупного  спроса и предложения, доходов и  потребления, цен, занятости и безработицы. Сложная структура развитой рыночной экономики требует применения разнообразных инструментов и мер экономической политики (см.приложение 2). В зависимости от этапа развития страны и конкретной социально-экономической ситуации в соответствии с принятой экономической стратегией - на первый план выступают различные методы и формы экономической политики:
Среди основных направлений экономической политики целесообразно выделить следующие  направления, которые сегодня актуальны  для России:
     — конъюнктурная политика;
     — политика экономического роста;
     — структурная политика;
     — региональная политика;
     — политика занятости;
     — антиинфляционная политика;
     — инвестиционная политика;
     — социальная политика.
     Все эти направления пересекаются, а  подчас и противоречат друг другу. Правительство  в зависимости от ситуации выбирает приоритеты.
     Особое  внимание Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе  уделено реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, а также развития агропромышленного  комплекса.
     Кроме того, Правительство РФ намерено разрабатывать  меры, направленные на повышение эффективности  программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. В  этой связи следует обеспечить координацию  деятельности всех органов власти, осуществляющих предоставление социальной помощи при реализации соответствующих  программ, содействовать повышению  региональной и межрегиональной  трудовой мобильности.
     Планируется продолжить проведение административной реформы и реформы государственной  службы, которые направлены на обеспечение  публичности и регламентации  деятельности государственных органов  власти и дальнейшее сокращение их избыточных функций.
     Для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется  повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста  путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, совершенствования нормативной  правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность, кадрового обеспечения  инновационной экономики. Необходимо создавать благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий, включая комплексное и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры.
     В целях развития российских регионов необходимо перейти от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста. Это должно достигаться путем повышения эффективности государственного управления, формирования и развития производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений, направленного на стимулирование проведения реформ в регионах.
     Для решения задач, связанных с устранением  ограничений инфраструктурного  и технологического характера, необходимо развивать транспортную инфраструктуру как условие устойчивого развития экономики, способствующее росту товарооборота, объемов передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры  экономики. Эта задача может быть успешно решена лишь при активном участии бизнеса.
     Развитие  конкуренции и сокращение нерыночного  сектора будут обеспечены путем  создания и совершенствования рыночных институтов, развития малого предпринимательства, обеспечения равной и добросовестной конкуренции. При общем улучшении  предпринимательского климата и  создании экономических стимулов для  межотраслевого перетока капитала будут созданы условия для повышения привлекательности перерабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг.
1.2. Решение проблем  экономической политики. Проблема достижения внутреннего и внешнего равновесия.
     С периодом в несколько лет или  даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения  экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской  активности. Соответственно, принято выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла, как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия). Все это является проблемами экономической политики.
     Экономическая политика решает проблемы посредством  использования находящегося в его  распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.
     Конкретными инструментами проведения государственной  экономической политики выступают прежде всего такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.
     Наряду  с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы).
     Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских  доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.
     Широко  используемым инструментом государственной  экономической политики в области  внешней торговли и внешнеэкономических  связей являются экспортно-импортные  тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.
В открытой экономике  серьезной проблемой макроэкономического  регулирования является достижение внутреннего и внешнего равновесия. Ее решение требует учета взаимного  влияния как внутренних, так и  внешних переменных (хотя это деление  условно). Проблема осложняется существованием обратного воздействия переменных друг на друга, а также тем, что  единичное воздействие сопровождается обычно целой цепочкой следствий, как  непосредственных, так и проявляющихся  в долгосрочном периоде.
Внутреннее равновесие предполагает баланс спроса и предложения  на уровне полной занятости при отсутствии инфляции (или ее стабильно низком уровне). В краткосрочном аспекте  проблема внутреннего баланса решается прежде всего методами регулирования совокупного спроса с помощью фискальной и денежной политики. Внешнее равновесие связано с поддержанием нулевого сальдо платежного баланса в определенном режиме валютного курса. Иногда эту проблему подразделяют на две самостоятельные: достижение определенного состояния счета текущих операций и поддержание заданного уровня валютных резервов. Меры государственного регулирования остаются теми же: кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика, но иногда выделяют как самостоятельную политику обменного курса. Усложняется задача достижения внешнего баланса таким фактором, как мобильность капитала, то есть интенсивность межстранового перелива капитала в ответ на колебания внутренней ставки процента по отношению к ее мировому уровню.
       Каким образом можно, используя различные инструменты экономической политики, достигать полного, то есть внутреннего и внешнего равновесия в экономике?
 Рис. 1
     На  рис. 1 можно выделить четыре сектора, характеризующихся определенным сочетанием состояний внешнего и внутреннего равновесия. Зона I соответствует дефициту платежного баланса (ВР < 0) и избыточному спросу, что сопровождается инфляцией (n). Зона II соответствует дефициту платежного баланса (ВР < 0) и избыточному предложению, которое сопряжено с безработицей (u). Зона III соответствует положительному сальдо платежного баланса (ВР > 0) и избыточному предложению (u). Наконец, зона IV указывает на положительное сальдо платежного баланса и избыточный спрос (?). На основе данного графика можно составить представление относительно правильного выбора направлений и инструментов экономической политики в целях приближения к полному равновесию (точка Е).
     Выберем точку Н, расположенную в секторе I, где наблюдается дефицит платежного баланса и высокая инфляция. Достижение общего равновесия в точку С требует как снижения государственных расходов (для преодоления инфляции), так и роста ставки процента (для выравнивания платежного баланса). На графике это соответствует движению влево-вверх от точки Н. Аналогичная проблема в ситуации, когда состояние экономики соответствует точке А, может быть решена только ужесточением фискальной политики без изменения ставки процента, поскольку ее уровень в точке А соответствует равновесному в точке Е. Если мы находимся в точке N, денежное сжатие, приводящее к росту ставки процента, должно сопровождаться некоторым фискальным расширением (точка N - левее точки Е). Сокращение денежной массы, повышая ставку процента, значительно улучшает платежный баланс, способствуя притоку капитала. Однако это же денежное сжатие может привести к снижению экономической активности в стране и росту безработицы, поэтому требуется определенное фискальное расширение для восстановления занятости.
В зонах I и III необходимые  направления изменения фискальной и денежной политики зависят от относительной  величины внутреннего и внешнего дисбаланса. В зонах II и IV можно совершенно определенно указать направления  изменения обоих инструментов политики (G и R) для достижения равновесия в  точке Е. В зоне IV дефицит платежного баланса и безработица всегда требуют фискального расширения в сочетании с жесткой монетарной политикой. Рост ставки процента, хотя и препятствует установлению полной занятости, но приносит меньше вреда, чем  пользы, компенсируя Дефицит платежного баланса через приток капитала. Уровень R, как и G, в зоне II всегда ниже необходимого для равновесия в точке Е.
2.Экономическая  политика государства  в различных макроэкономических моделях.
2.1.Экономическая  политика в классической  макроэкономической  модели.
     К числу современных направлений  экономической мысли принято  относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX веков. Они  представлены широким разнообразием позиций, концепций ,взглядов, в том числе на экономическую политику .
Выделяют следующие  главные направления современной  экономической мысли (см. приложение 3):
1) неоклассическое;
2) кейнсианское;
3) институционально-социологическое  направление.Рассмотрим их подробнее.
Классическая  школа сформировалась в эпоху разложения феодализма и зарождения капитализма под названием политической экономии.
Первые представители  классической школы выступали за активную протекционистскую роль государства.
     Основным  лозунгом классиков стало требование экономического
либерализма. Либерализм в экономике – это совокупность взглядов на функционирование хозяйства  и принципы экономической политики, которые отвергают необходимость  вмешательства государства в  экономическую жизнь. Это доктрина, утверждающая, что лучшей экономической  системой является та, которая обеспечивает свободу личной инициативы хозяйствующего субъекта.
     В  основе либерализма лежат три  принципа: неприкосновенность частной  собственности, свобода хозяйственной  деятельности, свободная конкуренция.
     Отражая  интересы нового экономического  уклада, сторонники этой школы  выступали против ограничения  рыночного механизма со стороны  государства и остатков институтов средневекового общества (торговых монополий, ремесленных цехов, феодальных землевладений). Они требовали невмешательства в экономику и неограниченной свободы конкуренции предпринимателей. Теоретическое обоснование этой концепции дали английские экономисты Адам Смит и Давид Рикардо. Известными представителями этого направления являются русские ученые Николай Дмитриевич Кондратьев (1892–1938) и Михаил Иванович Туган-Барановский (1865–1919).
   Важнейшей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил» создает гармоничное устройство. А. Смит доказывал, что источником богатства является труд, а экономика должна регулироваться законами рынка.
     В  соответствии с классическим  подходом государство должно  обеспечивать безопасность жизни  человека и его собственность,  разрешать споры – иными словами,  делать то, что индивидуум либо  не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно.
     Главное заключалось в том, что для  всех субъектов хозяйственной
деятельности  должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
Неоклассики не отрицают необходимость государственного вмешательства в экономику, но очень  умеренного. Экономическая политика направлена на регулирование совокупного предложения       и создание стимулов деятельности отдельных фирм.
Экономисты- неоклассики,  хотя признают важную роль налогов (их снижение порождает рост деловой активности), в целом рассматривают
бюджетно-налоговую  политику как дополнение к политике кредитно-
денежной. В условиях спада и депрессии - проводится  денежно-кредитная экспансия: оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительной денежной массы (экспансионистская политика «дешевых денег»), которая оказывает троякое влияние:
       а) увеличение денежной массы  в обращении - открытая инфляция (в
определенных, строго очерченных границах) - у потребителя срабатывает
рефлекс адаптивных инфляционных ожиданий - они тратят свои сбережения,
что приводит к  росту предельной склонности к потреблению - совокупный
спрос догоняет совокупное предложение, что и требуется  государству;
       б) увеличение денежной массы  - кратковременное снижение
процентных ставок - предприниматели, получая дешевый  кредит, расширяют
свой спрос  на инвестиционные товары;
       в) увеличение денежной массы  - уменьшение процентной ставки-
сбережения домохозяйств и фирм направляются не в банки, а  на покупку
акций - увеличение деловой активности, уменьшение безработицы.
       В условиях     оживления  и подъема экономической конъюнктуры
реализуется, наоборот, денежно-кредитная рестрикция (мера сугубо
неоклассическая): сдерживание экономической жизни через политику
«дорогих денег»: сжатие денежной массы, сокращение кредитных  ресурсов
банков, повышение  процентных ставок. И здесь необходима осторожность:
если при реализации политики «дешевых денег» нарастает  опасность
инфляции, то «дорогие деньги» усиливают опасность  сокращения инвестиций, объема производства и роста безработицы.
      Таким образом, антициклическое регулирование есть комплекс
мероприятий в  направлении, противоположном проявившимся в данный
момент    колебаниям    экономической     конъюнктуры.    Государственное
воздействие на экономику способно существенно  повлиять на ход делового
цикла. Оно меняет амплитуду, продолжительность, соотношение  фаз цикла. В результате государственного воздействия возможно даже выпадение
некоторых фаз  и непоследовательность их смены  с точки зрения «чистой»
теории. Главной  целью государства при этом является достижение
стабильного, сбалансированного, равно распределенного по волне  цикла и не
галопирующего темпа экономического роста. Конечно, существуют и особые
цели:
      а) для истощенной войнами,            административными методами
хозяйствования  экономической системы могут  быть желательны высокие
темпы роста («экономическое чудо»), основанные главным образом  на
частной инициативе граждан;
      б) для    экономики с высоко  насыщенными товарными рынками
целесообразны «спокойные» темпы, когда рост обеспечивается за счет
качественного внутреннего преобразования самой  структуры этих темпов. При этом в некоторых отраслях протекает  нулевой и даже отрицательный рост, в других же, передовых отраслях рост достигает 40 -70% в год (информатика), средний же рост может не выходить за пределы 1-2% в годовом исчислении.
2.2.Инструменты  экономической политики  в модели Кейнса.
     Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы.
     В главном произведении Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» изложены его теория и программа государственного регулирования экономики.
     Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианской революцией в политической экономии». Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А. Смита и Д. Рикардо, а также из экономической теории марксизма (в частности, из марксистской теории воспроизводства), что дало повод для утверждения о возможности «перебросить мост» между кейнсианством и марксизмом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.