На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Бюджетирование агропромышленного комплекса

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерства  образования и науки РФ
ГОУВПО  «Марийский государственный университет»
Кафедра анализа, финансов и статистики 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа 

     по  дисциплине «Бюджетирование» на тему: 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила:
     студентка ИЭУиФ о/о ФК-42
     Смирнова А.А.
     Проверил: д.э.н, профессор
     Попов А.Н. 
 
 
 
 
 
 
 

     Йошкар-Ола, 2010
 

     Содержание
 

     Введение

     План - ничто, планирование - все. Эйзенхауэр.
     Агропромышленный  комплекс – важнейшая составляющая экономики Российской Федерации. Потребительский  рынок более чем на 70% формируется  за счет продовольствия и товаров, изготовленных из сельскохозяйственного сырья.
     Сельскохозяйственное  производство обладает рядом специфических  особенностей, которые оказывают  существенное влияние на формирование системы управления и на ее структуру.
     В процессе производственной деятельности между сотрудниками предприятия и его структурными подразделениями, управляющей и управляемой подсистемами устанавливаются постоянные производственные связи. Они носят информационный, технологический, трудовой, финансовый, управленческий характер. В целом они характеризуют организационную целостность, интеграцию, объединение элементов данной системы. Требования к этим связям противоречивы. С одной стороны, для устойчивости работы системы необходимо, чтобы связи были стабильны, устойчивы; с другой – включение новых участников производства, новых факторов производства требует функциональной гибкости, подвижности связей.
     Переход к рыночной экономике требует  от предприятий агропромышленного  комплекса повышения эффективности  производства на основе достижений научно-технического прогресса, эффективных форм организации сельскохозяйственного производства, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательской инициативы и т.д.
     Как показывает практика, предприятия, имеющие  сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения. К сожалению, принимаемые руководством решения по развитию и организации производства не обосновываются соответствующими расчетами и, как правило, носят интуитивный характер. Решение проблем, возникающих перед руководством,  вызывает значительные затруднения, а для многих организаций она стала почти неразрешимой проблемой. Чем это объясняется? Одной из основных причин является отсутствие на предприятии стратегии, финансово-экономических целей и критериев. Отсутствие у руководства четкого понимания целей, сложность ориентации в рыночных условиях, приводит к тому, что планирование отодвигается на второй план, неизбежно уступая место решению текущих дел. Кроме того, существующие форма и содержание плановой информации, а также оперативность предоставления часто не позволяют использовать ее для целей управления.
     Нечеткие  цели и отсутствие технологии планирования приводят к тому, что сотрудники планово-экономических и финансовых служб подготавливают документы, по которым затруднительно принимать оперативные решения по управлению финансами и экономикой предприятия.
     Особенно  следует подчеркнуть, что на многих предприятиях используется затратный механизм планирования, когда цена на готовую продукцию формируется на основе полной себестоимости и заданного процента рентабельности.
     Подготовленная  в плановом (финансовом) отделе информация часто не может быть оперативно сопоставлена с фактическими данными, а когда (много позже, например, через месяц) такая возможность появляется, проведение анализа уже становится не актуальным, поскольку корректирующие план решения принимать слишком поздно.
     Распространена  ситуация, когда ПЭО (планово-экономический отдел) рассчитывает плановые данные на основе фактических данных по производству за аналогичные периоды в прошлом, при этом, как правило, теряется связь с планом продаж, который должен являться основой комплексного финансового плана предприятия.
     Следует подчеркнуть, что основным недостатком  работы многих ПЭО является отсутствие документов, предоставляющих руководству  возможность оценить будущее  состояние предприятия (например, через  месяц), знать какими оборотными средствами оно будет располагать, принимать решения по их наиболее эффективному распределению. Необходимыми для этого документами являются: отчет о прибылях и убытках, плановый агрегированный баланс, план движения денежных средств.
     Выходом из такого положения в условиях рынка является организации на предприятии системы финансового планирования. Прежде всего, именно финансовый план дает четкое понимание и возможность анализа различных вариантов достижения поставленных целей, с последующим выбором оптимального по заданным критериям (прибыль, поступления денежных средств, структура баланса и т.д.). Начав планировать, руководители, как правило, начинают более четко понимать свои цели, корректировать бюджеты. Точность планирования при этом повышается.
     Планирование  и контроль результата деятельности предприятия стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления предприятием, обеспечивающего точной, полной и своевременной  информацией высшее руководство. В бюджете предприятия находят свое отражение результаты планирования и контроля в виде плановых, ожидаемых и фактических данных и отклонение фактических показателей от плановых. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития промышленного предприятия в условиях конкуренции и нестабильности, анализируется и контролируется работа предприятия. Поэтому бюджет служит важным инструментом руководства при разработке мероприятий по достижению целей предприятия.
     Бюджет  представляет собой, выраженные в конкретных показателях цели, альтернативы достижения целей, последствия возникновения альтернатив на цели, фактические результаты реализации управленческий решений, отклонения от запланированных результатов. Его так же можно определить как процесс принятия решений, с помощью которого предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов.
 

       Современное состояние экономики  сельского хозяйства.

     Сложившиеся благоприятные климатические и  погодные условия в 2008-2009 годах на большей части территории Российской Федерации позволили получить неплохой урожай зерновых и технических культур. Но сами по себе объём производства и урожайность мало говорят о том, эффективно ли работает сельское хозяйство. Главным показателем состояния земледелия всегда являлось производство зерна. Оно является источником питания людей и основным условием для развития животноводства. Россия сегодня производит зерна на 20 миллионов тонн меньше в среднем за год, чем производилось в РСФСР. Если сравнить пятилетку 1986-1990 гг., в РСФСР было произведено 521,3 миллионов тонн зерна, то в Российской Федерации за пятилетку 2006-2010 гг. будет произведено чуть более 400 миллионов тонн. В РСФСР зерновая группа составляла около 45% посевных площадей. Сегодня зерновая группа в России составляет более 60 процентов в структуре посевных площадей. Бывают благодатные годы с благоприятными погодными условиями и высокой урожайностью, но в целом Россия производит зерна значительно меньше с больших посевных площадей, чем производилось раньше. Тогда чем же можно объяснить сложившуюся ситуацию: зерна производится меньше, а девать его некуда и никому оно не нужно. А объясняется все очень просто. Для населения на питание в среднем на год требуется 200 килограммов на человека. Для 142 миллионов человек, проживающих в России, требуется в год около 30 миллионов тонн зерна, 10 миллионов тонн зерна – страховой фонд, 10 миллионов тонн зерна – семенной фонд. Вот и вся потребность для обеспечения питания населения – 50 миллионов тонн на год. Основной потребитель зерна – животноводческая отрасль для производства молока и мяса. Основными производителями зерна, молока и мяса были Воронежская, Тамбовская, Самарская, Саратовская области и ряд других областей. По сравнению с 1990 годом поголовье крупного рогатого скота в этих областях сократилось в 5 раз, а свиней – в 3-4 раз. Зерно эти области ещё как-то производят, а кормить некого. Российское сельское хозяйство и после 20 лет реформ не вышло из кризиса и работает неэффективно, да и не может в этих условиях оно работать эффективно. Государство не только не поддерживает село финансово, но и не создаёт условий для нормальных рыночных отношений.
     В 2009 году на поддержку сельхозтоваропроизводителей  государством было направлено 43 миллиарда  рублей (менее 1% от бюджетных расходов) или 300 рублей (10 долларов) на 1 гектар пашни (в России 126 миллионов гектаров пашни), а один респиратор стоит 500 рублей. В то же время страны ЕЭС на поддержку сельского хозяйства выделили в среднем по 300 долларов на 1 гектар пашни, Япония – 480 долларов, США – 330 долларов, Канада – 200 долларов. Страны ЕЭС планируют к 2015 году довести компенсации более 50% от рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию. По данным статистики, только около 25% сельхозпредприятий и 20% фермерских хозяйств имеют какой-то гарантированный рынок сбыта. Государство в экономике перешло на ручное управление, отказалось от рыночных механизмов и забыло, что такое конкуренция. Нефтяные компании по просьбе правительства снижают цену на ГСМ для сельхозтоваропроизводителей на 10% для нужд посевной, тут же повышают цену на ГСМ для всех остальных потребителей. Зато весь год потом ходят и бьют кулаком в грудь, что они помогли и правительству, и сельхозтоваропроизводителям. Но при этом стоимость ГСМ в России в 2 раза дороже, чем в США, в 1,5 раза дороже, чем в странах ЕЭС.
     В начале 2009 года министр сельского  хозяйства Елена Скрынник заявила, что государство на рынке зерна  проведёт интервенцию и закупит  продовольственное зерно у сельхозтоваропроизводителей  по 5-6 рублей за килограмм, крестьяне  придержали зерно в надежде, что государство закупит зерно по обещанной цене, а что получилось в итоге? Государство стало закупать зерно в ноябре-декабре 2009 года по цене 2,5-2,7 рублей за 1 кг, а сельхозтоваропроизводители получили за проданное зерно на руки 1,5-2,0 рублей за 1 кг, так как заплатили за участие в торгах, за хранение зерна, пришлось возить зерно на элеваторы за 200-300 километров. Навоз сегодня продают дороже, он в дефиците. А себестоимость зерна в хозяйстве сложилась свыше 3 рублей за 1 кг., что можно говорить в этом случае о рентабельности сельскохозяйственного производства В 2010 году большинство сельскохозяйственных районов России охватила засуха, и многие сельхозтоваропроизводители не получат и половину урожая 2009 года. Цена на зерно стала расти, но продавать нечего, зерна мало.
     Животноводство 
     В ходе реформы животноводство понесло  более тяжёлый урон, чем растениеводство. Это одна из особенностей рыночной реформы в России – сильнее  страдает производство более высокого уровня передела. Если в растениеводстве в последние годы наступила относительная стабильность, не сокращалась площадь пашни, совершенствовалась структура посевных площадей, увеличились посевные площади сахарной свеклы и подсолнечника, то в животноводстве обратная картина. Продолжается сокращение поголовья скота и в хозяйствах, и у населения на подворьях. Производство этой продукции остаётся глубоко убыточным, но отдельные политики, эксперты от правительства успокаивают, что замедлились темпы сокращения поголовья, но уже нечему сокращаться: в отдельных регионах сократилось поголовье крупного рогатого скота в 5-6 раз, свиней в 4-5 раз, и сокращение продолжается. При этом власти уже не первый год продолжают заявлять о поддержке производства молока и мяса. Поголовье крупного рогатого скота упало за годы реформ почти в три раза – с 60,5 миллионов голов в 1990 году до 22 миллионов голов в 2009 году, без войны и стихийных бедствий. В России сейчас крупного рогатого скота существенно меньше, чем в 1916 году и даже чем в 1923 году – после 9 лет тяжелейшей войн. В 2010 году ожидается ещё сокращение поголовья КРС на 5% к уровню 2009 года. Перекупщики, связанные с переработчиками и торговыми сетями, сдвинули закупочные цены на говядину и молоко на критически низкий уровень. При таких ценах производство и молока, и мяса стало убыточным. Хозяйства, чтобы как-то выжить, вынуждены начинать массовый забой молочного стада, сбывая мясо за бесценок. Под нож зачастую идут даже элитные селекционные породы. Белгородская область – одна из цитаделей молочного животноводства в России, куда возят всех показывать достижения в молочном животноводстве и рассказывать об успехах местных фермеров. Здесь только в 2009 году по данным местной администрации поголовье КРС сократилось на 12%. В январе 2009 года в области за молоко платили по 8 рублей за 1 литр, в мае по 6,5 рублей, а в сентябре довели этот показатель до 6,35 рублей. Не лучше положение дел и в 2010 году. Схожая ценовая тенденция и в других регионах РФ. В структуре розничной цены на молоко доля самой закупочной цены составляет от 30 до 38 процентов, и с каждым годом снижается, так, в 2009 году – на 9 процентных пунктов ниже, чем в 2008 году. Рентабельность молочного животноводства в большинстве регионов России – даже по оценкам Минэкономразвития и Минсельхоза РФ – падает едва ли не каждый день. Поддержка, которая, оказывается, не только не создаёт условий для развития молочного животноводства, но не способна даже сгладить сложившийся дисбаланс. В России власти прогнозируют дальнейший рост производства свинины. На заседании Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики 2 июля 2010 года в городе Тамбове было заявлено: «В течение 3-4 лет будет достигнуто пороговое значение доктрины продовольственной безопасности, то есть мы обеспечим себя собственным мясом на 85%». По данным Росстата, казалось бы, ситуация в отрасли выглядит совсем неплохо. Поголовье свиней в 2009 году выросло на 7% и составило 18 млн голов. На долю сельхозорганизаций и фермерских хозяйств приходилось 60,9% от общего поголовья, на долю хозяйств населения – 39,1%. По мнению независимых экспертов, в цифрах Росстата, свидетельствующих об устойчивом развитии свиноводства и особенно о росте переработки свинины, присутствует определённая доля лукавства. Дело в том, что в последние годы на фоне сокращения завоза свинины из-за границы быстро нарастает ввоз в Россию живых свиней, которые здесь забиваются и сбываются в большинстве случаев как отечественные. С 2005 по 2009 годы ввоз живых свиней в Россию увеличился почти в 10 раз, до 1 миллиона голов. Ввезённые в Россию из-за границы свиньи были учтены Росстатом как прирост отечественного поголовья, благодаря чему и обеспечен весь прирост поголовья. Подобная тенденция имеет простое объяснение. Импорт свинины в России ограничен объёмной квотой, начиная с 2003 года. В 2009 году она составляла 531900 тонн и облагалась 15%-ной импортной пошлиной. Ввоз свинины сверх квоты в 2009 году правительство ограничило 75%-ной (но не менее 1,5 евро/кг) запретительной пошлиной от таможенной стоимости. В 2008 году пошлина составила 40%. А импорт живых свиней облагается пошлиной всего в 5%. По мнению независимых экспертов, свиноводство как бизнес остаётся низкорентабельным, и эта низкорентабельность усугубляется, что ведёт к тенденции растущего забоя свиней в средних и малых свиноводческих хозяйствах в России.
     Минсельхоз  России прогнозирует снижение производства сельхозпродукции по итогам 2010 г на 10%. Об этом в Госдуме сообщила министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник.
     Индекс  производства продукции сельского хозяйства будет на уровне 90-91%, добавила она. В прошлом году отрасль выросла на 1,2%, сообщает ИТАР-ТАСС.
     По  словам министра, основным фактором, определившим динамику развития АПК в текущем  году, стала аномальная засуха, в результате которой произошло снижение объемов производства продукции растениеводства на 20-25%. От засухи пострадали 25 тысяч хозяйств, гибель сельхозкультур произошла на площади 13,3 миллиона га (30% от всей посевной площади зерновых в России), подтвержденный прямой ущерб составил 41,7 миллиарда рублей.
     Однако, несмотря на аномальные погодные условия, зерна стране хватит. По данным министерства, валовой сбор зерновых составил 64,2 миллиона т в бункерном весе, в  чистом весе ожидается в пределах 60,3 миллиона т. В целом ресурсы зерна оцениваются в 87 миллионов т при потребности в 72-74 миллиона т.
     Министр также сообщила, что производство молока в текущем году будет ниже на 1,8% по сравнению с прошлым годом, оно прогнозируется в объеме 32 миллиона т. 

     Характеристика предприятия СПК СХА «Земля»
     Полное  наименование кооператива: Сельскохозяйственный производственный кооператив Сельскохозяйственной артели Земля. СПК СХА «Земля» образован гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива и потребностей общества и зарегистрирован Государственной регистрационной палатой РМЭ 25.08.2001.
     Кооператив  в своей деятельности руководствуется  Конституцией РФ и РМЭ, Гражданским  кодексом РФ, Федеральным законом  «О сельскохозяйственной кооперации», другими законами и правовыми  актами РФ и РМЭ и настоящим  уставом.
     Место нахождения кооператива: Российская Федерация, Республика Марий Эл, Сернурский район
     Кооператив  создан без ограничения сроков его  деятельности.
     СПК СХА «Земля» является коммерческой организацией. Основной целью деятельности Кооператива является извлечение прибыли, а также удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива, обеспечение продуктами питания, сельскохозяйственным сырьем.
     СПК СХА «Земля» при осуществлении своей деятельности располагает как собственными средствами, так и привлекает заемные средства.
     СПК СХА «Земля» специализируется на производстве продукции животноводства и продукции растительного происхождения.
     Животноводство  — одна из важнейших отраслей сельского  хозяйства, обеспечивающая население  важнейшими продуктами питания и  снабжающая сырьем многие отрасли промышленности (мясная, маслодельно-сыроваренная, кожевенная и др.). Вместе с тем это одна из самых сложных отраслей, требующая больших усилий для успешного развития и постоянного внимания аналитиков.
     При изучении производства продукции животноводства могут быть использованы в основном те же приемы, что и при изучении продукции растениеводства: показатель выхода продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий распадается на составные части (по отраслям и продуктам), зависящие от численности и продуктивности скота, которые рассматриваются в зависимости от комплекса природных и экономических условий.
     В отличие от растениеводства при  анализе валовой продукции животноводства имеются и специфические особенности, обусловленные тем, что процесс  производства в животноводстве непрерывен, продукция получается круглый год, ее выход зависит меньше от климатических условий и в большей мере от вложений труда, кормов и средств. В животноводстве другое соотношение факторов. Если в растениеводстве расширение посевов одних культур ведет к сокращению других ввиду ограниченности общих площадей, то в животноводстве возможно увеличение скота всех видов, если позволяют возможности воспроизводства стада, кормовые и трудовые ресурсы, помещения и условия специализации производства.
     Производственный  процесс – совокупность взаимосвязанных  процессов труда и естественных процессов, в результате которых  исходные материалы превращаются в  готовые изделия. В результате производственного процесса получают продукцию и отходы производства. К затратам на основное производство предприятия относятся семена и посадочные материалы (озимые зерновые, яровые зерновые), корма, минеральные удобрения, химические средства защиты растений. Выходом продукции растениеводства являются зерно (рожь, пшеница, овес, ячмень), корнеплоды, сено, семена, зеленая масса, силос.
     Источником  пополнения и воспроизводства стада  являются покупка племенных животных, а также закупка телят у  населения.
     Выходом продукции животноводства являются:
     КРС: молоко, приплод, прирост, навоз;
     Свиноводство: приплод, привес, навоз.
     В валовую продукцию животноводства включают: по крупному рогатому скоту  — молоко, приплод, прирост и, привес молодняка и взрослых животных на откорме и нагуле, навоз; по свиньям  — приплод, прирост и привес молодняка и взрослого свинопоголовья на откорме и нагуле, навоз.
     Анализируя  выполнения плана по росту поголовья  продуктивных животных, следует изучить  выполнение плана по выходному поголовью  каждого вида и группы животных. Выполнение плана по поголовью зависит от того, как хозяйство организует воспроизводство стада, получит и сохранит предусмотренный планом приплод, своевременно подготовит молодняк к переводу в основное стадо и для реализации. Чтобы установить причины изменения выходного поголовья, необходимо изучить выполнение плана оборота стада, то есть по источникам поступления и выбытия животных.
     Основным  источником пополнения стада является получение приплода от маточного  поголовья. Невыполнение плана может  произойти по причине яловости маток, мертворожденного приплода. Причинами яловости чаще всего являются неудовлетворительные условия содержания маточного поголовья, низкий уровень их кормления, плохая организация искусственного осеменения, несвоевременная выбраковка из основного стада маточного поголовья, непригодного для воспроизводства, и др. Они устанавливаются по данным зоотехнического учета.
     Важным  источником пополнения и воспроизводства  стада являются покупка племенных  животных, а также закупка телят  у населения. В процессе анализа  следует изучить выполнение плана закупки молодняка для пополнения стада, выращивания и откорма, а также причины его невыполнения (отсутствие источников финансирования, недостаток кормов, животноводческих помещений, неблагоприятная конъюнктура рынка и т.д.)
     Основным  каналом выбытия животных являются реализация их на мясокомбинат и племенные цели. При этом нужно установить, не произошло ли сокращение поголовья по причине реализации на мясо недорощенного скота. Проверяют также выполнение плана и по другим каналам выбытия животных и выясняют причины падежа и вынужденного забоя животных. Такими причинами могут быть желудочно-кишечные заболевания, связанные с нарушением правил выпойки и кормления молодняка, антисанитарным состоянием помещений, а также простудного заболевания в связи с неудовлетворительной вентиляцией помещений, сквозняками, отсутствием прогулок и закаливания животных. 

     Этапы постановки системы  бюджетирования в  организации:
     Цель  первого этапа (формирования финансовой структуры) — разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники возникновения доходов и расходов.
     На  втором этапе (создание структуры бюджетов) определяется общая схема формирования сводного бюджета предприятия.
     В результате проведения третьего этапа формируется учетно-финансовая политика организации, то есть правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и контроле (мониторинге) выполнения бюджетов.
     Четвертый этап направлен на разработку регламента планирования, определяющего процедуры  планирования, мониторинга и анализа  причин невыполнения бюджетов, а также  текущей корректировки бюджетов.
     Пятый этап (внедрение системы бюджетирования) включает работы по составлению операционного и финансового бюджетов на планируемый период, проведению сценарного анализа, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям. 

 

     Рис. 1. - Схема организационной структуры СПК СХА «Земля»
     Финансовая  структура – это иерархическая  система центров финансовой ответственности, которая определяет порядок формирования финансовых результатов и распределения  ответственности за достижение общего результата компании.
     Главной целью создания финансовой структуры  предприятия выступает разработка механизма распределения ответственности  за экономические и финансовые показатели затрат, доходов, маржинальных доходов, чистой прибыли, отдачи инвестиций.
     Финансовую структуру предприятия представим в виде схемы.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2- Финансовая структура СПК СХА «Земля»
     Как видно из рисунка 2, председателю непосредственно  подчиняются руководитель коммерческого отдела, главный бухгалтер, руководитель планово-экономического отдела и начальник отдела производства.
     Планово- экономический отдел выполняет  следующие функции при бюджетировании:
    сбор и обработка исходных данных для составления бюджетов
    подготовка сводного бюджета доходов и расходов компании
    сбор и обработка данных для проверки точности (надежности) данных бюджетов доходов и расходов центров финансовой ответственности
    подготовка сводного бюджета капитальных (первоначальных) затрат компании
    калькуляция себестоимости продукции
    составление операционных бюджетов (прямых материальных и трудовых затрат, бюджет запасов, бюджет общезаводских накладных расходов)
     Коммерческий  отдел выполняет следующие функции  при бюджетировании:
    разработка прогнозов сбыта
    составление бюджета продаж
     Бухгалтерия подготавливает сводные БДДС компании, подготавливает кредитный план.
     Сформированный  набор центров ответственности  и их иерархия закрепляется внутренним регламентным документом — "Положением о финансовой структуре компании", который включает в себя описание типов ЦФО, их состав и иерархию, полномочия руководителей, порядок исчисления (планирования и учета) финансовых результатов деятельности на основе применения системы ключевых показателей. Этот документ разрабатывается главным бухгалтером и утверждается председателем предприятия. Руководители структурных подразделений наделяются правом вносить предложения по изменениям и дополнениям в данный документ.
     Подводя итоги, можно отметить, что была рассмотрена  только одна из нескольких составляющих технологии бюджетного управления —  управление по центрам финансовой ответственности. Другими важными составляющими являются: система ключевых показателей эффективности деятельности ЦФО, бюджетная модель (состав и взаимосвязь показателей бюджетных форм), бюджетный регламент, методика план-фактного и факторного анализа исполнения бюджетов и другие.

     Финансовая  модель, состав основных бюджетов.

     Финансовая модель предприятия – это набор взаимосвязанных показателей, характеризующих деятельность предприятия. Она создается для того, чтобы иметь возможность мгновенно просчитать влияние тех или иных изменений на финансовое состояние и результаты деятельности предприятие. Финансовая модель предприятия является эффективной основой для разработки бизнес-плана компании, подготовки и оценки инвестиционного проекта, проведения многовариантных финансовых расчетов. Модель выполняется в формате MS EXCEL, содержит расчет необходимых финансовых показателей проекта на основании данных о предполагаемых затратах и планируемом объеме продаж. Финансовое моделирование позволяет провести профессиональную оценку инвестиционных проектов на предмет окупаемости, оценку и управлении рисками, прогнозирование динамики экономического баланса организации и определение оптимальной структуры того или иного проекта.
     Разработка  финансовой модели включает следующие мероприятия:
    профессиональная оценка инвестиционных проектов на предмет окупаемости;
    оценка возможных рисков;
    управление рисками;
    прогнозирование динамики экономического баланса организации;
    определение оптимальной структуры проекта, в основе которого лежит данная финансовая модель предприятия.
     Начиная создавать модель предприятия, руководствуются  принципом «от простого к сложному». Вначале создается простейшая модель с минимальным количеством элементов, устанавливаются связи общего характера между внешними параметрами (спрос на продукцию, стоимость ресурсов) и внутренними показателями деятельности предприятия (выручка, затраты, денежные потоки и т.д.). Устанавливаются правильные взаимосвязи между переменными так, чтобы модель автоматически пересчитывалась после изменения исходных данных и позволяла выстраивать различные сценарии. После этого приступают к ее развитию, детализовать показатели, вводят дополнительные уровни аналитики. После формирования плана продаж и затрат создают план доходов и расходов, план движения денежных средств, а также баланса.
     По  сути, финансовая модель – это связь  между различными финансовыми и  экономическими планами предприятия (планом продаж, закупок, БДДС и др.).
     При изменении вводных параметров финансовые показатели пересчитываются автоматически. Это позволяет проанализировать, от каких показателей в первую очередь зависит прибыльность проекта, выявить «узкие места», провести анализ финансовой устойчивости, а также оценить различные сценарии развития событий. Кроме того, с помощью финансовой модели можно провести анализ затрат и оптимизировать издержки.
     Основная  область использования финансовой модели и оценки – решение трудоемких задач, требующих больших трудозатрат  специалистов, наличия специальных  знаний и практического опыта в инвестиционном планировании. Наличие богатого опыта предприятия в таких направлениях, как разработка финансовой модели, финансовая оценка предприятия, позволяет выполнять самые сложные работы по данному направлению качественно и эффективно.
     Бюджет  предприятия составляется на год  с разбивкой по месяцам. На предприятии работы по бюджетированию начинаются в августе-сентябре, когда определяются цели и параметры проекта бюджета на следующий год. В октябре уточняются продажи по номенклатуре продукции, типам потребителей и регионам, то есть готовится прогноз бюджета продаж. В ноябре проверяются наличие оборотных средств и потребность в них, рабочей силе, инвестициях, то есть разрабатывается программа производства. В начале декабря уточняются денежные потоки предприятия, потребности в финансировании, ожидаемые результаты, то есть готовится бюджет предприятия и его структурных подразделений. Далее осуществляются корректировка и уточнение бюджетов, и в конце декабря утверждается план предприятия, согласованный с руководителями структурных подразделений. При разработке стратегического финансового плана на пять и более лет на первый год делают его помесячно, на второй — поквартально, на все последующие годы — по годам. Уточняется пространственный разрез финансового плана. Он разрабатывается по предприятию в целом.
     Основная  цель составления финансового плана  — определение возможных объектов финансовых ресурсов на базе диагностики  и выбора наиболее устойчивого варианта финансового положения предприятия, с учетом его внешних и внутренних возможностей.
     Разработка  бюджета решается по определенной логической схеме. 

     
 

     Рис. 3 – Схема формирования бюджета  СПК СХА «Земля»
     1. Бюджет продаж является отправной и исходной базой всего процесса бюджетирования. Формирование бюджета продаж включает:
     ·- определение объема продаж, то есть составление плана заказов (продаж);
     ·- прогнозирование спроса;
     ·- прогнозирование цены продаж.
     Определение объема продаж осуществляется по конкретным клиентам (покупателям) с указанием  наименований поставляемых товаров, объемов  поставок в натуральных и стоимостных  единицах измерения, цен единицы, сроков оплаты, видов платежных средств, банков, через которые осуществляются расчеты, адресов, реквизитов.
     Прогнозирование спроса позволяет не затоваривать склад  готовой продукцией и обоснованно  определять возможности сбыта для  последующей продажи.
     На  основании прогнозирования цены продаж составляется план продаж в стоимостном выражении, рассчитывается ряд показателей финансовой деятельности предприятия, формируются его себестоимость и эффективность производства.
     При разработке бюджета продаж необходимо учитывать:
     ·- сезонный характер спроса на определенную продукцию;
     ·- особенности технологии производства;
     ·- источники финансирования заказов и поступления средств за реализуемую продукцию;
     ·- степень платежеспособности населения и другие факторы.
     Рекомендуемая форма плана продаж представлена в табл. 1.
     Таблица 1. Бюджет продаж предприятия
Продукция Единицы измерения (натуральные) Объем продаж Цена, тыс.руб. Планируемый доход, тыс. руб.
Продукция растениеводства        
Пшеница ц.      
рожь ц.      
ячмень ц.      
Овес ц.      
Продукция животноводства        
молоко ц.      
КРС в  живой массе ц.      
Мясо  КРС ц.      
Мясо  свиньи ц.      
итого        
 
     На  основании плана продаж формируется  бюджет продаж с учетом остатков готовой  продукции на складах (на начало и  конец периода) и ожидаемого плана производства. Бюджет продаж — это основа составления всех остальных бюджетов по структурным подразделениям и сводного бюджета предприятия. Поэтому к разработке бюджета продаж подходят с особой тщательностью и учесть влияние ряда факторов на объемы продаж, в частности:
     ·  объемов продаж предшествующих периодов;
     ·  уровня спроса на продукцию предприятия;
     ·  географии сбыта и категорий покупателей;
     ·  ценовой политики предприятия и качества продукции;
     ·  конкуренции и рекламной кампании;
     ·  сезонных колебаний и др.
     Бюджет  продаж практически предопределяет ожидаемые денежные потоки предприятия, которые формируют доходную часть  бюджета потока денежных средств.
     2. Бюджет продаж служит отправной точкой процесса подготовки производственной программы предприятия. Производственная программа составляется в количественных показателях. Планируемый объем производства должен полностью обеспечить объем продаж и необходимый уровень запасов.  
 
 
 

     Таблица 2.- Производственная программа предприятия, ед.
Наименование  показателя Продукция растениеводства Продукция животноводства
пшеница рожь ячмень овес молоко КРС в жив. массе Мясо КРС Мясо свиньи
Объем реализации                
Запасы  на начало периода                
Запасы  на конец периода                
Объем производства                
 
     При составлении производственной программы  учитываются планируемое количество готовой продукции на начало и  конец периода. Из бюджета продаж выбирается объем реализации по каждому виду продукции и рассчитывается объем производства. Производственная программа разрабатывается по кварталам и месяцам для каждого производственного подразделения по каждому виду продукции.
     3. Бюджет материальных затрат. Следующий этап бюджетирования – расчет бюджета использования материалов, необходимых для выполнения производственной продукции.
     Таблица 3. - Бюджет материальных затрат на продукцию растениеводства 

Наименование  показателя Продукция растениеводства, зерновые
пшеница рожь ячмень овес
Расход  на ед. прод. Объем произв-ва итого Расход на ед. прод. Объем произв-ва итого Расход на ед.прод. Объем произв-ва итого Расход на ед.прод. Объем произв-ва итого
Семена  и посадочные материалы      
Минеральные удобрения      
Химические  средства защиты растений      
 
     Таблица 4. - Бюджет материальных затрат на продукцию животноводства
Наименование  показателя Продукция животноводства
молоко КРС в  жив. массе Мясо  КРС Мясо  свиньи
Расход  на ед. прод. Объем произв-ва итого Расход на ед. прод. Объем произв-ва итого Расход на ед.прод. Объем произв-ва итого Расход на ед.прод. Объем произв-ва итого
Корма                        
биодобавки                        
 
     Бюджет  использования основных материалов является основой для составления  бюджета затрат на приобретение основных материалов, формируемый для обеспечения  своевременного приобретения необходимых для бесперебойного производства материалов соответствующего качества по оптимальным ценам. Годовой бюджет обязательно анализируется по месяцам, что особенно важно в условиях сезонности производства.
     4. Бюджет затрат  на оплату труда.
     Бюджет  оплаты труда включает расчеты по трудоемкости производственной программы и отдельных видов продукции, а также определения среднего уровня почасовой оплаты труда, исходя из действующих норм затрат и норм оплаты труда по различным категориям работающих.
     Таблица 5. – Бюджет затрат на оплату труда 

Наименование  показателя Подразделение
     Цех 1      Цех 2      Цех 3
     Объем производства, ц.                     
     Затраты времени на изготовление центнера продукции, ч.                     
     Время на изготовление годового объема продукции, ч.                     
     Ставки  почасовой заработной платы, руб.                     
     Себестоимость производства 1 центнера продукции, руб.                     
     Расходы на з/п, тыс. руб                     
 
     5. В бюджете накладных расходов определяются общецеховые расходы (содержание аппарата управления цехом; содержание зданий, сооружений и инвентаря цеха; амортизация цеха, текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря цеха; охрана труда и прочие цеховые расходы) и общезаводские расходы (командировки; амортизация основных средств общезаводского характера; содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны; содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского характера; подготовка кадров; прочие общезаводские расходы). 
 
 
 

     Таблица 6. – Бюджет накладных расходов
Накладные расходы Сумма, руб.
Переменные  накладные расходы: заработная плата  вспомогательным рабочим
премии рабочим
расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
Постоянные накладные  расходы:
амортизация
налоги
заработная плата  начальников цехов
 
Всего  
 
     6. Завершающим этапом планирования расходов предприятия является составление бюджета коммерческих расходов. Бюджет коммерческих расходов включает: затраты на рекламу, комиссионные торговых агентов, транспортные услуги, погрузочно-разгрузочные затраты, страхование грузов, упаковку, хранение, аренду складов и другие затраты.
     7. Бюджет управленческих расходов — это расходы, связанные с содержанием органов управления предприятием: руководства предприятия, отдела кадров, юридического отдела, бухгалтерии, планово-экономической службы, снабжения и др.
     Бюджет  управленческих расходов можно рассчитывать в процентном отношении от бюджета  продаж, а можно прямым способом по следующим статьям затрат.
     Таблица 7. Бюджет управленческих расходов
№ п/п Статья  затрат На год В том  числе по кварталам
I квартал и т.д.
январь февраль март
1 Содержание  зданий, сооружений, инвентаря общехозяйственного назначения          
2 Оплата труда  управленческого персонала          
3 Внебюджетные  начисления          
4 Канцелярские  расходы          
5 Командировочные расходы          
6 Информационные, консультационные, аудиторские услуги          
7 Амортизация основных средств управленческого и общехозяйственного назначения          
8 Арендная плата  за помещения, транспортные средства общехозяйственного назначения          
9 Почтово-телефонные услуги          
10 Прочие управленческие расходы          
11 Итого расходов          
12 Управленческие  расходы без амортизации (стр. 11 – стр. 7)          
 
     8. Бюджет себестоимости продукции формируется на основе бюджетов материальных затрат, бюджета оплаты труда и бюджета накладных расходов. При этом управленческие и коммерческие расходы могут как определяться по самостоятельным бюджетам, так и входить в бюджет накладных расходов с тем, чтобы сформировать бюджет себестоимости.
     Разработка  системы бюджета себестоимости  продаж и плана прибылей и убытков.
     Таблица 8 – Бюджет себестоимости продаж
           Показатели      Сумма, руб.
     1      Запасы  готовой продукции на начало периода       
     2      Затраты материалов       
     3      Затраты труда       
     4      Накладные расходы       
     5      Себестоимость произведенной продукции       
     6      Запасы  готовой продукции       
     7      Себестоимость реализованной продукции       
      
     Все подготовленные бюджеты увязываются  между собой, уточняются и при необходимости корректируются, после чего подготавливаются три основных финансовых документа: бюджет прибылей и убытков; бюджет движения денежных средств и бюджетный баланс. Разрабатывает эти документы бухгалтерия предприятия.
     Итоговым (сводным) документом финансового плана является бюджет прибылей и убытков, который по форме соответствует бухгалтерскому отчету о прибылях и убытках. 

     Таблица 9.- Бюджет прибылей и убытков  

№ п/п Показатель На год В том  числе по кварталам
I II III IV
Январь Февраль Март
1 Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (нетто, то есть без НДС, налога с продаж, акцизов, иных обязательных платежей)              
2 Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (производственная, то есть без коммерческих и управленческих расходов)              
3 Валовая прибыль (стр. 1 – стр. 2)              
4 Коммерческие  расходы              
5 Управленческие  расходы              
6 Прибыль (убыток) от продаж (стр. 3 – (стр. 4 + стр. 5))              
7 Проценты к  получению              
8 Проценты к  уплате              
9 Прочие операционные доходы              
10 Прочие операционные расходы              
Продолжение таблицы 9
11 Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (стр. 6 + стр. 7 – стр. 8 + стр. 9 – стр. 10)              
12 Прочие внереализационные  доходы              
13 Прочие внереализационные  расходы              
14 Прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 11 + стр. 12 – стр. 13)              
15 Налог на прибыль              
16 Налоги и  платежи в бюджет, источником которых  является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (налог на операции с  ценными бумагами и др.)              
17 Нераспределенная (чистая) прибыль (убыток) планируемого периода (стр. 14 – (стр. 15 + стр. 16))              
 
     Бюджет  прибылей и убытков необходим  для оценки рентабельности предприятия, для контроля за его хозяйственной  деятельностью. Именно наличие прибыли  в долгосрочной перспективе является залогом положительного сальдо отчета о движении платежных средств.
     Один  из наиболее важных бюджетов на предприятии  — бюджет движения денежных средств, который позволяет определить реальную платежеспособность, выполнение финансовых обязательств.
     При заполнении бюджета по доходам и расходам предприятию следует руководствоваться следующим.
     I. По доходам:
     ·   понятие «доход» стало нормативно-регламентированным в бухгалтерском учете, обобщающим такие экономические понятия, как активы, обязательства и капитал;
     ·   понятие «доход» в настоящее время является однозначным и под ним признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств и иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала предприятия;
     ·   хозяйственные операции, которые увеличивают активы на определенный период времени, не являются доходами. Например, получение займа, кредита, залога, авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг и другие поступления средств (предварительная оплата, поступления по договорам комиссии, экспертные пошлины, НДС, акцизы и т.п.) увеличивают средства, но принадлежат третьим лицам и не оказывают никакого влияния на увеличение капитала предприятия;
     ·   не всякое увеличение капитала может быть следствием роста дохода. Например, если собственник вкладывает дополнительные средства в капитал организации, то это к доходам не имеет никакого отношения, поскольку увеличивается вклад участников в капитал;
     ·   к доходам от обычных видов деятельности относятся доходы предприятия, которые, как правило, имеют постоянный характер и связаны с уставной производственно-финансовой, инвестиционной или другой деятельностью;
     ·   к операционным относятся доходы, которые не являются постоянным источником средств и зачастую не являются предметом деятельности организации. Эти доходы могут появиться на предприятии, а могут и не возникнуть;
     ·   под внереализационными доходами следует понимать доходы, которые носят как бы непредвиденный, «незаработанный» характер;
     ·   к чрезвычайным относятся доходы, которые могут поступать в виде страхового возмещения, стоимости материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п.
     II. По расходам:
     ·   к расходам относятся действия, приводящие к уменьшению капитала предприятия;
     ·   не признаются расходами затраты, которые непосредственно не влияют на формирование финансовых результатов. Например: выбытие активов по договорам комиссии, агентским и другим аналогичным договорам в пользу комитента, принципам и т.п.; расходы по внесению средств предприятием в уставные (складочные) капиталы других акционерных обществ, а также приобретение ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи); погашение кредита, займа, то есть основной суммы, а не проценты по ним; выбытие в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг и др.;
     ·   к расходам по обычным видам деятельности относятся затраты, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг и продажей товаров, если эти виды работ предусмотрены в учредительных документах предприятия, а если нет, то предмет деятельности организации определяется исходя из правила существенности, то есть доля работ, услуг, производства продукции составляет в стоимостном выражении 5 % и более от стоимости всех продаж предприятия;
     ·   к операционным относятся расходы, которые, как правило, не являются предметом деятельности данного предприятия и могут возникнуть, а могут и не иметь места. При этом проценты, уплачиваемые предприятием за предоставление ему в пользование денежных средств (кредитов, займов), включаются в состав операционных расходов и непосредственно относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) и списываются на балансовый счет «Прибыли и убытки». На этот же счет в составе операционных расходов списываются расходы по оплате услуг, оказываемых кредитными организациями;
     ·   к внереализационным относятся расходы, непосредственно не связанные с процессом производства и обращения;
     ·   к чрезвычайным относятся расходы, вызванные потерями от стихийных бедствий, пожаров, аварий и т.п.
     Бюджет  движения денежных средств можно  вести от производственной, инвестиционной, финансовой и прочей деятельности по следующим источникам доходов и  поступлений денежных средств, расходов и отчислений. При его разработке следует обязательно учитывать изменения в дебиторской и кредиторской задолженности, по покупателям и поставщикам, снижение остатков материальных запасов и готовой продукции, возможности получения кредитов, гибкую ценовую политику, необходимость контроля за исполнением бюджета и другие факторы.
     Таблица 10. Бюджет денежных средств 

№ п/п Доходы и  поступления Тыс. руб. № п/п Расходы и затраты Тыс. руб.
Производственная  деятельность
1 Остаток денежных средств   1 Платежи по счетам поставщиков  
2 Выручка от продажи  товаров, работ, услуг   2 Платежи по счетам подрядчиков  
3 Авансы полученные   3 Оплата труда  
4 Сдача в аренду   4 Отчисления  в социальную сферу  
5 Продажа имущества  и т.д.   5 Оплата транспортных услуг  
Инвестиционная  деятельность
6 Дивиденды по акциям других предприятий   6 Приобретение  основных средств  
7 Продажа нематериальных активов и т.д.   7 Капитальные вложения  
Финансовая  деятельность 8 Прирост оборотных  средств  
8 Краткосрочные кредиты   9 НИОКР  
9 Долгосрочные  кредиты   10 Приобретение  ценных бумаг  
10 Целевое финансирование и т.д.   Финансовая  деятельность
Прочая  деятельность 11 Погашение кредитов и займов  
11 Операционные  доходы   12 Выплата дивидендов  
12 Внереализационные доходы   13 Налоги и  сборы и т.д.  
      Прочая  деятельность
      14 Операционные  расходы  
      15 Внереализационные расходы  
Итого   Итого  
   
     Поступления денежных средств можно вести  по отдельным структурным подразделениям; по видам деятельности; по отдельным номенклатурным наименованиям продукции; параллельно в нескольких денежных единицах и т.п.
     Бюджетный баланс формируется на базе отчетных данных бухгалтерского учета на конкретную дату по принятым на предприятии субсчетам  бухгалтерского учета. Он показывает, какими средствами финансирования располагает предприятие и как используются данные средства, а также дает возможность управления активами и пассивами предприятия, ускорения оборачиваемости текущих активов и пассивов, оптимизации структуры источников финансирования.
     Для прогноза баланса используются суммы  оборотных активов (сырья, материалов, готовой продукции и т.п.) и  дебиторской задолженности.
     Источники формирования средств (пассивная часть  баланса) определяются по собственным  средствам, долгосрочным и краткосрочным кредитам, кредиторской задолженности и прочим текущим пассивам.
     Эффективность бюджетирования в значительной степени  зависит от возможности:
     · контроля за соблюдением бюджетов;
     · гибкости бюджета, то есть корректировки утвержденных бюджетов;
     · учета рисков и неопределенности;
     · взаимоувязки бюджетирования с системой материального стимулирования подразделений  и персонала;
     · взаимосвязи двусторонней системы: «сверху вниз» и «снизу вверх»;
     · налаженной системы планирования работ подразделений и служб предприятия с определением целей, задач, сроков, объемов выполнения работ.
     Таким образом, на базе сформированных бюджетов финансово-экономические службы предприятия  могут получить ряд показателей, используя которые, руководство может оценить принятые планы, степень достижения целевых показателей и перспективы развития предприятия.
     Вместе  с тем мировой опыт и отечественная  практика свидетельствуют, что разработка финансового плана (бюджета) — это  сложный и трудоемкий процесс, затраты на его разработку не всегда обеспечивают ожидаемые результаты.
     Бюджет  зачастую базируется на устаревшей, уже  прошедшей информации, он не гибок, так как изменение плановых условий  зачастую не обеспечивается реальностями, бюджет ограничен временными рамками.
     Таблица 11. Финансовый план предприятия  

     № п/п      Показатель      Сумма
     1      Выручка от реализации (без НДС)       
     2      Затраты на сырье и материалы       
     3      Материальная  маржа (стр. 1 – стр. 2)       
     4      Заработная  плата, в том числе социальные начисления       
     5      Энергетические расходы       
     6      Расходы на ремонт       
     7      Расходы на хранение       
     8      Амортизация       
     9      Коммерческие  расходы       
     10      Налоги        
     11      Прочие  расходы       
     12      Итого расходов (стр. 4 + стр. 5 + стр. 6 + стр. 7 + стр. 8 + стр. 9 + стр. 10 + стр. 11)       
     13      Промежуточный результат (стр. 12 – стр. 3)       
     14      Сумма процента за кредит       
     15
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.