На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие принципа правосудия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образца 
«Южно-Уральский  Государственный Университет»
Факультет «Юридический»
Кафедра «Уголовного процесса и криминалистики»
По курсу «Правоохранительные органы»   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие принципа правосудия. 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент гр.Ю-124
Гришанова Е.Н.
Проверил: доцент, кюн
Печерина  О.Е. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск, 2011  

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
     Среди действующих федеральных конституционных  законов «О судебной системе Российской Федерации» (№ 1-ФКЗ) занимает особое положение, поскольку вслед за Конституцией Российской Федерации он сыграл основополагающую роль в формировании действующей системы органов судебной власти в стране. Он не только подтвердил наличие федеральных судов, но и определил суды субъектов Федерации- конституционные (уставные) суды и мировые судьи.
     Принципами  правосудия в Российской Федерации  являются следующие принципы, закрепленные в Конституции РФ:
• принцип законности – правосудие осуществляется только в соответствии с законом и подчиняется только закону;
• принцип осуществления  правосудия только судом (ст. 118 Конституции);
• принцип независимости  судей – судьи подчиняются  только закону и в своей деятельности никому не подотчетны (ст. 120 Конституции);
• принцип осуществления  правосудия на основе равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции);
• принцип обеспечения  каждому права на обращение в  суд за защитой своих интересов (ст. 46 Конституции);
• презумпция невиновности (ст. 49 Конституции);
• принцип обеспечения  подозреваемому и обвиняемому права  на квалифицированную защиту (ст. 48 Конституции);
• гласность  судебного разбирательства (ст. 123 Конституции);
• принцип участия  граждан в осуществлении правосудия – любой гражданин может осуществлять правосудие в качестве присяжного заседателя (ст. 32Конституции);
• принцип охраны чести и достоинства личности – никто не может подвергаться пыткам и унижающему человеческое достоинство  обращению (ст. 21 Конституции);
• непосредственность и устность судебного разбирательства
 Данное положение  закреплено во всех процессуальных  кодексах.
    Несмотря  на все вышеперечисленные принципы осуществления правосудия в России, судебная система имеет ряд существенных недостатков. В первую очередь в  данном вопросе необходимо коснуться статуса судьи. Судья, практически, никому неподотчетен, а следовательно, вопрос об ответствености за принимаемые решения остается исключительно на его совести. Данная проблема неоднократно поднималась на различных уровнях вплоть до Федерального собрания. Но на практике остается именно такое положение, что нисколько не способствует поднятию авторитета судебной власти и объективности правосудия. Не являются редким явлением и заказные процессы.
Поэтому тема остается актуально как с теоретической, так и с практической точек зрения.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Правосудие: сущность, характерные  черты 

 
     Правосудие - форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел – об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и т.д. 
     Первое  свойство правосудия - осуществление  правосудия только судом (ст. 118 Конституции  РФ). Осуществление правосудия является видом государственной, правоохранительной деятельности, которая составляет исключительную компетенцию суда.  

     Вторым  свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Рассмотрение дела происходит в форме  судебных заседаний, которое происходит непрерывно, устно и открыто. В судебном заседании участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов. Ведущее место принадлежит суду. При разрешении дела суд применяет норму материального права к конкретному правоотношению. Осуществляющие правосудие судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. Завершается судебное заседание вынесением приговора (по уголовным делам) или решения (по гражданским). Приговор или решение должны быть законны и обоснованны, иначе они могут быть отменены кассационной или надзорной инстанциями. Деятельность этих судебных инстанций тоже является правосудием.  

     Третьей характерной чертой правосудия является то, что оно осуществляется способами, указанными в законе.
     Правосудие  в России, в соответствии с Законом «О судопроизводстве РСФСР», осуществляется путем:
     - рассмотрения и разрешения в  судебных заседаниях гражданских  дел по спорам, затрагивающим  права и интересы граждан, государственных  предприятий, учреждений, организаций,  колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций;
     - рассмотрения в судебных заседаниях  уголовных дел и применения  установленных законом мер наказания  к лицам, виновным в совершении  преступления, либо оправдания невиновных.
     В соответствии с Законом «Об арбитражных судах в РФ» правосудие осуществляется также путем разрешения экономических споров арбитражными судами.  Таким образом, законодательно определены три способа осуществления правосудия: рассмотрение в судебных заседаниях уголовных, гражданских и арбитражных дел.  

     В то же время ст. 118 Конституции РФ говорит, что судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного, административного и конституционного судопроизводства. В связи с этим возникает вопрос: включает ли понятие “правосудие” в себя административное и конституционное судопроизводство? Сразу уточним, что понятия “правосудие” и “судопроизводство” близкие, но не тождественные.  

     В уголовное судопроизводство, к примеру, входит рассмотрение судьей жалоб на незаконное применение органом расследования заключения под стражу в качестве меры пресечения, которое правосудием не является, поскольку судья не рассматривает дело по существу, а принимает промежуточное решение, касающееся только меры пресечения. Существуют и иные виды судебной деятельности в рамках уголовного и гражданского судопроизводства, которые также правосудием в том смысле, как это определено законом, не являются.  

     Что касается административного судопроизводства, то на основании ст. 202 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР дела о некоторых административных проступках рассматриваются районным (городским) судом. При рассмотрении дел об административных правонарушениях применяется ряд важнейших принципов правосудия (состязательность, гласность, равенство граждан перед законом и судом). Это позволяет ряду авторов включать административное судопроизводство в понятие правосудия. Но многие авторы занимают по этому вопросу более осторожную позицию. Процедура рассмотрения административных дел по сравнению с уголовными и Гражданскими делами значительно упрощена, правом производства и принятия по ним решения обладают, помимо суда, еще ряд органов и должностных лиц, что никак не соответствует принципу “осуществления правосудия только судом”. Поэтому предлагается включить административное судопроизводство в понятие правосудия только после соответствующего законодательного решения.  

     Конституционное судопроизводство также значительно  отличается от уголовного, гражданского и арбитражного. Все суды, рассматривающие уголовные, гражданские и арбитражные дела, применяют нормы права к конкретной ситуации, Конституционный Суд контролирует только соответствие нормативных актов Конституции РФ. Полномочия, задачи Конституционного Суда РФ также разнятся с полномочиями и задачами судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Наконец, в Конституционном Суде РФ нет представителей народа, а ведь согласно ст. 32 Конституции РФ граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия.  

     Таким образом, законодательно закреплены три способа осуществления правосудия, отнесение к правосудию же административного и конституционного судопроизводства на данный момент проблематично.
     Принципы  правосудия обладают рядом признаков:
     1. Принципы правосудия носят объективный  характер. Они отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов. В принципах отражаются правовые и нравственные идеи, господствующие в обществе. В связи с этим принципы правосудия изменяются и развиваются вместе с развитием общества. Так, Конституция РФ закрепила такой принцип, как состязательность сторон, который ранее, в “советский” период, правовой наукой отрицался и в законодательстве не содержался. Принципы правосудия связаны с общеправовыми принципами, такими как верховенство закона, охрана прав и свобод личности.
     2. Принципы правосудия являются  руководящими положениями. Все  они обязательны для соблюдения  всеми судами, независимо от занимаемого  положения, а также лицами, участвующими  в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.). Кроме того, принципы правосудия являются руководством и для законодателей, которые должны при принятии новых законов учитывать их, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, не противоречили им.
     3. Принципы правосудия носят общий  характер. В них закрепляются основные направления организации судебных органов и их деятельности. Конкретизируются же они в других законах и, как правило, реализуются путем применения содержащихся в них норм.
     4. Все принципы правосудия закреплены  в законе. Этим они приобретают точность формулировок и общеобязательность соблюдения. Несоблюдение принципов, закрепленных в законе, уже является правонарушением, влекущим соответствующую ответственность. Больш инство принципов правосудия содержится в Конституции РФ, но ряд других формулировок может содержаться и в других законах: “О судоустройстве РСФСР”, “О судебной системе РФ”, “О статусе судей РФ” и др.
     Все принципы правосудия образуют систему. Хотя каждый принцип имеет свое собственное  содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией осуществления других. Например, принцип гласности гарантирует соблюдение законности при разрешении дел. 

Принципы  правосудия

2.1. Принцип законности

 
     К системе принципов правосудия относятся принципы законности, осуществления правосудия только судом, независимости судей, осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечения каждому права на судебную защиту, презумпции невиновности, обеспечения подсудимому права на защиту, состязательности и равноправия сторон, гласности судопроизводства, национального языка судопроизводства, участия граждан в осуществлении правосудия, охраны чести и достоинства личности, непосредственности и устности судебного разбирательства.
     Основные  положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где  сказано: «Органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать  Конституцию Российской Федерации и законы».
     К законам относятся федеральные  законы и федеральные конституционные  законы, а также принимаемые в  субъектах Федерации конституции  и уставы, другие законодательные  акты. Все они должны соответствовать  предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут.
     Федеральные законы обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Соответственно законодательные акты, издаваемые органами субъекта Федерации, действуют на территории данного субъекта. Если суд при разбирательстве конкретного дела установит, что какой-то из таких актов или любой иной правовой акт, в том числе изданный федеральным органом, противоречит закону, то он вправе принять решение, руководствуясь не этим актом, а законом.
     Особенностью  современного понимания принципа законности является то, что оно допускает  при определенных условиях возможность  неприменения судами также законов, в том числе федеральных. И  такое отношение к закону вытекает непосредственно из положений, закрепленных в Конституции РФ.
     Суд, разрешая дело, применяет непосредственно  Конституцию, в частности:
     а) когда закрепленные нормой Конституции  положения, исходя из ее смысла, не требуют  дополнительной регламентации и  не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
     б) когда суд придет к выводу, что  федеральный закон, действовавший  на территории Российской Федерации  до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
     в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции  Российской Федерации, находится в  противоречии с соответствующими положениями  Конституции;
     г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
     Нормативные указы Президента Российской Федерации  как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции Российской Федерации).
     Другими словами, в соответствии с данным разъяснением суды не всегда обязаны  безоговорочно следовать предписаниям законов и указов. Прежде чем применять  акты даже столь высокого уровня они должны проверять, насколько они соответствуют Конституции РФ.
     В современных условиях понятие законности как правового принципа приобрело  своеобразие еще и в связи  с тем, что Конституция РФ (см. ч. 4 ст. 15) признала особую роль в российской правовой системе международных договоров Российской Федерации.
     При определенных условиях законы, противоречащие таким договорам, тоже могут не применяться  судами. И осуществление данного  конституционного положения — уже  реальность. Об этом свидетельствует  тот факт, что суды начали напрямую применять положения международного договора, если какой-то российский закон противоречит ему или не согласуется с ним.

2.2. Принцип осуществления правосудия только судом.

 
     Данный  принцип закреплен в ст. 118 Конституции  РФ. Статья 49 Конституции РФ указывает, что лицо может быть признано виновным только по приговору суда. Статья 1 Закона "О судебной системе РФ" определяет, что никто, кроме судов в лице судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.   
     Функция осуществления правосудия предоставлена  только суду в связи с тем, что  ни один другой государственный правоохранительный орган не обладает такими возможностями  для принятия законного и обоснованного  решения по делу. Именно в стадии судебного разбирательства проявляются все принципы судопроизводства и правосудия. Невозможно на данный момент, к примеру, обеспечить состязательность и равноправие сторон в стадии предварительного расследования, а в ходе судебного заседания это вполне реально. В стадии судебного разбирательства больше прав имеют возможность реализовать обвиняемый, его защитник. Все это способствует установлению истины по делу, вынесению справедливого приговора. Причем и приговор, и решение суда может изменить или отменить только вышестоящий суд. Попытки создать внесудебные органы в "советское" время обернулись беззаконием и произволом.
     Круг  органов, уполномоченных вершить правосудиеотносятся: Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный  Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи, военные суды, а также федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Этот перечень является исчерпывающим. Государство доверяет отправление правосудия только специально уполномоченным (компетентным) органам. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.

2.3. Принцип независимости  судей.

     Данный  принцип закреплен в ст. 120 Конституции  РФ. Это конституционное положение  нашло отражение в таких законах, как Закон "О судебной системе  РФ" (ст. 5), Закон "О судоустройстве РСФСР" (ст. 12), Закон "Об арбитражных судах в РФ" (ст. 6). В ст. 1 Закона "О статусе судей в РФ" указано: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.
     В своей деятельности по осуществлению  правосудия они никому не подотчетны". По действующему законодательству рассмотрение дел в судах первой инстанции осуществляется с участием присяжных, народных, арбитражных заседателей. Заседатели при осуществлении правосудия также независимы и подчиняются только закону, пользуясь всеми правами судьи. Независимость судей является проявлением самостоятельности судебной власти, ее отделенности от власти исполнительной и законодательной. Независимость судей заключается в том, что исключается любое воздействие на них со стороны других лиц и организаций при разрешении ими конкретных уголовных, гражданских и арбитражных дел. При рассмотрении дела суд руководствуется не мнениями участников процесса, а законом, принимает решения по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех материалов дела, анализе всех представленных доказательств.
     Значение  данного принципа состоит в том, что только независимый и беспристрастный  суд может справедливо рассмотреть  уголовное, гражданское, арбитражное  дело, вынести по нему законное и  обоснованное решение, приговор. Вмешательство в деятельность суда, даже с "добрыми намерениями", влечет нарушение законности, произвол.
     Согласно  Закону "О статусе судей РФ" независимость судей обеспечивается:
     1) наличием особой процедуры осуществления  правосудия;
     2) установлением запрета под угрозой ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия;
     3) установлением порядка приостановления  и прекращения полномочий судьи; 
     4) правом судьи на отставку;
     5) неприкосновенностью судьи;
     6) системой органов судейского  сообщества;
     7) предоставлением судье за счет  государства материального и  социального обеспечения, соответствующего  его высокому статусу; 
     8) наличием особой защиты государством  судей, членов их семей и  имущества. Независимость судьи зависит во многом и от него самого, от его моральных и профессиональных качеств. Поэтому гарантией независимости является установленный законом порядок отбора кандидатов на должность судьи, обеспечивающий формирование действительно независимого, беспристрастного судейского корпуса. При наличии обоснованных сомнений в беспристрастности судьи, присяжного, народного, арбитражного заседателя они подлежат отводу. Независимость судей гарантируется и несменяемостью судей. Судья не может быть переведен на другую работу, в другой суд без его согласия. Полномочия судьи не ограничены определенным сроком.
     Проблемой в настоящее время является исключение влияния на судей со стороны председателей  судов, других судей. Определенные гарантии предоставляют регулируемый процессуальным законом порядок принятия решений (тайна совещательной комнаты, порядок голосования, при котором председательствующий подает голос последним). Однако все еще встречаются случаи дачи председателями судов судьям указаний по конкретным делам. Такая практика, даже если объясняется недостаточной квалификацией, неопытностью судей, является нарушением закона.

2.4. Принцип осуществления  правосудия на  началах равенства  всех перед законом  и судом

     Этот  принцип закрепляется ст. 19 Конституции  РФ. Согласно данной конституционной  норме государство гарантирует  равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
     Данное  положение распространяется на деятельность всех правоохранительных органов. Применительно  к правосудию ст. 7 Закона "О судебной системе РФ" определяет, что суд  не отдает предпочтения участвующим лицам в зависимости от их государственной, социальной, политической принадлежности и т. д.
     Равенство перед законом означает, что не могут приниматься законы, дискриминирующие граждан по одному или нескольким указанным выше признакам. Для всех граждан в государстве существует единый порядок подачи жалоб, привлечения к уголовной ответственности.  

     Равенство перед судом предполагает, что  суд, рассматривая уголовное, гражданское, арбитражное дело, предоставляет  гражданам, участвующим в процессе, возможность пользоваться правами не в зависимости от их имущественного, социального положения, а только на основании того, каким субъектом процесса они являются: истцом, ответчиком, потерпевшим и т. д. Суд не может создавать для кого бы то ни было не предусмотренные законом преимущества или ограничения.
     Равенство всех перед законом и судом  гарантируется единым судом и  единым правом. В государстве нет  судов для определенных слоев  населения, национальности, вероисповедания. Порядок же судопроизводства различается только в зависимости от категории дела (уголовное, гражданское, арбитражное) и является единым для всех дел данной категории.
     Действующее законодательство предусматривает  особый порядок привлечения к  уголовной ответственности некоторых категорий граждан - судей, депутатов, прокуроров, что является определенным отступлением от данного принципа. Такие исключения из принципа являются гарантией успешного осуществления деятельности этих лиц, но вызывают нарекания в средствах массовой информации и юридической литературе.

2.5. Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту

     Обеспечение каждому гражданину судебной защиты его прав и свобод предусмотрено  ст. 46 Конституции РФ. А в соответствии со ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
     Сущность  данного принципа заключается в  том, что любое лицо, считающее, что  решения, действия (бездействие) органов  государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц нарушают его законные права и свободы, вправе обратиться в суд с жалобой по этому поводу. Признание права на судебную защиту в качестве принципа правосудия означает, что правосудие является наиболее эффективным средством защиты прав личности, что судебная процедура в наибольшей степени гарантирует объективное и беспристрастное рассмотрение дела, принятие законного и обоснованного решения.
     В соответствии с Законом "Об обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" могут быть поданы жалобы на действия, бездействие и решения, в результате которых нарушены права и свободы граждан либо созданы препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложили какую-либо обязанность, либо он незаконно привлечен к ответственности. Жалоба рассматривается по правилам гражданского судопроизводства и, если суд признает обоснованность жалобы, он признает обжалуемое решение незаконным, отменяет примененные меры ответственности.
     Жалобы  могут быть принесены и на решения  судебных органов путем подачи их в вышестоящий суд. В последние  годы наблюдается тенденция к  расширению круга решений, обжалуемых в судебном порядке. В то же время  Конституционный Суд РФ признал несоответствующими ст. 46 Конституции РФ нормы УПК РСФСР, не разрешающие обжаловать в суд постановления органов расследования об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении.

2.6. Принцип презумпции  невиновности

     Слово "презумпция" означает предположение, основанное на вероятности. Сам принцип презумпции невиновности сформулирован в ст. 49 Конституции РФ следующим образом: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда". Данная формулировка является наиболее полной по сравнению с содержащейся в ст. 13 УПК РСФСР.
     Данный  принцип является не только принципом  правосудия, но и всего уголовного процесса в целом. Органы предварительного расследования, прокурор обязаны также строго соблюдать его. Конечно, предъявляя обвинение, следователь должен быть убежден в виновности обвиняемого, иначе ему необходимо воздержаться от этого действия. Но субъективное мнение следователя, выраженное в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, не порождает тех последствий, что влечет его признание виновным в приговоре суда от имени государства. Только один орган может признать человека виновным - суд. Презумпция невиновности действует до тех пор, пока на основе достаточных доказательств не будет доказано обратное, то есть что лицо виновно в совершении преступления.
     Кроме того, необходим и еще один момент - вступление приговора в законную силу. Приговор вступает в законную силу спустя семь дней после его провозглашения, если он не был обжалован или опротестован, либо после его рассмотрения кассационной инстанцией, если она его не отменяет. До этого ничьи суждения и мнения о виновности лица (письменные и устные заявления, интервью, публикации) не имеют никакого юридического значения и совершенно недопустимы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.