На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая теория:исторические корни,современное состояние и перспективы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему: Экономическая теория:исторические корни,современное состояние и перспективы.
по дисциплине «Экономическая теория»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение  3
1 Исторические  аспекты возникновения экономической  теории 5
    1.1 Понятие, предмет и функции экономической теории
5
    1.2 Исторические  предпосылки возникновения экономической  теории
8
    1.3 Важнейшие этапы становления общей экономической теории
12
2 Современное  состояние экономической теории 16
   2.1 Методы экономических исследований 16
   2.2 Современная экономическая теория 18
3 Перспективы  развития экономической теории 22
Заключение  25
Библиографический список 27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
 

     Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и  культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории. Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.
     Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т. д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.
      Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам.
      Но  при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры. Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры./10, с.55/
      Экономическая теория вовсе не утверждает, что  люди - эгоисты, или что они чересчур материалистичны, с ограниченным кругозором, интересуются только деньгами и не чувствительны ко всему остальному. Ничего этого не предполагается, когда мы говорим, что люди стремятся к возможно большей чистой пользе. В действительности все зависит от того, как они сами понимают свои интересы.
      Экономическая теория утверждает, что, действуя в своих собственных интересах, люди создают возможности выбора для других и что общественная координация есть процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в результате их взаимодействия. Это, конечно, очень абстрактное рассуждение.
      Объектом  данной курсовой работы является экономическая теория, ее историческое возникновение и развитие.
      Цель  данной курсовой работы – изучить теоретические аспекты истории возникновения экономической теории; раскрыть содержание предмета и функций экономической теории.
      Для достижения поставленной цели необходимо выполнить несколько задач:
      - выявить исторические предпосылки возникновения экономической теории;
      - изучить основные функции и методы исследования экономической теории;
      - изучить современное состояние экономической теории;
      - определить  перспективы развития экономической теории. 
 

    1ИСТОРИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 

     1.1 Понятие,  предмет и функции экономической теории
      В прошлом люди, начинающие изучать  экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторые из таких определений:
      1) Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
      2) Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.
      3) Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.
      4) Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.
      5) Экономическая теория есть наука о богатстве1.
      Этот  перечень достаточно велик сам по себе; однако, проведя час в соответствующем отделе хорошей библиотеки, грамотный человек сможет во много раз удлинить его. Втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах охватываемым этим предметом,- дело весьма нелегкое.
      Экономическая теория, несомненно, включает в себя все элементы, указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли бы войти в более длинный перечень.
      Если  заставить специалиста выбрать  из всех приведенных выше дефиниций лишь одну, то в наше время он, по всей вероятности, остановился бы на второй.
      Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества2.
     Экономическая теория изучает историческую эволюцию системы рационального хозяйствования как источника и движущей силы роста, действительного богатства и благосостояния отдельных групп и членов общества в аспекте товарно-денежных отношений.
     Существует  множество определений того, что  изучает экономическая теория. Каждое из них следует считать правильным, так как оно отражает ту или  иную важную сторону экономики, и  в то же время каждое определение является ограниченным вследствие чрезмерной сложности изучаемых экономических процессов и явлений.
     Сегодня большинство экономистов полагают, что наиболее удачным следует считать определение, которое исходит из того, что любое общество при своем функционировании сталкивается с проблемой конфликта между неограниченными человеческими потребностями в товарах и услугах и ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей.
     Предмет экономической теории менялся по мере развития науки. Первоначально экономическая теория изучала только особенности домашнего хозяйства, затем - экономику города-государства, отдельных сфер экономической деятельности - сельского хозяйства, торговли.
     Во  времена классической политической экономии в XVIII в., когда экономическая наука превратилась в самостоятельную отрасль знаний, предметом экономической теории стали считаться экономические закономерности, действующие в общественном производстве, распределении и потреблении в условиях рыночной системы. Исследования экономистов были направлены на изучение источников увеличения национального богатства в сфере производства.
     Марксистская  политическая экономия уточнила предмет  экономической теории, с одной  стороны, расширив его, предметом теории стали экономические отношения и экономические законы, управляющие производством материальных благ на разных этапах развития человечества. С другой стороны, марксистская политическая экономия сузила предмет экономической теории, рассматривая производственные отношения и их главную составляющую -- отношения собственности на средства производства - с классовых позиций.
     Предметом современной экономической  теории является теоретическое обоснование эффективного использования редких экономических благ с целью наибольшего удовлетворения потребностей людей.
     Значение  экономической теории во многом определяется теми функциями, которые она выполняет. Часто выделяют следующие основные функции экономической теории:
     1. Познавательная функция  – в этой функции экономическая теория изучает все многообразие экономических процессов и явлений и дает их научное объяснение, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами.
     2. Практическая функция  - при выполнении, этой функции экономическая теория дает научные рекомендации для экономической политики, для эффективного управления производством на различных уровнях.
     3. Методологическая  функция – в этой функции экономическая теория служит теоретической основой, дает методы и научные инструменты для целого комплекса экономических наук: отраслевых (экономика строительства, транспорта, отраслей легкой промышленности и др.), функциональных (экономика труда, маркетинг, финансы, денежное обращение и кредит, экономическая статистика и др.) и для экономических наук, находящихся на стыке с другими отраслями знания (демография, теория управления и др.).
     4. Прогностическую  функцию - в этой функции экономическая теория делает возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития3.
    1.2 Исторические предпосылки возникновения экономической теории
      Жизнь человеческого образа многообразна, сложна и запутана. Она складывается из многочисленных и разнообразных видов деятельности человека в производстве материальных благ и оказании услуг, в науке и культуре, в политике и идеологии. Человечество стремится разгадать тайну отношений. Это стремление не стремление к самопознанию, а удовлетворение потребностей в регулировании экономической жизни. А самое главное желание - воздействовать на экономические процессы в нужных для человека направлениях.
      Человечество  проявляло всегда большой интерес  основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.
      Экономическая теория призванная изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого экономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.
      Метод общей экономической теории - это метод диалектического материализма. Научные познания экономической жизни в отличие от ее непосредственного восприятия позволяет, используя научный метод познания или исследования, проникать вглубь экономических процессов и явлений, раскрывать их связи, выявлять причинно-наследственную связь явлений и раскрывать движущие силы развития общества. Метод предлагает процесс от созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.
      Научной абстракцией - называются обобщенные понятия (деньги, товар, рабочая сила, и т.д.) выработанные людьми путем мышления отвлеченного от непосредственно конкретного изучения явления, а исходным пунктом научного познания является объективная реальность. И этой реальностью выступает экономическая жизнь человеческого общества. Если это объективная реальность то она не зависит от воли и сознания человека одновременно с тем, что эта реальность складывается из осознанных поступков и деятельности индивидов. Необходимыми элементами экономического исследования являются анализ и синтез. В процессе анализа мышление от видимого конкретного идет к абстрактному мышлению, расчленяя исследуемые элементы на его простейшие части и стороны. В процессе синтеза познаваемые явления исследуются во взаимной связи составляющих его сторон в движении и противоречии, в результате чего открываются пути и формы разрешения противоречий, а следовательно развития явлений. Имеется еще два элемента - качественный и количественный анализ. Это связано с тем, что любому экономическому явлению присущи качественная и количественная определенность.
      Поступки  людей определяются их интересами, и, прежде всего, их экономическими интересами.
      Осознанная деятельность индивидов в экономической жизни общества создает экономические явления и процессы, которые действуют в соответствии с экономическими законами. Поэтому говорится, что экономическая жизнь общества, включая в себя производство, распределение, обмен и потребление, подчинена действию объективных экономических законов.
      Экономический закон - необходимая существенная, постоянно повторяющаяся, причинно следственная связь экономических процессов и явлений.
      В материальной основе для нормального  развития человеческой цивилизации является прогрессивное развитие общественного производства. Для того, чтобы раскрыть закономерность открытия общественного производства, необходимо рассматривать развитое производство, как таковое вообще.
      Производство  вообще это научная абстракция представляющая собой совокупность всеобщих черт присущих производству, не зависящих от его специфических форм. Эти всеобщие черты производства дают представление об экономических условиях производства жизненных благ необходимых для прогресса человечества. В то же время они позволяют определить единое для всех ступеней развитие цивилизации присущее производству свойство, причем специфическое свойство. А с другой стороны это позволяет определить то всеобщее что даст возможность ясно и глубже увидеть и понять существующие различия, которые разграничивают эти ступени общественного развития. Изучая производство надо четко понять, что его конечной целью является потребление. И только при условии нормального свободного потребления производство может быть нормальным. Между производством и потреблением лежит сложная, теоретически противоречивая связь, и при всей важности производства оно имеет смысл только в том случае, если есть свободное потребление, так как свободное потребление цель и движущиеся мотивы производства.
      Оно определяет объем, структуру и качество общественного производства. Потребление материальных благ не однозначно, следует различать производительное и личное потребление.
      Производительное  потребление это есть процесс  производства, где потребляемые средства производства (орудия и предметы труда), а также производственное потребление силы человека, т.е. расход его физической и духовной силы. Личное потребление оно напротив происходит не на производстве, а за его пределами. Личное потребление включает в себя потребление людьми пищи, одежды, жилища и т.д. В производственном потреблении продукт создается, а в личном - уничтожается. В производстве потребляют средства производства, а люди потребляют предметы потребления. Взаимосвязь между производством и потреблением взаимно обуславливаются т.е. производство определяет потребление, но в то же время потребление определяет и производство. Производство порождает потребность в произведенных продуктах, т.е. создает импульс потребления.
      Производство всегда ведет за собою потребление, определяющее в конечном счете его объем и многообразие, а потребление активно влияет на производство. Прекращается производство вещи ненужной для потребления, утратившей свое значение как полезного продукта4.
      В то же время потребление, каких либо продуктов требует дальнейшего их создания и по мере удовлетворения старых потребностей побуждает и вызывает к жизни новые потребности людей. Связующими звеньями между производством и потреблением являются распределение и обмен. Под распределением следует понимать распределение произведенных материальных и нематериальных ценностей на принципе господствующей формы присвоения, т.е. собственности. Таким как присваиваются продукты труда, какая часть из них идет на производительное и личное потребление, вот эти вопросы составляют содержание процесса распределения продуктов в любом общественном производстве.
      Распределение активно влияет на производство, оно  может способствовать росту производства и в то же время оно может тормозить это производство.
      Обмен и распределение входят непосредственно  в процесс производства, а также составляют его существенные черты, и зависят, также, от непосредственного производства даже в тех случаях, когда они выходят за его границы.
      Любое общественное производство человеческой цивилизации для своего осуществления должно иметь определенные условия при которых процесс производства мог бы протекать нормально. Этими условиями являются:
       1) отношение человека к природе; 2) отношения между людьми.
      Для осуществления процесса производства необходимы три простейших момента:1) сам труд, 2) средства труда, 3) предмет труда.
      1.3 Важнейшие этапы становления общей экономической теории
     Вопросы экономики неизменно привлекают внимание людей, поэтому экономическая теория занимает видное место в системе наук.
     Сегодня приходится отмечать, что отечественная  экономическая теория находится  в сложном положении. Сформировавшиеся в советский период школы и направления экономической мысли выполняли социальный заказ - исследование процессов планового хозяйства, выработка рекомендаций по совершенствованию плановой экономики, критический анализ капиталистического хозяйства. Исследования политэкономов базировались на экономическом учении К. Маркса. Шоковый распад плановой экономики, переход к рыночным принципам хозяйствования обусловил необходимость пересмотра принципов отечественной экономической науки.
     Экономическая теория в своем развитии прошла ряд  этапов:
     1. Истоки экономической науки следует  искать в учениях мыслителей  стран Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Ксенофонт (430-354 гг. до н. э) и Аристотель (384-322 гг. до н. э) впервые вводят в научный оборот термин «экономия», что означает искусство ведения хозяйства. Аристотель подразделял два термина: «экономика» (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов) и «хремантистика» (искусство наживать богатство, делать деньги).
     2. Экономическая теория как наука  сложилась в период становления  капитализма, зарождения первоначального капитала и прежде всего в сфере торговли. На требования развития торговли экономическая наука откликается появлением меркантилизма - первого направления политической экономии.
     3. Учение меркантилистов сводится  к определению источника происхождения богатства. Источник богатства они выводили только из торговли и сферы обращения. Само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название «меркантильный» - денежный.
     4. Учение Вильяма Петти (1623-1686) является  переходным мостиком от меркантилистов  к классической политической  экономии. Его заслуга в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю.
     5. Новое направление в развитии  политической экономии представлено  физиократами, которые явились выразителями  интересов землевладельцев. Главным  представителем этого направления был Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.). Ограниченность его учения в том, что источником богатства считался труд только в земледелии.
     6. Дальнейшее развитие экономическая  наука получила в трудах Адама  Смита (1729-1790) и Давида Рикардо  (1772-1783 гг.). А. Смит в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1777 г.) систематизировал всю сумму накопленных к тому времени экономических знаний, создал учение об общественном разделении труда, раскрыл механизм свободного рынка, который назвал  «невидимой рукой». Давид Рикардо продолжил разработку теории А. Смита в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1809-1817 гг.). Он показал, что единственным источником стоимости является труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты).
     7. Опираясь на высшие достижения  классической политической экономии, К. Маркс (1818-1883 гг.) раскрыл законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения - противоречия; создал учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре; учение о прибавочной стоимости; показал исторически приходящий характер капитализма как формации5.
     Следует отметить, что кризисный период в  развитии науки - частная форма проявления кризиса экономики, общества в целом. При всем том кризис - это не катастрофа, его можно рассматривать и как катарсис, очищение науки от конъюнктурных элементов, удержание в ней только того, что имеет подлинную ценность и обеспечивает ее дальнейшее прогрессивное развитие. Нельзя утверждать, что теория К. Маркса - ненаучная, полностью утратившая свое значение сегодня. О значении марксистской экономической мысли свидетельствует хотя бы то, что П. Самуэльсон выделяет в истории экономической мысли лишь три имени: А. Смита, К. Маркса, Дж.М. Кейнса, которых он характеризует как интеллектуальных гигантов.
     Сегодня отечественная экономическая наука  активно использует выводы и рекомендации зарубежной экономической теории. И это не случайно. Выход России из социально-экономического кризиса большинство ученых и политиков видят в становлении социально ориентированной рыночной экономики, то есть такой экономической системы, которая преобладает в большинстве современных экономически развитых стран. Значит необходимо изучать не только отечественный, но и зарубежный опыт экономического развития. Надлежит пересмотреть принципы экономической науки с учетом всего ценного, что выработано на протяжении длительной истории становления и развития экономической теории и на основе современных достижений мировой экономической науки.
     Предметом научных исследований меркантилистов было богатство, национальное богатство.
     Продолжили  их традицию и физиократы, перенеся научные интересы из сферы обращения  в сельскохозяйственное производство.
     Представители классической школы расширили предмет экономической теории до исследования условий производства и накопления, а также распределения богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.
Понимание сущности национального богатства, его форм и условий создания в экономической мысли менялось. Если меркантилисты в качестве реального богатства рассматривали только деньги, а еще лучше - золото, то классики считали богатством материальный продукт производства. В современных экономических системах все большее значение приобретают услуги - невещественный результат экономической деятельности. В развитых обществах в национальное богатство стали включать информацию, другие виды интеллектуального продукта.
     Впоследствии  и представители других направлений экономической науки стали уделять все больше внимания отношениям людей (экономических субъектов) в процессе их экономической деятельности и в общественной жизни в целом, так как результативность экономического развития во многом предопределяется характером отношений между людьми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ 
 

    2.1 Методы экономических исследований
   В экономических процессах можно  обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них - поверхностный, внешне ви-димый, второй - внутренний, скрытый от наружного наблюдения.
   Изучение  внешне видимых экономических отношений, естественно, доступно каждому человеку. Поэтому уже с детства у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое ос-новано на непосредственном знании хозяйственной жизни. Такое мышление, как правило, отличается субъективным характером, в котором проявляется индивидуальная психология человека. Оно ограничено личным кругозором человека, часто основывается на отрывочных и односторонних сведениях;
   Экономическая теория стремится за внешней видимостью хозяйственных явлений обнаружить сущность - их внутреннее содержание, а также причинно-следственные зависимости одних явлений от других.
   Научные методы. Во всякой науке используется определенная со-вокупность методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например, метафизический и диалектический методы; общенаучные - исторический, логический, математический и др.; и специфические - для каждой отрасли науки.  В экономической теории применяются два, хотя и противоп-ложных, но взаимосвязанных философских метода - метафизика и диалектика.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.