На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация финансов унитарных предприятий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

     В условиях динамично развивающейся  экономики, перехода к международным стандартам ясно обозначилась необходимость совершенствования механизмов  управления, контроля за использованием государственной собственности, ориентации его на удовлетворение конечного потребителя, повышения качества предоставляемых услуг. В экономическом комплексе страны действует значительное количество государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые   являются  активными субъектами предпринимательской деятельности,  отражают  одновременно как частные, так и публичные интересы государства. Необходимость исследования правового положения и финансовых особенностей унитарных предприятий  предопределяется несколькими причинами.
     Государственные и муниципальные унитарные предприятия занимают прочное место в экономической структуре государства и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер.
     Создание  государственных предприятий  влияет на изменение структуры материального  производства, стимулирует рост прогрессивных  отраслей народного хозяйства. Широкое внедрение новой техники и технологий  требует  вложения крупных финансовых средств, которое невозможно осуществить без мощной государственной поддержки. Это касается в первую очередь таких отраслей, как газовая, нефтяная, угольная промышленность, сельское хозяйство, электроэнергетика. Частные предприятия не всегда охотно идут на риск, связанный  с освоением новых производств, поэтому такие расходы  зачастую финансирует государство.
     И хотя удельный вес унитарных предприятий  в нашей стране и в зарубежных государствах меняется и подвижен, их роль бесспорна. Сказанным объясняется постоянный теоретический и практический интерес к вопросу правового положения и финансовых особенностей унитарных предприятий.
     Целью работы является анализ организации финансов унитарных предприятий, выявление путей их совершенствования.
     Объектом  исследования курсовой работы является ФГУП «Строительноеуправление № 701 при Федеральном агентстве специального строительства» (ФГУП «СУ-701 при Спецстрое России»).
     Предметом изучения является финансового –  хозяйственная деятельность унитарного предприятия.
       В первой главе работы отражена сущность унитарного предприятия как хозяйствующего субъекта,  правовые основы деятельности, а также дается полная характеристика финансовых отношений, возникающих у унитарных предприятий.
     Изучение  финансовых аспектов подкреплено практическим анализом, представленным во второй главе  курсовой работы, где  отражены основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ФГУП «СУ-701 при Спецстрое России».
     Третья  глава освещает проблемы,  имеющие  место в системе организации  экономических отношений унитарных  предприятий и возможные перспективазвития. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Финансы унитарных предприятий – сущность, отличительные особенности
     1.1 Организационно-правовые основы деятельности унитарных предприятий. Виды, порядок создания
     Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ  (далее ФЗ ГМУП) определяет унитарное предприятие как коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
     Государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее ГМУП) являются коммерческими организациями. Они осуществляют хозяйственную деятельность, направленную на извлечение прибыли, и это объединяет их с коммерческими организациями других организационно-правовых форм. Вместе с тем существует ряд особенностей, которые отличают эти предприятия от других коммерческих организаций.
   ГМУП  в ходе коммерческой деятельности владеют  и пользуются чужой (государственной, муниципальной) собственностью, которая принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в связи с чем данные предприятия должны перечислять собственнику имущества часть прибыли от его использования.
     В Российской Федерации в настоящее время действуют унитарные предприятия, которые имеют различный объем имущественных прав:
    Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации;
    Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.
     Право хозяйственного ведения и право  оперативного управления предполагают передачу субъекту этого права только часть правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом.
     Право хозяйственного ведения и право  оперативного управления – это вещные права, обладающие своей спецификой. Их возникновение связано, прежде всего, с невозможностью государства как  крупного собственника самостоятельно осуществлять управление огромным имущественным потенциалом, а также необходимостью ограничить полномочия структур, которые от имени государства будут выступать в гражданско-правовых отношениях.  Право хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) – это право  государственного или муниципального предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, предусмотренных законом или иным нормативно-правовым актом.  Право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) – это право казённого предприятия (учреждения) владеть, пользоваться и распоряжаться закреплённым за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
     Сравнение особенностей распоряжения имуществом у предприятий каждого вида приведено в Приложении А (Таблица А.1).
     Из  таблицы отчетливо видно, что за имуществом казённого предприятия собственник осуществляет тотальный, а ГМП имеют большую финансово-хозяйственную свободу в осуществлении своей уставной деятельности.
     Унитарное предприятие является коммерческой организацией, основная цель деятельности которого – получение прибыли  в интересах своего учредителя. Однако в отличие от других коммерческих организаций получение прибыли не является первостепенной целью деятельности унитарного предприятия, так как государственное предпринимательство осуществляется в первую очередь для реализации функций органов государственной власти. Данная особенность целей создания унитарных предприятий   следует  из перечня случаев, в которых такие предприятия могут учреждаться на государственном и местном уровне в соответствии с ФЗ ГМУП (Приложение А, Таблица А.2).
     Из  приведенной таблицы видно, что существуют случаи, в которых может создаваться унитарное предприятие любого вида – по усмотрению собственника, а также случаи создания унитарных предприятий, предусмотренные исключительно для государственных и муниципальных предприятий или исключительно для казённых. Кроме того, перечень указанных случаев является исчерпывающим, поэтому унитарные предприятия, не соответствующие по профилю своей деятельности положениям  ФЗ ГМУП, должны быть приватизированы или перепрофилированы.
     Государственное предприятие создаётся по решению  уполномоченного, как правило, отраслевого  органа государственной власти, а  муниципальное предприятие –  по решению главы местной администрации.   Данный орган утверждает устав, размер уставного и резервного фондов, определяет предмет деятельности предприятия, назначает руководителя, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью переданного предприятию  имущества, а впоследствии  также иные полномочия собственника в отношении унитарного предприятия.
     Унитарное предприятие, являясь юридическим  лицом,  несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, и  не несёт ответственности по обязательствам собственника своего имущества. Собственник унитарного предприятия, в свою очередь,  не несет ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана его собственником.
     Таким образом, исследовав правовую природу  унитарных предприятий, можно сделать  вывод, что организационно-правовые особенности непосредственно связаны с целевым назначением унитарных предприятий, их функциями и задачами деятельности, так как  основная часть государственных предприятий  создается в отраслях, затрагивающих стратегические направления промышленности и инфраструктуры  и  обеспечивают экономическую безопасность и удовлетворение социальных потребностей населения. Соответственно это влечет за собой ряд ограничений экономической и правовой свободы предприятий.  

       Особенности формирования и использования финансовых ресурсов
     Под финансами унитарных предприятий  понимают денежные отношения, возникающие у унитарного предприятия в процессе осуществления им экономической деятельности, связанные с формированием и использованием денежных доходов и накоплений предприятия для удовлетворения общественных потребностей [21].
       Особенности создания унитарного предприятия как хозяйствующего субъекта, назначение которого заключается в первую очередь в удовлетворении общественной потребности в определённых товарах, работах или услугах, обусловливают специфические формы финансовых отношений данных организаций. Главным образом это относится к внешним финансовым отношениям предприятия с государственными органами власти  и органами местного самоуправления.
     К таким отношениям  можно отнести:
     - отношения предприятия с собственником имущества в процессе формирования уставного капитала и получения имущества от государства и муниципальных образований;
     - отношения по поводу получения бюджетного финансирования и размещения государственных и муниципальных заказов;
     - отношения по поводу уплаты налогов и сборов, а в частности  зачёта недоимки по налогам и сборам в счет долгов по финансированию из соответствующего бюджета;
     - отношения по поводу перечисления части прибыли от своей деятельности  в соответствующий бюджет;
     - отношения по поводу осуществления  финансового контроля со стороны  собственника.
     Специфика формы собственности и организационно-правовой формы создания унитарного предприятия  находит своё отражение и в  особенностях организации финансов данного хозяйствующего субъекта.  Для рассматриваемых предприятий характерен принцип унитарности, заложенный в основу создания данной организационно-правовой формы юридического лица и обуславливающий особенности формирования и использования финансовых ресурсов унитарного предприятия. Данный принцип означает наличие единственного учредителя и неделимость уставного фонда (капитала).  Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.  
     Финансовый  механизм деятельности ГМУП теоретически предполагает использование как  внутренних (амортизация, прибыль), так  и внешних (целевое бюджетное  финансирование, заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций) источников финансирования.
     Ресурсы, используемые в деятельности предприятия  на бессрочной и бесплатной основе в виде уставного фонда, амортизации или прибыли, не являются в юридическом смысле собственными ресурсами. Однако характер их формирования и использования позволяет классифицировать их, как собственные средства.
     Уставный  фонд ГМУП – это минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы его кредиторов. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5 000 ММРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия.      Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 1 000 ММРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия [2].
     Уставный  фонд может формироваться за счёт денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд унитарного предприятия, могут быть определены отдельными правовыми актами.
     В казённом предприятии уставный фонд не формируется. Деятельность казённого предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казённого предприятия. Казённое предприятие несёт самостоятельную ответственность  по своим обязательствам  не только денежными средствами как бюджетные учреждения  а всем объёмом переданного ему  имущества. При этом ответственность собственника имущества казённого предприятия не ограничивается пределами уставного фонда (как у предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения).   При недостаточности имущества  казённого предприятия собственник несёт субсидиарную ответственность по всем его обязательствам. Поэтому уставный фонд у данного вида предприятий не формируется. Риск субсидиарной ответственности собственника компенсируется высокой степенью контроля всех хозяйственных операций предприятия.
       Собственник унитарного предприятия  может принимать решение об увеличении его уставного фонда за счет следующих источников: дополнительно передаваемое собственником имущество; доходы, полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности такого предприятия.
     Вторым важным источником формирования имущества является прибыль, полученная от коммерческой деятельности предприятия, которая полностью принадлежит государству, поскольку основой его получения является государственная собственность. Существует три подхода к ее использованию:
     - централизация всего чистого  дохода в государственном бюджете;
     - оставление всего дохода в  распоряжении предприятий;
     - централизация части чистого  дохода.
     В России централизация чистого дохода унитарных предприятий производится двумя методами: налогообложением прибыли и установлением обязательных ежегодных отчислений от прибыли.
     Таким образом, прибыль унитарного предприятия  распределяется:  
     - на прибыль,   перечисляемую   предприятием  в бюджет в виде   налогов   и платежей, предусмотренных законодательством;
     - на прибыль,    направляемую   в бюджет собственнику    имущества, которая определяется  в установленном порядке.
     - на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, которая может быть использована на различные цели.
     Основными направлениями использования прибыли  унитарного предприятия  являются:
     а) увеличение уставного капитала (при  доведении его размера до величины чистых активов):
     б) на создание фондов предприятия, в том числе предназначенных для покрытия убытков:
     в) на строительство, реконструкцию и обновление основных фондов;
     г)на развитие  и расширение  финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных средств;
     д) на   материальное    стимулирование    и    повышение   квалификации сотрудников предприятия и др.
     В соответствии с действующим законодательством, ГМУП, как и прочие коммерческие организации, могут формировать различные резервы, которые являются важным источником финансирования расходов: ремонтный фонд, резерв на выплату отпусков, резервы по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг.
     За счёт остающейся в распоряжении предприятия  чистой прибыли ГМУП на основании устава и статьи 16 ФЗ формируют резервный фонд. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков.
     Унитарное предприятие за счёт чистой прибыли  может формировать также фонд накоплений, предназначенный для развития и расширения производства в целях увеличения имущества предприятия и для осуществления  финансовых вложений в целях  извлечения прибыли; фонд потребления, средства которого направляются  на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной сферы, единовременное поощрение, выплаты компенсационного характера и другие аналогичные цели.
     Устойчивым источником финансовых ресурсов являются амортизационные отчисления. Образуются на расчётном счёте предприятия как свободный остаток денежных средств после оплаты реализованной продукции, предназначенный для возмещения износа по основным средствам и нематериальным активам. Информация о размере и использовании амортизационного фонда  используется не только ГМУП при планировании размера прибыли, необходимой для капитальных вложений, но и  собственником ГМУП, который дополнительно финансирует капитальные вложения ГМУП за счёт бюджетных средств.
     По согласованию с собственником имущества ГМУП могут осуществлять заимствования на финансовом рынке через размещение облигаций, выдачу векселей, а также используя кредиты кредитных организаций.
     Особенностью  финансирования деятельности унитарных  предприятий является широкое использование поступающих в порядке перераспределения из бюджета и целевых внебюджетных фондов. Как правило, они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки ГМУП, производство продукции которых имеет общегосударственное (региональное) значение.
     Кроме того, ГМУП на возвратной и платной основе могут получать средства из бюджетов  в форме бюджетных кредитов. Уплату   процентов   по   бюджетному   кредиту   предприятие включает в состав прочих расходов. В то же время для ГМУП Бюджетным кодексом определены основные виды расходов, на которые может направляться бюджетный кредит (обязательно целевое использование кредита).
     Следуя  вышесказанному, можно сделать вывод, что организационно-правовая форма влияет и на формирование финансовых ресурсов данного хозяйствующего субъекта. ГМУП имеют схожие источники пополнения и направления использования капитала с другими коммерческими организациями, в то же время такие особенности, как неделимый уставный фонд (не предусматривающий выпуска долевых ценных бумаг), возможность получения дополнительных средств из централизованных источников, а также жесткий контроль за использованием  финансовых ресурсов  определяют их особый статус.  

     
      Особенности финансового планирования и контроля
     Финансовая  политика унитарного предприятия должна содержать в качестве первоочередных задач обеспечение сохранности и целевое использование имущества, закрепленного за предприятием, поддержание дебиторской и кредиторской задолженности на постоянном уровне, ведение постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью предотвращения угрозы банкротства, максимизации отчислений в бюджет соответствующего уровня, недопущение нерационального использования денежных средств. Качество решения перечисленных задач и определяет уровень эффективности финансового менеджмента унитарного предприятия. В этой связи очень важным является организация финансового планирования и контроля со стороны финансовой службы предприятия.
     В целях повышения эффективности  финансово-хозяйственной деятельности и осуществления контроля ГМУП составляют программу деятельности. Данная программа  разрабатывается и утверждается в соответствии с правилами, утверждёнными  Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 228  и представляет собой комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования.  Мероприятия программы должны отражать основные направления деятельности в планируемом периоде по достижению целей, определенных уставом, решениями Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. К проекту программы прилагается технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения.
     Программа составляется по установленной форме  и содержит четыре  раздела:
    Краткая характеристика хода реализации программы деятельности предприятия в предыдущем году  и в первом полугодии текущего года;
    Мероприятия по развитию предприятия;
    Бюджет предприятия на планируемый период  (финансовое обеспечение программы);
    Показатели деятельности предприятия на планируемый период.
     Составлением  проекта программы занимается непосредственно  финансовая служба предприятия (планово-экономический отдел). Руководитель предприятия ежегодно, до 1 апреля, вместе с отчётом о деятельности предприятия за прошедший год представляет в федеральный орган исполнительной власти предложения по уточнению размера части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году, а также при необходимости – предложения по уточнению показателей экономической эффективности деятельности, предусмотренных программой деятельности предприятия на текущий год.
     При утверждении программ деятельности ФГУП  и определении подлежащей перечислению ими  в федеральный бюджет части прибыли федеральный орган исполнительной власти руководствуется планируемой суммой доходов федерального бюджета, формируемых за счёт части прибыли всех подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий, учтённой при подготовке проекта федерального бюджета на соответствующий год.
     Контроль  как элемент управления финансами осуществляется в процессе планирования, на стадии  оперативного управления, а также при составлении отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности. Финансовый контроль унитарных предприятий – это целенаправленная деятельность контрольных государственных органов  и независимых экспертов по проверке функционирования предприятий государственной формы собственности путём выявления отклонений от требований законодательства РФ, норм и правил, установленных государством, в целях повышения эффективности использования государственной собственности [15]. Субъектами такого контроля выступают специализированные федеральные, региональные и муниципальные контролирующие органы, а также аудиторские фирмы, сферой деятельности которых является контроль эффективности использования государственной собственности.
     Применительно к унитарным предприятиям финансовый контроль осуществляется по следующим направлениям:
    Контроль использования бюджетных средств, выделенных унитарному предприятию, могут проводить различные государственные органы. Целью контроля является проверка соблюдения целевого использования бюджетных средств, которая проводится Федеральной службой финансово-бюджетного надзора путем ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета. Императивный финансовый контроль осуществляет и   Федеральная налоговая служба РФ, в чью компетенцию входит и контролирование своевременности и полной уплаты налогов и сборов федеральными унитарными предприятиями.
     Административным  кодексом РФ предусмотрена ответственность  за нецелевое использование бюджетных средств, нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами;
     2.Контроль выполнения установленных финансовых нормативов деятельности и соблюдением обязательств ФГУП по перечислению определённой части или свободного остатка прибыли проводится с целью обеспечения поступления доходов в федеральный бюджет от использования федерального имущества. Данное направление контроля  осуществляет федеральное агентство, в чьём ведении находится то или иное унитарное предприятие.
     Важную  роль в формировании независимой  оценки  финансово-хозяйственной  деятельности ФГУП  играет аудиторский контроль. Проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, является обязательным1. Обязательные аудиторские проверки осуществляются уполномоченными аудиторскими организациями, отобранными на конкурсной основе. Расходы предприятия на оплату аудиторских услуг включаются в установленном порядке в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия.
     Очевидно, что планирование и контроль являются важнейшими элементами управления финансово-хозяйственной деятельностью, определяющие эффективность использования финансовых ресурсов и имущества хозяйствующего субъекта. Для ГМУП данные мероприятия носят в большей степени императивный характер, что в свою очередь объясняется опять же организационно-правовой спецификой и нормами законодательства.
     Роль  финансов унитарных предприятий  значительна для любого государства. Они обеспечивают  материальное производство и социальную сферу самого предприятия, используются для образования денежных фондов в других сферах – пенсионном обеспечении, медицинском страховании, служат источником доходов бюджета и основой функционирования отраслей, затрагивающих стратегические направления промышленности и инфраструктуры страны, обеспечивающих экономическую безопасность и удовлетворение социальных потребностей населения.
    Анализ организации финансов унитарных предприятий на примере  ФГУП «СУ-701 при Спецстрое России»
 
       Краткая характеристика ФГУП  «СУ-701 при Спецстрое России»
     ФГУП  «Строительное управление №701 при  Федеральном агентстве специального  строительства» создано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.10.1999г.  № 1200. Предприятие находится в ведомственном подчинении Федерального агентства специального строительства (Спецстрой России) и относится к инженерно-техническим воинским формированиям при Спецстрое России (войсковая часть 63241).
     Целями  деятельности предприятия являются:
    Строительство объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, а также обустройство войск, жилищное строительство и строительство объектов специальной инфраструктуры для вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.