На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Направления совершенствования финансовой системы Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


           Федеральное агентство по образованию
ГОУ «Санкт-Петербургский  государственный политехнический  университет» 
 

РЕФЕРАТ
На тему:
Направления совершенствования финансовой системы Российской Федерации
                   Выполнила
                       Студентка  3 курса очного отделения
                Специальности Финансы и кредит
                   Проверил  преподаватель 
               
               
               
               
               
               
               

    Содержание: 

Введение……………………………………………………………………..........3                                                                            
1. Финансовая  система и ее структура
1.1. Понятие, сущность  финансов и финансовой системы…………………….5
1.2. Структура  финансовой системы РФ………………………………………10
2. Основные направления  развития финансовой системы
2.1. Основные  закономерности развития финансовой системы РФ………………………………………………………………………………..15
2.2. Рольфинансов предприятий в финансовой системе РФ…………………21
Заключение………..……………………………………………………………..26
Список использованных источников…………………………...……………...28
Приложения……………………………..……………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
      Финансовая система государства  является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею. Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.
    В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
    В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они  подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.1
    Изучение  данной темы курсовой работы является очень актуальным  для сегодняшнего дня, это объясняется следующими положениями. Надежная финансовая система  является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики в целом.  Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно,  хотя структурный переход от централизованно  планируемой и контролируемой экономики, к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему.  После того,  как создана надежная финансовая система,  могут развиваться рынки денег и капитала,  особенно первичный и вторичный рынки государственных ценных бумаг.

    Объект  исследования – финансовая система  России.

    Предмет исследования – структура и развитие финансовой системы РФ.
    Цель  исследования – изучить особенности финансовой системы в России и рассмотреть основные направления ее развития.
    Задачи  исследования:
    1) раскрыть понятия «финансовая  система», «финансы»;
    2) охарактеризовать структуру финансовой  системы России;
    3) рассмотреть закономерности развития финансовой системы России;
    4) изучить финансовые связи государства и предприятий.
    Методы  исследования:
    - теоретический  метод исследования при котором  анализировалась литература отечественных  и зарубежных ученых;
    - изучение  и обобщение отечественной и  зарубежной практики;
    - метод сравнения, при котором  сравнивались финансовые системы
    1.   Финансовая система и ее структура
    1.1. Понятие, сущность  финансов и финансовой  системы
    По  природе своей финансовые отношения  являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование.
      Именно роль субъекта в общественном  производстве выступает в качестве  первого объективного критерия  классификации финансовых отношений.  В нашей экономической литературе  в теоретическом плане выделяют понятия: финансы, финансовая система, финансовая политика.2
    Финансы представляют собой довольно сложное  общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных  отношений, которые отображаются в  различных денежных потоках. При  единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.
    Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. 3
    Распределительная функция заключается в первичном  и вторичном распределении (перераспределении) чистого дохода. Первичное распределение  обеспечивает процесс расширенного производства, вторичное – образование и пополнение централизованных денежных фондов государства, необходимых для выполнения возложенных на него функций. В результате формируется и используется целевые денежные фонды государства, субъектов хозяйствования и доходив населения.
    Контрольная функция проявляется в осуществлении  контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов. Она реализуется  посредством финансовой информации, выражающихся в различных финансовых показателях (прибыль, рентабельность, выручка, фондоотдача и пр.).
    Финансовая  политика играет важнейшую роль для  достижения целей, поставленных перед  государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.
    Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему.
    Финансовая  система – это совокупность финансовых отношений, связанных с использованием фондов денежных средств через соответствующие  финансовые учреждения.4
    По  своей природе финансовые отношения  являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.
    Совокупность  денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения.  Следует уяснить, что финансовые отношения – понятие более узкое, чем денежные отношения; они являются их составной частью. Если денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнения функций денег то финансовые отношения, связанные с движение фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения.5
          В финансовые отношения  не входят денежные отношения, связанные  с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и прочих услуг, с движением денег при их дарении и наследовании.
          Система финансовых отношений включает:
    денежные отношения, складывающиеся между предприятиями как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и пр.;
    денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджете, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней;
    денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов;
    денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий;
    во-первых, между предприятием в целом и  его структурным подразделениями;
    во-вторых, между предприятием и работниками  по поводу оплаты и труда;
    денежные отношения между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий пр.;
    денежные отношения между государством и населением по поводу получения выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.
          В современных условиях наиболее распространенным является принцип  фискального (фискал – казенный, фискальный – в интересах казны) федерализма. Такой подход используется и при  построении финансовой системы России.
           Принципы построения финансовой системы:
    Экономическая самостоятельность и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения – оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы – развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т.д. местные своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;
    Формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;
    Взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашения;
    Доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов.
    С помощью финансовой системы воспроизводятся  все процессы  по перераспределению общественного продукта и национального дохода; регулирование финансовой политики осуществляется государством.
    Основными принципами построения финансовой системы  государства являются принципы демократичного централизма и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной власти право на мобилизацию и использование преобладающей части финансовых средств национальной экономики. Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечивать цели (оборону, космос, внешние государственные отношения). Источником их финансирования является государственный бюджет.
          Мероприятия государства  по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию составляют финансовую политику. Она включает фискальную политику, т.е. деятельность государства в области регулирования государственных расходов и налогообложения, и бюджетную политику, направленную на регулирование бюджета. Финансовая политика осуществляется с помощью различных инструментов: субсидий, дотаций, трансфертов, налогов, таможенных пошлин.
          Направление финансовой политики зависит от экономического состояния страны. Общей тенденцией сегодня является повышение роли правительства и регулировании национальной экономике через финансовую систему. Это связано с ростом расходов на поддержание уровня доходов, на программы по социальному обеспечению и т.д.6 
 
 
 
 
 

    1.2. Структура финансовой системы РФ
    В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение. Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными экономическими (хозяйствующими) субъектами. Поэтому в совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы: общегосударственные финансы; финансы предприятий и организаций.
    Финансовая  система в ее широком понимании  включает также и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны). Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.7
    Звенья  первой сферы - общегосударственных  финансов - относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне. Звенья второго подразделения (финансы предприятий и организаций) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
    Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны. Структура  финансовой системы, сложившейся в  Российской Федерации, и система  государственных финансовых органов  представлены в таблице 1. (см.Приложение).
    Разграничение финансовой системы на отдельные  сферы (подразделения) и звенья обусловлено  особенностями функционирования каждого  звена, различиями в методах распределения  и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.
    Общегосударственные финансы включают бюджетную систему (государственный бюджет), государственные  внебюджетные целевые фонды, государственный  кредит, государственный фонд страхования.
    Бюджетная система России - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации совокупность бюджетов (федерального, региональных и местных) и внебюджетных фондов. В бюджетную систему входят государственный кредит, государственный фонд страхования.
    Государственный бюджет Российской Федерации - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные бюджеты (бюджеты субъектов РФ) и местные бюджеты.
    Следующим звеном общегосударственных финансов являются государственные внебюджетные целевые фонды. При переходе к рыночным условиям хозяйствования были образованы следующие внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение - финансирование социальных услуг, предоставляемых населению.
    Наряду  с государственными внебюджетными  фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определенную самостоятельность.
    Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный кредит - это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.8
    Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.
    Финансы предприятий являются одним из важных звеньев финансовой системы Российской Федерации. Они функционируют в производственной и непроизводственной сферах экономики.
    Предприятия производственной сферы в условиях рыночной экономики осуществляют свою деятельность на основе полного хозяйственного (коммерческого) расчета. Хозяйственный (коммерческий) расчет производственных предприятий основан на трех принципах: финансовой самостоятельности, рентабельности, самофинансирования за счет полученной прибыли.
    Финансы предприятий являются не просто одним из составных звеньев финансовой системы, а практически являются одним из основных звеньев финансовой системы Российской Федерации, занимая в ней определяющее положение. В этом звене финансовой системы формируются финансовые потоки, создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через налоговую и бюджетную системы, производственные и социальные сферы. Особенности финансов отдельных предприятий зависят от формы собственности и организационно-правовой формы.9
    Однако  не все предприятия (организации) строят свою работу на принципах коммерческого  расчета. Гражданский кодекс РФ разграничивает юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Во внимание принимается основная цель. В качестве критерия такого разграничения служит также порядок использования полученной прибыли.
    Основой организации финансов предприятий  всех форм собственности является наличие  финансовых ресурсов в размерах, необходимых  для хозяйственной и коммерческой деятельности. Финансы предприятий составляют основу микроэкономики. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее положение финансовой системы. Они позволяют управлять стоимостной оценкой материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль предприятий играет решающую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней.
    Кредитно-банковская система - это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.
    Объективная необходимость существования кредитных  отношений в государстве обусловлена  кругооборотом товарных ресурсов и  денежных средств в процессе общественного  воспроизводства. У их владельцев в  ходе кругооборота образуются временно свободные денежные средства. В то же время у других предприятий возникает потребность в привлечении денежных средств. Это и создает реальную основу для возникновения кредитных отношений.
    Аккумулируют  временно свободные денежные средства хозяйственных организаций, главным образом, банки и иные кредитные организации. Возможность пользоваться кредитом (ссудой) позволяет предприятиям ускорять реализацию намеченных мероприятий (проектов), не дожидаясь накопления собственных денежных фондов.10
    Мобилизацию денежных средств и их трансформацию  в ссудный капитал обеспечивает банковская система - одно из важнейших  подразделений финансовой системы  государства. 2 декабря 1990г. был принят закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР», где была определена новая структура банковской системы страны, состоящая из двух уровней:
    первый уровень - Центральный банк Российской Федерации (Банк России);
    второй уровень - коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения.
    Таким образом, в сфере финансов предприятий выделяют следующие звенья финансовой системы:
    финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;
    финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность;
    финансы государственных и муниципальных предприятий;
    финансы общественных организаций (объединений).
 

     2. Основные направления развития  
финансовой системы

    2.1. Основные закономерности  развития финансовой  системы РФ
Состояние государственных финансов определяется прежде всего степенью сбалансированности государственного бюджета. Бюджету России на протяжении XIX в., был свойственен хронический дефицит. С таким бюджетом Россия вошла и в XX век.
    Достаточно  талантливые руководители финансовых ведомств и члены правительства, курирующие эти ведомства в XIX в. понимали, что сбалансированность доходов и расходов бюджета зависела прежде всего от уровня развития и состояния отечественной экономики и государственной политики в области социально-экономических преобразований.
    Довольно  быстрое развитие России в  XIXв. – переход от мануфактуры к машинной индустрии и довольно крупному промышленному производству в начале XX века; развитие внутренней и внешней торговли; переход от крепостничества к вольнонаемному труду сопровождалось реформированием всех сторон жизни общества вплоть до государственного устройства.
    Политические  и социально-экономические реформы  сопровождались изменениями в организации  финансовых отношений. Но, с другой стороны, реформирование финансовой системы  обеспечивало претворение  в жизнь  политики, направленной на достижение Россией подобающего ей места в мировой экономике. Доходы и расходы государственного бюджета взаимосвязаны. действующая налоговая система, как правило, определяет основную часть доходов государственного бюджета. Увеличение расходов обычно диктуется экстраординарными событиями: войнами, природными катаклизмами – засуха, наводнение, град и др. или социальными «взрывами».
    Эти события негативно влияют на динамику доходов от народного хозяйства, сокращают товарооборот, а значит, и сокращаются поступления налогов в бюджет. Возможности налогового бремени ограничены уровнем платежеспособности населения, а переход этих границ чреват появлением и обострением социальной напряженности. Более легким путем сбалансирования бюджета является покрытие бюджетного дефицита либо дополнительной эмиссией, либо ростом государственного долга. Таким путем шла и Россия в XIX-XX веках.
      Последствия чрезмерной эмиссии  – расстройство денежного обращения  и как следствие: нарушение  денежных отношений во всех  сферах и, особенно, в бюджетных отношениях. Свертывание денежных отношений – переход все большей части товара товарооборота к натурообмену – ведет к подрыву покупательной способности и авторитета национальной денежной единицы. Расстройство денежной системы становится основной из причин расстройства финансов, и непременным условием оздоровления финансов является оздоровление денежного обращения.
    История развития России XIX – XX вв. – яркая иллюстрация чередования войн, обострения противоречий между нарождающимся российским предпринимательством и помещиками землевладельцами, преобразований в государственном управлении и периодического расстройства денежного обращения, роста бюджетного дефицита и реформ в области государственных финансов, денежного обращения и банков.

    «Золотой  стандарт»

    «Золотой  стандарт» возник с началом ухода  биметаллической системы, и прекратил  свое существование в течение  первого месяца мировой войны. Эра  золотого стандарта иногда ассоциируется с быстрой индустриализацией и экономическим процветанием.
    Начало  золотого стандарта было положено Банком Англии в 1821 г. Юридически эта система  была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции  в 1867 г., которое признало золото единственной формой мировых денег. По месту оформления соглашения эта система называется также как Парижская валютная система.11
    Золотой стандарт базировался на следующих  структурных принципах:
    1.Его  основой являлся золотомонетный стандарт.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.