На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственная измена

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 

     В начале XXI века проблема безопасности приобрела для Российской Федерации  особую актуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениями в мире, произошедшими  в результате распада СССР, и определением нового места России в мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике: разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлением политического и идеологического многообразия. Наряду с положительными факторами, приблизившими нашу страну к становлению гражданского общества, реформирование выявило ряд негативных явлений: рост преступности, ухудшение демографической обстановки, обнищание значительной части населения, развитие националистических, сепаратистских сил, утрату многих социальных гарантий, которые были доступны гражданам в советские времена.
     Динамизм  социальных и геополитических процессов, происходящих в современной России и в ее окружении, настолько стремителен, что законодатели и теоретики  не успевают осмыслить жизненные потребности возрождения нашей страны. Формационные изменения, смена идеологических ценностей поставили перед наукой права необходимость выработки путей того, как России сохраниться в качестве мировой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН, как обеспечить конституционными средствами могущество и авторитет нашего государства, развитие федерализма, защитить права и свободы граждан, самобытность российских народов.
     Национальная  безопасность неразрывно связана с  деятельностью государства. Только оно может, опираясь на свой аппарат, властные органы, деятельность которых поставлена в жесткие рамки и подкрепляется соответствующими правовыми актами, обеспечить покой граждан, создать благоприятные условия для их жизни и деятельности. Никакие другие социальные силы не смогут выполнить этой задачи.
     Обеспечение собственной безопасности, а также  безопасности своих граждан является одной из основных задач любого государства.
     Обеспечение безопасности нельзя считать целью  государства, так как под ней следует понимать основные приоритеты, ориентиры, к которым должно стремиться общество, сообразно с которыми народ строит свою государственность. Они должны быть четко закреплены в основном законе страны. Так, в Конституции РФ1 соответствующие положения записаны в ст.1, 2 и 7, обозначающих для России идеалы построения демократического, правового, социального государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Главная задача любого государства - создание необходимых условий для достижения им провозглашенных в конституции целей.
     Таким образом, актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что преступления против конституционного строя и безопасности государства на сегодняшний день довольно распространены во всем мире. Мировое сообщество наряду с технологическим прогрессом находятся в постоянном развитии. С каждым днем появляются новые способы шпионажа, обмена сведениями, составляющими государственную тайну и т.п. Следовательно, изучение и анализ указанных преступлений необходим и важен в целях предотвращения преступности в данной сфере отношений.
     Объектом данной курсовой работы являются общественные отношения, затрагивающие посягающие на безопасность государства.
     Методологическую  основу исследования составляют различные  общенаучные и частные методы познания: диалектический, историко-правовой, сравнительного правоведения, логический, изучения документов, метод системного подхода, анализ и синтез.
     Предмет исследования составляют нормы законодательства, регулирующие деятельность органов государственной власти по обеспечению и защите внешней безопасности - прежде всего Конституции Российской Федерации и Уголовного кодекса Российской Федерации.
     Целью работы является комплексный анализ государственной измены.
     Для достижения указанной цели в работе ставится ряд задач:
     - рассмотреть понятие государственной измены;
     - охарактеризовать и проанализировать состав и способы совершения данного преступления и их разграничение.
     Общетеоретической основой исследования послужили  научные труды таких ученых, как С.В Дьяков; В.Н. Рябчук; С.С. Аветисян; В.Г. Вишняков; А.Л. Гравина; С.С. Козлов; В.А. Тимошенко и др.
     Структура данной курсовой работы обусловлена  ее целью и задачами и включает в себя две главы, введение, заключение и список использованной литературы.
 

      Глава I.  Общая характеристика государственной измены 

     Объектом  посягательства Государственной измены (ст. 275 УК РФ) является внешняя безопасность, которая слагается из суверенитета, обороноспособности и территориальной неприкосновенности2. Государственная измена и шпионаж могут посягать одновременно на суверенитет, обороноспособность и территориальную неприкосновенность России и на отдельные слагаемые (компоненты) внешней безопасности, например, только на обороноспособность.
       Государственная измена признается законодателем одним из наиболее опасных преступлений против внешней безопасности России и относится в соответствии с классификацией к группе особо тяжких преступлений. Суть государственной измены заключается в том, что субъект оказывает помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб России.
     Под иностранным понимается любое государство  за пределами суверенной территории России. Иностранные организации  могут быть государственными (разведка, армия, спецслужбы и пр.) и негосударственными (например, частные фирмы, концерны, общества). Представителем иностранного государства или иностранной организации может быть как официальное, так и неофициальное лицо, уполномоченное иностранным государством или организацией на совершение определенных действий.
     В ст. 275 УК РФ предусмотрена ответственность за следующие виды государственной измены: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) иное оказание помощи в проведении против России враждебной деятельности.
     Первым  видом государственной измены законодатель называет шпионаж.
     Понятие "шпионаж" дано в ст. 276 УК РФ. Он может совершаться путем: а) передачи, б) собирания, в) похищения или г) хранения сведений, содержащих государственную тайну.
     Кроме того, шпионаж может заключаться  в собирании и передаче иных сведений при определенных условиях.
     Передача  сведений предполагает сообщение иностранному государству, иностранной организации  или их представителям сведений, составляющих государственную тайну. Способ сообщения таких сведений может быть любым (устным, письменным, по телефону, телетайпу и пр.).
     Собирание - получение сведений любым (кроме  похищения) способом (наблюдение, прослушивание  телефонных переговоров, фотографирование и пр.).
     Похищение сведений заключается в противоправном, безвозмездном изъятии документов, чертежей, схем, отчетов и любых  других носителей секретной информации.
     Хранение  сведений означает совершение действий, связанных с нахождением этих сведений в фактическом владении виновного, и может осуществляться в любых местах - в помещении и вне его, в оборудованных тайниках и пр. Если собирание и похищение предполагают и хранение сведений (хотя бы на непродолжительное время), то хранение возможно без собирания и похищения (например, когда лицо выступает в качестве посредника, когда сведения оказались у него случайно).
     Во  всех перечисленных случаях речь идет только о сведениях, содержащих государственную тайну. Это защищаемые государством сведения в области  его военной, экономической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб внешней безопасности России. Понятие "государственная тайна" дано в Законе РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне"3 Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 12034.
     Шпионажем являются также передача или собирание  иных сведений, в том числе не составляющих государственную тайну. Ответственность за их собирание и передачу наступает при наличии двух условий: 1) эти действия должны совершаться по заданию иностранной разведки; 2) они предназначены для использования в ущерб внешней безопасности России.
     Под иными понимаются любые сведения, например, данные о промышленных объектах, научных исследованиях, аэродромах. Они могут быть почерпнуты из периодической печати и других публикаций. Бывший начальник германской разведки Н. писал: "Германская разведка гораздо менее рассчитывает на сведения, исходящие из одного, даже надежного источника, или на единую информацию, чем на терпеливое, методическое почти научное изучение мелких подробностей, отобранных из всей массы сведений, проходящих сквозь ее фильтры: Мелкие подробности, отдельные частности, факты, кажущиеся незначительными, проверенные и сравненные с другими дают более достоверные данные".
     С какого момента шпионаж является оконченным, зависит от характера  их действий, которыми он осуществляется. Так, при передаче сведений шпионаж  окончен с момента вручения их представителю иностранного государства. Похищение сведений, составляющих государственную тайну, окончено с момента завладения материалами, их содержащими, а собирание - с момента ознакомления с такими сведениями при условии, что ознакомление не было случайным. При хранении сведений шпионаж окончен с момента, когда у виновного оказались сведения, содержащие государственную тайну, которые он не собирал, не похищал, не располагал ими по роду своей работы.
     Другим  видом государственной измены является выдача государственной тайны, которая заключается в передаче или сообщении соответствующих сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям.5 По характеру действий выдача сведений, содержащих государственную тайну, ничем не отличается от их передачи при шпионаже. Обычно эти два вида измены различаются по субъекту. При выдаче виновный не собирает и не похищает сведения, составляющие государственную тайну, а располагает ими по службе или работе. Представляется, что выдача и передача сведений, составляющих государственную тайну, понятия тождественные. Целесообразность выделения такого вида измены, как выдача государственной тайны, при наличии шпионажа вызывает сомнения. При шпионаже передача сведений не ограничена их предварительным собиранием или похищением.
     Помимо  шпионажа и выдачи тайны в ст. 275 УК РФ говорится об ином оказании помощи иностранному государству, которое заключается в совершении различных деяний, направленных на содействие в проведении разведывательной деятельности, вербовку агентов, укрывательство иностранных, шпионов или террористов, снабжение их фальшивыми документами, провал агентуры и т.п. Не имеет значения, совершены ли такие действия по заданию иностранной организации или их представителя либо по собственной инициативе.
     Понятие "враждебная деятельность" предполагает осуществление любой деятельности в ущерб внешней безопасности России. Следовательно, при наличии предварительной договоренности с российским гражданином об оказании помощи иностранному агенту в совершении последним, например, диверсионного акта, нет необходимости ссылаться на статью, регламентирующую институт соучастия, поскольку такие действия уже являются оказанием помощи в проведении враждебной деятельности.
     Рассматриваемый вид государственной измены считается  оконченным с момента совершения конкретного действия по оказанию реальной помощи иностранному государству, иностранной  организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб России.
     Если  российский гражданин по заданию  иностранной разведки совершит преступление против основ конституционного строя  или безопасности государства, например, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, диверсию или иное преступление, то его действия должны квалифицироваться по совокупности преступлений - по ст. 275 УК РФ как измена в виде оказания помощи в проведении враждебной деятельности и ст. 277 или 281 УК РФ. Тем самым конкретизируется та помощь, которая оказывается иностранному государству в проведении враждебной деятельности против России.
     Последствия (реальный ущерб, нанесенный внешней  безопасности России) не включены законодателем  в число обязательных признаков  состава государственной измены. Поэтому их ненаступление по причинам, не зависящим от изменника (например, в связи с его намеренной дезинформацией со стороны служб безопасности), не влияет на квалификацию его действий.
     Субъективная  сторона государственной измены характеризуется умышленной виной, причем умысел может быть только прямым. Виновный в государственной измене всегда сознает опасность своих действий и возможность причинения ущерба внешней безопасности России и желает совершить такие действия.
     Мотивы  преступления на квалификацию не влияют.
     При шпионаже собирание, похищение и хранение сведений, содержащих государственную тайну, должно преследовать цель передачи таких сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям.
     Субъектом государственной измены может быть только достигший 16 лет гражданин России. Виновные в шпионаже иностранные граждане и лица без гражданства привлекаются к ответственности по ст. 276 УК РФ. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся соучастниками (организаторами, подстрекателями и пособниками) гражданина России, совершившего государственную измену, высказываются различные мнения. Одни ученые полагают, что такие лица могут быть соучастниками (кроме исполнителя) лица, совершающего государственную измену, другие, - не могут. Столь однозначно решить данный вопрос нельзя. Государственная измена всегда предполагает наличие той или иной связи с иностранными гражданами, так как она осуществляется путем оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в отношении России. Кроме того, иногда действия иностранцев - организаторов, подстрекателей и пособников подпадают под признаки ст. 276 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 275 УК РФ (со ссылкой на ст. 33) не влекут. В оставшихся случаях теоретически можно представить соучастие иностранца в государственной измене. Например, приехавший в Россию под видом туриста передает свои документы изменнику, чтобы обеспечить его беспрепятственный выезд из страны. Эти действия иностранца можно расценить как пособничество в государственной измене.6
     В примечании к ст. 275 УК РФ сформулировано специальное основание освобождения от уголовной ответственности лица, виновного в государственной измене, при условии, если: а) оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам России; б) в его действиях не содержится иного состава преступления. Согласно примечанию к ст. 275 УК РФ дальнейший ущерб может быть предотвращен путем добровольного и своевременного сообщения органам власти или иным образом. Добровольно - означает, что сообщение сделано по свободному решению виновного при сознании возможности не прибегать к деятельному раскаянию. То, что ему стало известно о производстве следственных действий, связанных с его деянием, не исключает его действия как добровольные при наличии признака своевременности.
     Под своевременностью понимается сообщение  об изменнических действиях до того, как они стали систематическими и причинили значительный и невосполнимый ущерб внешней безопасности России.
     При наличии указанных в примечании условий освобождение является окончательным  и безусловным. При нарушении  какого-либо из условий виновный от уголовной ответственности не освобождается, но его поведение может быть оценено как обстоятельство, смягчающее наказание.
     Примечание  к ст. 275 УК РФ представляет собой поощрительную норму, призванную сыграть профилактическую роль в отношении такого опасного преступления, как государственная измена и некоторых других (ст. 276 и 278 УК РФ). 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Элементы состава государственной измены 

     §1. Объективная сторона преступления 

     Государственная безопасность включает внешнюю и внутреннюю безопасность.
     Внешняя безопасность государства – это суверенитет Российской Федерации, неприкосновенность и неделимость ее территории, обороноспособность.
     Внутренняя безопасность включает возможность законного функционирования государственной власти и политических структур, экономическую, экологическую безопасность, реализацию принципа равноправия граждан вне зависимости от расы, национальности, отношения к религии.
     К преступлениям против внешней безопасности государства УК относит: государственную измену (ст. 275), шпионаж (ст. 276), разглашение государственной тайны (ст. 283), утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284). Родовым объектом государственных преступлений выступают основы конституционного строя и безопасность государства1.
     Объектом государственной измены является внешняя безопасность Российской Федерации. Действия виновного создают угрозу суверенитету, территориальной неприкосновенности, государственной безопасности и обороноспособности Российской Федерации. Внешняя безопасность складывается из таких факторов, как суверенитет, территориальная целостность и обороноспособность страны. 2.
     Закон говорит о внешней безопасности как объекте преступления и называет формы, в которых осуществляется посягательство на внешнюю безопасность, подчеркивая необходимость связи с внешними враждебными России силами.
     Объективная сторона государственной измены может быть выражена в трех формах: 1) шпионаж; 2) выдача государственной тайны; 3) оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации1.
     Например, Ф., являясь старшим научным сотрудником особо важного учреждения Минобороны России, имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну. Будучи осведомленным о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф. сумел войти в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф. на одной из назначенных ему конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки. Тогда же Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а так же денежное вознаграждение. Действия Ф. квалифицированы как государственная измена в форме шпионажа путем выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну, в ущерб внешней безопасности Российской Федерации2.
     Шпионаж, определение которого дается в ст. 276 УК, и выдача государственной тайны представляют деяния, достаточно четко определенные.
     Шпионаж представляет исторически сложившуюся разведывательную деятельность одного государства против другого (добывание различных сведений политического, экономического, военного, социального характера). Подробный анализ состава шпионажа будет дан при рассмотрении ст. 276 УК.
     Близкая к шпионажу форма государственной измены – выдача государственной тайны – сообщение иностранному государству, его разведывательным органам или представителям сведений, составляющих государственную тайну.
     Понятие государственной тайны как защищаемых государством сведений в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, дается в Законе РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»1.
     Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 24 января 1998 г.2 В нем указываются сведения в военной области, сведения о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, сведения в области экономики, науки и техники, сведения в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и организации защиты государственной тайны.
     Предметом выдачи государственной тайны являются любые сведения, отнесенные к категории государственной тайны. Следует иметь в виду, что различные грифы секретности на документах еще не определяют, что сведения, содержащиеся в этих документах, относятся к государственной тайне. В необходимых случаях для определения государственной тайны проводится соответствующая экспертиза.
     Выдача государственной тайны может быть совершена лицом, которое в силу служебного положения или на других законных основаниях обладает сведениями, содержащими государственную тайну1.
     Оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. С объективной стороны данная форма государственной измены может выражаться в самых разнообразных действиях. Обязательным условием являются действия по заданию и в контакте с органами и организациями иностранного государства.
     Помощь в проведении враждебной деятельности может выражаться в создании условий для работы иностранной агентуры (предоставление жилища, документов, знакомство с лицами, имеющими доступ к государственным секретам и т. п.). Помощь может быть оказана путем распространения ложных слухов, возбуждающих тревогу или панику среди населения, особенно в военное время, или путем вербовки агентов, хранения специальной техники, используемой в разведывательной работе, и др2.
     Наконец, совершение по заданию иностранной разведки каких-либо преступлений (похищение человека, убийство, шантаж, угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, экономические или экологические преступления и т. д.) требует квалификации деяния по совокупности и как государственная измена, и как соответствующие преступления.
                                               §1.1 Шпионаж 

     Признаки  объективной стороны шпионажа раскрываются в ст. 276 УК РФ. По данной статье несут  ответственность иностранные граждане и лица без гражданства, если они  выступают в роли исполнителей. Граждане же России несут ответственность  за шпионаж как форму государственной измены.
     В зависимости от предмета посягательства шпионаж подразделяется на два вида:
     1) передача, похищение или собирание сведений, составляющих государственную или военную тайну;
     2) передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведении для использования их в ущерб интересам РФ.
     Объективная сторона шпионажа первого вида раскрывается в диспозиции ст. 276 УК РФ, причём её описание относится и к шпионажу первого вида, предусмотренного ст. 275 УК РФ: «передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну».
     При шпионаже передаются, либо хранятся с  целью передачи сведения, которыми лицо не располагает по службе (работе).
     Под «передачей» подразумевается процесс, в котором участвуют две стороны, одна из которых (субъект шпионажа) передаёт либо выдаёт информацию, а  вторая («адресат») её получает. Следовательно, передача или выдача сведений должны считаться завершёнными, когда субъект сделал информацию доступной для «адресата», а «адресат» завладел этими данными. По мнению В.Н. Рябчука, закладка материального носителя сведений в тайник с целью передачи иностранным «адресатам», сообщение информации по радио, электронной или обычной почте до получения «адресатами» должны рассматриваться  как оконченное покушение на «передачу» («выдачу»). А закладка материального носителя сведений в тайник представляет собой хранение этих сведений в целях передачи иностранным «адресатам», то есть образует оконченную государственную измену в форме шпионажа. 

     Как и передача, так и выдача сведений, составляющих государственную тайну, может быть осуществлена виновным лицом:
     1)    по предложению (заданию) «адресата»;
     2)    по собственной инициативе субъекта;
     3) по совету (предложению) третьего лица, не являющегося представителем «адресата».
     Все вышесказанное относится и к  передаче иностранной разведке иных сведений, которая является составной  частью объективной стороны шпионажа второго вида. Разница только в «адресате»: в шпионаже второго вида в его качестве рассматривается только иностранная разведка.
     Государственная измена в форме шпионажа является продолжаемым преступлением. Объективная  сторона состоит из нескольких криминальных актов.
     Состав  шпионажа первого вида является формальным, соответственно признаётся завершённым  преступлением с момента совершения виновным любого из действий, перечисленных  в диспозиции ст. 276 УК РФ, то есть не только с момента передачи, но и  с момента собирания, похищения или хранения сведений, составляющих государственную тайну, с целью их передачи иностранному государству, зарубежной организации или их представителям.
     Что касается шпионажа второго вида, то он признаётся оконченным преступлением:
     1)    в момент передачи виновным иностранной разведке иных сведений  для использования их в ущерб внешней безопасности России, независимо от того, собирал ли он эти сведения, похитил их либо стал их обладателем при каких-либо иных обстоятельствах;
     2) в момент собирания субъектом иных сведений, если оно осуществляется по заданию иностранной разведки.  
 

     §1.2. Выдача государственной тайны 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.