Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Операционная прибыль

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
      ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ
           1.1. Понятие и структура операционной прибыли …………… 5
                 1.2. Основные элементы формирования операционной прибыли
7
      ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕМ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ   ОАО  «ЛУКОЙЛ»
           2.1. Наименование, организационно-правовая форма …..………. 18
           2.2. История возникновения предприятия………………………… 19
                 2.3. Нормативно-правовые документы,  регулирующие деятельность предприятия……………………………………..
19
           2.4. Организационно-правовая структура  предприятия………….. 20
           2.5. Задачи и функции финансового  отдела предприятия……….. 21
                 2.6. Основные финансовые показатели, определяющие финансовое состояние предприятия…………………………..
22
                 2.7. Расчет операционной прибыли ………………...……………..
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 32
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 35

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..

37

    СОДЕРЖАНИЕ 
     
     
     
     

     ВВЕДЕНИЕ 

     Социально-экономическое  развитие России в период перехода к рыночным отношениям сопровождался  качественными структурными сдвигами в сторону интенсификации производства.
     В этих условиях важным фактором дальнейшего  развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть в конечном счете возможность функционирования фирмы, ее конкурентоспособность и финансовое состояние.
     Основной  источник доходов фирмы - выручка  от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции. По этому важная задача каждого хозяйствующего субъекта - получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии и расходования средств и наиболее эффективного их использования. А это в свою очередь зависит от успешного управления формированием прибыли. 
Целью курсовой работы является выявление проблем в управлении формированием операционной прибыли и исследование направлений данного элемента финансового менеджмента в Российской Федерации.

     Среди задач данной работы можно выделить следующие:
    изучение теоретических аспектов управления операционной прибылью;
    выявление факторов, определяющих размер прибыли;
    оценка влияния факторов на прибыль; исследование проблем в управлении формированием прибыли от продаж на российских предприятиях;
    оценка степени предпринимательского риска на основе операционного рычага.
     Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили научные труды ученых-экономистов по финансовому менеджменту, периодическая литература по исследуемой проблеме, материалы научно-практических конференций. Информационную базу для данной работы составили: Налоговый кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты, методические материалы и материалы специальной литературы, учебники, учебные пособия.
 

            ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ
     
               1.1. Понятие и структура операционной прибыли
     Операционная прибыль (Operating Profit) - это валовая прибыль предприятия плюс операционные доходы за вычетом операционных расходов. Размер операционной прибыли отражает прибыль от производственной деятельности не учитывая финансовую деятельность предприятия.
     Формула для вычисления: 
Operating Profit = Gross Profit + Operating Revenue – Operating Expenses 

    Operating Profit операционная прибыль
        Gross Profit
    валовая прибыль
        Operating Revenue
    операционные доходы
    Operating Expenses операционные расходы
 
      Операционная  прибыль часто путают с прибылью до выплаты процентов и налогов (Earnings Before Interest and Taxes, EBIT).
      Действительно эти два вида прибыли тесно  связаны, только EBIT больше операционной прибыли на величину не операционных доходов, например продажи части бизнеса. Источником информации для вычисления операционной прибыли являются бухгалтерские документы.
      На  операционную прибыль оказывают  влияние следующие укрупненные  факторы: объем реализованной продукции, ее себестоимость, оптовые цены, структурные и ассортиментные сдвиги. Каждый из названных факторов тоже находится под воздействием целой группы первичных факторов. Например, в себестоимость включаются затраты на оплату труда, материальные затраты, суммы начисленной амортизации, отчисления на социальные нужды и прочие.[7]
      Большую роль в управлении операционной прибыли  занимает система «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» (CVP) или анализ безубыточности. Данный метод управленческих расчетов называют еще маржинальным анализом или содействия доходу. Разработан в 1930 году американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического производства. Впервые подробно описан в отечественной литературе в 1971 году Н.Г. Чумаченко, а позднее - А.П. Зудилиным. В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.
      Переменные  затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.). Отдельные элементы переменных расходов в свою очередь в зависимости от темпов их изменения подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и депрессивные. Но в среднем переменные расходы изменяются пропорционально объему производства продукции.
      Постоянные  затраты не зависят от динамики производства и продажи продукции. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого и обслуживающего персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая - с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников и др.). Можно также выделить индивидуальные постоянные затраты для каждого вида продукции, общие для нескольких однородных видов продукции и общие для предприятия в целом.[8]
      Маржинальный  доход предприятия - это выручка  минус переменные издержки.
      Маржинальный  анализ широко применяется в странах  с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость  прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.
       
      1.2. Основные элементы  формирования операционной  прибыли
     Управление  операционной прибылью - сложный и  трудоемкий процесс, поскольку на прибыль  влияет множество различных факторов: как внешних, так и внутренних. Как и любое управление, управление прибылью от реализации сводится к трем этапам: учет, анализ, планирование.
     Процесс управления операционной прибыли начинается с планирования. От того, насколько  достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
     Расчет  плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных  оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.
     Механизм управления формированием операционной прибыли строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с объемом реализации продукции, доходов, и издержек предприятия. Система этой взаимосвязи, получившая название «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» «Cost-Volume-Profit-relationships»«CVP» позволяет выделить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии.[6]
     В процессе управления формированием  операционной прибыли на основе системы «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» предприятие решает ряд задач:
     1. Определение объема реализации  продукции, обеспечивающего безубыточную  операционную деятельность в  течение короткого периода. Графически  «точка безубыточности» (или «порог рентабельности») операционной деятельности предприятия в коротком периоде, в течение которого не меняются уровень цен на продукцию, уровень переменных издержек и сумма постоянных издержек.
     2. Определение объема реализации  продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в длительном периоде.
     Операционная  деятельность в длительном периоде  по сравнению с коротким периодом претерпевает следующие основные изменения:
     а) с ростом объема реализации продукции  периодически возрастают постоянные операционные издержки. Это связано с увеличением парка используемых машин и оборудования (что приводит к росту амортизационных отчислений), повышением численности работников аппарата управления (что приводит к росту расходов на его содержание и т.п.);
     б) с насыщением рынка в результате роста объема реализации продукции  предприятие вынуждено снижать  уровень цен, что приводит к соответствующему уменьшению темпов роста чистого  операционного дохода;
     в) за счет более экономного использования сырья и материалов, роста производительности труда операционного персонала, укрупнения партий закупаемого сырья и отгружаемой продукции постепенно снижается уровень переменных операционных издержек на единицу продукции.
     Все эти изменения в силу взаимосвязи рассмотренных факторов с операционной прибылью существенно влияют на формирование ее суммы.
     Каждый  этап изменения условий операционной деятельности предприятия в длительном периоде представляет собой начало этой деятельности в коротком периоде, окончание которого характеризуется новым изменением условий. Иными словами, длительный период операционной деятельности предприятия может быть разложен на ряд коротких ее периодов (с неизменными условиями), что позволяет использовать при расчетах алгоритмы, характерные для короткого периода. В связи с этим, последующие задачи формирования валовой и других видов операционной прибыли с использованием системы "CVP" будут рассмотрены в рамках короткого периода операционной деятельности предприятия.
     3. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы валовой операционной прибыли. Эта задача может иметь и обратную постановку: определение плановой суммы валовой операционной прибыли при заданном плановом объеме реализации продукции.
     4. Определение суммы «предела безопасности» (или «запаса прочности») предприятия, т. е. размера возможного снижения объема реализации продукции в стоимостном выражении при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную операционную деятельность. «Предел безопасности» («запас прочности») определяет возможные границы маневра предприятия как в ценовой политике, так и в снижении натурального объема производства и реализации продукции в процессе осуществления операционной деятельности в неблагоприятных рыночных условиях (снижения спроса, усиления конкуренции и т.п.).
     5. Определение необходимого объема  реализации продукции, обеспечивающего  достижение запланированной (целевой)  суммы маржинальной операционной прибыли предприятия. Эта задача может иметь и обратную постановку: определение плановой суммы маржинальной операционной прибыли при заданном плановом объеме реализации продукции.
     6. Определение необходимого объема  реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы чистой операционной прибыли. Эта задача может иметь и обратную постановку: определение плановой суммы чистой операционной прибыли предприятия при заданном плановом объеме реализации продукции.
     7. Определение возможных результатов роста суммы валовой операционной прибыли при оптимизации соотношения постоянных и переменных операционных издержек.
     Таким образом, механизм управления различными видами операционной прибыли предприятия  с использованием системы «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» основан на ее зависимости («чувствительности») от следующих основных факторов:
     а) объема реализации продукции в стоимостном  или натуральном выражении;
     б) суммы и уровня чистого операционного дохода;
     в) суммы и уровня переменных операционных издержек;
     г) суммы постоянных операционных издержек;
     д) соотношения постоянных и переменных операционных издержек;
     е) суммы налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли. 

     Эти показатели могут рассматриваться  как основные факторы формирования суммы различных видов операционной прибыли, воздействуя на которые можно получить необходимые результаты.
     Финансовый  механизм управления прибылью позволяет  существенным образом влиять на уровень  доходов через систему ценообразования на продукцию предприятия. Используя систему «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли».
     Разделение  всей совокупности операционных затрат предприятия на постоянные и переменные их виды позволяет использовать также  механизм управления операционной прибылью, известный как «операционный леверидж». Действие этого механизма основано на том, что наличие в составе операционных затрат любой суммы постоянных их видов приводит к тому, что при изменении объема реализации продукции, сумма операционной прибыли всегда изменяется еще более высокими темпами. Иными словами, постоянные операционные затраты (издержки) самим фактом своего существования вызывают непропорционально более высокое изменение суммы операционной прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции вне зависимости от размера предприятия, отраслевых особенностей его операционной деятельности и других факторов (причины такого изменения подробно рассмотрены при определении влияния объема реализации продукции на сумму и уровень совокупных операционных затрат).[10]
     Однако  степень такой чувствительности операционной прибыли к изменению  объема реализации продукции неоднозначна на предприятиях, имеющих различное  соотношение постоянных и переменных операционных затрат. Чем выше удельный вес постоянных издержек в общей сумме операционных затрат предприятия, тем в большей степени изменяется сумма операционной прибыли по отношению к темпам изменения объема реализации продукции.
     Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия, позволяющее «включать» механизм операционного левериджа с различной интенсивностью воздействия на операционную прибыль предприятия, характеризуется «коэффициентом операционного левериджа».
     Чем выше значение коэффициента операционного  левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции. Иными словами, при одинаковых темпах прироста объема реализации продукции предприятие, имеющее больший коэффициент операционного левериджа, при прочих равных условиях всегда будет в большей степени приращивать сумму своей операционной прибыли в сравнении с предприятием с меньшим значением этого коэффициента.[9]
     Конкретное  соотношение прироста суммы операционной прибыли и суммы объема реализации, достигаемое при определенном коэффициенте операционного левериджа, характеризуется показателем «эффект операционного левериджа».
     Задавая тот или иной темп прироста объема реализации продукции, мы всегда можем, используя указанную формулу, определить, в каких размерах возрастает сумма операционной прибыли при сложившемся на предприятии коэффициенте операционного левериджа. Различия в достигаемом эффекте на разных предприятиях будут определяться при этом различиями в соотношении их постоянных и переменных операционных затрат, отражаемыми коэффициентом операционного левериджа.
     Выше  был рассмотрен общий принцип  действия механизма операционного  левериджа. Вместе с тем, в конкретных ситуациях операционной деятельности предприятия проявление механизма операционного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью.
     Сформулируем основные из этих особенностей:
     1. Положительное воздействие операционного  левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей операционной деятельности. Для того, чтобы положительный эффект операционного левериджа начал проявляться, предприятие вначале должно получить достаточный размер маржинальной прибыли, чтобы покрыть свои постоянные операционные расходы. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные операционные затраты независимо от конкретного объема реализаций продукции, поэтому чем выше сумма постоянных издержек и коэффициент операционного левериджа, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность своей операционной деятельности, высокий коэффициент операционного левериджа будет являться дополнительным «грузом» на пути к достижению точки безубыточности.
     2. После преодоления точки безубыточности, чем выше коэффициент операционного  левериджа, тем большей силой  воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие, наращивая объем реализации продукции.
     3. Наибольшее положительное воздействие  операционного левериджа достигается  в поле, максимально приближенном  к точке безубыточности (после  ее преодоления).
     По  мере дальнейшего наращения объема реализации продукции и удаления от точки безубыточности (т.е. при наращении предела безопасности или запаса прочности) эффект операционного левериджа начинает снижаться. Иными словами, каждый последующий процент при роста объема реализации продукции будет приводить к все меньшему темпу прироста суммы операционной при были (но при этом темпы прироста суммы прибыли всегда будут оставаться большими, чем темпы прироста объема реализации продукции.
     4. Механизм операционного левериджа  имеет и обратную направленность  — при любом снижении объема реализации продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер валовой операционной прибыли. При этом пропорции такого снижения зависят от значения коэффициента операционного левериджа: чем выше это значение, тем более высокими темпами будет уменьшаться сумма валовой операционной прибыли по отношению к темпам снижения объема реализации продукции. Аналогично, по мере приближения к точке безубыточности в обратном направлении, негативный эффект темпов снижения прибыли по отношению к темпам снижения объема реализации продукции будет возрастать. Пропорциональность снижения или возрастания эффекта операционного левериджа при неизменном значении его коэффициента позволяет сделать вывод о том, что коэффициент операционного левериджа является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления операционной деятельности.
     5. Эффект операционного левериджа  стабилен только в коротком  периоде. Это определяется тем,  что операционные затраты, относимые  к составу постоянных, остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе наращения объема реализации продукции происходит очередной скачок суммы постоянных операционных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою операционную деятельность. Иными словами, после такого скачка, обуславливающего изменение коэффициента операционного левериджа, его эффект по-новому проявляется в новых условиях хозяйствования.
     Понимание механизма проявления операционного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных издержек в целях повышения эффективности операционной деятельности. Это управление сводится к изменению значения коэффициента операционного левериджа при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла предприятия.
     При неблагоприятной конъюнктуре товарного  рынка, определяющей возможное снижение объема реализации продукции, а также  на ранних стадиях жизненного цикла  предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению значения коэффициента операционного левериджа. И наоборот при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного предела безопасности (запаса прочности) требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены — в такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию производственных основных фондов.
     Управление  операционным левериджем может осуществляться путем воздействия как на постоянные, так и на переменные операционные затраты.
     При управлении постоянными затратами  следует иметь в виду, что высокий  их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями осуществления операционной деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокий коэффициент операционного левериджа, теряют гибкость в управлении своими издержками.
     Однако  несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных операционных затрат. К числу таких резервов можно отнести:
    существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений;
    широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность;
    сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и некоторые другие.
     При управлении переменными затратами  основным ориентиром должно быть обеспечение  постоянной их экономии, т.к. между суммой этих затрат и объемом производства и реализации продукции существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту суммы маржинальной прибыли, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост валовой операционной прибыли. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размера запасов сырья, материалов готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.
     Целенаправленное  управление постоянными и переменными  затратами, оперативное изменение  их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволяют увеличить потенциал формирования операционной прибыли предприятия.
     Операционная  прибыль (прибыль от продаж, прибыль  от реализации продукции) - финансовый итог деятельности предприятия и  основная часть всей получаемой им массы прибыли.
     Управление  формированием операционной прибыли - необходимый, но сложный и трудоемкий процесс, неразрывно связанный со всей деятельностью предприятия от приобретения сырья и выплат заработной платы  до сдачи в аренду производственных помещений и работы с дебиторами.
     Исходя  из вышеперечисленного следует, что  очень важно уметь рассчитывать показатель операционной прибыли.
 

          ГЛАВА2. ФОРМИРОВАНИЕМ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ   ОАО  «ЛУКОЙЛ»             
         
        2.1.   Наименование, организационно-правовая форма
     Нефтяная  компания «ЛУКОЙЛ» - одна из крупнейших международных вертикально-интегрированных  нефтяных компаний. «ЛУКОЙЛ» занимает лидирующие позиции по запасам углеводородного  сырья. Компания добывает нефть как в России, так и за её пределами. «ЛУКОЙЛу» принадлежат нефтеперерабатывающие заводы в России, Восточной и Западной Европе. Сбытовая сеть «ЛУКОЙЛа» охватывает свыше 20 стран, в США «ЛУКОЙЛ» занимает первое место по числу автозаправочных станций.
Таблица 2.1
     Наименование, организационно-правовая форма
Организационно-правовая форма Открытое акционерное  общество
Девиз компании Всегда в  движении
Год основания 1991
Расположение Россия: Москва
Ключевые  фигуры Валерий Грайфер  (председатель  совета директоров) 
Вагит Алекперов (президент)

Отрасль Добыча, переработка  нефти и газа
Продукция Нефть, природный  газ, нефтепродукты, продукты нефтехимии
Веб-сайт www.lukoil.ru
 
 
     2.2.   История возникновения предприятия
     Государственный нефтяной концерн «ЛангепасУрайКогалымнефть» («Лукойл») был создан постановлением Совета министров СССР № 18 от 25 ноября 1991г. В новом нефтяном концерне были объединены три нефтедобывающих предприятия «Лангепаснефтегаз», «Урайнефтегаз», «Когалымнефтегаз», а также перерабатывающие предприятия «Пермнефтеоргсинтез», Волгоградский и Новоуфимский нефтеперерабатывающие заводы (последний вскоре перешёл под контроль властей Башкортостана).
     На  основании указа президента РФ № 1403 от 17 ноября 1992г. «Об особенностях приватизации и преобразовании в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» в 1993г. на базе государственного концерна было создано акционерное общество открытого типа «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ».
       
      2.3. Нормативно-правовые документы,   регулирующие деятельность предприятия  

     
    Конституция РФ.[1]
    «Гражданский кодекс РФ (часть 2)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (статьи 539-548).[2]
    Федеральный Закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».[3]
    Федеральный Закон  от 24.06.1999 «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».[4]
    Постановление Правительства РФ от 04.05.1998 № 417 «О дополнительных мерах по обеспечению полноты уплаты налогов нефтедобывающими организациями».[5]
    Указ Президента РФ от 01.04.1995 № 327 «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний».
     2.4. Организационно-правовая структура предприятия
     Двум  высшим менеджерам компании на май 2008 года принадлежит крупнейший пакет (29,48 %) акций компании, в том числе президенту «ЛУКОЙЛа» Вагиту Алекперову — 20,4 %, вице-президенту Леониду Федуну — 9,08 %. Американской нефтяной компании ConocoPhillips принадлежит 20 %, у российских физических лиц находится 3,9 %, остальные акции находятся в свободном обращении на Лондонской фондовой бирже, Франкфуртской фондовой бирже, РТС, ММВБ. Рыночная капитализация — $64,4 млрд. (1 сентября 2008 г.).
     Номинальными  держателями акций «ЛУКойла», осуществляющими  их хранение и учет, по состоянию  на 28 февраля 2007г. являются: 64,12 % - «ИНГ Банк (Евразия)», 9,04 %  -СДК «Гарант», 7,89 % - Ситибанк, 6,9 %  - банк «УралСиб», 4,79 % % - Депозитарно-клиринговая компания, 3,77 %  - Национальный депозитарный центр.
     Совет директоров компании включает 11 членов (включая председателя). Избранный  в 2006г. совет директоров: Валерий  Грайфер, Вагит Алекперов, Михаил Бережной, Олег Кутафин, Равиль Маганов, Кевин Мейерс (представитель ConocoPhillips), Ричард Мацке, Сергей Михайлов, Николай Цветков, Игорь Шеркунов, Александр Шохин.
     В 2006г. президентом ОАО «ЛУКОЙЛ» был переизбран Вагит Алекперов сроком на 5 лет. Председателем совета директоров компании на годовом общем собрании акционеров 28 июня 2006г. избран генеральный директор ОАО «РИТЭК» Валерий Грайфер.
     2.5. Задачи и функции  финансового отдела  предприятия
     К основным задачам финансового отдела ОАО «ЛУКОЙЛ» относятся:
    Управление движением финансовых ресурсов предприятия.
    Регулирование финансовых отношений.
    Обеспечение финансовой устойчивости предприятия.
    Определение финансовой стратегии предприятия.
    Осуществление инвестиционной политики предприятия.
    Анализ и контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
     Функции финансового отдела ОАО «ЛУКОЙЛ»:
      Управление движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в условиях рынка, в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и получения максимальной прибыли.
      Разработку проектов перспективных и текущих финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств.
      Разработку финансовой стратегии предприятия и его финансовой устойчивости.
      Доведение утвержденных финансовых показателей до подразделений предприятия.
      Подготовку проектов планов реализации продукции (работ, услуг), капитальных вложении, научных исследований и разработок, планирования себестоимости продукции и рентабельности производства.
      Расчет прибыли и налога на прибыль.
      Осуществление инвестиционной политики и управление активами предприятия, определение оптимальной их структуры, подготовку предложения по замене, ликвидации активов, контроль портфеля ценных бумаг, проведение анализа и оценки эффективности финансовых вложений.
      Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, разработку предложений, направленных на обеспечение платежеспособности, предупреждение образования и ликвидацию неиспользуемых товарно-материальных ценностей, повышение рентабельности производства, увеличение прибыли, снижение издержек на производство и реализацию продукции, укрепление финансовой дисциплины.
       
      2.6. Основные финансовые показатели, определяющие финансовое состояние предприятия
     В целях определения достаточности  принадлежащего должнику имущества  для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным  управляющим, а также возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности должника проводится финансовый анализ.
     Основная  цель финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление  возможностей повышения эффективности  функционирования предприятия; эффективное управление финансовыми ресурсами предприятия.
     Проанализировав горизонтальный анализ баланса ОАО «ЛУКОЙЛ» (приложение 2), можно сделать следующие выводы: исходя из полученных данных при проведении горизонтального анализа баланса предприятия можно сделать следующие выводы: валюта баланса увеличилась на 36,21%. При том в активах увеличились оборотные активы на 32,41%. Произошло это в значительной степени за счет увеличения суммы расходов будущих периодов на 746,12% и запасов на 466,80%. Увеличение внеоборотных активов было чуть больше (на 37,39%). В пассивной части баланса значительно увеличились долгосрочные (на 210,49%) и краткосрочные обязательства (на 61,22%). При этом долгосрочные займы и кредиты увеличились на 220,98%, а краткосрочные - на 41,18%.
     По  данным вертикального анализа баланса  ОАО «ЛУКОЙЛ» ( приложение 3) можно  сказать, что в структуре активов наибольшую долю составляют внеоборотные активы, их удельный вес увеличился на 0,66% до 76,89%. В структуре оборотных активов наблюдается увеличение дебиторской задолженности покупателей и заказчиков сроком платежа в течении 12 месяцев, на 3,81%. В результате удельный вес оборотных активов уменьшился до 23,11% в отчетном году по сравнению с 23,77% в предыдущем году. В структуре пассива на 13,31% уменьшился удельный вес раздела "Капитал и резервы", что связано с уменьшением удельного веса нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) на 13,1%.  Увеличился удельный вес долгосрочных займов и кредитов (до 9,04% в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда их удельный вес составлял 3,84%). Увеличилась кредиторская задолженность на 4,81% и задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов на 2,39%. 

                      Таблица 2.2
     Анализ  ликвидности и платежеспособности ОАО «ЛУКОЙЛ»
Показатель Формула Реком. знач
На  начало года
На конец года Абсолютное/относительное изменение
1 2 3 4 5 6
Коэффициент абсолютной ликвидности Кла = ДС /КП, где ДС - денежные средства и их эквиваленты;КП - краткосрочные пассивы 0,2 - 0,7 0,06 0,01 -0,05
Коэффициент срочной ликвидности Клс = (ДС + ДБ) /КП, где ДБ – расчеты с дебиторами > 0,7; желательное – 1,5.  допустимое -0,3 -1; 0,35 0,31 -0,05
Коэффициент текущей ликвидности Клт = II А/КП,где II А - итог второго раздела актива баланса 1,5 — 3 0,52 0,42 -0,09
Коэффициент общей ликвидности Кло = (А1 + 0.5*А2 + 0.3*А3)/(П1 + 0.5*П2 + 0.3*П3) ?1 0,37 0,20 -0,17
Коэффициент маневренности функционир. капитала Км = А3/((А1+А2+А3)-(П1+П2)) Уменьшение  показателя в динамике положительный  факт -0,01 -0,01 0,00
Коэффициент обеспечен. собственными средствами Косс = (П4-А4)/(А1+А2+А3) > 0,1 -1,10 -1,65 -0,55
Степень платежеспособности общая К4 = (ф.1 (стр. 690 + стр. 590)) / (ф.2 стр. 0100/12)   3,11 6,15 3,04
 
     При проведении анализа платежеспособности и ликвидности предприятия были выявлены следующие результаты. Можно  заметить, что значения всех коэффициентов достаточно далеки от нормативных значений. Так как значения показателей низкие, то необходимо активизировать работу по тщательному анализу финансовых ресурсов и по их рациональному использованию. Не смотря на это, наблюдается положительная тенденция в динамике коэффициентов текущей, абсолютной, общей ликвидности, маневренности функционирования капитала, кроме того, степень платежеспособности предприятия повысилась на 3,04.
     Баланс  считается абсолютно ликвидным, если имеет место система соотношений:
     А1>=П1,
     А2>=П2,
     А3>=П3,
     А4<=П4.
     Баланс  ОАО «ЛУКОЙЛ» имеет следующие  соотношения:
На начало периода На конец периода
А1<=П1, А1<=П1,
А2<=П2, А2>=П2,
А3<=П3, А3>=П3,
А4>=П4
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.