На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Дивидендная политика ОАО «Себряковцемент»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

                      ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..          2
ГЛАВА 1. Понятие, сущность и значение дивидендной политики.
Ее значение в управлении финансами предприятия………………..         4           
      Понятие, сущность, задача и значение дивидендной политики.        4
      Этапы формирования дивидендной политики акционерного
                        общества……………………………………………………………….        5
      Основные типы дивидендной  политики акционерного общества      9
ГЛАВА 2. Анализ дивидендной политики ОАО «Себряковцемент»
2.1. Общая характеристика  и финансово-экономические показатели 
деятельности  ОАО «Себряковцемент»…………………………. ……      14
2.2 Положение  о дивидендной политике ОАО  «Себряковцемент»
2.2.1Общее положение…………………………….…….......................      16
2.2.2. Основные  условия выплаты дивидендов акционерам  общества………………………………………………………………………          17
2.2.3. Определение  размера дивидендов…………………………….         18
2.2.4 Порядок выплаты дивидендов по акциям Общества  ………. 19
2.2.5 Раскрытие информации о дивидендной политике Общества … 21
2.2.6Ответственность за неполную или несвоевременную выплату
дивидендов  акционерам……………………………………………….. 21
2.3. Определение типа и основных качественных показателей оценки
 дивидендной  политики ОАО «Себряковцемент» ………………….. 22
ГЛАВА 3. Предложения по улучшению дивидендной политики
ОАО «Себряковцемент»………………………………………………. 27
Заключение…………………………………………………………….       29
Список  литературы…………………………………………………….      32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение
       Объектом  исследования данной курсовой работы является дивидендная политика как неотъемлемый элемент деятельности любого акционерного общества, ее аспекты, формы, сущность и определяющие факторы. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Дивиденды, являясь денежным доходом акционеров, в определенной степени сигнализируют им о том, как работает коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги.
       С теоретической точки зрения выбор  дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов:
    Влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров?
    Если да, то какова должна быть оптимальная их величина?
       Большинство практиков считает проблему оптимизации  дивидендной политики чрезвычайно  актуальной. Однако признается и тот  факт, что какого-то единого алгоритма в выработке дивидендной политики не существует – она определяется многими факторами. Поэтому каждая компания должна выбирать свою субъективную политику исходя, прежде всего, из присущих ей особенностей. Вместе с тем можно выделить две основополагающие задачи, решаемые в процессе выбора оптимальной дивидендной политики. Они взаимосвязаны и заключаются в обеспечении:
       а) максимизации совокупного достояния  акционеров;
       б) достаточного финансирования деятельности компании.
       Эти задачи ставятся во главу угла при  рассмотрении всех основных элементов  дивидендной политики: источников дивидендов, порядка их выплаты, видов дивидендных выплат и др.
       Цель  курсовой работы - раскрыть содержание дивидендной политики организации на примере конкретного экономического субъекта, и предложить меры по ее совершенствованию, изучить и обосновать дивидендную политику открытого акционерного общества
       В связи с этим, в первой главе  работы «Дивидендная политика акционерного общества » рассмотрены понятие, сущность, значение и типы дивидендной политики, этапы формирования дивидендной политики.
       Во  второй главе показан непосредственно  сам анализ дивидендной политики ОАО «Себряковцемент» - дана общая характеристика деятельности предприятия, проанализировано «Положение о дивидендной политике», определен тип дивидендной политики.
       В третьей главе предложены меры по совершенствованию дивидендной политики ОАО «Себряковцемент».
       Теоретическую и методологическую основу исследования составила бухгалтерская и статистическая отчетность ОАО "Себряковцемент", специальная литература по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных авторов, федеральные нормативно-правовые акты, публикации периодической печати.
       В заключении сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования.
 

       
       ГЛАВА 1. Понятие, сущность и значение дивидендной политики.
       Ее  значение в управлении финансами предприятия.
      Понятие, сущность, задача и значение  дивидендной политики.
       Дивидендная политика – это часть финансовой стратегии предприятия, направленная на оптимизацию пропорций между потребляемой и реинвестируемой долями прибыли с целью увеличения его рыночной стоимости и благосостояния собственников.
       Вкладывая средства в акцию, долю, пай в капитале предприятия, инвестор фактически становится его совладельцем и получает право на участие в распределении получаемых доходов. В общем случае реализация данного права осуществляется в виде изъятия в пользу владельцев части прибыли в различных формах. Для акционерных обществ реализация права на участие в распределении прибыли традиционно осуществляется в форме дивидендных выплат.
       Дивиденд  – это часть прибыли, распределяемая между собственниками в соответствии с количеством приобретенных акций, долей, паев с той или иной периодичностью.
       Право на получение дивидендов дают как  привилегированные, так и обыкновенные акции. Согласно отечественному законодательству в уставе акционерного общества должен быть определен минимальный размер дивиденда по привилегированным акциям. Дивиденды по обыкновенным акциям выплачиваются только после покрытия всех затрат, уплаты процентов по выпущенным облигациям, взятым кредитам, налогов и дивидендов по привилегированным акциям. Таким образом, права владельцев обыкновенных акций на получение части дохода от деятельности общества удовлетворяются в последнюю очередь.
       Одним из существующих источников финансирования предприятия считается нераспределенная прибыль, выплата дивидендов уменьшает  величину прибыли направленную на реинвестирование.
       Решения о порядке и размере выплаты  дивидендов является решение о финансировании деятельности предприятия и влияет на размер привлекаемых источников капитала.
       Чем больше ожидаемые дивиденды и  темпы их прироста, тем больше теоретическая  стоимость акций и благосостояния акционеров в краткосрочной перспективе.
       Однако  выплата дивидендов уменьшает возможность  рефинансирования прибыли в долгосрочной перспективе, что может отрицательно сказаться на доходах и благосостоянии собственников.
       Важнейшей задачей дивидендной политики является нахождение оптимального сочетания интереса акционеров с необходимость достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование, что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки и платежеспособности. Вместе с тем, если акционеры не получат достаточной прибыли на инвестированный капитал и начнут избавляться от ценных бумаг данного предприятия, снизится его рыночная стоимость и нынешние собственники утратят контроль над акционерным капиталом. 
 

      Этапы формирования дивидендной  политики акционерного
общества
     Дивидендная политика, заключающаяся в оптимизации  пропорций распределения прибыли  на потребляемую акционерами и капитализируемую части с целью роста рыночной стоимости компании, является одной  из важнейших составных частей общей финансовой стратегии акционерного общества. Процесс разработки дивидендной политики может включать несколько этапов:
     1. Оценку факторов, влияющих на размеры,  сроки и саму  целесообразность выплаты дивидендов.
     2. Выработку типа дивидендной политики  с учетом данных факторов и  в соответствии с общей финансовой  стратегией АО.
     3. Оценку эффективности дивидендной  политики и ее коррекцию по  результатам оценки.
     4. Определение уровня дивидендов на одну акцию.
     5. Оценка эффективности проводимой  дивидендной политики.
     Первоначальным  этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. Среди факторов, влияющих на дивидендную политику, можно выделить следующие:
     А). Факторы, характеризующие потребности  предприятия в дополнительном финансировании (например, разработка новых инвестиционных проектов, необходимость увеличения капитала для оказания противодействия поглощению со стороны конкурента, необходимость платежей по ранее взятым кредитам и т.п).
     Б). Факторы, характеризующие возможности  предприятия привлекать финансовые ресурсы из внешних источников или  использовать дополнительные внутренние источники:
    способность предприятия увеличить объем прибыли путем реструктуризации производства, сокращения непроизводительных затрат, снижения себестоимости продукции, достаточность резервов, сформированных в предшествующем периоде, и т.д.;
    стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;
    стоимость привлечения дополнительного заемного капитала в различных формах (товарный, вексельный, банковский кредит, облигационный заем).
     Возможности привлечения внешних источников финансирования как в виде акционерного, так в виде заемного капитала зависят  как от конъюнктуры финансовых рынков, так и состояния самого предприятия, восприятия его как заемщика или эмитента со стороны других участников рынка. Таким образом, будущие решения в области дивидендной политики формируются под воздействием прежней кредитной и дивидендной истории предприятия (под дивидендной историей имеются ввиду условия, сроки, периодичность, абсолютные размеры и динамику выплаты дивидендов, прецеденты нарушения прав на получение дивидендов со стороны эмитента на протяжении периода существования акционерного общества).
       Оценка  этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной  политики на ближайший перспективный период.
     Второй  этап при разработке дивидендной политики - это вопрос выбора оптимального типа  дивидендной политики, обеспечивающей как максимизацию совокупного богатства акционеров, так и достаточное финансирование деятельности предприятия. Формирование основных типов дивидендной политики (консервативного, умеренно консервативного, агрессивного), выработанных мировой практикой, связано с существованием нескольких теорий влияния размера выплачиваемых дивидендов на цены акций (рыночную стоимость компании) и благосостояние акционеров. Кратко перечислим данные теории и покажем их связь с формированием дивидендной политики на практике.
     1. Известная теория Модильяни-Миллера  утверждает, что при соблюдении ряда условий дивидендная политика не оказывает на рыночную стоимость предприятия и доходы его владельцев никакого воздействия ни в текущем периоде, ни в перспективе, т.к. эти параметры зависят от суммы всей формируемой прибыли, а не только ее распределяемой части. Но поскольку теория действует только при наличии ряда ограничений, которые в реальности отсутствуют (например, отсутствие налогообложения), на практике она неприменима.
     2. “Теория предпочтительности дивидендов”,  авторами которой являются Д. Гордон и Д. Линтер, показывает, что каждая единица дохода, выплаченная инвесторам в виде дивидендов, уже очищена от риска и поэтому стоит больше, чем доход, получение которого отложено на будущее. Следовательно, максимизация дивидендных выплат предпочтительнее капитализации дохода. Возражения противников данной теории в основном сводятся к тому, что использовать аргумент наличия фактора риска нельзя, т.к. выплаченные дивиденды акционер реинвестирует в акции данного или другого предприятия. Фактор риска учитывается индивидуально каждым инвестором и зависит от общего уровня риска хозяйственной деятельности, а не от характеристик дивидендной политики.
     3. . “Теория минимизации дивидендов”  (теория налоговых предпочтений) заключается в том, что эффективность дивидендной политики определяется возможностью минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим выплатам собственникам. Вследствие того, что на западе налогообложение дивидендов, как правило, выше чем будущих доходов (с учетом ставки налогообложения, фактора текущей стоимости денег), предпочтительна капитализация дивидендов. Однако такая политика может не устроить многих мелких акционеров, нуждающихся в текущих выплатах.
     4. . “Сигнальная теория дивидендов”  (или “сигнализирующая”) рассматривает уровень дивидендных выплат как существенный фактор влияния на рыночную стоимость акций, т.к. многие методы определения текущей стоимости акций используют в качестве составляющей расчетов именно величину ранее выплаченных дивидендов и их прогноз на будущий период. Таким образом, рост дивидендных выплат определяет рост расчетной цены акции при принятии решения о ее покупке, а это влечет увеличение рыночных цен, что приносит дополнительный доход акционерам при их продаже акций. Кроме того, выплата солидных дивидендов “подает сигнал” рынку о том, что фирма находится на подъеме. Но данная теория применима в том случае, если рынок информационно прозрачен и “передает сигналы” большому количеству участников рынка с минимальными издержками, что в российских условиях затруднено.
     5. . “Теория соответствия дивидендной  политики составу акционеров”  (“теория клиентуры”) утверждает, что  компания должна осуществлять  такую дивидендную политику, которая  соответствует ожиданиям большинства  акционеров. Если основной состав акционеров заинтересован в получении дивидендов, то именно эту дивидендную политику следует предпочесть предприятию. Акционеры, несогласные с такой практикой, реинвестируют капитал в другие компании и состав акционеров станет однородным.
     В российской практике желание акционеров (особенно, мелких) продать свои акции может остаться нереализованным в силу неликвидности большинства акций.  
 

      Основные  типы дивидендной  политики
      акционерного  общества
       На  практике применение данных теорий воплощается  в реализации одного из трех типов  дивидендной политики: консервативной, умеренной (компромиссной), агрессивной.
     1. Консервативная политика предполагает, что выплата дивидендов происходит  в пропорциях, которые позволяют  удовлетворять потребности производственного  развития и более высокими  темпами наращивать стоимость чистых активов, а, следовательно, — и рыночную стоимость акций. Проведение консервативной политики возможно в 2 вариантах:
     А). Начисление дивидендов по остаточному  признаку. В этом случае начисление дивидендов происходит только после  того, как за счет прибыли сформирован  объем собственных средств, достаточный  для развития компании в предстоящем периоде. Плюсом такой политики является обеспечение высоких темпов развития акционерного общества и повышение его платежеспособности. Однако нестабильность размера дивидендных выплат, который зависит не только от размеров прибыли, но и от планов развития компании, может отпугнуть некоторых инвесторов. Такая политика выплаты дивидендов оптимальна на ранних стадиях жизненного цикла компании.
     Б). Поддержание стабильного соотношения  дивидендных выплат и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, на основе установления долговременного норматива на потребляемую и капитализируемую часть прибыли. Это позволяет в некоторой степени повысить предсказуемость размеров выплат дивидендов (но трудности с прогнозом прибыли при этом сохраняются), что немаловажно для некоторых инвесторов, однако при необходимости наращивания капитала затрудняет рост компании. Данная политика наиболее эффективна при стабильной ситуации на финансовом рынке и при постоянных (или постоянно растущих) доходах компании.
     2. Умеренная (компромиссная) политика  начисления дивидендов, — это  политика, в соответствии с которой  компания пытается соблюсти баланс  интересов акционеров, нуждающихся  в выплате дивидендов и потребностей  предприятия в наращивании капитала. Данный тип дивидендной политики  также может проводиться в  2 вариантах: 
     А). Выплата постоянных сумм дивидендов. Существенно облегчает прогноз  стоимости акций компании и доходов  для инвесторов, однако при отсутствии прибыли может нанести ущерб  эмитенту, а при росте прибыли  – вызвать недовольство акционеров.
     Б). Выплата стабильных сумм дивидендов с надбавкой при определенных условиях. Позволяет, с одной стороны, в какой-то степени гарантировать акционерам заранее известный минимальный уровень дохода, с другой, — поощрять собственников в случае успешной работы компании или отсутствия необходимости расширения операций. Как нам кажется, при стабильном финансовом состоянии предприятия в российских условиях этот вид дивидендной политики был бы наиболее приемлемым.
     3. Агрессивная политика начисления  дивидендов – предполагает начисление максимально возможного размера дивидендов. В российских условиях такая политика наиболее актуальна для компаний, акционерами которых является большое количество физических лиц, при намерении разместить новую эмиссию этой категории инвесторов. Следует учесть, что резкое снижение размеров дивидендов может неблагоприятно отразиться на стоимости акций, “сигнализируя” об ухудшении ее показателей.  

       Таблица 1
       Тип политики        Преимущества        Недостатки
       Консервативная (начисление дивидендов по остаточному принципу после формирования достаточных резервов для развития, выплата дивидендов акциями).        Обеспечение максимально возможных темпов роста        Нестабильность, неопределенность будущих дивидендов - негативный фактор для потенциальных инвесторов
       Умеренная        А) (поддержание долгосрочного целевого норматива коэффициента дивидендных  выплат
       Прогнозируемость  уровня будущих дивидендных выплат        Затрудняет  быстрый рост компании
       Б) Стратегия "гарантированный минимум + дополнительные дивиденды"        Возможность гибко увеличивать дивиденды при росте прибыли и не сокращать их при ее снижении. Поощряет заинтересованность акционеров в повышении прибыльности компании.         
       Агрессивная (максимизация текущих дивидендов)        Позволяет быстро привлечь массу неквалифицированных инвесторов (строительство пирамид)        "Проедание"  прибыли, отсутствие ресурсов для долгосрочного развития.
       Необходимость снижения дивидендов при сокращении прибыли - негативный сигнал рынку.                  
 
       На  следующем этапе реализации дивидендной  политики осуществляется разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики, который предусматривает следующую последовательность действий:
       1. Из суммы чистой прибыли вычитаются  формируемые за ее счет обязательные  отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества. «Очищенная» сумма чистой прибыли представляет собой так называемый «дивидендный коридор», в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.
       2. Оставшаяся часть чистой прибыли  распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной политики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей является формирование фонда производственного развития и наоборот.
       3. Сформированный за счет прибыли  фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд). Основой такого распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному договору.
        Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию осуществляется по формуле:        УДВпа= ФДВ- ВП ,    где
                                                                Кпа
       УДВпа – уровень дивидендных выплат на одну акцию;
       ФДВ – фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;
       ВП – фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций (по предусматриваемому их уровню);
       Кпа – количество простых акций, эмитированных акционерным обществом.
     Для оценки эффективности дивидендной  политики акционерного общества используют следующие показатели:
     а) коэффициент дивидендных выплат. Он рассчитывается по формулам:
     
,

     где КДВ — коэффициент дивидендных выплат;
     ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом  дивидендной политики;
     ЧП  — сумма чистой прибыли акционерного общества;
     Да — сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию;
     ЧПа — сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию.
     б) коэффициент соотношения цены и  дохода по акции. Он определяется по формуле:
     
,

     где КЦ/Д — коэффициент соотношения цены и дохода по акции;
     РЦа — рыночная цена одной акции;
     Да — сумма дивидендов, выплаченных на одну акцию.
     При оценке эффективности дивидендной  политики могут быть использованы также показатели динамики рыночной стоимости акций.
     Таким образом, какого-то единого формализованного алгоритма в выработке дивидендной политики не существует - она определяется многими факторами, в том числе и трудно формализуемыми, например психологическими. Поэтому каждое предприятие должно выбирать свою субъективную политику исходя, прежде всего из присущих ему особенностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Анализ дивидендной политики ОАО «Себряковцемент» 

2.1. Общая характеристика и финансово-экономические
показатели деятельности ОАО «Себряковцемент»
       Открытое  акционерное общество "Себряковцемент" создано в декабре 1992 г. на базе Себряковского цементного завода, основанного в 1953 г. В настоящее время оно является современным предприятием с высоким уровнем культуры производства и передовой технологией. Основной вид деятельности предприятия - производство цемента и сухих смесей. Численность работников - 2143 человека. Предприятие является градообразующим в г. Михайловка Волгоградской области. Предприятие создано на неопределенный срок. ОАО «Себряковцемент» расположено по адресу: ул. Индустриальная,2; г. Михайловка, Волгоградская обл.
       Предприятие работает по мокрому и полусухому энергосберегающему способу производства цемента. Задействованы восемь технологических линий, из них: вращающаяся печь № 8 работает по полусухому способу производства, который позволяет экономить на обжиге каждой тонны клинкера до 35% газообразного топлива. Помол цемента осуществляется в 13 трубных мельницах. Для хранения готовой продукции имеется три блока цемсилосов общей емкостью 64760 тонн. Производственная мощность завода составляет 3,5 млн. тонн цемента в год. Имеется три упаковочные линии мощностью 1100 тыс. тонн цемента в год. На ОАО «Себряковцемент» работают три упаковочных линии по упаковке цемента в евромешки по 1000 кг, годовой выпуск в таре составляет свыше 1 млн. тонн.
       ОАО «Себряковцемент» обслуживает строительные организации всех форм собственности, не только Волгоградской области, но и многих других регионов.
       Высокие достижения цементников подтверждены многочисленными наградами всероссийских  и международных конкурсов и  выставок. Пять раз ОАО «Себряковцемент» признавалось «Лидером XXI века» в  престижном конкурсе предприятий Южного федерального округа и отмечено дипломом представителя президента РФ в ЮФО Д. Н. Козака «За стабильность лидирующих позиций и весомый вклад в развитие экономики Южного федерального округа». Предприятие получило право маркировать портландцемент М-500 Д0 логотипом «100 лучших товаров России».
       ОАО «Себряковцемент» не только одно из крупнейших предприятий в строительной индустрии, но и добросовестный налогоплательщик: доля платежей в общей сумме платежей всех предприятий города в бюджет г. Михайловки составляет 49 %.
       Сегодня ОАО "Себряковцемент" - современное  предприятие с высоким уровнем производства и современной технологией, которое по праву носит звание передового в отрасли. В 1999, 2000 и 2002 годах ОАО "Себряковцемент" стало лауреатом III, IV и VI Всероссийских конкурсов на лучшее предприятие стройиндустрии по эффективности работы в рыночных условиях. Продукцию завода хорошо знают многие строительные компании Польши, Венгрии, Югославии, Ливана, Сирии, Ирана, Германии, Кубы и других стран. В связи с конъ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.