На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Культурная политика СССР с 1917 года по 1991 год

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой  культуры. Этот период является одним  из наиболее сложных для изучения. Эти сложности обусловлены прежде всего общими факторами, определяющими  специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.
1. Новая культурная  политика  

С победой Октябрьской  революции советская власть сразу  приступила к осуществлению новой  культурной политики. Под этим подразумевалось  создание невиданного в истории - пролетарского - типа культуры, опирающегося на самую революционную и передовую, как тогда считали, идеологию марксизма, воспитание нового типа человека, распространение всеобщей грамотности и просвещения, создание монументальных художественных произведений, воспевающих трудовые подвиги простых людей и т.д.
     Как задумывалось, пролетарская культура должна была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам. Российской дворянской культуре не исполнилось и 150 лет, а возраст буржуазной был еще меньше, поскольку капитализм в России, если считать по формальным критериям, существовал всего 57 лет (1861-1917). В Западной Европе, где возраст первой измерялся многими столетиями, а возраст второй перевалил за 150 лет, революционные передряги им угрожали в гораздо меньшей степени. 

     Не проводя четких различий между дворянской и буржуазной культурами, большевики в одночасье решили расправиться с той и другой как с ненужным наследием прошлого. В пылающий костер революции полетели не только иконы, но и томики стихов Пушкина. Лозунг первых лет советской истории «Сбросим Пушкина с корабля современности!» воплощался с жестокой последовательностью и при полной поддержке властей. Собственно говоря, он, великий перелом, ими и был инициирован. Происходившая в ту эпоху культурная революция являлась типичным примером революции сверху, сопровождающей неорганическую модернизацию.
     За создание новой культуры большевики взялись скоро и решительно. В соответствии с декретом от 9 ноября 1917 года была создана Государственная комиссия по просвещению для руководства и контроля за культурой. В сформированном правительстве (СНК РСФСР) народным комиссаром по делам просвещения был назначен А.В. Луначарский (1874-1933). В Наркомпросе был образован отдел просвещения национальных меньшинств для управления делами культуры в национальных регионах РСФСР. Советской властью были упразднены функционировавшие до революции общественные, профессиональные и творческие организации -Всероссийский учительский союз, Союз деятелей художественной культуры, Союз деятелей искусств и др. Возникали новые организации культуры - «Долой неграмотность», Союз безбожников, Общество друзей радио и т. п. 

     Уже в 1917 году перешли в «собственность и распоряжение» народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева.
     Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции — независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно самостоятельная в России, была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и превратилась в бюрократическое учреждение. С конца 20-х годов подозрение к старой интеллигенции сменилось политическим преследованием: шахтинское дело, процессы Промпартии, Трудовой крестьянской партии свидетельствуют о том, что в стране началось физическое уничтожение русской интеллигенции. 

     Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции шло создание интеллигенции советской, причем ускоренно - через «выдвиженчество» (вчерашних рабочих партийные органы выдвигали в директора), рабфаки (подготовительные факультеты для ускоренного обучения и подготовке рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы; здесь использовался «лабораторно-бригадный метод», при котором один ученик
отчитывался за всю группу). В результате уже  в 1933 году по количеству студентов СССР превзошел Германию, Англию, Японию, Польшу и Австрию вместе взятых.
     Новая культурная политика ставила целью «сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда», как провозглашалось на VIII съезде РКП(б). Самым эффективным средством считалась всеобщая национализация - не только фабрик и заводов, но также театров и художественных галерей. Бесплатный доступ народа к сокровищам мировой культуры, по замыслу, должен был открыть путь ко всеобщему просвещению России. Одновременно национализация памятников культуры призвана была предохранить их от разрушения, поскольку государство принимало их под свою защиту. В дворянских усадьбах, церквях и городских учреждениях устраивались музеи и выставочные залы, клубы атеистов и планетарии. В периоде с 1918 по 1923 год было создано около 250 новых музеев. Началась реставрация некоторых памятников. В 1918-1919 годах было отреставрировано более 65 историко-художественных памятников, а к 1924 году - 2271. Декретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 года была национализирована фотографическая и кинематографическая промышленность. Работу кинофабрик и кинотеатров возглавил Всероссийский фотокиноотдел(ВФКО) Наркомпроса, в 1923 году преобразованный в Госкино, а в 1926 году - в Совкино. В 1918 году в ведение государства перешли крупнейшие музыкальные учреждения: консерватории, Большой театр, Мариинский театр, фабрики музыкальных инструментов, нотные издательства. Были созданы новые концертные и музыкально-просветительские организации, музыкальные учебные заведения, организованы самодеятельные коллективы.
     Однако та же самая национализация открыла путь не виданному ранее культурному варварству: пропадали бесценные библиотеки, уничтожались архивы; в дворянских домах и церквах устраивались не только клубы и школы, но также склады и мастерские. Многие культовые сооружения со временем пришли в полное запустение, а несколько тысяч храмов и монастырей по всей стране и вовсе стерты с лица земли. Когда для восстановления народного хозяйства большевикам понадобилась твердая валюта, то десятки вагонов художественных сокровищ, в том числе представляющих историческую ценность икон, буквально за бесценок были проданы за рубеж. Придерживаясь принципов классового подхода в городах уничтожались сотни старых памятников, на месте которых возводились бюсты героев-революционеров, переименовывались улицы и площади. 

     Активнее других боролся со старой культурой Пролеткульт (Пролетарская культура) - культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917-1932) пролетарской самодеятельности при Наркомпросе. Пролеткульт возник уже осенью 1917 году вскоре имел более 200 местных организаций в различных областях искусства, особенно в литературе и театре. Его идеологи (А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев) нанесли серьезный ущерб художественному развитию страны, отрицая культурное наследие. Пролеткульт решал две задачи - разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую. Удачнее всего он справился с первой, а вторая так и осталась областью неудачного экспериментаторства.
Пролеткульт сыграл негативную роль потому, что пытался методом кавалерийской атаки решить задачи там, где они, эти методы, никак не годились. Он являл собой не основу, а лишь крайнее выражение большевистского подхода к культуре, от которого вскоре РСДРП постаралась избавиться. Убедившись в непригодности
экстремистских  способов решения масштабных проблем, связанных с культурой, большевики перешли к постепенному и более  скоординированному наступлению. 

     В системе образования национализацию заменило огосударствление, которое, как и национализация, преследовало несколько целей. Во-первых, администрация школы и вуза, лишившись академических свобод и неприкосновенности, подчинялась партийному аппарату, который назначал и сменял кадры преподавателей, определял квоты на прием студентов. Во-вторых, за студенчеством и профессурой, содержанием преподаваемых и получаемых знаний устанавливался неусыпный идеологический контроль. В-третьих, резко расширялись масштабы и объем народного образования, к бесплатному государственному образованию получали доступ практически все слои населения. В результате уже в 1921 г. количество вузов в стране увеличилось до 244 по сравнению с 91 в дореволюционной России. Декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения» (1918г.) разрешал свободный прием в вузы. Упразднялась не только плата за обучение и вступительные экзамены, - не требовался даже диплом об окончании средней школы. 

     В стране развернулась массовая кампания ликвидации неграмотности среди взрослых и детей. В 1919 году вышел декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», обязывавший все неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. Повсеместно создавались чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности. Общество «Долой неграмотность» возглавили М.И. Калинин, В.И. Ленин, А.В. Луначарский. Была создана широкая сеть школ, кружков и курсов. В 1917-1920 гг. грамотой овладели около 7 млн. человек. По данным Всесоюзной переписи 1939 года, численность грамотных в возрасте от 16 до 50 лет поднялась до 90%. Количество учащихся в общеобразовательной школе превысило 30 млн. человек по сравнению с 7,9 млн. в 1914 году, а количество выпускников вузов превысило 370 тыс. Число научных работников, занятых в 1800 научно-исследовательских учреждениях, увеличилось до 100 тыс., превзойдя уровень 1913 года почти в 10 раз. 

     Форсированная подготовка школьников и студентов на первых порах привела к заметному снижению качества обучения. Выпускники могли читать, но не владели передовыми достижениями науки того времени, а в ФЗУ (фабрично-заводских училищах) уровень знаний часто был просто катастрофическим и граничил с функциональной неграмотностью (умением читать, но неспособностью разбираться в прочитанном). Советское правительство поступило так, как, наверное, поступило бы на его месте любое другое, поставленное в крайние условия руководство: из страны эмигрировали миллионы грамотных специалистов и ученых, необходимость восстановления разрушенного войной народного хозяйства, а затем широкое строительство тысяч новых предприятий требовало быстрейшей подготовки квалифицированных кадров. Стране, окруженной идеологическими противниками, требовался мощный оборонный потенциал. В подобной ситуации все ресурсы были брошены на подъем технических наук и оборонной промышленности, где сосредоточились лучшие интеллектуальные силы.
     С тех пор соотношение бюджетных средств, выделяемых государством на развитие науки, строилось в пропорции примерно 95:5 в пользу технического и естественного знания, в 30-е годы такая политика принесла свои плоды. На основе научных изысканий академика С.В. Лебедева (1874-1934) в СССР впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Благодаря выдающимся научным открытиям советских физиков впервые в мире внедрены в жизнь принципы радиолокации. Под руководством академика А. Ф. Иоффе (1880—1960) создана всемирно признанная школа физиков, внесшая большой вклад в изучение атомного ядра и космических лучей. В 30-х годах советская наука и техника создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. 
 

2. Новая культура СССР
    
     Результаты культурной революции, как позитивные, так и негативные, сказались не только в науке и образовании, но также в переустройстве культуры быта.
      Историки, изучающие советский период нашей истории, считают, что в 30-е годы в деятельности большевиков произошел новый и не менее радикальный, чем в 1917 году, поворот. В частности, американский социолог Тимашев (эмигрировал из России) выдвинул тезис о том, что в 30-е годы внутренняя политика СССР перестала соответствовать господствовавшим ранее революционным идеалам. Раннее большевистская культурная политика строилась на радикализме: отвергались ценность и необходимость семьи, поощрялся отказ от своих родителей, если те были «буржуазного» происхождения, старой культуры, осуждались мещанство, умеренность, утверждался безусловный приоритет общества и коллектива над индивидом и т.д.
     В середине 30-х годов наблюдается поворот вспять-переход от революционного аскетизма к благополучию частной жизни и более цивилизованным формам поведения. Восстанавливаются в правах семейные идеалы, преданность службе и профессиональная карьера, ценность классического образования. Происходят перемены в обиходе, вкусах, манерах. Газеты и журналы 30-х годов широко обсуждают проблему культурности человека, в Москве был открыт Институт косметики и гигиены Главпарфюмера и появились журналы мод.
     Забота о внешности и личной гигиене вышла на первый план: женщины стали беспокоиться о своих прическах, парфюрмерии и нарядах, мужчины — о воспитании галантных манер. Популярная ранее военная форма уступила место одежде гражданского типа. В 1936 году Советский Союз по выпуску парфюмерии превзошел Францию и занял третье место в мире. Появились ранее не виданные вещи: этажерки с книгами, платяные шкафы, шелковые абажуры, белоснежные занавески, скатерти и т. д. В те годы рабочий класс страны, пополнявшийся главным образом за счет беднеющей деревни, жил в бараках, коммунальных квартирах, общежитиях, а потому элементарные правила гигиены, правила приличествующего поведения, хорошая одежда многим была внове.
     В стране развернулось широкое движение за личную гигиену, совпавшее по времени со знаменитым стахановским движением. В 1935—1936 гг. стахановцев преподносили как образец культурности. Пресса восторженно описывала, как они приобретают дорогие вещи, одежду, книги, мебель, велосипеды и даже автомобили.
     Кампания за чистоту тела проходила под лозунгом: «Давайте бороться за чистоту тела, за чистое носильное, постельное белье, за чистый носовой платок, за чистую салфетку, за общий культурный внешний вид». Главными показателями культурности советского человека считались в то время образцовое поведение на производстве (соблюдение дисциплины, высокая производительность труда и культура рабочего места) и в быту (соблюдение правил общежития, товарищеская взаимопомощь, активное участие в субботниках и агитационной деятельности). «Белый воротничок и чистая кофточка - это необходимый рабочий инструмент, который влияет на выполнение плана, на качество продукции», - писали в газетах.
     В 1936 году развернулось так называемое «движение общественниц» - плановая мобилизация жен руководящих работников промышленности для внедрения культурности в рабочую массу. Они занимались сугубо практическими делами, в частности уничтожением грязи и бескультурья в рабочих бараках, их переоборудованием и улучшением рабочего быта. В 1937 году столетие со дня смерти Пушкина превращается уже во «всенародный праздник». В советский быт возвращаются ценности старой культуры. На страницах печати, в агиткампаниях, на митингах и встречах с трудящимися разворачивается борьба за культуру речи. Четко обозначилось слияние русской и советской культуры. Пушкин был объявлен достоянием трудящихся, образцом гражданственности, выразителем национального духа. Пушкинский язык объявлялся речевым каноном.
     В 1938 году чтение было провозглашено основной формой политического самообразования. Разворачивается массовое соревнование за то, кто больше книг прочитает. Так, в речи на отчетной конференции московского комитета ВЛКСМ весной 1936 году секретарь комитета представил образец культурного и образованного человека – 20-летнего слесаря ленинградского завода «Электроаппарат» Нину Елкину, которая «за 1935 год прочла 78 книг, среди них Бальзак, Гамсун, Гончаров, Гофман, Гюго, Ростан, Флобер, Франц, Чехов, Шекспир, Вересаев, Новиков-Прибой, Серебрякова, А. Толстой, Тынянов, Чапыгина, Б. Ясенский».
     Однако культурный подъем, длился очень недолго. В конце 30-х годов вместо лозунга «Овладеем культурой!» появился новый: «Овладеем большевизмом!». Он подразумевал знание основ марксизма и предполагал воспитание большевистской сознательности. Культура растворилось в более широкой концепции политического самообразования. Модная одежда, хорошие манеры и даже грамотная речь стали ассоциироваться с образом врага. Если в середине 30-х годов молодежь призывали овладевать хорошими манерами и обращаться друг с другом, особенно с девушками, галантно, то в конце 30-х ситуация изменилась: внешние атрибуты культурности подверглись осуждению, на первый план вышли твердые убеждения и партийная сознательность 
 
 
 

3. Советская литература  первой половины XX века 

Жизнь литературной элиты протекала совсем не так, как жизнь простого народа. Первые годы после Великой Октябрьской революции для многих оставшихся на родине поэтов, писателей и художников явились периодом творческого взлета и откровения. В атмосфере раскрепощения и свободы поиска, царившей все 20-е годы, рождались новые таланты, направления, журналы, теории. Первое время официальные власти не прибегали к методу прямого давления, предпочитая агитировать и убеждать в преимуществах социалистической идеологии, нежели приказывать, запрещать и расстреливать. До 1922 года, когда В. И. Ленин впервые проявил принудительные методы по отношению к нелояльным философам, ученым и писателям, выслав в Европу несколько десятков выдающихся мыслителей, составлявших цвет нации, в стране свободно выходили журналы и газеты самого разного идеологического толка, на университетских кафедрах можно было встретить оголтелого марксиста и ярого идеалиста, в прокуренном кабаке - спорящих между собой акмеиста, символиста и футуриста. Никто не боялся говорить о том, какой идейной позиции он придерживается. 

     Поэтическим выражением революционной эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием инакомыслящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, стало деятельность трех великих поэтов — В. Маяковского, А. Блока и С. Есенина. 

     В.В. Маяковский (1893—1930), один из выдающихся представителей авангардного искусства 1910—1920-х гг., родился в дворянской семье. В юности обучался живописи, ваянию и зодчеству. Его бунтарская натура проявилась задолго до Октябрьской революции, пламенным певцом которой он стал. В молодости Маяковский постоянно что-то совершал: то агитировал московских рабочих, то организовывал кружки футуристов, то громил противников на диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодежи». В 1918 году он организует группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1923 году создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918—1921).
     Его поэзия наполнена бунтом против всего мироустройства — социальных контрастов современной цивилизации, традиционных взглядов на прекрасное и поэзию, представлений о Вселенной, рае и Боге. Маяковский использует намеренно грубый, стилистически сниженный язык, но его лирический герой остается романтиком, одиноким, нежным и страдающим. Революция была воспринята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных, как путь к земному раю. К концу 20-х годов у Маяковского нарастает ощущение несоответствия идеалов и реальной практики революции. Тревога перерастает во внутренний конфликт, духовную катастрофу, закончившуюся самоубийством. 
 

     Другой великий русский поэт С.А. Есенин (1895- 1925), родился в крестьянской семье. Ему, как и Маяковскому, была свойственна противоречивость характера: за пьяными кутежами, эксцентричными выходками и литературными боями скрывалась натура глубоко ранимая и романтическая. Есенин вошел в историю русской литературы как проникновенный лирик, тонко чувствующий родную природу, самобытность национального духа. Тема крестьянской Руси, с ее «хилыми» избами и «тощими» полями, с ее песнями под тальянку, с белыми монастырскими стенами и маковками церквей, занимает в его поэзии центральное место («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918). Ему так и не удалось понять индустриальный подъем и культурную революцию. Его мироощущение становится все былее трагическим. В состоянии депрессии в возрасте 30 лет Есенин покончил жизнь самоубийством. 

     Великий русский поэт А..А. Блок (1880—1921) происходил из профессорской семьи. Писать стихи начал с 5-ти лет. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности — учение Платона, лирика и философия B.C. Соловьева, поэзия А.А. Фета. Раннее творчество Блока развивалось в русле символизма («Стихи о Прекрасной Даме»). Он не стремился к высоким административным постам, хотя в 1920 году являлся председателем Петроградского отделения Союза поэтов. На всю жизнь Блок остался верен культу вечно-женственного и мировой души. Лирика Блока ближе музыкальной стихии, нежели рифмованным стихам индустриальной поэзии Маяковского.
     Как и у многих других интеллигентов той поры, первоначально восторженное отношение Блока к революции, выразившееся в знаменитой поэме «Двенадцать» (1918), постепенно сменилось разочарованием и угнетением духа. В статьях и дневниковых записях появляется мотив «катакомбного существования» культуры: Блок высказывает мысли о неуничтожимости истинной культуры и о «тайной свободе» художника, противостоящей попыткам «новой черни» на нее посягнуть. Нарастающая депрессия и психическое напряжение усугубили болезнь сердца и в возрасте 40 лет Блок умирает.
     Хотя вся публиковавшаяся в советские годы художественная, научная и публицистическая литература может называться официальной, далеко не все советские писатели, даже оставшиеся в стране, выражали внутреннее согласие с идейными установками большевистской партии, которые прямолинейно проводились частью чиновников от культуры, занимавших министерские посты и ответственные должности в отделе пропаганды и науки ЦК КПСС. Состояние внешнего согласия с проводимым партией курсом и внутренне го несогласия с ним по общечеловеческим и общегу манным соображениям именовались внутренней эми грацией. 465 
 

Из большого списка наиболее крупных поэтов и  писателей советского периода —  А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, A.M. Горький, Д.А. Фурманов, М.М. Зощенко, К.А. Федин, М.А. Шолохов, Л.Н. Толстой, Вяч.Вс. Иванов, Л.М. Леонов, А.П. Платонов, М.А. Булгаков, Ф.В. Гладков, Б.Л. Пастернак, К.Г. Паустовский, В.П. Катаев, К.М. Симонов, И.Г. Эренбург, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев, Д.А. Гранин, А.И. Солженицын, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Р.И. Рождественский, Г.Я. Бакланов, Ю.В. Бондарев, А.А. Ананьев, В.П. Астафьев, Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.Г. Распутин и др. — не найдется практически ни одного, кто не побывал бы во «внутренней эмиграции». Одних она вынуждала общаться с читателем эзоповым языком, других, желающих во всем быть искренним и принципиальным, доводила до нервных срывов, душевных потрясений, самоубийства или, довольно часто, до алкоголизма. Последнее служило формой духовного эскапизма — ухода от реальности. Наиболее ярко и талантливо эзопов язык проявился в области юмора и сатиры. В отличие от юмора Западной Европы, Америки и Японии русский юмор гораздо более социален и политичен.
Русский юмор и  русская сатира, быть может, лишены английской утонченности или французской  изящности, но они наделены тем, чем  не обладает ни одна культура мира, - способностью в завуалированной форме донести до слушателя всю гамму политических теорий, концепций, общественных реакций на важнейшие события, не утрачивая глубочайшей самоиронии. Юмор и сатира, имеющие в России одну из самых мощных за всю историю человечества традицию, формировались по принципу антисимметрии: чем больше запрещали, тем выше поднималось искусство иносказания. Анекдоты, юмор и сатира служили оборотной стороной официального искусства: чем худосочнее становилось второе, тем плодовитее было первое.
     Творчество И. Ильфа (1897-1937) и Е. Петрова (1902-1942), М.М. Зощенко (1894-1958) - доказательство того, каких высот в искусстве можно достичь,
пользуясь формой иносказательного повествования при  рассмотрении самых серьезных, самых фундаментальных вопросов бытия. Романы «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) рассказывают не о похождениях талантливого мошенника и авантюриста - здесь дана панорама социальных типов советских людей, раскрыта анатомия советских нравов 20-х годов. В «Голубой книге» (1934-1935) М.Зощенко, произведения которого подверглись уничтожающей критике в постановлении ЦК ВКП(б) как клевета на советскую действительность, завуалировано показано то, о чем в слух сказать было невозможно - ханжеская мораль строителей коммунистического общества, которые, как и любые строители, вовсе не лишены человеческих пороков. 

     Творчество А.П. Платонова (1899—1951) искусствоведы ставят в один ряд с величайшими фантасмагористами XX столетия. В его прозе (романе «Чевенгур», повестях «Котлован» и «Ювенильное море») мир предстает как противоречивая, часто трагическая целостность человеческого и природного бытия, в завуалированном под отвлеченные понятия и метафоры виде в них выражено неприятие социалистических форм переустройства жизни. 

Другим антагонистом социалистического реализма проявил  себя гениальный русский писатель М.А. Булгаков (1891 —1940). В романе «Белая гвардия» (1927), пьесах «Дни Турбиных» (1926), «Бег» (1928) писатель показал трагические  коллизии Гражданской войны и крах «белого движения». С начала 30-х годов до конца жизни он работал над получившим мировую известность романом «Мастер и Маргарита», где поставлены вечные проблемы добра и зла, ложной и истинной нравственности. В течение долгих лет творчество Булгакова замалчивалось официальной советской критикой, а сам он причислялся к писателям, «искажавшим социалистическую действительность». Лишь с 60-х годов началось массовое издание его произведений. 
 

4. Авангардизм в  живописи 
  
     В живописи «серебряный век» продолжался вплоть до эмиграции из России плеяды выдающихся представителей абстрактного искусства (Ларионова, Гончаровой, Кандинского, Малевича, Татлина и др.). Расцвет русского абстрактного искусства пришелся на период Первой мировой войны. Последовавшие за ней революционные события и ужасающая разруха Гражданской войны не остудили творческий жар русской интеллигенции. 

     После 1915 года Москва становится столицей новаторского искусства. С 1916 по 1921 год именно здесь формируются авангардные тенденции в живописи. Набирает силу объединение «Бубновый валет» (Кончаловский, Куприн, Фальк, Удальцова и др.) и кружок «Сулремус» (Малевич, Розанова, Клюн, Попова). В Москве и Петербурге то и дело возникают новые направления, кружки и общества, появляются новые имена, концепции и подходы. Революция 1917г. заставила живописцев перенести новаторские эксперименты из замкнутого пространства мастерских на открытые площадки городских улиц. Открываются художественные вузы, в Москве создаются Институт художественной культуры (Инхук) и Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас).
     Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусства В.В. Кандинскому (1866-1944). Кандинский происходил из разбогатевшей семьи купцов, потомков каторжан. Как это было принято в среде крупной московской буржуазии, Кандинский изучал право и экономику в Московском университете, но юридическая карьера не привлекала его. В 1889 году он едет с этнографической экспедицией в Вологодскую губернию, где знакомится с древнерусской иконописью и народным творчеством.
 Другим важным  событием в его художественном  становлении явилась картина  «Стог сена» Моне, глядя на  которую Кандинский, в те годы  студент юридического факультета Московского университета, почувствовал, что «в этой картине нет предмета». С этого момента предмет потерял для Кандинского прежнюю значимость. Постепенно живопись вытеснила юриспруденцию: в 1896 году он отказывается от должности профессора Дерптского (Тартуского) университета.
     В начале 1900-х годов Кандинский много путешествовал по Европе и Северной Африке, но постоянным местожительством избрал Мюнхен (1902-1908). В 1910 году создал первое абстрактное произведение — хаотичное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих, и написал трактат, озаглавленный «О духовном в искусстве». С этого момента в искусстве XX столетия стало развиваться новое направление, получившее название абстрактного. Кандинский полагал, что нарождается новая эра в развитии человечества, возникает раса людей будущего. Для них будет ценен мир внутреннего и духовного. В 1911 году вместе с Францем Марком Кандинский создает знаменитое объединение «Синий всадник». Художники организуют выставки, налаживают издание альманаха. Период с 1909 по 1914 год был самым интенсивным, Кандинский написал около 200 картин, которые группировались по трем циклам: «импровизации», «композиции», «впечатления», нередко имеющие порядковые номера и подзаголовки.
     С  началом войны Кандинский, российский подданный, вынужден был покинуть Германию. Возвратившись в Москву, он активно включается в художественную жизнь: участвует в создании Музея живописной культуры (всего он участвовал в создании 22 провинциальных музеев), преподает в университете и Вхутемасе. В 1920 году Кандинский выступает инициатором создания Инхука. В 1921 году он становится одним из организаторов и вице-президентом РАХН. В 1921 году Кандинский уезжает из Москвы и возвращается в Германию, где становится профессором Баухауза в Веймаре. Этот период, названный Кандинским «лирическим геометризмом», был самым продуктивным в его творчестве. Художник достигает всемирного признания, его персональные выставки проходят во многих странах Европы и США. 

     Другим творцом современного искусства стал К.С. Малевич (1878-
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.