На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность и виды инфляции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение
   Инфляция  — одна из наиболее острых проблем  современного развития экономики практически  во всех странах мира. Данная тема заинтересовала меня, потому что для России проблема инфляции актуальна  особенно, так как современной инфляции действительно присущ ряд отличительных особенностей.
   Сам термин «инфляция» буквально означает «вздутие». Так финансирование государственных расходов (в период экстремального развития экономики во время войн, революций) при помощи бумажно-денежной эмиссии с прекращение размена банкнот приводило к «вздутию» денежного обращения и обесценению бумажных денег. Понятие инфляция впервые стало употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20-х годов. 1
   Инфляция  является сложным социально-экономическим  явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.  
    Объектом изучения является система денежного обращения, а предметом, изучение инфляционных процессов и их особенности в РФ.

   Цель  курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность и виды инфляции, а также причины ее возникновения. 
 
Задачи, поставленные мною при написании курсовой работы: 
1. Изучить и проанализировать особенности инфляции; 
2. Определить социально-экономические последствия инфляции; 
3. Ознакомиться с антиинфляционной политикой государства; 
4. Рассмотреть проблемы прямого таргетирования инфляции.  
Методы научного познания, используемые при  написании курсовой работы: 
1.Сравнительны метод; 
2. Аналитический метод. 
В заключении подведены основные итоги работы и сделаны выводы по ключевым вопросам данной темы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Часть 1. Сущность и причины  инфляции, формы ее проявления.
                                                                                         
      Инфляция ее причины, возникновения и последствия.
   Инфляция  представляет собой обесценение  денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг. Она ведет к перераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством и населением и субъектами хозяйствования.
   Инфляция, как правило, измеряется ростом цен, но не всякое повышение цен связано  с инфляцией. Повышение товарных цен может происходить и в  условиях обращения золотой валюты, и в период оживления и подъема  экономики, когда наряду с ростом цен растут и доходы.2 Общий рост цен, связанный с появлением более современных или новых товаров, вызванный изменением их стоимости и потребительской стоимости, может не иметь социально-экономических последствий.
   При инфляции неравномерно возрастают цены на различные группы товаров, в результате меняется структура цен и национальный доход перераспределяется не только между сферами воспроизводства и отраслями народного хозяйства, но и между группами населения.
   В процессе инфляции при появлении  на рынке дополнительных денежных ресурсов цены на товары повышаются по-разному и с разной скоростью. Раньше всех при образовании лишних денег увеличиваются цены на товары первой необходимости, затем - на товары длительного пользования и особенно недвижимость. В условиях инфляции не обязательно повышаются все цены. Даже в периоды быстрого роста инфляции одни цены могут оставаться стабильными, другие — снижаться.
   С теоретической точки зрения инфляция — это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. В своей теории последователи Д. Кейнса объясняют наступление инфляции чрезмерным спросам при полной занятости, а неоклассики, наоборот, ростом издержек производства, т.е. предложения. Таким образом выделяются две альтернативные концепции: инфляция спроса и инфляция издержек.3
   Инфляция  издержек означает рост цен вследствие увеличения издержек производства. Источником роста издержек является государства, профсоюзы и фирмы. Например, в условиях роста цен профсоюзы требуют повышение заработной платы, которая составляет существенную долю издержек. Рост заработной платы влечет за собой рост цен, а рост цен — повышение заплаты и т.д. Появляется спираль «цены - зарплата». Исходной точкой спирали могут быть олигополистическая практика ценообразования, экономическая и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действие профсоюзов.
   Теперь  рассмотрим нарушение равновесия между  спросом и предложением со стороны  спроса. Основными причинами здесь могут быть расширение государственных заказов (военных и социальных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной и почти 100% загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы) в результате согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В такой ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут отреагировать на увеличившийся спрос ростом предложения товаров, и это выражается в росте общего уровня цен.
   Причины инфляции:                                                                Несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования «печатного станка», это приводит к росту массы денег в обращении.
    Инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики (увеличение военного сектора в общей структуре национального хозяйства отдельных государств в ущерб другим отраслям). Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.
    Общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в ХХ веке. Современный рынок — это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают «гонку цен», они заинтересованы в ее поддержании и усилении.
    С ростом «открытости» экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивается опасность «импортируемой» инфляции через рост цен на импортное сырье, через потоки спекулятивных капиталов и т. д.
    Инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате инфляционных ожиданий. Инфляция может воспроизводиться и из-за политической нестабильности.
    Общее повышение товарных цен и понижение курса национальной валюты. В то же время в условиях планово-распределительной системы в наибольшей степени инфляция выражается в дефицитности экономики, снижении качества товаров и значительно меньше - в уровне повышения цен. Цен, которые, с одной стороны, ориентированы на фактические издержки, складывающиеся в производстве; с другой — на полное игнорирование спроса (розничные цены), в итоге тормозило развитие производства, совершенствование его технического уровня и порождало товарный дефицит.
   Множество причин инфляции отмечается практически  во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий. Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.
   Социально-экономические  последствия инфляции выражаются в:
   • перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;
   • обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;
   • постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;
   • неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;
   • искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;
   • закреплении стагнации (состояние экономики, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода, стагнация сопровождается увеличением численности безработных, снижением заработной платы и уровня жизни населения), снижении экономической активности, росте безработицы;
   • сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;
   • обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;
   • возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;
   • активном развитии теневой экономики, в ее “уходе” от налогообложения;
   • снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;
   • социальном расслоении общества и в итоге обострении социальных противоречий.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
      Виды и типы инфляции.
   С точки зрения темпов инфляции выделяют три основных ее типа: ползучая, галопирующая, гиперинфляция.
    Ползучая инфляция характеризуется небольшими (10-20 процентов в год) темпами обесценения денег при ее застойности и постоянном воспроизведении. Экономическая теория, в частности, современное кейнсианство, рассматривает такую инфляцию как благо для экономического развития, а государство — как субъект проведения эффективной экономической политики. Такая инфляция позволяет корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.
    Для галопирующей инфляции характерен рост цен от 20 до 200 процентов в год. Она отражает нестабильность экономической обстановки, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой темп роста цен.
    Гиперинфляция представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен (свыше 1000 процентов в год). В таких условиях наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества, бартерные сделки, используются талоны, купоны, нормы распределения, а так же наблюдается бегство населения от денег.5
   Существует  такое понятие — стагфляция, которое  сопровождается процессами обесценения  денег при падении производства и росте безработицы.
   В зависимости от роста цен по разным товарным группам можно выделить два вида инфляции: сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию.
    При сбалансированной инфляции рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту цен возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами.
    Несбалансированная инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары.
   Следует также отличать ожидаемую инфляцию от неожидаемой.
    Ожидаемую инфляцию можно прогнозировать на какой-либо период, или «планируется» правительством страны.
    Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения.
   В зависимости от того, какие формы  принимает неравновесие спроса и  предложения, различают открытый и  подавленный типы инфляции.
    Открытая инфляция характерна для экономики со свободным ценообразованием, и представляет собой хронический рост цен на товары и услуги. Каковы ее механизмы? Механизм адаптивных инфляционных ожиданий, который основан на деформации психологии потребителей. Наблюдая рост цен, потребители стараются предугадать, насколько подорожают товары, и наращивают текущий спрос в ущерб сбережениям, а это, в свою очередь, сокращает объем кредитных ресурсов, что препятствует росту капиталовложений, производства и предложения.
    Подавленная инфляция, которую иногда называют скрытой, характерна для экономики с регулируемыми ценами (и, возможно, заработной платой), и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок. Подавленная инфляция возникает вследствие поддержания государством товарных цен ниже цен равновесия спроса и предложения, при котором деньги перестают быть всеобщим покупательным средством и мерой распределения товаров и услуг. Этот вид инфляции очень опасен, т. к. ведет к разрушению рыночного механизма.
   Существуют 2 типа инфляции:
    Инфляция спроса - разновидность инфляции, возникающая при избыточном по отношению к предложению спросе.
   Этот  вид инфляции проявляется в экономической  ситуации, когда совокупные денежные доходы населения и предприятий  растут быстрее, чем происходит рост реального объема товаров и услуг. Как правило, инфляция спроса возникает в условиях полной занятости и полной загруженности мощностей, когда производство не в состоянии отреагировать на избыток денежных средств в обращении необходимым увеличением объемов выпускаемой продукции и услуг. Возникающий избыток спроса, таким образом, приводит к завышению цен на производимую продукцию. При этом не имеет значения, за счет чего увеличивается спрос - за счет увеличения расходов государства (госзаказы) или за счет повышения спроса в предпринимательской среде (расширение инвестиционных вложений).
    Инфляция издержек - один из видов инфляции, проявляющийся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а также цены на выпускаемую продукцию.
   Причинами роста цен на ресурсы являются, как правило, изменение мировых  цен на ресурсы и снижение курса  отечественной валюты. Это отражается в росте цен на конкретные виды продукции (например энергоносители, импортируемые сырье и товары). В свою очередь, рост издержек на конкретный товар влияет на изменение цен на другие товары, т. к. для приобретения подорожавших товаров необходимо поднять цену на свой товар.
   Причины возникновения инфляции издержек в  различных странах зависят в  значительной степени от фазы экономического развития, места, занимаемого страной  на мировом рынке, и условий производства в конкретной стране. В странах  с развитой рыночной экономикой развитие инфляции издержек ограничено высоким  уровнем конкурентоспособности  производителей и стабильностью  курса национальной валюты.6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Особенности инфляции в России.
   В каждой стране инфляционный процесс  имеет специфику, связанную с  совокупностью причин и факторов его вызывающих.
   Современную инфляцию в России нельзя рассматривать  без учета специфичности планово-распределительной  системы хозяйствования, без учета политических и экономических процессов, произошедших за последние годы.
   Важным  фактором инфляционных процессов в  стране выступала планово-распределительная система хозяйствования. Она способствовала затратному механизму хозяйствования и нарушению материальной и денежной сбалансированности в народном хозяйстве, что вызывалось диспропорциями во всех сферах экономики, но прежде всего в:
   • распределении национального продукта на фонд накопления и фонд потребления и на базе этого проведение активной инвестиционной политики;
   • производстве средств производства и товаров народного потребления;
   • системе государственного ценообразования;
   • доходах и расходах государственного бюджета (дефицит);
   • кредитных и финансовых ресурсах.
   Зарождавшиеся инфляционные процессы в нашей стране были обусловлены диспропорциями в  сложившейся структуре народного  хозяйства, в которой предпочтение отдавалось производству средств производства и вооружений при крайне недостаточном уровне промышленного производства потребительских товаров и услуг, слабом развитии сельского хозяйства при огромных и неэффективных инвестициях в него7.
   Условия для разбалансированности народнохозяйственных пропорций создавала на протяжении последних десятилетий повышенная инвестиционная активность. Народное хозяйство не в состоянии было осваивать наращиваемые объемы капитальных вложений, поскольку не учитывались ресурсные возможности страны, что оборачивалось удорожанием стоимости строительства, растягиванием сроков и ростом незавершенного строительства, достигавшим 2/3 суммы инвестиции.
   Планово-распределительная  система создавала затратный  механизм хозяйствования и разбалансирования товарно-денежных отношении.
   Использование отдельных рыночных элементов в  управлении экономическими процессами в нашей стране было предусмотрено еще хозяйственной реформой 1964 г. Однако в результате сохранения жесткой централизации планирования управления, детальной регламентации деятельности всех хозяйственных звеньев реформа, разладив старый механизм хозяйствования, не создала новый и привела к обострению противоречий в экономике, способствовала углублению товарно-денежной несбалансированности в народном хозяйстве.
   Провозглашенная самостоятельность предприятий, введение полного хозрасчета не сочетались с  административной системой управления производством - диктатом министерств и ведомств. Приоритет ведомственных интересов над общественными, жесткий план и фондирование основной массы материальных ресурсов, невозможность распоряжаться изготовленной продукцией и заработанными средствами сдерживали инициативу предприятий и объединений, снижали стимулы эффективного хозяйствования.
   В основу хозяйствования был поставлен  план, по выполнению которого оценивалась  работа предприятий, объединений, министерств и ведомств. Несмотря на фондирование материальных ценностей, плановые задания не всегда подкреплялись соответствующим обеспечением материальных и трудовых ресурсов, а в строительстве - и строительными механизмами. Это позволяло направлять усилия многих коллективов предприятий не столько на выполнение плана, сколько на его корректирование. У большинства предприятий планы производства в течение года неоднократно пересматривались и, как правило, в сторону снижения. При этом фонды оплаты труда либо оставались неизменными, либо увеличивались.
   С учетом уровня выполнения плана, который  не всегда отражал реальный вклад коллектива предприятия или организации в экономику, формировались фонды экономического стимулирования. Несовершенство механизма формирования фондов экономического стимулирования приводило к тому, что они росли быстрее фондообразующих показателей: прибыли, реализации, производительности труда. Заниженность плановых задании, нередко их подгонка под фактически выполненный уровень давали возможность значительно завышать вознаграждения и выплачивать незаработанные средства.
   Стремление  выполнить план любой ценой, не считаясь с затратами, приводило к снижению эффективности общественного производства, расточительному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, разбалансированности материальных и стоимостных пропорций. При этом не сыграло должной роли повышение значимости таких показателей, как прибыль и реализация, заинтересованности в них как фондообразующих показателей и на базе этого снижение себестоимости выпускаемой продукции. Рост затрат компенсировался во многих случаях ростом оптовых цен.
   Широко распространились многопрофильные, неспециализированные производства, продукция которых не отличалась высоким качеством, но требовала огромных затрат. Не учитывалась экономическая целесообразность создания собственных строительных организаций, производства инструментов, оснастки, создание агроцехов, цехов ширпотреба и т. д.
   В строительстве капитальные вложения распыляются по многочисленным стройкам и объектам, не обеспечивается сопряженность в обеспечении строек трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами и в результате повсеместно не соблюдаются сроки строительства, а его сметная стоимость возрастает в несколько раз. Огромные капитальные вложения в “проекты века” затрудняли балансирование государственного бюджета (который стал дефицитным), нарушали пропорции денежного оборота. Нарастает дефицитность экономики.
   В стране все годы существовал острейший  дефицит сырья, материалов, оборудования, производственных мощностей, хотя страна производила больше всех в мире металла, топлива, электроэнергии, хлопка и т. д.
   Материально-финансовая несбалансированность приводила к  тому, что в стране был создан огромный парк бездействующих мощностей, производимые и закупаемые за рубежом станки и оборудование не устанавливаются в цехах по десять-пятнадцать лет из-за несоблюдения сроков строительства, в результате отсутствия материалов, механизмов, рабочих рук. Однако строительство и ввод новых мощностей продолжались, при этом не учитывалась их сопряженность со смежными отраслями. В результате металлургия отставала от машиностроения, сельское хозяйство от перерабатывающих отраслей, дорожного строительства, хранилищ, животноводство - от кормовой базы и т. д.
   Все это приводило к огромным материальным и денежным потерям, разбалансированности экономики, к росту дефицита одних  товаров при перепроизводстве других, к разбалансированности денежной и товарной массы. Таким образом, создавался затратный механизм хозяйствования, усугубляемый системой плановых заданий, которые выполнялись в ряде случаев независимо от значительных затрат.
   В стране создавался избыточный платежеспособный спрос как у населения, так и у государственных предприятий. Предприятия, создав за счет прибыли различные фонды экономического стимулирования, не могли зачастую их использовать из-за отсутствия материалов, оборудования, новых технологических линий и т. д.
   Неудовлетворенный платежеспособный спрос населения  и хозяйственных организаций, с одной стороны, отрицательно влиял на денежный оборот и денежное обращение; с другой - создавал значительные ресурсы для роста кредитных вложений и финансирования государственного бюджета, что, в свою очередь, способствовало расширению масштабов затратного механизма хозяйствования.
   Важным  фактором инфляционных тенденции в стране выступала - государственная система ценообразования. Поддержание многих цен на искусственно стабильном или низком уровне в отрыве от происходивших изменении в производстве, спросе и предложении приводило к их деформации, неравновесному уровню по соотношению стоимости отдельных товаров и услуг. Кроме того, директивное установление цен не позволяло избыточной денежной массе в активной форме воздействовать на динамику цен. В условиях дефицитности товаров государственное регулирование цен не способствовало устранению структурных диспропорций в производстве, потреблении и еще больше усиливало избыточный платежеспособный спрос.
   Инфляционные  процессы в 70 - 80-х гг. набирали силу как в сфере денежного обращения, так и в сфере безналичного платежного оборота. Это проявлялось в стремлении завышать оптовые и розничные цены, либо в постепенном исчезновении товаров, цены на которые оставались стабильными. Уже в этот период наблюдаются крупные диспропорции между оптовыми, розничными и закупочными ценами, которые не отражали общественно-необходимые затраты труда и качество изделий, их потребительские свойства, не учитывали соотношения спроса и предложения и значительно отличались от мирового уровня.
   Регулярно пересматривая оптовые, закупочные цены, государство оставляло неизменными низкие розничные цены. Это требовало широкого использования дотаций государственного бюджета и порождало ситуацию, когда увеличение выпуска сельскохозяйственной продукции, добычи сырьевых ресурсов увеличивало убытки государства. При этом надбавки к закупочным ценам распределялись по отдельным регионам страны не с учетом эффективности производства той или иной сельскохозяйственной продукции, а с учетом затрат. Чем выше себестоимость выпускаемой продукции, тем в большем размере компенсировались затраты государства. Такая практика порождала иждивенческие настроения и незаинтересованность в эффективном хозяйствовании.
   Недостаточно  обоснованная дифференциация цен способствовала возникновению дефицитности одних товаров и оседания Других в торговле и промышленности. Все это приводило к спекуляции, развитию натурального обмена либо затовариванию. У производителей продукции не было стимулов повышать ее качество, снижать себестоимость. В эти годы осуществлялась огромная ежегодная уценка и списание товаров в торговле (составляющая 1,5—2 млрд. руб.).
   Большую роль в разбалансированности хозяйства  сыграло проведение либерализации хозяйственных отношений во всех отраслях экономики, включая банковскую и финансовую сферы, внешнеэкономическую деятельность, валютные отношения, без создания надлежащих правовых основ и без учета большой внутренней и внешней задолженности государства.
   Расширение  самостоятельности предприятий, переход  на практику договорных цен и изменение  порядка расходования прибыли, которая  в значительной своей доле оставалась в распоряжении хозяйств, затем принятие закона о кооперации (которая быстро освоила технику обналичивания безналичных средств) привели к резкому увеличению в 1990 г. налично-денежной массы, значительно превышающей товарное предложение.
   В дальнейшем, когда предприятиям была предоставлена свобода в выборе ассортимента выпускаемой продукции, порядка ее сбыта, а позже в выходе на внешний рынок, товарный дефицит стал тотальным.
   Особое  место в развитии инфляции занимает дефицит государственного бюджета. Радикальная экономическая реформа, начатая в 1985 г., предусматривала ускоренное развитие производства на базе масштабных увеличении капитальных вложений в машиностроение, за счет которого предполагалось обновить основные фонды и повысить эффективность хозяйствования. Для этих целей активно использовался бюджет, дефицит которого из года в год нарастал: с 47,8 млрд. руб. в 1986 г. до 150,0 млрд. руб. в 1991 г.
   Дефицитность  экономики в определенной степени  балансировалась огромными импортными поставками, которые стали возможны за счет интенсивной добычи и экспорта нефти, резком увеличении цен на нее на мировом рынке. В то же время отсталая структура экспорта сделала внешнюю торговлю уязвимой для колебаний цен на нефть. Их падение повлекло за собой огромные потери для государственного бюджета.
   Сокращение  доходов государства было связано  не только со снижением поступлений от экспорта энергоносителей, сокращением импорта товаров народного потребления, с проведением антиалкогольной политики. В то же время резко увеличивались непредвиденные расходы по ведению афганской войны, затраты, связанные с ликвидацией последствий аварий в Чернобыле, Спитаке. Одновременно государство расширяло круг социальных льгот, включая повышение заработной платы, максимальных размеров пенсий и т. д.
   Нарастание  дефицита бюджета требовало применения финансовой политики, которая не была осуществлена. В то же время с 1 января 1991 г. более чем на 50 % повышаются оптовые цены промышленности при сохранении фиксированных розничных цен, что означало увеличение дотации из государственного бюджета, повышение его дефицитности и увеличение денежной массы в обращении.
   Повышение в апреле розничных цен в среднем  на 55 % снизило на 1/3 “денежный навес”.
   Отрицательную роль в стабилизационных мероприятиях союзного правительства сыграл ЦБ РФ, проводивший политику денежно-кредитной экспансии, увеличивающий почти в 2 раза выдачу наличных денег, бюджетных кредитов российском правительству. В результате в 2 раза увеличивается денежная масса и количество наличных денег. С этого момента государство фактически потеряло контроль за денежным оборотом и эмиссией денег.8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Часть 2. Основные направления антиинфляционной политики государства. 
                 
      Антиинфляционная политика.
   Природа инфляции в России и причины, ее усугубляющие, не характерны для стран с рыночной экономикой. Здесь переплелись экономические и политические факторы, денежные и воспроизводственные. На путь рыночных преобразований страна вступила со специфической инфляцией планово-распределительной системы, на которую стали давить мощные факторы инфляции издержек. На фоне глобального товарного дефицита происходят: огромный отток материальных и валютных ресурсов России в ближнее и дальнее зарубежье, вытеснение импортом отечественного производства, масштабный разрыв хозяйственных связей из-за распада СССР, ослабление внутрироссийского экономического сотрудничества и катастрофический спад производства, разрушение сверхмонополизированного производства без создания рыночной инфраструктуры и конкуренции, искусственное административное сдерживание инфляции и нарастающие неплатежи во всех экономических структурах и т. д.9
   Уникальный  характер российской инфляции требует  использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным реальным условиям российской экономики. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношении, возможность использования рыночных регуляторов с государственным регулированием.
   Поскольку рыночные отношения в России только формируются, еще не создана в полной мере законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, необходимо прежде всего определиться с целями и границами реформ, проводимых в стране с учетом социально-экономических последствий. В связи с этим финансовая стратегия государства должна быть направлена на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста в условиях рыночных отношений с использованием экономических методов государственного регулирования.
   Цель  антиинфляционной политики государства состоит  в том, чтобы установить контроль над инфляцией  и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционнои денежной политики (политика «дорогих денег») в российских условиях имеют значительно более негативные последствия, чем сама инфляция, так как отбрасывают экономику назад за счет снижения уровня производства, нарастания неплатежей во всех секторах экономики, откладывание выплат по государственному внешнему и внутреннему долгу. Крайне негативные последствия имеет такая политика и для социальной сферы: возрастает безработица, своевременно не выплачиваются заработная плата, пенсии, пособия, резко снижается жизненный уровень населения.
   Важной  задачей в борьбе с инфляцией  является преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада  инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Оздоровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта редукции, в том числе экспорта вооружений, разумная протекционистская политика и политика валютного курса, способствующих решению вопросов конкурентоспособности отечественных товаров, а не спаду производства, как это происходит при установлении “коридора” допустимого изменения валютного курса.
   Большое значение в антиинфляционной политике имеет структурная перестройка  экономики и приспособление ее к  потребностям рынка за счет грамотной  конверсии военно-промышленного  комплекса, демонополизации и регулирования  деятельности существующих монополии, стимулирования конкуренции в производстве, Определении, секторе услуг и т. д.10
   В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги. Необходимо государственное вмешательство в ликвидацию ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
   Как и во многих цивилизованных странах  с рыночной экономикой должна быть создана система ценового соглашения между производителями, профсоюзами и правительством по всей технологической цепочке производства и с учетом реального платежеспособного спроса потребителей.
   При переходе к рынку необходима цивилизованная приватизация на основе учета реальных экономических, технологических и экологических потребностей общества, на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающего соответствующие поступления средств в государственный бюджет. Для достижения эффективности экономики необходимо искать разумное соотношение между всеми формами собственности.
   На  базе этих преобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики, связанной с формированием и развитием единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондового рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т. д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ с учетом взаимных интересов и интересов России.
   Блокировка  финансовых факторов инфляции связана с сокращением дефицита бюджета и отказом от использования на эту цель кредитов Центрального банка РФ. Бюджетный дефицит покрывается за счет выпуска государственных ценных бумаг и внешних заимствований. Однако чрезмерная эмиссия ценных бумаг и высокая стоимость обслуживания государственного долга при отсутствии реального источника его погашения приводит к инфляционным последствиям.
   Особое  внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствование налоговой системы:
   • сокращению количества взимаемых налогов;
   • отказу от использования инфляции как  источника финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;
   • пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые  стимулируют рост цен: отчислений в  пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т. д.;
   • изменению методики налогообложения;
   • ликвидации государственной задолженности  перед отраслями и сферами народного хозяйства;
   • регулированию отношений между  бюджетами Федерации и бюджетами  регионов.
   Поскольку в бюджетных расходах большую  долю составляют расходы по обслуживанию внешнего и внутреннего долгов, для  сдерживания инфляции важно определить пределы внешних заимствований и предоставления российских кредитов иностранным государствам. Пока внешние заимствования России значительно превышают возможности страны по возврату текущих платежей. Необходимо активнее использовать различные формы регулирования обязательств страны и реализации ее долговых активов.11
   Важным  направлением в антиинфляционной политике является дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.
   Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить “бегство” капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Страна нуждается в программе возвращения российских капиталов, ослаблении зависимости страны от иностранных капиталов.
   Необходимо  нейтрализовать внешние факторы  инфляции за счет использования налоговых  пошлин и развития импортозаменяющих производств, а также ограничить долларизацию экономики, которая сейчас по существу служит параллельной валютой.
   Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта: переход с сырьевой ориентации экспорта на технологические  виды продукции, а также отказ  от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.
   Одну  из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, а сокращение объема наличных денег сокращает темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие ЦБ РФ на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.
   Необходимо  прямое управление кредитной эмиссией, используемой на восстановление хозяйственных связей, подъем производства. Для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков, как это используется в мировой практике (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов в ЦБ РФ).
   Отказ от использования кредитов ЦБ РФ для  финансирования дефицита федерального бюджета и сокращение льготных централизованных кредитов коммерческим банкам служат одним из существенных факторов борьбы с инфляцией. Централизованные ресурсы ЦБ РФ распределяются через кредитные аукционы, в практику вводятся новые рыночные инструменты рефинансирования коммерческих банков, которых пока еще не достаточно.12
   В настоящее время Центральный  банк РФ расширяет свои операции на рынке ценных бумаг с целью привлечения средств для неэмиссионного финансирования дефицита государственного бюджета, что является ключевым положением для антиинфляционной политики. Он продолжает проводить курс на постепенное повышение срочности государственных долговых обязательств. Вместе с тем отсутствие надлежащего государственного регулирования рынка ценных бумаг ведет к тому, что аккумулируемые этим рынком средства не инвестируются в производство, а используются на спекулятивные операции.
   Большое значение для борьбы с инфляцией  имеет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране.
   Успешное  осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
      Антиинфляционное  регулирование.
   Составляющие  антиинфляционной стратегии:
   Гашение антиинфляционных ожиданий. Правительство должно ставить перед собой определенные антиинфляционные задачи, информировать об этом население, и добиваться их выполнения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.