На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию 
Всероссийский заочный финансово – экономический  институт 
 
 
 

Кафедра статистики 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА
по  дисциплине «Статистика»
на тему
«Статистический анализ эффективности
экономической конъюнктуры»
Вариант № 8 
 
 
 

                                                      Исполнитель:*********                                                      Специальность:  Ф и К
                                                                 № зачет. книжки:07ФФД10065
                                                                       Руководитель: Голикова А.В.
                                                                                    Группа 357 
 
 
 
 
 

2009 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
    СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ …………………………...................4
1.1 Понятие экономической конъюнктуры ……………………………………4
1.2 Показатели эффективности экономической конъюнктуры……………….5
1.3 Применение  индексного метода для статистической  оценки влияния различных  факторов на результативный показатель объема производства товаров и услуг и их динамику………………………………………………..8
1.4 Анализ экономической конъюнктуры…………………………...................13
1.5 Данные экономической конъюнктуры за 2007-2008  год…… ………....18
    РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….25
    Задание 1…………………………………………………………………..25
          Задание 2…………………………………………………………………..35
    Задание 3………………………………………………………………….43
    Задание 4………………………………………………………………….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………. …………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….50 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

введение
    Под экономической конъюнктурой подразумевают  внешние объективно складывающиеся условия, влияющие на результаты деятельности хозяйствующих субъектов. Чем крупнее  хозяйствующий субъект, чем интенсивнее меняются условия реализации и чем острее становится проблема рынков сбыта и источников сырья, тем больше значение для предпринимательской деятельности приобретает адекватная оценка перспектив развития экономической конъюнктуры.
    Начало  систематическим исследованиям экономической конъюнктуры было положено в первые десятилетия XX в., когда в условиях интенсификации экономического роста в передовых странах стал предъявляться спрос на прогнозы развития рынков. Заказчиками прогнозов были хозяйственные монополистические и олигополистические структуры, сформировавшиеся на волне концентрации и централизации производства и капитала. В эти же годы зарождается концепция маркетинга как свода правил управления крупными предприятиями. Главной заповедью в этом кодексе управления было требование начинать процесс принятия решений с изучения рынков.
    В настоящее время весьма важно  регулярно отслеживать конъюнктурные  изменения на рынках наиболее массовых продуктов, составляющих основу аграрного  экономики страны.
    Цель  курсовой работы – рассмотреть методику статистического анализа эффективности экономической конъюнктуры. Для достижения этого необходимо решить следующий ряд задач: дать понятие экономической конъюнктуры, определение ее эффективности и показателей ее измеряющих.
    В первой части рассмотрены теоретические аспекты статистики эффективности экономической конъюнктуры, во второй применены рассмотренные теоретические знания при решении задач.  

1 статистический анализ эффективности экономической конъюктуры

    1.1 Понятие экономической конъюнктуры

    Экономическая конъюнктура — состояние экономики, уровень экономической активности, характеризуемые движением цен, процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также  динамикой производства и потребления.
    Эффективность - результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата к затратам, обусловившим его получение.
       Эффективность экономической конъюнктуры относится  к числу ключевых категорий рыночной экономики. Задача повышения эффективности экономической деятельности в условиях рыночной экономики стоит перед каждым предприятием и организацией. Растущая конкуренция со  стороны отечественных и зарубежных производителей предопределяет необходимость повышения эффективности производства как основного фактора успешного функционирования экономики. Ограниченность природных ресурсов и связанное с этим удорожание затрат на производство материальных благ и услуг также является фактором, стимулирующим рост эффективности производства. Необходимым условием эффективности производства является реализация произведенных благ и услуг. В свою очередь успешная реализация имеет место в том случае, если издержки производства и продажи продуктов и услуг, будут ниже, чем у конкурентов.
         Эффективность функционирования предприятий и организаций таким образом можно оценивать исходя из системы показателей, характеризующих  эффективность примененных ресурсов и системы показателей, характеризующих эффективность текущих затрат на производство. Каждая из таких систем показателей должна включать частные показатели, характеризующие эффективность применения и потребления отдельных видов ресурсов,  и  текущих затрат, а также  сводные (обобщающие) показатели, характеризующие эффективность применения или потребления всех ресурсов (факторов производства) в целом.
    1.2 Показатели эффективности  экономической конъюнктуры
    Показатели эффективности экономической конъюнктуры должны давать всестороннюю оценку использования всех ресурсов предприятия и содержать все общеэкономические показатели. К ним относятся:
      Показатели эффективности использования труда.
      Показатели эффективности использования основных фондов, оборотных средств
      Показатели рентабельности  продукции и производства
      Показатели эффективности капиталовложений.
      Показатели эффективности использования  труда.
    Производительность  труда будучи сложной экономической категорией измеряется несколькими показателями, находящимися между собой в определенных отношениях и соотношениях. Среди этих показателей первостепенную роль играют соотношение показателей объема, величин полученных благ от применения соответствующего количества труда. Это соотношение может быть выражено в виде прямых соотношений q (произведенная продукция) к Т (затраты времени в часах, днях и т.п.) и обратных отношений Т : q. Таким образом, существует система взаимообусловленных и взаимообратных показателей: выработка продукции в единицу времени w = q : т и трудоемкость изготовления единицы продукции t = Т : q.
    Динамика  производительности труда по этому  методу определяется индексом, имеющим следующий вид:
    

      Показатели  эффективности использования  основных фондов, оборотных средств:
    Фондоотдача - наиболее распространенный показатель экономической эффективности основных фондов, обобщенно характеризуют  уровень их использования. При расчете фондоотдачи (h) товарная продукция (валовая) сопоставимых оптовых ценах предприятия делится величину средней балансовой стоимости основных фондов (Фос), т.е. по формуле
    h = Q : Фос
    Фондоотдача характеризует использование основных фондов как материальных ресурсов производства. Уровень фондоотдачи находится в зависимости не только от степени использования основных фондов в час или смену, но также от числа смен работы в день и от продолжительности отчетного периода. При трехсменной работе объем продукции за день на единицу стоимости основных фондов будет больше, чем при односменной работе.
    Наряду  с фондоотдачей в статистике вычисляют  обратную ее величину, которую обычно называют фондоемкостью.
    Рассчитывается  фондоемкость по балансовой стоимости производственных основных фондов, либо в среднегодовом исчислении, либо по состоянию на конец соответствующего года.
    Уровень фондовооруженности работников определяется как отношение стоимости промышленно-производственных основных фондов к числу работников, применяющих эти основные фонды в производстве. Вооруженность основными фондами на одного работавшего или на одного рабочего определяется на определенную дату через деление стоимости основных фондов на число рабочих или число работающих. Основные фонды целесообразно брать по статистическим данным отражающим полную восстановительную стоимость.
    К числу показателей эффективности использования оборотных средств относятся скорость и скорость оборота оборотных. Скорость оборота оборотных средств выражается числом оборотов, которые совершили эти средства за данный отчетный период. Число оборотов определяется как частное от деления общей суммы оборота на средние запасы.
      Обобщенные показатели эффективности производства:
    Рентабельность  является относительным показателем, который характеризует относительную доходность (прибыльность) какого-либо вида деятельности и выражается в процентах к текущим затратам на производство или к затратам капитала.
    Общая рентабельность R определяется как отношение общей суммы балансовой прибыли Прб к средней стоимости основных производственных фондов, нематериальных активов и материальных оборотных средств Ф:
    

    С точки зрения экономического содержания показатель общей рентабельности характеризует величину прибыли в расчете на 100 руб., вложенных в основные производственные фонды, материальные оборотные средства, нематериальные активы. Предприятие считается рентабельным, если R > 1.
    Показатель рентабельности реализованной продукции Rпр характеризует эффективность текущих затрат и определяется как отношение прибыли реализованной продукции (Прпр ) к затратам на ее производство Z (полной себестоимости или издержкам обращения в торговых организациях):
    

    Показатель рентабельности капитала Ок характеризует деловую активность предприятия (организации) в финансовой деятельности и измеряется с помощью показателя общей оборачиваемости (возврата) капитала, т.е. определяется как отношение выручки от реализации продукции В к капиталу предприятия К (основной капитал, материальные оборотные средства, нематериальные активы, фонды обращения):
    

    В условиях рыночных отношений важное значение приобретает статистический анализ финансовой устойчивости предприятия (фирмы), под которой понимается способность хозяйствующего субъекта вовремя возмещать из собственных средств затраты и расплачиваться по своим обязательствам.
      Показатели эффективности капиталовложений.
       К показателям эффективности капитальных  вложений относятся  два показателя:
      абсолютная эффективность капитальных вложений (отношение прироста  прибыли за счет инноваций к капитальным вложениям);
      срок окупаемости капитальных  вложений (отношение объема капитальных вложений  к чистой годовой прибыли за вычетом налогов, но с учетом амортизации).

    1.3 Применение индексного метода для статистической оценки влияния различных  факторов на результативный показатель объема производства товаров и услуг и их динамику.

 
       Необходимость повышения эффективности производства как основного фактора успешного  функционирования  экономики предопределяется растущей конкуренцией со стороны отечественных и зарубежных производителей, ограниченностью природных ресурсов и приобретает особо важное значение в условиях рыночной экономики.
       Характеризуется  экономическая эффективность общественного  производства    соотношением результатов экономической деятельности с затратами факторов производства, связанных с достижением этих результатов. Результатом производственной деятельности на уровне отдельного предприятия служат валовой выпуск, валовая добавленная стоимость.
       Наиболее  общим показателем повышения  эффективности и интенсификации общественного производства является рост производительности общественного  труда, увеличение доли прироста объема продукции, полученной за счет фактора, в общем его приросте. Исходя из  этого, особой задачей статистики является определение влияния отдельных  факторов на рост объема произведенной продукции.
       Использование индексного факторного анализа позволяет  дать статистическую оценку влияния  различных факторов на динамику объема произведенной продукции.
       Объем продукции является результативным показателем, зависящим от затрат рабочего времени ( чел-часы, средняя списочная  численность работников или численность  занятых в экономике) и общественной производительности труда:
                       (1)
       Т – затраты рабочего времени;
       W – общественная производительность труда.
       В этом соотношении (двухфакторной мультипликативной  модели) затраты рабочего времени  являются экстенсивным фактором, а  производительность труда – интенсивным фактором.
       Динамика  объема продукции определяется изменением этих факторов. Влияние всех прочих факторов (изменение фондоемкости продукции, улучшение организации производства, сокращение потерь рабочего времени  и т.п.) в конечном счете отражается на изменении либо затрат труда, либо производительности труда.
       Изменение объема продукции от изменения указанных  факторов можно исчислить так:
       - в относительных величинах
        ;                                    (2)
       в абсолютных величинах:
                ,       (3)
       Рассчитывают абсолютные приросты объема продукции по следующим формулам:
      за счет изменения численности работников:
                     (4)
      за счет изменения производительности труда:
                    (5)
      за счет изменения двух факторов вместе:
                 .   (6)
       Доля  каждого фактора в общем изменении  объема продукции может быть исчислена  следующим образом
       - доля прироста продукции за  счет изменения затрат труда  (dT)
                  ;    (7)
       доля  прироста продукции за счет изменения  производительности труда (dW)
          (8)
       dT + dW = 1
       Объем продукции может быть представлен  также трехфакторной мультипликативной  моделью, так  как фондовооруженность (ФВ) и фондоотдача (ФО) являются факторами роста производительности труда
                    .     (9)
       Эта трехфакторная мультипликативная  модель имеет вид:
                    .     (10) 
       Количественную  оценку изменения объема продукции  под влиянием этих трех факторов можно  дать так:
       -  в относительных величинах
                  ,   (11)
       где  , - фондовооруженность в базисном и отчетном периодах соответственно;
        , - фондоотдача в базисном и отчетном периодах соответственно.
       - в абсолютных  величинах:
                   где     (12)
         прирост объема продукции  за счет изменения численности  работников, фондовооруженности и  фондоотдачи соответственно.
       Прирост объема продукции за счет изменения  численности работников равен:
                .   (13)
       Прирост объема  продукции за счет изменения  фондовооруженности равен:
                .  (14)
       Прирост объема продукции за счет изменения  фондоотдачи равен:
        .           (15)
       Анализ  можно углубить. До сих пор анализ строился на характеристике использования  всех производственных основных фондов, но в процессе производства продукции  наибольшую роль играет активная их часть. Вычислив фондоотдачу, исходя из активных фондов, получим четырехфакторную мультипликативную модель:
                  .     (16)
         где - фондоотдача;
        - производительность общественного  труда;
        - доля  активной части основных  фондов в общей стоимости основных фондов;
        - фондоотдача активной части  основных фондов в общей стоимости  основных фондов.
       Количественную  оценку изменения объема продукции  под влиянием уже четырех факторов можно будет дать следующим образом.
       -  в относительных величинах
                   (17)
       где -  доля активной части основных фондов в базисном и отчетном периодах соответственно;
        , - фондоотдача в базисном и отчетном периодах соответственно.
       - в абсолютных  величинах:
            (18)   где
         прирост объема продукции  за счет изменения доли активной  части основных фондов и фондоотдачи  соответственно.
       Прирост объема продукции за счет изменения  численности работников равен:
                  (19).
       Прирост объема  продукции за счет изменения  фондовооруженности равен:
            . (20)
       Прирост объема продукции за счет изменения  доли активной части основных фондов равен:
                .          (21)
       Прирост объема продукции за счет изменения  фондоотдачи активной части основных фондов равен:
        (22)
       Более углубленный анализ может показать, например, что использование активной части основных фондов не улучшилось, как это  может быть видно из трехфакторной модели, когда исходили из характеристики использования  производственных основных фондов, а ухудшилось, и, следовательно, нужно предпринимать такие управленческие решения, которые выправили бы положение.
1.4 Анализ экономической конъюнктуры
  Анализ конъюнктуры распределяется по стадиям воспроизводственного процесса. Сначала анализируется развитие производства, затем потребления и в последнюю очередь состояние сферы обмена.
  Характеристика динамики переменных должна сопровождаться интерпретацией причин выявленных особенностей роста, что достигается путем сопоставления динамики данного показателя с динамикой других. Например, замедление роста производства может быть вызвано насыщением рынка и может быть следствием недостатка производственных мощностей. В первом случае может ускориться рост запасов продукции. Далее может последовать снижение цен или замедление их роста. Возможно также уменьшение нормы капиталовложений, сокращение средней продолжительности рабочей недели, увеличение нормы безработицы. Во втором случае реакция выделенных переменных и некоторых других будет противоположной.
  Возможности анализа значительно возрастают за счет построения динамических рядов производных показателей. Они рассчитываются на основе оценки соотношений пар независимых переменных или путем построения моделей анализируемых процессов. Например, изменение соотношения спроса и предложения может анализироваться путем наблюдения за уровнем загрузки производственных мощностей. Соответствующий показатель рассчитывается путем деления выпуска продукции на максимально возможный выпуск за соответствующий период.
  В этом же ряду может быть названо отношение продукции, выпущенной за определенный период, к портфелю заказов на нее на определенную дату или к поступлению заказов за соответствующий период. Данное отношение характеризует обеспеченность предприятий и отраслей заказами на перспективу. Точно так же можно соотнести величину запасов на определенную дату к объему производства или потребления за определенный период. Эмпирически могут быть выявлены пропорции, соответствующие равновесному состоянию, отклонение от которого указывает на изменение соотношения спроса или предложения в ту или иную сторону.
  При анализе состояния процесса воспроизводства на среднесрочную и длительную перспективу важную роль играют показатели эффективности использования производственных ресурсов. Такие показатели представляют собой дроби, в числителе которых находится объем выпуска продукции, а в знаменателе — объем примененного или израсходованного ресурса. Они характеризуют выпуск на единицу соответствующего ресурса. В этом ряду находятся показатели производительности труда, отдачи на вложенный капитал, а также на средства, затраченные на научные исследования и разработки, на другие используемые ресурсы.
  Показатели, где в числителе стоит ресурс, а в знаменателе — объем выпуска, характеризуют затраты ресурса на единицу продукции (емкость продукции в отношении соответствующей переменной). В этом ряду можно назвать показатели трудоемкости, капиталоемкости, материалоемкости, энергоемкости и наукоемкости производства. Возможны варианты при расчете одного и того же показателя. Так, производительность труда может быть рассчитана путем сравнения выпуска продукции с объемом применяемого ресурса, средней численностью персонала, занятого в производстве за соответствующий период. Другой вариант — сравнение с затратами ресурса, выраженными в человеко-часах рабочего времени.
  Закономерности формирования конъюнктуры во многом определяются особенностями экономики производства, которая характеризуется затратами того или иного ресурса на единицу продукции. Так, эластичность предложения по ценам зависит от капиталоемкости производства, от редкости используемого природного ресурса и возможности создавать запасы у поставщиков продукции.
  Для анализа потребления также используются производные показатели и математические модели. В числе производных показателей размер ВВП или дохода на душу населения, норма сбережений, т.е. отношение сберегаемой части дохода к общей его сумме. Динамика потребления зависит от числа потребителей, средних доходов, расходуемой части их (доход за вычетом сберегаемой части) и цен.
  Спрос на товары в отличие от потребления зависит также от возможностей потребителей накапливать и расходовать запасы. При этом коэффициенты эластичности спроса по ценам и доходам зависят от сроков их использования. Имеет значение возможность манипулирования запасами, а также место благ в иерархии потребностей. Высокой эластичностью по ценам и доходам отличаются товары длительного пользования, удовлетворяющие потребности высокого порядка. Низкая эластичность спроса характерна для товаров краткого пользования, удовлетворяющих первоочередные потребности. Эластичность спроса повышается, если потребители имеют возможность создавать у себя запасы продукции.
  От глубины и адекватности проделанного анализа зависит качество исполнения наиболее ответственной части исследования: разработки прогноза развития конъюнктуры и рекомендаций по ее использованию.
  Существуют три метода прогнозирования экономической конъюнктуры: экспертных оценок, экстраполяции, математического моделирования. Число конкретных методик, основанных на этих методах и их комбинациях, может быть бесконечно большим. 
  Метод экспертных оценок1 основывается на всей доступной информации (с учетом ее достоверности и возможных ошибок статистических измерений), на знании исследователем научно установленных закономерностей развития конъюнктуры, на накопленном опыте исследования конъюнктуры. Накопленный опыт позволяет судить о вероятности того или иного сценария развития с учетом эмпирически выявленных пределов возможного влияния случайных событий на траекторию развития.
  Научный прогноз должен в явной форме содержать его обоснование, т.е. ссылки на закономерности, лежащие в его основе, а также перечень допущений, при которых возможна представленная перспектива. Необходимо также обозначить диапазон, в котором могут находиться предполагаемые траектории при различных сценариях развития.
  Основной недостаток экспертных оценок заключается в их субъективизме, Для устранения или во всяком случае для смягчения этого недостатка используются различные приемы. В их числе проведение конъюнктурных совещаний с участием экспертов, взгляды которых могут не совпадать. В этих случаях могут формироваться рабочие группы экспертов для выработки согласованного прогноза.
  Существуют процедуры «мозгового штурма», в рамках которых группы экспертов решают наиболее сложные вопросы, но которым у них нет определенного мнения. Может быть применен и метод анонимного опроса. Его цель состоит в выявлении " возможно большего числа точек зрения, поскольку в открытом обсуждении могут доминировать взгляды экспертов с большим авторитетом и опытом работы.
  Метод экстраполяции основан на выявлении тренда или особенностей траектории движения той или иной переменной и проецировании в будущее выявленной динамики соответствующей переменной вне связи с другими переменными. Любая переменная может проходить во времени различные по скорости траектории поступательного или даже попятного движения. Выявление тренда развития должно основываться на закономерностях циклического развития. Базовый период должен ограничиваться циклически сопоставимыми точками в траектории динамики соответствующей переменной. В противном случае можно получить как завышенные, так и заниженные оценки будущей динамики.
  Обычно метод экстраполяции используется в качестве первого шага при разработке прогноза методом экспертных оценок. Проецирование тренда на длительную перспективу, а также сопоставление проекций различных переменных могут давать заведомо парадоксальные результаты. Это может свидетельствовать о неизбежности перелома в выявленной тенденции одной или нескольких переменных.
  Наиболее строгим методом прогнозирования является математическое моделирование экономических процессов. Модели могут быть простыми, когда динамика зависимой переменной объясняется небольшим числом независимых переменных. Они становятся сложнее, когда число независимых переменных увеличивается и разрастается множество уравнений и тождеств, входящих в состав математического описания процессов.
  Предпочтение отдается простым моделям, достаточно хорошо описывающим наиболее существенные особенности исследуемого процесса. Результаты исследований с помощью таких моделей лучше поддаются интерпретации.
  Простая математическая модель представляет собой уравнение зависимой и независимой переменных (аргументов). Степень влияния независимой переменной (при мультипликативной форме уравнения) или коэффициент ее вклада (при аддитивной связи) представляет ее параметр. Надежность и оптимальность эконометрической оценки параметров модели зависят от величины массива и достоверности статистической информации базового периода. Для нахождения параметров используется метод наименьших квадратов, описание которого можно найти в специальной литературе по эконометрике.
  Методом подбора факторов и оценки параметров можно добиться идеального описания динамики зависимой переменной в рамках базового периода. Это отнюдь не означает, что модель также хорошо будет описывать траекторию данной переменной за пределами базового периода. Экономика представляет собой развивающуюся систему, в которой со временем меняются пропорции и эластичность связей между переменными. Это значит, что величины параметров подвержены изменениям во времени.
  Известные методы и методики прогнозирования в лучшем случае могут способствовать снижению неопределенности в отношении будущего развития экономической конъюнктуры. Надежность прогноза возрастает, когда прогнозы, полученные с использованием различных подходов, близки по своим результатам. Во всяком, случае экспертные оценки стоят в начале построения любых моделей будущего развития. Эксперту также надлежит сводить воедино результаты проектирования будущего, полученные с помощью различных методов и методик. 
 

  1.4 Рассмотрим данные экономической конъюнктуры за 2007-2008 год:
  Основные тенденции:
    неординарное ускорение экономического роста, вызванное быстрым расширением как потребительского, так и инвестиционного спроса;
    качественное усиление зависимости развития российской экономики от ситуации на глобальных финансовых и товарных рынках;
    крайне медленный рост добычи основных полезных ископаемых;
    расширение выпуска в большинстве обрабатывающих производств за счет успешного удержания или укрепления конкурентных позиций; выход в лидеры роста машиностроительных производств;
    ускоренное расширение инвестиций в основной капитал, базирующееся в основном на привлеченных ресурсах, включая займы, иностранные инвестиции, средства бюджетов;
    скачок инфляции, связанный с действием немонетарных факторов - скачком мировых цен на продовольствие, инфляцией издержек на рынках продуктов питания и других;
    некоторое замедление роста доходов населения, несмотря на рекордно высокую динамику заработной платы; риски роста социальной дифференциации вследствие структурных особенностей инфляции;
    продолжение «потребительского бума» при опережающем росте оборота торговли по непродовольственным товарам;
    резкое расширение чистого притока капитала, обусловленное повышением курса рубля и серией мега-сделок;
    отставание динамики денежного предложения от расширения спроса на деньги, ведущее к снижению уровня ликвидности банковской системе;
    резкий рост нагрузок на ликвидность банковской системы как результат усиления колебаний капитальных потоков из-за кризиса на зарубежных финансовых рынках;
    принятие федеральным бюджетом масштабных расходных обязательств, в основном определяемых капитализацией институтов развития.
В 2008 г. прирост ВВП оценивается в 7.0-7.3%, промышленного производства -5.4-5.7%. Динамика реальных доходов населения составит 12.6-12.8%, оборота розничной торговли - 11.5-11.7%, инвестиций в основной капитал - 15.4-15.6%. Экспорт оценивается в 400-405 млрд. долл., импорт - 285-290 млрд. долл. Инфляция (декабрь к декабрю) составит порядка 9.5%.
Факторы экономического роста
  Основой экономического роста стало стремительное расширение всех основных рынков, как потребительских, так и инвестиционных (см. табл. 1.2).
  
  Основой экономического роста по прежнему является рост потребления домашних хозяйств.
  Вклад расходов на конечное потребление домашних хозяйств в экономический рост на две трети больше вклада накопления основного капитала.
  При этом, отмечен примечательный структурный сдвиг. Рост потребления домашних хозяйств усилился по сравнению с прошлым годом незначительно (на фоне значительных общих темпов роста) - с 11.3% в 2006 г. до 13.1%. Однако вдвое (с 2.3% до 4.9%) увеличились темпы роста конечного потребления органов государственного управления.
  Но самый знаменательный результат - стремительное усиление инвестиционного процесса. Рост валового накопления основного капитала составил 20.8% против 17.5% в 2006 г. Норма накопления основного капитала - несмотря на рост потребления и отвлечение ресурсов на формирование Стабилизационного фонда - достигла рекордного уровня 21% ВВП (см. график 1.6). 
 

  
  Следует, однако, отметить, что для надежного перехода к инвестиционно-активному типу роста, базирующемуся на интенсивном обновлении производственного аппарата и повышении на этой базе конкурентоспособности продукции необходимо, чтобы эта доля, по разным оценкам, повысилась до 26-29% ВВП.
  В целом, можно отметить, что динамика экономического роста, с очевидностью, имеет переходный характер.
  Неочевидным - и уникальным - процессом является другое обстоятельство: одновременно происходит два, захлестывающих друг друга процесса.
  С одной стороны, речь идет о практически состоявшемся переходе от классического экспорто-ориентированного роста к росту, основанному на потреблении домохозяйств, лишь косвенно опирающемуся на экспорт (будучи обусловлен притоком в экономику «нефтяных» доходов).
  С другой стороны, самой яркой тенденцией последнего времени является ускоренный рост валового накопления основного капитала (приведший к ускорению роста в инвестиционных отраслях промышленности) - что знаменует собой переход от потребительски- к инвестиционно-ориентированному типу роста.
  Учитывая ограниченный потенциал потребительски-ориентированного роста, можно ожидать, что именно инвестиционно-ориентированная модель станет основной для развития российской экономики на обозримую перспективу2.
  Следует подчеркнуть, что по-прежнему остро стоит вопрос о переходе от экспорто-сырьевой модели роста к развитию, опирающейся на рост конкурентоспособности.
  Проблема — в том, что в нынешних условиях (когда основу экспорта товаров составляет вывоз сырья) возможности наращивания физических объемов экспорта весьма невелики - вследствие ограничений со стороны сырьевой базы, транспортной инфраструктуры, ресурсов, политики крупных компаний и т.д. В целом, рост экспорта товаров в последние годы устойчиво отстает от общей динамики ВВП.
  В то же время, импорт, стимулируемый интенсивным расширением внутренних рынков, растет примерно вдвое быстрее их динамики.
  В итоге, в прошлом году опережающий рост импорта стал одним из важнейших факторов, сдерживавших экономический рост. Из-за него было «потеряно» около 4 проц. пунктов прироста ВВП.
  Причем, самое неприятное, что быстро растет разрыв в темпах роста импорта и экспорта (см. графики 1.7-1.9) - и соответствующие потери в темпах роста тоже. Так, если бы в прошлом году импорт увеличился на столько же, что и в 2006 г. (30-35 вместо 60 млрд. долл.), то прирост ВВП составил бы около 11%. 
 
 
 
 

  
    

  
  Надо отметить, что опережающий рост импорта над экспортом уже привел к знаменательному факту: несмотря на быстрый рост мировых цен на энергоносители и металлы сальдо торгового баланса - впервые за последние несколько лет - уменьшилось (см. график 1.10).
   3
  Пока, при высоких ценах на экспортируемые товары, данная ситуация не ведет ни к каким реальным макроэкономическим последствиям. Проблема, однако, состоит в том, что в среднесрочной перспективе нет никаких признаков перелома ситуации - даже если не ухудшится внешнеэкономическая конъюнктура. А значит, сальдо торгового баланса будет устойчиво снижаться вплоть до отрицательных значений. Это, в свою очередь, приведет к абсолютному снижению золотовалютных резервов. В свою очередь, это потребует коренного изменения экономической политики.

2 Расчетная часть

    Задание 1

    Имеется следующие данные по предприятиям (выборка 10% механическая), тыс.руб.:
Таблица 1 - Статистическая информация по предприятиям, млн.руб.
№ пред-ия Выручка от продажи  продукции Чистая прибыль № пред-ия Выручка от продажи  продукции Чистая прибыль
1 28,8 3,4 16 42,6 6,8
2 50,0 10,5 17 52,5 9,3
3 17,0 1,6 18 43,0 7,3
4 24,4 2,8 19 35,3 5,4
5 42,0 8,1 20 38,1 3,0
6 33,1 5,3 21 28,2 3,7
7 39,5 4,6 22 46,1 8,7
8 34,2 5,3 23 39,2 3,4
9 77,0 21,4 24 39,7 7,2
10 57,3 13,2 25 28,8 3,3
11 55,1 11,4 26 37,6 5,0
12 53,4 10,2 27 54,1 15,7
13 33,8 5,5 28 56,8 10,5
14 46,5 7,4 29 65,7 18,6
15 38,9 4,3 30 24,4 2,0
 
    1. Постройте статистический ряд  распределения предприятий по  признаку выручка от продажи продукции и чистая прибыль, образовав пять групп с равными интервалами.
    2.  Постройте графики полученного  ряда распределения. Графически определите значение моды и медианы.
    3. Рассчитайте характеристики ряда  распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.
    4. Вычислите среднюю арифметическую  по исходным данным таблицы 1, сравните его с аналогичным показателем, рассчитанным в п.3 настоящего задания. Объясните причину их расхождения.
    Сделайте  выводы по результатам выполнения задания. 
 

    Построение  статистического ряда распределения предприятий по признаку выручка от продажи продукции и чистая прибыль, образовав пять групп с равными интервалами.
Для построения интервального вариационного ряда, характеризующего распределение банков по объему кредитных вложений, необходимо вычислить величину и границы интервалов ряда.
При построении ряда с равными интервалами величина интервала h определяется по формуле
                                     
,                                      (1)

где – наибольшее и наименьшее значения признака в исследуемой совокупности, k- число групп интервального ряда.
Число групп k задается в условии задания или рассчитывается по формуле Г.Стерджесса
                                              k=1+3,322 lg n,                                      (2) 

где  n - число единиц совокупности.
     Определение величины интервала по формуле (1) при  заданных k =5, xmax = 77,0 млн руб., ., xmin = 17,0 млн руб.: 

                             
При h = 12 млн руб. границы интервалов ряда распределения имеют следующий вид (табл.2):
            Таблица 2
        Номер группы Нижняя таблица  млн.руб. Верхняя граница  млн.руб.
        1 17 29
        2 29 41
        3 41 53
        4 53 65
        5 65 77
      Для построения интервального ряда необходимо подсчитать число банков, входящих в каждую группу (частоты групп). Отнесение таких единиц к одной из двух смежных групп рекомендуется осуществлять по принципу полуоткрытого интервала [ ). Т.к. при этом верхние границы интервалов не принадлежат данным интервалам, то соответствующие им единицы совокупности включаются не в данную группу, а в следующую. В последний интервал включаются и нижняя, и верхняя границы.
      Процесс группировки единиц совокупности по признаку выручки от продажи продукции и чистой прибыли представлен во вспомогательной (разработочной) таблице 3 (графа 4 этой таблицы необходима для построения аналитической группировки в Задании 2). 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Таблица 3
Группы  организаций по выручке от продажи  продукции млн.руб. Номер предприятия Выручка от продажи продукции млн.руб. Сумма прибыли  млн.руб.
1 2 3 4
17-29 1 28,8 3,4
  3 17,0 1,6
  4 24,4 2,8
  21 28,2 3,7
  25 28,8 3,3
  30 24,4 2,0
Всего 6 151,6 16,8
29-41 6 33,1 5,3
  7 39,5 4,6
  8 34,2 5,3
  13 33,8 5,5
  15 38,9 4,3
  19 35,3 5,4
  20 38,1 3,0
  23 39,2 3,4
  24 39,7 7,2
  26 37,6 5,0
Всего 10 369,4 49,0
41-53 2 50,0 10,5
  5 42,0 8,1
  14 46,5 7,4
  16 42,6 6,8
  17 52,5 9,3
  18 43,0 7,3
  22 46,1 8,7
Всего 7 322,7 58,1
53-65 10 57,3 13,2
  11 55,1 11,4
  12 53,4 10,2
  27 54,1 15,7
  28 56,8 10,5
Всего 5 276,7 61,0
65-77 29 65,7 18,6
  9 77,0 21,4
Всего 2 142,7 40,0
Итого 30 1263,1 224,9
 
     На  основе групповых итоговых строк  «Всего» табл. 3 формируется итоговая таблица 4, представляющая интервальный ряд распределения выручки от продажи продукции и чистой прибыли.
           
       
       
       
      Таблица 4
      Распределение организаций по выручке от продаж продукции и чистой прибыли 
      Номер группы Группы предприятий    x Число предприятий, ед.,    f
      1 17-29 6
      2 29-41 10
      3 41-53 7
      4 53-65 5
      5 65-77 2
        Итого 30
     Помимо  частот групп в абсолютном выражении в анализе интервальных рядов используются ещё три характеристики ряда, приведенные в графах 4 - 6 табл. 1.4. Это частоты групп в относительном выражении, накопленные (кумулятивные) частоты Sj, получаемые путем последовательного суммирования частот всех предшествующих (j-1) интервалов, и накопленные частости, рассчитываемые по формуле .
          Таблица 5
Структура организаций по выручке от продажи  продукции и чистой прибыли
№ Группы Группы предприятий  по выручке от продажи млн.руб. Число предприятий,                                               fi       Накопленная частота         Si Накопленная частость, %
в абсолютном выражении в % к итогу
1 2 3 4 5 6
1 17-29 6 20,0 6,0 20,0
2 29-41 10 33,3 16 53,3
3 41-53 7 23,3 23 76,6
4 53-65 5 16,7 28 93,3
5 65-77 2 6,7 30 100,0
  Итого 30 100,0    
      Вывод: Анализ интервального ряда распределения изучаемой совокупности организаций показывает, что распределение организаций по выручке от продажи продукции и чистой прибыли не является равномерным: преобладают предприятия с выручками от продаж от 29 млн руб. до 41 млн руб. (это 10 банков, доля которых составляет 53,3%); 20% банков имеют кредитные вложения менее 29 млн руб., а 76,6% – менее 41 млн руб.
      Нахождение моды и медианы полученного интервального ряда распределения графическим методом и  путем расчетов
    Мода  и медиана являются структурными средними величинами, характеризующими (наряду со средней арифметической) центр распределения единиц совокупности по изучаемому признаку.
     Мода Мо для дискретного ряда – это значение признака, наиболее часто встречающееся у единиц исследуемой совокупности. В интервальном вариационном ряду модой приближенно считается центральное значение модального интервала (имеющего наибольшую частоту). Более точно моду можно определить графическим методом по гистограмме ряда (рис.1).
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рис. 1 Определение моды графическим методом
     Конкретное  значение моды для интервального  ряда рассчитывается по формуле:
                        (3)
где   хМo – нижняя граница модального интервала,
    h –величина модального интервала,
    fMo – частота модального интервала,
    fMo-1 – частота интервала, предшествующего модальному,
    fMo+1 – частота интервала, следующего за модальным.
     Согласно  табл.5 модальным интервалом построенного ряда является интервал 29 – 41 млн. руб., так как его частота максимальна (f3 =10).
     Расчет  моды по формуле (3):
 

     Вывод. Для рассматриваемой совокупности организаций наиболее распространенная выручка от продажи продукции и чистой прибыли характеризуется средней величиной 35.86 млн руб. 

     Медиана Ме – это значение признака, приходящееся на середину ранжированного ряда. По обе стороны от медианы находится одинаковое количество единиц совокупности.
     Медиану можно определить графическим методом  по кумулятивной кривой (рис. 2). Кумулята строится по накопленным частотам (табл. 5, графа 5). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Рис. 2. Определение  медианы графическим методом 

     Конкретное  значение медианы для интервального ряда рассчитывается по формуле:
                        ,                                       (4)
где    хМе– нижняя граница медианного интервала,
      h – величина медианного интервала,
       – сумма всех частот,
      fМе – частота медианного интервала,
      SMе-1 – кумулятивная (накопленная) частота интервала, предшествующего медианному.
     Для расчета медианы необходимо, прежде всего, определить медианный интервал, для чего используются накопленные  частоты (или частости) из табл. 5 (графа 5). Так как медиана делит численность ряда пополам, она будет располагаться в том интервале, где накопленная частота впервые равна полусумме всех частот или превышает ее  (т.е. все предшествующие накопленные частоты меньше этой величины).
     По  нашим данным медианным интервалом является интервал    29 – 41 млн. руб., так как именно в этом интервале  накопленная частота Sj = 16 впервые превышает величину, равную половине численности единиц совокупности ( = ).
     Расчет  значения медианы по формуле (4):
 

     Вывод. В рассматриваемой совокупности организаций половина организаций имеют в среднем выручку от продажи продукции не более 39,8 млн руб., а другая половина – не менее 39,8 млн руб. 

     3. Расчет характеристик  ряда распределения
     Для расчета характеристик ряда распределения  , ?, ?2, V? на основе табл. 5 строится вспомогательная таблица 6 ( – середина j-го интервала). 
 
 
 
 

            Таблица 6
Группы  предприятий по выручке от продаж Середина  интервала,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.