На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние научно-технического прогресса на экономическую эффективность деятельности таможенных органов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     Федеральное агентство по образованию 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

     «Санкт-Петербургский  Государственный университет информационных технологии, механики и оптики» 

     Институт  международного бизнеса и права 

     Курсовая  работа
     по  дисциплине: «Экономика таможенного дела»
     на  тему: «Влияние научно-технического прогресса на экономическую эффективность деятельности таможенных органов» 
 
 

     Выполнила: студентка 3-ого курса
     очной формы обучения ИМБИП,
     группа  3440
     Ерошенкова  А.Ю.
 «____»___________________2010 год 

Санкт-Петербург
2010 

                                                          Содержание 

Введение
    Глава 1 Информационные системы и информационные технологии…………………...…
1.1  Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами …………………….….….…..5
1.2 Разработка автоматизированных информационных систем……...….…………..9
Глава 2 …………………………………….……………..……..…12
2.1 …………………………………………………………...……...…………12
2.2 ………………………………………………....………..….14
2.3 ………………………………………………………….15
2.4 …………………………...…18
2.5 …………...………...…20
Глава 3 …………………...……….…..25
3.1 ………………………………………………………..………26
3.2….…………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………38
Приложение…………………………………………………………………….………39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Научно-технический   прогресс  (НТП) – это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах. В широком смысле под НТП понимается создание и внедрение новой техники, технологий и материалов, а также применение прогрессивных методов организации и управления производством.
    Таможенное   дело  не может оставаться на уровне современных требований без использования достижений НТП. Основной задачей НТП  в  таможенном деле является обеспечение высокопроизводительного, эффективного таможенного контроля.
Существуют  несколько наиболее важных направлений  НТП в таможенном деле: 1) создание и развитие информационных технологий в таможенном деле; 2) связано с  совершенствованием технических средств таможенного контроля.
    Первое направление связано с автоматизацией таможенной деятельности. Началась она с момента создания российской таможенной службы. Разработка и внедрение новых информационных таможенных технологий в России происходит в период постоянного расширения круга решаемых таможенной службой задач, предъявления новых требований к процедурам таможенного контроля. Это в значительной мере предопределяет важность информатизации как инструмента повышения эффективности работы таможенных органов.
    Эволюция развития информационных систем таможенной службы выглядит следующим образом:
    1990 –1993 гг. - Сбор данных и представление информации внешнеэкономической деятельности (упущенные платежи, слабые возможности контроля, длительные сроки сбора и обработки информации);
    1994 – 2002 гг. - Разработка информационных систем и автоматизация таможенных технологий (новые экономические условия, новый таможенный кодекс, новые возможности информационных систем);
    2003 –2010 гг. - Мониторинг таможенной деятельности, автоматизация управления и замещение функций таможенных сотрудников информационными системами. Наибольшего развития электронные технологии достигли при создании единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС РФ, ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) таможенных органов, при создании информационно-вычислительных центров, оснащении таможенных органов перспективными информационно-техническими средствами.
    ЕАИС ФТС России была создана в начале 90-х годов. Для ее функционирования необходимо было:
- создать  методическую базу получения  и представления статистической  информации о валютном контроле  таможенными органами;
- разработать  информационную технологию сбора,  передачи и обработки данных  таможенной статистики;
- обеспечить  передачу статистических данных  между таможней и ГНИВЦ ГТК  России;
- создать  комплекс компьютерных программ  для обработки и ведения всех  видов таможенной статистики;
- приобрести  средства вычислительной техники  и систем передачи данных;
- создать технологию контроля и методики обмена данными между ФТС, Центральным банком и Инспекцией валютного контроля при Правительстве Российской Федерации.
    Научно-технический   прогресс  (НТП)  в   таможенном   деле  представляет собой планомерное, системное непрерывное развитие и совершенствование средств труда, технологических процессов, управления, профессионального уровня работников, осуществляемые в целях повышения эффективности  таможенной  деятельности, повышения благосостояния и всестороннего развития сотрудников  таможенных  органов на основе реализации научных знаний.
    Цель  работы - рассмотреть  следующие основные вопросы:  
1.Информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами.  
2.Информационные ресурсы таможенных органов.  
3.Информационно-техническая политика ФТС России.  
4.Единая автоматизированная информационная система ФТС России.  
5.Совершенствование информационно-технической базы таможенных органов.  
6.Развитие информационных технологий в таможенном деле.  
7.Реализация мероприятий информационно-технической политики.  
8.Модернизация технических средств таможенного контроля.  
9. Оснащение таможенных органов средствами вычислительной техники.
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Информационные технологии в таможенном деле
1.1 Этапы развития информационного обеспечения управления в таможенных органах
    Информационно - техническое обеспечение  развивалось поэтапно в ходе  автоматизации процессов таможенной  деятельности и процессов подготовки  решений.
    Процесс автоматизации начался  в конце 80-х годов. Именно  в это время в таможенные органы стали поступать первые персональные ЭВМ, складываться первые группы специалистов в области программного обеспечения и средств вычислительной техники. В 1991 году работы по автоматизации возглавляет вновь созданный Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России, с этого момента автоматизация в ФТС приобретает плановый и систематизированный характер .
    В силу ряда объективных факторов  и, прежде всего, из-за сложности  предметной области и сжатых  сроков, отпущенных на реализацию, Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС России, особенно в первые 5 лет своего существования, представляла собой воплощение позадачного подхода, основной целью которого было формирование информационных массивов. Составляющая автоматизации процессов управления в этот период прослеживается весьма слабо, хотя следует вспомнить, пожалуй, первую комплексную автоматизированную систему таможенного оформления пассажиров АСОИ «Пассажир-А», разработанную и внедренную в эксплуатацию в Пулковской таможне. Такая система, имея единое управляющее ядро, объединяла АРМы различной функциональной направленности и не только реализовывала функции накопления информации, но и позволяла эффективно использовать ее в процессе таможенного оформления и контроля пассажиров.
    Позадачный подход позволил достаточно  быстро сформировать широкий  спектр баз данных ЕАИС различной  целевой направленности на всех  уровнях организационной структуры  таможенных органов от таможенного  поста до таможенного комитета. Вместе с тем этот подход породил «очаговую» автоматизацию, когда решались отдельные задачи, реализовывались отдельные функции и за редким исключением отдельные технологические процессы.
   Проблемы комплексной автоматизации начали решаться в ЕАИС начиная с 1995 года. Примерами таких решений могут быть системы «АИСТ-РТ21», «ПОТОК-ПИЛОТ», «АСТО», «CUSTOMS FLOW», а также ряд других систем, в которых, в той или иной мере, нашел отражение принцип функциональной полноты при реализации законченных технологических процессов таможенного оформления и контроля. Не умоляя значимости этих систем, составляющих сегодня базис ЕАИС ФТС России, следует отметить, что все они, реализуя информационные таможенные технологии формирования данных системы управления таможенной деятельностью, а также отдельные функции информационного обеспечения оперативного (тактического) управления, практически не затрагивают технологию поддержки принятия решений, которая подразумевает специальную обработку больших информационных массивов с целью выработки решений стратегического управления .
    С 1999 года в рамках работ  по ЕАИС получило развитие  направление, непосредственно связанное  с реализацией когнитивного подхода, составляющего основу для создания системы контроллинга таможенной деятельности, - система управления, в которой интеллектуальная составляющая поддержки управленческой деятельности является доминирующей. Необходимость реализации информационных технологий поддержки принятия решений вызвана требованиями качественного улучшения управления таможенной деятельностью. Возможность её реализации обусловлена накопленным за десять лет в ЕАИС информационным потенциалом.
    Таким образом, таможенная система  за последнее десятилетие инвестировала  определенные средства в автоматизированные  информационные технологии, рассчитывая с их помощью качественно улучшить свою деятельность. В настоящее время системами оперативной обработки данных (СООД) ЕАИС обеспечен сбор и хранение данных, а также наведение порядка именно в процессах их повседневной обработки, т.е. в основном реализованы ИТТ формирования данных. Вместе с тем ценность данных многократно возрастает, когда они, приобретая новое качество, получают возможность быть эффективно анализируемыми. Мало кому не известна парадоксальная ситуация, сложившаяся практически во всех организациях, обладающих большими информационными ресурсами. Сложно структурировать эти огромные массивы информации, определить их достоверность, распределить по различным уровням и отделам. При этом её очень сложно получить и представить в необходимом виде для анализа и последующего принятия управленческих решений. В этом смысле в большинстве организаций огромные объемы накопленных данных до сих пор или не используются, или используются неэффективно.
    Сегодня в базах данных ЕАИС  хранятся и обрабатываются огромные объемы информации по различным аспектам таможенной деятельности, включая электронные копии грузовых таможенных деклараций (ГТД), оформленных таможнями России начиная с 1991 года. Ежедневное поступление данных по электронным копиям ГТД составляет от 5 до 7 тысяч записей. Темпы роста объема базы данных в среднем составляют около 600 тысяч записей в квартал. Этот массив данных, насчитывающий сегодня около 15 миллионов документов объемом более 90 гигабайт, содержит ценнейшую информацию о внешнеэкономической деятельности России. Умение оперативно и качественно анализировать такую информацию позволит аналитикам и руководителям таможенной службы глубже проникать в суть происходящих процессов ВЭД, а следовательно, и лучше управлять такими процессами.
    В настоящее время автоматизированы функции ввода информации, ее обработки, хранения, контроля, формирования отчетов и других информационно-справочных документов о таможенных органах. Управляющие решения готовятся на основе мониторинга параметров ВЭД, имеющихся результатов деятельности и ресурсов. При этом технологическую схему принятия решения в качестве составного компонента включается информационно-управляющая технология, которая обеспечивает информационную и интеллектуальную поддержку управленческой деятельности на основе применения аналитических методов и средств, экспертных систем, систем поддержки принятия решений, типовых сценариев управления.
    Наличие такого специфического  элемента в системе управления  означает, что в определенных  условиях отдельные функции и задачи управления могут быть частично реализованы средствами информационно-управляющей системы. Происходит перераспределение функций между человеком и информационной системой и изменение роли человека в процессе подготовки и принятия решений.
    Информационная система обеспечивает  мониторинг обслуживаемых ГТД,  автоматическую организацию и  ведение очередей в процессе  обслуживания участников ВЭД,  а также автоматическую реструктуризацию  технологии таможенного оформления  и контроля.
    В целях подготовки решений в состав автоматизируемых задач необходимо включить  задачу прогнозирования объемов внешнеторгового оборота, задачу прогнозирования величины сборов в бюджет, задачу контроля своевременности поступления платежей, задачу выявления случаев использования импортных операций в качестве прикрытия перевода капиталов, задачу прогнозирования последствий для федерального бюджета от изменений ставок таможенных пошлин и налогов, задачу прогнозирования возможных объемов контрабанды, задачу выявления влияния изменений ставок таможенных пошлин и налогов на динамику розничных цен и другие.
   Целью создания системы автоматизации  является повышение эффективности  управления таможенной службой  России на основе оперативной  полномасштабной диагностики процессов деятельности таможенных органов, создания научно-методического обеспечения принятия управленческих решений и применения компьютерных информационно-аналитических технологий .
     В ЕАИС с ее значительными  информационными ресурсами объективно  существует необходимость в реализации информационных технологий анализа данных и поддержки принятия решений. Создание эффективных средств для анализа данных и прогнозирования их поведения становится едва ли не важнейшей задачей дальнейшего развития ЕАИС . 
 

1.2 Значение информационных технологий и роль компьютерной безопасности в таможенном деле
    В условиях постоянного роста объема внешней торговли и возрастающей нагрузки на таможенные органы применение информационных систем и технологий приобретает все большее значение для таможенного дела. Передовые таможенные службы стремятся к всемерному развитию информационных систем и технологий, а правительства выделяют для этих целей гигантские суммы. 
     Важность применения информационных технологий очевидна: они позволяют не только повысить контроль над участниками внешнеэкономической деятельности, но и значительно ускорить процесс таможенного оформления и контроля, что, в свою очередь, увеличивает товарооборот и ведет к экономическому росту. Кроме того, вступление России во Всемирную Торговую Организацию в ближайшем будущем приведет к увеличению грузопотока, как следствие, увеличится нагрузка на таможенные органы. Уже сегодня не редкость многокилометровые очереди в пунктах пропуска через государственную границу. Чтобы этого избежать в будущем существуют два пути развития таможенной системы: первый – увеличение числа таможен, количества служащих (экстенсивный путь), второй – внедрение информационных технологий, «автоматизация» таможенного контроля и оформления (интенсивный путь).

     Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяет следующие приоритеты использования информационных технологий в сфере внешнеэкономической деятельности:
- повышение  собираемости таможенных платежей, сокращение времени, необходимого  для таможенного оформления и  контроля,
- повышение  эффективности таможенного контроля и борьбы с таможенными правонарушениями на основе создания комплексной системы учета участников внешнеэкономической деятельности и анализа их деятельности,
- информационно-аналитического  обеспечения правоохранительной  деятельности в таможенной сфере и внедрения комплексной системы управления рисками, развития систем электронного декларирования.
     Правовое регулирование отношений, возникающих при создании, внедрении и применении информационных систем и технологий в таможенном деле приобретает всё большую значимость. Использование информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов позволяет решать много задач, связанных с эффективным осуществлением таможенного администрирования. Среди таких задач можно выделить следующие:
- упрощение  и ускорение таможенного оформления  и таможенного контроля, в том  числе за счет использования  электронной формы декларирования, внедрения экспериментальных технологий таможенного оформления;
- использование  системы управления рисками; накопление  информации об участниках внешнеэкономической  деятельности и иных лицах,  если такое накопление предусмотрено  в порядке, установленном законодательством;  ведение баз данных, реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
- оперативное  осуществление информационного  обмена с иными органами государственной  власти и зарубежными органами  в порядке и на условиях, установленных  законодательством. 
     Таможенный Кодекс регулирует такие вопросы применения информационных систем и технологий как:
- функции,  задачи и полномочия таможенных  органов в связи с использованием  информационных технологий;
- унификацию  информационных систем и технологий  со стандартами, действующими в Российской Федерации, а также международными стандартами;
- обязательность  сертификации информационных систем, информационных технологий, средств  их обеспечения, а также программно-технических  средств защиты информации, применяемых  в таможенном деле в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ;
- правовой  статус и содержание информационных  ресурсов таможенных органов; 
- требования  к информационным системам, информационным  технологиям и средствам их  обеспечения; 
- защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
     Так же выделены приоритеты использования информационных технологий в сфере внешнеэкономической деятельности. Среди достаточно обширного перечня места проблеме обеспечения информационной безопасности деятельности таможенных органов не нашлось, что представляется довольно опасным, так как широкое применение информационных систем и технологий без использования средств защиты в конечном итоге неминуемо приведет к невозможности нормального функционирования всей системы в целом. Если на первых этапах становления информационных систем и технологий не уделить должного внимания проблеме информационной безопасности, то в дальнейшем мы рискуем столкнуться с проблемой незащищенности всей системы ВЭД перед угрозами неправомерного доступа, копирования и изменения информации, представленной в электронном виде. Этот пробел восполняет Концепция обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденная приказом ФТС от 19 сентября 2006г. №900. В Концепции сформулированы факторы, влияющие или снижающие эффективность принимаемых ФТС России мер: низкий уровень технической и программной оснащенности, то есть низкий уровень развития инфраструктуры (в том числе и обеспеченность людскими ресурсами); ухудшение криминогенной обстановки, все большее проникновение криминала в информационные системы. На устранение этих факторов и должна быть направлена в первую очередь деятельность ФТС России в рамках обеспечения информационной безопасности. Это невозможно сделать автономно, то есть без участия других ведомств и улучшения социально-экономической обстановки в целом.
    Таможенные органы, являясь на сегодняшний день федеральным органом исполнительной власти, в котором информационные технологии получили наибольшее развитие, имеет централизованную информационную систему – Единую автоматизированную информационную систему (далее ЕАИС). ЕАИС ФТС России – автоматизированная система управления процессами таможенной деятельности и состоит из организационно упорядоченной совокупности документов или массивов документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы на всех уровнях системы таможенных органов.
    Доступ к базам данных ЕАИС (далее БД ЕАИС) таможенных органов может быть предоставлен: с автоматизированного рабочего места пользователя (далее – АРМ доступа) с использованием программных средств доступа; с абонентских пунктов доступа (АПД).
     Помимо защиты компьютерной информации от непосредственных противоправных действий человека информационные системы необходимо защищать от «бича 21 века» - компьютерных вирусов, то есть программных средств, обладающих способностью к самостоятельному копированию и специально созданных для выполнения функций в программном обеспечении «зараженной» ЭВМ, непредусмотренных характеристиками этого программного обеспечения. Отдельные вирусы практически безвредны, другие способны существенно осложнить работу с информационной системой, третьи – могут физически повредить средства вычислительной техники. На защиту информационных систем таможенных органов от вредоносных программ направлен приказ ФТС России от 28 мая 2007 г. «О системе антивирусной защиты информации в таможенных органах   Российской Федерации». Данный документ предполагает единый порядок оснащения средствами антивирусной защиты информации (САВЗИ) таможенных органов. Система антивирусной защиты информации предназначена для предотвращения заражения программными вирусами информационно-вычислительных ресурсов таможенных органов. Программные средства САВЗИ подлежат своевременному обновлению.
     Своевременное централизованное информирование таможенных органов о вирусной активности является составной частью системы антивирусной защиты информации. По фактам заражения компьютерными вирусами проводятся служебные проверки. В заключении необходимо отметить особую роль информационных технологий в таможенном деле и необходимость обеспечения компьютерной безопасности деятельности таможенных органов. Административных мер защиты компьютерной информации в таможенном деле, осуществляемых ФТС России, для полноценного обеспечения компьютерной безопасности недостаточно. Необходимо применение правовых средств защиты, а в особенности мер уголовно-правового характера, как реакции на наиболее опасные виды посягательств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2
    Федеральная таможенная служба России (ФТС России) является органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации.
     В условиях демократизации экономических отношений эффективная деятельность ФТС России по определению таможенной политики и развитию своих внутренних институтов приобретает особенную актуальность. Сбалансированная таможенная политика сегодня становится одним из основных инструментов сохранения экономической стабильности государства. Эффективность работы ФТС России зависит от многих факторов и в значительной степени определяется состоянием ее информационной инфраструктуры. В этой связи, задача повышения эффективности работы ФТС России может рассматриваться сегодня как задача совершенствования системы его информационного обслуживания.
     Понимая актуальность проблемы совершенствования информационного обеспечения ФТС России, руководство Главного управления информационных технологий (ГУИТ) и Главного научно-информационного вычислительного центра (ГНИВЦ) ФТС России в течение нескольких лет успешно реализует один из самых значимых проектов в сфере информатизации органов государственной власти – создание Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС). В рамках проекта развития ЕАИС в июне 2004 года в ГНИВЦ ФТС России была осуществлена модернизация информационной системы, выполненная совместно специалистами заказчика, НР и компании «Ай-Теко» – одного из ведущих отечественных системных интеграторов и крупнейшего партнера НР в России.
     На ФТС России возлагается решение ответственных государственных задач, имеющих огромную значимость в условиях либерализации отечественной экономики. Деятельность ФТС России направлена на гибкое и эффективное регулирование торгово-экономических отношений в интересах защиты российского рынка и стимулирования развития национальной экономики. В сферу ответственности ФТС России входят такие задачи, как: взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей для формирования доходной части федерального бюджета; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ; повышение эффективности валютного контроля, развитие международных связей в области таможенного дела.
    Существующая структура таможенных подразделений включает региональные таможенные управления, специализированные региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
    Эффективность работы таможенных подразделений во многом зависит от состояния системы информационного обеспечения. Выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2001-2003 годы, позволило улучшить качество информационного обеспечения, благодаря чему существенно возросла экономическая эффективность деятельности таможенной службы. В ходе реализации Программы были достигнуты значительные результаты во внедрении в деятельность таможенных органов современных таможенных и информационных технологий.
    Вместе с тем, активизация внешнеторговой деятельности государственных и коммерческих структур приводит к усложнению задач контроля и возрастанию объемов обрабатываемой информации, что непрерывно повышает уровень требований к эффективности функционирования системы информационного обеспечения таможенных органов. В Целевой Программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2004 - 2008 годы указывается, что «состояние таможенного администрирования в стране – один из важнейших параметров, характеризующих эффективность экономики». По этой причине совершенствование системы информационного обслуживания ФТС России – одна из актуальных задач, имеющих огромное значение для развития всех экономических институтов страны.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.