На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Коммерческий кредит

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение

      Коммерческий  кредит - разновидность кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги. В отличие от потребительского кредита, объектом которого являются товары и услуги потребительского назначения, коммерческий кредит предоставляют друг другу функционирующие предприниматели; при этом плата за купленные товары откладывается на определенное время.
      Необходимость коммерческого кредита обусловливается  тем, что в различных отраслях хозяйства время производства и время обращения капитала не совпадают: у одних предпринимателей товар произведен и готов к реализации, тогда как другие, заинтересованные в данном товаре, не располагают наличными деньгами. В таких случаях продажа товара в кредит способствует непрерывности процесса производства, обеспечивает ускорение оборота капитала и увеличение прибыли. Коммерческий кредит обычно является краткосрочным, он предоставляется на несколько месяцев и, как правило, оформляется специальным документом - коммерческим векселем, удостоверяющим обязательство покупателя уплатить обусловленную сделкой денежную сумму в определенный срок.
      В международной торговле существует практика, при которой покупатель, получив товарораспорядительные документы, производит акцепт особого векселя - тратты, выставленной продавцом. Коммерческий кредит может оформляться и открытым счетом, когда продавец не получает долговых обязательств покупателя, а открывает счет по задолженности.
      Погашение происходит периодическими платежами  с короткими промежутками времени (один-два месяца). За исключением кредита в международной торговле процент по коммерческому кредиту, входящий в цену товара и сумму векселя, обычно бывает ниже, чем по банковскому кредиту. Коммерческие векселя могут использоваться как залог для получения ссуды в банке. Банки осуществляют также операции по учету векселей.
      Целью написания данной курсовой работы является попытка разобраться в том, что  же такое коммерческий кредит.
      Для этого нужно решить несколько  задач:
      Понятие коммерческого кредита и механизм расчетов.
      Развитие коммерческого кредита.
      Коммерческий кредит на современном этапе.
      Расчет дисконта по векселю в практической части курсовой

1. Понятие и сущность  коммерческого кредита

 
 
     Коммерческий  кредит - это одна из самых первых форм кредитных отношений в экономике, которая породила вексельное обращение и активно способствовало развитию безналичного денежного оборота, которая находит свое практическое выражение в финансово-хозяйственных отношениях между юридическими лицами в формах реализации услуг и продукции с отсрочкой платежей. Основной целью данной формы кредитования является ускорение процесса реализации товаров и услуг, а также для извлечения прибыли, заложенной в них.
     Важным  инструментом коммерческого кредита  является вексель, который выражает финансовые результаты обязательств заемщика относительно кредитора. Наиболее распространилась такая форма векселя, как простой вексель, который содержит прямые обязательства заемщика на выплату оговоренной (или установленной) суммы кредитору. Заемщику предоставляется письменный приказ о выплате установленной суммы третьему лицу, либо предъявителю векселя. В условиях рыночной экономики функции векселя часто принимает на себя стандартный договор между поставщиком и потребителем, регламентирующий порядок оплаты реализуемой продукции на условиях коммерческого кредита. Коммерческий кредит принципиально отличается от банковского [1, c.90]:
     - в роли кредитора выступают  не специализированные кредитно-финансовые  организации, а любые юридические  лица, связанные с производством либо реализацией товаров или услуг; предоставляется исключительно в товарной форме; ссудный капитал интегрирован с промышленным или торговым, что в современных условиях нашло практическое выражение в создании финансовых компаний, холдингов и других аналогичных структур, включающий в себя предприятия различной специализации и направлений деятельности;
     - средняя стоимость коммерческого  кредита всегда ниже средней  ставки банковского процента  на данный период времени; 
     - при юридическом оформлении сделки между кредитором и заемщиком плата за этот кредит включается в цену товара, а не определяется специально, например, через фиксированный процент от базовой суммы.
     В зарубежной практике коммерческий кредит получил исключительно широкое  распространение. Например, в Италии до 85% от суммы сделок в оптовой торговле осуществляются на условиях коммерческого кредита, причем средний срок по нему составляет около 60 дней, что существенно превышает срок фактической реализации товаров непосредственным потребителям. В России эта форма кредитования до последнего времени была ограничена сферой обращения. В других отраслях ее распространению объективно препятствовали такие факторы, как высокие темпы инфляции, кризис неплатежей, ненадежность партнерских связей, недостатки конкретного права. [6, c.88]
     В современных условиях на практике применяются  в основном три разновидности  коммерческого кредита:
     1. кредит с фиксированным сроком  погашения; 
     2. кредит с возвратом лишь после  фактической реализации заемщиком  поставленных в рассрочку товаров;
     3. кредитование по открытому счету,  когда поставка следующей партии  товаров на условиях коммерческого  кредита осуществляется до момента  погашения задолженности по предыдущей  поставке.
     Коммерческий  кредит - это соответствующее кредитное соглашение между двумя предприятиями - продавцом (кредитором) и покупателем (заемщиком). Инструментом коммерческого кредита традиционно есть вексель, который определяет финансовые обязательства  заемщика относительно кредитора. 

     Процент за коммерческий кредит входит в цену товара и сумму векселя и, как правило, есть меньшим, чем за кредит банковский. Погашение кредита может осуществляться:
     - уплатой по векселю;
     - передачам векселя соответственно  действующему законодательству  другому юридическому лицу;
     - переоформлением коммерческого  кредита на банковский.
     Коммерческий  кредит принципиально отличается от банковского:
     - в роли кредитора выступают  не специализированные кредитно-финансовые  организации, а юридические лица, которые связаны с производством  или реализацией товаров и услуг;
     - он предоставляется только в  товарной форме;
     - заемный капитал интегрирован  с промышленным или торговым, что нашло практическое воплощение  в создании финансовых компаний, холдингов и других аналогичных  структур, которые объединяют предприятия разной специализации и направлений деятельности.[2, c.123]
     В операциях с коммерческим кредитом возникают определенные риски:
     - риск возможного изменения цены  товаров;
     - риск несоблюдения покупателем  сроков оплаты;
     - риск банкротства покупателя;
     - риск возможного подорожания  кредита. Конкретный срок коммерческого  кредита зависит от:
     - вида товаров и услуг;
     - стоимости соглашения;
     - финансового состояния покупателя  и поставщика;
     - стоимости кредита;
     - наличия долгодействующих связей  между поставщиками и покупателями;
     - качества товара.
     Коммерческий  кредит имеет свои преимущества и  недостатки. К преимуществам принадлежат:
     - оперативность предоставления средств  в товарной форме;
     - техническая нескладность оформления  соглашения;
     - предоставление предприятию более широких возможностей маневрирования оборотными средствами;
     - содействие развития кредитного  рынка.
     Недостатками  коммерческого кредита есть: ограниченные возможности во времени и размерах; наличие заметного риска для  кредитора; возможность нежелательного влияния банков, которые дисконтируют векселя.
     Ныне  на практике применяются преимущественно  три разновидности коммерческого  кредита:
     - кредит с фиксированным сроком  погашения;
     - кредит с погашением после  фактической реализации заемщиком  полученных товаров;
     - кредитование за открытым счетом, когда снабжение следующей партии  товаров на условиях коммерческого  кредита осуществляется к моменту  погашения предыдущей задолженности.
     В XIX и в начале XX ст. в развитых странах  в области внутренней и международной торговли преобладал традиционный вексельный кредит, с предоставлением продавцом покупателю права погашать его частями. Практиковалось предоставление продавцами коммерческого кредита в виде отсрочки платежей, без оформления ее векселем, а также предоставление покупателями коммерческого кредита поставщикам через авансовые платежи.
     Ныне  традиционный вексельный кредит начинает уступать местом кредита, который предоставляется  продавцами покупателям через простую  запись стоимости проданных в  кредит товаров.
     Имея  открытый счет, предприятие-покупатель может периодически закупать товары без оформления кредитных соглашений в каждом частном случае. На заказ  покупателя товар немедленно отгружается, а оплата за него осуществляется в  определенные сроки после получения счета-фактуры.
     Сегодня в развитых странах открытый счет есть основным финансовым инструментом сбыта продукции в оптовой  торговле. Такой счет как одна из форм расчетно-кредитных отношений  между продавцом и покупателем  широко применяется в Великобритании, Германии, Франции и других странах. [5, c.88]

2. Механизм расчета  коммерческого кредита

 
     Применение  коммерческого кредита требует  наличия у продавца достаточного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников.
     Выделяют  пять основных способов предоставления коммерческого кредита:  
 
• вексельный способ;

     • открытый счет;
     • скидка при условии оплаты в определенный срок;
     • сезонный кредит
     • консигнация.
     При вексельном способе после поставки товаров продавец выставляет тратту на покупателя, который, получив коммерческие документы, акцептует ее, т.е. дает согласие на оплату в указанный на ней срок.
     Другой  способ - скидка при условии оплаты в определенный срок. Этот способ предусматривает  условие, что если платеж будет произведен покупателем в течение оговоренного в контракте периода после выписки счета, то из цены будет вычтена скидка. В противном случае, вся сумма должна быть выплачена в установленный срок.
     Согласно  договору об открытом счете, однажды  принятому обеими сторонами, покупатель может делать периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае. Обычный порядок осуществления сделки таков: когда покупатель заказывает товар, он немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета.
     Сезонный  кредит обычно применяется в производстве игрушек, сувениров и других изделий  массового потребления. Этот способ разрешает розничным торговцам  покупать товары в течение всего  года с целью организации необходимых  запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца распродажи. Например, производители игрушек разрешают торговцам закупать игрушки за несколько месяцев до Рождества, а платить за товар - в январе-феврале. Главное преимущество при этом способе - возможность выпуска продукции без дополнительных расходов на складирование, хранение и т.д. [4, c.22]
     Консигнация - способ, при котором розничный  торговец может просто получить товарно-материальные ценности без обязательства. Если товары будут проданы, то будет осуществлен и платеж производителю, а если нет, то розничный торговец может вернуть товар производителю без выплаты неустойки. Консигнация обычно применяется при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно предположить. Примером может служить практика производства и продажи новых учебников для институтов. Книгоиздатели посылают свои книги в институтские магазины с условием их возврата, если они не будут куплены.
     Само  собой разумеется, что любой из этих способов может быть наиболее эффективным в конкретных рыночных условиях. Выбор наиболее эффективного способа - главная задача кредитной политики каждой корпорации.
     Продажа товаров в кредит стала обычным  способом ведения дел для промышленных компаний, предложение кредитных услуг является орудием конкуренции при привлечении клиентов. Из-за этой тенденции .к увеличению покупки в кредит все более острой становится дилемма твердой или свободной кредитной политики. Излишне твердые условия могут отпугнуть покупателей, а очень свободные - способствовать не только большому объему продажи товара, но и минимальному обратному притоку капитала из-за неоплаты долгов в срок и больших расходов, связанных с "вышибанием" долга. Главная задача корпорации в этой области - правильное управление своим остатком дебиторской задолженности в соответствии с размером ожидаемой реализации товарной продукции. Чем быстрее оборачивается остаток дебиторской задолженности по данному объему продажи товаров, тем короче цикл кругооборота наличных средств корпорации и, следовательно, выше ликвидность фирмы (т.е. ее способность своевременно погашать свои долговые обязательства).
     Корпорация  должна постоянно пересматривать свою кредитную политику из-за изменения  рыночных условий. Кредитная политика состоит из общих направлений принятия решений по выбору надежного заемщика, объема и срока кредита. Эти направления, в дальнейшем, реализуются младшим управленческим аппаратом для принятия ежедневных решений. Например, в соответствие с проводимой кредитной политикой корпорация может предоставить право младшему менеджеру кредитовать клиентов в пределах 50 тыс. долларов. Следовательно, клиент, нуждающийся в большей сумме кредита, скажем до 200 тыс. долларов, должен будет получить согласие старшего менеджера, а свыше 200 тыс. долларов - одобрение кредитного комитета. Эти процедуры должны быть четко определены, чтобы клиентам не надо ' было ждать прохождения своего дела по инстанциям.
     Схема N 1 - показывает основную блок-схему, отражающую последовательность кредитной политики и взаимосвязь ее этапов. [4, c.45]

Схема N 1 -  последовательность кредитной  политики и взаимосвязь ее этапов 

     Как показывает схема, процесс начинается с определения кредитной политики. В дальнейшем, все решения принимаются в соответствии с ее содержанием. После предоставления кредита следующим важным действием является контроль за просроченной задолженностью, отраженной в балансе по статьям дебиторской задолженности. Этот контроль позволяет определить степень соответствия принятых решений кредитной политике фирмы. Даже если это соответствие не нарушено, периодическая оценка кредитных решений позволяет регулировать их в зависимости от текущей деловой ситуации.
     Теперь  рассмотрим подробнее каждую стадию предоставления коммерческого кредита. [4, 55]
     Управление  кредитной политикой выражает общую  стратегию развития корпорации. С  ее помощью не стремятся установить конкретные способы достижения целей, а лишь формируют "каркас", структуру рекомендаций и основных направлений выполнения частных деловых операций. На основе этого "каркаса" разрабатывается методика проведения ежедневных мероприятий, направленных на достижение целей кредитной политики.
     Кредитная политика корпорации, таким образом, определяет цели кредитного управления. Она должна четко показать намерения фирмы быть активной в предоставлении коммерческого кредита, что дает возможность резко изменить кредитную политику в зависимости от конъюнктуры рынка или быть консервативной в условиях предоставления кредита каждому клиенту.
     Кредитные условия, предлагаемые покупателю, определяют время, имеющееся в распоряжении клиента до выплаты долга. Обычно под кредитным периодом понимают время, разделяющее дату выписки  счета и дату его оплаты. В контракте это время обозначается как "нетто 30" или "нетто 90". Это означает, что наступлению даты платежа предшествуют 30 или 90 дней. Корпорация может предложить учетную скидку, т.е. процент, который клиент может вычитать из цены счета, если платеж осуществляется в установленный учетный срок. В этом случае кредитные условия обозначаются, например, как "2/10, нетто 30" Число 2 означает 2% скидки от суммы счета, если платеж осуществлен в течение 10 дней со дня выписки счета. В противном случае, платеж должен быть произведен в течение 30 дней. Предлагая скидку, корпорация готова отказаться от 2% цены товара для ускорения поступления наличного платежа. Кроме того, так как скидка является добровольной, она может привлечь новых клиентов с коротким денежным циклом, рассчитывающих получить прибыль за счет скидки от цены сделки.
     Принятие  решения о предоставлении кредита  имеет две стороны. Первая - надо ли предоставлять кредит потенциальному клиенту. В этом случае необходимо заняться кредитным анализом. Вторая сторона - если решение о предоставлении кредита принято, должен ли быть установлен лимит и если да, то какой? [4, c.57]
     Кредитный анализ - это процесс принятия решения  о предоставлении или не предоставлении коммерческого кредита данному  потенциальному клиенту. При кредитном анализе сначала надо выяснить желание и возможность клиента платить за купленные товары или оказанные ему услуги. Индивидуальные характеристики клиента, изучаемые при кредитном анализе, получили жаргонное название "5С" кредита":
     • customer’s character (характер клиента)
     • capacity to pаy (платежеспособность)
     • collateral (обеспечение)
     • capital (капитал)
     • current business condition (текущее деловое положение).
     Изучение  характера клиента помогает определить его желание платить. Чтобы получить эту информацию можно организовать личную встречу с клиентом одного из менеджеров фирмы или запросить справку в различных государственных или частных экономических учреждениях, обязательно включая банк клиента. Определение платежеспособности клиента, его реального капитала и обеспечения ссуды включает в себя прежде всего анализ финансовых отчетов (балансов), предоставленных клиентом или официально опубликованных. Состояние всей экономики тоже может играть свою роль. Так, если в экономике наблюдается спад, то фирма может себе позволить предоставление лишь ограниченного числа кредитов.
     Кроме финансовых отчетов клиента имеются  другие многочисленные источники информации, доступные для использования  при анализе. Банки, другие фирмы, предоставлявшие кредиты клиенту, местные кредитные организации, обычно входящие в состав Национальных ассоциаций кредитного управления США, или аналогичные организации в других странах предоставляют, как правило, наиболее общую информацию, так как детали кредитных соглашений составляют коммерческую тайну и охраняются законом. [4, c.78]
     Предел  кредита - максимальный объем кредита, который будет предоставлен клиенту  единовременно. Этот объем обычно устанавливается  на относительно низком уровне для  новых, незнакомых клиентов и, затем, поднимается на основе положительной практики платежей и потребностей клиента. Кредитные лимиты (пределы) не должны быть стабильными, а всегда служить объектом пересмотра, основанного на опыте и изменении условий рынка. Устанавливая кредитный лимит, фирма отталкивается от информации, полученной в результате кредитного анализа и суммы планируемых закупок клиентами.
     Рассмотрим  пример. Представьте, что потенциальный  клиент обращается за кредитом. Кредитор выясняет, что клиент имеет хорошее  финансовое положение, и что он собирается покупать ежегодно материалов на 360,0 тыс. долларов. Основываясь на этой информации и принятом кредитном решении "нетто ЗО", кредитор может установить начальный лимит приблизительно 30,0 тыс. долларов в месяц (т.е. 360,0 тыс. долларов в год). Клиент должен будет оплатить закупки прошлого месяца перед тем, как выставить новую кредитную заявку. После практики нескольких месяцев работы с клиентом кредитор может поднять кредитный лимит и разрешить клиенту быть более свободным в кредитных заявках, если его платежи поступают в соответствии с графиком.
     Некоторые менеджеры ставят кредитный лимит  в зависимость от собственного капитала клиента. Например, кредитный лимит  может быть установлен как определенный процент от собственного капитала покупателя (например 5 или 10%). Наряду с собственным и оборотный капитал может быть использован для установления лимита. Многие менеджеры даже предпочитают основываться на оборотном капитале, так как он более тесно связан с платежеспособностью клиента.
     Очень важной проблемой является оценка последствий  изменения кредитной политики. Прежде, чем корпорация меняет свою кредитную  политику, ее специалисты должны установить связь предполагаемых изменений  с современным объемом притока  капитала корпорации. Изменение кредитной политики обычно связано с колебаниями объемов продажи, пропорции доли клиентов, берущих денежные скидки, времени денежных поступлений и индекса изменяющейся себестоимости относительно объема проданных товаров. Чтобы понять, как оценить достоинства предполагаемых изменений кредитной политики корпорации, рассмотрим один пример.
     Допустим, что менеджер компании "Delta" рассматривает  ослабление (либерализацию) условий  кредита с "1/10 нетто 60" до "нетто 100". В результате этого планируется  увеличение продажи на 5% от текущей дневной продажи, равной 200,0 тыс. долларов как результат введения новой политики.
     Доходы  от непосредственного производства составляют 70% всех доходов фирмы. Согласно старой политике 25% клиентов берут скидку, а 75% платят на 60-ый день. Кредитные расходы, составляющие 0,5% от всей кредитной продажи, должны по планам возрасти до 1% по новой политике. Это произойдет из-за того, что более длинный кредитный период "нетто 100" привлечет много дополнительных клиентов. Стоимость капитала компании, или средняя годовая процентная ставка, составляет 9% . Сведем все эти данные для удобства в таблицу N1.
     

     Сущность  задачи состоит в том, чтобы вычислить чистую дисконтированную стоимость притока капитала (РV) .которая при оценке рентабельности инвестиций составит сумму ожидаемого в будущем дохода минус процент на капитал как "компенсация за ожидание". Согласно старой политике, чистая РV равна РV поступлений капитала, полученных от клиентов, пользующихся скидкой, плюс РV поступлений капитала от клиентов, платящих через йодной. Чистая РV определяется путем вычитания непосредственно производственных расходов, допуская, что эти расходы были выплачены в момент продажи:
       РV. - S x Р x (1-d) x PVIF(k,DP) + S x (1-Р) x PVIF(k,CP) - S x ехр x PVIF(k,CP) = $200000 x 0.25 x (1 - 0,1) x 0.997503 + $200000 x (1 - 0,25) x 0.985113 - $200000 x 0,005 x 0,985113 = $196158  
Чистая РV. = РV. - S x V = $196158 - $200000 x 0.07 - $56158

     То  есть, для заданного объема дневной  продажи в 200,0 тыс. долларов дисконтируемая стоимость поступлений капитала согласно старой политике равна 196,158 тыс. долларов. Непосредственно производственные расходы составят 140,0 тыс. долларов, а чистая дисконтируемая стоимость - 56,158 тыс. долларов. [5, c.39]
     Схема N 2 может помочь мысленно представить  задачу с этими переменными, помещенными  на ось времени поступления денежных средств:
     
     Схема N 2. Схема поступления денежных средств 

     Теперь  рассмотрим дисконтируемую стоимость  новой кредитной политики. Несмотря на то, что падая кредитная политика увеличивает объем продажи на 5%, неизвестно будет ли дисконтируемая стоимость денежных поступлений выше или ниже потому, что более высокие кредитные расходы и больший кредитный период могут компенсировать это увеличение.  
РV.. - S x (1+g) x Р x (1-d) x РVIF(k,Р) + S x (1+g) x (1-Р) x РVIF(k.СР) - S x (1+g) x ехр x PVIF(k,СР) = $200000 x (1+0,05) x 0 x (1-0) x 1 + $200000 x (1+0,05) x (1-0) x 0,9753130 - $200000 x (1 + 0,05) x 0,01 x 0,9753130 - $202767  
Чистая РV.. - РV.. - S x (1+g) x V - $202767 - $200000 x (1+0,05) x 0.7 = $55767

     То  есть, дисконтируемая стоимость денежных поступлений при новой политике составит 202,767 тыс. долларов, а непосредственно производственные расходы увеличатся до 147,0 тыс. долларов из-за увеличения объема продажи. В итоге чистая дисконтируемая стоимость равна 55,767 тыс. долларов, что на 391 доллар меньше, чем при старой политике.
     Эта модель чистой дисконтированной стоимости  для анализа выгод от изменения  кредитных условий использует ежедневные факторы дисконтируемой стоимости (РVIF). Величина их зависит от изменения  количества дней кредитного периода и колебания годовых процентных ставок. Формула расчета РVIF такова:

     В наших условиях "нетто 60" и 9% годовых, PVIF = 0,98511 . Из приведенного анализа следует  вывод, что, так как чистая дисконтируемая стоимость старой политики больше, чем по новой, то изменение условий с "1/10 нетто 60" на "нетто 100" не оправдано. Новая политика не дает достаточного прироста продажи, покрывающего замедление денежных поступлений, дополнительные кредитные расходы и дополнительные непосредственно производственные расходы (сырье, энергия, полуфабрикаты).
     В нашем примере характерной чертой является независимость принятия решения  от суммы текущих ежедневных продаж. Важно лишь ее изменение и связанные с этим изменения других показателей.
     Как только корпорация начинает предоставлять  кредит своему клиенту, менеджер, ответственный  за данную сделку, обязан тщательно  контролировать итоги дебиторской  задолженности. Если бы корпорация имела  всего одного клиента, это было бы очень простой задачей. Но на практике типичная большая корпорация может иметь тысячи клиентов. Невозможно контролировать каждый индивидуальный счет, а поэтому система должна быть развита так, чтобы дать менеджеру возможность вычислить соответствие остатка дебиторской задолженности кредитным условиям корпорации.
     Существуют  три основные метода, используемые менеджерами на практике в контроле за остатками дебиторской задолженности:
     1) график старения;
     2) дни неоплаченных продаж;
     3) матрица остатков.
     Рассмотрим  использование этих методов на примере  анализа управления компании.
     Компания  опубликовала следующие объемы ежемесячных  продаж последних семи месяцев:
     
     Первый  метод - график старения - показывает пропорцию  неоплаченных платежей по временному признаку.
     Он  показывает, как долго дебиторская  задолженность была неоплаченной. Вся  дебиторская задолженность клиентов делится по определенным временным  периодам: от 0 до 30 дней, от 30 до 60, от 60 до 90 и т.д. в зависимости от условий предоставления кредита. График старения для Bergerak Plastics Inc. показан в таблице 2.4.
     
     Доля в процентах считается путем деления суммы в $ дебиторской задолженности каждой временной группы в данный месяц на общую сумму дебиторской задолженности этого же месяца. Чем больше доля дебиторской задолженности категории 0-30, тем быстрее оборачиваемость всей суммы дебиторской задолженности. Так как эта доля увеличилась за 4 месяца с 86,49% до 92,04%, среднее время остатка дебиторской задолженности уменьшается.
     Второй  метод - дни неоплаченных продаж (ДНП) . Этот показатель вычисляется путем  деления суммы дебиторской задолженности в $ в конце анализируемого периода (месяц, год) на уровень ежедневных продаж. Эти ежедневные продажи рассчитываются путем деления всей суммы годовых продаж на количество дней в году (360).
     Однако  для эффективного контроля за дебиторской задолженностью менеджер не может ждать цифры конца года. Для внутренних контрольных целей он рассчитывает месячный или квартальный показатель ДНП, используя среднюю сумму ежедневных продаж, рассчитанную за последний квартал (90). Таблица 2.5 показывает расчет месячного показателя ДНП для Bergerak Plastics Inc.

     По  данным таблицы динамика ДНП свидетельствует, что менеджер тратит все больше времени  на то, чтобы собрать среднюю выручку по счетам. Так, например, в августе средний счет был оплачен в течении 21 дня, а в ноябре - уже в течении 37 дней, то есть тенденция явно негативная.
     Метод матрицы остатков дебиторской задолженности  имеет определенное преимущество перед  методами графика старения и ДНП, которое заключается в том, что этот метод выясняет отношение остатков неоплаченной дебиторской задолженности к сумме продажи в кредит, которая их вызвала.
     Таблица N 6 показывает такую матрицу доли остатков дебиторской задолженности Bergerak Plastics Inc.
   
     Таблица N 6 показывает неоплаченные остатки  в млн. $, и как они относятся  к соответствующим месячным кредитным  продажам. Эта матрица может быть построена прямо из данных графика старения (см. табл. N 4). Например, в августе продажа в кредит составила 4,0 млн.). Конечный остаток дебиторской задолженности категории О - 30 дней по таблице N 4 был 3,2 млн. $. Эта дебиторская задолженность образовалась от продажи с предоставлением коммерческого кредита в августе. В конце августа все остатки дебиторской задолженности, возникшей в июле, превысят срок 30 дней и будут относиться к категории 31 - 60 дней. Доля остатков на месяц продажи (в данном случае в августе) составит 80% (3,2 : 4).
     Исходя  из августовских продаж, доля остатков дебиторской задолженности тоже может быть найдена. Снова вернемся к таблице N 4 и возьмем цифру  из другой категории за сентябрь (31-60). Это остаток, созданный продажей в кредит еще в августе, но по объективным причинам перенесенный на сентябрь. Возвращаясь к таблице N6, отмечаем, что доля августовских остатков через месяц после продажи составила 10 %, то есть 0,4 млн. $ : 4,0 млн. долл.
     Матрица доли остатков стабильна. А это означает, что практика взимания дебиторской задолженности не изменилась. Причина кажущегося противоречием несоответствия методов графика старения, исчисления ДНП и матрицы доли остатков заключается в том, что первые два способа очень чувствительны к состоянию торговли и практике платежей клиентов.
     С августа до ноября объем продажи  продукции компании увеличился, что  вызвало возрастание доли молодых  категорий в графике старения из-за большего объема текущих продаж по сравнению с каждым предшествующим месяцем. Таким образом, увеличение продажи товара может привести к тому, что соотношение дебиторской задолженности по времени просигнализирует об улучшении кредитной картины компании, когда на практике ее нет.
     Увеличение  продажи может вызвать и рост показателя ДНП, так как большие  текущие продажи вызовут то, что остатки дебиторской задолженности будут относительно большими, а среднедневные продажи будут относительно низкими из-за меньших продаж в предшествующий период. Таким образом, рост продажи может заставить показатель ДНП сигнализировать ухудшение кредитного состояния компании, а на практике этого не будет. [9, c.90]
     Матрица же доли остатков дебиторской задолженности  не подвержена влиянию изменения  объема продажи, так как неоплаченные остатки относятся только к кредитной  продаже, вызвавшей этот остаток.
     Вывод, который должен быть сделан после  анализа состояния предоставления коммерческого кредита и остатков дебиторской задолженности в  случае с Bergerak Plastics Inc. следующий: практика предоставления кредита осталась стабильной за четырехмесячный период с августа по ноябрь. Таким образом, анализ условий предоставления коммерческого кредита и их изменений направлен на оценку возникающей при этом системы расчетов и, в первую очередь, кредитных и коммерческих рисков.
     Важным  элементом всей системы мероприятий по коммерческому кредитованию является процедура получения денег по счетам, подлежащим оплате. Специалисты в этой области советуют не позднее, чем за 10 дней до срока платежа послать клиенту письмо. Такое послание может быть отпечатано и на следующем счете. В письме напоминается число и доля остатков, подлежащих оплате.
     Если  остаток остается неоплаченным в  срок, то полезно связаться или  лично встретиться с клиентом, чтобы точно выяснить причину  правонарушения. Как можно скорее надо понять, не вызвана ли задержка платежа проблемами, связанными с поставкой товара (качество, ассортимент и т.д.), спорными вопросами по предоставленным платежным документам или финансовыми трудностями клиента.

3. Методы учета векселей  и вычисления, связанные  с ними

3.1. Прямой и доходный учет

 
      Рассуждая о дисконтировании, прежде всего  надо выяснить разницу между терминами "прямой учет" ("straight discount") и "доходный учет" ("discount to yield") . Приведем простой пример. Прямая учетная  ставка 10% по векселю на 1 млн. долл. составляет 100 тыс. долл., оставляя учтенную сумму равной 900 тыс. долл. Если вексель погашается в течение 1 года, то доход составит 100/900, или 11,11 % годовых, погашаемых ежегодно (или немного меньший процент, если ставка выплачивается чаще, например, раз в полгода или раз в квартал). Таким образом, прямой дисконт 10% можно определить как "учет по учетной ставке, соответствующей доходу в сумме 11,11 %, выплачиваемому ежегодно", или еще проще как "учет с доходом 11,11%, выплачиваемым ежегодно". На практике, конечно, "учет с доходом" чаще применяется теми, кто занимается форфетированием, т.к. доход или процентная ставка являются важным фактором. Между тем, из-за того, что иногда термин "прямой учет" тоже применяется, важно при обсуждении сделки уточнить, какой термин имеется в виду. [2, c.88]

3.2. Вычисление номинальной стоимости векселей, подлежащих форфетированию

 
     Если  импортер и экспортер согласились, что платеж за товары или услуги будет осуществлен путем выписки  среднесрочных долговых обязательств, экспортеру необходимо установить номинальную стоимость этих векселей. Задача сводится к вопросу установления соотношения процента за кредит и продажной цены. Между тем, способы установления этого соотношения могут меняться. Рассмотрим пример, где все пять векселей комплекта, кроме последнего, имеют разную номинальную стоимость общей суммой 1550,0 тыс. фунт. ст. Стоимость товара 994,0 тыс. фунт. ст., а процент, выплачиваемый ежегодно, составляет 16,5. Эти же базовые данные (стоимость и процент) могут выражаться многими способами, образуя разные графики платежа. Ниже рассмотрены три простых метода.
     А. Цена продажи делится на 5 равных частей в 198,8 тыс. фунт. ст. К каждой части  добавляется процент на сумму  неоплаченной задолженности.
   
     Б. Цена продажи делится на 5 равных частей в 198,8 тыс. фунт. ст., и процент  начисляется на каждую часть на весь срок долгового обязательства, а  взимается ежегодно.
   
     В. Векселя с равной номинальной  стоимостью, рассчитанной по формуле 1 приблизительных сумм ежегодных  платежей.
     В нашем примере средний срок векселей - 3 года, следовательно 16,5% годовых от 994000 фунт. ст. составит 492030. Каждый из 5 векселей будет иметь, таким образом, номинальную стоимость (994000 + 492030) : 5 = 297206, а общая номинальная стоимость составит 1486030 фунт. ст. Конечно, этот метод расчетов из-за своей приближенности не может приносить точный доход в 16,5%, и разница может быть значительной. [6, c.156]
     Необходимо  подчеркнуть, что разные итоговые суммы, выплачиваемые импортером в соответствии с выбранным методом, не так уж важны сами по себе. В этих разных методах существует разный порядок оплаты, каждый из которых может быть предпочтительным при определенных обстоятельствах (например, при притоке наличности у импортера), но каждый метод предназначен для определения действительного, равного дохода, а равные суммы платежа просто отражают разницу в суммах и неоплаченных периодах существующих векселей.

3.3. Расчет учитываемой стоимости долгового обязательства

 
     Если  учетные условия форфетирования и процент, включенный в цену платежного требования экспортера, одинаковы, то форфейтер в вышеуказанном примере будет учитывать векселя на 994000. Конечно, на практике форфейтер часто сталкивается с векселями или траттами, подлежащими форфетированию, которые он ранее не котировал и на процентный элемент которых он, таким образом, не мог повлиять. С точки зрения экспортера этот недостаток не рождает проблем: если учетные условия форфейтера включают меньший процент, чем процент, указанный в цене счета-фактуры и, таким образом, в наборе форфетируемых векселей, или если цена проданного товара за вычетом процента дает достаточный запас, чтобы покрыть процент форфейтера, превышающий процент импортера по коммерческому кредиту, тогда процент, уплачиваемый экспортером форфейтеру, и процент, получаемый им же от импортера, не связаны непосредственно. Так или иначе, но это не коснется интересов форфейтера. Он просто должен рассчитать учетную стоимость набора векселей, которую ему предлагают купить, с учетом процента, который он готов предложить. [8, c.190]

3.4. Формула дисконта

 
      Цена  учитываемого векселя получается путем  учета номинальной стоимости  векселя по процентной ставке (доход, а не прямой учет), установленной для определенных условий, используя дисконтный фактор, исчисляемый по формуле:
      

      Z - дисконтный фактор,
      N - число дней в году, установленное для данного вида операций
       (для сделок в евровалютах - 360 дней ),
      d - процент,
      X - действительное число дней в  году.  

      Когда учитывается только часть года, формула  приобретает вид:
      
      S - число дней с момента покупки  до срока погашения (когда вексель  должен быть погашен в субботу  или воскресенье, или в праздничный день, срок погашения продлевается до следующего рабочего дня),
      G - число дней этой отсрочки.
      Если  период между покупкой и сроком погашения  превышает 365 дней и процент должен быть исчислен на годовой базе, период надо разбить на 365 дней и на дополнительный период и применить обе вышеуказанные формулы.
      Лучше всего это продемонстрировать на простом примере. Какую цену форфетер заплатит за следующую тратту?
Номинальная стоимость, долл. Дата  погашения 
Дата  покупки 
Дней  в году
Число дней отсрочки
Процент
База  погашения 
Период  между покупкой
и сроком погашения, дней
1000 31 октября  1985 г. 
1 августа  1984 г. 
360
3
10,5625
ежегодно  

456
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.