На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Приватизация и ее формы в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Екатеринбургский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Экономическая теория
Тема 25. Приватизация  и ее формы в России.
Фамилия студента Гуляева
Имя студента Галина
Отчество  студента Александровна
№ контракта 05800080301028
 

     Содержание

     Введение

     Проблема  разгосударствления и приватизации – одна из важных и сложных в  курсе «Основы экономической теории». Это объясняется, во-первых, новыми чертами в экономическом содержании и формах осуществления приватизации; во-вторых, ее местом и ролью в смешанной рыночной экономике; в-третьих, особенностями приватизационного процесса в России.
     Приватизационная волна, захлестнувшая мир в 80-е годы, к началу 90-х годов докатилась до берегов России и робко остановилась у последних бастионов командно-административной системы. Если в 80-е годы тема приватизации реально интересовала лишь узкий круг ученых академического толка, и то лишь применительно к странам Запада и развивающегося мира, то где-то с осени 1990 годов. в России начинается сверх активное обсуждение приемлемой модели приватизации для внутренних нужд.
     В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять процессы приватизации и проанализировать результаты приватизации государственного сектора, выявить задачи, особенности и допущенные ошибки российской приватизации.
     Цель  исследования: проанализировать основные направления и обобщить результаты приватизации в России.
     Задачи  исследования:
     - изучить основные методы и этапы приватизации;
     - проанализировать основные направления приватизации в стране, плюсы и минусы, негативные и позитивные факторы;
     - рассмотреть результаты приватизации в России.
     Центральным теоретическим и практическим вопросом экономических реформ, период которых переживала и переживает наша страна, является вопрос о преобразовании отношений собственности. Конечно, данная проблема не нова, о ее существовании свидетельствует история человеческой цивилизации (родовая и соседская общины). Она не потеряла актуальность и в наше время, в период краха советской модели и развития демократических идей.
     Противоречия  отношений собственности носят  объективный характер и вытекают из противоречий между общественным характером производства и формой присвоения его условий и результатов. Их разрешение заключается в создании предпосылок и условий для многосубъектности отношений собственности и многоуровневости процесса присвоения, ликвидации монополии государственной собственности, создании собственника, заинтересованного в эффективности собственности, повышении ее качественных и количественных показателей.
     Десятилетиями в нашей стране ограничивалась реализация индивидуальной и коллективной форм собственности, и вместе с тем  обеднялась реализация общественной собственности, тормозилось ее развитие. Реализация коллективной и индивидуальной форм собственности в рамках общественной собственности связана с кооперацией, арендой, акционерным делом.
     Благодаря своим неоднократно называемым в  публикациях возможностям и достоинствам: объединению различных форм собственности, оптимальному соединению общественных, коллективных и индивидуальных интересов, объективной невозможности в ряде случаев иного решения крупномасштабных задач, широким кредитно-финансовым возможностям, возможности внедрения в другие производства, участию акционеров в управлении, сложившемуся механизму стимулирования труда рабочих и служащих через участие в прибылях и т. п., организационным гарантиям от банкротства и стагнации и т. д. — акционирование является перспективным способом осуществления приватизации. Но у данного способа есть ряд существенных недостатков - возможная потеря контроля над предприятием (а отсюда и самоуправство, необоснованное завышение цен, занижение качества производимой продукции, нарушение законодательства, неэффективность в целом).

     Основная  часть

     1 Сущность приватизации.

     Как экономическое явление приватизация присуща всей мировой экономике. Но, сохраняя общие черты и закономерности, она в тех или иных условиях приобретает специфические черты.
     Основным  принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ - не навреди!
     В странах с развитой рыночной экономикой и переходной экономикой  цели приватизации различны.
     На  основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:
     - приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
     - приватизации должны предшествовать реструктуризация и разруше-ние неоправданных монополий;
     - изменения структуры собственности должны носить постепенный ха-рактер;
     - обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
     - приватизация должна проводится с учетом национальной безопасно-сти;
     - каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.
     Приватизация  – по закону РФ «О приватизации государственных  и муниципальных предприятий» (приложение 1) - это приобретение у государства  и муниципальных органов в  частную собственность предприятий, цехов, производств, выделенных в самостоятельные  предприятия, оборудования, зданий, других материальных активов предприятий, долей (паев, акций) государства и местных органов в капитале АО.
     В процессе приватизации в ходе массовых трансакций (передачи, перехода прав собственности) появляются новые социальные категории - собственников (акционеров), управляющих (менеджеров), наемных работников. Приватизация, таким образом, создает предпосылки для коренных изменений в структуре общественных групп и отношений.
     По  существу, приватизирующиеся предприятия  переходного периода – это основная ячейка, где совершается главное таинство рыночной трансформации экономики. Успешность и темпы трансформации зависят как от общей логики и последовательности проводимой экономической политики (внешние условия и среда функционирования капитала), принципов и методов самих реформ отношений собственности (подходы к приватизации и реформированию госсектора), так и от рыночной реструктуризации экономики (консолидация и эффективный перелив капиталов). При этом именно рынок капитала является ключевой проблемой создания эффективного комплекса рыночных механизмов в переходной экономике.
     Конкретные  методы проведения реформы собственности  зависят от того, на каких принципах  передается государственное имущество  новым собственникам. Это, прежде всего, выбор между платной (за полную стоимость или на льготных условиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началом приватизации стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий – все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам шли острые дискуссии социально-политического и экономического плана.
     1.2. Формы и методы приватизации.
     Все разнообразие методов может быть сведено к следующим:
     - прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг;
     - льготная продажа или бесплатная передача активов работникам компаний;
     - массовая ваучерная приватизация и реприватизация.
     Оценивая  результативность перечисленных методов, следует иметь в виду, что, во-первых, во всех странах использовались те или иные их комбинации, а, во-вторых, небольшая покупательная способность  граждан в сравнении с потенциальной  ценой государственных активов заставляла в ходе реформы собственности менять приоритеты в выборе методов приватизации.
     Массовая  приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации.
     Бесплатность  или низкая цена ваучеров позволила  большей части населения принять участие в массовой приватизации, а государственные активы прошли этап первичного закрепления прав собственности довольно быстро. положительным моментом является также быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных активов – крупных промышленных предприятий, что предотвратило или приостановило спонтанное расхищение подлежащего приватизации госимущества. Вместе с тем ваучерные схемы, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга.
     Приватизация  методом прямых продаж активов, ценных бумаг, имущественных комплексов заранее  подготовленному инвестору или  на денежных конкурсах, аукционах, тендерах и т.п. имеет преимущество – получение  денег, которые могут стать источником как поступлений в бюджет, так и инвестиций в приватизируемую компанию.
     Предметом продажи может стать лишь привлекательное  для инвесторов, прибыльное предприятие, поэтому данным методом, к сожалению, не могла приватизироваться большая часть нуждающихся в инвестициях крупных промышленных предприятий. Число инвесторов (особенно в сравнении с ваучерными схемами) сильно ограничено теми, кто реально имеет капитал. Из этого следует, что первичное закрепление прав собственности на государственные активы и дальнейшее их перераспределение может происходить достаточно концентрированно (в отличие от распыленности ваучерного метода). Аукционы и конкурсы способствуют выявлению рыночной оценки приватизируемых активов активов на уровне максимально прибыльной. Но по эффективным ценам удается продать лишь небольшую часть предприятий. Большинство же предприятий реализуется по заниженным ценам, и результативность сделок купли-продажи для продавца состоит главным образом в смене государственной собственности на активы на частную. Для покупателя результат определялся способностью извлечь прибыль из приобретенных активов.
     Передача  или льготная продажа государственных  активов работникам приватизируемых  компаний получила особый размах в  России, где использовалась в общей схеме массовой ватерной приватизации и способствовала первичной передаче в собственность трудовых коллективов 3/4 приватизированных компаний. Ценность активов, полученных акционерами с помощью этого метода приватизации, крайне неравноценна по отраслям и компаниям – от весьма существенных элементов собственности и дохода (как, например, было в российском «Газпроме» или в крупных нефтяных компаниях) до пустых свидетельств собственнических прав на убытки и долги предприятий. Однако наиболее существенными негативными последствиями данного метода являются дефицит или даже полное отсутствие внешних инвесторов в первое время после приватизации, а также трудности в налаживании нормального корпоративного управления. Выход на рынки капиталов таких компаний может быть затруднен.
     Следующим методом приватизации является приватизация, т.е. восстановление в правах собственности  лиц, незаконно лишенных имущества  в результате конформационной национализации. Основными формами ре приватизации являются: реституция, т.е. возвращение собственности прежним владельцам в натуральном виде, и компенсация, т.е. возврат стоимости конфискованного имущества деньгами или специальными ваучерами.

     2 Проведение приватизации в России.

     2.1. Необходимость  приватизации собственности в России
     Подавляющее преобладание в нашей стране государственной  собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации  экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции. Из этого следует, что в России приватизация выступает ключевым направлением формирования рыночных отношений.
     Для этого потребовалось создание условий  формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:
     - приватизация собственности;
     - самостоятельность субъектов рынка;
     - система социальной поддержки населения;
     - право субъектов самостоятельно договариваться о цене: достаточное число производителей, формирующих предложения товаров;
     - устойчивость рубля и денежного обращения;
     - демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных свя-зей;
     - система социальной поддержки населения;
     - наличие конкуренции; независимое судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража;
     - право субъектов самостоятельно договариваться о цене;
     - развитие внешнеэкономических связей;
     - формирование у людей рыночных норм поведения.
     Таким образом, цель приватизации, как фундаментального элемента реформы в «переходной» экономике заключалась в обеспечении  условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.
     При этом важную роль при достижении целей  приватизации играла программа Российского  правительства, определявшая очередность  практических шагов приватизации:
     -    преодоление монополии государства  и создание условий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;
     -    преодоление бесхозяйственности, убыточности,  дефицитов, в том числе и  дефицита бюджета как одного  из основных источников инфляции;
     -    стимулирование инициативы собственников  как источника самодвижения, саморазвития  экономики;
     -    изменение роли государства, ибо государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом государство берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.
     При участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид:
     -    государственные предприятия,
     -    частный бизнес,
     -    народные предприятия,
     -    акционерные корпорации с преобладанием  государственного капитала,- акционерные негосударственные предприятия.
     Такая структура и характерна для многоукладной  рыночной экономики. Рынок необходим  для российского государства, как  средство решения многих экономических  и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административного механизма управления экономикой.
     2.2. Этапы приватизации в России
     В июле 1991г. были приняты закон о  приватизации государственных и  муниципальных предприятий и  государственная программа приватизации. Были созданы две государственные структуры, ответственные за осуществление приватизации: Российский фонд федерального имущества и Государственный комитет по управлению государственным имуществом . В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.
     Окончательная версия программы приватизации была принята президентским указом в  июне 1992г. (приложение 2). Она стала результатом двойного компромисса: с одной стороны, между раздачей собственности бесплатно и за деньги, с другой – между приватизацией в интересах всех граждан и приоритетам, отдаваемым работникам предприятий. Программа стала основным документом, регулирующим массовую приватизацию 1992-1994гг. Программа приватизации предусматривала разделение всех крупных предприятий на несколько  групп:
     1. подверженные обязательной приватизации (предприятия легкой промышленности, в частности, текстильные, пищевые и мебельные);
     2. приватизируемые по специальному разрешению ГКИ (крупные Машиностроительные предприятия);
     3. приватизируемые по специальному разрешению правительства (основные предприятия в стратегических отраслях – добыче полезных ископаемых и оборонной);
     4. предприятия, приватизация которых запрещена (медицинские учреж-дения).
     Из  приватизационного процесса оказались  исключены предприятия, имеющие  очевидную рыночную ценность (нефтяные компании), а также естественные монополии в области электроснабжения и телекоммуникаций, так что с  самого начала для приватизации предполагались лишь предприятия с сомнительной ценностью. Ряд государственных предприятий был исключен из программы приватизации, потому что они:
     - не могли бы выжить без массивных государственных субсидий и сразу бы обанкротились;
     - были прибыльными и поэтому избежали ваучерной приватизации в ожидании следующего этапа денежной приватизации;
     - были исключены правительством из программы приватизации;
     - предназначались для более поздней приватизации группами с обширными политическими связями и влиянием
     Согласно  программе, крупные предприятия  должны быть преобразованы в открытые акционерные общества (ОАО), а затем  приватизированы комбинированным  способом: в процессе привилегированного выкупа акций работниками, а также  ваучерных аукционов, и только потом открывался доступ для внешних инвесторов.
     Ваучерный этап приватизации начался в октябре 1992г. Каждый ваучер, который мог получить любой гражданин за 25 руб., имел номинальную  стоимость в 10000 руб. Это позволило без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий.
     В первичном размещении акций большинства  компаний принимали участие следующие  группы инвесторов: работники и менеджмент компаний (трудовые коллективы), крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании, компании-смежники), мелкие инвесторы (граждане и их объединения).
     Трудовые  коллективы на ваучерном этапе получили беспрецедентные по мировым мерам льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних - увеличилась почти вдвое.
     Крупные институциональные инвесторы проявили интерес в основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям (черная и  цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не получили. Банки, надеясь на крупные спекулятивные доходы, приобрели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихся совершенно неконкуренто-способными и требовавших огромных инвестиций для рыночной реструктуризации.
     Результаты  ваучерного этапа оказались более  скромными, чем ожидалось: приватизированные  предприятия не получили никаких  дополнительных инвестиционных ресурсов. Однако главное все же было достигнуто: в России началось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора.Массовая приватизация создала предпосылки для распыления акционерного капитала среди множества индивидуальных собственников. В результате массовой приватизации 1992-1994гг. были разрушены старые механизмы контроля, а новые не были созданы. Административный контроль со стороны профильных министерств и ведомств стал уже невозможен, а ры-ночные механизмы контроля со стороны акционеров и фондовой биржи еще не начали действовать.
     После 1 июля 1994г. приватизация (покупка и  продажа акций и ваучеров) продолжалась только за деньги. Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменить так называемый денежный этап, на котором акции приватизированных предприятий продавались бы стандартными методами, за «живые» деньги. Должен был заработать и фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации начался с 1995г. и имел две основные цели:
     -    пополнение государственного бюджета;
     -    инвестиционная поддержка приватизированных  компаний.
     Уже в середине 1995г. количество приватизированных  предприятий превысило количество неприватизированных, составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего числа. В 1995г. весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВВП России.
     На  денежном этапе продажа акций  уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компании. Намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам:
     -    на заключительном этапе ваучерной  приватизации в целях оживления затухания спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний;
     - у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложений – рынок государственных ценных бумаг;
     - из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую.
     Субъектами, предъявившими наибольшей платежеспособный спрос в ходе денежной приватизации, стали теневые бизнесмены, бывшие бюрократы, сотрудники органов государственной безопасности и иногда иностранцы.
     В 1995-1996гг. не была достигнута главная, фискальная цель приватизации – недовыполнение заданий по поступлениям в бюджет было огромным. переломить на некоторое время негативную тенденцию удалось с помощью новой для России (и нетипичной в мировой практике) схемы так называемых залоговых аукционов (осень – зима 1995г.). в соответствии с этой схемой правительство (госбюджет) получает от коммерческих банков кредит под залог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний («Сургутнефтегаз», «ЛУКойл», «Норильский никель» и т.д.). По акциям, предназначенным в залог, проведены тендеры, победителями которых были признаны банки, предложившие более крупные кредиты. Банки, выигравшие на залоговом аукционе, получили право управлять залоговыми пакетами в течение всего времени залога. По истечении этого времени (намеченный срок – 1 сентября 1996г.) в случае невозврата кредитов (а иначе и не могло быть при катастрофическом состоянии госбюджета) залогодержатель получал право продать залоговые пакеты и погасить за счет выручки предоставленные правительству кредиты. С определенными оговорками залоговые схемы можно назвать специфическим методом приватизации – практически все залогодержатели предпочли не продавать свои пакеты. На залоговые аукционы были выставлены акции 12 компаний. Бюджет в общем итоге получил от залоговых аукционов около 1 млрд. долларов.
     Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских промышленных предприятий под частное управление. Но на их результативности сказался очевидный олиолигархический характер переходной экономики в России. Залоговые аукционы практически были закрыты для большинства банков, создавая выгодные условия только «для своих». Поэтому суммы залога и цена последующих продаж оказались в 3-5 раз ниже того, что могло быть получено на открытых торгах.
     Действительный  результат реализации схемы заключался в том, что нескольким нуворишам  и магнатам удалось получить «бриллианты» промышленности по крайне низкой цене. Более того, вопреки идеологии массовой приватизации схема «кредиты в обмен на акции» показала, что правительство вовсе не собиралось придерживаться в ходе приватизации крупных и ценных предприятий принципа приоритетности интересов простых россиян. Данная схема вызвала волну общественной критики приватизации. Фактически имела место успешная попытка создания новой экономической элиты, хотя и вопреки первоначальным принципам приватизации, с помощью сомнительных и мошеннических методов. Новая элита получила активы практически бесплатно.
     Часто оцениваемые как позорные, совершенные  на основе тайного сговора и коррумпированные, залоговые аукционы привели к  замедлению хода российской приватизации после 1995г. На последнем этапе приватизации, в 1996-1997гг., правительство выставляло на продажу остающиеся у него пакеты акций в рамках инвестиционных тенд
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.