На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовый анализ предприятия (на примере ОАО ПК «Балтика»)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО  «Дальневосточная государственная  социально-гуманитарная академия»
Факультет МИТТ
Кафедра экономики и финансов 

Допустить к защите 
 

___________________________________
                     подпись руководителя курсового  проекта 

«____» _____________201__г. 
 
 

Курсовой  проект
Экономический анализ и диагностика финансово-хозяйственной  деятельности предприятия 

на тему: Финансовый анализпредприятия (на примере ОАО ПК «Балтика»)  
 
 
 
 

Автор курсового  проекта                                     Хафизов В. Р.
Специальность: 080801 «Прикладная информатика в экономике»
Группа 1561
             
Проект защищён  «_____» ___________________ 201__г. 

С оценкой______________________________________ 

Руководитель  курсового проекта:
старший преподаватель  кафедры экономики и финансов 
 

_________________________ М.О. Юркин
         подпись 
     

Биробиджан, 2010 

 
Рецензионный  лист курсового проекта по ЭАДФХД 

студента _____курса___________________________________________________ 

Замечания
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Рекомендации 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Оценка работы над замечаниями 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 

подпись руководителя _______________________________________________________ 
 

Содержание 

Введение 6
1. Теоретико-методологические особенности анализа деятельности организации
 
8
    1.1 Необходимость финансового анализа  в деятельности      предприятия
 
8
    1.2 Методика комплексного финансового  анализа      деятельности  предприятия
 
8
2. Мониторинг финансовой деятельности ОАО «Пивоваренная компания  «Балтика»
 
10
    2.1 Организационно-экономическая характеристика     предприятия
 
21
    2.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия 23
    2.3 Анализ платёжеспособности предприятия 27
    2.4 Анализ деловой активности 30
    2.5 Анализ финансовых результатов предприятия 32
    2.6 Анализ ликвидности имущества предприятия 35
    2.7 Прогноз банкротства 38
    2.8 Выводы 40
3. Проект-обоснование улучшения финансового состояния предприятия ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»
 
42
    3.1 Направления улучшения финансового  состояния 42
    3.2 Экономическое обоснование проекта  улучшения         финансового состояния ОАО «Пивоваренная компания
       «Балтика»
 
 
43
Заключение 46
Список  литературы 48
Приложение  А Бухгалтерский баланс 49
Приложение  Б Отчет о прибылях и убытках 51
     Введение
  

     Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия  в современных условиях, управленческому  персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.
     Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего более точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастают приоритетность и роль финансового анализа, основным содержанием которого служит комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала.
     На  основании вышеизложенного можно сделать вывод об актуальности рассматриваемой в данном проекте темы.
     Объект  курсового проекта – ОАО «Пивоваренная  компания «Балтика».
     Предмет исследования – методика анализа финансовой деятельности и практика применения её в управленческой деятельности.
     Цель  проекта – анализ финансового состояния ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», как инструмента для проведения мероприятий по улучшению его финансового состояния и стабилизации положения.
     Основные  задачи, поставленные в ходе работы над проектом:
     1) Изучить теоретико-методологические особенности финансового анализа деятельности предприятия;
     2) Осуществить мониторинг финансовой деятельности ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»;
     3) Разработать предложения по улучшению финансовой деятельности предприятия.
     Первая  часть работы посвящена теоретическим  вопросам финансового анализа деятельности предприятия, в частности: необходимости проведения финансового анализа в управлении предприятием, а также рассмотрению существующей в практике методики комплексного финансового анализа деятельности предприятия.
     Особое  место уделено второй и третьей, практическим частям проекта, в которых проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности реально действующего предприятия, а также разработаны рекомендации по улучшению деятельности предприятия.
     Таким образом, в данной работе рассмотрен круг вопросов, связанных с анализом финансово-хозяйственной деятельности в целом и в части практического  применения аналитических процедур.
     Таким образом, реальные условия функционирования предприятия обуславливают необходимость проведения объективного и всестороннего финансового анализа хозяйственных операций, который позволяет определить обязанности его деятельности, недостатки в работе и причины их возникновения, а также на основе полученных результатов выбрать конкретные рекомендации по оптимизации деятельности. 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретико-методологические  особенности анализа
     деятельности  организации 
 

      Необходимость финансового анализа в деятельности предприятия
 
 
     Финансовый  анализ представляет собой оценку финансово-хозяйственной деятельности фирмы в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем. Его цель – определить состояние финансового здоровья фирмы, выявить слабые места, потенциальные источники возникновения проблем при дальнейшей ее работе и обнаружить сильные стороны, на которые фирма может сделать ставку. При оценке финансового положения фирмы к помощи финансового анализа прибегают различные экономические субъекты, заинтересованные в получении наиболее полной информации о ее деятельности. Так, собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы, а кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам.1
     Финансовый  анализ – это метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.
     Финансовый  анализ может выполняться как управленческим персоналом предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации. Тем не менее, принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний.
     Внутренний  анализ проводится работниками предприятия. Информационная база такого анализа  гораздо шире и включает любую  информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности анализа.
     Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для  предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия. Внешний анализ менее дета-
лизирован и более формализован.
     Чтобы обеспечить выживаемость предприятия  в современных условиях, управленческому  персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние как своего предприятия, так и его реальных и потенциальных контрагентов. Для этого необходимо:
     а) владеть методикой оценки финансового  состояния предприятия;
     б) иметь соответствующее информационное обеспечение;
     в) иметь квалифицированный персонал, способный реализовать данную методику на практике.2
     Оценка  финансового состояния может  быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового  обеспечения.
     Основу  информационного обеспечения анализа финансового состояния, как это было отмечено выше, должна составить бухгалтерская отчетность. Безусловно, в анализе может использоваться дополнительная информация, главным образом, оперативного характера, однако она носит лишь вспомогательный характер.
     Основной  целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину  финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений  в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
     В результате финансового анализа  определяется как текущее финансовое состояние предприятия, так и  ожидаемые в перспективе параметры  финансового состояния.
     Цели финансового анализа также зависят от субъектов анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации. Цели финансового анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором в конечном счете является объем и качество исходной информации.
     Финансовый  анализ – это процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов дальнейшего повышения его рыночной стоимости.3
     Финансовый  анализ, чаще всего в прикладном аспекте, понимают как процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов дальнейшего повышения его рыночной стоимости.
    Определившись с сущностью финансового анализа, необходимостью его проведения в  организации, рассмотрим методику комплексного финансового анализа деятельности предприятием. 
 

     1.2 Методика комплексного финансового  анализа деятельности 
     Предприятия 
 

     Для решения конкретных задач финансового  анализа применяется целый ряд  специальных методов, позволяющих  получить количественную оценку отдельных  аспектов деятельности предприятия. В финансовой практике в зависимости от используемых методов различают следующие системы финансового анализа, проводимого на предприятии: трендовый, структурный, сравнительный и анализ коэффициентов (см. рисунок 1.1). 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1.1 – Системы финансового анализа, базирующиеся на различных методах его проведения 

     1) Трендовый (горизонтальный) финансовый анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей и определяются общие тенденции их изменения (или тренд).
     Формы трендового (горизонтального) анализа:
     - сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями предшествующего периода (например, с показателями предшествующей декады, месяца, квартала);
     - сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями
аналогичного  периода прошлого года (например, показателей  второго квартала отчетного года с аналогичными показателями второго квартала предшествующего года);
     - сравнение финансовых показателей за ряд предшествующих периодов. Целью такого анализа является выявление тенденции изменения отдельных показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия. Результаты такого анализа обычно оформляются графически в виде линейных графиков или столбиковой диаграммы изменения показателя в динамике.
       2) Структурный (вертикальный) финансовый анализ базируется на структурном разложении отдельных показателей. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих финансовых показателей.
     Наибольшее  распространение получили следующие  формы структурного (вертикального) анализа: анализ активов, капитала, денежных потоков.
     - Структурный анализ активов
     В процессе этого анализа определяются соотношение (удельные веса) оборотных  и внеоборотных активов, состав используемых оборотных активов, состав используемых внеоборотных активов, состав активов предприятия по степени их ликвидности, состав инвестиционного портфеля и другие;
     - Структурный анализ капитала
     В процессе этого анализа определяются удельный вес собственного и заемного капиталов, состав используемого собственного капитала, состав используемого заемного капитала по видам, состав используемого заемного капитала по срочности обязательств (возврату) и другие;
     - Структурный анализ денежных потоков
     В процессе этого анализа в составе общего денежного потока выделяют денежные потоки по оперативной (производственной) деятельности, по финансовой и по инвестиционной деятельности. Каждый из этих видов денежных потоков в свою очередь может быть глубоко структурирован по отдельным составляющим его элементам.
     Результаты  структурного (вертикального) анализа  также могут быть оформлены графически в виде столбиковой или секторной диаграммы структуры показателя.
     3) Сравнительный финансовый анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных финансовых показателей между собой. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. Наибольшее распространение получили следующие формы сравнительного анализа: анализ финансовых показателей предприятия и среднеотраслевых показателей, анализ финансовых показателей данного предприятия и предприятий-конкурентов, анализ финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия, анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей:
     - сравнительный анализ финансовых показателей предприятия и среднеотраслевых показателей. В процессе этого анализа выявляют степень отклонения основных результатов финансовой деятельности данного предприятия от среднеотраслевых в целях дальнейшего повышения ее эффективности;
     - сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и предприятий-конкурентов. В процессе этого анализа выявляются слабые стороны деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по повышению его конкурентной позиции;
     - сравнительный анализ финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия. Такой анализ проводится в разрезе сформированных на предприятии центров экономической ответственности с целью сравнительной оценки эффективности их финансовой деятельности;
     - сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей. В процессе этого анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых (нормативных), определяются причины этих отклонений и вносятся соответствующие коррективы в последующую финансовую деятельность.
     4) Анализ финансовых коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. В процессе осуществления этого анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие различные аспекты финансовой деятельности. Наибольшее распространение получили следующие аспекты такого анализа: финансовой устойчивости, платежеспособности, оборачиваемости активов и рентабельности (см. рисунок 1.2).
       

       
 

Рисунок 1.2 – Элементы анализа финансовых коэффициентов 

     1) Анализ финансовой устойчивости
     В процессе этого анализа выявляется уровень финансового риска, связанного со структурой источников формирования капитала предприятия, а соответственно и степень финансовой стабильности предстоящего развития предприятия. Для проведения такого анализа используются следующие основные финансовые коэффициенты:
     а) коэффициент автономии (КА). Он показывает, в какой степени используемые предприятием активы сформированы за счет собственного капитала. Расчет этого показателя осуществляется по формуле (1.1): 

                                          
                                                             (1.1),

      
где ССК – сумма собственного капитала;
     СА  – сумма всех используемых активов.
     б) коэффициент финансирования (КФ). Он показывает, какая сумма заемных  средств привлечена предприятием в  расчете на единицу собственного капитала. Расчет этого показателя проводится по формуле (1.2): 

                                     (1.2),
      
где  СЗС – сумма используемых заемных средств (сумма заемного капитала).
     в) коэффициент задолженности (КЗ). Он показывает, какая сумма заемных  средств приходится на единицу всего  используемого капитала. Этот показатель рассчитывается по формуле (1.3): 

                                             
               (1.3),

 где  СК – сумма всего используемого капитала.
     г) коэффициент долгосрочной финансовой независимости (КДН). Этот показатель определяется по формуле (1.4): 

                                         
                 (1.4)

      
     2) Анализ платежеспособности
     В процессе этого анализа выявляется возможность предприятия своевременно расплачиваться по своим обязательствам в зависимости от состояния ликвидности  его активов. Проведение такого анализа  требует предварительной группировки активов предприятия по уровню ликвидности, а его обязательств – по срочности погашения.
     Для осуществления анализа платежеспособности используются следующие основные финансовые коэффициенты:
     а) коэффициент абсолютной платежеспособности (КАП). Он показывает, в какой степени неотложные обязательства предприятия могут быть удовлетворены за счет имеющихся активов в ликвидной форме. Расчет этого показателя производится по формуле (1.5): 

                                                    (1.5),
 
где  ДА – денежные активы;
     КФВ – краткосрочные финансовые вложения;
     НО  – неотложные обязательства.
     б) коэффициент промежуточной платежеспособности (КПП). Он показывает, в какой мере все текущие обязательства (неотложные и краткосрочные) могут быть удовлетворены за счет активов в ликвидной форме и быстрореализуемых активов. Расчет этого показателя осуществляется по формуле (1.6): 

                                                       (1.6), 

где  А1 – активы в ликвидной форме;
     А2 – быстрореализуемые активы;
     O1, O2 – все виды текущих обязательств.
     в) коэффициент текущей платежеспособности (КТП). Он показывает, в какой мере все текущие обязательства предприятия  могут быть удовлетворены за счет всех его текущих (оборотных) активов. Расчет этого показателя осуществляется по формуле (1.7): 

                                                                     (1.7), 

где  Al, A2, A3 – все виды оборотных активов;
     Ol, O2 – все виды текущих обязательств.
     3) Анализ оборачиваемости активов
     В процессе этого анализа устанавливается, насколько быстро средства, вложенные в активы, оборачиваются в процессе деятельности предприятия. Для проведения анализа оборачиваемости активов используются следующие основные финансовые коэффициенты:
     а) коэффициент оборачиваемости всех используемых активов (КОА). Он определяется по формуле (1.8): 

                                                                              (1.8),
      
где   ПП – и объем продажи продукции (товаров, услуг);
     Аср – средняя стоимость используемых активов.
     Средняя стоимость используемых активов рассчитывается при этом за тот же период, что и объем продажи. Для расчета средней стоимости активов (А) используется следующая формула (1.9):  

                                            (1.9),
      
где  An – сумма активов в n-периоде;
     n – число периодов (кварталов, месяцев).
     б) коэффициент оборачиваемости оборотных  активов (КООА). Он рассчитывается по формуле (1.10): 

                                                             (1.10), 

 где ОАср – средняя сумма оборотных активов.
     в) продолжительность оборота используемых активов (ПОА). Для расчета этого показателя используется формула (1.11): 

                                                       (1.11),
 
где  ПД – число дней в периоде;
     КОА – коэффициент оборачиваемости всех используемых активов.
     г) продолжительность оборота оборотных  активов (ПООА). Она определяется по формуле (1.12): 

                                                     (1.12),
      
     Коэффициенты  оборачиваемости и продолжительности  оборота могут быть рассчитаны и  по отдельным видам оборотных активов (денежным средствам, товарно-материальным запасам и т. п.).
     4) Анализ рентабельности
     В процессе этого анализа устанавливается  уровень прибыльности использования  капитала в целом или отдельных  его частей, а также уровень  прибыли по отношению к другим показателям хозяйственной деятельности. Для проведения анализа рентабельности используются следующие основные финансовые коэффициенты:
     а) коэффициент рентабельности всех используемых активов или коэффициент финансовой рентабельности (РА). Он показывает уровень прибыльности всех используемых активов (или всего используемого капитала). Расчет этого показателя осуществляется по формуле (1.13): 

                                                                  (1.13),
где  ПР – прибыль;
     Аср – средняя сумма используемых активов.
     б) коэффициент рентабельности собственного капитала или коэффициент финансовой рентабельности (РК). Он показывает уровень  прибыльности собственных средств  предприятия. Расчет этого показателя производится по формуле (1.14): 

                                                                (1.14), 

где  ССКср – средняя сумма собственных средств предприятия.
     в) коэффициент рентабельности продажи  продукции (РП). Его расчет осуществляется по формуле (1.15): 

                                                                    (1.15) 

     г) коэффициент рентабельности текущих  затрат (РЗ). Для определения этого  показателя используется формула (1.16): 

                                                           (1.16), 

 где  ВР – сумма валовых расходов производства и обращения.
     Коэффициент рентабельности может быть рассчитан  также и по отдельным видам  активов (оборотным, внеоборотным).
     В ходе написания первой главы проекта  выяснено, финансовый анализ – это метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Он является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов: собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы, кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Мониторинг финансовой  деятельности ОАО  «Пивоваренная компания «Балтика» 
     

     2.1 Организационно-экономическая характеристика  предприятия 
 

     Пивоваренный  завод «Балтика» был построен по проекту института «Гипропищепром-2» как один из пивных заводов Ленинградского производственного объединения пивоваренной и безалкогольной промышленности «Ленпиво».
     Строительство нового завода началось в 1978 году. Государственное предприятие «Пивоваренный завод «Балтика» было образовано в 1990 году сразу после завершения строительства.
     Первая  партия пива была отпущена в торговую сеть в ноябре 1990 года, тогда было произведено всего 27 тыс. литров пива. На тот момент не существовало единого бренда «Балтика», пиво продавалось под широко известными марками «Жигулевское», «Рижское», «Адмиралтейское», «Праздничное».
     В 1992 году началась приватизация предприятия, в процессе которой произошла  его реорганизация в Открытое Акционерное Общество. Акционерами «Балтики» тогда стали 28 юридических и свыше 2000 физических лиц.
     Примерно  в это же время началось создание собственной торговой марки – «Балтика». Пиво «Балтика» должно было стать продуктом высочайшего европейского уровня, сваренным по классической технологии. Реализуя эту задачу, руководство завода разработало первую инвестиционную программу реконструкции и развития предприятия.
     Благодаря реализации программы реконструкции, «Балтика» стала первым в России пивоваренным заводом, оснащенным самым современным европейским оборудованием. Региональная экспансия компании началась в 1997 году, когда был создан собственный холдинг и приобретён контрольный пакет акций завода «Донское пиво» в Ростове-на-Дону. В октябре 2000 года компания «Балтика» установила контроль над заводом «Тульское пиво». В тот же момент профильные департаменты компании «Балтика» разработали инвестиционную программу, нацеленную на увеличение мощностей приобретённых заводов и замену устаревшего оборудования. Кроме этого, с 1998 года «Балтика» создает сеть сбытовых подразделений в регионах. Таким образом, прежнее название – ОАО «Пивоваренный завод «Балтика» – потеряло актуальность.
     В 1998 году акционеры утвердили решение  Совета Директоров о переименовании предприятия в ОАО «Пивоваренная компания «Балтика».
     В 1999 году на территории завода «Балтика» в Санкт-Петербурге закончено строительство автоматизированного склада готовой продукции. Его уникальность заключается в высокой автоматизации и возможности отгрузки продукции на автомобильный и железнодорожный транспорт.
     30 ноября 2000 года состоялось открытие крупнейшего в России «Солодовенного завода Суффле-Санкт-Петербург». Завод построен ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» совместно с французской фирмой «Groupe Soufflet». Французские партнёры вложили в проект около 35 млн. долларов, им принадлежит 70 % акций завода, остальные расходы взяла на себя «Балтика», доля которой в проекте составляет 30 %. Производственная мощность «Солодовенного завода Суффле-Санкт-Петербург» составляет 105 тысяч тонн солода в год.
     В августе 2004 года на предприятии «Балтика»  в Туле состоялось открытие самого современного в России и ближнем зарубежье солодовенного завода. Высококачественный солод, получаемый на заводе из ячменя элитных сортов (таких как Скарлетт, Престиж и Барке), полностью соответствует стандартам ведущих европейских производителей.
     Поворотным моментом в истории компании «Балтика» стал 2006 год.                7 марта подавляющее большинство акционеров ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» высказались за объединение компании с пивоваренными компаниями «Вена», «Пикра» и «Ярпиво».
     Объединение компаний стало уникальным для России проектом, с точки зрения специфики, сложности и сроков. Процедура  прошла в строгом соответствии с  российским законодательством и  при полном соблюдении интересов  акционеров всех четырех компаний. Благодаря четкой координации действий акционеров, менеджмента и всех сотрудников компаний «Балтика», «ВЕНА», «Пикра», «Ярпиво», а также открытой информационной политике проект был реализован в строгом соответствии с международным корпоративным правом.
     С 2007 года компании «Балтика», «ВЕНА», «Пикра», «Ярпиво» существуют как единое юридическое лицо.
     В апреле 2008 года «Балтика» вошла в  международную группу Carlsberg, которой  принадлежит 89,01 % уставного капитала Компании.
     ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»  имеет:
     - Представительство в Китайской Народной Республике;
     - ООО «Балтика-Бел», Белоруссия;
     - ООО «Балтика», Киргизия;
     - ООО «Балтика-Украина»;
     - Baltika Deutschland GmbH, Германия.
     Профиль пивоваренной компании «Балтика»:
      - лидер российского рынка пива с долей около 41 %;
     - самая крупная компания России в сфере производства товаров народного потребления;
     - пивоваренные заводы в 10 городах России – в Санкт-Петербурге, Ярославле, Туле, Воронеже, Ростове-на-Дону, Самаре, Челябинске, Красноярске, Хабаровске, Новосибирске; завод в Баку (Азербайджан);
     - 2 собственных солодовни;
     - совокупная производственная мощность заводов компании составляет 5,2 млн. гектолитров пива в месяц;
     - около 30 брендов пива (в их числе «Балтика», «Арсенальное», «Невское», «Ярпиво», Tuborg, Carlsberg, Kronenbourg 1664, ряд региональных марок) и 11 непивных брендов;
     - продажи в 98 % торговых точек России;
     - бренд «Балтика» входит в тройку самых дорогих брендов России, №1 по продажам в Европе;
     - Продукция компании «Балтика» представлена более чем в 60 странах мира, в том числе в странах Западной Европы, Северной Америки, ближневосточного региона.
     После определения специфики деятельности исследуемой организации, перейдём непосредственно к мониторингу финансовой деятельности                      ОАО «Пивоваренная компания «Балтика».   
 

     2.2 Анализ финансовой устойчивости  предприятия 
 

     Рассчитаем  основные показатели финансовой устойчивости исследуемой организации (см. таблицу 2.1). 

Таблица 2.1       –       Показатели     финансовой     устойчивости4
Показатель Значение  показателя Изменение показателя 
(гр.4-гр.2)
Описание  показателя и его нормативное значение
на 31.12.2007 на 31.12.2008 на 31.12.2009
1 2 3 4 5 6
1. Коэффициент автономии (стр. 490/стр.300)
0,62 0,68 0,8 +0,18 Отношение собственного капитала к общей сумме капитала. 
Нормальное значение для данной отрасли: 0,45 и более (оптимальное 0,55-0,7).
2. Коэффициент финансового левериджа (стр. 590+
+стр. 690)/стр.490
0,62 0,47 0,25 -0,37 Отношение заемного капитала к собственному.  
 
 

Продолжение таблицы 2.1
3. Коэффициент покрытия инвестиций (стр. 490+ стр. 590)/стр. 700
0,66 0,72 0,83 +0,17 Отношение собственного капитала и долгосрочных обязательств к общей сумме капитала. 
Нормальное значение: 0,7 и более.
4. Коэффициент маневренности собственного капитала (стр. 490-
-стр. 190)/490
-0,09 -0,04 0,22 +0,31 Отношение собственных  оборотных средств к источникам собственных средств. 
Нормальное значение для данной отрасли: 0,1 и более.
5. Коэффициент мобильности оборотных средств (стр. стр. 260+стр. 250)/
стр. 290
0,27 0,09 0,77 +0,5 Отношение наиболее мобильной части оборотных средств (денежных средств и финансовых вложений) к общей стоимости оборотных  активов.
6. Коэффициент обеспеченности запасов (стр. 490-стр.190/стр. 210)
-0,38 -0,2 2,54 +2,92 Отношение собственных  оборотных средств к величине материально-производственных запасов. 
Нормальное значение: 0,5 и более.
7. Коэффициент краткосрочной задолженности (стр. 690/стр. 590+
стр. 690)
0,89 0,89 0,86 -0,03 Отношение краткосрочной задолженности к общей сумме задолженности.
 
 
     Коэффициент автономии организации на 31.12.2009 г. составил 0,8. Полученное значение говорит  о неоправданно высокой доли собственного капитала ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» (80 %) в общем капитале организации – организация слишком осторожно относится к привлечению заемных денежных средств. Коэффициент автономии за два последних года вырос на 0,18.
     Представим  структуру капитала исследуемой  организации в виде диаграммы (см. рисунок 2.1). 
 
 

       
 

       
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.1 – Структура капитала ОАО «Пивоваренная  компания «Балтика»
(по состоянию  на 31.12.2009г.)5 

     Коэффициент покрытия инвестиций в течение анализируемого периода (31.12.07 – 31.12.09г.) увеличился c 0,66 до 0,83 (т.е. на 0,17). Значение коэффициента на 31.12.2009г. вполне соответствует норме (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» составляет 83 %).
     Коэффициент обеспеченности материальных запасов  на последний день анализируемого периода (31.12.2009) составил 2,54, при этом по состоянию на 31.12.2007г. коэффициент обеспеченности материальных запасов был намного ниже – -0,38 (т.е. рост составил 2,92). В начале рассматриваемого периода коэффициент не соответствовал норме, однако позже ситуация изменилась. По состоянию на 31.12.2009г. значение коэффициента обеспеченности материальных запасов можно характеризовать как полностью укладывающееся в норму.
     По  коэффициенту краткосрочной задолженности  видно, что величина краткосрочной кредиторской задолженности ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» значительно превосходит величину долгосрочной задолженности (85,6 % и 14,4 % соответственно). При этом за весь рассматриваемый период доля долгосрочной задолженности выросла на 3,5 %.
     Динамика основных показателей финансовой устойчивости ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» представлена на рисунке 2.2.
       
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.2 – Динамика показателей финансовой устойчивости 

      Проведём  анализ финансовой устойчивости по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств (см. таблицу 2.2).
     По  всем трем вариантам расчета на 31.12.2009 г. наблюдается покрытие собственными оборотными средствами имеющихся у ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» запасов и затрат, поэтому финансовое положение организации по данному признаку можно характеризовать как абсолютно устойчивое. Более того все три показателя покрытия собственными оборотными средствами запасов и затрат за два последних года улучшили свои значения.

Таблица 2.2   –   Анализ финансовой устойчивости по величине излишка

                             (недостатка) собственных оборотных средств6

Показатель  собственных оборотных средств (СОС) Значение  показателя Излишек (недостаток)*
на  начало анализируемого периода (31.12.2007) на конец  анализируемого периода (31.12.2009) на 31.12.2007 на 31.12.2008 на 31.12.2009
1 2 3 4 5 6
СОС1 (рассчитан без учета долгосрочных и краткосрочных пассивов) -3 072 568 11 217 908 -11 181 198 -9 368 670 +6 797 420
 
Продолжение таблицы 2.2
СОС2 (рассчитан с учетом долгосрочных пассивов; фактически равен чистому оборотному капиталу, Net Working Capital) -683 795 13 077 613 -8 792 425 -7 149 118 +8 657 125
СОС3 (рассчитанные с учетом как долгосрочных пассивов, так и краткосрочной задолженности по кредитам и займам) 10 487 393 13 259 185 +2 378 763 +413 719 +8 838 697
*Излишек (недостаток) СОС рассчитывается как разница  между собственными оборотными  средствами и величиной запасов  и затрат. 

     Для наглядности представим имеющийся  цифровой материал в виде диаграммы (см. рисунок 2.3).
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.3 – Динамика собственных оборотных  средств 
 

     2.3 Анализ платёжеспособности предприятия  
 

      Показателями  для оценки удовлетворительности структуры  баланса предприятия являются:
     - коэффициент текущей ликвидности;
     - коэффициент восстановления платежеспособности;
     - коэффициент утраты платежеспособности.
     Коэффициент восстановления платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его  установленному значению. Расчетный  коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения этого коэффициента на конец отчетного периода и изменение этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период восстановления платежеспособности (6 месяцев). Расчёт производим по формуле (2.1):  

                         
                          (2.1), 
 

где  Ктек. лик. к – фактическое значение (на конец отчетного периода)
                            коэффициента текущей ликвидности;
     Ктек. лик. н – значение коэффициента текущей ликвидности на начало
              отчетного периода;
     Т – отчетный период, мес.;
     2 – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности;
     6 – нормативный период восстановления платежеспособности в
           месяцах.
     Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значения больше 1, рассчитанный на нормативный период, равный 6 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность. Если этот коэффициент меньше 1, то предприятие в ближайшее время не имеет реальной возможности восстановить платежеспособность. 

     Коэффициент текущей ликвидности или коэффициент покрытия рассчитывается по формуле (2.2): 

           

     Коэффициент утраты платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения этого коэффициента на конец отчетного периода и изменение этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период утраты платежеспособности (3 месяца).
     Расчёт  производится по формуле (2.3): 
 

                         (2.3), 

где  Ктек. лик. к – фактическое значение (на конец отчетного периода)
                            коэффициента текущей ликвидности;
     Ктек. лик. н – значение коэффициента текущей ликвидности на начало
              отчетного периода;
     Т – отчетный период, мес.;
     2 – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности;
     3 – нормативный период восстановления платежеспособности в
           месяцах.
     Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий  значение больше 1, рассчитанный за период, равный 3 месяцам, свидетельствует о  наличии реальной возможности у  предприятия не утратить платежеспособность. Если этот коэффициент меньше 1, то предприятие в ближайшее время может утратить платежеспособность.
     Рассчитаем  указанные коэффициенты для ОАО  «Пивоваренная компания «Балтика».
     Рассчитаем  коэффициенты текущей ликвидности: 

     
 

     
 

     
 

     Рассчитаем  коэффициент восстановления платежеспособности:
     
 

     Так как данный коэффициент больше 1, то предприятие в ближайшее время имеет реальную возможность восстановить платежеспособность. 

     
 

     Так как данный коэффициент больше 1, то в ближайшее время платежеспособности предприятия ничего не грозит, она устойчива. 
 

     2.4 Анализ деловой активности  
 

     В таблице 2.3 рассчитаны показатели оборачиваемости ряда активов, характеризующие скорость возврата авансированных на осуществление предпринимательской деятельности денежных средств, а также показатель оборачиваемости кредиторской задолженности при расчетах с поставщиками и подрядчиками. 
 
 
 

Таблица 2.3    –     Расчет    показателей   оборачиваемости   активов7
Показатель  оборачиваемости Значение  в днях Изменение, дн.  
(гр.3 - гр.2)
2008 г. 2009 г.
1 2 3 6
Оборачиваемость оборотных средств (отношение выручки  в годовом исчислении к среднегодовой  величине оборотных активов; нормальное значение для данной отрасли: не более 136 дн.)
360/(92343230/0,5* *(18823684+18104893))= 360/5=72 360/(91857128/0,5* *(18104893+24157109))= 360/4,35=83 +11
Оборачиваемость запасов (отношение выручки  в годовом исчислении к среднегодовой стоимости запасов; нормальное значение для данной отрасли: 51 и менее дн.)
360/(92343230/0,5* *(8108630+7835608))= 360/11,6=31 360/(91857128/0,5* *(7835608+4420486))= 360/15=24 -7
Оборачиваемость дебиторской задолженности (отношение выручки в годовом исчислении к среднегодовой величине дебиторской задолженности; нормальное значение для данной отрасли: 63 и менее дн.)
360/(92343230/0,5* *(5433705+8381503))= 360/13,4=27 360/(91857128/0,5* *(8381503+8782896)= 360/15=11 -16
                                    Оборачиваемость кредиторской задолженности (отношение выручки  в годовом исчислении к среднегодовой  краткосрочной кредиторской задолженности;  нормальное значение для данной  отрасли: 65 и менее дн.)
360/(92343230/0,5* *(4483817+5029392))= 360/19,4=19 360/(91857128/0,5* *(5029392+9587058)= 360/12,6=29 +10
 

Продолжение таблицы 2.3
Оборачиваемость активов (отношение выручки  в годовом исчислении к среднегодовой  стоимости активов)
360/(92343230/0,5* *(57166012+61349564))= 360/1,56=231 360/(91857128/0,5* *(61349564+64469144)= 360/1,46=247 +16
Оборачиваемость собственного капитала (отношение выручки  в годовом исчислении к среднегодовой  величине собственного капитала)
360/(92343230/0,5* *(35259241+41702427))= 360/2,4=150 360/(91857128/0,5* *(41702427+51522020)= 360/1,97=183 +33
 
     Показатель  оборачиваемости активов в среднем  за два последних года показывает, что организация получает выручку, равную сумме всех имеющихся активов  за 242 календарных дня. Чтобы получить выручку равную среднегодовому остатку материально-производственных запасов в среднем требуется 28 дней. 
 

     2.5 Анализ финансовых результатов предприятия 
 

     Основные  финансовые результаты деятельности ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» в течение анализируемого периода (31.12.07г. – 31.12.09г.) приведены ниже в таблице 2.4.
     Годовая выручка за период с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. равнялась 91857128 тыс. руб.; это лишь на 486102 тыс. руб. ниже, чем за 2008-й год.
     Прибыль от продаж за 2009-й год равнялась  31622767 тыс. руб. За весь рассматриваемый период отмечено сильное повышение финансового результата от продаж (+8142447 тыс. руб.).
     Изучая  расходы по обычным видам деятельности, следуем отметить, что организация учитывала общехозяйственные (управленческие) расходы в качестве условно-постоянных, относя их по итогам отчетного периода на счет реализации.
Таблица 2.4     –     Анализ   финансовых  результатов    предприятия8
Показатель Значение  показателя, тыс. руб. Изменение показателя Средне- 
годовая 
величина, тыс. руб.
2008 г. 2009 г. тыс. руб.  
(гр.3 - гр.2)
± % 
((3-2) : 2)
1 2 3 4 5 6
1. Выручка  от продажи товаров, продукции, работ, услуг 92 343 230 91 857 128 -486 102 -0,5 92 100 179
2. Расходы  по обычным видам деятельности 68 862 910
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.