На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическое обоснование создания и организации предпринимательской деятельности предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Р Е Ф Е Р А  Т 

Гагаринова  О.Г. Экономическое обоснование создания и организации предпринимательской деятельности предприятия. Курс. работа/ВятГТУ, каф. БУиФ; рук. Целищев В.В. – Киров, 1998. ПЗ 39 с., 17 табл., 1 схема, 8 источников. 
 
 

ЭКОНОМИКА, ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ, КАПИТАЛ, ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА, СЕБЕСТОИМОСТЬ, ЦЕНА, ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ, ОКУПАЕМОСТЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ. 

      Объектом  исследования является ООО “Электроприбор”, производящее два вида узлов для  комплектации бытовой и радиоэлектронной вычислительной техники, радиоэлектронной и телевизионной аппаратуры, с численностью персонала – 252 человека.  

      Цель  работы - экономически обосновать целесообразность создания и функционирования нового предприятия в условиях рыночной системы хозяйствования. 

     В результате расчетов выяснилось, что создание предприятия экономически целесообразно. Его продукция будет пользоваться спросом,  предприятие будет иметь прибыль и реальный шанс стать преуспевающим. Устойчивость финансового положения в определенной мере будет зависеть от рационального использования резервов предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………… 3
Раздел 1
   1.1. Обоснование организационно-правовой  формы предприятия………… 6
   1.2. Определение величины уставного  и резервного капитала
          Уставный капитал…………………………………………………………. 7
          Резервный капитал…………………………………………………………  8
   1.3. Определение единовременных затрат  на создание предприятия………. 8
Раздел 2.  Рынки сбыта……………………………………………………………11
Раздел 3. Метод организации производства и труда…………………………..14
Раздел 4
   4.1. Определение потребного количества  персонала в целом и
          по категориям…………………………………………………………….. 15
            Порядок подбора персонала………………………………………………17
   4.2. Оплата труда работников предприятия…………………………………..20
Раздел 5. Финансово-экономические результаты деятельности предприятия
   5.1. Себестоимость продукции………………………………………………..26
   5.2. Ценообразование…………………………………………………………..28
   5.3. Прибыль предприятия…………………………………………………….29
Раздел 6. Выводы…………………………………………………………………36
 Заключение……………………………………………………………………….38
Библиографический список литературы……………………………………..39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономическая теория не есть выбор уже готовых
                                              рекомендаций, принимаемых непосредственно  в хо-
                                                        зяйственной политике. Она является, скорее, мето-               дом, чем учением, интеллектуальным инструментом,
                                             техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею,
                         приходить к правильным заключениям.
Джон  Мейнард Кейнс 
 

Введение
 
   Сердцевину  любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. От того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства.
   Предприятие – это хозяйственная единица, обладающая организационной и юридической  самостоятельностью и осуществляющая конкретные функции, заключающиеся  в создании экономически значимой продукции  в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, которая пользуется спросом на рынке, и решении социальных задач коллектива работников (обеспечение определенного стандарта жизни работающих) и общества (создание рабочих мест, участие в государственных и муниципальных программах и др.).
   При любой форме хозяйствования предприятия  играют важнейшую роль в экономике  государства. С макроэкономических позиций предприятия являются основой  для:
    увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта;
    возможности существования всего государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятий;
    простого и расширенного воспроизводства;
    развития национальной науки и ускорения НТП;
    повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны;
    развития медицины, образования и культуры;
    решения проблемы занятости;
    решения многих других социальных проблем.
   Во  многих учебниках и учебных пособиях указывается, что основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли. Это утверждение верно, но вряд ли достаточно полно. Не менее важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финасовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто.
   Высшей  целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.
   Очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели. Выработка успешной стратегии начинается с определения “миссии” фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обстоятельств. Например, основной целью предприятия на первом этапе – не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль. 

   В результате реорганизации машиностроительного  завода  выделяется одно производство в самостоятельное предприятие. В соответствии со специализацией производства и изучением рынка планируется организовать выпуск узлов, идущих для комплектации производственной и бытовой вычислительной техники, радиоэлектронной и телевизионной аппаратуры.
   Цель  этого предприятия, как и других филиалов, - экономически грамотно вести  предпринимательскую деятельность; осуществлять поиск резервов эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, снижения издержек производства и реализации товара; увеличения рентабельности предпринимательской деятельности предприятия; а также достижение экономической стабилизации в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
   При создании такого узко специализированного  предприятия появляется возможность  привлечь “узких” специалистов, а  в результате повысить уровень работы всех остальных работников. В условиях значительного роста спроса на вычислительную технику, радиоэлектронную и телевизионную аппаратуру предполагается также высокий спрос на узлы, идущие на их комплектацию. Важнейшими задачами данного предприятия являются:
    получение дохода владельцем предприятия;
    обеспечение потребителей продукцией предприятия;
    обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
    создание рабочих мест;
    охрана окружающей среды;
    недопущение сбоев в работе предприятия.
   В перспективе предполагается:
    повышать качество данных узлов за счет использования более новых технологий, а также эффективной системы премирования работников за выпуск качественной продукции;
    снижать цены за счет уменьшения затрат на их производство, повышения производительности труда, сокращения административно-управленческих расходов, сведения до минимума потерь от брака и т.д.
     По результатам проведенных маркетинговых  исследований можно сделать вывод,  что создание данного предприятия является целесообразным, так как позволит увеличить объем реализуемой продукции, а, следовательно, прибыль предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Р а з д е л  1 

1.1. Обоснование организационно-правовой формы предприятия 

   Многообразие  форм собственности в отечественной экономике является основой для создания различных организационно-правовых форм предприятий. Конечные результаты деятельности национальной экономики, отдельных отраслей, территорий, межотраслевых комплексов всегда определяются результатами работы отдельного предприятия или их совокупности.
   Наличие различных организационно-правовых форм хозяйствования, как показала мировая практика, является важнейшей  предпосылкой для эффективного функционирования рыночной экономики в любом государстве, в том числе и России.
   Обоснование выбора организационно-правовой формы  предприятия осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).
   В ГК РФ зафиксированы различные формы  хозяйствования, каждая из которых  имеет свои особенности, преимущества, недостатки и право на жизнь: государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества (полные товарищества и товарищества на вере), общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества.
   Юридическое лицо подлежит регистрации в органах  юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических  лиц. Юридическое лицо считается  созданным с момента его регистрации.
   Предприятие в соответствии с ГК РФ регистрируется как общество с ограниченной ответственностью (ООО) “Электроприбор”. Общество учреждено в соответствии с действующим законодательством РФ, является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании устава и законодательства.
   Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими  лицами общество, уставный капитал  которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники  общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
   Тот факт, что участники общества не отвечают по обязательствам компаний, безусловно, является большим достоинством: в самом худшем случае член общества может потерять только свой пай в капитале общества. Это означает, что предпринимательский риск для делового человека заранее ограничен определенной суммой. Ограниченная ответственность предпринимателя очень привлекательный фактор, ибо ни одно малое или среднее предприятие не застраховано от разорения в условиях той нестабильной экономической ситуации, в которой оказалась российская экономика в процессе ее перехода к рыночным отношениям.
   Для регистрации ООО “Электроприбор”  необходимо наличие следующих документов:
    заявление о регистрации предприятия, составленное в произвольной форме и подписанное учредителями;
    учредительный договор, подписанный учредителями, или решение о создании предприятия;
    утвержденный учредителями устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав;
    документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала, указанного в договоре учредителей или в решении о создании предприятия;
    свидетельство об уплате госпошлины.
   Общество  с ограниченной ответственностью имеет следующие особенности по сравнению с другими формами хозяйствования:
   · является разновидностью объединения капиталов, не требующего, следовательно, обязательного личного участия своих членов в делах общества;
   · уставный капитал общества разделен на доли участников и соответствует ответственности по долгам общества.
   Преимущества  общества с ограниченной ответственностью:
   · возможность быстрого аккумулирования значительных средств;
   · может быть создано одним лицом;
   · члены общества несут ограниченную ответственность по обязательствам общества.
   Недостатки  заключаются в том, что уставный капитал не может быть меньше величины, установленной законодательством. Общество менее привлекательно для  кредиторов, так как члены общества несут только ограниченную ответственность по его обязательствам.
     

1.2. Определение величины  уставного и резервного  капитала 

   УСТАВНЫЙ  КАПИТАЛ 

   Размер  уставного капитала ООО не должен быть менее суммы, равной 100-кратному размеру минимальной месячной оплаты труда, установленному законодательством РФ на дату представления учредительных документов для регистрации. На 25.08.98г. - не менее 83.49 рублей. Уставный капитал ООО “Электроприбор” на момент учреждения объявляется 2 млн. рублей. Он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
   Уставный  капитал представляет собой одну долю, вносимую учредителем – Гагариновой  О.Г. Доля Гагариновой О.Г. составляет 2000000 рублей – 100% уставного капитала. Учредитель вносит 50% своей доли в  уставном капитале в момент регистрации Общества путем зачисления соответствующей денежной суммы на расчетный счет Общества. Оставшиеся 50% учредитель вносит в течение года после учреждения общества.
     Уставный капитал Общества может  формироваться за счет прибыли  от его деятельности. При необходимости, в том числе в случаях, прямо предусмотренных законом, уставный капитал может быть увеличен как за счет дополнительных взносов учредителя, так и за счет прибыли от деятельности Общества. Решение об увеличении (уменьшении) уставного капитала принимает учредитель. (Увеличение уставного капитала допускается после внесения вкладов в полном объеме).
   Общество  имеет право полностью или  частично передавать третьим лицам  доли в уставном капитале. Участник, доля которого уменьшается, имеет право на материальное возмещение.
   Доли  в уставном капитале Общества переходят  к наследникам граждан и правоприемникам  юридических лиц, являющихся участниками  Общества.
   Участник  имеет право получать пропорционально  с его долей в уставном капитале долю прибыли (дивиденды). 

      РЕЗЕРВНЫЙ КАПИТАЛ 

   Имущество ООО “Электроприбор” состоит  из уставного капитала, а также  фондов, образуемых из предусмотренных  законом поступлений.
   Резервный капитал создается в соответствии с уставом предприятия. Он расходуется на покрытие убытков от рисковых сделок, на выполнение своих денежных обязательств в случае несостоятельности предприятия, на выплату дивидендов, если не хватает чистой прибыли.
   Резервный фонд образуется за счет ежегодных  отчислений от прибыли до тех пор, пока сумма резервного фонда не достигнет 25% уставного капитала Общества: 500000 рублей. Размеры отчислений в резервный капитал -  5% от балансовой прибыли, но не более 50% от налогооблагаемой прибыли.
   Отчисления  в остальные фонды осуществляются в размерах и порядке, установленных Директором. 
 

1.3. Определение единовременных  затрат
  на создание предприятия 

   При обосновании открытия предприятия  важно знать размер капитальных  затрат на его создание. Затраты  носят единовременный разовый характер. Расчет представлен в таблице 3.
                                                                                                               Таблица 3 

N пп Затраты при создании ООО  “Электроприбор” Сумма, руб.
1 Подготовка учредительных  документов, оплата консультаций специалистов по созданию предприятия
1252
2 Государственная регистрация  предприятия 835
3 Прочие затраты, связанные  с регистрацией предприятия: госпошлина, изготовление печатей, штампов и т.д.
250
4 Закупка дополнительного  оборудования, приборов, ПЭВМ, стендов 2 087 250
5 Закупка дополнительного  производственного и хозяйственного инвентаря 100 200
6 Закупка дополнительных транспортных средств 110 000
7 Прочие производственные затраты (ремонт, перепланировка и др.) 18 368
  ИТОГО 2 318 155
 
   Расходы на приобретение недостающей площади определим по формуле:
      Зн.пл. = ( Sоб - Sраз) • Спл ,                                                                 (1)
 где  Зн.пл - затрат на покупку недостающей  площади;
       Sоб  - общая потребность в площадях, необходимых для нормальной                                                       работы персонала фирмы;
       Спл    -   рыночная стоимость  1 кв.м площади – 1252 руб. 
       Sоб = Pi • Hплi + Sвс,                                                                              (2)    
где Pi     - численность персонала по категориям;
      Hплi - минимальная средняя норма производственной площади по категориям 
          персонала:                     
              на 1-го основного рабочего - 9 кв.м.
              на 1-го вспомогательного рабочего - 7 кв.м
              на 1-го работника обслуживающего персонала - 5 кв.м.
              на 1-го специалиста - 9 кв.м.
              на 1-го управленца - 22 кв.м.
             Sвс - потребная вспомогательная площадь (коридоры, душевые, гардероб,                                                                 туалеты и т.д.). В расчете на 1 работника - 6 кв.м.
       Sоб = 137 • 9 + 55 • 7 + 15 • 5 + 29 • 9 + 16 • 22 + 252 • 6 = 3 818 кв.м.
   Для осуществления производственной деятельности создаваемому предприятию потребуется 3818 кв.м. В результате реорганизации машиностроительного завода  ему передано бесплатно 6000 кв.м., следовательно затрат на приобретение недостающей площади не будет. В дальнейшем свободную площадь планируется сдавать в аренду.
   Таким образом, для создания ООО “Электроприбор” потребуется 2 318 155 рублей.
   Основными источниками финансирования капитальных  вложений предприятия “Электроприбор”  являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; уставный, резервный, добавочный капиталы; специальные фонды предприятия; амортизационные отчисления; кредиты коммерческих банков; средства инвесторов и др. 
 
 
 
 
 
 
 

Р а з д е л  2 

Рынки сбыта 

   В условиях рыночной экономики ООО  “Электроприбор” сталкивается со множеством экономических проблем, среди которых выделяют проблему формирования товарного ассортимента и поиска предполагаемых потенциальных покупателей  выпускаемых  узлов.
     В соответствии со специализацией производства и изучением рыночной конъюктуры на предприятии  планируется организовать выпуск узлов, идущих для комплектации производственной и бытовой  вычислительной техники. Товарный ассортимент состоит из двух изделий (условные шифры А и Б). На основе проведенных маркетинговых исследований головным заводом и полученных предварительных заказов годовой объём выпуска узлов составит: по узлу А – 5400 штук; по узлу Б – 7900 штук.
   Недостаточный анализ рынка и потенциальных  потребителей, их вкусов, запросов, денежных возможностей и т.д. – одна из наиболее частых причин неудач в бизнесе. Поэтому  прежде чем поставить дело на широкую ногу и заняться им всерьез, следут тщательно изучить рынок. Это даст возможность определить круг потребителей, емкость рынка товара и, следовательно, объемы их производства и реализации, необходимые для этого ресурсы.
   Предприниматель должен помнить, что богом на рынке является покупатель: человек, организация, другая фирма или корпорация. Рынок – это та реальная  питательная среда, в которой функционирует и развивается предпринимательство.
   Не  нужно стремиться удовлетворить  интересы и запросы всех потребителей сразу, необходимо нацеливать свой товар всегда на определенную группу покупателей, на их потребности и вкусы, направлять совершенствование своих изделий, завоевывать определенную нишу на рынке данного товара и стараться ее удержать.
   Чтобы обеспечить стабильную работу, предприятию необходимо найти стабильный рынок сбыта. В связи с этим его продукция должна соответсвовать требованиям, которые предъявляют к ней потребители, касающимся главным образом качества продукции и цены единицы продукции. Предполагаемые рынки сбыта можно определить исходя из характеристик изготавливаемых на предприятии товаров, а также возможностей их применения и соответствия различным стандартам. При этом немаловажное значение имеют различные способы стимулирования сбыта. Например, на Западе наибольшее распространение получили продажа товаров в кредит, прием заказов по телефону. Стимулирование сбыта оказывается наиболее эффективным в сочетании с рекламой.
    Определив номенклатуру выпускаемых изделий, предприятию следует стремиться обезопасить свой бизнес созданием разветвленной и гибкой сети реализации продукции. Эффективность её работы во многом определяется уровнем организации каналов распределения продукции и используемой системой товародвижения. Этими вопросами занимаются на предприятии отдел маркетинга и отдел снабжения и сбыта. Совместными усилиями они занимаются разработкой маркетинг-плана, и контролируют его выполнение.
   По  результатам маркетинговых исследований, учитывая хозяйственные договора с  другими предприятиями, формируется товарный ассортимент. Важнейшее условие успешной работы предприятия – обеспечение производства заказами потребителей, на основе которых формируются текущие и оперативно-календарные планы предприятия.
   План  производства предприятия на основе полученных заказов формируется отделом сбыта.
   Большое внимание уделяется поставщикам  сырья, материалов, заготовок, комплектующих  узлов и деталей, топлива, энергии, и прежде всего:
    качеству поставляемой по кооперации продукции;
    надежности поставщика;
    цене поставляемых товаров;
    гибкости производства поставщика, его способности быстро перестраиваться применительно к новым потребностям покупателя.
   Основными функциями маркетинга являются:
   - комплексное изучение конкретного  рынка его проблем и перспектив;
   - планирование товарного ассортимента своего предприятия с учетом требований рынка и своих возможностей;
   - формирование спроса и проведение  мероприятий по стимулированию  сбыта с целью большего совпадения  требований рынка и своих возможностей;
   - планирование сбытовых операций.
   Практическая  реализация маркетинговых функций  связана с процессом управления маркетингом, который включает:
   1) анализ рыночных возможностей  предприятия;
   2) отбор целевых рынков (ниши);
   3) разработку комплекса мероприятий  по выходу на рынок.
   Маркетинговые исследования в основном предоставляют информацию о внешней среде, и в первую очередь о рынках товаров. Этот важнейший этап работы над планом производства страхует предприятие от убытков, возникающих, если продукция не находит платежеспособного спроса.
   Связь и деловое общение с действительными  и потенциальными партнерами – важнейшая  часть маркетинга. Ответственные  за связь лица обязаны всегда и  немедленно отвечать на любое проявление заинтересованности другой стороны.
   Исследуя  рынки, потенциальных покупателей и продавцов, рекламу, предприятие с помощью маркетинга формирует свой имидж на рынке. Для того, чтобы иметь свой имидж, предприятие должно знать индивидуальное место в среде рыночного оборота, быть надежным, динамичным партнером, уметь поддерживать деловые отношения, вести переговоры.
   Имея  какие-то конкретные предложения, предприятие  должно быть готово без промедления  заключить договор по его реализации, так как потерять нужного партнера можно за несколько часов, а найти  его трудно.
   Основу  переговоров контрагентов составляет обоюдная выгода, поэтому на рынке предлагать следует не намерения, а прибыль, которую противоположная сторона может получить от сделки с вами.
   Для более точного определения товарного  ассортимента, портфеля заказов, а также  потенциальных покупателей необходимо провести маркетинговое исследование.  

Таблица 4
      Структура источников формирования портфеля заказов
        на выпуск изделий
                                                                                                
N пп
Потенциальные покупатели узлов Изделие А в шт.        в%
Изделие Б в шт.      в %
1. Специализированные  магазины ООО “Электроприбор” 1400        26 1000       13
2. Предприятия, производящие вычислительную технику 2200        41 4900       62  
3. Воинские структуры      -            -   500         6
4. Фирмы по ремонту  техники    700        13   500         6
5. Розничная торговая сеть   1000       18   600         8
6. Другие    100         2   400         5
 

ИТОГО

  5400      100 7900      100
 
 
 
 
 
 
 
Р а з д е л  3
  Метод организации  производства и  труда 

   Тип производства определяется главным  образом степенью специализации  рабочих мест, формой связи различных  операций по времени и в пространстве, сложностью и устойчивостью номенклатуры продукции, размерами ее выпуска.
   На  ООО “Электроприбор” будет использоваться серийный тип с применением партионного  метода организации производства. Партионный метод организации производства имеет следующие характерные  черты:
    запуск в производство изделий партиями;
    обработка одновременно продукции нескольких наименований;
    закрепление за рабочим местом выполнения нескольких операций;
    широкое применение наряду со специализированным оборудованием и универсального;
    использование кадров высокой квалификации, широкой специализации;
    преимущественое расположение оборудования по группам однотипных станков.
   При партионном методе появляются возможности  для более полного удовлетворения спроса потребителей на различные разновидности  продукции, для увеличения доли на рынке, повышения содержательности труда рабочих. 

   Производственная  и организационная  структура
   ООО “Электроприбор”
   
   
   
   
   
 
 

  ?  Отдел экономи-         ?  Технические отделы          ? Отдел сбыта             ? Отдел кадров
   ки  и финансов      ? Лаборатория                       ? Отдел маркетинга    ? Отдел бытового
                                                                                          ? Отдел снабжения        обслуживания 
                                                                                                            и персонала                  
                                          ? Основные цехи
                                           ? Вспомогательные
                                              цехи
                                           ? Обслуживающие
                                              цехи
Р а з д е л  4 

4.1. Определение потребного  количества персонала 
в целом и по категориям 

   Трудовые  ресурсы (кадры) предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли.
   Для рационального использования трудовых ресурсов на предприятии прежде всего  необходимо определить их потребное  количество.
   При определении численности и состава  персонала необходимо максимально  экономить затраты на оплату труда и учесть, чтобы работа выполнялась качественно и своевременно. Завышение числа рабочих мест увеличивает издержки производства, снижает доход; его уменьшение (по сравнению с реально требующимся) вызывает сбой ритма производства, ухудшение качества продукции, нарушение графиков поставок продукции потребителям, что тоже отрицательно отражается на экономических показателях предприятия.
   Потребное количество основных рабочих по каждой профессии, занятых на нормируемых работах, определяется по формуле:
     
      Р=    S ( ВПi • ( ti / Кн )) ,                                                        (3)
 
где  n    - число наименований изделий, выпускаемых фирмой;
       Впi - годовой объем выпуска i-го изделия, в шт.;
       Ti - трудоемкость изготовления i-го изделия по определенному виду технологической операции(виду работ);
    Кн  - планируемый коэффициент выполнения норм рабочим i-ой профессии;
    Fэф - эффективный фонд времени работы одного рабочего за год, в час. Он рассчитывается следующим образом:
        Fэф = Fн • ( 1 - Нраб ),                                                                            (4)
        Fн - годовой номинальный фонд времени работы одного рабочего (можно принять в размере 2040 час.)
        Нраб - коэффициент, характеризующий величину невыходов на работу в соответствии с действующим законодательством (принять 0,1) 

        Fэф = 2040 • (1 – 0,1) = 1836
 Рст =   5400•1,9 + 7900•2,2   = 14 чел.
                   1836•1,05
Рслес = 5400•2,6 + 7900•2,8   = 19 чел.
                 1836•1,03
Рм-сб = 5400•4,7 + 7900•5,4   = 37 чел.
                    1836•1,02
Рнал = 5400•7,3 + 7900•10,1 = 65 чел.
                   1836•1,00 

   Численность контролеров, которые входят в состав основных рабочих, определяется по формуле:
               
      Р =  ?(ВПi • tк • Кв) ,                                                              (5) 

где  tк  - трудоемкость выполнения контрольных операций;
       Кв - коэффициент выборочности контроля  качества продукции. 

       Рконт =   5400•0,5•0,5 + 7900•0,7•0,5   = 2 чел.
                                         1836     
   Таким образом, численность основных рабочих, занятых на нормируемых работах - 137 человек. 

   Численность вспомогательных рабочих примем в размере 40% от численности основных рабочих: 

     Рвс = 137 • 0,4 = 55 чел. 

   Число специалистов примем в размере 15% от численности основных и вспомогательных рабочих: 

     Рсп = (137 + 55) • 0,15 = 29 чел.
      
   Численность обслуживающего персонала примем в размере 7,5% от числа всех рабочих и специалистов: 

      Роб = (137 + 55 + 29) • 0,07 = 16 чел.
   Управленческий  персонал примем в размере 6,5% от числа всех рабочих, специалистов и обслуживающего персонала: 

      Руп = (137 + 55 + 29 + 15) • 0,07 = 15 чел. 

   Таким образом, потребное количество персонала в целом на предприятии составляет 252 работника. 
 

ПОРЯДОК ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА
 
   Наем  работников осуществляется для вновь  созданных предприятий и их внутренних подразделений, отделов и служб.
   Наем  квалифицированной рабочей силы часто оказывается дорогостоящей  задачей, затраты на решение которой можно уменьшить, используя наиболее рациональные процедуры приема (найма) работников.
   Для подбора кадров существует много  методов: через друзей и родственников, путем объявлений в газетах, на радио  и по телевидению, расклеиванием  объявлений, а также с помощью агенства по трудоустройству.
   Отделу  кадров целесообразно установить контакты с биржами труда, центрами трудоустройства, высшими и средними специальными учебными заведениями.
   Опыт  показывает, что эффективными способами  найма рабочей силы являются рассылка рекламных объявлений, а также неформальные контакты с кадровыми службами сходных организаций.
   В процессе выбора работника из всех кандидатов используются анкетирование, собеседование, тестирование, конкурсы и другие процедуры. В процессе конкурса кандидатов выбор падает на наиболее квалифицированных и опытных специалистов. В итоге выясняется пригодность для соответствующей должности и отбирается наиболее подходящий.
   Условия, на которых принимается на работу подобранный работник, обычно излагаются в форме договора с указанием прав и обязанностей обеих сторон. Каждый сотрудник, прежде чем приступить к работе, должен расписаться в документе, содержащем все условия найма и работы в данной должности. Этот документ впоследствии может защитить и работника, и нанимателя от претензий в случае возникновения спора.
   Наукой  и практикой уже давно установлено, что эффективность работы предприятия  на 70-80% зависит от его руководителя. Именно руководитель подбирает для  себя команду и определяет кадровую политику на предприятии. На каждом предприятии основным стержнем в кадровой политике должны быть подбор и расстановка в первую очередь руководителей различного звена. 

   Подбор  персонала  ООО “Электроприбор”  представлен в таблице 5.
     Таблица 5
     Способы подбора персонала предприятия
                                          
Способы подбора Категории персонала
персонала Рабочие Управленческий  персонал Специалисты Обслуживающий персонал
Конкурс, выборы, тестирование, собеседование   + + +
Анкетные  данные + + + +
По  рекомендации +     +
По  заявкам в учебные заведения +     +
Через службу занятости и т.п. +     +
 
 
 
   Таблица 6
     ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
                                                                                                          
Наименование  должности и профессии Количество штатных единиц Тарифный  разряд Месячный  оклад, руб.
 
1.Управленческий  персонал:
     
1.1. Директор  предприятия 1 18 7100
1.2. Зам.  директора по маркетингу  1 17 5325
1.3. Зам.  директора по экономике и         финансам 
     
    1.4. Зам. директора  по производству      и техническим вопросам
1 17 5325
1.5. Зам.  директора по труду и соци-        альным вопросам
1 17 5325
1.6.  Начальник участка 4 15 4615
1.5.  Мастер 6 10 1775
ИТОГО 15    
 
2. Специалисты:
     
2.1. Начальник  отдела 7 14 4260
2.2. Юрист 1 12 3550
2.3. Финансист  2 13 3905
2.4. Экономист 2 13 3905
2.5. Маркетолог  2 13 3905
2.6. Технолог 2 12 3550
2.7. Конструктор 2 12 3550
2.8. Главный  бухгалтер 1 15 4615
2.9. Бухгалтер 3 12 3550
2.10. Программист 1 12 3550
2.11. Снабженец 1 9 2840
2.12. Инспектор  по кадрам 1 10 2982
2.13. Товаровед 1 9 2840
2.14. Торговый  агент 2 12 3550
2.15. Референт 1 9 2840
ИТОГО 29    
 
3. Рабочие
     
3.1.Основные:      
     Обрабатывающий участок 33    
     Сборочный участок 37    
     Наладочный участок 65    
     Контроль качества 2    
Итого основных рабочих 137    
3.2.Вспомогательные:      
      - Слесарь-ремонтник 15 5  
      - Наладчик оборудования 14 6  
      - Уборщица участка 4 2  
      - Дежурный электрик 3 4  
      - Комплектовщик 12 4  
      - Транспортный рабочий 5 3  
      - Кладовщик 2 3  
Итого вспомогательных  рабочих 55    
ИТОГО 192    
 
4. Обслуживающий персонал
     
4.1. Оператор  ЭВМ 2 6 710
4.2. Лаборант 2 6 710
4.3. Водитель 3 5 568
4.4. Охранник 4 4 497
4.5. Кассир 1 5 598
4.6. Секретарь 2 5 598
4.7. Уборщица  офиса 2 2 355
ИТОГО 16    
 
Итого работников
 
252
   
 
 
 
   Эффективность использования рабочей силы на предприятии  в определенной мере зависит и  от структуры работающих предприятия  – состава кадров по категориям и их доли в общей численности. 
 

     Таблица 7
     Структура работающих предприятия 

Категории работающих Количество  человек %
Управленческий  персонал Специалисты
Рабочие
Обслуживающий персонал
16 29
192
15
6,35 11,51
76,19
5,95
ВСЕГО 252 100
 
 
 
4.2. Оплата труда работников предприятия 

   Политика  в области оплаты труда является составной частью управления предприятием, и от нее в значительной мере зависит  эффективность его работы, так  как заработная плата является одним  из важнейших стимулов в рациональном использовании рабочей силы.
   Отношения работника и предприятия, возникающие  на основе трудового договора (контракта), регулируются законодательством РФ о труде.
   Формы, системы и размер оплаты труда  работников предприятия, а также  другие виды их доходов устанавливаются  предприятием самостоятельно.
   Предприятие должно обеспечивать гарантированный  законом минимальный размер оплаты труда, независимо от видов собственности  и организационно-правовой формы  предприятия. 

   Оплата  труда работников - это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе.
   В современных условиях на предприятиях применяются различные формы  и системы оплаты труда, но наибольшее распространение получили две формы  оплаты труда: сдельная и повременная.
   Сдельная  заработная плата рабочих основана на оплате труда в прямой зависимости от его результатов, выраженных в произведенной продукции, или выполненных операций. Эта форма оплаты труда стимулирует прежде всего улучшение объемных, количественных показателей работы. Поэтому оан применяется на участках производства с преобладанием ручного или машинно-ручного труда: именно в этих условиях возможно учесть количество и качество произведенной продукции, обеспечить увеличение объема производства и обоснованность устанавливаемых норм труда. 
   При повременной форме оплаты труда заработок зависит от разряда рабочего и количества отработанных часов. Применение повременной оплаты труда может стимулировать высокоэффективный труд только при наличии нормируемых заданий, т.е. повременная заработная плата должна выплачиваться при условии выполнения установленного объема работ или выпуска определенного количества продукции с высоким качеством.
   В настоящее время чисто сдельная и повременная оплата труда используется крайне редко. Существующие методы оплаты труда основаны на использовании разных систем премирования.
   1. На производственных предприятиях чаще используется тарифная система оплаты труда. При этой системе для основных рабочих, кроме контролеров, применяется сдельно-премиальная форма оплаты труда.
   При сдельно-премиальной оплате труда рабочий получает не только сдельный заработок, но и премию. Премия обычно устанавливается за достижение определенных показателей: выполнение плана производства продукции, заданий по качеству продукции или экономии в расходовании материальных и ТЭР и др. В этом случае фонд оплаты труда определятся по формуле:
   ФОТос = Зпос + ЗПд + Врк,                                                                       (6)   
где  ЗПос - основная заработная плата производственных рабочих;
             ЗПд - дополнительная заработная плата (оплата отпусков, доплата за        сокращенный рабочий день подросткам, примем в размере 8% ЗПос);
       Врк   - выплаты по районному  коэффициенту (15% от (ЗПос+ЗПд)).
   Основная  зарплата определяется следующим образом:
      ЗПос=ЗПт+П,                                                                                        (7)
где ЗПт   - тарифная заработная плата;
      П     - премия (30% от ЗПт).
   Тарифная  заработная плата рассчитывается по формуле:

      ЗПт =  ? tвпi • Тсi,                                                                                 (8)
где  n      - число видов технологических операций (работ);
       Tвпi - трудоемкость выпуска всех изделий по видам работ, в час.;
       Тсi   - часовая тарифная ставка, соответствующая разряду работ. 

      Тсi = ЗПмес1 • Кт / (Др • ds) ,                                                               (9)
        где ЗПмес1 - месячная заработная плата, соответствующая 1-му разряду выбранной на предприятии производственной сферы (4 минимальных заработных платы);
        Др         - среднее число рабочих дней в месяце (можно принять 21,5);
        ds         -  длительность смены (принять 8 часов);
        Кт         -  тарифный  коэффициент, соответствующий разряду  работ. 

   ЗПмес1 = 83,49 • 4 = 334
         
     Тс1 = 334 • 1,55 / (21,5 • 8)= 3,01  - для станочных операций  

   ЗПт = 27640 • 3,01 = 83196 

      Аналогично  определяется тарифная заработная плата у основных рабочих по остальным операциям. 

      Таблица 8
      Расчет  трудоемкости выпуска  всех изделий
      по  видам работ, в  час