На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование иноязычного грамматического навыка в основной школе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОУ СПО  «Соликамский педагогический колледж  имени А.П.Раменского»
Социально-лингвистический  факультет
Кафедра иностранных языков

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО  ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 

НА  ТЕМУ:

Формирование  иноязычного грамматического  навыка в основной школе
    Студентки Кибановой Дарьи  Игоревны
Группа Л-42
Специальность 050303 Иностранный язык
Руководитель
Балыбердина Екатерина  Александровна
Преподаватель колледжа
Защита  состоялась
«___»________ 20___ г
Отметка______(_____________)
Члены комиссии
_____________(_______________)
_____________(_______________)
_____________(_______________)
_____________(_______________)
_____________(_______________)
_____________(_______________)
_____________(_______________)
   
 
 
 
Соликамск 2010
Оглавление
Введение……………………………………………………………………....... 3
Глава I. Теоретические основы обучения грамматической стороне иноязычной речи в основной школе
1.1.Роль и место грамматики в обучении иностранному языку……………..6
1.2.Цели  и содержание обучения грамматике английского языка в основной школе…………………………………………………………………………….9
1.3.Подходы  и принципы обучения грамматике иностранного языка……………………………………………………..……………………..13
Выводы  по главе I………………………………………………………..........17
Глава II. Приемы формирования грамматического навыка при обучении английскому языку в основной школе
2.1. Понятие  грамматического навыка и этапы  его формирования………..18
2.2. Анализ  УМК «English V» (Верещагина И.О., Афанасьева О.В)…………………………………….………………………………………...23
2.3. Описание  приемов формирования грамматического  навыка…………26
Выводы  по главе II……………………………………………………..............33
Заключение...…………………………………………………………………...34
Библиографический список……………………………………………………36
Приложения 
 
 
 
 
 

Введение
     В нашей жизни  иностранный язык выступает важным инструментом, с помощью которого становится реальностью взаимопонимание и взаимодействие между представителями различных сообществ. Иностранный язык является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции.
     Изучение  лексики, фонетики, синтаксиса - это, безусловно, необходимо, однако эти знания будут практически бесполезны, если человек не владеет грамматическими навыками. Если человек не владеет грамматическими навыками, он не сможет грамотно выразить свои мысли в письменной или устной речи, а сможет воспроизвести только набор слов. По этому поводу Л.В. Щерба сказал следующее: «Лексика - дура, грамматика - молодец»; т.е. недостаточно только знать лексические единицы, уметь читать, но важно грамотно строить свою речь, чтобы ваш собеседник вас понимал и в диалоге или монологе не возникало никаких препятствий. Грамматика – это основной строительный материал нашей речи, её содержательная сторона.  Таким образом, можно сказать, что грамматика  в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма.
     В решение проблемы обучения грамматике внесли свой неоценимый вклад многие ведущие как отечественные, так и зарубежные ученые, среди которых Е.И. Пассов, В.П. Скалкин, Е.Н. Соловова, И.Л. Бим, Н.И. Гез, О.И.Малишевская, И.И. Зимняя.
     Так, Е.И. Пассов является автором коммуникативной методики обучения иностранным языкам; он занимался проблемой формирования грамматического навыка и обосновал его последовательные этапы.
     И.Л. Бим, немецкий методист и автор учебников  немецкого языка, внесла большой  вклад в разработку структурно-функционального  подхода к обучению грамматике иностранного языка.
     О.И. Малишевская, автор книги «Коммуникативность обучения в практику школы», обосновала роль и место грамматических правил, предоставив ведущую роль речевым действиям.
     Решение проблемы обучения иноязычной грамматике – это ответ на ведущий вопрос в методике «как надо поступать для  достижения того или иного результата». Результатом обучения грамматической стороне речи является сформированность речевого грамматического навыка. Для достижения наилучшего результата изучаются методические подходы к обучению грамматической стороне речи, учитываются возрастные особенности и реальные условия школы, используются различные приемы.
     Применение  разнообразных приемов при обучении грамматике иностранного языка позволяет  внести элемент новизны в сложный  процесс работы над грамматикой, сделать его более увлекательным и доступным, повысить мотивацию учащихся к изучению языка.  При этом для наибольшей эффективности работы преподавателю не следует забывать о месте методических приемов на разных этапах формирования грамматического навыка.
     Все вышеизложенное позволило убедиться в актуальности данного вопроса и определить тему настоящего исследования как «Формирование иноязычного грамматического навыка в основной школе».
     Объектом  исследования является процесс обучения грамматике в основной школе.
      Предметом исследования являются приемы формирования иноязычного грамматического навыка в основной школе.
  Цель исследования - систематизировать приемы формирования иноязычного грамматического навыка в основной общеобразовательной школе (с учетом этапов формирования навыка и возрастных особенностей учащихся).
      Задачи:
      рассмотреть роль и место грамматики в обучении иностранному языку;
      рассмотреть основные цели и содержание обучения грамматике английского языка в средней школе;
      описать  принципы и подходы к обучению иноязычной грамматике;
      рассмотреть понятие грамматического навыка и этапы его формирования;
      проанализировать УМК “English V”(автор Верещагина И.О) с позиции использования в нем различных приемов при обучении грамматике;
      описать приемы работы с грамматикой в основной школе.
      Для выполнения задач были использованы следующие методы:
      изучение и анализ педагогической, методической и учебной литературы;
      обобщение;
      систематизация.
     Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в обобщении материала по методике использования приемов формирования грамматических навыков у учащихся средней ступени обучения иностранному языку.
      В структуре работы выделяются введение, глава I «Теоретические основы обучения грамматической стороне иноязычной речи в основной школе», глава II «Приемы формирования грамматического навыка при обучении английскому языку в основной школе», заключение, библиографический список, приложения.
Глава I. Теоретические основы обучения грамматической стороне иноязычной речи в основной школе
      Роль и место грамматики в обучении иностранному языку
 
     Под грамматическим уровнем языка понимаются синтаксические закономерности организации  тестов из слов, синтагм и предложений, а также правила слово- и формообразования.
     Грамматика  имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью обеспечивается формирование умений устного и письменного общения.
     История преподавания иностранных языков свидетельствует о том, что отношение к грамматике определяло специфику того или иного метода, принципы и приемы обучения. Роль грамматической теории при этом либо преувеличивалась, как это имело место в переводных методах, либо недооценивалось, или вовсе исключалось (в прямых и непрямых методах).
     И в настоящее время отсутствует единое мнение у педагогов, психологов и методистов о роли и месте грамматики в обучении иностранному языку, но существует более объективный подход к оценке роли и месте грамматики в обучении иностранному языку: она не является целью, а является одним из важнейших средств обучения иностранному языку. Основной целью обучения грамматике является формирование грамматических навыков как одного их важных компонентов – говорения, письма, чтения. Умение правильно сочетать слова, строить простые и сложные предложения в зависимости от цели высказывания – является важным условием использования языка как средства обучения.
     Однако  некоторые авторы считают, что формирование грамматических навыков - одно из слабых мест в обучении иностранному языку в школе.
     Грамматике, как таковой, в школе не обучаются  вообще, а грамматические навыки формируются на интуитивной, бессознательной основе. В этом и усматривается одна из основных причин “слабых мест” в процессе их формирования, когда учащиеся как бы употребляют в речи языковые структуры, но не осознают их грамматической информации, а, следовательно, не всегда точно понимают их значение, не овладевают умением самостоятельно конструировать предложения по грамматическим образцам.
     Так, Рогова Г.В. считает, что невозможно отрывать грамматику от речи, без грамматики не мыслится овладение какой-либо формой речи, т.е. грамматика наряду со словарным и звуковым составом представляет собой материальную основу речи. Грамматике принадлежит организующая роль. В коре головного мозга действует система стереотипов, которая и диктует эти правила организации слов в связное целое. Система стереотипов определяет существование интуитивной, неосознаваемой грамматики, которую носит в себе каждый человек на родном языке. При изучении иностранного языка также необходимо запустить механизм стереотипов на базе отобранного грамматического минимума, т. е. создать интуитивную грамматику, которая способствовала бы организации речи на иностранном языке.
     При этом надо иметь в виду следующие  существенные отличия в условиях овладения родным и иностранным  языками, которые сказываются на подходе к обучению грамматике иностранного языка:
   1. Родной язык является первичным  жизненно необходимым средством  общения, усвоение которого естественно  мотивируется, ведь родной язык  усваивается в детском возрасте, параллельно с приспособлением ребенка к окружающей среде. Иностранный язык - вторичное средство общения, использование которого не диктуется жизненной необходимостью. Овладение иностранным языком начинается в школьном возрасте, когда основное средство общения - родной язык - уже сложилось; поэтому требуются специальные усилия для вызова мотивации изучения языка.
   2. Родной язык осваивается в  естественной и обильной языковой  среде, из которой ребенок без  специальных усилий, т. е. непроизвольно  и в сжатые сроки, вычленяет  закономерности. Освоение иностранного языка происходит в учебных условиях в чужеродной для него среде. Здесь нет достаточной базы для непроизвольного выявления закономерностей. Поэтому при овладении грамматикой в школьном курсе иностранного языка особое внимание должно быть уделено теории и ее оптимальному сочетанию с речевой практикой, а также соотнесению произвольной формы внимания с непроизвольной, т.е. последовательному осуществлению принципа сознательности.
     Умение  изменять и сочетать слова – одно из важнейших условий практического владения языком и использования его как средства общения. Умение изменять и сочетать слова в речи эффективно только в том случае, если оно осуществляется автоматически, т. е. включает необходимый набор грамматических навыков.
     Е.И. Пассов называет грамматический навык как “способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче и оформить ее соответственно нормам данного языка, причем все это - мгновенно”.
     Грамматика  помогает учащимся лучше осознать строй  родного языка, развивает логическое мышление, наблюдательность, способность к анализу, т.е реализуется в совокупности всех целей обучения иностранному языку (практической, образовательной, развивающей, воспитательной). Также, овладение грамматикой иностранного языка важно не только для овладения продуктивными видами речевой деятельности, но и для понимания речи других, при аудирование и чтении. 

      Цели  и содержание обучения грамматике английского языка в основной школе
     Целевой компонент структуры процесса обучения иностранному языку детерминируется потребностями общества  и представляет собой педагогически сформулированный социальный заказ общества, зафиксированный в различного рода государственных документах, например,  в проекте Временного государственного образовательного стандарта по иностранным языкам, учебных программах по иностранному языку. Цель обучения иностранного языка – самая важная методическая категория. Цели определяют весь последующий  выбор. С точки зрения Совета Европы по современным иностранным языкам, основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции в рамках ее составляющих – лингвистической, социокультурной, социолингвистической, стратегической, дискурсивной и социальной. Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
    развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
         речевая компетенция  – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудирование, чтении, письме);
         языковая компетенция  – овладение новыми языковыми  средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
         социокультурная компетенция  – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
         компенсаторная компетенция  – развитие умений выходить из положения  в условиях дефицита языковых средств  при получении и передаче информации;
         учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
    развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
     Реализация  всех выше указанных  целей невозможна без знания грамматики, или определенного  уровня грамматического навыка. Действительно, основной целью обучения  грамматике иностранного языка является формирование у учащихся грамматических навыков как важнейшего компонента продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности.
     Реализация  этой цели связана с формированием  коммуникативных умений:
    Пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком;
    Осуществлять  свое речевое и неречевое поведение;
    Понимать и порождать иноязычные выражения.
     Обязательный минимум содержания основного общего образования при обучении грамматической стороне речи включает материал для продуктивного и рецептивного усвоения.
     В области синтаксиса:
    Простые и нераспространенные предложения с глагольным, составным именным и составным глагольным сказуемым ( с инфинитивом, модальными глаголами, их эквивалентами;
    Простые предложения, распространенные за счет однородных членов предложения и/или второстепенных членов предложения;
    Предложения утвердительные, вопросительные, отрицательные, побудительные и порядок слов в них;
    Безличные предложения; предложения с оборотом there is/ there are;
    Сложносочиненные предложения: бессоюзные и с союзами  and, but; сложноподчиненные предложения с союзами because, so, if, when, that. That’s why; понятия согласования времен и косвенная речь;
     В области морфологии:
    Имя существительное: его основные функции в предложении; имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, и исключения;
    Артикль: определенный, неопределенный, нулевой. Основные случаи употребления определенного и неопределенного артикля. Употребление существительных без артикля.
    Местоимения указательные ( this/ these/that/ those) c существительными без них, личные, притяжательные, вопросительные, объектные. Неопределенные местоимения, производные от some, any, no, every.
    Имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, а также исключения
    Наречия в сравнительной и превосходной степенях. Неопределенные наречия, производные от some, any, every. Числительные: количественные, порядковые, простые и дробные.
    Глагол. Понятие глагола- связки. Модальные глаголы, их эквиваленты. Образование и употребление глаголов в Present, Past, Future Simple (Indefinite), Present Progressive (Continuous), Present, Past Perfect; глаголов в Present Simple (Indefinite) для выражения действий в будущем после союзов if, when. Конструкция be going to do.
     Таким образом, содержание обучение грамматике на ступени основного общего образования должно  опираться на вышеуказанный минимум; оно взаимосвязано с целями, на достижение которых направлено изучение иностранного языка в средней школе и соответствует основной цели, принятой Советом Европы – формированию коммуникативной компетенции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Подходы и принципы обучения грамматике иностранного языка
     Процесс формирования грамматических навыков  может организовываться с точки зрения различных методических подходов. В настоящее время в методике преподавания иностранных языков можно выделить следующие подходы к обучению грамматике:
    1. эксплицитный  подход; 
    2. имплицитный подход; 
    3. дифференцированный подход.

     В рамках эксплицитного подхода к формированию грамматических навыков и умений можно выделить два метода: дедуктивный и индуктивный.
Название  дедуктивный метод происходит от слова “дедукция”, что означает умозаключение от общего к частному. При дедуктивном методе первый этап формирования навыков и умений - ознакомление - реализуется в процессе знакомства с правилом и примерами, второй этап - тренировка - включает отработку изолированных формальных операций, третий этап - речевая практика - организуется на базе переводных упражнений. Данный метод эксплицитного подхода (дедуктивный) был взят за основу в нашем исследовании.
     Другим  методом эксплицитного подхода  является индуктивный метод. Индуктивный  метод исходит из такой формы  умозаключения, как индукция, предусматривающая  переход от единичных фактов к общим положениям. Индуктивный метод предоставляет возможность самим учащимся сформулировать правило на основе явлений, с которыми они сталкиваются при изучении иностранного языка. При индуктивном методе учащиеся находят в тексте незнакомые грамматические формы и пытаются осознать их значение через контекст. Дальнейший анализ нового явления происходит путем сравнения иностранного текста с его переводом на родной язык, после чего формулируется правило. При этом, если нужно, используются подсказки преподавателя или учебника. Потом следует серия упражнений на идентификацию и объяснение нового грамматического явления на актуализацию его форм.
     Имплицитный подход к формированию грамматических навыков включает два метода с  различными модификациями, а именно - структурный и коммуникативный. Структурными методами можно назвать ряд методов формирования грамматических навыков, разработанных различными авторами в рамках методов, которые они называли устными, активными, структурно-функциональными и т. п. Структурными эти методы формирования грамматических навыков можно называть, потому что в основу их упражнений кладутся структурные модели, или модели предложений, символически выражаемые через формулу, например: S-V-О, где S - подлежащее, V - сказуемое, О - дополнение. Структурные модели называют еще языковыми или речевыми моделями или, если они выражены не символами, а лексическими единицами, речевыми образцами, типовыми фразами.
     Другой  разновидностью имплицитного подхода  к формированию грамматических навыков являются коммуникативные методы. К коммуникативным методам относят различные варианты интенсивных методов, так называемый метод гувернантки и просто естественное погружение в языковую среду, вынуждающее к общению в коммуникативных целях. Коммуникативный метод обучения иностранным языкам, и в том числе формирование грамматических навыков, разработан E.И. Пассовым.
     Дифференцированный  подход предполагает использование  различных методов и приемов  обучения, различных упражнений в  зависимости от целей обучения, видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала и особенностей учащихся.
     Когда говорят о процессе обучение как  сложной системе, включающей в себя учебную деятельность учителя и  учебную деятельность учащегося, имеют  в виду организованное обучение. Но обучение не может быть организованным, если оно не опирается на объективно существующие или предполагаемые закономерности. Сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться, эти закономерности, реальные или предполагаемые, становятся принципами обучения.
     Основные  принципы обучения, провозглашенные  общей дидактикой, а поэтому обязательные при обучении любому предмету, называются дидактическими принципами. В обучении грамматике иностранного языка следует руководствоваться следующими дидактическими и частнометодическими принципами:
      Функциональности
      Сознательности
      Наглядности
      Активности
      Доступности
      Дифференцированного подхода
      Аппроксимации
     С точки зрения принципа функциональности,  в сознании учащихся новая грамматическая структура должна быть связана с определенной речевой задачей, а не с отвлеченной формой. (Сегодня мы возьмем будущее время – это неправильная постановка цели урока. Правильно будет сказать: Сегодня мы будем обсуждать наши планы на каникулы, Куда мы поедем, что мы будем делать, какие фильмы мы будем смотреть и т.д.)
     Согласно  принципу сознательности, на первый план надо выдвигать само речевое действие. Однако научно правильно выполнить это действие должно помочь грамматическое правило. Правила играют вспомогательную роль, но совершенно  необходимы особенно на начальной стадии формирования навыка.
     При использовании принципа наглядности  учитель обязан показать структуру в речевой ситуации. ( I’m taking the book). Тренировка и осознание должны осуществляться с опорой на наглядные схемы, таблицы, действия.
     Принцип активности означает, что в основе любого навыка лежит динамический стереотип (определенным образом зафиксированный порядок действий в речевой ситуации) Для доведения до автоматизма владения грамматической формой необходимо обильная практика каждого обучаемого в учебном процессе.
     Согласно  принципу посильности и доступности, новую грамматику следует объяснять через знакомую лексику (one difficulty at a time)
     Принцип дифференцированного подхода предполагает, что все зависит от трудности грамматического материала подлежащего усвоению. Так, если материал легкий следует идти от речевого образца к правилу, если трудный с точки зрения формы или функций, то речевой образец должен сопровождаться анализом и правилом.
     Принцип аппроксимации состоит в том, что невозможно научить  совершенно правильному грамматическому оформлению своего высказывания на иностранном языке в условиях отсутствия языкового окружения. Данный принцип позволяет более или менее правильно оформить высказывание с точки зрения грамматики, закрыв глаза на негрубые ошибки (использование артикля и т.п.), т.е. лишь приблизиться к эталону.
      Учителю иностранного языка следует опираться  на данные принципы в целях более  эффективного обучения учащихся грамматической стороне иноязычной речи. 
 
 

     Выводы  по главе I
    Грамматика – это основной строительный материал нашей речи, её содержательная сторона.  Грамматика  в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. И в настоящее время отсутствует единое мнение у педагогов, психологов и методистов о роли и месте грамматики в обучении иностранному языку. Одни считают, что грамматика является целью, а другие - средством в обучении иностранному языку.
    Содержание обучение грамматике на средней ступени обучения в средней образовательной школе включает материал для продуктивного и рецептивного усвоения в морфологии и синтаксисе. Содержание обучения иностранному языку в средней школе соответствует целям данного этапа и направлено на достижение основной цели, принятой Советом Европы – формированию коммуникативной компетенции.
    При обучении грамматике иностранного языка важно учитывать как общепринятые дидактические принципы, так и частнометодические, а именно функциональности, сознательности, наглядности, активности, доступности, дифференцированного подхода, аппроксимации.  Процесс формирования грамматических навыков может организовываться с точки зрения различных методических подходов, среди которых выделяются эксплицитный, имплицитный,  дифференцированный.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.