На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Природа,общество , культура

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Природа,общество , культура 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I Введение……………………………………………………………………...…..3
II  2.1 Теория ноосферы В.И.Вернадского: культурологический аспект…...…7
2.2 Культурология  и глобальные проблемы современности…………………12
2.3 Культурологический аспект глобализации………...………………………16
III Заключение……………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     I Введение 

     Природа и культура - с позиций современного научного понимания феномена культуры - антонимы, противоположные, но и взаимодополнительные составляющие мира человеческого бытия.
     Маркс "…культура, если она развивается  стихийно, а не направляется сознательно…оставляет  после себя пустыню…"
     Энгельс "Не будем, однако, слишком обольщаться относительно побед человека над природой. За каждую такую победу она мстит нам. Это, что, во-первых, каждая такая победа приносит ожидаемые результаты, но также верно, что во-вторых и в-третьих, она оказывает различные непредсказуемые эффекты, перечеркивающие зачастую все положительное".
     Фрейд: "Именно из-за опасностей, которыми нам грозит природа, мы ведь и объединились и создали культуру, которая, среди  прочего, призвана сделать возможной  нашу общественную жизнь. В конце  концов, главная задача культуры, ее подлинное обоснование - защита нас от природы".
     Но  прояснением связей между культурой  и природой мы обязаны российскому  естествоиспытателю и мыслителю  В.И. Вернадскому. Он органически соединил в творчестве естественнонаучное и  гуманитарное видение мира, науки о земле и "живом веществе" с науками о человеке и обществе, способствуя превращению культурологии в учение будущего, рассматривающее судьбы человечества в неразрывном единстве с природой и космосом - антропокосмизм. Для современной культурологии значение имеет учение Вернадского о ноосфере (ноос (гр. - разум, сфера - шар). Термин "ноосфера" впервые вел в научный обиход фр. ученые Э.Леруа и П.Тейар де Шарден. Считая "ноосферу", сферу разума, продолжением формы биосферы, Вернадский говорил о мировой и духовной культуре, которая возникла из растительного и животного мира ("живого вещества") и в течение многих миллионов лет существования человека превратилась в геологический фактор, изменяющий и одухотворяющий лик нашей планеты и ближайшего космоса. Он выдвинул гипотезу о том, что наряду с другими видами энергии и биохимической энергией живого вещества с появлением на земле человека начал действовать новый вид энергии, связанный с психической деятельностью и разумом, которые стали важнейшими силами в формировании нового облика планеты.
     Глобальные  проблемы, изучение и решению которых  посвятил себя Римский клуб - совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих  уже не какой-то отдельный народ, а человечество в целом. В силу этого они перерастают в сферу идеологии, а тем более политики. "Глобалисты" выступают от имени всего человечества, как одного биологического вида. Основатель - А.Печчеи, в его книге - "Человеческие качества" провозглашается необходимость перехода к "новому гуманизму", который должен основываться на трех основных постулатах - чувстве принадлежности ко всему человечеству, частичном отказе от их суверенности и эгоистических интересов отдельных стран и народов, и решительном отказе от насилия как средства разрешения конфликтов.
     Аурелио Печчеи родился в 1908 г в Турине, был предпринимателем и финансистом, главой известных фирм "Италоконсульт" и "Оливетти", одним из руководителей  концерна "Фиат" и ряда других. В годы второй мировой войны был  участником группы итальянского движения Сопротивления фашизму. Однако деловая карьера была лишь прологом. В конце 50-х годов он стал организатором общественного движения, голос которого услышал весь мир. В центре внимания Печчеи оказываются взаимоотношения человека, природы и техники. Той культуре и образу жизни, которые зародились в эпоху неолита пришел конец, считал он. Середина ХХ века не просто очередной период истории технической цивилизации - это начало новой эры. Человечеству грозит гибелью поднятая им самим волна отрицательных последствий промышленной деятельности. Развитие техники уже привело к необратимым изменениям природы, которые могут вызвать глобальную катастрофу. "Мы - все вместе и каждый из нас несем ответственность не только перед современниками, но и перед будущими поколениями".
     В апреле 1968 года около 30 видных ученых из разных стран мира получили приглашение  прибыть в Рим для обсуждения "актуальных проблем современного обществе в их совокупности". Участники  съезда, к которым примкнули и  другие крупные специалисты образовали союз единомышленников Печчеи. Эта организация получила название Римский клуб. Он стал заказывать ведущим специалистам мира и членам клуба исследования по интересующим его вопросам, а затем публиковать полученные результаты в виде "Докладов Римского клуба". В организацию вошли более 100 ученых, общественных деятелей и бизнесменов из 53 стран мира, в том числе и из России. В 1972 году вышел в свет первый "Доклад Римского клуба", подготовленный учеными США, под руководством Медоуза, в котором был опубликован тезис о том, что рост потребления природных ресурсов и соответственно отходов производства имеет границы, определяемые возможностями биосферы, что грозит экологической катастрофой. До 1991 года было опубликовано еще 18 докладов. Деятельность Римского клуба продолжается и сегодня. В 1991 году в России была опубликована книга "Первая глобальная революция", авторами которой явились члены Римского клуба, ученые Кинг и Шнайдер, в которой они предупреждают мир, что в погоне за материальной выгодой человечество, эксплуатируя природу, уничтожают планету и самоё себя.
     Этология (< греч. ethos- обычай, нрав, характер + ...логия) - биологическая наука, изучающая  поведение животных в естественных условиях. Обширные сведения о поведении  животных были накоплены биологами в XVIII-XIX вв. Значительное влияние на становление Э. оказали работы Ч. Дарвина. Создатель Э. Э. Геккель использовал термин "этология" как синоним экологии. Совр. Э. возникла в 30-е гг. XX в. благодаря работам австрийского зоолога К. Лоренца и датского биолога И. Тинбергена. Термин ввел в 1859 г. фр. зоолог И. Жоффруа Сент-Илер. В наст. время этологи выдвинули ги-потезу, получившую название "Инстинктивные основы человеческой культуры".- теория, выдвинутая биологами К. Лоренцом, Н. Тинбергеном, К. фон Фришем. Ученые перенесли наблюдения, накопленные в этологии, на человека и че-ловеческое общество. Инстинкты животных, отраженные в их устойчивом поведении ("свадебные" пляски, строительство жилищ, забота о потомстве, взаимная передача звуковых и визуальных сигналов, коллективный "быт" пчелиных и муравьиных колоний, а тем более "разум" таких высокоразвитых животных, как собака или лошадь), отождествляются этологами с естественными истоками человеческой натуры. По Лоренцу, стереотипы поведения животных соответствуют культур, ритуалам и нормам человека и созданы в результате естественного отбора. К. фон Лоренц в своих работах уделяет большое внимание способам передачи информации отдельными видами животных и насекомых, т. е. изучению их пока непонятного нам языка. В этом усматривается прямая связь человеческой культуры. Изучение инстинктов дает возможность изучить базовые основы развития культуры.
     Альберт Швейцер - немецко-французский известный  мыслитель, философ, гуманист, музыковед, теолог, органист, врач, лауреат Нобелевской премии, общественный деятель. Он один из немногих соединил свое философское учение о милосердии с организацией больницы в Экваториальной Африке и провел там много лет жизни. Он предвидел опасность экологического кризиса, требовал запрещения атомного оружия. Он выступил с универсальным принципом благоговения перед жизнью, сострадания и сочувствия, милосердия и любви. Вначале его призывы звучали как чудачества, но позже они переросли в общественные движения в защиту детей, инвалидов, стариков, женщин, образовались общества покровительства животным, возникла "Красная книга" исчезающих растений. Среди причин упадка европейской культуры начала ХХ века Швейцер указывал на утрату человеком творческой сущности труда в процессе механизации промышленного производства. Пути дальнейшего прогресса культуры Швейцер видел, во-первых, в возрождении и постоянном совершенствовании ее нравственного характера, и во-вторых, в неотложном формировании в рамках современной культуры жизнеутверждающего мировоззрения, которой включает в себя нравственно-экологические и космические императивы, характерные для общечеловеческой культуры рубежа столетий. Утверждал концепцию единства культуры с идеей непрерывностью культурного развития человечества. Схож с Рерихом в утверждении о неизбежности синтеза культур, который необходим человечеству, вступившему на путь освоения Космоса. Утверждает культуру как средство духовной связи человечества с Космосом.
     Исходный  принцип мировоззрения Швейцера - "благоговение перед жизнью", как основа нравственного обновления человечества. Этот принцип он считает и сердцевиной и смыслом культуры. Культура, лишенная нравственно-гуманистического содержания, превращается в псевдокультуру и ведет к кризису цивилизации, лишая ее жизненных перспектив. Кризис культуры проявляется в кризисе рационализма, свойственного прежней философии. Критиковал "упрощенную концепцию культуры" согласно которой "культура состоит преимущественно в научно-технических и художественных достижениях и может обойтись без этики или ограничиться ее минимумом". Швейцер полагал, что культура - это не только итог деятельности отдельных лиц, но и всего человечества во всех областях и аспектах деятельности человека, достижения культуры способствуют духовному совершенствованию человека и общему прогрессу всего общества. Его основные работы: "Культура и этика", "Благоговение перед жизнью", "Упадок и возрождение культуры". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1 Теория ноосферы  В.И.Вернадского:  культурологический  аспект
     Идея  биосферы в общем виде была высказана Вернадским еще в середине 80-х гг. прошлого века в докладе на заседании студенческого научно-литературного общества Петербургского университета.
     Заключая  доклад, Вернадский говорил: «Живая материя  скопилась в виде тонкой пленки на поверхности земного сфероида: вверх, в атмосферу, она едва достигает верст 8-10; вниз, в глубь земного шара, - еще
     меньше. Везде, всюду царит мертвая материя - материя, в которой не происходит никакой жизни. Но что такое жизнь? И мертва ли та материя, которая находится в вечном непрерывном законном движении, где
     происходит  бесконечное разрушение и созидание, где нет покоя? Неужели только едва заметная пленка на бесконечно малой  точке в мироздании – Земле  – обладает коренными, особенными свойствами, а всюду и
     везде царит смерть? Разве жизнь не подчинена таким же строгим законам, как и движение планет, разве есть что-нибудь в организмах сверхъестественное, что бы отделяло их резко от остальной природы? Покуда можно только предлагать эти вопросы. Их решение дастся рано или поздно наукой» [3, с.56].
     Все биокосмические компоненты научного мировоззрения  В.И. Вернадского покоятся на следующей  фундаментальной идее. Живое вещество, выступая в роли геологически самого мощного химического агента, не только и не столько приспосабливается к внешней среде, но и само созидает и формирует эту среду, действенно ее преобразует, приспосабливая ее к себе, создавая благоприятные условия для максимального проявления своих геохимических возможностей. Для достижения этого эффекта необходимо, чтобы отно-
     шения между организмами и их сообществами характеризовались не только взаимной конкуренцией и борьбой, но также  и сотрудничеством и взаимопомощью. Так и происходит на деле, отмечал  Вернадский.
     Возникновение разума, сознания В.И. Вернадский связывал с направленной эволюцией живой природы в сторону все большего усложнения. Неразрывно связывая сознание с живой материей, Вернадский закономерно приходит к выводу о том, что разум - это не только земное, но и космическое явление.«Широко распространено наиболее простое толкование термина «ноосфера» – сфера Разума. Так принято называть часть биосферы, которая оказывается под влиянием человека и преобразуется им. Подобная трактовка позволяет говорить, например, о ноосфере времен древних греков, о ноосфере в эпоху средневековья. И переход биосферы в ноосферу означает постепенное освоение человеком биосферы» [4, с.26].
     В.Вернадский не раз указывал на то, что согласованное  с природой развитие общества, ответственность  и за природу, и за ее будущее потребует особенной организации общества, создания специальных структур,
     которые будут способны обеспечить это совместное согласованное развитие. Отсюда следует, что ноосфера – это такое состояние  биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда разум имеет воз-
     можность  направлять развитие биосферы в интересах  человека, его будущего, а также  не во вред самой природе. «Переход Человека в ноосферу не будет автоматическим. Это будет мучительный и небыстрый  процесс
     выработки новых принципов согласования своих действий и нового поведения людей. Другими словами, новой нравственности. Это означает, что переход в эпоху ноосферы потребует коренной перестройки всего нашего бытия, смену стандартов и идеалов. Благодаря учению В.Вернадского мы имеем возможность представить себе общую схему единого про-
     цесса развития материального мира» [4, с. 28]. Центральной темой учения о  ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в сво-
     их  работах раскрывает корни этого  единства, значение формирования биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, законо-
     мерности  ее перехода в ноосферу. Одна из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского  о ноосфере, - то, что человек не являет-
     ся  самодостаточным живым существом, существующим отдельно по своим законам, он находится внутри природы и  является частью ее. Это единство обусловлено  прежде всего функциональной неразрывностью
     окружающей  среды и человека. Но не только природа  оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она не по-
     верхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо  глубже. Это доказывает тот факт, что в последнее время заметно  активизировались планетарные геологические силы.
     Вопросы духовной культуры – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ НАУКИ 93
     «...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с  проникновением в научное сознание убеждения о геологическом значении Homo Sapiens, с выявлением нового состояния биосферы – ноосферы – и является одной из форм ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое
     вещество  играет основную роль» [1, c. 26]. То есть эволюция видов, сама превратилась в геологический процесс, так как в процессе эволюции появилась новая геологическая сила. Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения биосферы. Причем перестройка
     окружающей  среды научной человеческой мыслью посредством организованного труда и культурной деятельностью вряд ли является стихийным процессом. Корни этого лежат в самой природе и были заложены
     еще миллионы лет назад в ходе естественного  процесса эволюции.
     Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области жительства человечество начинает представлять себя как все более сплоченную массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли окутывают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений,
     с успехами техники передвижения, с  возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду  на планете»[1, c. 34].
     Мы  наблюдаем, как наука все сильнее  и глубже начинает изменять биосферу Земли, она меняет условия жизни, геологические процессы, энергетику планеты. Значит, и сама научная мысль является природ-
     ным явлением. Необходимо подчеркнуть неразрывную  связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся
     первой  необходимой предпосылкой этого создания. Ноосфера может создаваться только при этом условии.
     «Таким  образом, по Вернадскому, наша планета  и космос представляются ныне как  единая система, в которой жизнь, живое вещество связывают в единое целое процессы, протекающие на Земле, с процессами
     космического  происхождения. На протяжении всей истории  Земли количество живого вещества в  биосфере
     согласно  оценке В.Вернадского было практически  постоянным.
     Эта грандиозная картина общепланетарного развития включала в себя и появление  человека – носителя Разума, который еще раз многократно ускорил все процессы, протекающие на планете. Породив Человека,
     Природа «избрала» еще один могучий катализатор  мирового развития» [4, с.23]. Создание биогеохимии  естественно повлекло за собой появление  множества вопросов, среди которых и
     вопрос  о месте человека в картине  общепланетарного развития. И В. Вернадский дал на него ответ. Уже в первые годы XX века он отметил растущее с  каждым днем влияние человека на природу, и то, что скоро
     человек превратится в настоящую геологообразующую силу. И, как следствие, он должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие Природы. В такой ситуации неразрывное развитие природы и
     общества  окажется закономерностью. Биосфера перейдет однажды в сферу разума – в  ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты сделается направленным, и направляться
     оно будет силой разума. Сфера науки  входит в сферу общечеловеческой культуры. Та сфера, которая создается  силой человече-
     ского разума, всецело входит в культуру человека и не мыслится вне этой системы. Именно с помощью культуры человек противопоставил себя природе, он осознал свою способность собственными силами влиять на условия своего существования и преобразовывать природу. Непосредственно через культуру происходит научно – познавательное преобразование биосферы. Благодаря разуму Homo Sapiens получил «бразды правления» в свои руки, и человек стал царем природы. Равития полноценного человека вне культуры немыслимо, силой своего разума и физического труда человек воплотил свою биосоциальную сущность в объектах культуры. Собственно такие материализованные идеи и сами идеи в чистом виде и являются не-
     кими  кирпичиками в создании ноосферы. Согласно учению В.И.Вернадского, поступок каждого отдельного индивидуума связан с малейшим изменением в биосфере, а эти связи, в свою очередь, составляют огромную неразрывную систему, где все элементы взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга. Поэтому очевидно, что любая деятельность человека, ведущая к разрушению отдельных элементов биосферы, неминуемо ведет к разрушению огромной и сложной системы, в которую включен и человек. Человечество является единым целым, призванным действовать и мыслить в общепланетарном масштабе. Это единство человечества – основная предпосылка ноосферы. Ученый пишет: «Событие, совершившееся в Индии или Австралии, может резко и глубоко отразиться в Европе или Америке и произвести там следствие неисчислимого для человеческой истории значения. И, может быть, главное, материальная, реально непрерывная связанность человечества, его культуры неуклонно и быстро углубляется и усиливается. Общение ста-
     новится все интенсивнее, разнообразнее, постояннее» [6, с. 249].
     В наши дни зачастую случается, что  человек не просто противопоставляет  себя природе, но делает это весьма агрессивно. Многие люди еще не осознали важной, неразрывной сети связей между природой и
     культурой. Собственно это и является основным препятствием для безболезненного  перехода биосферы в ноосферу, хотя и неизбежным. Человек должен осознать важность создания нормальной, здоровой среды
     обитания, не во вред природе, а, значит, и не во вред себе.
     Поиски  путей решения этой проблемы занимали В.И. Вернадского всю его жизнь. Он выступил истинным «пророком» в  вопросах будущего биосферы емли, он натолкнул людей на мысль о судьбе человека в системе биосферы и ноосферы.
     В.И. Вернадский неоднократно отмечал, что  «цивилизация «культурного человечества»  – поскольку она является формой организации новой геологической  силы, создавшейся в биосфере,–  не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы.
     «Образуя  ноосферу, она всеми корнями связывается  с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было» [1, c. 46].
     Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно  несет в себе черты сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы. В.И. Вернадский видел стоящие  перед человечеством задачи огромной важности по созиданию ноосферы.
     В.И. Вернадский, замечая нежелательные, разрушительные последствия хозяйствования человека на Земле, считал их некоторыми издержками. Он верил в человеческий разум, гуманизм научной деятельности, торжество добра и красоты. Что-то он гениально предвидел, в чём-то, возможно, он ошибался. Ноосферу следует принимать как символ веры, как идеал разумного человеческого вмешательства в биосферные процессы под влиянием научных достижений. Надо в неё верить, надеяться на её пришествие, предпринимать соответствующие меры.
     Бесспорно, возникновение и формирование учения о биосфере и ноосфере было бы невозможно без самого глубокого проникновения  Вернадского в исторический процесс  и осознание им всех культурных достижений человечества. В жизни и творчестве В. Вернадского огромную роль играло искусство в широком
     понимании, которое, по его мнению, рядом с  наукой, религией и философией является путем познания природы, человека, Космоса. Он был знаком и с искусством и  литературой всех стран мира. Встречи с прекрасным сопровождали Вернадского на протяжении всей его жизни и были неотделимыми от поисков и постижения истины. Искусство как особая форма познания мира, является еще и той тонкой материей, которая
     составляет  неповторимость и специфику существования культурного человека. Искусство на всех этапах
     развития  человеческой культуры являлось также  способом выражения мировоззрения  людей, в тоже время,
     через искусство человек формировал взгляды  на некоторые аспекты своего существования.
     Умение чувствовать и по-настоящему понимать искусство присуще далеко не каждому, В.И. Вернадский был тем ценителем, который мог не только понимать искусство, но и читал через него историю и суть
     развития  человеческого общества и природы.
     В.И. Вернадский связывал становление ноосферы с действием многих факторов: единством биосферы и
     человечества, единством человеческого рода, планетарным  характером человеческой культурной деятельности и ее соизмеримостью с геологическими процессами, небывалым расцветом («взрывом») науки и тех-
     ники. Обобщая данные явления, ставя в  неразрывную связь дальнейшую эволюцию биосферы с развитием
     человечества, Вернадский и вводит понятие ноосферы. Устремленность в будущее - это характерная  черта
     ноосферного учения. Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и должен мыслить и
     действовать в новом аспекте, не только в масштабе отдельной личности, семьи или  рода, государств или их
     союзов, но и в планетарном масштабе 
 

     2.2 Культурология и  глобальные проблемы  современности
     Формирование дисциплинарного пространства культурологии. Материалы научно-методической конференции. 16 января 2001 года, Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. Серия “Symposium”. Выпуск 11. СПб. 2001. С.140-144
     Русский человек так уж устроен, что решение многих своих намерений откладывает либо на утро, как Обломов или Иван-царевич («ложись спать, Иван-царевич, утро вечера мудренее»), либо приурочивает к какой-нибудь круглой дате — как правило — к новому году. Наступившее же тысячелетие в психологическом плане представляет собой такой козырь и стимул для русской ментальности, что не изменить кардинальное в жизни — ну, просто невозможно, благо, проблем не только перед нашей страной, но и перед человечеством накопилось такой количество и такой остроты, что дальше откладывать просто некуда. Ментальность же менять необходимо исподволь,
     начиная с системы образования, в этом случае дело, может быть, постепенно дойдет и до смены парадигм культуры, как всякой сознательной человеческой деятельности, имеющей целью гармоничное развитие и существование. О необходимости перестройки системы образования и науки в связи с решением глобальных проблем современности говорят документы 6-ой Сессии Комиссии ООН по устойчивому развитию (CSD), состоявшейся в Штаб-квартире ООН в Нью-Йорке с 20 апреля по 1 мая 1998 г. Среди принятых этой Сессией решений в разделе, относящимся к области образования, в частности, п.6 Комиссия настаивает на том, чтобы система высшего образования при поддержке правительственных и академических кругов приспособила свою обучающую и исследовательскую деятельность с особенностями, которые обусловлены введением междисциплинарного подхода, связанным с учетом устойчивого развития [1].
     Но  прежде чем, что-то изменять необходимо осмыслить то, что есть или было. Поэтому, в первую очередь, следует оценить прошедшее, обратиться к поискам наиболее характерного для последнего столетия ушедшего тысячелетия. Оценивая ХХ век, несомненным оказывается то, что он воспринял от своего предшественника ХIХ века и максимально воплотил в жизнь идею, под знаком которой в самых различных областях человеческого знания и практической деятельности прошел весь XX век. Несомненно, что этой идеей была идея эволюции. Хотя сам факт того, что «все течет, все изменяется» — тривиален. Если XIX в. характеризуется зарождением различных теоретических представлений о развитии, как диалектических, так и метафизических, формулируя различные варианты теорий развития, как в природе, так и отражающие схему социальных преобразований, то уделом XX в. становится воплощение идеи эволюционизма во всех сферах человеческого существования. Причем, по образному выражению А.Н. Уайтхеда, борьба за существование как движущая сила эволюции «породила евангелие ненависти».
     Какую бы сферу деятельности в рамках человеческой культуры мы бы ни взяли: науку, искусство, нравственность, да и само преобразование общественного строя, бросается в глаза чрезвычайная насыщенность резкими, необратимыми, качественными изменениями уходящего столетия. Культура ХХ века — это культура революций, неизбежной спутницей которых являлось отрицание, причем в большинстве случаев, выступающее в своих крайних, связанных с разрушением формах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.