На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные международные экономические организации: изменение функций и роли в развитии мирового хозяйства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
 

Введение

     В современных  условиях экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость  от экономики других стран. Это проявляется в многообразии связей, складывающихся между странами. Сейчас отдельное государство практически не может существовать обособленно от других стран, не вступая с ними в разнообразные взаимосвязи. Экономические отношения между странами уже не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом. Они включают движение капитала между странами, миграцию рабочей силы, научно - технический обмен.   
      Международные экономические организации представляют собой прежде всего специфическую  форму проявления и организации экономического сотрудничества между различными странами. При этом необходимо отметить, что на современном этапе общественного развития пределы действия международного права, характер международных организаций, а также их возможности играть относительно активную роль в становлении международного сотрудничества представляют собой как бы равнодействующих двух объективных тенденций.   
      Объект  исследования является международные  экономические организации и  их роль в развитии экономики. Интерес к данной теме связан с возросшим влиянием экономических организаций на мировую экономику и в частности на Россию.
      Целью работы является предоставить структуру, направления деятельности и роль международных экономических организаций  в экономики.
      Материалом для исследования послужили данные различных источников: учебная литература и периодика по экономики и бизнесу российских и зарубежных авторов таких как Авдеевич М.В, Герчикова И.Н., Красавина Л.П, Пебро М., Нефермана С., ресурсы всемирной сети Интернета.
     Международные валютно-финансовые и банковские организации  занимают важное место в системе  международных экономических отношений.
     Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Необходимость этого объясняется прежде всего как значительно возросшими масштабами взаимных связей государств, так и их изменившимся характером.
     Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной.
     В-третьих, возрастает значение международных  валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.
      В зависимости от целей и степени  универсальности международные  валютно-финансовые институты подразделяются на организации, имеющие мировое значение, региональные, а также организации, деятельность которых охватывает какую-либо конкретную сферу всемирного хозяйства.
 

1. Сущность  и понятия международных  экономических организаций

 
      Все более и более расширяющиеся  хозяйственные взаимосвязи и взаимозависимость стран (хозяйств) требуют увеличения роли разностороннего регулирования мировых хозяйственных связей, способствующих более широкому использованию преимуществ МРТ (международного разделения   труда). Но масштабы и ориентированность развития многостороннего регулирования в большей степени зависят от определенных государств и их политики.
      По  вопросам торгово-экономических международных  отношений многогранное регулирование воздействует на принимаемые правительственные решения, не задевая  национального суверенитета его участников. В поле деятельности государственной политики в этой области вмешивается не только регулирование, но также и содействие развитию мирохозяйственных отношений, оказание поддержки участникам внешнеэкономической сферы деятельности на межправительственном уровне и в области экономических международных организаций.
      Международные экономические организации представляют собой институт разносторонних межгосударственных связей, которые имеют координированные его участниками цели, компетенцию и другие «специфические» политико-организационные нормы.
      Такими  нормами (установлениями) являются  порядок принятия решений, устав, членство, процедура, а также конференции,  совещания,  конгрессы, осуществляют свою деятельность в течение ограниченного периода времени
     Способами взаимодействия в международном регулировании являются:
      директивы и резолюции, принимаемые и разрабатываемые международными организациями. Они являются обязательными для их членов;
      многосторонние соглашения, которые заключаются на межправительственном уровне;
      договоренности и соглашения;
      консультации и сотрудничество на региональном уровне.
     Регулирование экономической политики государств происходит как в региональном, так и в международном аспекте и основывается на нормах международного частного и публичного права. На эти права оказывают воздействие экономические отношения между государствами, юридическими и физическими лицами, экономическими объединениями.
     Установленные нормы подразделяются на обычные и конвенциональные. Соблюдение норм обеспечивается как самими государствами, так и международными региональными организациями, которые осуществляют коллективный контроль за соблюдением норм международного права. Хозяйственные взаимосвязи тем не менее усложняются, поэтому между определенными государствами соответствующие международные правила и нормы меняются.
     Особую  роль в системе международных экономических организаций играют организации, вошедшие в систему ООН.
     В настоящее время важное значение обрели региональные межправительственные организации, Их число возрастает, и охватывают они все континенты. В сферу своей деятельности региональные организации относят не только экономику, но и задачи социального развития, политические интересы, вопросы идеологии, безопасности и культуры.
     Немалую роль в регулировании мирохозяйственных связей и помощи их развитию играют неправительственные организации.  В основном это объединения предпринимателей:
    Международная  торговая палатa;
    ассоциация экспортеров и производителей сырьевых товаров;
    фонды развития, создаваемые неправительственными организациями;
    конференции и круглые столы, проводимые предпринимателями разных стран для координации экономической политики; выработки международных правил бизнеса.
      На  современном этапе основными задачами международного регулирования являются:
    снабжение стабильности в развитии мировой экономики и в валютно-финансовой сфере;
    формирование экономического сотрудничества между странами в разнообразные формах; ликвидация дискриминации в торгово-экономических отношениях между странами и группировками;
    оказание содействия развитию частного предпринимательства;
    утверждение конкретных мер по выходу из кризиса в конкретной стране или на мировом рынке;
    координация и согласование макроэкономической политики государств, которая обусловлена беспристрастной тенденцией к экономической интеграции отдельных регионов.
 
      Международные экономические организации на все  стороны межгосударственных экономических отношений оказывают решающее влияние.
      Межправительственные  организации системы ООН имеют  особенное значение в развитии международно-правовою регулирования. В ходе своей деятельности они разрабатывают такие механизмы и нормы, которые оказывают немаловажное воздействие на национальные правовые системы и государственное законодательство.
      Целями  и функциями международных экономических  организаций являются:
    исследование и принятие мер по наиболее важным проблемам международных экономических отношений;
    снабжение стабилизации валют;
    помощь по ликвидации торговых барьеров и обеспечению широкого товарообмена между государствами;
    выделение средств в дополнение к частному капиталу для помощи технологическому и экономическому прогрессу;
    стимулирование улучшения трудовых отношений и условий труда;
    утверждение резолюций и рекомендаций в рамках регулирования мирохозяйственных связей.
     Можно отметить, что Международные межправительственные организации основываются как организационные формы многогранного сотрудничества между государствами, исходя из объективной необходимости. Эти организации определены в первую очередь потребностями развития международных экономических отношений.
Существуют  основные направления Международного регулирования:
    промышленное и экономическое сотрудничество;
    сотрудничество в транспортной сфере;
    сотрудничество в валютно-финансовой системе;
    сотрудничество в рамках мировой торговли;
    сотрудничество в системе интеллектуальной собственности;
    сотрудничество в области стандартизации и сертификации продукции;
    сотрудничество в инвестиционной сфере;
    научно-техническое сотрудничество;
    сотрудничество в сфере международной коммерческой практики.
     Осуществлением  этих вышеперечисленных видов сотрудничества занимаются международные экономические организации надлежащего профиля и компетенции. Организации ООН, а также региональные организации реализовывают международное экономическое сотрудничество через специализированные учреждения и автономные органы, органы ЭКОСОС. Существенной значимостью обладают региональные организации, которые осуществляют экономическое сотрудничество и экономическую интеграцию во всевозможных формах. Региональные фонды и банки в определенной мере оказывают им помощь. Целью регионального экономического сотрудничества является оказание поддержки развивающимся странами в снабжении устойчивого экономического роста, в формировании важнейших отраслей экономики, в увеличении уровня социального развития и улучшении жизни людей.
     Межгосударственное  промышленное сотрудничество устремлено на:
    вырабатывание прямых кооперационных отношений в сфере производства;
    расширение общей производственной деятельности;
    притяжение иноземных инвестиций в области промышленности;
    техническую помощь.
     Для помощи процессу индустриализации и  оказания технической помощи развивающимся странам и координации всей деятельности ООН в сфере промышленного сотрудничества в рамках ООН были основаны две специализированные организации: ЮНИДО и ПРООН.
     В валютно-финансовой области международное  сотрудничество воплощается в жизнь в рамках других специализированных учреждений, а именно ООН — МВФ и МБРР, ЕБРР, БМР, а также региональными банками. Пределом его достижений является обеспечение необходимыми условиями для взаимных валютных расчетов, платежей, кредитования. МВФ исполняет контроль за мировой валютной системой, снабжая ее устойчивость; следит за международной валютной политикой и обменными курсами, за поведением стран-членов в международных валютных отношениях, а также и при надобности обеспечивает краткосрочными и среднесрочными кредитами. В области межгосударственного валютно-финансового сотрудничества существенными значениями обладают различные двусторонние соглашения о поощрении и защите инвестиций, они также занимаются контролем над избежанием двойного налогообложения.
     Межгосударственное  сотрудничество в транспортной сфере осуществляется в рамках ООН предназначенными для этого организациями, а именно:
    по гражданской авиации — ИКАО;
    по морскому транспорту — ММО;
    по железнодорожному транспорту — Европейская конференции по пассажирским тарифам (с 1975 г.), а также Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (1884 г.);
    по автомобильному транспорту — Международный соки автомобильного транспорта (1948 г.) и т. д.
      Международным регулированием в сфере мировой торговли занимаются четыре организации: ВТО, ЮНКТАД и МТЦ  ЮНКТАД/ВТО, ЮНСИТРАЛ, действующие в рамках ООН.
      ЮНКТАД/ВТО  призваны осуществлять регулирование  международной торговли товарами и  услугами. Целью ЮНКТАД является содействие формированию международной торговли промышленными, сырьевыми товарами и так называемыми невидимыми статьями — транспорт, передача технологии, туризм. Вопросы финансирования, связанного с торговлей, тоже являются его неотъемлемой частью. Особенное внимание в деятельности ЮНКТАД уделяется проблемным вопросам развивающихся стран в сотрудническом отношении с МТЦ. В 1966 г. была образована Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), которая является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. Она содействует развитию права международной торговли главным образом в подготовке проектов международных конвенций и других документов.
      Для помощи в регулировании международной  торговли некоторыми определенными сырьевыми товарами были заключены многосторонние соглашения, а также сформирован ряд международных организаций с участием государств-импортеров и экспортеров (например, по олову, какао, джуту, свинцу и цинку, пшенице, натуральному каучуку, кофе, оливковому маслу, сахару, хлопку) или только экспортеров (например, по нефти). Целями организаций являются смягчение резких волнений мировых цен, определение сбалансированных соотношений спроса и предложения с помощью утверждения за странами-экспортерами квот и обязательств импортеров по закупкам товаров, формирования максимальных и минимальных цен и создания систем буферных запасов товаров. Наиболее существенным примером организации стран-экспортеров является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), которые ставят перед собой задачу защиты интересов нефтедобывающих стран с помощью согласования возможных цен на нефть и ограничения в нефтедобычи введенными для каждой страны определенными квотами.
     Из  всего разнообразного числа международных  неправительственных организаций, сформированных для содействия международной торговле, можно выделить Международную торговую палату, Международное бюро публикации таможенных тарифов, Международный институт по унификации частного права (ЮНИДРУА). Как и ЮНСИТРАЛ, в Международной торговой палате и в ЮНИДРУА осуществляется грандиозная работа по гармонизации и унификации национального законодательства, которые регулирует коммерческие, финансовые отношения между предпринимателями с помощью выработки международно-правовых актов.
     Например, разработанные в 1990 г. Международной  торговой палатой Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс».
     С помощью установления контроля за экспортом  стратегических товаров в социалистические страны долгое время воплощалось в жизнь регулирование мировой торговли. По инициативе США в 1949 г. в рамках НАТО был сформирован Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ). Он являлся «органом по ограничению экспортной торговли» стран Запада с социалистическими государствами. Кроме стран НАТО, в КОКОМ вошли Япония и Австралия. КОКОМ даже после распада СССР продолжал свою деятельность в отношении таких стратегических товаров, экспорт которых ограничивался в «потенциально опасные» для НАТО страны или вообще запрещался. В 1994 г. КОКОМ был устранен. На началах Вассенарских договоренностей (1996 г.) длится наблюдение за экспортом обычных вооружений, а также товаров и технологий двойного назначения. Россия и страны Восточной Европы также участвую в договоренности КОКОМ.
     Международное сотрудничество в сфере защиты интеллектуальной собственности намеревается обеспечить регулирование предпринимательской деятельности в соответствующих областях. Следует обратить внимание, что такое сотрудничество охраняется авторскими правами, которые были учреждены и разное время.
     Одной ИЗ самых значимых международных соглашений является бернская конвенция об охране литературных и художественных  произведений,   принятая в  1886 г. А в Женеве 06.09.1952 г. подписана Всемирная конвенция об авторском праве. В 1886 г. Принята Парижская конвенция по охране промышленной собственности, в 1891 г. — Мадридская конвенция о международной регистрации фабричных и товарных знаков.
     Все эти конвенции снабжают охрану за рубежом прав на интеллектуальную собственность. Координация международной деятельности в этой сфере реализовывается с помощью специализированного учреждения ООН — Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС).
 

2. Классификация международных экономических организаций

     Систематизация  международных экономических организаций представляет научную проблему, привлекающую внимание многих экономистов. При всем многообразии подходов к классификации следует признать, что необходимо применение различных критериев. Один критерий классификации вряд ли приемлем, поскольку международные экономические организации многочисленны, имеют различные функции и сферы действия.
     В публикациях западных экономистов и политологов международные экономические организации рассматриваются как самая распространенная форма международных экономических отношений.
     Одним из первых теоретиков международных  экономических организаций был Дж. Най (США). Он избрал для своей типологической схемы 2 фактора:
      географический;
      характер деятельности.
     Соответственно  он разделил все международные организации  но географическому признаку на региональные и квазирстиональные (расположенные за пределами определенного географического региона). А по характеру деятельности - на военные, политические и экономические. Согласно этой типологии, ЕЭС, бывший СЭВ, Латиноамериканская ассоциация свободной торговли относятся к региональным организациям. А МВФ - к квазирегиональным.
     О роли региональной организации легче  судить но тому. чего она достигает на пути интеграции. Дж. Най анализирует различные уровни интеграции. Самый низкий уровень - это "некое подобие интеграции". Оно характеризуется чисто символическим согласованием экономической политики, обилием деклараций и необязательностью решений для участников процедур согласования. Второй уровень -это создание "сообщества безопасности", которое уже обладает региональными структурами. Эти структуры реально препятствуют возникновению силовых конфликтов между странами-участниками.
     Третий  уровень интеграции - "функциональное сотрудничество". Его главным  признаком является создание региональных банков и координация валютной политики. Четвертый уровень означает создание разнообразных экономический ассоциации - зон свободной торговли, таможенных союзов, общего рынка и экономического союза. И пятый уровень интеграции - "прямое политическое объединение". По сути это означает слияние участников в единое государство с общей валютой.
     Представляют  интерес исследования в области классификации международных организаций экономистов США: Лини X. Миллер, А. Лерой Беннет.
     Миллер  разделил все региональные организации на 3 группы: организации сотрудничества, союзы или альянсы (военнополитические) и функциональные организации. Беннет выделил дна основных класса международных организаций: глобальные (универсальные) и региональные. К глобальным организациям Беннст отнес ООН. Интересно, что к региональным организациям Беннет отнес региональные комиссии ООН, которые являются связующим звеном между ООН и региональными системами.
     При анализе целей и структур существующих глобальных и региональных организаций можно обнаружить, что при всех их разнообразии они однотипны по своей сути, имеют сходную структуру и цели. Едва ли не самый существенный признак организации обеспечение глобальной либо региональной "безопасности". "Безопасность" в широкой трактовке распространяется не только на военно-политические, но и на экономические аспекты региональных и межрегиональных отношений. При анализе основополагающих документов межгосударственных организаций (как глобальных, так и региональных) обнаруживается сходство целей и задач их сотрудничества. На первый план выдвигаются задачи экономического сотрудничества во имя прогресса и процветания каждой отдельной страны, целого региона или всего мирового сообщества.
     Структурно-организационные механизмы международных организаций обладают значительным сходством. Чаще всего в качестве высшего органа выступает совещание глав правительств, созываемое с регулярной периодичностью. Действуют ежегодные совещания министров иностранных дел, экономики, финансов и других ведомств. Учреждены органы, работающие в промежутках между совещаниями на постоянной основе. По различным направлениям сотрудничества создаются комитеты и комиссии в составе представителей всех стран-участниц. Обычно при решении главных проблем действует принцип консенсуса (согласия).
     Несмотря  на сходство структур, механизмов функционирования, влияние международных экономических организаций неодинаково. Даже если ежегодные встречи на высшем уровне для тон или иной организации - обычное дело, то по значимости решаемых вопросов, результатам они несопоставимы. Например, решения "семерки" по экономическим проблемам, бесспорно, окажут большее влияние на мировую экономику, чем обсуждение этих вопросов на региональной экономической комиссии ООН.
     Успех деятельности международной экономической  организации зависит от комплекса  условий. Важными факторами являются экономическая и политическая ориентация стран-участниц, а также сходство национально-государственных приоритетов внутренней и внешней политики. Кроме того, эффективность объединения зависит от уровня экономического развития стран. Контрасты и уровне экономического потенциала, как правило, ведут к обострению внутренних противоречий экономической организации. При этом, чем выше уровень интеграции стран, тем острее "могут быть противоречия между богатыми и бедными странами-участницами. В совокупности взаимодействие указанных факторов определяет соотношение центростремительных и центробежных тенденций в организации, уровень интеграционных процессов, их жизнеспособность.
     Страны  Запада, особенно США, придают большое значение регулированию международных экономических отношении через международные структуры. США как мировая сверхдержава не упускает из внимания ни один из регионов мира. США первые оценили значение такого явления, как "регионализм".
      Одно  из первых заявлении в поддержку "регионального партнерства" принадлежит бывшему президенту США Л. Джонсону. Он указал на "небескорыстность" интересов США к "регионализму". С тех пор, как утверждал английский журнал "Экономист", слово "регионализм" регулярно используется. Оно обозначает" достаточно неопределенные принципы, с помощью которых целые континенты могут быть приведены в больший порядок". Все последующие американские администрации в общей форме высказывались в поддержку региональных интеграционных процессов. Однако эта поддержка затрагивает лишь те организации, которые не противоречат стратегическим интересам США.
      Более подробную классификацию можно рассмотреть в приложении 1 таблица 1 «Классификация международных экономических организаций по организационному принципу».
 

3. Международные валютно-кредитные и финансовые организации

3.1 Международный валютный фонд

 
     Учреждение  МВФ связано с созданием Бреттон-Вудской валютной системы в 1944 г. и он был неотъемлемой частью этой системы.
     МВФ (International Monetary Fund) — международная валютно-финансовая организация, созданная для содействия развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений, а также для предоставления кредитных ресурсов своим членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов.
     Но  крах Бреттон-Вудского валютного порядка  не привел к ликвидации МВФ. Этот факт показывает, что МВФ является необходимым институтом регулирования международных валютных отношений.
     Цель  МВФ заключается в поддержании стабильности в международных валютных отношениях. Это должно способствовать экономическому росту, развитию международной торговли и обеспечить высокий уровень занятости и доходов. Для достижения этой цели МВФ определил в Уставе "кодекс поведения", который, естественно, изменялся с течением времени. Правила МВФ касаются конвертируемости валют и валютного курса, свободы платежей но текущим операциям. Для выполнения своих задач МВФ регулярно анализирует экономическую, финансовую и валютную политику государств-участников.
     МВФ имеет значительные технические и финансовые возможности для помощи государствам, испытывающим трудности с урегулированием платежных балансов. Он может обеспечить займы в конвертируемой валюте. Эти займы предоставляются в поддержку экономических программ оздоровления, одобренных фондом. Таким образом МВФ располагает финансовым рычагом, который позволяет отклонять в нужную сторону экономическую политику стран, Испытывающих трудности в урегулировании сальдо платежных балансов. Некоторые страны Европы прибегли к его помощи вследствие "нефтяных шоков". С начала 80-х годов помощь МВФ сосредоточена в странах, испытывающих проблемы структурной задолженности, то есть на большинстве развивающихся стран.
     Высший  руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором каждая страна-участница представлена управляющим и его заместителем, назначаемым на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит внедрение изменений в Статьи Устава, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии 1 раз в год.
     МВФ учрежден по принципу акционерного предприятия. В соответствии с принципом "взвешенного" количества голосов каждое государство имеет 250 "базисных голосов" независимо от величины взноса в капитал я дополнительно по 1 голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его киоты. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам - "специальным большинством" 70% или 85% голосов. В современном уставе МВФ выделены 53 подобных вопроса. Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают: США - 17,7%, Германия - 5,5%, Япония - 5,5%, Великобритания - 4,9%, Франция -4,9%, Саудовская Аравия - 3,4%, Италия - 3,1%, Россия - 2,9%, Доля стран ЕС-26, 2%. Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда. В середине 1994 г. членами Фонда были 178 государств.
     В настоящее время участником МВФ  является 181 государство, а оплаченный капитал фонда составляет 90 млрл. СДР1. СДР — расчетная денежная единиц, равная примерно 1,2 долл. США, применяется в международных кредитных отношениях с конца 60-х гг. (на основе поправок в Уставе МВФ, 1968—1969 гг.)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.