На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методика обучения чтению схем

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО  «Курганский государственный университет»
Педагогический  факультет
Кафедра «Профессионального обучения технологии  и дизайна» 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  дисциплине
«Теория и методика обучения технологии и предпринимательству»
ПО  ТЕМЕ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ СХЕМ» 
 
 

Выполнила: студентка  группы  П- 5917(Б)                                 Т.М.  Махнина
Специальность – 050502 «Технология и предпринимательство»
Руководитель:                                                                                 Л.В. Шевалье
     
 

Курган 2009 г.
Содержание
      Введение……………………………………………………………………3
    Назначение схем в различных видах деятельности…………………..5
    1.1 Виды схем…………………………………………………………...5
        Технические схемы…………………………………………..7
        Электрические схемы………………………………………..7
        Гидравлические и пневматические схемы………………..10
        Другие виды и типы схем…………………………………..13
    Методика обучения чтению схем……………………………………17
    2.1 Примеры чтения схем…………………………………………….20
      3. Заключение…………………………………………………………….22
       Список использованной литературы……………………………………24
     Приложение А…………………………………………………………….25
     Приложение Б …………………………………………………………….26
     Приложение В……………………………………………………………..27
     Приложение  Г……………………………………………………………..28
     Приложение Д……………………………………………………………..29
     Приложение Е……………………………………………………………..30
     Приложение Ж…………………………………………………………….31 
 
 
 
 
 
 

2
ВВЕДЕНИЕ
     Современное развитие человечества не может мыслиться вне категорий науки и техники. На протяжении мировой истории ремесло, а затем и техника мыслились как опосредующее звено в цепи между человеческим замыслом и его реализацией. Безусловно, наука и техника призвана обеспечивать и удовлетворять бесконечные потребности человечества.
     Человечество в последние два-три десятилетия вступило в постиндустриальную эру, в которой наука и техника получают новую смысловую нагрузку и аспекты связи их с повседневной жизнедеятельностью человека становятся неразрывными.
     Современная техника характеризуется высокими темпами ее модернизации и автоматизации, унификацией, стандартизацией, интенсивным развитием энергетики, радиоэлектроники, широким использованием автоматики и ЭВМ.
     Современное производство любых  изделий немыслимо без предварительной  разработки конструкторской документации (чертежей, схем, спецификаций, технических  условий). На основе конструкторской  документации осуществляется подготовка  и организация производства (разработка  технологического процесса, проектирование  и изготовление оборудования  и др.).
     Схемы являются неотъемлемой частью комплекта конструкторских документов для многих изделий и вместе с другими графическими материалами дают сведения, необходимые при проектировании, изготовлении, монтаже, эксплуатации и изучении изделий. 
     Актуальностью данной курсовой  работы является обучение правильному  и быстрому чтению схем, так  как оно имеет большое значение  при подготовке специалистов  многих видов деятельности. Без умения читать схемы невозможно изготовление, монтаж, установка и эксплуатация
3
аппаратуры.
     Цель работы: подобрать материал  для чтения различных схем.
     Для достижения поставленной в курсовой работе цели нами решались следующие задачи:
- подобрать литературу, материал по кинематическим, гидравлическим и электрическим схемам;
- показать  примеры чтения схем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4
    Назначение схем в различных видах деятельности
     Схема часто является основным руководящим техническим документом при монтаже, наладке и контроле установки, а также различных ремонтных работах по устранению тех или иных дефектов. Схемы применяются в различных видах деятельности, таких как телефония, автомобильная электроника, телевидение, монтаж и строительство, цифровая техника и т.д. Они широко используются как иллюстрации к различным описаниям, наглядно разъясняя связь между элементами изделий и принцип их работы.
    1.1 Виды схем
     Схемой называют конструкторский документ, на котором условными изображениями и обозначениями показывают составные части изделия и связи между ними. Схемы облегчают изучение устройства изделия. (2)
     Блок-схема — распространенный тип схем, описывающий алгоритмы или процессы, изображая шаги в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками.
     Схемы выполняют в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ 2.701-68. В зависимости от элементов, входящих в состав изделия, и связей между ними схемы делят на виды, каждый из которых обозначают буквой:
Электрические - Э;
Гидравлические - Г;
Пневматические - П;
газовые (кроме  пневматических) - Х;
кинематические - К;
вакуумные - В;
оптические - Л;
5
энергетические - Р;
деления - Е;
комбинированные - С.
     В зависимости от основного назначения схемы делят на типы, обозначаемые цифрами:
структурные 1;
функциональные 2;
принципиальные 3;
схемы соединений (монтажные) 4;
 подключения 5;
 общие 6;
расположения 7;
объединенные 8.
     Наиболее полное представление об изделии и его работе дают принципиальные схемы.
     Принципиальная схема определяет полный состав элементов, входящих в изделие, и все связи между ними. Ее используют для изучения принципа работы изделия. По этой схеме производят наладку, регулировку, контроль и ремонт изделия. (10)
     Схемы всех видов выполняют без соблюдения масштаба и действительного расположения составных частей изделия. Их стараются вычерчивать компактно без ущерба для ясности и удобства чтения. На схемах применяют графические условные обозначения. Линии связи между элементами схемы проводят так, чтобы получилось наименьшее число их
6
пересечений и изломов.
     На схемах помещают различные технические данные. Указывают их около графических обозначений (справа или сверху) или на свободном поле чертежа над основной надписью.
     Каждый элемент, изображенный на принципиальной схеме, снабжается соответствующим буквенно-цифровым обозначением. Состав буквенно-цифрового обозначения определяется видом схемы. Эти обозначения заносят в таблицу перечня элементов, заполняя ее сверху вниз. Таблицу помещают над основной надписью. (1)
     В данной курсовой работе рассмотрим  подробно только несколько видов  схем.
        Технические схемы
     Техническая схема — наглядное изображение предмета, выполненное по правилам аксонометрических проекций без чертежных инструментов (от руки), в глазомерном масштабе, с соблюдением пропорциональных соотношений размеров.
     Схема отличается от сборочного чертежа тем, что на ней не отображается конструктивное устройство деталей, входящих в изделие. Кроме того, на ней показывают не все детали, составляющие сборочную единицу. Например, не показывают корпус, крышку, крепежные детали и др. (Приложение А) (1)
        Электрические схемы
     Электрические схемы поясняют принцип работы и взаимосвязь между элементами электрического устройства.
     На электрической схеме при помощи условных графических обозначений показывают электрический принцип работы изделия и электрические связи между всеми составными частями.
     На принципиальной электрической  схеме показывают все электрические 
7
элементы, необходимые для осуществления  и контроля в изделии заданных электрических процессов. На этих схемах изображают также разъемы, зажимы и  другие электрические элементы, которыми заканчиваются входные и выходные цепи. (8)
      ГОСТ 2.702-75 устанавливает правила выполнения электрических схем (структурных, функциональных, принципиальных, соединений, подключения, общих, расположения). Рассмотрим правила выполнения принципиальных электрических схем, определяющих полный состав элементов и связей между ними и дающих детальное представление о принципах работы изделия.
     На принципиальной схеме изображают все электрические элементы и устройства, необходимые для осуществления и контроля в изделиях заданных электрических процессов, все электрические связи между ними, а также электрические элементы (соединители, зажимы, разъемы и т. п.), которыми заканчиваются входные и выходные цепи. Схемы выполняют для изделий, находящихся в отключенном состоянии. Элементы изображают в виде условных графических обозначений, установленных ГОСТ 2.721-74, 2.722-68, 2.723-68, 2.727-68, 2.728-74, 2.729-73, 2.730-73, 2.732-68, 2.756-87, некоторые из которых приведены в таблице. (Приложение Б)
Условные  графические обозначения некоторых  электрических элементов
Наименование Условное графическое  обозначение Буквен-ное обоз-начение Назначение
Лампа накалива-ния осветитель-ная и сигнальная   E Освещение помещения  и оборудования
Предохранитель  плавкий   М Защита электрической  цепи от короткого замыкания и  перегрузки
Батарея гальванических   G Выработка или  накопление
8
элементов или аккумуляторов     электроэнергии
Амперметр   PA Измерение силы тока в электрической цепи
Вольтметр   PV Измерение напряжения в электрической цепи
Резистор (активное сопротивление) Резистор переменный в реостатном включении
  R Ограничение силы тока в электрической цепи Регулирование силы тока в электрической цепи
Выключатель с замыкающим контактом   S Замыкание и  размыкание электрической цепи
Выключатель многополюсный (например, двухполюсный рубильник)   S То же
Трансформатор однофазный с ферромагнитным сердечником   Т Преобразование  переменного тока одного напряжения в другое напряжение
    
      Все элементы на схеме должны  иметь позиционное обозначение,  состоящего из буквенного обозначения  вида элемента (латинские буквы)  и его порядкового номера (арабские  цифры), присваиваемого начиная с  единицы в пределах группы  элементов, одинаковой высоты (R1, R2 и С1, С2). Если в изделие входит только один элемент, то порядковый номер в его позиционном обозначении может не указываться.
     Порядковые номера обозначений  присваиваются в последовательности  расположения элементов сверху  вниз в направлении слева направо.
      Характеристики входных и выходных цепей изделия на схеме указывают в виде таблиц, присваивая каждой позиционное обозначение соответствующего элемента (вместо условного графического обозначения
9 

которого она помещена).
      Каждая схема должна снабжаться  полным перечнем элементов, выполненным  по форме, представленной в приложении Б, или в виде самостоятельного документа на листе формата А4 с основной надписью для текстовых документов. (2)
        Гидравлические и пневматические схемы
     Гидравлические схемы показывают систему управления посредством жидкости.
     ГОСТ2.704-76* устанавливает правила выполнения трех типов гидравлических и пневматических схем: структурных, принципиальных и соединений. Рассмотрим правила выполнения принципиальных схем.
     На принципиальной схеме все элементы, необходимые для работы изделия, выполняют в виде условных графических изображений в соответствии с ГОСТ 2.780-96, 2.781-96, 2.782-96, 2.784-96, 2.785-96,2.791-96. Некоторые из них приведены в таблице.
Буквенные и графические позиционные обозначения некоторых гидравлических и пневматических элементов
Наименование Условное графическое  обозначение Буквенное обозначение Назначение
Гидробак под атмосферным давлением   Б Размещение  запаса жидкости, питающей гидросистему
Регулирующий  орган (клапан): Нормально закрытый Нормально открытый
   
К К
Регулирование расхода жидкости (воздуха) в системе
10
Клапан  предо-хранительный с собственным управлением   КП Ограничение максимального  давления в гидро- или пневмосистеме
Насос шестеренный   Н Подача жидкости из бака в гидросистему
Фильтр  для жидкости или воздуха   Ф Очистка жидкостей  или воздуха от примесей
Линии связи: всасывания, напора, слива (а); управления (б); дренажные – отвод утечек (в)   - 
- 

-
Примечание: линии (а) должны быть в три раза толще линий (б) и (в)
Заборник воздуха из атмосферы   З -
Регулятор давления пневматичес   КД Поддержание постоянного  давления Р2 независимо от давления Р1 (при Р12)
Компрессор   КМ Подача воздуха  в пневмосистему
Клапан  обратный   КО Пропускание потока жидкости (воздуха) только в одном  направлении
Клапан  предохранительный с собственным  управлением   КП Ограничение максимального  давления в гидро- или пневмосистеме
Пневмомотор (общее назначение)   М Преобразование  энергии сжатого воздуха в  механическую энергию
11
Аккумулятор пневматический (ресивер, баллон)   АК Накопление  сжатого воздуха для выравнива-ния расхода и давления в пневмосети
 
     Размеры графических обозначений  в стандарте не оговариваются. Элементы и устройства, как правило, изображаются в исходном положении (например, пружина предварительно сжатой, обратный клапан закрытым и т.п.). Каждый элемент или устройство, изображенные на принципиальной схеме, кроме буквенного обозначения должны иметь порядковый номер (арабские цифры), присваиваемый начиная с единицы в пределах одной группы (например, Фl, Ф2). Буквы и цифры в позиционных обозначениях должны быть одного размера. Если на схеме имеются нестандартизованные элементы, им присваивают обозначения, составленные из начальных или характерных букв, с соответствующими пояснениями на поле чертежа схемы. Разрешено и цифровое обозначение элементов и устройств. Приложение В
     Порядковые номера в обозначениях  присваивают в соответствии с последовательностью расположения элементов или устройств на схеме: сверху вниз, слева направо или по направлению потока рабочей среды. Позиционное обозначение наносят на схеме рядом с графическим. Данные об элементах записывают в таблицу перечня элементов.
     Линии связи (трубопроводы) на схеме обозначают порядковыми номерами (начиная с единицы), проставляемыми около концов их изображения.
     В приложении 4 приведен пример принципиальной гидравлической схемы устройства для подачи охлаждающей жидкости (эмульсии) на инструмент и деталь, обрабатываемую на металлорежущих станках. Приложение Г
12
     Работает устройство следующим образом. Жидкость из бака Б1 всасывается через фильтр Ф 1 с помощью шестеренного насоса Н 1 и подается через клапан К1 к месту слива, где происходит охлаждение обрабатываемой детали. После охлаждения жидкость попадает в бак Б2, а затем через фильтр Ф2 возвращается в бак Б1. Прекращение подачи жидкости на охлаждение обеспечивается клапаном К1, при закрытии которого и продолжающейся работе насоса Н1 возникает избыточное давление, открывающее предохранительный клапан КП 1 ДЛЯ слива жидкости в бак Б 1.
     В приложении В представлена принципиальная пневматическая схема устройства подачи сжатого воздуха к пневматическому инструменту.
     Атмосферный воздух через заборник воздуха 31 попадает в компрессор КМ1. Сжатый воздух из компрессора через фильтр-влагоотделитель Ф1 и обратный клапан КО1 поступает в ресивер РС1, где создается его запас с относительно высоким давлением. Через фильтр-влагоотделитель Ф2 сжатый воздух под давлениеМР1 поступает в редукционный клапан КД1, который понижает давление до постоянного значения Р2, при котором работает пневмомотор М1. При открывании клапана выдержки времени КВ1 сжатый воздух под давлением Р2 подается к пневмомотору, который приводит в действие пневматический инструмент.
     При подъеме давления воздуха в ресивере выше допустимого срабатывает предохранительный клапан КП1 и выпускает часть воздуха в атмосферу. Давление в ресивере понижается до допустимого значения.
     Обратный клапан КО 1 предотвращает вытекание воздуха из ресивера при неработающем компрессоре КМ1. (2)
        Другие виды и типы схем
     Кинематические схемы  отображают  связь и  взаимодействие между
13
подвижными  элементами устройства. Принципиальная кинематическая схема показывает последовательность передачи движения от двигателя через передаточный механизм к рабочим органам изделия (шпинделю станка, режущему инструменту и др.) и их взаимосвязь. В кинематических схемах изображают только те элементы сборочной единицы, которые принимают участие в передаче движения (зубчатые колеса, ходовые винты, валы, шкивы, муфты и др.) (10)
       На газовых схемах указывают:
- оборудование, арматуру, газопроводы и их диаметры;
- места  присоединений приборов (бобышки);
- отметки  уровней осей газопроводов;
- уклоны  газопроводов (для влажного и  сжиженного углеводородного газа);
- размеры  горизонтальных участков газопроводов  при наличии разрывов;    
- стоянки  газопроводов и их обозначения. (4)
    На вакуумной схеме изображают все вакуумные элементы или устройства, необходимые для осуществления и контроля в установке заданных вакуумных процессов, и все вакуумные связи между ними (направление потока рабочей среды, элементы привода и управления, знаки регулирования, элементы трубопроводов и линии связи, арматура трубопроводная). (9)
     Оптические схемы — это графическое представление процесса изменения света в оптических системах. Кроме оптических подсистем на оптических схемах показывают излучатели и некоторые другие вспомогательные элементы. (14)
     Комбинированная схема – это схема, которая содержит элементы и связи разных видов (например, схема электрогидравлическая принципиальная). (10)
14
     Схема деления изделия на составные части (далее - схема деления) - конструкторский документ, определяющий состав изделия, входимость составных частей, их назначение и взаимосвязь. (13)
     Структурная схема определяет функциональные части устройства и может служить для общего ознакомления с устройством. На структурной схеме функциональные части устройства изображаются в виде прямоугольников, объединенных линиями взаимосвязей. На линиях взаимосвязей стрелками обозначаются направления хода процессов, происходящих в устройстве.
     Функциональная схема разъясняет определенные процессы, протекающие в отдельных функциональных цепях установки, и используется для изучения общих принципов работы установки, а также при наладке, ремонте и регулировке установки. Функциональные части на схеме изображают в виде условных графических обозначений или в виде прямоугольников. Одновременно с линиями взаимосвязей в этих схемах могут показываться конкретные соединения между элементами и устройствами (например, провода).
      Принципиальная электрическая схема определяет полный состав элементов (машин, аппаратов и т. п.) и связей между ними и дает детальное представление о принципах работы устройства. Коммутирующие устройства (выключатели, кнопки, контакты контакторов, реле и т. п.) изображаются на схеме в отключенном положении, т. е. при отсутствии тока во всех цепях схемы и внешних сил, воздействующих на подвижные части контактов. Контакты, разомкнутые в отключенном положении аппарата, называются замыкающими. Контакты, замкнутые в отключенном положении аппарата, называются размыкающими.
     Схемы соединения (монтажные) служат для выполнения электромонтажных работ. В этих схемах показываются соединения составных частей электроустановки и указывается тип, сечение, число жил и длина провода, а также способ его прокладки.
15
      Схемы подключения устанавливают внешнее подключение изделия.
     Общие схемы определяют составные  части комплекса и соединение  их между собой на месте  эксплуатации.
      Схемы расположения устанавливают  относительное расположение составных  частей изделия. (5)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

16
2 Методика обучения чтению схем
  Слово «методика» происходит от древнегреческого «методос», что означает «путь исследования», «способ познания».
  Перед методикой обучения чтению схем стоят  следующие основные задачи:
    Знание назначения схем;
    Знание обозначения отдельных элементов схем;
    Знание видов соединения этих элементов между собой.
  Знание  условных обозначений и правил их применения необходимо, но этого недостаточно для чтения схем.
  Чтобы читать схему, нужно обладать определенными  для каждого конкретного случая знаниями из электротехники. Кроме  того, нужно знать порядок, в котором  надлежит читать схемы.
  В процессе чтения схемы необходимо проверять  правильность сделанных предположений, пользуясь приемами либо подтверждающими, либо опровергающими предположения. Значит, нужно знать приемы проверки и  уметь ими пользоваться.
  Нередко выводы, сделанные в результате чтения схем, не совпадают с фактами, полученными  в процессе испытания. В этих случаях  схема, по-видимому, слишком схематична, т. е. в ней не отражены существенные для данного случая подробности. (6)
  Изучение  схем в школе весьма важно, так как относительно свободное чтение и выполнение схем оказывает самое благоприятное влияние на процесс трудового обучения в старших классах. Кроме того, выполнение и чтение схем в значительной мере способствует развитию динамических пространственных представлений. (12)
  Впервые с кинематическими схемами учащиеся сталкиваются на уроках труда. Здесь они знакомятся с устройством различных механизмов,
  17
пользуясь при этом простейшими кинематическими схемами.
  Перед учителем черчения стоит задача: научить  школьников читать кинематические схемы, т. е. разбираться во взаимосвязи  деталей и узлов в механизмах, а также научить их вычерчивать  несложные кинематические схемы, пользуясь  при этом реальными предметами, фотографиями и рисунками.
  Первые  уроки по чтению кинематических схем надо проводить с опорой на модели и механизмы. Здесь следует рассказать о назначении схем в инженерном деле, об их применении в производственной практике и т. д. Затем учитель знакомит учащихся с условными обозначениями, которые применяются для кинематических схем; обращает внимание на то, что условные знаки дают обобщенное представление о форме узла, детали. Здесь же уместно провести сравнение чертежа со схемой, указав на преимущество в конкретных случаях схемы перед чертежом. (Приложение Д)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.