На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая система и финансовая политика государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО 
Всероссийский заочный финансово-экономический  институт
Кафедра экономической теории 
 
 

Курсовая  работа
по  экономической теории
на  тему: 

ФИНАНСОВАЯ  СИСТЕМА И
ФИНАНСОВАЯ  ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 
 
 

Преподаватель: к.э.н., доцент Савиных  Н.М.
Работа  выполнена: Безруковой Еленой Александровной 
 
 

Финансы и кредит,
06  ДФД  50004,  
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение
1 Финансовые  отношения и финансовая система:  сущность и структура
2  Сущность, виды и функции налогов
3  Особенности  финансовой политики в РФ
Практикум
Заключение
Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Изучение  экономической структуры любого современного общества невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и институтов, регулирующих эти отношения. Через финансовый механизм государство образует  использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах. Показатели финансовой системы являются надёжным индикатором состояния национальной экономики в целом. Здесь прямо или косвенно отражаются наиболее важные аспекты хозяйственной деятельности: структура производства, межотраслевые  и территориальные пропорции, эффективность деятельности отдельных отраслей и т. д.
     Финансы – это система отношений по поводу распределения и использования  фондов денежных средств (финансовых ресурсов) или иным словами, денежные отношения, движение которых происходит через особые фонды.
     Денежные  фонды образуются и используются не автоматически , а под воздействием распределительных отношений, чем  и обусловливается объективная  необходимость финансового контроля. Пол его действия очень широкое. Контроль за формированием и использованием стоимостных, финансовых показателей охватывает и разные стороны производственной, снабженческой и сбытовой деятельности предприятий и организаций. Поэтому зачастую становится трудным отделить финансовый контроль от экономического, так как финансовые операции находят отражение в экономической деятельности предприятий и организаций.
     В условиях рыночных отношений в правовом государстве финансово – экономический  контроль крайне необходим .Он  должен исходить от высших органов государственной власти.
     Финансы – неотъемлемый элемент рыночной экономики. Финансовая политика охватывает комплекс инструментов, позволяющий  осуществлять эффективное государственное  регулирование. Задача обеспечения  стабилизации развивающегося рынка в России предполагает изучение теории и опыта использования финансовых рычагов, в том числе в развитых странах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Финансовые отношения  и финансовая система:  сущность и структура 
 

     Необходимым элементом рыночной экономики являются денежные отношения, складывающиеся между экономическими  субъектами. В системе данных отношений особое место занимает подсистема финансовых отношений. Финансы — это экономические отношения по поводу образования, распределения использования целевых денежных фондов.
     Субъектами  финансовых отношений являются предприятия, домашние хозяйства и государство. Интенсивность финансов потоков, которые  связывают субъектов финансовых отношений, зависит от экономической активности данных субъектов.
     Признаками финансов, отличающими их от других денежных отношений, являются:
    отношения, предполагающие отсутствие эквивалентного обмена;
    фондовый характер отношений (распределение валового национального продукта осуществляется, в отличие от ценового распределения, через денежные фонды).
     Финансовые  отношения — понятие более  узкое, чем денежные отношения; они  являются их составной частью. Если денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнением функций денег, то финансовые отношения связаны с движением фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения.
     В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле, с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и других услуг, с движением денег при их дарении и наследовании.
     Система финансовых отношений включает:
    денежные отношения, складывающиеся между предприятиями 
    как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных 
    платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе 
    штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и пр.;

    денежные отношения, складывающиеся между государством и 
    предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджет, 
    отчисления в различные фонды и организации отраслевого и 
    территориального уровней;

    денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов;
    денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий, во-первых, между предприятием в целом и его структурными подразделениями; во-вторых, между предприятием и работником по поводу оплаты труда;
     • денежные отношения между государственными органами раз 
личных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий и пр.;

     денежные  отношения между государством и  населением по поводу получения выплат и льгот из фондов общественного потребления и т.д.
     Сущность  финансов проявляется в их функциях, которые  представляют собой специфический способ выражения присущих финансам признаков. Финансы выполняют мобилизационную, контрольную и распределительную функции.
     Мобилизационная функция состоит в аккумулировании в руках государства ресурсов, необходимых для выполнения его функций в рыночной экономике.
     Контрольная функция реализуется в связи с использованием экономическими субъектами государственных средств и уплатой ими налогов. Данная функция проявляется в контроле государства за производством, распределением и обменом производимого в экономике продукта. Государство контролирует, в частности, насколько своевременно финансовые средства поступают в распоряжение экономических субъектов, а также эффективность их использования.
     Распределительная функция обеспечивает перераспределение национального дохода в целях оптимизации накопления и потребления в конкретной экономической ситуации. Наиболее полно данная функция реализуется в странах, где принята кейнсианская концепция рыночного регулирования. 
     Особое  место в системе финансовых отношений занимают государственные финансы. Государство формирует денежные фонды путем изъятия части доходов предприятий не только государственного, но и частного сектора. При этом государство не предоставляет предприятиям товарного эквивалента, т.е. данные отношения носят безвозмездный характер и представляют относительно самостоятельную подсистему в системе финансовых отношений рыночной экономики. Взаимосвязанная совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить выполнение экономических функций государства, образует финансовую систему. В нее входят следующие основные звенья: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специализированные правительственные фонды. Ядро данной системы образует государственный бюджет, который является крупнейшим централизованным денежным фондом, находящимся в распоряжении правительства. Он представляет собой годовой план государственных доходов и расходов, мая функция государственного бюджета — реализация финансовой политики правительства. Аккумулируемые в бюджете с помощью налогов средства служат материальной основой выполнения государством его функций в экономике страны. По мере увеличения масштабов местного хозяйства, расширения и усложнения функций местных властей усиливается роль местных финансов. В федеративных государствах на их долю приходится до половины всех ресурсов общегосударственной финансовой системы.
       Специализированные правительственные фонды включают целевые фонды, а также фонды государственных и полугосударственных финансово-кредитных учреждений. Использование данных фондов повышает гибкость финансовой системы в целом.
     Остановимся подробнее на структуре государственного бюджета. Доходная часть государственного бюджета формируется преимущественно за счет подоходного налога. Расходная часть предполагает финансирование социальных расходов, поддержание обороноспособности страны, обслуживание государственного долга предоставление дотаций предприятиям государственного сектора, а также финансирование развития инфраструктуры.
     Характер  проводимой в данной стране политики существенно влияет на структуру расходной части бюджета. Социальные и-: хозяйственные расходы превалируют в тех странах, где государственная политика имеет выраженную кейнсианскую ориентацию. В случаях, когда государственная политика основывается на монетаризме, удельный вес указанных расходов в бюджете существенно ниже. В целом расходование средств государственного бюджета призвано поддерживать стабильное, пропорциональное развитие национальной экономики.
     Государственный бюджет является средством распределения; национального продукта между потреблением и накоплением инструментом воздействия  на предложение факторов производства и объемы выпуска различных секторов экономики. Достигается это посредством изменения государственных расходов и налогов в рамках реализации фискальной политики правительства, направленной на достижение основных макроэкономических целей. 

     2  Сущность, виды и функции налогов 

     Налоги  выполняют три важнейшие функции:
      фискальную (распределительную),
      регулирующую,
      социальную.
     Фискальная  функция обеспечивает поступление средств в государственную казну, которые сосредоточиваются в бюджетной системе и внебюджетных фондах и используются для финансирования государственных расходов.
     Регулирующая  функция осуществляется через систему дифференцированных налоговых льгот. Она может быть направлена, во-первых, на стимулирование либо сдерживание развития отдельных отраслей и видов деятельности. В этом случае налоги регулируют предложение продукции (услуг). Во-вторых, с помощью системы налогов государство может сокращать либо увеличивать совокупный спрос.
     Социальная  функция налогов направлена на сглаживание неравенства между доходами различных социальных групп населения и реализуется посредством дифференцированного налогообложения.
     Налог (tax) — обязательный платеж, сбор, взимаемый государством или местными органами власти с граждан (физических лиц) или фирм (юридических лиц) на основе специального законодательства.
     Основными видами налогов являются :
      прямые,
      косвенные.
     Прямые  налоги — это налоги, которые плательщик непосредственно (прямо) выплачивает из своего дохода налоговой службе или местным органам власти. 

     Прямые  налоги: их структура 

     1) Личный подоходный налог (income tax)   — налог, 
взимаемый с личных доходов домохозяйств и предприятий, 
не входящих в корпорации. Он является основным элементом 
налоговой системы в рыночной экономике. Чтобы глубже понять личный подоходный налог, необходимо выяснить различие между предельной и средней налоговыми ставками.

     Предельная  налоговая ставка — прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода, выраженный в %.
     Средняя налоговая ставка — общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода. Экономисты доказали, что растущие предельные налоговые ставки сдерживают средние налоговые ставки.
    Налог на заработную плату (payroll tax) — налог, 
    взимаемый как с работодателей, так и с лиц наемного труда. 
    Он представляет собой страховой взнос, выплачиваемый в 
    рамках планов обязательного страхования, например, страхования старости, государственной программы бесплатной медицинской помощи, предусмотренных существующим законодательством о социальном обеспечении. Ставка налога определяется правительством. Так, в России установлен размер подоходного налога в 13%. Надо отметить, что по сравнению с другими развитыми странами — это самая низкая ставка 
    налогов. Например, в Великобритании налогообложение про 
    изводится по базисной ставке в 25%.

    Налог на прибыль корпораций (corporation tax) — 
    налог на чистый доход (прибыль) корпораций. Вся величина прибыли (независимо oт того, пошла ли она на выплату дивидендов) полагается по одной и той же ставке. Так, в Великобритании она составляет 33%. С акционеров взимается авансом 20% этих сборов при выплате им дивидендов, причем этот платеж засчитывается в общей сумме 33%-го налога на прибыль корпораций (который всегда выплачивается с запаздыванием). У акционеров этот налог оформляется как "налоговый кредит" и возвращается им в том случае, если их доходы слишком малы и не подлежат обложению более высоким подоходным налогом.

    Налог на наследство (inheritance tax) и прочие налоги. Налогом на наследство облагаются как прижизненные дары, так и наследства по завещанию. К прочим налогам относятся гербовые сборы по финансовым контрактам, лицензии и разрешения.
    Поимущественный налог, или налог на собственность (property tax)  — налог на стоимость собственности (капитала, земли, акций, облигаций и других активов), которой владеют фирмы и домохозяйства. Поимущественный налог, налог на наследство, а также сборы за разнообразные лицензии и разрешения — это налоги, которые взимают местные органы власти.
    Величина прямых налоговых сборов, как правило, устанавливается отдельно для каждого плательщика.
            Прямые налоги дают большую часть налоговых поступлений. Основной недостаток прямых налогов заключается в том, что они способны парализовать стимулы и инициативу экономических агентов, если ставки налогообложения будут слишком велики. Это становится особенно важным, когда речь идет о повышении прямых налогов. Высокие ставки подоходного налога могут побудить налогоплательщика искать разные способы уклонения от их уплаты. Например: 1) получить "доход" в форме сокращения рабочего времени и роста свободного времени; 2) отказа от переподготовки или стремления продвинуться по службе. В то же время, если человеку предстоит осуществлять фиксированные платежи (выкуп взятого во временную аренду имущества, платежи по закладным, страховые премии), то при повышении налогов он, вероятно, станет работать больше, чтобы расплатиться по своим обязательствам.
     Высокие прямые налоги негативно сказываются  на уровне предприимчивости и экономической эффективности. Сглаживая разницу в оплате труда квалифицированных и неквалифицированных рабочих, государство рискует сократить стимулы к повышению квалификации. Со своей стороны, и предприниматели лишь тогда пойдут на риск открытия своего дела, когда почувствуют, что вознаграждение после уплаты налогов будет достаточным.
     И, наконец, высокие налоги на прибыль приводят к тому, что неэффективное предприятие снимает с себя часть ответственности за свои недостатки. Ведь чем меньше доходы, тем ниже налоги, а общественные издержки неэффективной работы предприятий приходится покрывать правительству. Однако наряду с прямыми, взимаются и косвенные налоги.
     Косвенные налоги — это налоги с продаж, акцизные сборы, налог на имущество.
     Если  большую часть доходов федерального бюджета составляют прямые налоги, то косвенные налоги составляют значительную часть доходов местных органов власти.
     Косвенные налоги включаются в розничную цену и, соответственно, увеличивая ее, перекладываются на "плечи" потребителя. 

     Косвенные налоги: их структура 

     1) Налоги с продаж и акцизные налоги. Различие между ними заключается в сфере действия налога. Налоги с продаж распространяются на широкий диапазон продукции, в  то время как акцизные налоги охватывают небольшой, изI бранный перечень товаров, произведенных внутри страны (на пример, спиртные напитки, табак, услуги игорных домов). 
     2) Таможенные сборы, взимаемые с импортных (ввозимых) товаров.
     3) Налог на добавленную  стоимость: налогооблагаемая величина устанавливается как разница между ценами товаров, продаваемых и купленных предприятием.
     Основное  достоинство НДС — широкая  налоговая база: поступления от этого  налога почти пропорциональны потребительским расходам. Кроме того, его действие распространяется на большинство потребительских благ и гораздо меньше изменяет оптимальный потребительский выбор, чем выборочные косвенные налоги.
     Основной  недостаток НДС — обложение всех расходов носит регрессивный характер, так как НДС забирает в бюджет тем большую долю доходов индивида, чем ниже сами эти доходы. Налоговое бремя ложится прежде всего на наименее обеспеченных членов общества, что говорит не в пользу косвенного обложения. Для компенсации этого эффекта потребление ряда благ первой необходимости не подлежит обложению НДС.
     Косвенные налоги обеспечивают устойчивые и оперативные поступления в бюджет; к тому же их можно быстро менять в соответствии с требованиями государственной политики. Вместе с тем регрессивный характер косвенных налогов частично нейтрализует эффект перераспределения доходов при помощи прямых налогов.
     В зависимости от того, какая доля личного  дохода подлежит отчислению в пользу государства, различают следующие виды налогов (рис. 1).
       

     Рис.1  Различие между регрессивным, пропорциональным и прогрессивными налогами
     1) Регрессивный налог — налог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода. Налоги с продаж, акцизные налоги, налоги на заработную плату и поимущественный налог имеют регрессивную тенденцию.
    Пропорциональный налог — налог, средняя ставка которого остается неизменной при увеличении или сокращении дохода налогоплательщика. Он забирает у каждого индивида одну и ту же долю дохода.
    Прогрессивный налог — налог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода. Он построен по принципу: чем выше доход, тем выше ставка налога и, соответственно, чем ниже доход, тем ниже налоговая ставка. Личный подоходный налог и налог на прибыль корпораций 
    являются прогрессивными.

     В большинстве развитых стран взимается прогрессивный п" доходный налог. Если налоговая система носит прогрессивный: характер, т. е. размер налоговой ставки изменяется с у mi 'том роста доходов конкретного индивида, то это позволяет гарантировать, что самое тяжелое бремя будут нести самые богатые плательщики. Прогрессивный характер прямых налогов усиливает их роль как встроенных стабилизаторов экономической системы, что позволяет понижать совокупный спрос в периоды слишком сильных бумов. В этом их достоинство.
     Практику  прогрессивного обложения богатых людей обычно оправдывают тем, что закон убывающей полезности применим и к дополнительному доходу: изъятие дополнительного дохода у хорошо оплачиваемого налогоплательщика нанесет ему меньший ущерб, чем небогатому человеку.
     Какие налоговые ставки предпочтительнее — высокие или низкие? Американский экономист А. Лаффер доказал, что низкие ставки налогов обеспечивают максимальный уровень налоговых поступлений. Отсюда ответ на вопрос: предпочтительнее низкие ставки налогов (см. рис.2).
     Из  рис.2 видно, что по мере роста налоговой ставки от О до 100% налоговые поступления достигнут своего максимума в точке М. На наш взгляд, рассуждение Лаффера представляет интерес и может явиться основой налоговой политики в России.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 2 Кривая Лаффера 

     Таким образом, с помощью налогов государство  получает в свое распоряжение средства, необходимые для выполнения экономических и социальных функций, или прямого и косвенного регулирования — только через правительственные расходы и налогообложение. Через механизм правительственных расходов и трансфертных платежей государство может регулировать уровень экономической и социальной активности:
    увеличение правительственных расходов при сохранении неизменных налогов и трансфертных платежей должно привести к увеличению совокупных расходов, объема производства и занятости;
    при данном уровне правительственных расходов сокращение налогов или увеличение трансфертных платежей должно увеличить доходы и тем самым стимулировать рост личных расходов. Напротив, при возникновении инфляции требуется противоположная политика правительства: необходимо сократить правительственные расходы, увеличить налоги и уменьшить трансфертные платежи.
     Распределение между государственными расходами  и доходами покрывается за счёт государственных займов. 

     3  Особенности финансовой  политики в РФ 

     Финансовая  политика — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Эта деятельность направлена на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
       Финансовая политика — это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределении общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства.
     Результативность  финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.
     Содержание  финансовой политики, ее основные направления зависят от уровня развития науки о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации финансовой политики, т.е. конкретных форм организации финансовых отношений.
     Финансовая  политика Российской Федерации на современном этапе
     Финансовая  политика Российской Федерации охватывает все сферы общественных отношений, которые являются объектом политического воздействия. Главной задачей финансовой политики государства является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами государственных программ экономического и социального развития.
     Финансовая  политика государства представляет собой совокупность государственных  мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.
     :    Для достижения указанной цели необходимы финансовая стабилизация, направленная на снижение инвестиционных рисков; укрепление законности и правопорядка как основы 
для развития: предпринимательской активности. Основой 
снижения инвестиционных рисков является финансовая стабилизация, 

     Для достижения финансовой стабилизации необходимо добиться увеличения реальных налоговых поступлений в бюджет; поступлений от приватизации; привлечения частных инвестиций; стабилизации национальной валюты; прекращения утечки капитала из страны и положительного торгового баланса.
     Рост  реальных налоговых  поступлений в  бюджет в условиях переходного периода — сложная и во многом противоречивая задача. Казалось бы, что самое простое решение —• повышение налоговых ставок и расширение доходов, подлежащих налогообложению. Однако мировая практика показывает, что таким образом можно достичь только резкого снижения налоговых поступлений.
     Для России эта зависимость особенно актуальна, так как в условиях первоначального накопления капитала многие фирмы для того, чтобы уйти от налогов, переходят в теневую экономику. По разным экспертным оценкам в РФ за годы реформирования экономики от 40 до 50% перешло в теневой сектор. Кроме того, рост налогообложения затрудняет работу малых и средних предприятий или делает ее экономически не привлекательной. Рост налогообложения приводит к углублению спада в сфере материального производства, а это противоречит задачам привлечения частных инвестиций и особенно стабилизации национальной валюты, поскольку основой устойчивости рубля может быть только устойчивая эффективная отечественная экономика, развитое материальное производство. Инфляция как одна из причин финансовой неустойчивости порождается не просто избытком денежной массы в обращении, а также относительным избытком производимой товарной массы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.