На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление качеством продукции промышленного и других производств

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине    «Экономика предприятия»
на тему: Управление качеством продукции промышленного и других производств 
 

Выполнил студент
очной формы  обучения
специальности «Экономика и управление
на предприятии (городское хозяйство)»
второго курса 24 группы                    ____________                    

Руководитель  работы
ассистент кафедры  ЭОГХ                  ____________                  
 
 

Оренбург
2009 
 
 
 
 

Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………..….3
1 Качество продукции предприятия……………………………………………......5
    1.1 Понятие  качества продукции………………………………………………..5
    1.2 Показатели  качества продукции, его оценка, конкурентоспособность продукции…………………………………………………………………...........8
    1.3 Система  качества в соответствии с  нормами международных стандартов ИСО………………………………………………………………………………18
2 Управление  качеством продукции………………………………………………25
    2.1 Управление  качеством продукции…………………………………………25
    2.2 Контроль  качества продукции……………………………………..………30
    2.3 Методы повышения  качества продукции…………………………………33
Заключение…………………………………………………………………………36
Библиографический список……………………………………………………….38
Приложение 1………………………………………………………………………40
Приложение 2………………………………………………………………………41
Приложение 3………………………………………………………………………42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Теория управления качеством продукции вплотную подошла к разработке международных стандартов на систему общего менеджмента предприятия, объединяющую все ее части (целевые подсистемы) в одно целое, согласно принципу: одна организация — одна система менеджмента.
      Рост  конкурентоспособности промышленных предприятий на рынке происходит на основе менеджмента качества обеспечивающей последовательную эволюцию и способность  постоянно и динамично улучшать качество продукции и услуг, с  помощью которых функционирует предприятие, а также возможности повышать степень удовлетворенности потребителей.
      В современном динамично развивающемся  мире предприятиям необходима научно-методическая помощь в создании подходов обеспечения качества управления, приемов и способов его контроля, а также экономической оценки эффективности проводимых мероприятий. Недостаточность научной проработки этих проблем определяет актуальность и значимость моей курсовой работы.
      Исследование  проблем качества продукции проводилось в трудах таких зарубежных авторов как: В. Деминга, Д. Джурана, К. Исикавы, Ф. Кросби, Г. Тагути, А. Фейгенбаума, Дж. Харрингтона, а также в работах отечественных ученых: Г.Г. Азгальдова, Ю.П. Адлера, Л.М. Бадалова, Р.Я. Белобрагина, А.В. Гличева, Б.И. Герасимова, Д.С. Демиденко, Н.Д. Ильенковой, Е.М. Карлика, Д.С. Львова, В.В. Окрепилова, В.С. Синько и др.
      Предметом курсовой работы является систематизация и развитие современных тенденций  управления качеством продукции. Объектом исследования является управление качеством продукции на промышленных и других предприятиях, производящих товары и услуги.
      Методологической  основой курсовой работы явились общие принципы диалектики, способствующие обоснованию основных свойств исследуемых концепций, механизмов и процессов в их взаимосвязи, выявить тенденции их формирования и развития, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, выявление причинно-следственных связей, индукция и дедукция, системный подход, а также метод исторической аналогии.
      Основная  цель курсовой работы – показать возможности улучшения качества продукции на предприятии. В ходе выполнения исследования было выявлено 4 задачи:
    Раскрытие понятия качество продукции, его осмысление.
    Показать значимость качества продукции в формировании конкурентно способного предприятия.
    Систематизация и научное осмысление подходов управления и контроля качеством продукции предприятия и системы качества в соответствии с нормами международных стандартов ИСО.
    Выявление методов повышения качества продукции на предприятии.
      В качестве теоретической базы при рассмотрении поставленных в ходе анализа  задач, использовались труды отечественных и зарубежных ученых в области управления качеством продукции и услуг, статистики, истории экономических учений. При рассмотрении предметной области исследования использовались нормативно-правовые акты РФ, регулирующие экономические процессы России, официальные статистические данные, а также материалы периодической печати. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ  ПРЕДПРИЯТИЯ 

      Понятие качества продукции
 
      В современной рыночной экономике качество продукции относиться к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия, рост эффективности производства, экономию всех используемых на предприятии видов ресурсов.
      Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным  стандартом ГОСТ 15467-79 “Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения”. “Качество – совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением” [26; с.15].
      В дальнейшем терминология была уточнена. Стандартизовано следующее определение: качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям.
      Потребительная  стоимость характеризует способность  вещи удовлетворять определенную потребность. Одна и та же потребительная стоимость  может в различной степени  удовлетворять потребность. Поэтому качество характеризует меру потребительной стоимости, степень ее пригодности и полезности.
      Следовательно, потребительная стоимость составляет основу качества, а последнее отражает уровень потребительной стоимости, т.е. количественное удовлетворение общественной потребности в продукции.
      Качество  прошло многовековой путь развития. Качество развивалось по мере того, как развивались, разнообразились и множились общественные потребности и возрастали возможности производства по их удовлетворению. Эволюция понятий качества приведена в Приложении 1.
       Качество, как продуктов, так и услуг  является стандартизированной категорией. Требования к качеству устанавливаются  и фиксируются в нормативных  и нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества. Также можно отметить такую характеристику качества, как неустойчивость, изменчивость качества продукции, которая проявляется не только в двух общих тенденциях, физического и  морального старения. Имеют место так называемые частные отклонения качества от установленных требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической и технологической природой, а условиями внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования, с помощью которого изготовляется и используется продукция. Есть еще один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества – это неустойчивость и изменчивость потребностей. Параметры продукции могут строго соответствовать нормативной и технической документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе. Можно констатировать, что качество продукции находится в постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой приходится иметь дело.
       Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно отметить следующее: глобализация экономики и развитие международных  торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Потребитель получил возможность выбирать из большого числа поставщиков и диктовать свои требования к качеству товаров, которые он готов приобрести. И если раньше потребитель довольствовался подтверждением качества самих товаров и услуг, то теперь он хочет иметь подтверждение того, что производство товаров, за которые он собирается платить деньги, организовано таким образом, что оно действительно обеспечивает декларируемое качество.
       Качество  стало одним из наиболее популярных лозунгов конца двадцатого - начала двадцать первого века. Качество в технологиях и бизнес процессах, связанных с производством товаров и услуг. Качество, которое существует и которое можно доказать, потому что оно документировано. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Показатели  качества продукции, его оценка, конкурентоспособность  продукции
 
      Свойства  продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Оценивать качество продукции следует только по совокупности показателей, имеющих к нему непосредственное отношение и установленных в соответствии с назначением продукции. Показатели качества продукции носят относительный характер, поскольку установленные и предполагаемые потребности могут со временем меняться: то, что вчера удовлетворяло потребителя, сегодня может оказаться неприемлемым. Регламентация принципов выбора системы показателей отражается в нормативно-справочной документации, количественные методы оценки качества составляют самостоятельный раздел в управлении качеством — квалиметрию.
      В зависимости от числа характеризуемых свойств показатели делятся на единичные и комплексные, Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство изделия. Комплексные показатели принято разделять на обобщенные (характеризуют наиболее существенную совокупность свойств, по которой принято оценивать качество), интегральные (отражают соотношение суммарного полезного эффекта и суммарных затрат эксплуатации) и индексные (отражают соотношение качества разнородной продукции).
      По  применению показатели разделяются  на абсолютные (выражаются в натуральных и стоимостных единицах) и относительные (характеризуют свойства по сравнению с базовым, эталонным или конкурирующим образцом.).
      По  характеризуемым свойствам показатели качества делятся следующие группы. Показатели назначения характеризуют сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению (например, полезная работа, производительность, мощность). Показатели надежности отражают способность изделия с течением времени выполнять требуемые функции в заданном режиме. Это показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности, сохраняемости. Показатели безопасности оценивают степень безопасности при эксплуатации (потреблении). Примерами могут служить время срабатывания защитных установок, степень изоляции.
      Показатели  технологичности описывают оптимальное распределение затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции (например, материалоемкость, трудоемкость, себестоимость, фондоемкость). Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортировке без ее использования и потребления. Примером может служить продолжительность подготовки к транспортировке. Показатели стандартизации и унификации отражают степень использования стандартных, унифицированных и оригинальных частей в составе изделия. Пример — отношение стандартных частей к общему числу составляющих. Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты и патентной чистоты продукции.
      Эргономические  показатели отражают удобство и комфорт  эксплуатации (потребления). В эту группу входят подгруппы гигиенических (уровень освещенности, запыленности, шума и др.), антропометрических (обеспечивающих рациональную и удобную рабочую позу, правильную осанку и т. д.), физиологических и психофизиологических (показатели соответствия продукции слуховым, скоростным, энергетическим возможностям человека), а также психологических показателей (соответствие изделия навыкам человека, его возможностям восприятия и переработки информации). Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстетическое воздействие на человека. Здесь выделяют показатели художественной выразительности, рациональности форм, целостности композиции, совершенства производственного исполнения.
      Экологические показатели отражают уровень вредных  воздействий на окружающую среду при эксплуатации (потреблении) продукции. Они определяют уровень опасных и вредных химических выбросов в окружающую среду, уровень акустических воздействий, уровень электромагнитных, радиационных и других излучений и др. Экономические показатели характеризуют уровень затрат на эксплуатацию (потребление). Примерами могут служить уровень потребления энергии, затраты на расходные материалы.
      По  элементам бизнес-процесса показатели качества делятся на следующие группы:
    информационные (связаны с получением, переработкой и передачей информации);
    материальные (включают обеспечение проведения входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов);
    технико-технологические (связаны с обслуживанием оборудования и его состоянием);
    трудовые (показывают квалификацию персонала, уровень подготовки персонала в области качества);
    организационные (отражают применение прогрессивных методов организации производства).
      Различают два понятия: технический уровень  продукции и уровень качества продукции как более широкое понятие.
      Качество  продукции может быть выражено математически  через уровень качества.
      Уровень качества продукции — относительная  характеристика продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое и эстетико-эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции, с базовыми значениями соответствующих показателей. Базовыми значениями показателей качества обладает базовая модель, за которую должен быть принят отечественный или зарубежный аналог наивысшего на данное время качества.
      Потребительские свойства товаров, их потребительская  полезность определяются рядом показателей.
      Функциональные  свойства определяют соответствие предмета потребления его целевому назначению. Они характеризуют совершенство выполнения основной функции, вспомогательных операций, дополнительных функций. Например, к функциональным свойствам стиральных машин можно отнести способность отстирывать белье, телевизоров — возможность приема различных телепрограмм. Вспомогательными операциями является заточка ножей электробритвы во время ее работы. Дополнительные функции — наличие микрокалькулятора в электронных часах.
      Социальное  назначение характеризует соответствие свойств товара потребностям различных групп населения. Например, товары для детей, любительская фотоаппаратура, диетические продукты, мотоколяски для инвалидов и т.д.
      Эргономические  свойства обусловливают удобство и  комфорт при использовании товара, оптимизацию физической и психической нагрузки человека в момент эксплуатации изделия. Например, расположение систем управления автомобилем, панель управления автоматической стиральной машины, форма ручки утюга и др.
      Эстетические  свойства характеризуют способность  товара выражать в чувственно воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность (социально-культурную значимость, степень целесообразности, полезность, рациональность и др.); соответствие формы особенностям функционально-конструктивного решения (рациональность формы); органическую композиционную связь частей и целого (целостность композиции); совершенство исполнения и стабильность товарного вида (качество отделки и др.). Например, модная одежда, сервисный набор посуды, цветовая гамма женских летних зонтов и др.
      Экологические свойства: определяют тем, насколько вредным для окружающей среды может быть процесс потребления данного товара. Учитывается не только непосредственный акт потребления, но и все сопутствующие ему процессы (хранение, транспортировка и др.). Например, концентрация вредных примесей при выхлопе двигателей внутреннего сгорания, биологическая чистота стиральных порошков, воздействие на воздух аэрозольных упаковок, содержание фреона в бытовых машинах и т.п.
      Гигиенические свойства характеризуют возможность  неблагополучного влияния предмета потребления на организм человека и его работоспособность в процессе эксплуатации. Это влияние может осуществляться как непосредственно, так и косвенно. Гигиенические свойства характеризуются уровнем освещенности, вентиляции, температуры, влажности и т.д. Например, гигроскопичность тканей, содержание вредных примесей в бытовых пластмассовых изделиях, воздухопроницаемость обуви и др.
      Надежность  товара в потреблении предусматривает  возможность предмета потребления  в процессе его использования сохранять свои основные характеристики и параметры в течение определенного времени и в заданных режимах эксплуатации. Определяется долговечностью, сохранностью, безотказностью, ремонтопригодностью и т.п. Так, надежность электропылесоса может измеряться количеством проработанных часов, тканей — сохранением цветовой окраски после стирки или чистки и др.
      Оценка  уровня качества продукции — это  совокупность операций, включающая выбор  номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение  значений этих показателей при оценке качества продукции.
      Технический уровень продукции — относительная  характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми значениями (ГОСТ 15467-79).
      Согласно  ГОСТ 15467-79, под оценкой технического уровня продукции понимается совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.
      В современных условиях возникает  необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой  и выпускаемой продукции. Одним из таких критериев может служить конкурентоспособность продукции.
      Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара».
      Под конкурентоспособностью предприятия  понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.
      Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.
      Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этой посылки, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.
      Практика  определения конкурентоспособности  товара основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.
      Конкурентоспособность продукции может быть выражена количественно через показатель конкурентоспособности.
      Известно  несколько способов определения этого важнейшего показателя. Остановимся на более распространенных.
      Первый  способ. Критерием для определения  конкурентоспособности техники является цена потребления этого товара, которая определяется из выражения
      Цп = Цпр + Ип           (1)
      где Цп — цена потребления;
      Цпр — цена продажная;
      Ип — издержки у потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы.
      Для покупателя все расходы делятся  на две основные категории. Во-первых, это постоянные затраты, которые осуществляются единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины, т.е. покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр. Во-вторых, это переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и др.
      Величину  переменных затрат (Ип) для юридических лиц можно определить по формуле
      Ип = (ЗП + Ирем + Имр + А + Ипр) Тн    (2)
      где ЗП — годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды;
      Ирем — годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;
      Имр — годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники;
      А — годовая величина амортизации;
      Ипр — прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;
      Тн — нормативный срок службы.
      По  мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает, и соответственно увеличивается их доля в цене потребления.
      На  основе этих противоположных тенденций  формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, т.е. становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия.
      С выработкой этого ресурса потребитель  должен прекратить пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести его капитальный ремонт, т.е. восстановить в той или иной степени экономический ресурс, который должен находиться в непосредственной близости к установленным срокам полного амортизационного списания.
      Таким образом, для покупателя цена потребления  товара означает очень многое, в  первую очередь как этот товар  проявит себя при его эксплуатации. Поэтому чем ниже цена потребления товара, тем выше его конкурентоспособность.
      Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемый товар одинаковый по производительности и сроку службы. Если эти параметры  разнятся, то необходимо привести варианты в сопоставимый вид.
      Технические параметры при этом методе определения конкурентоспособности как бы явно не участвуют, но косвенно они все же учитываются в стоимостных параметрах (в продажной цене и цене потребления).
      Второй  способ. При определении конкурентоспособности товара по этому способу учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара и уровень его качества.
      При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов  более конкурентоспособным является тот, у которого ниже себестоимость.
      Третий  способ. Этот способ основан на сопоставлении товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены.
      Согласно  этому методу вначале определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле
      КП = КПэ КПт КПн     (3)
      где КП — комплексный показатель уровня качества товара;
      КПэ — комплексный показатель эстетико-эргономического уровня;
      КПт — комплексный показатель технического уровня;
      КПн — комплексный показатель надежности.
      На  втором этапе определяются показатели конкурентоспособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения:
      Пкi =                  (4)
      Пк2б =        (5)
      где Пкi , Пк2б — показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара-эталона;
      КПi , КПб — комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца и товара-эталона;
      Цi , Цб — предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона.
      Если  Пкi > Пкб, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если Пкi < Пкб — менее конкурентоспособным; если Пкi = Пкб — конкурентоспособность одинакова.
      Наиболее  наглядное представление дает относительный  показатель конкурентоспособности (ОПк):
      ОПк =       (6)
      Если  ОПк  1, то показатель конкурентоспособности рассматриваемого образца превышает или равен показателю конкурентоспособности базового.
      Недостаток  данного метода заключается в  том, что он учитывает только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, т.е. этот метод не учитывает, насколько хороши эти товары в эксплуатации.
      Четвертый способ. При этом методе уровень конкурентоспособности определяется на основе сопоставления как технических, так и экономических параметров. При этом из технических параметров выбираются только такие, которые, в наибольшей степени интересуют покупателя. Далее рассчитываются индексы по каждому техническому параметру, а на их основе определяются сводные параметрические индексы (Iтп) по каждому сравниваемому изделию:
      Iтп =       (7)
      где Ii — индивидуальный индекс i-го технического параметра;
      аi — вес i-го параметра.
      Создание  весовой базы технических параметров — это наиболее ответственная и сложная часть всего анализа конкурентоспособности. Основным источником данных для построения весовой базы являются рыночные исследования — спрос потребителей, выставка образцов. На практике чаще всего помимо оценки мнения потребителей (а иногда и без таковой) оценку дают специалисты, связанные со сбытом товаров, в той или иной степени знакомые с требованиями потребителей.
      Сопоставление сводных технических параметров по каждому изделию дает возможность определить наиболее предпочтительное из них для покупателя. Более конкурентоспособным считается то изделие, у которого значение Iтп является максимальным.
      Сводный индекс по экономическим параметрам (Iэп) определяется из выражения
      Iэп =       (8)
      где Цпi , Цпо — цена потребления соответственно сравниваемого и базового образца.
      Если  Iэп < 1, то это означает, что сравниваемый образец является более конкурентоспособным по сравнению с базовым по экономическим параметрам; если Iэп  > 1 — наоборот; если Iэп = 1 — изделия равнозначны.
      Для определения уровня конкурентоспособности  как по техническим, так и по экономическим параметрам определяется интегральный показатель конкурентоспособности (Ки):
      Ки =         (9)
      где Iтп — сводный индекс по техническим параметрам;
      Iэп — сводный индекс по экономическим параметрам.
      Данный  метод является более предпочтительным по сравнению с предыдущим, так как позволяет учитывать, насколько хороши сравниваемые изделия в эксплуатации.
      Система качества в соответствии с нормами международных стандартов ИСО
 
      В условиях усиления конкурентной борьбы предприятие вынуждено все больше обращать внимание на проблемы качества. Потребители выпускаемой продукции становятся более требовательными и ожидают высокий уровень качества по низким ценам. В то же время покупателей не устраивают лишь заявления производителя об уровне качества продукции. Им необходимо подтверждение и гарантия тому, что качество соблюдено. И таким видом гарантии становится сертификат, подтверждающий наличие на предприятии внедренной системы качества.
      Национальные  стандарты в области систем качества впервые были установлены в Великобритании в 1983 г. Целью проводимой кампании было введение на фирмах систем качества и  создание методик сертификации таких  систем. За Великобританией последовали и другие страны Европы. Однако настоящий бум по внедрению систем качества в работу предприятий произошел после издания в 1987 г международной организацией по стандартизации (ИСО; The International Organisation for Standardization, ISO) группы стандартов ИСО 9000 по управлению и обеспечению качества. Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, однако документы серии ИСО 9000 более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов. В России в качестве ГОСТов утверждены в настоящее время стандарты ИСО 9001, 9002, 9003 и 10011.
      В ИСО 9000 устанавливаются единые международные  стандарты на систему управления качеством в любой производственной или сервисной компании. Стандарт применяется именно к системе качества в виде документированной последовательности действий по реализации производственного процесса. Он содержит требования к построению такой системы, которая бы обеспечивала долговременное поддержание и повышение качества.
      Комплекс  международных стандартов ИСО 9000 содержит следующие элементы:
    ИСО 9000-87 — общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Стандарт дает толкование ключевых договорных и внедоговорных условий контрактных поставок и раскрывает основные принципы реализации политики в области качества. Определяются правила применения моделей систем качества, излагаемых в стандартах ИСО 9001—9003;
    ИСО 9001-87 — модель системы качества для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании. В стандарте устанавливаются требования в отношении системы качества, если контракт, заключенный между двумя сторонами, требует продемонстрировать способность поставщика разрабатывать и поставлять продукцию;
    ИСО 9002-87 — модель системы качества для обеспечения качества при производстве и монтаже. В стандарте оговариваются требования по качеству, если контракт, заключенный между двумя сторонами, требует демонстрации возможностей контроля технологических процессов, являющихся определяющими для приемки конечного продукта;
    ИСО 9003-87 — модель системы качества для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях. Стандарт устанавливает требования по качеству, если контракт, заключенный между двумя сторонами, требует демонстрации способности осуществлять контроль и окончательные испытания, необходимые для приемки конечного продукта;
    ИСО 9004-87 — общее руководство и элементы системы качества. В стандарте рассматриваются элементы системы качества. Дается руководство по общим принципам разработки и внедрения системы качества в условиях, не связанных с контрактом.
      Стандарты не предусматривают деление по отраслям, однако с 1993 г. в стандартах отражаются следующие основные категории продукции: технические средства (9004-1) программное  обеспечение (9000-3) услуги (9004-2) технологии (9004-3).
      К другим важнейшим стандартам относятся:
    ИСО 8402-86 — в стандарте раскрываются термины и определения в области качества;
    ИСО 10011-92 — руководящие указания по проверке систем качества;
    ИСО 10012-92 — Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования, управление процессом измерения;
    ИСО 10013-94 — руководящие указания для разработки руководства по качеству.
      Построение  системы качества — длительный процесс, который ведется чаще всего с  помощью сторонней организации, специализирующейся на оказании такого рода услуг. Сроки, необходимые для разработки документации системы качества, колеблются в зависимости от многих факторов, среди которых сфера деятельности предприятия, его размер и организационная структура. В процессе разработки системы качества участвуют все сотрудники фирмы, их мнение учитывается в процессе разработки документации системы качества. Эта работа координируется ответственным по качеству и специально созданной рабочей группой. В процессе управления качеством решающую роль играет информация. Поэтому все мероприятия по управлению качеством должны быть документированы и предоставлены для сотрудников.
      Конечным  итогом работы по созданию системы  качества являются комплект документации, состоящий из документов трех уровней. Главным документом системы качества является руководство по качеству, включающее содержание политики в области качества, границы применимости, а также описание организационной структуры предприятия с указанием ответственности и полномочий. В руководстве по качеству находят отражение все предусмотренные стандартами ИСО 9000 элементы системы качества. Основными пользователями руководства по качеству является высший менеджмент и клиенты предприятия. Вторую ступень в иерархии документов системы качества занимают методические инструкции, в которых устанавливается, какие обязанности и кем, в какой последовательности будут выполняться для реализации элементов системы качества. Методические инструкции составляются для всех служб и подразделений предприятия. Подробное же описание выполнения отдельных видов деятельности по производству, сборке, монтажу, контролю и другим процессам содержится в рабочих инструкциях, указаниях по контролю, справочниках, которые составляют третий уровень в иерархии документации и предназначены для использования рядовыми сотрудниками предприятия. Документация системы качества должна соответствовать следующим требованиям: одинаковая структура для всех документов, общие колонтитулы, нумерация.
      Согласно  стандартам ИСО 9000, в системе качества предприятия свое отражение должны найти 20 элементов. Это минимальный набор элементов системы качества, который предприятию необходимо выполнить для доказательства своей способности производить качественный товар.
      Элемент 1. Ответственность руководства. Цель — разработка политики в области качества: построение системы качества, организационная структура предприятия, распределение ответственности и полномочий в системе качества, создание группы по обеспечению качества и назначение уполномоченного по качеству, обеспечение надзора за деятельностью по обеспечению качества со стороны высшего руководства.
      Элемент 2. Система качества. Цель — создание на предприятии эффективно действующей системы качества: структура управления качеством, документация в системе управления качеством, распределение ответственности, рабочие группы по качеству.
      Элемент 3. Периодический анализ контрактов. Цель — координация анализа контрактов внутри предприятия и с заказчиком: распределение ответственности за контроль контрактов, контроль контракта на выполнимость, согласование условий поставки, контроль графика выполнения поставки.
      Элемент 4. Управление проектированием. Цель —  обеспечение качества опытно-конструкторских  разработок: организация рабочих групп для проектирования продукции, обучение персонала современным методам проектирования и конструирования.
      Элемент 5. Управление документацией. Цель —  своевременное предоставление необходимой  информации в системе качества: документооборот предприятия, порядок внесения изменений в документацию, архивация данных.
      Элемент 6. Закупки продукции. Цель — обеспечение  качества поставок субпоставщиков: оценка субподрядчиков, проверка закупленной продукции.
      Элемент 7. Продукция, поставляемая потребителем. Цель — проверка, хранение, содержание в исправности данного вида продукции: вклад заказчика в производство конечной продукции, предотвращение порчи поставляемой заказчиком продукции.
      Элемент 8. Идентификация продукции и прослеживаемость. Цель-обозначение изделия и возможность  прослеживаем ости изделия в процессе производства: внедрение маркировки и других способов обеспечения идентификации, учет на всех стадиях жизненного цикла продукции.
      Элемент 9. Управление процессами. Цель — обеспечение  качества на этапах производства, монтажа и технического обслуживания: производственное планирование, товарно-материальный учет.
      Элемент 10. Контроль и испытания. Цель — подтверждение  выполнения заданных требований к продукции: входной контроль, поступающей продукции, контроль и испытания в процессе производства, выходной контроль конечной продукции.
      Элемент 11. Контрольное, измерительное и  испытательное оборудование. Цель — обеспечение пригодности средств измерений и испытаний: планы калибровки средств измерений, регистрация данных о калибровке средств измерений.
      Элемент 12. Статус контроля и испытаний. Цель — условия завершения контроля: акты приемки-браковки, разделение и соответствующая маркировка продукции после прохождения контроля.
      Элемент 13. Действия с несоответствующей  продукцией. Цель-исключение из дальнейшего использования бракованных единиц: обнаружение и маркировка бракованной продукции, раздельное хранение годной продукции и брака.
      Элемент 14. Корректирующие воздействия. Цель —  поиски устранение причин дефектов: работа с рекламациями клиентов, устранение причин появления дефектов, внесение изменений в методики и инструкции.
      Элемент 15. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка. Цель — действия по предотвращению повреждений и  снижению качества в ходе логических операций: безопасное хранение, упаковка в соответствии с надлежащими требованиями, сохранение целостности продукции в процессе транспортировки.
      Элемент 16. Управление регистрацией данных о  качестве. Цель – сохранение информации по обеспечению качества для ее анализа и предоставления доказательств качества потребителю: хранение данных по качеству.
      Элемент 17. Внутренние проверки качества. Цель — определение эффективности  системы качества и путей ее улучшения: план проведения внутренних проверок, отчеты по результатам проверок, корректирующие мероприятия по результатам проверок.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.