На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методические рекомендации к применению нетрадиционных лекций в учебном процессе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство  Просвещения ПМР
Государственный институт  развития образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
на тему:
«Методические рекомендации к применению  нетрадиционных
 лекций  в учебном процессе» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Слушателя курсов  повышении квалификации заместителей руководителя по УВР, по научной работе, заведующих отделами, методистов ОПО с 5.02. по 17.02.2007 г.
                  Рыбницкой Регины Георгиевны
                  методиста I квалификационной категории 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Тирасполь, 2009 г. 

План  
 

      Вступление:
         1. Вступление – обращение.
    2. Цели  данной  методической разработки.
    3. Теоретические  основы методов активного обучения. 

II. Активные  нетрадиционные лекции. 

    Некоторые  психологические аспекты  нетрадиционных лекций.
    Лекция вдвоем.
    Лекция – провокация.
    Лекция «Пресс – конференция».
    Лекция – шоу (иллюстрация)
    Лекция интервью.
    Лекция – ситуация.
 
      Заключение.
 
    Приложения.
    Литература. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    «Научитесь делать трудное – привычным,
    привычное – легким, легкое - прекрасным »
    (К.С.Станиславский) 

        Всем  известно, что каждый  преподаватель  выбирает свой путь в  преподавании сам, и поэтому, если Вас  волнует проблема  активизации процесса обучения, если Вы хотите более  эффективно использовать  свой потенциал, если  Вы не хотите  совершить  столько  ошибок, сколько совершили до сих пор, то воспользуетесь этими методическими рекомендациями и опытом  других,  и Ваша  педагогическая работа  станет  любимой, плодотворной и интересной.  Эти рекомендации  удовлетворят Вашу  любознательность, интерес и амбиции. Вы более уверенно  пойдете по своему  пути. Вы сможете  инициировать конструирование  новых лекций с элементами деловых игр, конкретных  ситуаций, разыгрыванием ролей. Ваши  лекции  станут  более активными, а учащиеся с интересом будут ждать встречи с Вами, чтобы вместе размышлять, творить, делать микрооткрытия, ловить  неожиданные мысли, и, в конце концов, сами станут  более активными в достижении  целей обучения. 

      Данные  рекомендации ставят определенные цели:
    Выделить и раскрыть  основные, а также  трудные для  преподавателей  проблемы в области  нетрадиционных  педагогических технологий, необходимых для  понимания сущности, для  практического овладения логикой и методологией методов  активного обучения.
    Дополнить  и расширить информацию  по данной проблеме, предложить  теоретические и практические   материалы, которые  помогут  использовать нетрадиционные технологии в обучении.
    Способствовать развитию  творческого мышления и сознательного  подхода к методам  активного обучения.
    Побудить  преподавателей к методическому творчеству для системного использования  методов  активного обучения.
    Пробудить интерес к методам  активного обучения как у преподавателей, так и у учащихся.
 
    Теоретические основы  методов  активного обучения. 

«Методы  активного обучения  приближают  учебный процесс
 к  профессиональной деятельности»
(Гросс)
    Использование методов   активного обучения в учебном процессе приобретает в последнее время особую актуальность.
    Активный  способ обучения (далее МАО) – способ организации учебного процесса, при котором  обеспечивается  вынужденная, оцениваемая и управляемая активность обучаемых, сравниваемая с активностью  преподавателя.
    Классификация методов  обучения  может быть  представлена схемой (см. приложение 1).
      Методы  активного обучения  являются  своеобразным  полигоном, на котором учащиеся  могут отрабатывать свои  профессиональные умения и навыки в условиях, приближенных к  реальности, и, кроме того,  проявлять и формировать  профессиональные качества специалистов. Задачи МАО могут быть  представлены  следующей схемой (см. приложение 2).
    Для всех разновидностей МАО, при положительных  особенностях каждого из них,  характерны общие черты, которые могут быть  представлены визуально: 

                         
                 
                                                              
      
 
 

                                                 
                                                   Особенности МАО 
 

                                                   
     
    Активность                                                                                         Коллегиальность
    мышления                                                                                            в принятие решений
                        Быстрая  
                    переработка               Активное              Принятие
                    информации          дискутирование    творческих  решений   
 
 

    Методы  активного обучения отличаются  нетрадиционной технологией учебного процесса:
    - активизируют мышление и эта  активность остается ненадолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно  принимать творческие по содержанию, эмоционально  окрашены и мотивационно оправданные решения;
    - развивают партнерские отношения;
    - повышают результативность обучения  не за счет увеличения  объема  передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;
    - обеспечивают стабильно высокие   результаты обучения и воспитания  при минимальных  усилиях учащихся.
    Приступая к планированию, конструированию  и проведению занятий с использованием МАО преподаватель должен знать, что существуют  определенные  закономерности, которые могут быть представлены в виде «Технологического процесса», состоящего из  семи шагов. (последовательная цепочка схем и таблиц).
    
    Технологические процессы: 

     - Конструирование занятий с использованием МАО (1 шаг). 
 

     - Методическое обеспечение. (2 шаг).  
 

    - Реквизитное обеспечение  (3 шаг).
      

     - Материально – техническое обеспечение  (4 шаг). 
 

     - Подготовка сопутствующих мероприятий  (5 шаг). 
 

     - Проведение занятий  с использованием МАО (6 шаг). 
 

    - Анализ результатов (7 шаг).
    Шаг 1.
    Конструирование занятий с использование  МАО:
      Выбор оптимального МАО: выявление  перечня умений для их формирования на занятиях.
      Разработка целей занятия с использованием МАО: составление  алгоритмов, необходимых  действий для достижения цели.
      Создание графической модели занятия с МАО: определение  количества  участников;  определение  количества групп;  выявление связей между участниками и группами.
    Шаг 2.
    Методическое  обеспечение занятий  с использование МАО:
    Разработка методических материалов (рекомендаций, пособий):
    - Написание  текста.
    - Редактирование.
    - Печатание.
    - Считка.
    - Оформление  титульного листа.
    - Размножение.
    2. Разработка визуальных  материалов и  выбор носителей:
    - Разработка  эскизов.
    - Подготовка  комплекта визуальной информации к занятию (слайды, фолии, кадры видеофильма).
    3. Разработка раздаточного  материала:
    - Графическая  модель занятия.
    - Сценарий.
    - Правила.
    - Список  ролей.
    - Критерий  оценивания.
    - Оформление, размножение.
    4. Подготовка «Информационного банка»:
    - Подбор  соответствующей литературы (статьи, брошюры, книги, журналы и др.). 

    Шаг 3.
    Реквизитное обеспечение занятий с использованием МАО.
    Подбор вещей, предметов для  театрализации игрового или неигрового действия.
    Конструирование  предметов, вещей. Продумывание их использования и оформлении.
    Сортировка реквизитов к каждому занятию.
 
    Шаг 4.
    Материально – техническое  обеспечение занятия  с использованием МАО.
    Составление сметы расходов:
    - утверждение  сметы;
    - покупка  необходимого.
    2. Награждение  лучших  участников,  награждение   лучших  команд.
    3. Выбор   технических  средств: кодоскоп,  диапроектор,  видео, телевизор,  компьютер и др.
    - Подготовка  специального плана использования  технических средств;
    - подготовка  технических средств к работе. 

    Шаг 5.
    Подготовка  сопутствующих мероприятий:
    Составление плана сопутствующих мероприятий и выбор  сопутствующих мероприятий:
    - Выявление   потребностей;
    - Выявление   возможностей;
    - Организация  сопутствующих  мероприятий.
    2. Выставки литературы, выставки работ:
    - Составление  картотеки литературы;
    - Составление   списка работ и тематической  картотеки.
    3. Экскурсии:
    - Выбор  объекта;
    - Определение   регламента;
    - Согласование.
    4. Консультации:
    - Выбор   темы;
    - Подбор  консультантов;
    - Определение   порядка работы.
    5. Анкетирование   или тестирование:
    - Конструирование  анкет, тестов;
    - Печатание;
    - Размножение;
    - проведение  анкетирования. 

    Шаг 6.
    Проведение  занятий с использование  МАО:
    Деловые игры, блиц – игры.
    Разыгрывание ролей.
    Конкретные ситуации.
    «Мозговая атака».
    круглый стол.
    Пресс-конференция.
    Интервью.
 
    Идентичные  операции и приемы характерные для нетрадиционных  занятий: 


    1
    - Реализация  разработанных целей.
    - Реализация  выбранных методов.
    - Разъяснение  технологии проведения занятия: (цели, сценарии, правила, роли, критерии оценивания)
    - Осуществление   технологии проведения (сценария  или сценарного плана).
    - Решение поставленных  проблем в имитационном или  неимитационном  режиме. 

    2
    - Использование  методического материала,  реквизитов, ТС, визуальной информации, сопутствующих мероприятий: выставка, экскурсия, консультация, графическая модель и др.
    - Осуществление  функционирования «Банка информации».
    - Разрешение  конфликтов и «катастроф».
    - Формирование  умений. 

    3
    - Осуществление  индивидуальной и коллективной работы  участников.
    - Использование   приемов  театрализации.
    - Проведение  анкетирования, тестирования.
    - Проведение  итогового анализа ведущими и  участниками. 

    Шаг 7.
    Анализ  результатов.
    Сравнение  поставленных целей и получение результатов.
    Оглашение результатов анкетирования и тестирования.
    Выступление  представителей  экспертных групп с экспертными  результатами, полученными участниками и группами.
    Проведение оценочного интервью с участниками: вопросы ведущих – ответы участников.
    Проведение мини – пресс-конференции (брифинга).
    Проведение ведущими общего анализа по результатам занятия с использованием  методов активного обучения.
 
    Возможно, все это  покажется  трудным  емким, громоздким, однако  давайте  вспомним совет К.С. Станиславского: «Научитесь делать  трудное – привычным, привычное – легким, легкое – прекрасным».
    Помните, успеха достигают те, кто пытается, не попытаешься – не ошибешься, а  на ошибках, как известно, учатся, а значит – получают опыт и приходят к истине.
    Резюме:
      Теорий методов активного обучения  может быть столько, сколько «теоретиков» - преподавателей, занимающихся этой  проблемой.
      В разнообразном  применении методов активного обучения  реализуются  потребности личности в активности даже в некоторой профессиональной  разрядке, в «выбросе»  накопившейся положительной и отрицательной  энергии, т.е. мы  попутно удовлетворяем «энергетический голод», используя возможность участвовать в занятиях, которые  вынуждают быть активными.
      Методы активного обучения  формируют самое главное – трудовые навыки и умения, вырабатывают привычку активно, творчески, рационально мыслить и действовать не только  учащегося, но и педагога.
      Методы активного обучения  вырабатывают  умения решать проблемы.
      Методы  активного обучения – это «ожившая» ситуация со всеми  взаимодействиями, успехами и поражениями, с адекватной оценкой индивидуальных, в том числе  профессиональных качеств и умений, необходимых  будущим специалистам.
    Прежде  чем перейти к подробному  разъяснению  методов  активного обучения помните, что каждый  преподаватель, выбравший для проведения занятия или «круглый стол», или блиц – игру, или  анализ  конкретной ситуации, привнесет в них что-то свое, личностное, присущее только ему: стиль, эмоции, убеждения. Из этого  «своего»  следует, что понятие «метод» в достаточной  степени  субъективно, а термин «технология» - более  объективен, так как  именно в это понятие  входят методы, способы и средства. Используя понятие «технология» в учебной  деятельности  педагоги имеют  возможности  импровизировать и проявлять свои  личностные возможности.
    Эти рекомендации предлагают  «подсказку», определенную степень формализации и алгоритмизации для  упрощения и более широкого  использования методов  активного обучения, т.е. может  изменяться сам  способ усвоения информации на занятиях  с использованием методов активного обучения. «Мы  передаем не информацию о деятельности плюс немного деятельности, а имитируем деятельность,  основываясь  на информацию».1 Именно этим занятия с использованием методов  активного обучения  отличаются от традиционных методов.
    Давайте вспомним, как  проходят лекции в  традиционной форме. Безмолвная  аудитория. Учащиеся – пассивные приемники  передаваемой информации. Нет самого важного – творческого настроения аудитории, а вместе с ним улетучивается определенная степень  доверия к преподавателю.
    Как же оживить аудиторию, как дать  учащимся  возможность  рассуждать о том, что они узнают, как  привить  элементы  творчества и одновременно  рационального мышления, как приблизить  их к профессиональной деятельности, в которой  непосредственно входит процесс  общения и умения решать  профессиональные задачи или ситуации разной сложности, как  продемонстрировать мастерство и «заразить» их надолго детским, игровым, творческим азартом, который предполагает  не усвоение  предлагаемых  знаний,  а создание  новой необходимой  личностной  информации собственными усилиями и интеллектом?
    Давайте  попробуем все это сделать  на лекционных занятиях.
    Прежде  всего остановимся на некоторых  психологических аспектах нетрадиционных лекций.
    Коммуникативный процесс  является  частью общения  и состоит из нескольких обязательных элементов.
    Коммуникатор (преподаватель) готовит свое сообщение  в  форме лекции  и выбирает  способ ее передачи (устная: монологическая или диалогическая речь; письменная речь; визуальные  образцы, символы, технические средства) для  восприятия реципиентами (учащимися). Между  воспринимающим информацию и пославшим ее существует  обратная связь (ОС), т.е.е определенная  реакция  на переданное сообщение (понятно – не понятно – есть вопросы и др.), в зависимости от которой преподаватель может скорректировать свое дальнейшее  сообщение (см. схему). 

    Схема коммуникации.
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    В наиболее сложном положении оказываются  реципиенты (учащиеся), так как им  одновременно  необходимо  декодировать сообщение, понять  и запомнить  необходимую информацию для того, чтобы  превратить ее в собственную, личностную для  дальнейшего использования.
    Точность  понимания слушающим  смысла  высказывания может  стать  очевидной для преподавателя лишь  в том случае, если произойдет смена «коммуникативных ролей», т.е. когда  учащийся  даст знать, как он понял  принятую  информацию. Именно диалогическая речь представляет собой  последовательную  информацию  коммуникативных ролей, в процессе  которой  выявляется  смысл сообщения и  происходит  взаимное  обогащение и  наращивание информации.
    Как это  сделать на лекции? Выход  есть.  Процесс  смены  коммуникативных  ролей  перед учащимися  представляет  введенные в лекционное занятие два преподавателя, которые на одинаково высоком  уровне владеют  материалом, абсолютно  совместимы друг с другом по стилю, по образу мыслей, которые  не боятся  ставить эксперименты и вообще  стремятся  к инновациям. При этом  у них  должны быть  одинаковые мотивы, установки и цели,  тогда  они смогут  обогащать учебную  информацию личностными  позициями и осуществлять  взаимовлияние друг на друга, а также  на учащихся, включенных в этот коммуникативный акт.  Каждый  преподаватель – это  своеобразная  личность со своими  эмоциональными нюансами, это «добавки» к речевой (вербальной) коммуникации: различный тембр голоса, жесты, мимика, позы, движения, умение пользоваться  пространством и др.
    Учащиеся  в подобном случае  имеют возможность  наблюдать, анализировать, выбирать, сравнивать, делать выводы, кто из двух  преподавателей для них  представляет больший интерес и почему, каковы  их намерения, как  происходит  обмен  информацией между ними в момент  моделирования  совместной  деятельности. Учащиеся  не сразу понимают, что они являются  участниками «театра двух актеров», которые взяли на себя  разыгрывание определенных ролей:  теоретик – практик, лидер – ведомый, конфликтный -  компромиссный, «провокатор» - лояльный и др.
    Именно  при такой форме  лекции у учащихся  происходит  усиление всех функций человека, воспринимающего  информацию. Они более интенсивно  пытаются «докопаться» до смысла, психологический барьер  восприятия «новых  преподавателей»  преодолевается быстро, так как  сама форма  лекции вынуждает их включаться более оперативно в коммуникативный  процесс.
    Помимо  этого у учащихся создается ощущение, что они полностью включены в  процесс обмена  информацией и  в любой  момент могут  стать  не воспринимающими, а передающими  информацию.
    Представление о других людях, в данном случае двух преподавателях, тесно связано с уровнем собственного самообразования. Иначе говоря, человек осознает себя через другого человека, т.е.  происходят  процессы идентификации, релаксации и интеракции. 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Именно  эти  психологические аспекты  усиливаются во время восприятия  лекции вдвоем. Идентификация  - уподобление себя другому. Это один  из  механизмов познания  и понимания  другого человека, так же как и такое  психологическое  явление, как эмпатия – это стремление  откликнуться  на проблемы другого человека.
    Идентификация и эмпатия  как феноменальные  механизмы  восприятия  человека  человеком очень интенсивно  присутствуют  при общении двух преподавателей, а также  у учащихся, которые  уподобляют себя  преподавателям и вырабатывают  умения  взглянуть на себя с их позиции. Кроме того, учащийся  принимает во внимание линию поведения  преподавателей, пытаясь им подражать в хорошем смысле.
    Еще один механизм  понимания другого  человека – это  рефлексия. В психологии под рефлексией  понимают  осознание того, как человек воспринимается партнером по общению, т.е. как партнер  по общению  понимает его.  Рефлексия – это всегда  собственное осознание другого,  стремление  объяснить, а значит, и интерпретировать поведение  другого человека, это  поиск  причины его поведения.  Таким  образом, это  своеобразный , моментальный «контроль» и оценка  поведения  и смысла  происходящего, преподавателей и учащихся.
    Вывод: Рефлексия – это процесс размышления человека о происходящем в его  собственном сознании.
    Остановимся еще на нескольких  психологических  элементах, которые  помогут  понять, что  необходимо  сделать, чтобы  учащиеся  не расслаблялись, не отвлекались, сознательно воспринимали, осмысливали и запоминали необходимую  учебную информацию.
    Помощником  при осмыслении и запоминании  материала являются  сравнения, т.е.  нахождение сходства или различия  между явлениями, предметами, людьми уже знакомыми и неизвестными. Кроме того,  помогает конкретизация, т.е.  использование фактов, приемов, ситуаций, наблюдений.
    Что же  происходит  когда мы вводим второго  преподавателя?
    Уменьшается уровень избыточной информации, так  как один из педагогов сможет скорректировать  другого, если тот допустит логическую или смысловую неточность, приведет  очень яркий пример, но не  имеющий  непосредственного отношения к проблеме  занятия.  подтвердит теоретический материал соответствующим примером, фактом, ситуацией.
    Вывод: когда читается «лекция вдвоем», имеется возможность сделать ее более информативной и более  доступной для восприятия.
    Запоминание  происходит благодаря  тому, что  преподаватели, внимательно следя  за  реакцией аудитории, при  необходимости  смогут  повторить  непонятный  материал в другой форме, сославшись, например, на то, что один из них  не до конца понял  мысль, или хотел бы высказать  свое отношение к проблеме. Таким  образом, происходит  не только смена  коммуникативных ролей, но и смена мнений.
    Для запоминания информации, кроме  конкретизации, сравнения и повторения, очень важную  роль играет визуальная информация, и ее  расшифровка, и ее  перерисовка (зарисовка), что  дает  дополнительный шанс на сохранение информации в памяти.
    Этот  психологический прогресс – визуализация информации и демонстрация  визуальной информации – может  быть  использована в одной из форм  нетрадиционных лекций.
    Не  следует  забывать еще один  психологический  механизм – «отвлекаемость» внимания – это непроизвольное  переключение  внимания с одного  объекта (субъекта) на другой.  особенно явно этот  процесс  происходит при неожиданном  появлении  какого – либо  объекта (субъекта), который  воздействует с меняющейся силой и частотой.
    Эту «отвлекаемость» можно использовать во благо учащихся и эффективности  восприятия учебного материала  при условии внезапного введения  в лекционное занятие второго преподавателя или  визуальной информации. Что же  происходит? Отвлекая внимание, мы  привлекает  студентов к новому (другому) человеку, к мыслям, образу, стилю  этого человека, и внимание при постоянной смена  коммуникативных  ролей становится более  стабильным и концентрированным.
      Вывод: используя такое негативное явление как «отвлекаемость» внимания во время лекции, мы его постоянно перераспределяем и превращаем в переключаемость внимания, стараясь увеличить объем  передаваемой  и воспринимаемой  информации. Мы вырабатываем умение  быстро ориентироваться в сложной  изменяющейся  ситуации.  Чем  интенсивнее   педагогическая  деятельность  на лекции, тем  быстрее  развивается переключаемость внимания и  увеличивается  объем информации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.