На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Типы зарождения феодального общества

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Типы зарождения феодального общества различаются  обычно по степени преобладания взаимодействующих, борющихся между собой поз-днеантичных и варварских элементов того или иного региона. 
 
1. Регион взаимодействия с преобладанием варварских элементов (самый яркий пример - Франкское государство конца V—IX вв., особенно Северная Франция):  
а) показатели завершенности феодализации: четкое сословно-правовое разделение классов феодалов и зависимого крестьянства; почти полное поглощение аллода феодальными формами землевладения; завершенность феодальной иерархии; сближение социального и юридического положения разных прослоек крестьянства на базе их принадлежности к классу эксплуатируемых; распространение классической вотчины (с обширным доменом и большим удельным весом барщины среди крестьянских повинностей);  
б) значительное преобладание натурального хозяйства деревни над городом; в) преобладание частноправового начала над публично-правовым, вотчины - над сельской общиной. 
 
2. Регион взаимодействия с преобладанием позднеантичных элементов (Италия, Южная Франция, Испания): 
а) длительное сохранение римских форм собственности, а отсюда - преобладание позднеантичных институтов в городах, в государственности и в праве;  
б) незначительность домена в структуре вотчин, а отсюда - преобладание не барщины, а натурального и денежного оброка в повинностях крестьян;  
в) сохранение в среде трудящихся обширной прослойки свободных аллодистов;  
г) незавершенность иерархии феодального землевладения и вассально-ленной системы. 
 
3. Регион слабого взаимодействия - при решительном преобладании позднеантичных элементов и трансформации их части в средневековые структуры (Византия):  
а) медленное изживание позднеантичных производственных отношений при сохранении мощного слоя свободных общинников, что обусловило высокую и долгую устойчивость общины;  
б) постепенная трансформация позднеантичной государственности в ран-несредневековую - с сохранением разветвленной бюрократии и (вследствие мощи свободной общины) длительным преобладанием государственных налогов и повинностей над сеньориально-вотчинными формами эксплуатации крестьян; в) отсутствие феодальной иерархии, вассально-ленной системы и преобладание государственно-служебных связей между знатью и бюрократическим аппаратом. 
 
4. Регион формирования средневековых институтов на базе варварского общества (при слабом влиянии позднеантичных элементов и преимущественном воздействии уже сложившихся соседних раннефеодальных структур) (Англия, Центральная, Северная и Восточная Европа):  
а) медленность феодализации (при долгом сохранении общинных форм землевладения) и относительная слабость крупного землевладения при живучести патриархально-общинных связей;  
б) большая роль родовой знати в генезисе класса феодалов;  
в) архаичность ряда институтов раннефеодальной монархии и преобладание государственных элементов над частноправовыми в поземельной собственности (отсюда большая роль королевских пожалований в формировании крупного землевладения); г) ведущая роль государственных повинностей и поборов, возлагаемых на крестьянство; д) долгое сохранение крестьянством известной доли публичной и частной право способности, а иногда - поземельной независимости (в ряде Скандинавских стран); е) ограниченность развития вассально-ленных связей.

Общая характеристика формирования базовых феодальных структур в Западной и Центральной Европе 
 
Существуют две основные группы взглядов на генезис (зарождение) феодализма: 
- большинство современных историков-немарксистов считает, что в раннее средневековье римские и германские элементы медленно эволюционировали в феодальное общество; феодализм, вырастая из этих элементов, развивал и распространял их; 
- марксистские историки считают, что переход от дофеодальных (первобытных или рабовладельческих) обществ к феодальным происходил в форме социальной революции, хотя эта революция не сразу утвердила феодализм как общественный строй на территориях, ранее занятых Римской империей (вначале формировалась основа средневекового производства - самостоятельное индивидуально-семейное трудовое хозяйство); марксисты признают наличие "протофеодальных" элементов в поздней античности и в варварском обществе, но не выводят непосредственно из них феодальную формацию. 
 
Основные черты процесса формирования зависимого крестьянства: 
 
1. Имущественное и социальное расслоение в варварском обществе (особенно быстрое - в регионах, ранее составлявших Западную Римскую империю, где завоеватели-варвары, выступив основателями новой государственности, "варварских королевств", и превратив большинство местного населения в неполноправных свободных, подверглись воздействию позднеантичных порядков). 
2. Завершается превращение общины варваров в территориальную (там, где этот процесс еще не завершился), т.е. базирующуюся на индивидуальных домохозяйствах преимущественно малых семей, обладающих свободно отчуждаемым наделом (его принято именовать аллодом). 
3. Отчуждаемость аллодов в неблагоприятных для мелкого хозяйства условиях (обременительность государственных повинностей, давление соседей-магнатов и т. п.) вела к разорению свободных общинников, с одной стороны, и к формированию крупных земельных собственников - с другой. 
4. При особой значимости в то время труда самостоятельно хозяйствующего земледельца (из-за господства низкой технический вооруженности и мелкого производства) главным для магната была не экспроприация, а подчинение крестьянина, - но так, чтобы надел как держание остался в руках земледельца, а право собственности на этот надел оказалось в руках магната. 
 
Две основные формы процесса превращения земледельца в феодально-зависимого крестьянина и формирования феодальной собственности: 
 
1. Частно-договорная форма: начиналась или с установлений личностных связей (на основе взаимных обязательств) между земледельцем и магнатом, или с признания земледельцем поземельной зависимости от магната; слияние этих форм зависимости могло породить феодальные производственные отношения. 
2. Государственно-дарственная форма: королевская (=княжеская, =императорская) власть жалует служилым людям права на получение с населения определенной территории служб или доходов, причитающихся центральной власти; в итоге эта территория могла превратиться в частную вотчину. 
 
Один из итогов того и другого варианта - аллод свободного мелкого общинника превращается в его держание, а сам общинник - в зависимого держателя. 
 
Основной организационной формой присвоения частными магнатами прибавочного труда крестьян становится вотчина (сеньория). Поэтому формирование вотчины часто считается важнейшим признаком феодализации общества. В большинстве стран Западной Европы вотчина стана господствующей формой землевладения в IХ в. 
В вотчине создается свой аппарат управления и принуждения (суд, администрация), но крестьяне в рамках вотчины сохраняют свою общинную организацию. 
 
Структура вотчин большинства стран Запада VIII-Х вв.: а) господское хозяйство (домен), основанный в большинстве случаев на отработочной ренте (барщине) зависимых крестьян-держателей; б) крестьянские держания, чьи владельцы, кроме несения барщины, платили оброки (в основном натурой). 
Примечание. Несмотря на формирование феодального уклада, в большинстве варварских государств сохранялись значительные фонды невотчинных земель, а следовате

Примечание. Несмотря на формирование феодального уклада, в большинстве варварских государств сохранялись значительные фонды  невотчинных земель, а следовательно - сильный слой свободных общинников. 
 
Переход от общества "варварских королевств" к собственно раннефеодальному знаменовался аграрным переворотом (во Франкском государстве в VIII-IX вв.). Его стороны: 
-массовое превращение мелких свободных земледельцев в зависимых крестьян и резкое повышение удельного веса последних в производстве; 
- складывание аппарата вотчинной власти (который отчасти берет на себя функции, ранее выполнявшиеся государством) сопровождается получением магнатами от центральной власти иммунитетов. [Иммунитеты (от лат. immunitas - неприкосновенность, освобождение от чего-либо) - судебные, административные и налоговые привилегии магнатам, освобождающие их от контроля должностных лиц государства]. Иммунитеты укрепляют частную политическую и юридическую власть магната в вотчине; население вотчины превращается в его подданных; свободные лица, проживающие на территории, ставшей иммунитетной, разом превращались в лиц, зависимых от иммуниста; 
- появление бенефициев (от лат. beneficium - благодеяние) как условного срочного держания. Ранее короли жаловали землю в полную собственность (аллод), теперь - на условиях службы (в основном военной). 
Со временем бенефиций из условного срочного держания становится держанием наследственным (феодом, фьефом, леном). В Западной Европе это происходит к Х-ХI вв. 
Параллельно распространяется вассалитет - как отношения личной зависимости, при которых вассал несет почетные службы сеньору. Бенефициарные и вассальные связи постепенно сливаются; итог - превращение бенефициариев в вассалов (1), вассалы получают бенефиции (2), дробление прав собственности (владения) на один и тот же участок земли между иерархически соподчиненными совладельцами (3). 
 
Один из основных итогов феодализации - разделение общественных функций: 
- земледелец сосредоточивается на сельскохозяйственном и ремесленном производстве (в раннесредневековой Западной и Центральной Европе они почти не расчленялись; исключение - области Юго-Западной Европы с сильными, по масштабам того времени, городами); 
- феодал сосредоточивается на управлении, суде, законодательстве, военном деле (установив тем самым свое военно-политическое господство).  
 
Основные черты развития раннесредневековых городов: 
 
1. Отсутствие в масштабах европейского континента сложившейся городской системы; многообразие типов городов - от прямых преемников античных муниципиев и полисов (в основном в Юго-Западной Европе и в Византии) до укрепленных центров военно-административной власти в раннеклассовых обществах варваров (типа пред- и раннегородских центров Скандинавии VIII-IX вв. или западнославянских «градов» VII-VIII в.). 
2. Многофункциональность большинства городских центров (причем торгово-ремесленная функция не превалирует над административной, военной, культурно-аккумуляционной и др.) 
3. Наличие двух, постепенно сливающихся процессов градообразования: а) трансформация в средневековый город античного центра с развитыми традициями урбанизма; б) формирование новых поселений предгородского типа, не имевших традиций урбанизма.

Политическая система  раннего средневековья 
 
1.1. Формирование раннесредневекового государства 
 
На большей части территории Европы конца V-XI вв. развитие государственности осуществляется в два этапа:  
1. Зарождение раннесредневековой государственности на базе развития предшествующих политических структур (для значительной части Европы - этап «варварских королевств»).  
2. Раннефеодальная централизованная государственность. 
 
Три основных варианта зарождения раннесредневековой государственности; 
1. Зарождение государственной в зоне отсутствия (или слабого проявления) позднеримских институтов (большая часть Центральной и Восточной Европы, Германия, Северо-Западная Европа). 
Государственность формируется в процессе трансформации органов племенного самоуправления (через перераспределение функций между органами управления и обретение ими нового качества). 
Примечание. Основные звенья племенного самоуправления, а) народные собрания (из полноправных свободных общинников-ополченцев); б) совет родовой знати (с правом предварительного рассмотрения дел, выносимых на собрание, и с правом суда); в) выборные должностные лица, в том числе - вожди с постоянными дружинами (из этих лиц выделяются военные вожди, чья власть трансформируется в королевскую, хотя и ограниченную народным собранием и распространением только на часть племени). 
Замедленность формирования классов в этой зоне обусловливает замедленность складывания государственности. Отсюда - долгое сосуществование ее органов с пережитками племенного самоуправления. В ряде таких стран государственность сложилась только к X в. 
 
2. Формирование раннесредневековой государственности в Византии -при сохранении доставшегося от Римской империи сильного централизованного государственного аппарата и практическом отсутствии развитого племенного самоуправления даже в отсталых районах глубинки. Это - один из факторов замедленности изживания здесь позднеантичных порядков (до середины VIIв. Восточная Римская империя - позднеантичное государство), а следовательно - замедленности складывания раннесредневековой (в централизвованно-бюрократическом варианте) государственности - в VIII-Х1 вв. 
 
3. Формирование раннесредневековой государственности в зоне взаимодействия позднеантичных и варварских институтов, - в том числе остатков римской системы управления и пережитков племенного самоуправления варваров (Юго-Западная Европа, Франкское государство, Славяно-Балканский регион). 
Остатки римской политической системы: налоговая, таможенная и монетная системы, территориальное деление населения, остатки муниципального самоуправления в городах, римское право, христианская церковь. Значение этих институтов: а) они ускоряют разложение племенного самоуправления у варваров, но замедляют складывание раннефеодальной государственности (пример - Остготское и Вестготское королевства); б) они способны дополнительно усилить королевскую власть. 
Раннефеодальное государство в данном варианте складывается, однако, быстрее, чем в вариантах 1 и 2: у франков, в Северной и Средней Италии, в Испании - в VII в., в Славяно-Балканском регионе - в VIII -IX вв.

Особенности сосуществования  в «варварском королевстве» местного и пришлого (варварского) населения - в социальных и юридических различиях  этих групп: местные жители платят налоги, не служат в войске (признаки неполноправных свободных), исповедуют католичество и  судятся по римскому праву; варвары  не платят налоги за землю, полученную при первых переделах после завоевания, служат в ополчении (признаки полноправных свободных), исповедуют язычество или  арианство (один из еретических толков христианства) и судятся по обычному праву. 
Основные показатели влияния общинных органов самоуправления (или реликтов общинных порядков) на формирование раннесредневековой государственности (особенно наглядны варианты 2 и 3): 
- в Византии соседская община (митрокомия), укрепленная общинными институтами вторгшихся сюда в VI-VII вв. славян, стала одним из сильнейших типов сельских общин Европы, крайне замедлила формирование феодальных порядков на Балканах и в Малой Азии и легла в основу военно-административной организации империи VIII-IX вв. (так называемая фемная система); 
- в варварских королевствах народные собрания (по составу идентичные ополчению) до VI в. обсуждают вопросы внешней политики и избирают короля; единицами территориального деления государства оказываются племенные сотни и тысячи (наряду с позднеантичной единицей - городским округом); по VI в. сохраняются судебные собрания сотен и графств (см. ниже). 
Сохранение сильных общинных традиций - доказательство широты социальной опоры варварского и даже раннефеодального государства. То есть раннефеодальное государство выражало в значительной мере и интересы свободных общинников, регулируя производство и социальные отношения, межрегиональные связи и осуществляя принуждение по отношению к завоеванному местному населению. Отсюда противоречивость государственной политики в отношении свободных общинников: с одной стороны - стремление сохранить этот слой как свою опору, с другой -уступки в адрес знати, устанавливавшей поземельную и судебную зависимость общинников от своих поместий.
 

Особенности строения государственных органов «варварских  королевств»: 
- управленческие органы являются совокупностью взаимно изолированных должностных лиц, слабо связанных центральной властью; 
- основная часть войска является ополчением свободных общинников, другая часть - личная дружина короля (князя); 
- постоянные налоги либо представлены деградирующими остатками позднеантичной налоговой системы (в зоне взаимодействия позднеантичных и варварских элементов), либо появляются на последнем этапе раннефеодального государства (в бессинтезной зоне). 
 
Отличительная черта раннесредневекового государства в ряде стран Западной и Центральной Европы - его патримониальный характер (пронизанность частноправовыми элементами и связями): 1. Король (князь) передает государство по наследству как личное имущество, делит между сыновьями. 2. Король (князь) отчуждает государственные земли в полную собственность (аллод) церкви, дружинникам, знати. 3. Служебный персонал двора, управляя королевскими (княжескими) имениями, одновременно обладает общегосударственными функциями. 
Причина: в процессе усиления королевской власти (параллельно с завоеваниями варварами новых земель) захваченные земли из достояния всего племени становились достоянием короля. Отсюда – возможность королей распоряжаться фондом общенародной (племенной) земли и доменами фиска (личными королевскими владениями) для пожалований. 
 
Для развития раннесредневековой европейской государственности очень значим военно-политический фактор: 
- повышенная агрессивность государств как правило была связана с незавершенностью феодализации (нестабильностью земельных имуществ у нарождающейся феодальной знати); 
- присутствие в Европе V-Х1 вв. мобильных народов (гуннов, авар, мадьяр, печенегов, половцев) и социальных групп (типа викингов), находящихся на раннеклассовой стадии, способствовало централизации государств, вынужденных давать им отпор.
 

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.