На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управленческие решения: виды, формы решений и формы их реализации; взаимосвязи форм решений и форм реализации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Министерство  образования и  науки
   россиийской федерации
   Государственного  образовательного учреждения
   высшего профессионального образования
   дальневосточный государственный  технический университет
   (двпи  имени в.в. Куйбышева)
   Тихоокеанский институт политики и права
   Кафедра государственного и муниципального управления 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
   по  дисциплине «Разработка управленческих решений»
   Управленческие  решения: виды, формы решений и  формы их реализации; взаимосвязи  форм решений и форм реализации. 

   Студент
   гр. П. 7601   _________________________ С.С. Колтакова 

   Руководитель 
   к.соц. наук                    _________________________ О.В. Лобода 
 
 
 
 
 

Владивосток 2010
Содержание 

Введение………………………………………………………………………..  3                                                                                                                          
Глава 1. Понятие и виды управленческих решений. 8
1.1. Понятие управленческого решения 8
1.2. Виды управленческих решений 15
Глава 2. Формы управленческих решений и формы  их реализации. Взаимосвязь  форм управленческих решений и формы  их реализации. 28
2.1. Формы управленческих  решений 28
2.2. Формы реализации  управленческих решений.  Взаимосвязь форм  управленческих решений  и формы их реализации. 30
Заключение 32
Список  используемой литературы 34 
 

 


    Введение

 
      Принятие  решений, так же как  и  обмен  информацией, - составная часть любой управленческой  функции. Необходимость принятия  решений возникает на  всех  этапах  процесса  управления , связана со  всеми участками и аспектами управленческой  деятельности и является  её  квинтэссенцией. Поэтому так важно понять  природу и сущность  решений.
    Целью курсовой работы является рассмотрение понятия и выдов управленческий решений их форм разработки и реализыции.
    Задачи:
    Рассмотреть понятие и виды управленческих решений
    Ознакомиться с формами разработки и реализации управленческих решений.
     Объектом  курсовой работы является управленческое решение в целом, предметом виды управленческих решений, форм их разработки  и реализации.
      Что же такое  решение? Попытаемся  дать  сначала  самую  общую характеристику. Обычно в процессе, какой – либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом,  решение – это выбор альтернативы.
      Любому  поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения  являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.
    Особое  место в теории управления занимает проблема руководства. Традиционно  под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации  в процессе и по поводу управления.
    Основной  принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право  решения, ответственность и возможности  контролировать процессы и отношения  в организации предоставляются только одному должностному лицу. Соответственно руководитель—лицо персонифицирующее ответственность, власть и право контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую пирамиду организации.
    Поскольку вся власть и ответственность  за функции контроля над отношениями  закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии  осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть  своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация управленческих функций  и формы их координации порождают  жёсткий рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом  управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя и  все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых. Отсюда вытекает специфика двойственной формальной позиции любого руководителя, которая  накладывает существенный отпечаток  на образ его поведения.
    Проблема  принятия управленческих решений занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.
    Характеризуя  полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целепологания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации.
    В социологической литературе существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком  в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят  к таковым, например, решение о  поступлении человека на работу, решение  об увольнении с неё и т.п. оправданной  представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.
    Управленческие  решения, таким образом, всегда связаны  с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает  должностное лицо или соответствующий  орган, несущий полную ответственность  за последствия контролируемых или  реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой он принимает  решение, чётко обозначены в требованиях  формальной структуры. Однако число  лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.
    Подготовка  управленческих решений в современных  организациях нередко отделена от функции  их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. В  «классической» теории управления она, как правило, является функцией штабных  служб.
    Процесс  осуществления решения связан с реализацией специального плана, который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана – прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители.
    В литературе классификации управленческих решений строятся по самым разным основаниям. Одной из оправданных  с социологической точки зрения представляется классификация А. И. Пригожина: она учитывает меру вклада субъекта решения в организационные  преобразования. Согласно автору, все  управленческие решения в организации  могут быть разделены на:
    жёстко обусловленные (детерминированные);
    слабо зависящие от субъекта решения.
 
    К первым обычно относят либо так называемое стандартизированное решение (обусловленные  принятыми выше предписаниями и  распоряжениями), либо вторично обусловленные  распоряжением вышестоящей организации. Этот тип решений практически не зависит от качеств и ориентации руководителя.
    Другой  тип решений – так называемые инициативные решения, где качества руководителя накладывают серьёзный  отпечаток на характер принимаемых  решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями  в организации (поощрение, наказание), так и с изменением механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают как  выбор альтернативы поведения из нескольких возможных, каждая из которых  влечёт ряд позитивных и негативных последствий. В числе факторов, влияющих на качество решений, отмечают: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя, его ролевые (должностную, функциональную, групповую, гражданскую, семейную) позиции.
    Большое место среди перечисленных факторов уделяется проблеме надёжности информации, организации коммуникации, помехам, возникающим в ходе передачи информации. В числе последних большое  место уделяется положениям, связанным со спецификой ролевой позиции и интересов тех, кто перерабатывает информацию в процессе её прохождения от нижних ярусов организации до субъекта решения.
    Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, является число  ярусов в организации, увеличение которых  ведёт к искажению информации при подготовке решения, искажению  распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации.
    Этот  же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект  решения. Это и обуславливает  постоянное стремление сократить число  ярусов управления (уровней) организации.
    Не  меньшее значение приобрела в  теории организаций проблема рациональности принимаемых решений. Если первые теоретики  социологии управления рассматривали  подготовку решения как целиком  рациональный процесс, то, начиная с  середины 50-х гг. распространение  получил подход, согласно которому данный процесс считается ограниченно  рациональным, ибо обусловлен социокультурными и человеческими факторами. Всё чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя.
    Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью организации, является также проблема выполнения принятых решений.
    До  трети всех управленческих решений  не достигают своих целей по причине  невысокой исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах социологи, принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию «фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.
 


    Глава 1. Понятие и виды управленческих решений.

      Понятие управленческого  решения
 
      Что же отличает управленческие (организационные) решения от множества других, принимаемых  нами в повседневной жизни?
Прежде  всего это - Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.
    Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга , выбирает направление действий не только для себя , но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей.   Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально – экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.
    Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет , то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений , а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.
    Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.

     Рассмотрев эти  отличительные особенности принятия решений в организациях, можно  дать следующее определение управленческого  решения.

      Управленческое  решение – это выбор альтернативы , осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
Глобальной  целью разработки и принятия любого управленческого решения является обеспечение реализуемого и наиболее эффективного варианта движения к поставленным перед организацией целям. 1
Важнейшие требования к управленческим решениям:
    реализуемость;
    эффективность, иногда - оптимальность.
Основные  признаки управленческих решений:
    наличие альтернатив;
    существование цели (иногда формализованной в виде критерия);
    волевой акт.
Волевой акт при разработке и принятии управленческого решения может состоять в ограничении множества альтернатив, используемых целей и критериев, выборе минимального уровня вероятности реализации управленческого решения, принятии решения, его оформления, легализации, контроля хода выполнения и т.д.
Управленческие  решения имеют ряд специфических особенностей, как правило:
    их разработка и, тем более, реализация требуют привлечения большого объема финансовых и материальных ресурсов;
    они оказывают важное воздействие на большие коллективы людей, срок их последействия достаточно высок;
    каждое из них в значительной мере определяет последующие решения;
    ответственность за принимаемые решения очень высока.
В качестве основных проблем при разработке управленческого решения можно  назвать следующие:
    давление сроков;
    быстрая смена условий и возникающих проблем и задач;
    недостаток квалификации ЛПР, вызванный, с одной стороны, динамичностью ситуации, с другой стороны, карьерный рост менеджера часто опережает рост его квалификации;
    нехватка информации, ее дороговизна и низкое качество;
    ненадежность имеющихся методов, их несоответствие возникающим задачам, недостаточный уровень детализации, формализации и возможности адаптации к конкретной ситуации;
    необходимость сочетания интересов различных групп в рамках одного решения и разногласия между лицами принимающими решения;
    засилье рутины и др.
      Так же можно выделить в управленческой деятельности четыре класса наиболее распространенных проблем, к которым  относят:
      1. Стандартные проблемы. Они требуют применения инструкций, установленных руководителем правил для своего решения Пример - прием или увольнение сотрудников в организации.
      2. Хорошо структурированные  проблемы. Они имеют количественные характеристики и показатели. К их решению чаще всего применяют экономико-математические методы. Пример - расчет эффективности работы персонала в небольшой по численности организации в зависимости от конкретных показателей деятельности персонала и организации (предприятия)
      3. Слабо структурированные  проблемы. Они имеют не только количественные, но и качественные характеристики. Для их решения, как правило, используется системный подход. Пример – прогнозирование рынка труда или миграции населения в регионе.
      4. Неструктурированные  проблемы. Их решение возможно на основе экспертных оценок, суждений профессионалов, так как эти проблемы обычно имеют своим предметом малоизученные (неизученные) процессы. Пример - инвестиционная деятельность в регионе с еще неопределенной или неустойчивой экономической ситуацией.
Сферы разработки управленческих решений (УР) достаточно велики. Они находят широкое  использование в управлении, менеджменте, администрировании, руководстве. В  процессе реализации приведенных в  таблице 1 понятий управленческие решения  могут иметь место в процессе следующих видов деятельности.
Стратегическое  планирование процесс подготовки и реализации управленческих решений (ПРУР), ведущих к разработке конкретных стратегий для достижения целей организации.
Руководство управленческой деятельностью  связано с УР, которые принимаются с целью совершенствования профессионализма аппарата управления.
Коммуникации  с внешней и  внутренней средой ориентируют УР на формирование благоприятной для деятельности компании обстановки. Эти УР затрагивают отношения с поставщиками и потребителями, клиентами, работниками своей компании и населением близлежащих территорий.
Управление  человеческими ресурсами - управленческие решения в данном случае отражают стимулирование, активизацию и мобилизацию.
Управленческое  консультирование связано с УР ситуационного типа.
Эти решения  готовятся и реализуются в  связи с обращениями: персонала  или граждан (прием по личным вопросам), руководителей других организаций, надзирающих органов государственного, муниципального или корпоративного управления. УР в рамках данной функции  отражает ответы на вопросы, запросы, требования и т.д.
Управление  производственной и  обслуживающей деятельностью  ориентирует УР на совершенствование функционирующей системы организации без ее перестройки. УР касаются совершенствования деятельности бухгалтерии, отдела кадров, отдела маркетинга, управления производственных цехов и т.д.
Формирование  системы управления организацией отражается в УР, направленных на реструктуризацию и реформирование организации. Результаты таких решений вносят существенные изменения в миссию организации, ее структуру, выпускаемую продукцию, кадровую политику, отношения с внешней средой.
      Задачи  разработки, принятия и реализации управленческих решений обладают целым  рядом особенностей, которые существенным образом отличают их от задач, решаемых в рамках других наук. К этим особенностям можно отнести:
    прагматичность, означающая, что выбор терминального варианта решения осуществляется на основе соответствующей системы ценностей и в соответствии с содержанием конкретной управленческой проблемы;
    терминальность, означающая, что процесс заканчивается реализацией принятого решения;
    неформальность, означающая присутствие в реальных управленческих задачах элементов, которые не могут быть формализованы с необходимой полнотой и точностью;
    неопределенность, означающая, что в информационном плане задачи разработки, принятия и реализации управленческих решений решаются, как правило, в условиях различного рода неопределенностей (стохастической, расплывчатой, поведенческой и т.д.);
    риск и ответственность, означающие, что многие из управленческих задач решаются в условиях риска и связанной с ним ответственностью лица, принимающего решения (ЛПР);
    сопрягаемость и наследуемость, означающие, что реальные задачи управления не являются независимыми, а входят в некоторую общую систему взаимосвязанных, взаимовлияющих, последовательно и одновременно решаемых задач.
      С точки зрения содержания все множество возможных задач управления можно разделить на следующие типы:
      -распознавания  образов (идентификация);
      -оценивания;
      -синтеза  возможных вариантов;
      -анализа  проблем;
      -факторов;
      - анализа тенденций;
      -прогнозирования;
      -планирования;
      -программирования (составления программ реализации);
      -организации  и оперативного управления;
      - реализации принятых решений;
      -контроля.
      Методы  принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:
      • метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у  него ранее накопленного опыта и  суммы знаний в конкретной области  деятельности, что помогает выбрать  и принять правильное решение;
      • метод, основанный на понятии "здравого смысла", когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными  доказательствами, содержание которых  опирается на накопленный им практический опыт;
      • метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных  решений на основе переработки больших  количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод  требует применения современных  технических средств и прежде всего электронно-вычислительной техники. Проблема выбора руководителем решения - одна из важнейших в современной  науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность  принятия им одного из нескольких вариантов  возможных решений.
      Поскольку руководитель имеет возможность  выбирать решения, он несет ответственность  за их исполнение. Принятые решения  поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.2 

      Виды  управленческих решений
 
    В процессе управления организациями  принимается огромное количество самых  разнообразных решений, обладающих различными характеристиками.
Для повышения  качества решений рекомендуется  осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам:
    стадия жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР, ОТПП и др.)
    подсистема системы менеджмента (целевая, обеспечивающая и т.д.);
    сфера действия (технические, экономические и др. решения);
    цель (коммерческие и некоммерческие решения);
    ранг управления (верхний, средний, низший);
    масштабность (комплексные и частные решения);
    организация выработки (коллективные и личные решения);
    продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);
    объект воздействия (внешние и внутренние);
    методы формализации (текстовые, графические, математические);
    формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);
    сложность (стандартные и нестандартные);
    способ передачи (вербальные, письменные, электронные).3
    Тем не менее, существуют некоторые общие  признаки, позволяющие это множество  определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице: 

    Таблица 1.

    Классификация управленческих решений

 
    Классификационный     Признак
    Группы     Управленческих  решений
    Степень повторяемости проблемы                               Традиционные        -       Нетипичные
    Значимость  цели                              Стратегические       -       Тактические
    Сфера воздействия                                    Глобальные       -       Локальные
    Длительность  реализации                                Долгосрочные       -       Краткосрочные
    Прогнозируемые  последствия решения                            Корректируемые       -       Некорректируемые
    Метод разработки решения                         Формализованные       -       Неформализованные
    Количество  критериев выбора                      Однокритериальные       -       Многокритериальные
    Форма принятия                                 Единоличные       -       Коллегиальные
    Способ  фиксации решения                     Документированные       -        Недокументированные
    Характер  использованной информации                     Детерминированные       -        Вероятностные
 
    Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.
    Значимость  цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.
    Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком – либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.
    Длительность  реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
    Прогнозируемые  последствия решения. Большинство управленческих решений в процессе  их реализации, так или иначе, поддается корректировке с целью устранения каких – либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.