На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследование коммуникативных барьеров межличностного общения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию и науки  Российской Федерации.   

Волгоградский государственный технический университет.
Факультет подготовки инженерных кадров. 

Кафедра «Менеджмента, маркетинга и организации  производства». 

Курсовая  работа
по менеджменту на тему:  
«Исследование коммуникативных барьеров межличностного общения».
                                                   
 
 

                                                         выполнил студент
                                                                              4-го курса группы ММЗ-452пУ
                                                 Шифр: 507733
                                                 Фильков М.А.
                                           проверила
                                     доцент
                                                                               Остапенко Т. П. 
 
 
 
 
 
 

Волгоград
2009год
Содержание.
   Введение……………………………………………………………………......3
   1. Основные подходы в изучении общения……………….…………………5
   2. Анализ феноменов коммуникаций в деловых формах общения………...8
   3. Коммуникативные барьеры межличностного общения. Виды барьеров, пути их преодоления ……………………………………………………...…….13
   4. Исследование коммуникативных барьеров  в ООО «БКК Урюпинский»…………………………………………………………………….24
   4.1. Описание объекта исследования………………………………………..24
   4.2 Структура исследования…………………………………………………24
   4.3. Описание методов исследования……………………………………….24
   4.4. Анализ результатов исследования……………………………………...26
   5. Спецвопрос (разбор управленческих ситуаций)………………………...29
   Заключение…………………………………………………………………...32
   Список  используемой литературы…………………………………………..33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение.
   Анализируя  процесс общения мы на каждом шагу убеждаемся, что общение – это  коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, соображениями, настроениями, желаниями и др. Другими словами под этой стороной общения понимается, как правило, процесс обмена информацией. Но такой подход будет несколько упрощенным, т.к. мы акцентируем внимание лишь на формальной стороне проблемы. На самом деле не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
   Эта вторая сторона общения имеет  свои особенности, а именно:
    Содержание конкретной коммуникации может быть чрезвычайно разнообразным: от разговора трех летних малышей до беседы специалистов на научном симпозиуме;
    Эффективность общения связывается, прежде всего, с этой функцией;
    Коммуникация в общении всегда значима для его участников, потому, что обмен информацией происходит не «просто так», а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей;
    Коммуникация в общении – это, прежде всего влияние: в случае успеха коммуникации происходит изменение в представлении о мире того, кому она адресована.
     Формы межличностного общения  разнообразны. К ним можно отнести и мимолетный разговор накоротке, и обстоятельную беседу «по душам», и разъяснение своих требований, и спор по ряду вопросов, и попытку добиться согласия по какой-либо проблеме.
   Однако  в процессе общения нередко возникают  затруднения, непонимания. Причиной их могут быть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе управленческого общения.
   Речь, любого рода информация всегда была и  является способом внушения чего-либо. Однако часто мы являемся свидетелями  и встречной психологической  активности, называемой противовнушением, т.е. человек как бы защищается от неумолимого действия речи другого человека.
   Общение как взаимодействие предполагает, что  люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить  совместную деятельность, сотрудничество.
   Служебные контакты должны строиться на партнерских  началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Основные подходы в изучении общения.
   Существует  множество подходов, анализируя научную литературу, Л. П. Буева рассмотрела следующие аспекты изучения общения:
   1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);
   2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);
   3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания);
   4) аксиологический (общение изучается как обмен ценностями);
   5) "нормативный" (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения);
   6) "семиотический" (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем — с другой);
   7) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками).1
   Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью  социокультурных ценностей и  как ее самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.
   Рассмотрение  проблем общения осложняется  различием трактовок самого понятия "общение". Так, А. С. Золотнякова  понимала общение как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Общение она видела как процесс передачи нормативных ценностей. Вместе с тем она подавала "общение" как асоциальный процесс, через который общество влияет на индивида. Если соединить эти два положения, то можно увидеть, что для нее общение было процессом коммуникативно-регулятивным, в котором не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется их усвоение социальной системой.
   А. А. Бодалев предлагает рассматривать  общение как "взаимодействие людей, содержанием которого является обмен  информацией с помощью различных  средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми".2
   Авторы  сборника "Психологические проблемы социальной регуляции поведения" рассматривают общение как "систему межличностного взаимодействия", ограничивая феномен общения только непосредственным контактом между индивидами.
   Проблему  общения исследовали и философы. Так, Б. Д. Парыгин считает, что "общение является необходимым условием существования и социализации личности". Л. П. Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения. М. С. Каган рассматривает общение, как "коммуникативный вид деятельности", - выражающий «практическую активность субъекта».3
   Множественное понимание общения – в широком  и в узком смысле слова –  вытекает из самой логики понимания  связи межличностных и общественных отношений. В данном случае уместно  апеллировать к идее Маркса о том, что общение – безусловный спутник человеческой истории (в этом смысле модно говорить о значении общения в "филогенезе" общества) и вместе с тем безусловный спутник в повседневных контактах людей.
   В качестве клеточки анализа социальной психологии рассматривают ситуацию контакта двух или более людей. Формы контакта: 1) простое присутствие, 2) обмен информацией, 3) совместная деятельность, 4) равная обоюдная или асимметричная активность.4
   Частью  делового общения является речевая  коммуникация. Ее образуют речевые  акты, участвующие в процессе передачи информации и обмена деятельностью.
   Если  исходить из такого понимания «деловой»  ситуации, можно заметить, что она  предполагает достаточно широкий круг ситуаций, как в профессиональном общении, так и повседневной жизни. Тем не менее, оно оказывается созвучным и современному пониманию делового общения.
   В последнее время в связи с  развитием информационных технологий и расширением границ коммуникативного пространства, а также возрастающей роли бизнеса в общественной жизни  любой страны, деловой стиль постоянно и охотно расширяет сферу своего функционирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Анализ феноменов коммуникаций в деловых формах общения.
   Прежде  чем перейти к анализу коммуникативных  барьеров и конфликтов в общении, необходимо осветить понятийный аппарат форм делового общения.
   Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным  вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
   Общение — намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. При общении происходит обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка, сопереживание, формирование убеждений, взглядов, характера, интеллекта.5
   В общении можно выделить ряд аспектов6: содержание, цель и средства. 
   Содержание   общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
   Цель  общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».  Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У человека эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
   Средства  общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
   Частью  делового общения, понимаемого в  таком смысле, является речевая коммуникация. Ее образуют речевые акты, участвующие  в процессе передачи информации и  обмена деятельностью.
   Коммуникации  – понятие, используемое в двух значениях:
   1. Для характеристики структуры  деловых и межличностных связей  между людьми, например, структуры  межгруппового общения ее участников.
   2. Для характеристики обмена информацией  в человеческом общении вообще, где коммуникация выступает как одна из сторон человеческого общения – информационная. Коммуникация включает обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. между людьми в ходе совместной деятельности.7
   Если  исходить из такого понимания «деловой» ситуации, можно заметить, что она предполагает достаточно широкий круг ситуаций, как в профессиональном общении, так и повседневной жизни. Тем не менее, оно оказывается созвучным и современному пониманию делового общения. Под деловым общением обычно имеется в виду процесс речевого взаимодействия двух или нескольких лиц «в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели8».
   Таким образом, коммуникация как совокупность речевых актов может быть направлена на решение конкретной проблемы или достижение необходимого результата, исходя из общих интересов и целей коммуникантов. Такого рода коммуникация составляет основу деловых отношений, как в бизнесе, так и в повседневной жизни, и называется деловой.
   Деловая коммуникация существует в двух формах: письменной (деловая корреспонденция  и документация) и устной (деловая  речь). Последняя является основой  коммуникации в бизнесе, или деловом общении.
   Однако  деловая коммуникация может трактоваться и в более узком смысле –  как деятельность, предполагающая достижение определенных интересов, целей в  профессиональной сфере бизнеса.
   Деловое общение, как в своей письменной, так и устной формах, отличается высокой степенью конвенциональности, то есть жесткому следованию ряду общепринятых норм и правил, как речевого плана, и тогда мы говорим о речевом этикете, так и общеповеденческого (деловой этикет). Это обусловливает наличие постоянных формулировок, повторяющихся в одной и той же ситуации, например, при открытии совещаний, установления контактов на переговорном процессе и т.д., которые являются характерным признаком этого вида речевой деятельности.
   Деловая коммуникация всегда возникает в  определенном контексте и оказывается зависимой от него. Конкретная ситуация, в том числе и количество участников, характер поставленных целей, уровни взаимодействия с реципиентами, наделяет ее характерными особенностями, позволяющими выделить несколько форм ее проявления. К ним относятся: деловая беседа, деловое совещание, деловое публичное выступление,  или презентация.
   Наиболее  распространенной и чаще всего применяемой  формой деловой коммуникации является деловая беседа. Обычно под деловой  беседой понимают межличностное речевое общение нескольких собеседников с целью разрешения определенных деловых проблем или установления деловых отношений.
   Одной из функций деловой беседы является поддержание деловых контактов  и стимулирование деловой активности. Это предполагает формирование межличностных связей у партнеров.
   К структуре общения можно подойти  по-разному, в данном случае будет  охарактеризована структура путем  выделения в общении трех взаимосвязанных  сторон: коммуникативной, интерактивной  и перцептивной1.
     Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
   Особой  формой общения является общение  по телефону.
   Главные требования культуры общения по телефону - краткость (лаконичность), четкость и  ясность не только в мыслях, но и  в их изложении. Разговор должен проводиться без больших пауз, лишних слов, оборотов и эмоций.
   Телефон налагает на того, кто им пользуется, и ряд иных требований. Ваш собеседник не может оценить, ни во что вы одеты, ни выражения вашего лица, ни интерьера помещения, где вы находитесь, ни других невербальных аспектов, которые помогают судить о характере общения. Однако есть невербальные стимулы, которыми можно манипулировать в общении по телефону, к ним относятся: момент, выбранный для паузы и ее продолжительность; молчание; интонация, выражающая энтузиазм и согласие или обратные реакции. Много значит, как быстро человек снимает трубку - это позволяет судить о том, насколько он занят, до какой степени заинтересован, чтобы ему позвонили.
   В политической, предпринимательской, коммерческой и иных сферах деятельности важную роль играют деловые беседы и переговоры. Изучением этики и психологии переговорных процессов занимаются не только отдельные исследователи, но и специальные центры, а методика ведения переговоров включается в программы подготовки специалистов различных профилей.
   Деловые беседы и переговоры осуществляется в вербальной форме (англ. verbal - словесный, устный). Это требует от участников общения не только грамотности, но и  следования этике речевого общения. Кроме того, важную роль играет, какими жестами, мимикой мы сопровождаем речь (невербальное общение). Особую важность знание невербальных аспектов общения приобретает при ведении переговорных процессов с иностранными партнерами, представляющими иные культуры и религии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Коммуникативные барьеры межличностного общения. Виды барьеров, пути их преодоления.
   Коммуникативный барьер – это психологическое  препятствие на пути адаптивной информации между партнерами по общению. Какие  же это барьеры и как их преодолевать?
   К преградам, возникающим в организационных  коммуникациях относятся такие:
   1) недостаточное внимание важности  коммуникации;
   2) искажение сообщений;
   3) информационные перегрузки;
   4) неудовлетворительная структура  организации.
   Недостаточное внимание важности коммуникации.
   Неоднократно  проведённые исследования показали, что сотрудники организации ставят осведомлённость об общем состоянии  дел на второе или третье место  в перечни из десяти важнейших  моральных факторов, сказывающихся  на их работе. Сами же управляющие осведомленность подчиненных о состоянии дел в организации ставят на последнее место. Если те, кто знают, не дают ответов на вопросы работников, тогда работники будут искать ответы там, где отсутствует достоверная информация. Вследствие этого рождаются слухи.
   Искажение сообщений.
   Проходит  чаще всего, тогда когда информация движется вверх и вниз. Это обусловлено  рядом причин. Сообщения могут  искажаться непреднамеренно в силу затруднений в межличностных  контактах. Сознательное искажение  информации может иметь место, когда информация вступает в противоречие с опытом и ранее установившимся понятиями получателя информации. В этом случае менеджер модифицирует сообщение так, чтобы изменение смысла происходило в его интересах.
   Искажение сообщения могут возникать вследствие «фильтрации». В организации существует потребность фильтровать сообщения, чтобы с одного уровня на другой направлялись только те сообщения, которые его касаются. Для ускорения движения информации или придания сообщению большей ясности различные сведения приходится суммировать и упрощать перед передачей в разные секторы организации.
   Иногда  причиной искажения информации, поступающей  наверх, является тенденция снабжать вышестоящих менеджеров только положительно воспринимаемой информацией.
   Подчиненный не хочет сообщать начальнику «плохие  новости» или сообщает им то, что  те хотели бы услышать.
   Информационные  перегрузки.
   Преграды  в обмене информацией могут быть следствием перегрузки каналов коммуникации.
   Менеджер, поглощенный переработкой поступающей информации, не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию и оставлять только ту, которая кажется ему более важной. Здесь также происходит потеря информации.
   Неудовлетворительная  структура организации.
   В организации с многочисленными  уровнями управления растет вероятность  неправильности информационных сообщении. Это происходит вследствие коррекции  и фильтрации сообщений на каждом уровне управления. Поэтому некоторые  из наиболее эффективно управляемых американских компаний перешли к структуре «с малым числом уровней управления и каналами сравнительно прямого информационного обмена».
   В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных барьеров и их различные модификации:
    «авторитет»;
    «избегание»;
    «непонимание».
   Первые  два обеспечивают защиту от источника  информации, последней защиту от самого сообщения.
    Барьер «авторитет».
   Разделив  всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит.
   Отношения человека к авторитетным зависят  от следующих факторов:
    Социального положения (статус);
    Привлекательного внешнего вида (аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, застегнуты ли все пуговицы и др.);
    Доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.)
    Компетентности;
    Искренности, причем если слушающий доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает и запоминает выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладней, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений.
    Барьер «избегание».
   Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все  усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит  на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора).
   Как же преодолеть этот барьер?
   Установлено, что чаще всего барьер обусловленной  той или иной степенью невнимания. Поэтому, только управляя вниманием  собеседника, аудиторией можно преодолеть этот барьер.
   Главное при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы:
    Привлечь внимание;
    Удержать внимание.
   На  наше внимание больше всего влияют следующие факторы:
    Актуальность информации;
    Важность информации;
    Новизна информации;
    Нестандартность подачи информации;
    Неожиданность информации;
    Интенсивность подачи информации;
    Звучность голоса и его модуляция.
   Привлечь  внимание можно при использовании  трех основных приемов. К ним относятся:
    Прием «нейтральной фразы». В начале выступления беседы произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато наверняка по каким-либо причинам имеющая смысл, значение, ценность для собеседника или для всех присутствующих;
    Прием «завлечения». Говорящий произносит нечто, что трудно воспринимается, например, говорит очень тихо, монотонно или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять. Эти усилия и предполагают концентрацию внимания. В результате говорящий, как бы «завлекает» слушающего в свои «сети». Другими словами, говорящий провоцирует слушателя самого применить способы концентрации внимания, а потом их использует;
    Прием «зрительного контакта». Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и кивает им и т.д. Не менее важна и проблема поддерживания внимания. Она решается рядом приемов. Наиболее важные из них следующие.
    Прием «изоляции». Когда отводят собеседника в сторону, уединяются, закрывают двери.
    Прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик, голоса и речи, т.е. говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то выразительно, «с нажимом», то скороговоркой, то нейтрально. Говорящий, как бы навязывает собеседнику свою последовательность переключения внимания. Этим приемом ликвидируется монотонность звучания.
    Прием «акцентировки». Употребление различных служебных фраз, призванных привлечь внимание, типа «прошу обратить внимание», «важно отметить, что…», «необходимо подчеркнуть, что…» и др.
    Барьер «непонимание».
   Зачастую  источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем).
   Почему  это происходит и как можно  эти проблемы решить?
   Обычно  выделяют четыре барьера непонимания:
    Фонетический (фонема – звук);
    Семантический (семантика – смысловое значение слов);
    Стилистический (стилистика – стиль изложения, соответствие формы и содержания);
    Логический.
   Фонетический  барьер непонимания возникает в  следующих случаях:
      Когда говорят на иностранных языках;
      Используют большое число иностранных слов или специальную терминологию;
      Когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.
   Преодолеть  фонетический барьер вполне возможно, и для этого важны:
    Внятная, разборчивая и достаточно громкая речь, без скороговорки;
    Наличие обратной связи с собеседником.
   Семантический барьер непонимания возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслы «чужой».
   Это возможно по следующим причинам:
    Любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;
    «смысловые» поля у разных людей разные и др.
   Для преодоления семантического барьера необходимо:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.