Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Инфляция в РФ и методы ее регулирования

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение……………………………………………………………………….……..3
1. Теоретико-методологические основы исследования инфляции……..…….7
1.1.Инфляция: основные понятия и методы исследования……………………......7
1.2.Зарубежный опыт исследования инфляции………………………………..….16
1.3. Особенности управления инфляционными процессами в РФ………………
2.Анализ  показателей инфляционных  процессов в РФ и прогноз их изменения в перспективе…………………………………………………………46
2.1.Динамика изменения показателей, влияющих на………………………………
 инфляцию  на 2011-2014 гг. …................................................................................46
2.2.  Прогноз  изменения показателей на 2012-2014 гг.…………………………..53
2.3.  Изменение  налоговой политики в 2012-2014 гг. и ее влияние на социальную  сферу………………….……………………………………………………………...70
3. На основе анализа и прогнозных показателей представляются следующие пути регулирования инфляции в РФ……………………………..74
3.1. Механизмы антиинфляционного регулирования……………………………74
3.2. Оценка социально-экономической  эффективности антиинфляционных действий, предпринимаемых в РФ………………………………………………...84
Заключение…………………………………………………………………….…..88
Перечень  принятых терминов…………………………………………….…….91
Список  использованной литературы…………………………………..............92
Приложения……………………………………………………………………….96 
 

     Введение
     Актуальность  темы антиинфляционных мер для новейшей экономической истории России очевидна и обусловлена рядом объективных  причин. Переход нашей экономики  на рыночные отношения резко повысил  значение денег. Проблемы денежного  хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики. В экономической жизни страны проблема инфляции будет занимать в 2012 г. особое место. А её многократному обострению будет способствовать мировой финансовый кризис.
       Как показывает опыт России, а  также других стран, переход  на рыночные отношения сопровождается  быстрым ростом цен, усилением  действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить,  является ли сам переход на  рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.
       В мире почти нет стран, где  бы во второй половине XX в. не  было инфляции. Она как бы пришла  на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам. По-прежнему актуальна проблема инфляции и для России.
       Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами.
       Не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенном мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.
       Например, переход на выпуск новых  модификаций автомобилей с экономичным  двигателем, соответствующим международным  стандартам, очевидно, приведет к  повышению отпускной цены: более  совершенная и качественная продукция требует больших затрат и ценится выше. В то же время систематический рост цен на серийно производимые автомобили одной и той же модели без каких-либо улучшений, а нередко и с ухудшением отделки и понижением надежности в эксплуатации носит ярко выраженный инфляционный характер.
       Существует и несколько иной  взгляд на природу инфляции, что  вполне естественно, ибо она  представляет собой чрезвычайно  сложный, противоречивый, недостаточно  изученный процесс. Некоторые  авторы под инфляцией понимают  повышение общего уровня цен в экономике. Однако в реальной практике изменяются не только цены на товары, но и измерители их ценности - деньги, причем не только под влиянием ценовых сдвигов, но и, например, под воздействием конъюнктурных колебаний. Иногда говорят о том, что деньги «дешевые» или, напротив, «дорогие», что зависит от спроса на заемные средства, уровня процентных ставок вне прямой связи с динамикой цен на товары.
       Бесспорно одно: падение покупательной  способности денег и повышение  цен на товары теснейшим образом взаимосвязаны. Инфляция - это снижение покупательной способности денег, которое проявляется чаще всего в повсеместном повышении цен. В буквальном переводе с латинского инфляция означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.
       Множественность причин возникновения  инфляции не только затрудняет  понимание истоков этих процессов,  но и делает во многих случаях  сомнительной возможность использования  в чистом виде зарубежного опыта для решения внутренних проблем. Изучение зарубежного опыта весьма полезно для лучшего понимания инфляционных процессов, однако учет особенностей организации российской экономики имеет приоритетное значение.
       Происходящие в настоящее время инфляционные процессы имеют иные формы проявления по сравнению с теми, которые действовали в начале реформ. Денежно-кредитный и финансовый кризис подвел первые итоги проводившейся экономической политики. Он показал, что возможности монетарных методов управления в России весьма ограничены. Недостаточный учет всех особенностей российской экономики породил такое сочетание денежных факторов, которые порой не только исключали действие друг друга, но и препятствовали развитию рынка в целом.
       Резкое ускорение темпов роста цен в предкризисный период актуализировало проблему инфляции, ее механизма, последствий, связей с другими воспроизводственными процессами. Новому циклу инфляционных процессов присущ свой, новый механизм связи роста цен с другими воспроизводственными параметрами. Инфляционный импульс пришел со стороны валютного курса, но основные факторы, обусловившие инфляционные процессы в прошлом, сохраняют свою значимость и в настоящее время. Это делает анализ инфляции как элемента воспроизводственных процессов теоретически важным и актуальным.
       Для развития эффективных программ  стабилизации чрезвычайно важен  теоретический анализ особенностей  российской инфляции, теоретическое  обобщение уже накопленного проинфляционного  развития.
       Степень разработанности проблемы. Проблема инфляции интенсивно исследуется как в России, так и за рубежом. В то же время в настоящее время нет систематизированного комплексного исследования, охватывающего особенности инфляционного развития в России периода перехода к рыночной экономике, а также периода ее стабилизации, и в период финансового кризиса.
       Актуальность и недостаточная  разработанность проблемы определили  выбор темы. Инфляцию, основное развитие  которой в России происходило в 90-е годы, не удается преодолеть до сих пор. Поэтому эта тема является актуальной.
       Объект исследования - проблемы инфляции и инфляционные процессы.
       Предмет исследования работы - инфляция в российской экономике и пути преодоления инфляции.
       Цель дипломной работы - рассмотреть понятие инфляции и её учет при принятии финансовых решений.
       Цель определила следующие задачи  работы:
      -рассмотреть виды и социальные последствия инфляции;
      -проанализировать направления антиинфляционной политики государства;
      -рассмотреть проблемы учета инфляции при принятии макроэкономических финансовых решений.
       Методы исследования: анализ монографий, периодической печати, экономико-статистических  данных.
     Очевидно, что в условиях рыночных отношений  возможности искусственного сдерживания  инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.
       Опыт многих стран показал,  что длительное функционирование  централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.
        
 

1. Теоретико-методологические основы исследования инфляции

1.1. Инфляция: основные понятия и методы исследования

     От  чего зависит количество денег, необходимое для обеспечения товарного обращения? Прежде всего, от суммы цен товаров, которые предположительно будут реализованы в течение определенного периода, например финансового года. Чем больше объем товаров в денежном выражении, тем больше требуется денег для их реализации.
     Для товарно-денежной системы, когда цены изменяются по законам спроса и предложения, всегда выполняется уравнение Ньюкомба - Фишера, которое описывает ситуацию таким образом: действующая масса платежных средств, умноженная на скорость их оборота всегда равна произведению товарных цен на объем потребленных за этот период товаров и услуг. В условиях рыночного ценообразования, если объем товаров уменьшился, а денег столько же и темп их оборота (количество покупок) прежние, то для выполнения равенства подскакивают цены. То же самое происходит, если денег на руках становится больше, а количество товара остается прежним. В условиях отсутствия внешнего (государственного) регулирования это уравнение действует всегда.
     Количество денег в обращении зависит также от скорости оборота каждой денежной единицы. Это связано с тем, что одна и та же сумма денег за какой - то период времени может обслужить большее или меньшее число актов купли - продажи.
     Превышение  количества денежных единиц, находящихся  в обращении, над суммой товарных цен и появление в результате этого денег, необеспеченных товарами, означает инфляцию в классическом понимании этого термина.
     Инфляция  приводит к росту цен на товары (явному или скрытому). Поэтому индекс потребительских цен - один из главных и наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины. ИПЦ дает нам неплохое представление о росте цен, но и у него свои проблемы. Допустим, что абстрактный «автомобиль» сегодня стоит в 40 раз больше, чем двадцать лет назад - получается, инфляция была очень и очень ощутимой. На самом деле, мы знаем, что качество товара здорово изменилось - а вот ИПЦ об этом забывает. Кроме того, упомянутая потребительская корзина пересматривается довольно редко - это слишком трудоемкое занятие. В результате, ИПЦ упускает из поля зрения и изменения в структуре нашего потребления, приписывая нам потребление тех товаров, которые мы уже давно не покупаем.

1.1.2. Виды инфляции

     Для простоты восприятия инфляцию разделяют  на инфляцию спроса и инфляцию издержек. Такие названия вполне оправданы: инфляция спроса возникает в том случае, когда желание приобрести товары в экономике растет быстрее выпуска самих товаров. Совокупный спрос, превышающий текущие производственные возможности, вызывает повышение уровня цен. Инфляция, вызванная этим источником, начинается с роста цен на конечные продукты, который постепенно распространяется на факторы производства, причем рост цен на последние не поспевает за ростом цен на первые.
     Разумеется, какими бы причинами ни был вызван первоначальный рост цен, он немедленно упирается в границы, определяемые фактическим объемом денежной массы. Другими словами, само по себе увеличение спроса порождает не столько инфляцию, сколько угрозу инфляции. И это становится проблемой для институтов, регулирующих объем денежной массы, т.е. в большинстве случаев - для государства (Правительства и Центрального банка). Если государство, с целью предотвратить грозящий спад производства, реагирует увеличением этого объема, то отсюда, собственно, и начинается инфляция:
     -в краткосрочном периоде такая политика вызывает рост цен и увеличение реального выпуска;
     -в долгосрочном - только рост цен (инфляционная спираль).
     Если  государство сдерживает рост денежной массы, то уже в краткосрочном периоде происходит дезинфляция - сжимается спрос и восстанавливается равновесие.
     Когда же фирмы поднимают цены вследствие удорожания ресурсов, мы говорим об инфляции издержек. Инфляция издержек описывается следующим образом: в силу ряда причин, требующих отдельного обсуждения, начинается рост издержек производства (в расчете на единицу продукта). Предложение при прежних ценах падает, что вызывает рост цен. При этом объем производства и занятость уменьшаются - признак недостаточного спроса. Инфляция, вызванная этим источником, начинается с роста цен на факторы производства и затем распространяется - в свою очередь, через повышение издержек - на конечный продукт.
     Если  в условиях инфляции издержек проводится политика смягчения ограничений роста денежной массы (в целях предотвращения спада производства), то с высокой вероятностью можно ожидать раскручивание инфляционной спирали, т.е., аналогично инфляции спроса:
     -в краткосрочном периоде рост цен и реального выпуска;
     -в долгосрочном - только рост цен.
     Если  проводится политика жестких ограничений, то производство реагирует спадом, который в течение известного времени сводит инфляцию на нет. Однако в силу особенностей конкретных факторов роста издержек продолжительность этого «известного времени» (времени дезинфляции) может оказаться достаточной для возрастания «транзакционных издержек» (если можно так выразиться) использования этих методов до политически и социально неприемлемого уровня. А может и не оказаться: требуется конкретный анализ.
     На  первом шаге инфляция может генерироваться из двух противоположных источников:
     -со стороны спроса, с роста цен на конечный продукт, который (рост цен) распространяется затем на инвестиционные товары и сырьевые ресурсы;
     -со стороны предложения, с роста цен на сырьевые ресурсы, распространяемого затем по цепочкам вплоть до конечного продукта.
     Начиная со второго шага, инфляция - независимо от источника своего первого шага - нуждается для продолжения в  росте денежной массы, без которого более или менее быстро сходит на нет.
     Единственный  след исходного различия источников инфляции, который последняя сохраняет на всем протяжении своего существования - это продолжительность периода дезинфляции, т.е. различия во времени, в течение которого инфляция, лишенная поддержки институтов, регулирующих объем денежной массы, обречена исчезнуть. Период дезинфляции в случае инфляции издержек может быть существенно продолжительнее, чем в случае инфляции спроса.

1.1.3. Инфляция спроса

     Взаимосвязь между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом производства, занятостью и уровнем цен - с другой, не так проста. Рисунок 1 помогает объяснить эти сложности. На рисунке представлена кривая, отражающая уровень цен и рост реального объема производства, при полной занятости уровень производства составит Qf. Три отрезка, отмеченные на кривой, отражают изменения уровня цен и уровня реального выпуска. Давайте изучим причины роста общего уровня расходов - это показано стрелкой, направленной слева направо, - и выясним, где возникает инфляция спроса. 

     
     Рисунок 1.-Уровни цен и реального ВВП1 (при полной занятости) 

     Когда увеличиваются совокупные расходы, уровень цен обычно сначала начинает расти еще до того, как достигается полная занятость (отрезок 1), а затем растет параллельно приближению, достижению и превышению уровня полной занятости (отрезок 2). Наконец происходит их резкий рост в тот момент, когда реальный выпуск приближается, достигает максимального значения при полной занятости мощностей (отрезок 3). На отрезках 2 и 3 возникает инфляция спроса.
     Отрезок 1. (Кейнсианский участок)
     На  отрезке 1 слева совокупный выпуск продукции  оказался слишком малым по сравнению с максимальным уровем, достигаемым при полной занятости ресурсов. Это отражает крайне низкий уровень совокупных расходов- сумму потребительских расходов, инвестиций, государственных расходов и чистого экспорта, то есть значительные потери, или разрыв, ВВП. Уровень безработицы высок, а большая часть производственных мощностей предпринимательского сектора бездействует.
     Теперь  предположим, что совокупный спрос  увеличивается. Тогда объем производства увеличивается, уровень безработицы снижается, а уровень цен на отрезке 1 растет незначительно или вовсе не меняется. Поскольку на предприятиях существует огромное количество бездействующих мощностей, издержки их содержания и цена не растет, даже если они используются для повышения объема выпуска. Эти огромные бездействующие трудовые и материальные ресурсы можно вновь ввести в действие по существующим ценам. Безработный не просит об увеличении зарплаты, когда пытается устроиться на работу.
     Отрезок 2. (Промежуточный участок)
     По  мере дальнейшего увеличения спроса и в ответ на рост расходов экономика перемещается на отрезок 2. Здесь она приближается к уровню полной занятости ресурсов, а затем и преодолевает его.
     При этом уровень цен может начать расти еще до того, как будет достигнут этот уровень. По мере расширения производства запасы бездействующих ресурсов не исчерпываются одновременно во всех секторах и отраслях экономики. В каких-то отраслях начинают возникать «узкие места», хотя в большинстве отраслей еще остаются избыточные производственные мощности. Некоторые отрасли раньше других полностью используют свои производственные мощности и не могут отвечать на дальнейшее повышение спроса на свои товары увеличением производства. Поэтому цены на их продукцию растут. При дальнейшем увеличении числа нанимаемых работников возникает перегруженность рабочих мест, и вклад каждого дополнительного работника в общий объем производства сокращается. В результате издержки, связанные с рабочей силой, повышаются, подстегивая рост цен. А по мере приближения к полной занятости фирмам приходится нанимать менее квалифицированных работников, что также способствует росту издержек и цен. Инфляцию, возникающую до точки Qf на отрезке 2, иногда называют преждевременной инфляцией, потому что она начинается до момента достижения экономикой уровня полной занятости.
     Когда совокупные расходы на отрезке 2 увеличиваются  больше выпуска в точке Qf, по-прежнему высокие цены могут побудить некоторые фирмы предъявить спрос на ресурсы, а некоторые домохозяйства ответить на него предложением - сверх того уровня, который соответствует производству при полной занятости. Для увеличения объема производства фирмы иногда привлекают дополнительные смены рабочих и организуют сверхурочные работы. Домохозяйства способны обеспечить приток вспомогательных работников за счет молодого поколения и женщин, которые при нормальных обстоятельствах не стали бы работать. Справа от точки Qf на отрезке 2 уровень безработицы падает ниже естественного уровня, а фактический ВВП превышает потенциальный ВВП. В такой ситуации темпы инфляции обычно ускоряются.
     Отрезок 3. (Классический участок)
     Когда совокупные расходы увеличиваются  до отрезка 3, экономика уже просто не в состоянии обеспечить дополнительные ресурсы. Фирмы не в силах ответить на рост спроса увеличением объема производства. Реальный объем внутреннего продукта достигает своего максимального уровня, так что дальнейшее увеличение спроса приводит только к росту цен. Инфляция может начать расти высокими и даже ускоренными темпами, поскольку совокупный спрос намного превышает абсолютные возможности общества производить товары и услуги. Инфляция спроса, возникшая на отрезке 2, становится чистой инфляцией спроса на отрезке 3. Реальное производство не увеличивается и поэтому не способно поглотить растущие расходы.
     Значение  ВВП, отражающее господствующий уровень  цен в период производства товаров, называется нескорректированным (на изменение уровня цен) ВВП, или номинальный ВВП.
     В отличие от этого значения ВВП, которое  было инфлировано для отражения изменений в уровне цен, называется скорректированным, или реальным, ВВП
             2 ,      (1.1)
      3 ,       (1.2)
     Различие  между номинальным и реальным ВВП в качестве еще одной характеристики инфляции. При постоянном уровне цен (отрезок 1) номинальный и реальный ВВП растут одинаковыми темпами. Но при инфляции на отрезке 2 номинальный ВВП растет быстрее реального, поэтому первый необходимо инфлировать, чтобы определить, как изменяется объем производства в физическом выражении. На отрезке 3 номинальный ВВП возрастет - причем под воздействием высокой инфляции он может расти весьма быстрыми темпами, в то время как реальный ВВП остается на прежнем уровне. Короче говоря, инфляция спроса, возникающая на отрезках 2 и 3, нарушает баланс между номинальным и реальным ВВП.

1.1.4. Инфляция издержек, или инфляция предложения

     Инфляция  может также возникнуть в результате изменения величины издержек и рыночного предложения. На протяжении нескольких периодов за последние годы уровень цен возрастал, несмотря на то, что совокупный спрос не был избыточным. Бывали и такие периоды, когда и объем производства, и занятость сокращались (что свидетельствовало о недостаточности совокупного спроса), но в то же время общий уровень цен возрастал.
     Теория  инфляции издержек объясняет рост цен  такими факторами, которые приводят к увеличению производственных издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции - это средние издержки при данном объеме производства. Такие средние издержки можно вычислить, разделив общие затраты на ресурсы, используемые в производстве, на объем произведенной продукции, то есть:
      4,     (1.3)
     Рост  издержек на единицу продукции сокращает  прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения в свою очередь приводит к росту уровня цен. Следовательно, по этой схеме издержки подталкивают цены вверх, а не спрос тянет их за собой, как это происходит при инфляции спроса.
     Два основных источника инфляции издержек - это увеличение номинальной зарплаты и рост цен на нетрудовые ресурсы, такие, как сырье и энергия.

1.1.5. Инфляция, вызванная повышением зарплаты

     Согласно одному из вариантов теории инфляции издержек, при определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать профсоюзы. Это объясняется тем, что благодаря коллективным договорам они имеют некоторую возможность контролировать и регулировать ставки номинальной зарплаты. Допустим, что крупные профсоюзы требуют и добиваются значительного повышения зарплаты. Более того, предположим, что этим повышением они установят новый уровень зарплаты для рабочих, не входящих в профсоюз. Если рост зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, например увеличением почасовой выработки, то издержки на единицу продукции возрастут. Фирмы ответят на это сокращением производства и предложения товаров и услуг. При неизменном спросе это сокращение предложения приведет к росту уровня цен. Поскольку «виновником» всех этих событий стало чрезмерное повышение номинальной заработной платы, такой тип инфляции называется инфляцией, вызванной повышением заработной платы, которая представляет собой разновидность инфляции издержек.

1.1.6.Инфляция, вызванная нарушением механизма предложения

     Теория, объясняющая инфляцию издержек нарушением механизма предложения, усматривает причину роста издержек производства, а следовательно, и цен на продукцию во внезапном, непредвиденном увеличении затрат на сырье или энергию. Убедительным примером служит стремительный взлет цен на импортируемую нефть в 2011 гг. Поскольку в эти периоды цены на энергоресурсы росли, увеличились также издержки производства и транспортировки всей продукции в экономике. Это привело к быстрому росту инфляции издержек.
1.2. Зарубежный опыт исследования инфляции
     В большинстве развитых стран инфляция считается серьезной социально-экономической  проблемой, поскольку приводит к  росту цен, обесценению сбережений, снижению стимулов к инвестированию, бегству капиталов в иностранные активы, драгоценные металлы и недвижимость. Кроме того, инфляция замедляет темпы экономического роста, затрудняет долгосрочное планирование и в своих крайних формах усиливает социальную и политическую напряженность в обществе. Сегодня многие страны в качестве промежуточных целей национальной денежно-кредитной политики используют денежные агрегаты или валютные курсы. Однако в 90-е годы некоторые индустриально развитые страны порвали с этой традицией, сосредоточив свое внимание на показателе инфляции. Данный подход к контролю над инфляцией получил название «инфляционное таргетирование».
     По  мнению ряда специалистов, денежно-кредитную  политику многих стран можно в  той или иной степени охарактеризовать, как инфляционное таргетирование. Например, известный американский экономист Дж. Тэйлор полагает, что денежно-кредитная политика США опирается на эмпирическое правило инфляционного таргетирования. Согласно этому правилу, Федеральная резервная система (ФРС) регулярно корректирует процентную ставку по федеральным фондам, реагируя на отклонения внутреннего производства от своего потенциального объема и инфляции - от прогнозного уровня.
     Некоторые страны выбрали инфляционное таргетирование, потому что достижение стабильности цен (то есть низкого и постоянного уровня инфляции) является важнейшим фактором, обеспечивающим экономический рост.
     Как показывает опыт, попытки властей  достигнуть других целей экономической  политики (высокого уровня занятости и роста производства) противоречат принципу стабильности цен.
     Когда развитым странам угрожает инфляция, центральные банки обычно повышают процентные ставки, вызывая шквал  критики, особенно со стороны представителей реального сектора экономики. Инфляционное таргетирование позволяет избежать конфликта интересов, поскольку главной целью денежно-кредитной политики становится не стимулирование высокого уровня занятости или роста производства, а плановое «создание» инфляции. Кроме того, на его основе можно принять антиинфляционные меры еще до наступления инфляции.
     Суть  инфляционного таргетирования состоит  в следующем. Центральный банк прогнозирует предстоящую динамику инфляции; прогноз  сравнивается с целевыми значениями инфляции, которых желательно достигнуть; разница между прогнозом и целью свидетельствует о необходимых масштабах корректировки денежно-кредитной политики. Таким образом, денежные власти устанавливают плановый уровень инфляции и используют все средства для его достижения. Страны, применяющие процедуру инфляционного таргетирования, считают, что она помогает повысить эффективность денежно-кредитной политики по сравнению со стандартными приемами, к которым прибегают центральные банки.
     Инфляционное таргетирование требует выполнения 2-х условий. Первое условие - центральный банк должен иметь достаточную степень независимости. Хотя ни в одной стране он не может быть полностью независим от правительства, банк должен, по крайней мере, располагать свободой в выборе инструментария, с помощью которого планируется достижение целевого уровня инфляции. Для того чтобы выполнялось это условие, стране необходимо отказаться от принципа «фискального доминирования», то есть бюджетно-налоговая политика не должна оказывать никакого влияния на денежно-кредитную политику. Свобода от фискального доминирования подразумевает крайне низкий (или, что еще лучше, нулевой) уровень правительственных заимствований у центрального банка и достаточную степень развитости внутреннего финансового рынка с тем, чтобы он мог «поглотить» дополнительные эмиссии государственных обязательств.
     Кроме того, правительство должно располагать  широкой доходной базой и не рассчитывать систематически на поступления от сеньоража. Если же фискальное доминирование сохраняется, налоговая политика будет стимулировать инфляционное давление, которое подорвет эффективность денежно-кредитной политики. На практике это может найти отражение в достаточно «безобидных» на первый взгляд действиях, например, в требовании правительства снизить процентные ставки для повышения налоговых сборов.
     Второе  условие, определяющее работоспособность  инфляционного таргетирования, состоит  в том, что власти должны отказаться от таргетирования других экономических  показателей, таких, как заработная плата, уровень занятости или валютный курс. Например, если страна проводит политику фиксированного валютного курса, то при высокой мобильности международных капиталов она не сможет одновременно использовать инфляционное таргетирование. Когда власти стремятся к достижению сразу нескольких целей, участники рынка не знают, какой из них в случае ухудшения ситуации будет отдано предпочтение. В нашем примере, если возникнет угроза стабильности валютного курса, центральному банку придется сделать выбор: или удержать фиксированный курс и тем самым отказаться от инфляционной цели, или сохранить плановый уровень инфляции, пожертвовав фиксированным курсом.
     Однако  неограниченная свобода действий центрального банка может иметь и негативные стороны. Специалисты МВФ, смоделировав взаимодействие денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, пришли к выводу, что в условиях жесткой денежно-кредитной политики лучшим решением властей с точки зрения благосостояния общества будет достижение центральным банком оптимальной инфляционной цели с учетом необходимости роста производства.
     Выполнив  два основных требования, страны теоретически могут приступать к использованию  инфляционного таргетирования. Но на практике им потребуется провести еще  ряд мероприятий:
     - разработать модель или методологию  прогнозирования инфляции;
     - установить количественные показатели  инфляции на предстоящий период;
     - заверить участников рынка, что  инфляционные цели превалируют  над всеми остальными;
     - подобрать подходящий монетарный  инструментарий, который позволит  снизить инфляцию до целевых ориентиров;
     - создать технические и институциональные  предпосылки моделирования и  прогнозирования внутренней инфляции;
     - определить лаг между моментом  применения монетарных инструментов  и временем их воздействия  на инфляцию;
     - исследовать степень эффективности отдельных монетарных инструментов.
       Кроме того, определение целевого ориентира инфляции, или инфляционной цели включает: выбор типа индекса цен; постановку цели с точки зрения уровня цен или ставки инфляции; расчет динамики предстоящей инфляции; формулировку инфляционной цели как точечного значения или как диапазона колебаний; оговорку возможных отклонений от целевых значений или отказ от инфляционного ориентира в случае возникновения особых обстоятельств.
     В начале 90-х годов 7 индустриально  развитых стран решили перейти к инфляционному таргетированию. Первыми были Новая Зеландия и Канада, затем к ним присоединились Великобритания, Финляндия, Швеция, Австралия и Испания. С 1999г. инфляционное таргетирование использует Европейский центральный банк. В свое время Европейский валютный институт ограничил число вариантов денежно-кредитной политики в еврозоне двумя, а именно- определением целевых денежных агрегатов и инфляционным таргетированием. В настоящее время в еврозоне используется комбинация денежного таргетирования, исходящего из установления ориентира денежного агрегата МЗ, и инфляционного таргетирования, опирающегося на гармонизированный индекс потребительских цен.
     Причина такого выбора - неудачный опыт таргетирования денежных агрегатов или поддержания фиксированного валютного курса. В Новой Зеландии и Канаде инфляционное таргетирование сначала использовалось для снижения темпов инфляции, которая в 80-е годы по меркам западных стран была у них достаточно высокой. Поскольку опыт борьбы с инфляцией оказался успешным, остальные пять стран переняли инструментарий инфляционного таргетирования, несмотря на то, что темпы инфляции у них были сравнительно низкими. Отметим, что названные семь стран в отличие от Германии, Японии, Швейцарии и Соединенных Штатов Америки за последние тридцать лет не добились значительных успехов в борьбе с инфляцией. По мнению участников рынка, в то время их национальная денежно-кредитная политика испытывала ощутимый недостаток доверия. Поэтому, перейдя к инфляционному таргетированию, власти пытались не только снизить темпы инфляции, но и повысить авторитет своей экономической политики.
     Объявление  инфляционной цели. Подходы к объявлению целевых ориентиров инфляции различаются  по странам.
     В Австралии, Финляндии и Швеции центральные банки изначально называли целевые ориентиры инфляции без официального согласования с правительством. В Канаде и Новой Зеландии они с самого начала были результатом договоренности между министром финансов и управляющим центральным банком. Вскоре к этому пришли и другие страны. Там, где инфляционная цель изначально объявлялась центральным банком самостоятельно, впоследствии в большинстве случаев ориентиры инфляции стали утверждаться правительством. Хотя ни в одном учредительном документе центральных банков инфляционное таргетирование не упоминается, целевые ориентиры инфляции считаются своеобразной интерпретацией других целей денежно-кредитной политики - достижения валютной или ценовой стабильности.
     Из  всех центральных банков только Резервный  банк Новой Зеландии и Банк Англии обнародуют свои прогнозы предстоящей динамики инфляции. Как считает президент Европейского центрального банка5 В. Дуйзенберг «публикация прогноза инфляции должна не затемнять, а разъяснять действия Совета управляющих. Обществу необходимо предоставить единственный прогноз, обобщающий тщательный и исчерпывающий анализ большого числа показателей. Однако это приводит к неизбежному упрощению. Кроме того, в связи с тем, что публикация единственного прогноза инфляции, вероятно, будет стимулировать мнение, что денежно-кредитная политика механистически стремится реализовать прогноз, его опубликование может ввести общество в заблуждение и, следовательно, противоречит принципу ясности». Определение целевых ориентиров инфляции. Инфляционная цель в разных странах также определяется неодинаково.
     Основные  различия касаются трех параметров таргетирования: временного горизонта, уровня цен и  ширины диапазона отклонений инфляционного ориентира.
     Под ним понимается период времени, в  течение которого планируется достичь поставленную цель. Определение горизонта таргетирования во многом зависит от уровня инфляции на момент принятия целевого ориентира. Например, в связи с тем, что в Канаде и Новой Зеландии власти первоначально использовали инфляционное таргетирование как антиинфляционный прием, горизонт таргетирования составил 18 месяцев. Затем по мере снижения инфляции в Новой Зеландии интервал уменьшился до 12 месяцев, а в Канаде остался на прежнем уровне. Если инфляция достигала целевого значения, то ее предполагалось удерживать на этом уровне на протяжении пяти лет. В Великобритании денежные власти приняли в качестве горизонта таргетирования время окончания парламентского срока (середина 1997 г.). Вплоть до этого момента инфляция должна была находиться в диапазоне 1-4%, а затем стабилизироваться на отметке не более 2,5%. В Австралии нашли еще более оригинальное решение - горизонт таргетирования соответствует длительности экономического цикла. Изменения в расчетах индекса потребительских цен (ИПЦ) из-за появления новых товаров или увеличения спроса на товары повышенного качества в настоящее время происходят часто, поэтому на практике стабильность цен означает не столько нулевое, сколько небольшое положительное значение прироста ИПЦ. Эти и другие соображения побудили руководство большинства стран остановить свой выбор на инфляционном ориентире в 2% годовых ширина диапазона. Основное различие между странами при определении ориентира инфляции состоит в ширине допустимого диапазона отклонений фактической инфляции от запланированного показателя. В Австралии и Финляндии власти стремятся к достижению точечного значения инфляции, в Канаде, Новой Зеландии, Швеции и Великобритании устанавливают не точечное значение, а целевую зону. В Испании фиксируют только верхнюю границу (потолок) инфляции. Вариант выбора диапазона зависит от предполагаемой степени контроля над инфляцией Властям необходимо найти оптимальное решение между двумя крайностями: узким диапазоном, который трудно удержать, и чрезмерно широким, который участники рынка могут интерпретировать как слабость центрального банка.
     Инфляционное  таргетирование используется как инструмент не только денежно-кредитной политики, но и оценки деятельности центрального банка. Если денежные власти достигают  заявленных целей точно и в  установленные сроки, то можно говорить о том, что центральный банк эффективно справляется с поставленными задачами. Проверить это можно только в условиях достаточной открытости и транспарентности его операций. Власти должны публично заявлять об изменениях в денежно-кредитной политике и объяснять их причины. В свою очередь, открытость и транспарентность помогают повысить эффективность проводимой политики. Большая «прозрачность» действий влияет на участников рынка через механизм ожиданий и уменьшает лаг между моментом применения монетарных инструментов и реакцией цен и заработной платы.
     В большинстве стран центральные  банки, использующие инфляционное таргетирование, подотчетны законодательной ветви  власти. Регулярные выступления представителей центрального банка в парламенте и публикация его годовых отчетов - основные средства общественного контроля за деятельностью денежных властей. По отношению к инфляционному таргетированию они были впервые применены в Новой Зеландии. С 1989г.. управляющий Резервным банком Новой Зеландии каждые 6 месяцев представляет общественности документ под названием «Заявление о денежно-кредитной политике», в котором анализируются результаты предыдущего таргетирования и рассматривается стратегия на следующие шесть месяцев. Новозеландская система подотчетности послужила прототипом для центральных банков других стран. Банк Англии пошел еще дальше - он с пяти-шестинедельной задержкой публикует протокол собраний Комитета по денежно-кредитной политике.
     Таргетирование  инфляции не является новацией. Центральные банки всегда отслеживали различные индексы цен, даже если в качестве промежуточных целей использовали денежные агрегаты или валютный курс. Однако в случае инфляционного таргетирования объявление целевого ориентира инфляции приобретает форму обязательства по его достижению в течение определенного периода времени, что обусловливает ряд черт, присущих только этой процедуре.
     С теоретической точки зрения объявление целевого ориентира инфляции служит «якорем» денежно-кредитной политики и выступает эффективным механизмом согласования цен и заработной платы. В практическом аспекте установление ориентиров инфляции позволяет заполнить «вакуум» в регулировании экономики, образовавшийся после отказа властей от таргетирования денежных агрегатов или валютного курса. Таким образом, можно сказать, что практическая мотивация использования инфляционного таргетирования основывается на лучшей управляемости процессом достижения конечной цели (стабильности цен), а теоретическая - на сигнально-катализаторных свойствах процедуры объявления инфляционной цели.
     Рассмотрим  проблему управляемости. Центральный  банк должен эффективно управлять показателем, избранным в качестве промежуточной  цели. Если он не способен это делать, то нет никакого смысла в установлении его количественных ориентиров. В то же время инструменты, находящиеся в распоряжении центрального банка любой страны, не позволяют непосредственно достичь промежуточных целей, и ему приходится подбирать другой набор переменных, называемых операционными целями. При таргетировании и инфляции, и денежных агрегатов центральный банк использует одни и те же операционные цели: объем резервов, величину денежной базы, уровень межбанковской процентной ставки и т.д. Следовательно, он потенциально оказывает одинаковое влияние как на инфляцию, так и на денежные агрегаты М2 или МЗ. При переходе от таргетирования денежных агрегатов к таргетированию инфляции не решаются проблемы, связанные с ненадежностью связи между инструментами центрального банка и промежуточными целями, поэтому теоретически инфляционное таргетирование не обладает никакими преимуществами с позиции управляемости перед таргетированием других переменных. Аналогичная ситуация и с другими промежуточными целями, такими, как процентная ставка, валютный курс или совокупный внутренний кредит.
     Кроме того, трансмиссионный механизм промежуточных  целей довольно слабо влияет на цены. Ведь такие оказывающие воздействие  на динамику потребительских цен  факторы, как издержки оплаты труда, валютный курс, цены на зарубежное сырье, находятся вне досягаемости инструментов денежно-кредитной политики. С этой точки зрения намного легче устанавливать значения денежных агрегатов, которые могут непосредственно контролироваться центральным банком.
     Обратимся теперь к сигнально-катализаторным свойствам таргетирования инфляции. Считается, что инфляционное таргетирование эффективнее, чем денежное, влияет на ожидания участников рынка и ценообразование. Соответственно ускоряется их ответная реакция, отсюда - и катализаторные свойства инфляционного таргетирования. Однако специалисты Банка Италии, изучив инфляционное таргетирование, пришли к выводу, что оно не обладает выраженными сигнально-катализаторными свойствами. По их мнению, сигнальный процесс не будет протекать нормально, поскольку инфляционное таргетирование не может преодолеть влияния изменения цен под воздействием упомянутых факторов. Они полагают, что сигнально-катализаторные свойства присущи инфляционному таргетированию в меньшей степени, чем таргетированию денежных агрегатов. По сути, мы вернулись к проблеме управляемости. Замкнутый круг может быть разорван, если центральный банк пользуется высоким авторитетом среди рыночных игроков. Чем выше доверие к денежным властям, тем заметнее проявляются сигнально-катализаторные свойства независимо от того, насколько управляем процесс достижения конечной цели. Соответственно в краткосрочном периоде выбор более управляемой и понятной для рынка цели денежно-кредитной политики подходит для центрального банка, пользующегося низким авторитетом, а менее управляемой и объяснимой - для центрального банка с высоким уровнем доверия. Однако на практике наблюдается обратная картина: к инфляционному таргетированию прибегли центральные банки, испытывавшие ощутимый недостаток доверия и не сумевшие справиться с более простым таргетированием денежных агрегатов и валютного использования инфляционного таргетирования. Его основное преимущество, заключается в том, что главенствующая цель долгосрочной стабильности цен может быть достигнута в комбинации с другими краткосрочными целями, такими, как уровень производства или занятости. Однако в экономической литературе нет единой точки зрения по этому вопросу. Например, сотрудники Принстонского университета пишут: «...Значимость контроля над инфляцией повысилась не потому, что безработица и связанные с ней проблемы стали менее неотложными, но потому, что экономисты и политики сегодня гораздо меньше, чем тридцать лет назад, уверены в том, что денежно-кредитная политика может эффективно использоваться для сглаживания краткосрочных колебаний в экономике». Но далее авторы определяют инфляционное таргетирование как денежно-кредитную политику с множеством относительно равноправных краткосрочных целей «Если рассматривать инфляционное таргетирование в классическом значении как эмпирическое правило, то оно становится очень уязвимым перед критическими нападками. Во-первых, идея, что денежно-кредитная политика не имеет никаких других целей помимо контроля над инфляцией, найдет слабую поддержку в обществе, руководстве центральных банков или у специалистов по финансам. Во-вторых, когда правительства и центральные банки заботятся, кроме инфляции, также о производстве, занятости, валютных курсах и других переменных, интерпретация инфляционного таргетирования как правила проведения политики может привести к очень незначительным экономическим достижениям».
              Из этих цитат видно, что инфляционное таргетирование может рассматриваться и как эмпирическое правило с акцентом на контроле над инфляцией, и как денежно-кредитная политика с множеством целей. Если оно действительно направлено на достижение нескольких целей, то нарушается правило Тимбергена, что приведет к усилению неопределенности будущего уровня цен. Для прояснения этого вопроса в 1999г. в Федеральном резервном6 банке Сент-Луиса (США) было выполнено специальное исследование. Денежно-кредитная политика стран 0-10 и Швейцарии моделировалась как эмпирическое правило инфляционного таргетирования. Согласно полученным выводам, если центральный банк также заботится о развитии реального сектора экономики (то есть придерживается множества целей), то режим инфляционного таргетирования способствует росту неопределенности последующей динамики инфляции и будущего уровня цен. В указанных странах повышенная неопределенность цен за последние сорок лет, по мнению исследователей, является естественным результатом использования инфляционного таргетирования.
     Среди американских специалистов больше всего  яростных критиков инфляционного таргетирования. В странах Европы к нему относятся лояльнее М. Нессен из Исследовательского департамента Риксбанка 7провела детальный анализ последствий применения того или иного варианта инфляционного таргетирования. Ее расчеты позволяют уточнить выводы, сделанные специалистами Федерального резервного Банка Сент-Луиса:
     - в случае применения жесткого  инфляционного таргетирования, ориентированного  на краткосрочный период, когда  власти не заботятся о стабилизации  ВВП, денежно-кредитная политика  становится более волатильной,
     - когда денежные власти придают  некоторое значение стабилизации  ВВП (так называемое гибкое  инфляционное таргетирование), то  в среднесрочной перспективе  денежно-кредитная политика также  является волатильной, но в  долгосрочном периоде она становится «осторожной»,
     - наконец, если инфляционное таргетирование  в долгосрочном периоде ориентируется  на экономический рост, денежно-кредитная  политика приобретает мягкий  характер и сглаживает колебания  ВВП, однако издержки корректировки  отклонений от целевых ориентиров весьма велики.
     Развивающиеся страны - крайне неоднородную группу, особенно когда речь идет об их денежно-кредитной  политике и финансовых рынках. С  одной стороны, в последнее время  в этих странах происходят схожие изменения" реформа финансового  сектора, расширение доступа к международным рынкам капитала, рост доверия к косвенным инструментам денежно-кредитной политики. С другой - развивающиеся страны порой резко различаются по таким показателям, как уровень процентных ставок, степень развития внутреннего финансового рынка, доходы на душу населения. В результате трудно не только оценить возможности использования инфляционного таргетирования, но даже провести приемлемую классификацию развивающихся стран. Анализ пока может базироваться главным образом на общих дискуссионных рассуждениях, а не на конкретных эмпирических исследованиях.
     Необходимыми  предпосылками инфляционного таргетирования выступают свобода от фискального  доминирования и отсутствие жестких  обязательств властей относительно других целей экономической политики, таких, как валютный курс. Большинство развивающихся стран абсолютно не удовлетворяет этим требованиям. В странах с хронически высокой инфляцией (более 30-40%) на денежно-кредитную политику падает бремя слишком многих проблем. Приоритетной целью для этих стран является долгосрочное снижение инфляции посредством реализации комплексной программы, включающей уменьшение бюджетного дефицита, отказ от финансирования государственных расходов за счет кредитов центрального банка, таргетирование одного или более экономических индикаторов, которые могли бы стабилизировать инфляционные ожидания. В результате инфляционное таргетирование если и может быть применено, то только после решения фискальных проблем и снижения инфляции до управляемого уровня.
     Использованию процедуры таргетирования инфляции в развивающихся странах мешают опора на сеньораж, слабость внутреннего финансового рынка и нестабильность банковской системы Опора на сеньораж. Акцент на поступлениях от сеньоража является простым и очевидным свидетельством фискального доминирования. Когда правительство не в состоянии увеличить свои доходы традиционным способом, оно обращается к сеньоражу. В развивающихся странах использование сеньоража в качестве одного из существенных источников бюджетных поступлений чаще всего объясняется структурными деформациями в налоговой системе. К ним можно отнести нестабильность источников поступления налогов, мягкость процедур налогообложения, неравномерность распределения налогового бремени. Нередко ничто не ограничивает возможности правительства использовать сеньораж, особенно велик соблазн прибегнуть к нему в периоды кризисов.
     Слабость  внутренних финансовых рынков также  может свидетельствовать о фискальном доминировании. Часто финансовый рынок становится «побочным» продуктом построения государственных схем по «перекачке» денежных ресурсов из финансовой системы в казну. Типичным примером такой схемы служит российская «пирамида» ГКО. Подобная «перекачка» ресурсов может также проводиться посредством финансовых репрессий и многочисленных ограничений на доходы банковского сектора. Самый простой способ ослабления финансовой системы, которой присуще фискальное доминирование, - навязывание банкам обязательств по размещению государственных ценных бумаг. Нестабильность банковской системы-очевидное следствие длительного периода финансовых репрессий. Однако после проведения реформы финансового сектора банковская система может оказывать независимое воздействие на денежно-кредитную политику, что чревато конфликтом между двумя целями экономической политики поддержанием стабильности цен и восстановлением доходности банковского сектора. Избежать этого можно лишь одним путем - ранжированием целей экономической политики на ранних стадиях финансовой либерализации. Два последних фактора можно оценить лишь с качественной стороны, и только поступления от сеньоража поддаются количественному измерению Доходы от сеньоража в промышленно развитых странах в среднем не превышают 1% ВВП.
       Семь рассмотренных выше стран,  использующих технологию инфляционного таргетирования, вполне укладываются в эту норму. Единственными государствами, где средняя величина поступлений от сеньоража уступает показателям стран - приверженцев таргетирования инфляции, являются Германия и США. В развивающихся странах сеньоражные доходы намного выше. В зависимости от региона годовой доход от сеньоража колеблется от 1,4 до 3,0% ВВП. В то же время среди развивающихся стран можно выделить группу государств, где поступления от сеньоража незначительно отличаются от соответствующих доходов семи рассмотренных стран непосредственно перед началом использования инфляционного таргетирования. К этой группе относятся страны с доходом на душу населения выше среднего. Израиль, Южная Корея, Мексика и Южно-Африканская Республика. Именно они могут претендовать на использование инфляционного таргетирования.
     Однако  сеньораж не единственный показатель фискального доминирования. Статистические исследования, проведенные специалистами  МВФ, не выявили какой-либо закономерности в соотношениях между налоговым  дефицитом, инфляцией и сеньоражем. В зависимости от типа региона или категории страны эти соотношения весьма ощутимо колеблются. По всей видимости, можно говорить о том, что между фискальным дефицитом и инфляцией не существует заранее определенной связи или, другими словами, размер налогового дефицита - еще не главное свидетельство фискального доминирования. Необходимо также принимать во внимание и другие факторы, затрагивающие систему государственных финансов.
     Однозначно  можно лишь утверждать, что фискальное доминирование и слабость инфраструктуры внутреннего финансового рынка значительно ограничивают возможности денежно-кредитной политики и как следствие - инфляционного таргетирования. Для того чтобы повысить эффективность денежно-кредитной политики, власти должны проделать огромную работу: провести реформу государственных финансов, которая включала бы расширение налоговой базы, отказ от сеньоража и других поступлений, получаемых от финансовых репрессий и служащих источниками бюджетных доходов, снизить инфляцию до управляемого уровня; осуществить реформу банковского сектора и финансовой системы в целом. Если стране удастся преодолеть фискальное доминирование, высокую инфляцию и отказаться от финансовых репрессий, она сможет покинуть «низшую» категорию развивающихся стран. Но несмотря на переход в «высшую» категорию, перед властями возникают другие проблемы. Основной среди них является сложность выбора приоритетов денежно-кредитной политики.
     В тех развивающихся странах, где  внутренний финансовый рынок функционирует нормально, инфляция снижена до приемлемого уровня и отсутствуют явные признаки фискального доминирования, свобода в проведении денежно-кредитной политики критическим образом зависит от валютного режима и мобильности капиталов. Хотя в настоящее время фиксированный валютный курс (в своем классическом виде) встречается крайне редко, чистое «плавание» валютного курса также фактически никем не используется. Чаще всего страны вводят управляемое, или грязное «плавание» и развивающиеся страны здесь не исключение. В 90-е гг. значительное их число перешло на режим гибкого валютного курса. Но несмотря на номинально большую его гибкость, денежные власти этих стран не отказались от использования валютного курса в качестве одного из основных параметров денежно-кредитной политики. Возник своеобразный дуализм: отход от концепции фиксированного курса сопровождался сохранением ключевой роли валютного режима, что привело к «утяжелению» национальной денежно-кредитной политики.
     Попытки поддержания валютной стабильности (которые могут быть скрыты от сторонних глаз: де-юре валютный курс является гибким, в то время как де-факто денежные власти поддерживают валютный «коридор») в корне противоречат принципам инфляционного таргетирования. До тех пор пока инфляционная цель будет сосуществовать с другими целями денежно-кредитной политики, эффективность инфляционного таргетирования представляется крайне низкой. Приемлемым выходом из этой ситуации может быть введение плавающего валютного курса с одновременным ужесточением контроля над потоками капиталов.

1.3. Особенности управления инфляционными процессами в РФ

     Целью антиинфляционной политики является установление контроля над инфляцией. Чтобы он был действенным, необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Если инфляция возникла на основе неудовлетворенного спроса, то первоочередные меры правительства должны быть направлены на:
    уменьшение денежной эмиссии;
    повышение учетной ставки по сбережениям населения;
    сокращение государственных расходов;
    повышение налогов, чтобы уменьшить доходы.
     Если  инфляционная спираль раскручивается в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку  правительства развитых стран не могут пользоваться «грубыми» методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к таким непопулярным методам, как увеличение налоговых ставок.
     Как показывает мировая практика, обуздать инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая  включает набор взаимосвязанных  мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и нередко в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Стабилизационная программа содержит следующие общегосударственные меры:
    сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;
    повышение налогов;
    снижение объемов кредитования коммерческих банков;
    увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;
    повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;
    фиксация обменного курса национальной валюты.
     В осуществлении стабилизационных мер  наряду с экономической логикой  требуется и политическая дальновидность. Как известно, повышение налогов  является крайне непопулярным шагом  любого правительства. И проведение этой меры в чистом виде вряд ли найдет поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.
     Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Но еще труднее заставить ее работать, так как на этом тернистом пути существует опасность возврата к старому. Чтобы этого не произошло, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам. В частности, принятие такого закона в Эстонии (1992 г.) способствовало погашению инфляции за несколько месяцев.
     Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций. Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз»  значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».
     Инфляция  может носить монетарный или преимущественно  структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.
     Российская  инфляция – это инфляция издержек и частично бюджетного дефицита, а  не избытка денежной массы.
     В России инфляция сочеталась одновременно со спадом производства, т.е. происходила  стагфляция. Для России самый предпочтительный вариант регулирования инфляции – это стагфляционная политика, где применяется политика доходов  – согласование и увязка темпов роста заработной платы и цен под наблюдением и при посредничестве государства. Таким образом, антиинфляционная политика должна использовать два регулятора: рыночный и государственный.
     Обесценение денег в России происходило из-за монопольного повышения цен при отсутствии конкуренции и наличии государственного регулирования инфляционного процесса. Цены поднимали посредники-перекупщики в сфере оптовой и розничной торговли. Розничные цены на товары и услуги в несколько раз превышали цены производителей.
     Главная причина Российской инфляции – диспропорции в процессе общественного воспроизводства. Следствие инфляции – нарушение закона денежного обращения. Основной формой проявления инфляции стал рост цен и обесценение денег. Она зависит от отраслевых диспропорций, недоразвитости социальных параметров, недостаточности распространения рыночных структур, т.е. товарно-денежных, рыночных отношений во всех сферах хозяйства и отдельных секторах. Подавление инфляции требует от правительства курса на оздоровление социально-экономической ситуации и начало экономического роста, необходимо стимулирование роста новой производственной и технологической базы, позволяющей осуществить глубокие и структурные преобразования в экономике. Но это направление экономической политики оказалось неприемлемым к конкретной российской ситуации, в частности, по причине немонетарной природы российской инфляции, иными словами, скачок цен, наблюдавшийся в сырьевых отраслях, послужил основной причиной повышения уровня цен в других сферах народного хозяйства. Введение налога на добавленную стоимость в российских условиях ещё больше усугубило инфляцию, он прямым образом повлиял на увеличение цен, поскольку включает в себя стоимость на каждой стадии производства и продвижения товара.
     Итак, возникновению инфляции в России послужили следующие причины:
     -глубокие деформации и диспропорции общественного производства;
     -структурные перекосы экономики;
     -монополизм производителей товарной продукции;
     -милитаризированная экономика;
     -разбухший государственный аппарат.
     Действие  инфляционных механизмов в России стимулировалось  государственным (бюджетным) финансированием  и льготным кредитованием. Низкий уровень  конкуренции в сфере промышленного  производства и сохранение монополистических  структур не дали возможности проявиться «кейнсианскому эффекту». Последовавшие затем рост цен на оборудование, сырье, топливо и повышение зарплаты при сокращении производства привели к тому, что инфляция спроса переросла в другую форму инфляцию издержек производства (инфляция предложения).
     Механизм  инфляции предложения зиждется на таких  факторах, как:
     - рост цен на промежуточные  товары, диктат предприятий, производящих  электроэнергию и другие энергоресурсы;
     - слабо развитая инфраструктура  рынка, в частности инструменты  частного инвестирования, перелива капиталов, аккумуляции сбережений населения, что особенно характерно для экономики переходного тина;
     - несовершенство конкуренции на  рынке, его монополизированность; наличие барьеров для конкуренции  в виде высокого уровня дифференциации  продукта, законодательных ограничении на вхождение в отрасль «посторонних» структур (лицензирование);
     - недоразвитость рынка труда.
     В условиях слаборазвитой рыночной экономики, лишенной рыночных стимулов, товарно-денежные отношения начинают частично функционировать по законам монополизированного рынка, как это имело место в России. В таких условиях перестает действовать механизм цены равновесия.
     Специфика инфляции в России заключается в  следующем:
     -рост и развитие инфляции происходили в условиях товарного голода на фоне постоянно возникающих кризисов неплатежей, в том числе по банковским структурам, которые достигли больших размеров;
     -инфляция сопровождалась наличием нереального валютного курса, который формировался не рынком, а лишь его потребительской частью;
     -инвестиции в народное хозяйство не вкладывались из-за невозможности формирования реального валютного курса в равной степени рынком потребительским и рынком инвестиционным (здания, сооружения, земля);
     -инвестиционная сфера не могла формироваться, поскольку коммерческие банки не имели реальных налоговых льгот, связанных с вложением в инвестиционный процесс.
     Инфляция  вызывает сложные социально-экономические  явления:
     - расстройство денежной системы  и создание финансовой напряженности  в стране, а, в конечном счете - рост стоимости жизни;
     - натурализацию процессов обмена, ослабление заинтересованности  работников в результатах своего  труда;
     - реальные изменения в распределении  валового национального продукта;
     - усиление социальной дифференциации  из-за того, что у одних доходы сохраняются, у других - увеличиваются, что в конечном итоге влияет на мотивационный механизм;
     - низкий уровень удовлетворения  спроса населения из-за обострения  дефицита;
     - оседание денег на руках у  населения, сберегательных банках  и на счетах предприятий;
     - опасность риска при инвестировании  средств в проекты на долгосрочную  перспективу;
     - предпочтительный выбор посреднической  деятельности по сравнению с  производственной, поскольку последняя  связана с риском, в то время  как первая имеет более высокую скорость оборачиваемости;
     - неравномерный рост цен на  товары и услуги из-за неравномерности  изменения доходов, динамики инвестирования;
     - изменение не только уровня  цен и доходов, но и их  соотношения, структуры, географии.
     Высокий уровень инфляции делает занятие бизнесом крайне рискованным, поскольку предприниматели не знают, но каким ценам они будут продавать свой товар или покупать сырье. В такой экономической ситуации падает объем инвестиций, в том числе и иностранных, что сокращает доступ к иностранному «ноу-хау». Одновременно становится невозможным вести международную торговлю на какой-либо прочной основе, потому что реальная цена импорта и экспорта становится слишком неопределенной.
     Ценность  сбережений населения резко уменьшается, потому что, как правило, ставки банковских процентов слишком низки для того, чтобы защитить сбережения от инфляции.
     Важнейшим фактором развития инфляции в современном  обществе следует считать инфляцию издержек, связанную с производством  и предложением товаров, а также  с общеэкономическими рыночными условиями. Однако признание этого фактора в качестве одной из первопричин инфляции заставляет обратить внимание и на другие причины инфляции. Наиболее значимой из них является фактор денежного обращения и платежеспособного спроса инфляция спроса.
     Причины и механизмы возникновения инфляции издержек:
     - административно устанавливаемые  цены;
     - нарушение механизма товарного  предложения («шок предложения») в результате, например, разрыва  связей или других социально-экономических  катастроф;
     - изменение отраслевой структуры  спроса (инфляционный процесс возникает  как промежуточный между инфляцией  спроса и инфляцией предложения), когда инфляционный процесс вызывается  в результате перемещения спроса  из одной отрасли в другую, приводит не к относительному изменению цен, а к их росту в отраслях, спрос на продукцию которых повышается при одновременном сохранении уровня цен в отраслях с падающим спросом.
     Инфляцию  не зря называют проблемой века. Многие страны мира в результате инфляционных кризисов испытали болезненную полосу развития, прежде чем удалось привести экономику к стабильности.
     В конце XX столетия российская экономика  претерпела одну из самых глобальных в мире перестроек, пришла в состояние  значительного спада. Положение  осложнилось тем, что «наша» инфляция по своей природе далека от модели классической инфляции спроса или монетаристской концепции инфляции издержек. Соответственно и программы радикальных рыночных реформ требовали адекватного подхода к «лечению» экономики, характеризующейся уникальными социально-экономическими условиями: деформированной структурой народного хозяйства с огромным преобладанием выпуска средств производства и вооружений, полная монополизация и огосударствление, низкопроизводительное сельское хозяйство, невысокий уровень жизни, социальная и политическая нестабильность.
     В этих условиях Россия стоит перед  необходимостью решения нескольких взаимообусловленных сложных задач, основными из которых являются:
     - политическая стабилизация, прежде  всего на путях формирования российской государственности;
     - социально-экономическая стабилизация  и выход из жесточайшего и  всеохватного кризиса;
     - проведение собственно рыночной  экономической реформы таким  образом, чтобы она не вызывала  нарастания в хозяйстве страны  разрушительных процессов, в первую очередь – инфляционных.
     Процессы  инфляции, охватывая непосредственно  сферы обращения и распределения, в конечном счете, сказываются на состояниях материального производства и сферы обслуживания, вызывают структурные  изменения в этих сферах, оказывают на них негативное воздействие.
     Если  экономика страны поражена инфляцией, то потери неизбежны. И ее первыми  жертвами становятся потребители. И  открытая, и подавленная инфляция негативно влияют на благосостояние населения сразу по двум направлениям - через сбережения и через текущее потребление, т. е. социально-экономические последствия инфляции связаны, прежде всего, с изменением доходов. Происходит перераспределение доходов между частным сектором и государством, между участниками производства и получателями трансфертных выплат, между трудом и капиталом.
     Перераспределение доходов между частным сектором и государством связано с уплатой  инфляционного налога.
     Если  существует дефицит государственного бюджета, то любой способ его покрытия неизбежно вызывает инфляцию. Возможны три способа: дефицит покрывается центральным банком посредством денежной эмиссии, что увеличивает в обращении избыточную массу денег, необеспеченных товарами. Во-вторых, дефицит покрывается посредством займов правительства в центральном банке. Третий способ покрытия бюджетного дефицита - правительство получает кредит у граждан, отдельных фирм, коммерческих банков путем выпуска облигаций государственных займов.
     Финансирование  правительственных расходов посредством  денежной эмиссии является альтернативой прямому налогообложению. Величина дохода, который правительство может получить от дополнительной эмиссии денег зависит от того, насколько расширилась реальная денежная база (М) и какой процент она составляет от ВНП.
     Доход, получаемый от печатанья денег, называется сеньораж (перевод с франц. seigniorage: пошлина за право печатанья денег). Для человека это равносильно уплате еще одного налога - инфляционного. Почему же инфляцию можно рассматривать как разновидность налога? Как известно, по мере повышения цен реальная стоимость наличных денег падает. Когда же государство для покрытия бюджетного дефицита печатает новые деньги, оно тем самым уменьшает стоимость старых денег, находящихся на руках у населения. Следовательно, инфляция выступает как налог на наличные деньги.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.