На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предпринимательство и бизнес в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение 

    Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах  рыночной экономики предпринимательство  получило широкое распространение  и составляет подавляющую часть  среди всех форм организаций. За последние  десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесс на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.
    К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе  развития. Несмотря на принимаемые  правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.
    Актуальность  настоящей работы обусловлена, с  одной стороны, большим интересом к теме "Предпринимательство и бизнес в России", а так же имеет важное значение как для отдельных отраслей, так и для всей экономики в целом.
    Объектом  данной курсовой работы является изучение проблемы "Предпринимательство и бизнес в России".
    При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
    Целью исследования является изучение темы "Предпринимательство и бизнес в России" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
    В рамках достижения поставленной цели нами были поставлены для решения следующие задачи:
    Изучить теоретические аспекты предпринимательской деятельности, а так же формы и виды;
    Рассмотреть мировой опыт поддержки становление, развития малого бизнеса;
    Сказать об актуальности проблемы управления поддержкой и развитие малого бизнеса, на примере Ставропольского края
    По результатам исследования был выведен ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения и улучшения состояния вопроса.
    Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Предпринимательство и бизнес в России", круг вопросов и логическую схему ее построения.
    Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
    Источниками информации для написания работы по теме "Предпринимательство и бизнес в России" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Предпринимательство и бизнес в России", справочная литература, прочие актуальные источники информации. 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие предпринимательской деятельности её сущность виды и формы
 
      Понятие и  сущность предпринимательской деятельности
 
    Рыночные  отношения порождают у многих граждан естественное стремление иметь собственное дело, с помощью которого они приумножат собственность. В конечном итоге это приводит к появлению особого вида деятельности - предпринимательства.
    Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать и развиваться.
    Рассмотренные характеристики дают возможность выделить важнейшие отличительные черты  предпринимательства.
    Во-первых - это самостоятельность и экономическая  свобода деятельности. Любой предприниматель независим в принятии решения по поводу организации собственного дела в любой экономической сфере (естественно, кроме запрещенной законом) [15, С.57].
    Во-вторых, деятельность предпринимателя связана  с риском и неопределенностью  успеха начатого дела. Поэтому такая деятельность предъявляет жесткие требования к личным качествам человека, занятого предпринимательством. Здесь важны и грамотность, и знания, и умения, и характер.
    В-третьих, важнейшей отличительной чертой предпринимательской деятельности является опора на инновации. Это творческая, поисковая деятельность инициативных людей, которые согласно Й. Шумпетеру реформируют и революционизируют производство и другие сферы деятельности.
    Инновационный характер предпринимательства может  и должен проявляться во всех сферах деятельности, ибо в противном случае эту деятельность по всем критериям трудно причислить к истинно предпринимательской.
    Именно  творческий, поисковый инновационный  характер предпринимательства, его  нацеленность на достижение принципиально  новых результатов отличают этот тип экономического поведения от репродуктивных (рутинных, шаблонных) типов экономической деятельности. [15, С.57].
      Таким образом, научное понимание предпринимательства не сводится лишь к одной единственной функции - извлечение прибыли. Это многосложное понятие и многофункциональное явление.
    Очевидно, что важнейшие черты предпринимательства, отмеченные выше, должны быть отражены в его определении. В этой связи  рассмотрим определение предпринимательства, данное в Гражданском кодексе Российской Федерации, который устанавливает гражданские права и свободы, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
    В ст. 2 части первой Гражданского кодекса  Российской Федерации определено, что "предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".
    В определении предпринимательства, данном в Гражданском кодексе  Российской Федерации, присутствуют две  отличительные черты этой деятельности: самостоятельность и рисковость, однако ничего не сказано о третьей  отличительной черте, что эта  деятельность основана на инновациях. Иными словами, определение, данное в Гражданском кодексе Российской Федерации, не в полной мере характеризует сущность предпринимательской деятельности. В этой связи предлагается следующее определение.
    Предпринимательство - это самостоятельная, творческая деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций для создания новых и совершенствования имеющихся продуктов (услуг) производств, организаций, осуществляемая на свой риск в целях получения прибыли.
    Представляется, что данное определение более полно характеризует предпринимательскую деятельность, поскольку включает все три отличительные черты деятельности.
    Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом, включая  хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инновационную, консультационную, коммерческое посредничество, а также операции с ценными бумагами и др.
    Указанные виды деятельности могут осуществляться непосредственно одним человеком  или коллективом (партнеры) с применением наемного труда или без него, с образованием юридического лица или без него.
    Субъектами  предпринимательства могут быть: граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности; граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом; объединения граждан (партнеры). [15, С.57].
    Статус  предпринимателя приобретается  только посредством государственной  регистрации предприятия. В тех  случаях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда - как предприятие.
    Из  этого следует, что предпринимательская  деятельность осуществляется в двух формах:
    самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность (индивидуальная трудовая деятельность);
    руководителем предприятия от имени собственника. Пределы распоряжения такой собственностью регулируются контрактом (договором), определяющим взаимные обязательства сторон. В этом договоре указываются ограничения прав в использовании имущества и проведении отдельных видов деятельности, порядок и условия финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон, основания и условия расторжения договора.
    Собственник имущества не имеет права вмешиваться  в деятельность предпринимателя  после заключения договора с управляющим (предпринимателем), за исключением  случаев, предусмотренных договором, уставом предприятия и законом.
    Предприниматель (руководитель) имеет право: привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц; самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и договорами; осуществлять внешнеэкономическую деятельность; осуществлять административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием; нанимать и увольнять работников от имени собственника предприятия.
    По  всем пунктам предприниматель обязан организовать деятельность в соответствии с законодательством РФ и заключенными им договорами и нести ответственность по закону за ненадлежащее исполнение заключенных договоров, нарушение прав собственности других субъектов, загрязнение окружающей среды, нарушение антимонопольного законодательства, несоблюдение безопасных условий труда, реализацию потребителям продукции, причиняющей вред здоровью.
    Формула предпринимательства проста: получение  максимальной прибыли при минимальном  риске. Однако ее реализация осуществляется в условиях высокого уровня неопределенности в успехе дела. Эта неопределенность, с одной стороны, обусловливается рыночными отношениями (будут ли признаны на рынке предложения бизнесмена), а с другой - динамичностью изменения спроса и предложения. Отсюда важнейшими чертами предпринимательства являются риск, мобильность, динамичность предпринимательских действий (не опоздать, вовремя уловить изменяющийся спрос). Предприниматель, как говорят, не сидит на месте, он непрерывно ищет новое. Чтобы выдержать конкуренцию, он постоянно совершенствует технологию производства, корректирует цену товара, его качество в соответствии с изменениями, происходящими в сфере его действия.
    Французский экономист Ж.Б. Сей еще в 1800 г. заметил, что предприниматель перемещает экономические ресурсы из области  низкой производительности и низких доходов в область более высокой производительности и прибыльности.
    Вместе  с тем предпринимательство, как  и любой вид деятельности, должно иметь теоретические основы, объясняющие  его сущность. Если исходить из назначения предпринимательской деятельности, а именно непрерывного поиска нового, постоянного улучшения положения предприятия, то, очевидно, что оно не может опираться только на классическую экономическую теорию, которая дает пути оптимизации того, что уже есть, т.е. оно концентрируется на вопросах извлечения максимальной прибыли из наличных ресурсов и достижения равновесия.
    В этой связи мы разделяем точку  зрения американского ученого П. Ф. Друкера о том, что теоретической  основой предпринимательской деятельности является экономическая теория динамического  неравновесия.
    Родоначальником этой теории был Шумпетер, который в своей книге "Теория экономического развития" (1912 г.) отказался от традиционной экономической теории и утверждал, что "нормой" здоровой экономики является не равновесие или оптимизация, а динамическое неравновесие, вызванное деятельностью новатора-предпринимателя, которая направлена на создание нового потребительского спроса, на получение что-то иного, отличного от предыдущего, обеспечивающего качественно более полное удовлетворение потребностей. Правда, последнее не всегда означает что-то совершенно новое. Оно, как правило, основывается на уже известной потребительной стоимости (товаре или услуге), но, внедрив новую технологию, повысив отдачу на капиталовложения, предприниматель создаст новый рынок и нового потребителя. Примером этого является сеть ресторанов Макдональдс, деятельность которых является чистым предпринимательством. Мы здесь имеем положение, при котором спрос на эту продукцию вырос до такой степени, что образовалась особая "рыночная ниша".[15, С.57].
    Добиться вышеперечисленного предприниматель может с помощью имеющегося "ресурса", в который он должен "вдохнуть" новую жизнь или найти новый ресурс, который поможет создать новые потребительские стоимости, приводящие в конечном итоге к так называемому созидательному разрушению. Дело в том, что любой ресурс становится полезным только тогда, когда человек отыщет его в природе и наделит его экономической ценностью, т.е. может получить из него или создать с его помощью новые товары или услуги.
    Отсюда  следует, что основным принципом теории динамического неравновесия является инновационность подхода, в результате осуществления которого создается новый ресурс, нарушающий принятый баланс.
    Этот  инновационный подход следует рассматривать  как инновационный процесс, происходящий постоянно и целенаправленно в поиске изменений существующей практики как источника получения социальных и экономических благ.
    Наиболее  существенные изменения основаны на новых и блестящих идеях, но при  их реализации необходимо руководствоваться рядом принципов, а именно:
    все нововведения должны носить целенаправленный характер;
    все нововведения должны начинаться с анализа возможностей, и, прежде всего, анализировать источники инновационных возможностей;
    установление восприимчивости рынком осуществляемых нововведений.
    Нововведения  должны быть простыми и направлены на решение только одной задачи. Простота и доступность - залог успеха.
    Следуя  этим принципам, предприниматель на практике может добиться хороших  результатов в работе.
    В этом случае возникает вопрос: чем же отличаются от предпринимательства по своему содержанию относительно устойчивые формы экономической деятельности (это, как правило, относится к организации работы предприятий, располагающих большими производственными и материальными фондами), которые в условиях рынка также стремятся к получению прибыли как экономической основы их развития? Это отличие состоит в том, что их деятельность (формы и методы) основывается на долгосрочных целях развития предприятия, а цели включают не только получение прибыли, но и увеличение или удержание доли рынка для сбыта своих товаров или оказания услуг, создание новых видов продуктов и услуг, радикальное улучшение качества выпускаемой продукции, постоянное обновление ассортимента и т.д.
    Необходимость учета долгосрочных целей развития предприятия обусловливается тем, что их выполнение - проведение НИОКР, длительность изготовления, налаживание кооперации и т.д. -требует длительного времени. Кроме того, необходимо повышать эффективность использования дорогостоящего оборудования, что возможно только на долгосрочной основе. Это, конечно, не означает, что обычная форма экономической деятельности не включает определенные элементы предпринимательской деятельности. Напротив, мобильность и динамичность, стремление чутко улавливать конъюнктуру рынка и другие черты предпринимательства, всегда рассматриваются в плане осуществления текущих тактических действий, направленных на успешную реализацию стратегических целей с учетом изменяющихся условий среды, в которой работают предприятия.
    В то же время и предприниматель  в своих действиях исходит  из долгосрочного прогноза и даже, может быть, из установления долгосрочных целей (в данном случае в качестве долгосрочной цели, как правило, берется  прибыль) своего развития, но это не имеет определяющего значения для результатов его деятельности. Он исходит из необходимости получения результата в течение короткого периода, для него первостепенное значение приобретает (учитывая, что в его распоряжении небольшие финансовые и материальные средства) ускоренная оборачиваемость финансовых средств. Эта особенность предпринимательства предполагает установление соответствующей технологии его ведения. 
 

1.2. Формы и виды предпринимательства 

    В отличие от устоявшихся форм экономической  деятельности предпринимательство характеризуется тем, что предприниматель берется за все, за что потребитель готов сегодня заплатить деньги. Товары и услуги понимаются здесь в широком смысле слова: это могут быть здания и сооружения, жилье, имущество, потребительские и промышленные товары, информация, интеллектуальный продукт (идеи, открытия, патенты и т.п.), деньги, валюта, ценные бумаги и любые другие товары, работы и услуги. Но чтобы реализовать любой из указанных товаров, надо его иметь. Этот товар предприниматель делает сам или получает, а затем реализует. Исходя из этого предпринимательство можно разделить на производственное, коммерческое и финансовое. Каждая форма имеет свою специфику, особенности и, следовательно, свою технологию. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, они пронизывают и дополняют друг друга, т.е. один вид деятельности может содержаться в другом. [15, С.57].
    Частная предпринимательская деятельность может осуществляться как на индивидуальной, так и на коллективной основе.
    Российской  особенностью в законодательном  регулировании индивидуальной предпринимательской  деятельности является то, что предпринимательством можно заниматься как без образования  юридического лица, так и с образованием такового. В первом случае гражданин (физическое лицо) регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. Во втором случае, осуществляя предпринимательскую деятельность после получения статуса юридического лица (регистрируя частное предприятие), предприниматель совершает все действия от имени этого юридического лица (а уже не от своего имени).
    Коллективная  предпринимательская деятельность представлена в российском законодательстве большим разнообразием форм. Ею занимаются коммерческие организации, которые  преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. Формы коллективной предпринимательской деятельности (негосударственной) по российскому законодательству могут быть следующими.
    Полное  товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным  между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью  от имени товарищества и несут  ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
    Товарищество  на вере – товарищество, в котором  наряду с участниками, осуществляющими  от имени товарищества предпринимательскую  деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными  товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
    Общество  с ограниченной ответственностью –  это учрежденное одним или  несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами  размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
    Общество  с дополнительной ответственностью – это учрежденное одним или  несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в обязательном для все кратном размере к стоимости их вкладов.
    Акционерное общество – это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть закрытым – его акции распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц или открытым – его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
    Производственный  кооператив – это коммерческая организация со статусом юридического лица, представляющая собой добровольное объединение граждан с целью осуществления совместной производственной или какой-либо хозяйственной деятельности. Собственность такого кооператива складывается из паев.
    Практика  российского хозяйствования показывает, что наиболее распространенными  формами предпринимательской деятельности в настоящее время являются такие  как: индивидуальная предпринимательская  деятельность без образования юридического лица, частное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.
    Для предпринимательской деятельности в современной рыночной экономике  характерно значительное многообразие не только организационно-правовых форм, но и различных видов. Виды предпринимательской деятельности могут выделяться по определенным критериям. [15, С.57].
    1. По характеру деятельности предпринимательство может быть:
    производственное (связанное с созданием товаров);
    научно-техническое (разработка новых видов техники и технологий);
    торгово-посредническое (скупка, продажа, перепродажа);
    сервисное (оказание бытовых услуг);
    банковское (оказание банковских услуг);
    страховое (оказание услуг по страхованию жизни, имущества, сделок и пр.);
    управленческое (оказание услуг по управлению);
    консультативное (оказание консультаций по организационным, экономическим, юридическим и другим вопросам);
    маркетинговое (оказание услуг по изучению рынка);
    прочее.
    2. По размеру (в зависимости от  количества занятых, либо годового  обороты фирмы) предпринимательство делится на:
    малое;
    среднее;
    крупное.
    3. По форме собственности предпринимательство  может быть:
    частное;
    государственное;
    смешанное.
    Приведенная классификация конечно не является исчерпывающей – в хозяйственной  практике могут иметь место самые разнообразные виды предпринимательской деятельности.
    В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения  конкретных результатов, связи предпринимательской  деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства: производственное; коммерческо-торговое; финансово-кредитное; посредническое; страховое.
    Предпринимательство называется производственным, если сам  предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.
    Производственное предпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.
    В России производственное предпринимательство  является наиболее рисковым занятием, так как структурная перестройка  экономики не обеспечила необходимых  условий для развития производственного  предпринимательства. Существующий риск не реализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины являются тормозом в развитии производственного предпринимательства. Также развитие производственного бизнеса в России сдерживается труднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей и слабым уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием более доступных и легких источников дохода.
    Между тем, именно производственное предпринимательство  необходимо всем нам: в конечном счете  оно сможет обеспечить стабильный успех начинающему бизнесмену. Так что тяготеющий к перспективному, устойчивому делу должен обратить свой взор на производственное предпринимательство.
    Производственный  бизнес тесно связан с бизнесом в  сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. Высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.
    Принцип организации торгового предпринимательства  несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.
    Коммерческое  предпринимательство охватывает все  виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или  товар на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах. [15, С.57].
    Коммерческое предпринимательство привлекает видимой возможностью продать товар по цене намного более высокой, чем он был куплен, и положить тем самым в карман весомую прибыль. Сфера официального коммерческого предпринимательства - магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, др. учреждения торговли. В связи с приватизацией государственных торговых предприятий значительно возросла материальная база личного и коммерческого предпринимательства. Возникли обширные возможности начать свое коммерческое дело, выкупив или построив магазин, организовав свою торговую точку.
    Для успешного занятия торговым предпринимательством необходимо досконально знать неудовлетворенный  спрос потребителей, быстро реагировать, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно, изменчиво, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства должны быть как минимум два основные условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.
    Финансовое  предпринимательство - это особая форма  коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.
    Суть  финансовой предпринимательской операции состоит в том, что предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства в виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную денежную сумму у обладателя денежных средств. В случае кредитного предпринимательства предприниматель привлекает денежные вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процента вместе с последующим возвратом вклада. Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка России и Минфина РФ. В соответствии с законодательными актами предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг должна осуществляться профессиональными участниками. Государство в лице Минфина РФ выступает также в качестве предпринимателя на рынке ценных бумаг, в этом качестве выступают субъекты РФ и муниципальные образования, выпуская в оборот соответствующие ценные бумаги.
    Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно- денежных операциях.
    Посредник - это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но сами таковыми не являющиеся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьютеры, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность является в значительной мере рисковой, поэтому предприниматель - посредник устанавливает в договоре уровень цен, учитывая степень риска при осуществлении посреднических операций. Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования, Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Страховое предпринимательство является одной из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время организация страховой предпринимательской деятельности дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) получить определенную компенсацию при наступлении риска в их деятельности, что являются одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства. 
 

    Становление и развитие малого бизнеса
 
      Мировой опыт поддержки становление, развития малого бизнеса
 
    Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий  сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет деятельность малого бизнеса.
    В мировой экономике функционирует  огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.
    Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
    Существенный  вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей  высокомонополизированной экономики  имеет первостепенное значение.
    Нельзя  также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.
    Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление  прорыва по ряду важнейших направлений  НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В  нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.
    Чтобы глубже и подробнее разобраться  и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.
    Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства  в целом. Достаточно упомянуть, что  на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах - членах ЕС не менее 30. В России доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.
    Развитие  малого бизнеса на Западе идет более  быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают  им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах  в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом.
    Экономика большинства крупных развитых стран  основывается на предприятиях малого бизнеса. Доля малого бизнеса в ВВП  крупнейших стран составляет более 50 %. Во многих европейских и азиатских  странах существует понятие «семейный бизнес». К такому бизнесу относятся небольшие ресторанчики, гостиницы или производства, которые сотни лет переходят по наследству от родителей к детям.
    По  мнению экспертов, малый бизнес в развитых странах также играет важную роль в снятии социальной напряженности, так как обеспечивает рабочие места для различных слоев населения.  В свою очередь, доходы, которые государство получает от деятельности малых предприятий, направляются, в том числе, и на социальные проекты. . [15, С.57]
Малый бизнес во многих развитых странах  органично соседствует с крупными корпорациями, правительства этих стран  давно пришли к выводу, что экономическое  процветание государство базируется на органичном развитии малого и крупного бизнеса.
    Во  всех зарубежных странах с нормально  развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка  малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.
    В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате  есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка  малого бизнеса на государственном уровне.
    В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства  развиваться не могут.
    Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса  является налоговая политика государства.
    Суть  налоговой политики заключается  в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности  налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой  сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34 процента.
    Малые предприятия выполняют в капиталистической  экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов  и деталей, а крупные предприятия  ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма "SAAB", являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали.
    Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.
    Все малые довольно быстро реагируют  на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.
    Правительство Китая несколько лет назад  приняло решение переориентировать  экономику страны с ресурсоемких предприятий на предприятия малого бизнеса. По мнению китайских лидеров, коренная модернизация экономики Китая должна быть закончена в 2050 году, что должно вывести страну в число лидеров по уровню экономического развития. Но результат работы малого бизнеса в Китае можно наблюдать уже  в настоящее время - полки многих магазинов уставлены дешевыми  товарами, которые производятся на малых предприятиях Китая.
    Благодаря низкой стоимости рабочей силы, малый  бизнес в Китае составляет серьезную  конкуренцию крупным компаниям, которые работают на мировых рынках.
    Развитие  малого бизнеса в Китае происходит по нескольким направлениям: правительство страны стимулирует, прежде всего, развитие частных предприятий, которые работают в сфере производства электроники и разработки программного обеспечения. Предприниматели в Китае активно участвуют в развитии инновационных технологий, 65% патентов и более 80% производящейся новой продукции страны принадлежит малым предприятиям Китая. Также на долю малого бизнеса  приходится около половины налоговых поступлений и около 60 %  объема экспорта.  При этом большинство малых предприятий имеет в своем штате менее 100 человек,  средние предприятия Китая с большим количеством сотрудников составляют менее 1 %. [15, С.57]
    Малый бизнес в Китае также ориентирован на сферу услуг. По мнению китайских  экономистов, в 2020 году доля индустрии услуг в  общем объеме ВВП должна составлять до 60 %.
    Основным  проводником идей развития малого бизнеса  в Китае является «Национальная  комиссия по развитию и реформированию», которая инициирует принятие необходимых  правительственных решений, а также собирает информацию и статистические данные о работе малых предприятий. На основе деятельности этой комиссии принимаются решения о стимулировании определенных видов малых предприятий Китая. Кроме того, в Китае активно развивается система тендерных аукционов, которая позволяет малым предприятиям получить государственный заказ на поставку товаров или предоставление услуг.
    Помощь  малый бизнес в Китае  получает на высоком техническом уровне, начинающие предприниматели имеют возможность получить необходимую информацию с помощью специализированный сайтов и электронных библиотек, а также поучаствовать в вебинарах или видеоконференциях, которые организуются ведущими китайскими и мировыми специалистами в области развития малого бизнеса.
    Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и  добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности.
    Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные  компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.
    Основные  цели регулирования и поддержки  малого бизнеса в Европе: крепление единого внутреннего рынка ЕС; устранение административных барьеров; унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества.
    Уникальная  система регулирования и поддержки  малого бизнеса в Европе начала складываться в 70-х годах прошлого столетия. Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса. Первым делом были внесены изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость, корректировки условий финансирования и изменения в социальную политику государств.
    Кроме того, была разработана Европейская  хартия для малого бизнеса Европы. В данном документе правительства  европейских стран признали значительный потенциал малых предприятий и подчеркнули важность создания благоприятных условий для повторных попыток создания собственного бизнеса, даже если прежние попытки предпринимателя были не очень удачными. Положения Европейской хартии были учтены в Многолетней программе, и в первый же год было запущено 11 проектов по их внедрению.
    Государственное регулирование малого бизнеса в  Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых  программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.
    Политика  поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные  программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.
    К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере
    В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство  поддерживает малый бизнес как и  деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики. 
 

      Роль малого бизнеса в экономике России
 
    С переходом экономики России на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса  в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе трактуются далеко не однозначно.
    Термин  «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.
    Бизнес  — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность  деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической  выгоды в иной форме. [15, С.57]
    В одном из английских учебников по бизнесу дается и такое определение: «Бизнес — это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями  для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен  на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым.
    В одном из современных экономических  словарей сущность малого предприятия  трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».
    В большинстве определений подчеркивается, что бизнес — деятельность частных  лиц и организаций, т.е. бизнес основан  на частной, негосударственной форме  собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.
    К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.
    Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.
    Роль  и значение малого предпринимательства  с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.
    С экономической стороны роль и  значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:
    • доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
    • доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
    • доля мелких предприятий в общем  количестве коммерческих предприятий;
    • доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
    • доля малого бизнеса в экспорте продукции;
      доля налогов, поступающих от  малого бизнеса, в их общей  величине;
    • доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
    • доля отдельных видов продукции  или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.
    С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса  в экономике страны.
    Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1998 г., но особенно интенсивно - с 1990 г. На начало 2004 г. уже насчитывалось 890,9 тыс. малых предприятий. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10—11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей — более 11 млн чел., что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5-6 раз, а следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка для развития малого бизнеса.
    Конечно, нельзя сказать, что перспективы  развития малого бизнеса в России мало волнуют государственные органы. Однако складывается впечатление, что  чиновники не в полной мере видят ту роль, которую играет малый бизнес для реструктуризации экономики. Это прекрасно продемонстрировали страны Восточной Европы, в которых стремительно увеличившаяся доля малого бизнеса в экономике обеспечила её определённую устойчивость. Очевидно, что в России многое будет зависеть от принятия волевых решений на самом высоком политическом уровне.
    Между тем, бизнес идеи в сфере малого предпринимательства  предусматривают самые широкие  возможности для внутреннего  развития экономики. Не следует забывать, что малый бизнес в огромной степени обеспечивает занятость населения, что особенно актуально в период мирового экономического кризиса. Однако на данный момент в России доля предприятий малого и среднего бизнеса составляет только около 20%. Эта цифра значительно ниже, чем в странах, демонстрирующих более успешные экономические показатели. В то же время российская экономика ещё сохраняет хорошие перспективы для увеличения социально-экономической значимости малого бизнеса. [15, С.57]
    Современному развитию малого предпринимательства поспособствовали законодательные шаги в области лицензирования. Позитивную роль сыграло введение «упрощённой системы» налогообложения и определённые меры в развитии банковского сектора. Важнейшее значение имеют правительственные инициативы по пресечению коррупционного давления на малый бизнес, связанного с проведением незаконных проверок.
    Развитие  в России малого бизнеса имеет  большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
    • мелкий бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах;
    • для создания мелких фирм не требуются  крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
    • развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
    • мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные  управленческие структуры;
    • мелкие фирмы могут быстрее и  дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
    • развитие мелкого бизнеса позволяет  в значительной степени решить или  смягчить проблему безработицы;
    • с развитием мелкого бизнеса  появляется средний класс и класс  мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении  элементарного порядка в стране;
    • малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего  гибкостью и восприимчивостью к  конъюнктуре рынка, быстрее реагирует  на спрос потребителей;
    • в современных условиях Российской Федерации, когда процесс становления  малого бизнеса находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики
    Социальная  значимость малого бизнеса имеет  разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
    •более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;
    •улучшение качества обслуживания;
    •более высокая удовлетворенность людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;
    •формирование среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
    •формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
    •снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.
    Социальная  значимость малого бизнеса имеет  и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
    Эти и другие преимущества малого предпринимательства  служат стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому  государство обязано оказывать  существенную поддержку развитию малого бизнеса.
    Помимо  преимуществ, у малых предприятий  имеются и уязвимые места. Главное  из них - малая величина индивидуального  капитала. Для подавляющего большинства  малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Однако коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей. [15, С.57]
    Характерный для малого бизнеса низкий уровень  собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое  перевооружение производства требуются  значительные средства, а получение  кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой перекрываются достоинствами малого бизнеса.
    В настоящее время в России зарегистрировано около миллиона малых предприятий, численность работников в которых не превышает 100 человек, а также более двух с половиной миллионов индивидуальных предпринимателей. Безусловно, такая тенденция является положительной, хотя государству предстоит ещё немало сделать в области развития российского малого бизнеса. Только ответственные и целенаправленные шаги в данной области смогут вывести экономику России на уровень стартовых возможностей, сравнимых с ведущими мировыми странами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.