На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Возникновение концепции человеческого развития. Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей Декларации прав человека. Индекс человеческого развития. Взаимосвязь между экономическим ростом и качеством жизни людей. Развитие человеческого потенциала.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 26.02.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Министерство образования и науки Украины
Приазовский государственный технический университет
Институт экономики и менеджмента
Кафедра экономики предприятий
Реферат
по курсу:
«Экономика труда и СТО»
на тему:
«Концепция человеческого развития ПРООН»

Выполнил:
ст. гр. БД-07
Дольме В.В.
Проверила:
Алистаева А.В.
Мариуполь - 2010 г.
Содержание

Введение
1. Возникновение и формирование концепции человеческого развития
2. Концепция человеческого развития
3. Устойчивое человеческое развитие
4. Индекс человеческого развития
Заключение
Список литературы
Введение

Все страны стремятся к развитию, но по каким критериям возможно определить какая страна мира является более развитой, а какая менее?
Какова взаимосвязь между понятиями «развитие» и «прогресс», «развитие» и «социальная справедливость», «развитие» и «равенство», «развитие» и «стабильность»?
Ответ на этот вопрос зависит от определения главной цели развития: заключается ли она в накоплении богатства или в чем-то значительно большем - в повышении благосостояния людей, в создании условий для свободы и социальной защищенности каждого человека, в обеспечении предпосылок для его творческого и инновационного труда, в решении проблем равноценного сосуществования человека и природы. Такое, более расширенное определение цели развития является главнейшим постулатом концепции человеческого развития.
Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей Декларации прав человека явилось подтверждением того, что главной целью развития является благополучие человека. В последующие годы состоялся целый ряд форумов и конференций ООН, посвященных различным аспектам человеческого развития и провозгласивших принцип развития, нацеленного на человека.
Однако, подход, основанный на том, что развитие человека является целью и критерием общественного прогресса, возник не сразу. В разные времена ключевыми задачами развития были определены экономический рост, сокращение бедности, базовые потребности и развитие человеческих ресурсов.
«Человеческое развитие... - это создание окружающей среды, в которой люди могут полностью развивать свой потенциал и вести продуктивную, творческую жизнь в соответствии со своими потребностями и интересами. Принципиально важным для расширения возможностей выбора является создание возможностей для человека - всего того, что люди могут делать, или кем они могут быть в жизни. Самым основным условием человеческого развития является возможность вести долгую и здоровую жизнь, быть хорошо информированным, иметь средства, необходимые для достойного существования, принимать участие в жизни общества. Без всего этого многие возможности выбора просто не доступны и множество жизненных перспектив остаются недосягаемыми».
1. Возникновение и формирование концепции человеческого развития

На протяжении многих лет в качестве одного из основных целевых показателей развития, применявшихся при разработке политики, выступал экономический рост. Считалось, что достижение экономического роста автоматически влечет за собой прогресс в развитии человека и всего общества, а увеличение совокупного объема производства (например, рост ВВП на душу населения) уменьшает масштабы нищеты и повышает общее благосостояние населения. В основе такого предположения лежало мнение о том, что производство порождает доходы, а более высокие доходы в свою очередь, повышают материальное, или экономическое благосостояние.
Связь между ростом производства и сокращением масштабов нищеты считалась настолько сильной, что многие экономисты полагали, что достаточно сосредоточить внимание на росте как таковом, чтобы достичь цели развития. Другими словами, рост стал не просто средством обеспечения развития, а целью самого развития. Тем не менее, даже на этом этапе некоторые специалисты понимали, что экономический рост является не самоцелью, а лишь средством развития. В 1955 г. экономист из Вест-Индии, лауреат Нобелевской премии Артур Льюис определил цель развития как «расширение выбора человека». Такое же определение было дано в первом Докладе о развитии человека, вышедшем в 1990 г. Различие состояло в том, что Льюис просто приравнивал понятие более широкого выбора к большему доходу и больше верил в то, что экономический рост неизбежно приведет к развитию человека.
Осознание того, что экономический рост не является синонимом человеческого развития, приходило с нарастанием социально-политической нестабильности и бедности населения. Практика некоторых развивающихся стран показала, что положение людей может ухудшаться и при развитии производства. В таких странах наблюдался быстрый экономический рост, но при этом сохранялись неравенство, неполная занятость населения и повсеместная бедность. Тогда как другие страны смогли добиться довольно удовлетворительного уровня благосостояния, несмотря на небольшие доходы. Становилось очевидным, что экономический рост сам по себе не способен обеспечить справедливое распределения ресурсов. Это происходило лишь в тех немногих странах, правительства которых целенаправленно принимали меры для увеличения равенства, в том числе осуществляли программы в области образования и здравоохранения. Что касается самых богатых стран, то доказательством того, что высокий уровень доходов не несет защиту от человеческих лишений, стали такие показатели как рост уровня преступности, загрязнение окружающей среды, распространение заболеваний, ослабление социального положения. Высокие темпы экономического роста не привели к улучшению жизни людей.
Опыт развития 60-х гг. подтвердил, что без осуществления широкомасштабных социальных программ невозможно добиться существенного повышения качества жизни, решения социально-демографических проблем, создания продуктивной системы занятости и сокращения масштабов бедности.
Учитывая эти обстоятельства, в начале 70-х гг. основное внимание экономических концепций развития стало смещаться в сторону взаимодействия экономического и социального развития, к проблеме распределения доходов и благ, повышения роли публичного сектора. В результате была выдвинута концепция, получившая название «перераспределение за счет роста», целью которой было обеспечение благополучия людей, в первую очередь неимущих, посредством расширения трудоемких производств, а следовательно увеличения ВВП, заработной платы и доходов населения; масштабной государственной поддержки социальной сферы и привлечения широких слоев населения к участию в разработке и планировании. Это должно было привести к улучшению распределения без ущерба для доходов и активов богатых.
Более прямой подход был разработан в середине 70-х годов в рамках концепции, известной под названием «концепция базовых нужд», в которой основное внимание уделялось ответственности государства за предоставление всем людям элементарных средств к существованию: питания, медицинского обслуживания, образования.
Тем не менее ни идея «перераспределения за счет роста», ни «концепция базовых нужд» не получили широкого распространения. Искусственное деление развития на экономическое и социальное все еще не было преодолено. Взаимосвязь между экономическим ростом и качеством жизни людей еще не прояснилась до конца. Базовые потребности, например, в основном сводились к предоставлению товаров и услуг, а не к показателям качества жизни людей; основной акцент был сделан на государство, и население выступало в качестве получателей, а не активных участников деятельности, направленной на обеспечение развития. Более того, такие меры снижали экономическую активность, при этом чрезмерно увеличивая расходы государства на социальную сферу.
К началу 80-х годов стало очевидно, что экономический рост как таковой не может быть признан ценностью. Во многих странах наблюдались замедление темпов экономического роста и структурный кризис. В политике развития на первый план выдвигаются качественно новые приоритеты, такие как сокращение государственного долга и расходов, преодоление экономического спада. «Структурная перестройка» и либерализация экономики усилили внимание к ранее предложенной теории человеческого капитала, обосновывающей экономическую целесообразность инвестиций в образование, здравоохранение, профессиональную подготовку и рассматривающей человека как важнейший капитальный фактор производства. Однако данная концепция не предлагала ни конкретных решений проблем бедности, ни новых путей развития социальной подсистемы экономики в целом.
В ответ на проводимую политику структурных перестроек выступил ЮНИСЕФ (Андреа Джованни Корнеа, Френсис Стюарт, Ричард Джолли). Был опубликован документ «Перестройка с человеческим лицом» (Adjustment with a Human Face), в котором авторы доклада, не отрицая важности структурных экономических преобразований, призвали МВФ и Всемирный банк уделять больше внимания проблемам нищеты и улучшения условий жизни человека. Основополагающим принципом было то, что социальные аспекты не должны просто «прибавляться» к пакету стратегий структурной перестройки в качестве единственного его изменения. Вместо этого они должны включаться в новый комплексный механизм развития, рассчитанного на долгосрочную перспективу и сосредоточенного на нуждах человека.
В 1987 г. Комитет ООН по планированию развития принял решение рассмотреть в своем докладе 1988 г. человеческие издержки структурной перестройки. Это стало стимулом для проведения исследований под руководством М. Уль-Хака, а также К. Гриффина и Дж. Найта, результаты которых были опубликованы в проекте доклада «Развитие человеческого потенциала: забытое измерение стратегии развития». Позднее К. Гриффин совместно с Дж. Найтом опубликовал результаты этой работы в 1989 г. в специальном номере «Журнала по планированию развития», переизданные в 1990 г. в виде книги.
Огромное влияние на современное понимание развития человеческого потенциала оказали теоретические разработки лауреата Нобелевской премии по экономике (1998 г.) Амартии Сена. В 1989 г. им была опубликована работа «Развитие как расширение возможностей», в которой был использован подход, именуемый «подходом с точки зрения возможностей» (capability approach). А. Сен рассматривал процесс развития, как процесс расширения возможностей человека, а не возрастание только материального или экономического благосостояния. С его точки зрения, уровень жизни в обществе следует оценивать не по среднему уровню доходов, а по возможностям людей вести такую жизнь, которую они считают достойной. Цель общественного развития он видел не в беспредельном увеличении производства, а в создании возможностей для расширения выбора людьми: выбора совершать больше дел, жить долго, спастись от болезней, которых можно избежать, иметь доступ к знаниям. Данный процесс А. Сен связывал с расширением свобод человека, с тем, чтобы выбирать из большего количества вариантов наиболее предпочтительные.
На основе концепции А. Сена было дано определение развитию как процессу, в центре которого находится человек. Впоследствии эта и другие идеи были объединены группой экспертов ПРООН и составили основу концептуального подхода к человеческому развитию, который впервые был представлен в Глобальном Докладе о человеческом развитии за 1990 г.
2. Концепция человеческого развития

По определению ПРООН, «Человеческое развитие - это процесс обеспечения людей более широким выбором. Принципиально, этот выбор может быть бесконечным и изменяться со временем. Но на всех уровнях развития главными аспектами человеческого развития являются возможность прожить долгую и здоровую жизнь, приобрести знания и иметь доступ к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни. В том случае если нет доступа к этим основным выборам, у человека не будет доступа и к другим возможностям».
Концепция рассматривает двоякий подход к человеческому развитию: с одной стороны, это расширение человеческих возможностей путем укрепления здоровья, приобретения знаний, совершенствования профессиональных навыков, c другой стороны, это процесс использования людьми приобретенных ими способностей для производственных целей, культурной, политической деятельности и для отдыха. Таким образом, эта концепция не сводит человеческое развитие лишь к формированию ресурсов для производственной деятельности и ориентации на увеличение материального богатства.
Формирование человеческого выбора во многом зависит от "благоприятной среды", то есть от существующих в той или иной стране экономических, социальных и политических возможностей. Понятие возможностей подразумевает доступ к ресурсам, средствам или деятельности, направленной на формирование или использование преимуществ возможностей. В соответствии с точкой зрения А.Сена, возможности опираются на личностные данные и тот социальный и экономический выбор, который предоставляет человеку общество.
Таким образом, основная цель человеческого развития заключается в создании такой окружающей политической, экономической, социальной, культурной и экологической среды, которая бы позволила обеспечить людям материальный достаток и возможность достаточно долго наслаждаться здоровой и созидательной жизнью.
Рис.1 . Аспекты человеческого развития
Концепция человеческого развития содержит четыре главных элемента:
Производительность (продуктивность). Люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей жизнедеятельности, полноценно участвуя в процессе формирования доходов. Поэтому экономический рост является одной из составляющих человеческого потенциала.
Равенство. Все люди изначально должны иметь равные возможности в экономической жизни, и поэтому все барьеры, препятствующие предоставлению таких возможностей, должны быть устранены.
Устойчивость. Доступ к возможностям должен быть обеспечен не только для нынешнего, но и для будущих поколений. В целях обеспечения устойчивости человеческого развития надлежит сделать возможным восполнение всех видов капитала - физического, человеческого, природного, не создавая долгов, по которым придется платить будущим поколениям.
Расширение возможностей. Развитие должно осуществляться в интересах граждан и усилиями их самих. Люди должны всемерно принимать участие в процессах принятия решений, определяющих их жизнь. Они появляются на свет с определенными потенциальными способностями. Задача человеческого развития заключается в создании такой среды, в которой каждый человек может развивать свои способности, и возможности этого развития должны все более расширяться.
Таким образом, увеличение возможностей повышает продуктивность людей, так что люди могут быть эффективными агентами экономического роста. В свою очередь экономический рост должен сопровождаться равным распределением его результатов, которые должны быть доступны как для настоящего, так и для будущих поколений. И, наконец, все люди должны быть уполномочены участвовать в процессе принятия решений, влияющих на их жизнь.
Концепция человеческого развития не противоречит традиционным теориям экономического развития, а скорее выступает за рост и за создание рабочих мест. Разница между школами экономического роста и человеческого развития заключается в том, что первая акцентирует свое внимание исключительно на расширении только одного выбора - дохода - в то время как вторая охватывает расширение всех видов выбора человека, будь то экономический, социальный, культурный или политический выбор. В рамках данной концепции анализируются такие важнейшие проблемы человечества как: экономический рост, международная торговля, дефицит бюджета и денежная по и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.