На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Центральный банк России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Центральный банк .        
      Причины возникновения центрального банка, его необходимость
    и роль в регулировании экономики.................................................2
1.2. Банк России: статус, цели деятельности, операции,
организационное построение, независимость............................................4
1.3. Функции Банка России. Денежно-кредитная политика
и методы ее проведения..............................................................................10
1.4. Регулирование и надзор за банковской деятельностью....................15
       Список  литературы…………………………………………………..21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Центральный банк 

1.1. Причины возникновения центрального банка,его необходимость и роль в регулировании экономики
Центральные банки являются первым уровнем двухуровневой  банковской системы, практически сложившейся  во всех странах. От их деятельности зависит  эффективность и устойчивость функционирования денежно-кредитной сферы и соответственно стабильность экономического развития государства.
Особое  место и роль центрального банка  в экономической системе современного государства определяются уровнем и характером развития рыночных отношений.
Начало  деятельности банков в России можно  отнести к середине XVIII века. Однако впервые попытка создания кредитного учреждения в России была предпринята в 1665 году в Пскове. Ее инициатором был псковский воевода боярин А.Л. Ордын-Нащекин. К сожалению, эта попытка закончилась неудачно. Банки как особые экономические институты начали создаваться в России лишь через сто лет.
Основной  причиной запоздания распространения  коммерческого кредита в России явилась неразвитость рыночных (капиталистических) отношений, вследствие чего торговля велась за наличный расчет, а промышленность развивалась главным образом за счет средств государства.
Однако  это не означает, что до середины XVIII века в нашей стране отсутствовали кредитные отношения. В 1733 году была учреждена в Петербурге Монетная канцелярия.
Развитие  кредитно-банковской системы России до 1917 года можно разделить на два этапа: с 1733 г. по 1860 г. и с 1860 г. по 1917 г.
Первый  период характеризовался государственной  монополией в банковской сфере. 

Поворот в деятельности Государственного банка был связан с деятельностью министра финансов России С.Ю. Витте, сторонником идеи «национальной экономики», предусматривавшей широкое кредитование отечественных производителей. В 1884 г. был принят новый устав, закрепивший право выдавать «промышленные» ссуды, значительную часть которых представляли кредиты промышленности и торговле, крестьянам и ремесленникам. Возросли объемы кредитования отдельных предприятий, преимущественно тяжелой промышленности, а в результате денежной реформы 1895–1897 гг. банк получил эмиссионное право.
Денежно-кредитная  политика Государственного банка Российской империи была направлена на поддержание  стабильности курса национальной валюты и поступательное развитие отечественной экономики. В начале ХХ в. в Российской империи окончательно сложилась двухуровневая банковская система.
После событий 1917 г. согласно декрету «О национализации банков» Государственный банк был  преобразован в кредитное учреждение новой власти. В стране была введена государственная монополия на банковское дело. Все банки были слиты с Государственным банком, который стал называться Народным банком. В условиях новой экономической политики в 1921 г. был учрежден Государственный банк РСФСР, в дальнейшем преобразованный в Государственный банк СССР. Он принял активное участие в возрождении финансовой системы страны и был проводником денежной реформы 1922–1924 гг.
В начале 30-х годов при переходе к принципам  централизованного планирования в экономике была проведена реформа кредитной системы, в результате которой деятельность Государственного банка утратила рыночный характер. Госбанк стал выполнять функции единого расчетного и кассового центра государства, являлся органом планового кредитования экономики и был полностью зависим от государственных органов управления, подчинялся правительству.
В начале реформ 1990-х годов на базе Российской республиканской конторы Госбанка СССР был учрежден Госбанк РСФСР, которому после упразднения Государственного банка СССР были переданы его функции, а также имущество на территории  РСФСР. С принятием в декабре 1990 г. закона о Центральном банке РСФСР банку было предоставлено право выпуска и изъятия денег из обращения. В это же время был принят закон «О банках и банковской деятельности», что заложило основу формирования в России двухуровневой банковской системы.
Центральный банк, прежде всего, выступает как  посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традиции.
Такое сочетание приводит к тому, что  правовое регулирование банковской деятельности осуществляется нормами административного, финансового, а также гражданского законодательства. На практике нормативные акты Банка России издаются в форме инструкций, положений, указаний, писем и др. 

1.2. Банк России: статус, цели деятельности,

операции, организационное  построение, независимость

Центральный банк РФ является главным банком России и центром денежно-кредитной системы.
Правовой  статус, цели деятельности, функции  и полномочия Центрального банка РФ (Банка России) определяются Конституцией РФ, ФЗ «О центральном банке РФ (Банке России) и другими нормативными актами.
Банк  России является юридическим лицом. Уставный капитал (в размере 3 млрд. рублей) и имущество Банка России являются федеральной собственностью, а он осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом, включая золотовалютные резервы. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Получение прибыли не является целью его деятельности. 80 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов, перечисляется в доходы федерального бюджета. Из оставшейся прибыли формируются резервы и фонды различного назначения.
Целями  деятельности Банка России являются:
    защита и обеспечение устойчивости рубля;
    развитие и укрепление банковской системы РФ;
    обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Банк  России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания РФ, которая:
    назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ;
    назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее – Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;
    направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
    рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
    рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
    принимает на основании предложения Национального банковского совета решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России;
    заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России и т.д.
1 Федеральный закон  от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ  «О Центральном  банке Российской  Федерации (Банке России)».
Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России – «Вестнике Банка России». Они регистрируются в Министерстве юстиции РФ и могут быть обжалованы в суде. Некоторые из них не подлежат государственной регистрации, например, акты, устанавливающие курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размер резервных требований и др. Принятие Банком России нормативных актов является обязательным для органов власти, физических и юридических лиц.
Банк  России за некоторым исключением  не вправе участвовать в капиталах  кредитных организаций, но может  участвовать в капиталах и  деятельности международных валютно-финансовых организаций.
В структуре Банка России функционирует Национальный банковский совет.
Его численность  составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации  Федерального Собрания РФ из числа  членов Совета Федерации, трое – Государственной  Думой из числа депутатов Государственной  Думы, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. В состав Национального банковского совета также входит и Председатель Банка России. Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность. В компетенцию Национального банковского совета входит:
    рассмотрение: годового отчета Банка России; вопросов совершенствования банковской системы РФ; проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
    утверждение объема расходов: на содержание служащих Банка России; на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России; на капитальные вложения; и др. расходы порядка формирования провизии Банка России и распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;
    ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России;
    определение аудиторской организации – аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;
    утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России и др.
Банк  России возглавляет Председатель Банка  России, который назначается на
должность Государственной Думой сроком на четыре года. Его кандидатуру представляет Президент РФ.
В случае досрочного освобождения от должности  Председателя Банка России Президент  РФ представляет кандидатуру на эту  должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения.
Председатель  Банка России может быть освобожден от должности в случаях:
    истечения срока полномочий;
    невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
    подачи личного заявления об отставке;
    совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.
Председатель  Банка России:
    действует от его имени и представляет без доверенности интересы Банка России;
    председательствует на заседаниях Совета директоров;
    подписывает нормативные акты Банка России;
    назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей и распределяет между ними обязанности;
    несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России.
Высшим  органом управления Банка России является Совет директоров, в который  входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров, они работают на постоянной основе. Его функции определены законом «О Центральном банке РФ (Банке России)».
Банк  России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. В Банке России хранятся средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов, операции с ними осуществляются без взимания комиссионного вознаграждения.
Банк  России ежегодно не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, представляет в Государственную Думу годовой отчет за период с 1 января по 31 декабря включительно.
Годовой отчет Банка России включает:
    отчет о деятельности Банка России;
    анализ состояния экономики РФ;
    годовую финансовую отчетность Банка России;
    аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России; заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций Банка России.
Структура баланса Банка России устанавливается  Советом директоров. Операции ЦБ отличаются от аналогичных операций коммерческих банков, что отражает их специфику (особые задачи и функции центральных банков) и отражаются в его балансе.
По  организационной  структуре Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, включающую: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
Функциональная  структура предполагает существование  в банке обособленных подразделений (департаменты, управления, отделы), реализующих функции банка в соответствии с делением его деятельности на отдельные части.
В настоящее  время в Центральном банке  РФ функционируют следующие структурные  подразделения и департаменты:
    Сводный экономический департамент
    Департамент исследований и информации
    Департамент наличного денежного обращения
    Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы
    Банка России
    Департамент регулирования расчетов
    Департамент бухгалтерского учета и отчетности
    Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций
    Департамент банковского регулирования и надзора
    Главная инспекция кредитных организаций
    Департамент операций на финансовых рынках
    Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках
    Департамент финансового мониторинга и валютного контроля
    Департамент платежного баланса
    Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетной системы Российской Федерации
    Юридический департамент
    Департамент полевых учреждений
    Департамент информационных систем
    Департамент персонала
    Департамент по работе с территориальными учреждениями Банка России
    Финансовый департамент
    Департамент внутреннего аудита и ревизий
    Департамент международных финансово-экономических отношений
    Департамент внешних и общественных связей
    Административный департамент
    Главное управление недвижимости Банка России
    Главное управление экспертизы
    Главное управление безопасности и защиты информации
Банк  России имеет право осуществлять следующие банковские операции и  сделки:
    предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;
    покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты; иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте;
    покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
    проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
    выдавать поручительства и банковские гарантии;
    открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях;
    выставлять чеки и векселя в любой валюте и др.
    Обеспечением  кредитов Банка России в основном могут выступать:
    золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках;
    иностранная валюта;
    векселя, номинированные в российской или иностранной валюте;
    государственные ценные бумаги.
    Банк России не имеет права:
    осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими
    лицензии на осуществление банковских операций;
    приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций;
    осуществлять операции с недвижимостью;
    заниматься торговой и производственной деятельностью;
    пролонгировать предоставленные кредиты.
Закон устанавливает степень независимости  ЦБ, т.е. государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства.
Банк  России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. Определенная степень независимости является необходимым условием эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Функции Банка России. Денежно-кредитная политика
и методы ее проведения
Центральный Банк регулирует экономику не прямо, а опосредовано – через денежно-кредитную  систему. Воздействуя на кредитные  институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор центральными банками путей и методов денежно-кредитного регулирования, на предпочтение ими тех или иных инструментов денежной политики.
Под функциями центрального банка следует понимать объективно обусловленные постоянные цели, которые должен преследовать центральный банк. Достаточно долгий опыт работы центральных банков позволяет в целом четко выявить выполняемые ими функции. Банк России, например, выполняет следующие функции:
    во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
    монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
    является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
    устанавливает правила осуществления расчетов в РФ и проведения банковских операций;
    осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
    осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
    принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций кредитным организациям;
    осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских  групп;
    регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;
    осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и сделок;
    организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
    устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;
    устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
    принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ;
    проводит анализ и прогнозирование состояния экономики и др.
Проводя денежно-кредитную политику, ЦБ не оказывает  прямого воздействия на состояние реального сектора экономики. Его главная задача – создать объективные предпосылки для формирования сбережений предприятий и населения и последующей их трансформации в производительные инвестиции. Под такими объективными предпосылками, которые находятся в компетенции ЦБ, следует понимать стабильность темпов роста инфляции, курса национальной валюты, низкий уровень процентных ставок.
Правовой  основой денежно-кредитной политики (ДКП) в России является закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)». Он предусматривает ежегодное представление в Государственную Думу основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год, включающей следующие положения:
• концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной  политики, проводимой Банком России;
• краткую  характеристику состояния экономики  РФ;
• прогноз  ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем  году;
• количественный анализ причин отклонения от целей  денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
• сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики  РФ на предстоящий год с указанием  цен на нефть и другие товары российского  экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
• прогноз  основных показателей платежного баланса  РФ на предстоящий год;
• целевые  ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая  интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
• основные показатели денежной программы на предстоящий  год;
• варианты применения инструментов и методов  денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
• план мероприятий Банка России на предстоящий  год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
Объектом  денежно-кредитного регулирования  является объем и структура денежной массы, находящейся в обращении.
Денежное  обращение регулируется Банком России и в процессе осуществления денежно-кредитной политики, выражается в кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче
кредитов  и тем самым по насыщению экономики  деньгами. Выполняя функцию по разработке и реализации денежно-кредитной  политики, ЦБ принимает участие в разработке основ экономической политики правительства. При этом он использует различные инструменты и методы денежно-кредитного регулирования, входящие в его компетенцию:
    процентные ставки по операциям Банка России;
    нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
    операции на открытом рынке;
    рефинансирование кредитных организаций;
    валютные интервенции;
    установление ориентиров роста денежной массы;
    прямые количественные ограничения;
    эмиссия облигаций от своего имени.
 
 
Процентные  ставки по операциям  Банка России.
Банк  России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
Банк  России стремится к тому, чтобы  процентная политика была направлена на достижение и поддержание низкого  реального положительного курса  процентных ставок в экономике, удешевлению кредитных ресурсов для реального сектора по мере замедления инфляционных процессов, а с другой стороны, она должна способствовать стимулированию склонности к сбережению временно свободных средств всеми экономическими агентами.
Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования), представляют собой часть кредитных  ресурсов (обязательств) банков, содержащихся по требованию ЦБ на открытом в нем  беспроцентном (как правило) счете. Они служат ограничению возможностей банков осуществлять кредитную и депозитную эмиссию и выполняют следующие функции: обеспечивают постоянный уровень ликвидности
банков  за счет аккумуляции минимального резерва; являются инструментом центрального банка  для регулирования денежной массы  в стране и платежеспособности банков.
В совместном заявлении правительства РФ и  Центрального банка РФ об экономической  политике и некоторых аспектах стратегии  на среднесрочную перспективу отмечалось, что Банк России будет в дальнейшем прибегать к увеличению норматива  обязательных резервных требований только в исключительных случаях.
Банк  России проводит операции на открытом рынке.
Под операциями на открытом рынке подразумевают  операции центрального
банка по купле-продаже казначейских векселей, государственных облигаций,
облигаций Банка России и прочих государственных  ценных бумаг, включая
краткосрочные операции с совершением позднее  обратной сделки.
Такие операции служат, прежде всего, для  регулирования спроса и предложения  на денежном рынке. Лимит операции на открытом рынке утверждается Советом директоров.
Используется  и такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как
рефинансирование  банков, под которым понимается кредитование коммерческих банков Банком России.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.