На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Отечественные школы психологии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Военный Университет 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
Сержанта 4-го курса 6 факультета
«Иностранных языков и зарубежной военной информации»
Зинченко  Евгения Алексеевича
Тема: «Отечественные школы социальной психологии» 
 
 
 
 

Научный руководитель:
Старший лейтенант Толмачёв С.Г. 
 

Защищена                                                                                               Оценка
__________                                                                                         ___________ 
 

Москва-2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………..…….3
  I. История становления социальной психологии как науки…...............4-11
II. Становление отечественной социальной психологии……………….12-18
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………...............20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Актуальность  темы. Облик современного гуманитарного знания теперь уже не мыслим без социальной психологии. Будучи тесно связана с идеологией и политикой, социальная психология фактически была лишена гражданства в социалистическом обществе. Социально-психологические проблемы решались в рамках других, разрешенных наук - философии, педагогики, общей психологии. В то же время она активно развивалась на Западе, о чем свидетельствует большое число теоретических и эмпирических исследований, посвященных самым разным сторонам жизни общества, социальных групп и личности.
    Все исторические документы, свидетельствующие  о появлении научной дисциплины, предметом которой является социальное поведение человека, относятся к  началу ХХ века. И за короткий срок молодой  науке удалось проникнуть в глубинную  сущность таких сложных явлений, как человеческие убеждения и  иллюзии, любовь и ненависть, конформизм и независимость многое в поведении  человека еще остается загадкой, но уже сейчас социальная психология может  предложить ответы на далеко не простые  вопросы. Социальная психология углубляет  наше представление о самих себе, делает нас более чуткими к  социальным влияниям.
    Начиная с 1960-х гг. отечественная социальная психология переживает свое бурное развитие - как в том, что касается фундаментальных  исследований, так и широко развивая прикладные исследования во всех областях общественной жизни. Мера представленности в ней основных проблем вполне сопоставима с объемом их исследования в странах Европы и США.
    Социальная  психология - это наука, изучающая, как  люди думают друг о друге, как они  влияют друг на друга и как относятся  друг к другу.
    К социальной психологии обращаются сегодня психологи-практики, социальные педагоги, социологи. Курс социальной психологии является одним из базовых при подготовке широкого круга специалистов - его слушают будущие экономисты, менеджеры и другие.
    Новизна темы заключается в том, что социальная психология, несмотря на свою долгую предысторию, является молодой, развивающейся и не до конца изученной наукой. 
 
 
 

I.История становления социальной психологии как науки.
    Началом научного социально-психологического знания можно считать анализ наблюдений за человеческим поведением, представленный в трудах философов античности. Уже  в произведениях Платона и  Аристотеля обнаруживается немало рассуждений  о связи между индивидуальными  особенностями тех или иных людей  и их положением в обществе, об идеальной  личности и идеальном образе жизни, о том, как люди влияют друг на друга. Многие из этих идей послужили исходной основой для разработки социально-психологических  концепций в более позднее  время. Философы прошлого в течение  продолжительного периода сосредоточивали  свое внимание на том, какова сущность человека, является ли он по своей природе "хорошим" или "плохим". Отсюда и выводились источники социального  поведения людей.
    Задолго до возникновения научной социальной психологии люди стали задумываться над вопросами влияния общества на поведение человека, взаимодействия людей в различных группах. Эти  вопросы были вызваны потребностями  практики - поисками наилучших форм организации людей в политической, военной и хозяйственной сферах деятельности.
    Многие  исследователи отмечают наличие  элементов социально-психологических  знаний в лоне самых разных философских  концепций. Большинство проблем  социальной психологии зародилось в  философских системах древности. Родоначальником  этих проблем считают Платона. Философию  Аристотеля в целом называют порой  «социологически ориентированной», поскольку он рассматривал человека как «социальное животное». В  противоположность взглядам Платона, считавшего первичным мир людей, дающий основу для познавательной деятельности человека, Аристотель утверждал, что  человек не может развиваться  нормально вне воздействий со стороны внешнего мира, общества.
   То есть, уже в трудах философов античности можно обнаружить немало мыслей об идеальной личности и идеальном образе жизни, особенностях взаимовлияния людей в обществе. Философы прошлого в течение продолжительного периода сосредоточивали свое внимание на том, какова сущность человека, является ли он по своей природе «хорошим» или «плохим»1.
1 - Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л., 1967. С. 37-38
В философии  нового времени нельзя упустить такие  имена, как Гоббс, Локк, Руссо, Гегель. Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) считал, что люди в силу своей натуры проявляют тенденцию к враждебности по отношению друг к другу и «борьба всех против всех» является естественной для человечества. Поэтому только развитие Левиафана, или своеобразного супер государства, может предохранить людей от взаимного уничтожения. Человек, лишенный упорядоченного общества, по словам Гоббса, был предоставлен жизни «одинокой, жалкой, опасной, тупой и короткой». Гоббс проявлял пренебрежение к законности или морали, когда касался прагматических вопросов эффективности государства, основанного на силе.
В XVIII в. идеи Гоббса получили сравнительно широкое  распространение. Такие философы, как  Руссо, Кант, Дидро придерживались вере в естественную доброту человека. Они считали, что человек по своей природе добр, и именно общество портит его, формируя негативные черты. Поэтому эти философы подвергли критике взгляды Гоббса. Последователи Гоббса называли сторонников этой позиции «романтиками», полагая, что их собственный взгляд на природу человека является «реалистическим».
Важной  вехой становления социальной психологии как науки были работы французского философа О. Конта (1798-1857). Порой его  даже называют «единственным отцом  социальной психологии»2 .
В 1854 г. в последнем томе своей «системы позитивной психики» Конт заявил о  своем намерении создать «систему позитивной морали», имея в виду под  этим термином, по сути, социальную психологию. Однако он не успел осуществить свой замысел.
Во второй половине XIX в. интерес к социально-психологической  проблематике возрастает в разных странах. В Германии формируется научная  школа, сосредоточившая свое внимание на изучении психологии народов. Теоретическими источниками ее послужили: учение Гегеля о народном духе и идеалистическая  психология Гербарта. Непосредственными создателями теории психологии народов выступили М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь.
________
2 - Социальная психология /Под ред. П.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. - М., 1975. С. 98
В 1859 г. был основан журнал «Психология  народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения  о психологии народов». В ней была сформулирована мысль о том, что  главная сила истории - народ, или  «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах  и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой  психической связи. Задача состояла в том, что бы познать сущность духа народа, открыть законы, по которым  протекает духовная деятельность народа3.Идеи психологии народов получили развитие в работах «отца психологии» В. Вундта (1832-1920). К сфере изучения «народной психологии» Вундт относил «те психические продукты, которые создаются вследствие общественного характера человеческой жизни и поэтому необъяснимы только исходя из индивидуального сознания»4.Так, он считал, что языки, мифы и обычаи по своему происхождению социальны. В соответствии с этим объектом социально-психологического исследования должен выступать язык, миф, обычай.
В конце XIX - начале XX в. ведется активный исследовательский  поиск движущих сил, определяющих социальное поведение. Характерной чертой многих работ этого периода было выделение  того или иного доминирующего  фактора при анализе социально-психологической  проблематики. Подобное упрощение сводило  основы всех социально-психологических  явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание Г. Лебон - внушение, У. Джеме - привычку, У. Макдугалл и У. Троттер - инстинкт, Э. Дюркгейм - «коллективное сознание».
Большое влияние на развитие социально-психологической  мысли оказали труды английского  естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809-1882). В соответствии с принципом  естественного отбора, который был  им сформулирован, в «борьбе за существование» выживают особи «наиболее приспособленные». 

________
3 - Шибутани С. Социальная психология. - Ростов-на-Дону, 1998. С. 36-37
4 - Свенцицкий А.Л. Социальная психология в трудах отечественных психологов. - СПб: Питер, 2000. С.25
    Многие  последователи Дарвина обратились к его теории эволюции органического  мира, чтобы использовать ее как  основу для объяснения социальных и  социально-психологических явлений.
    На  этой почве возник социальный дарвинизм, который делал акцент на «борьбе  за существование» посредством межличностных  и межгрупповых конфликтов, хотя сам  Дарвин был далек от такой мысли.
Основателем социального дарвинизма является английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), выступивший со своими собственными эволюционными идеями и предвосхитивший точку зрения Дарвина. Вслед за Спенсером многие мыслители второй половины XIX в. считали расовые, этнические, национальные и классовые различия людей функцией биологических факторов, обусловленных эволюционными процессами естественного отбора. Идеи социального дарвинизма развивают во Франции А. Фуле, А. Эспина, Р. Вормс, Ж. Лапуж, в Англии - У. Баджот, в Австрии - Л. Гумплович и Г. Ратценхофер, в США - Д. Фиске, А. Смолл, У. Самнер5.
Хотя  позиции этих исследователей по многим вопросам были различны, все они  исходили из того, что биологическое  изменение является детерминантой6 изменения социального.
Основоположник  психоанализа и соответствующей  научной школы, внес австрийский  психолог, невропатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) оказал значительное влияние на развитие всех социальных наук в XX в. В целом для взглядов Фрейда характерна негативная оценка человеческой природы. Фрейд был последним из крупных мыслителей, пытавшихся строить социально-психологическую теорию без соответствующего подкрепления эмпирическими данными.
На рубеже XIX-XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период - исследователи  обращаются к лабораторному эксперименту.  

________
5 - Андреева Г.М., Богомолова Н.Н. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. - М.: Аспект-Пресс, 2001. С. 41 

6 - Детерминанта (греч. Determinans – определяющий) - фактор или элемент, обусловливающие то или иное явление.  

    Так, американский психолог Норман Триплетт обратил внимание на то, что велогонщики часто достигают гораздо лучших результатов в ситуации непосредственного соревнования друг с другом, нежели тогда, когда проходят свою дистанцию в одиночестве, ориентируясь лишь на секундомер.
С целью верификации  этих выводов он провел следующий  эксперимент. Задача испытуемых (детей  от 8 до 17 лет) состояла в том, чтобы  наматывать леску на катушку спиннинга. В одной серии испытуемые были разбиты на пары и каждого из двоих  просили работать быстрее, чем их оппонент. В другой серии испытуемые работали в одиночестве и их инструктировали  наматывать леску так быстро, как  только они могут. Триплетт обнаружил, что большинство детей работали быстрее в условиях соревнования друг с другом, чем в одиночестве. Его статья с изложением этих данных была опубликована в 1897 г. в "Американском психологическом журнале", а сам автор с тех пор приобрел репутацию первого экспериментатора в социальной психологии. Однако такое начало не привело сразу к заметному увеличению количества лабораторных экспериментов. Подавляющее число подобных работ было проведено социальными психологами в течение последних 40 лет.
Работа У. Макдугалла «Введение в социальную психологию» и книга социолога Э. Росса «Социальная психология», вышли в 1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании. Каждая из этих двух книг внесла важный вклад в развитие социальной психологии как самостоятельной науки. Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, их роль в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной социальной психологии7.
________
7 - Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб., 1999. С. 98 

Значительным  событием для социальной психологии стало появление крупной работы двух социологов - американца У. Томаса и поляка Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке».
Их произведение состояло из пяти томов, выходивших в  свет с 1918 по 1920 г. в США. Это был  итог исследования, длившегося более 10 лет и посвященного приспособлению к новым условиям жизни польских крестьян, эмигрировавших в Америку. Впервые в качестве эмпирической основы исследования широко использовались личные документы (письма, биографический и автобиографический материал). Было обнаружено сильное влияние социальной группы на поведение и установки  ее членов. Тогда Томас и Знанецкий определили социальную психологию как «научное исследование установок»8.
С тех  пор изучение установок прочно вошло  в основную проблематику западной социальной психологии.
Первым, кто обратился к измерению  установок, был в 1925 г. американский социолог Э. Богардус, приобретший с тех пор научную известность во многом благодаря своей шкале «социальной дистанции». В 1928 г. Л. Терстоун предложил использовать при измерении установок тот же методический подход, что и в психофизике, разработав в итоге шкалу «равных интервалов». Он также определил ряд правил для конструирования шкал установок. Через год Л. Терстоун и Э. Чейв применили шкалу «равных интервалов» с целью измерения отношений к религии. Эта шкала включала в себя пункты, ранжированные от «высшей» до «низшей» благожелательности. Работы Богардуса и Терстоуна послужили важным толчком для создания многочисленных шкал установок.
За этими  шкалами последовали другие, среди  которых следует отметить социометрический метод Я. Морено. Этот метод, обнародованный им в 1933 г., предназначался для измерения динамики межличностных отношений в группе. В соответствии с концепцией Морено межличностные отношения, особенно предпочтения и неприятия, представляют собой главные характерные черты человеческой жизни.  

________
8 - Шихарев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. - М., 1984. С. 178-179
Социометрический  метод позволяет получить картину  предпочтений и неприятии среди членов группы. С помощью социометрии получено немало важных данных о строении группы и ее функционировании. Постепенно социометрия превратилась в отдельное направление в западной социальной психологии9.
Среди выдающихся исследователей, в значительной степени повлиявших на формирование лица современной социальной психологии, необходимо назвать К. Левина. Он привнес  в социальную психологию концепции, экстраполированные из других наук. Из физики он заимствовал общее представление  о «поле сил», а из математики - понятия топологии (отрасли знания, изучающей наиболее общие свойства геометрических фигур). Данные положения  Левин использовал как основу анализа индивидуального и социального  поведения.
К концу 1930-х гг. социальная психология достигла своего наибольшего развития в США. Подъему социальной психологии способствовало появление трех специальных журналов, посвященных этой отрасли знания. В 1936 г. Левин основал «Общество психологического исследования социальных проблем», которое успешно работает по настоящий день, объединяя сейчас более трех тысяч социальных психологов США и ряда стран (в том числе и России). В те же годы начинает проявляться все более отчетливая тенденция привлечения социальных психологов к решению прикладных задач, главным образом в сфере деятельности индустриальных организаций10.
В последние  годы в США отмечается дальнейшее расширение сферы социально-психологических  работ (и теоретических и прикладных), возникновение новых научных  центров, увеличение выпуска дипломированных  социальных психологов.
Выход в свет в 1968 г. пятитомного «Руководства по социальной психологии» считается  важной вехой в ее развитии. Этот фундаментальный труд до сих пор  выполняет свою роль наиболее полной энциклопедии социально-психологического знания.
________
9 - Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. - М., 1995. С. 211-212
10 - Андреева Г.М., Богомолова Н.Н. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. - М.: Аспект-Пресс, 2001. С. 118
В течение  двух последних десятилетий можно  наблюдать активизацию социально-психологической  науки в ряде стран Западной Европы. Здесь все большее число исследователей начинают отходить от научных стандартов, заданных американской социальной психологией, демонстрируя свою теоретическую и  методологическую самостоятельность. Начинается поиск альтернатив развития социальной психологии на иных, нежели в США, основаниях. Стараясь преодолеть свойственный американской социальной психологии «ползучий эмпиризм», делающий акценты на лабораторном эксперименте, европейские ученые провозглашают  необходимость осуществления исследовательской  работы, исходя из более широкого «социального контекста», который включал бы в  себя актуальные проблемы современного общества.
Настоящий этап развития социальной психологии как науки на Западе оценивается  неоднозначно. Накоплен огромный эмпирический (в том числе, экспериментальный) материал. Однако высказывается неудовлетворенность  качеством теоретического его осмысления. В прикладной сфере социальная психология также не оправдывает многих ожиданий.
Не случайно в западных публикациях двух последних  десятилетий порой говорится  о "кризисе" социальной психологии. Однако современное состояние социальной психологии (даже если согласиться  с термином "кризис") можно рассматривать  как своеобразную "болезнь роста". Социальная психология, несмотря на свою долгую предысторию, является молодой  наукой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II.Становление отечественной социальной психологии
В России социальная психология развивалась  под сильным влиянием марксизма. Лишь социолог Н.К. Михайловский (1842-1904), которого можно считать основоположником отечественной социально-психологической мысли, был далек от марксистских воззрений. Заслуга Михайловского состоит, прежде всего, в том, что он впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопившийся в русской социологии, художественной литературе и публицистике. Будучи одним из теоретиков народничества, он стремился осмыслить психологические особенности народных масс в связи с революционно-освободительным движением в России.
Широкое распространение получила его концепция  «героев и толпы». Рассматривая толпу  как «самостоятельное общественно-психологическое явление», Михайловский считал, что герой является порождением толпы, которая «выдавливает» (выдвигает) его в определенные моменты истории. Одним из главных психологических механизмов взаимодействия людей в толпе, по мнению Михайловского, выступает подражание толпы герою и взаимоподражание людей. При этом для массового поведения более характерно неосознанное подражание, чем осознанное, что объясняется легкой внушаемостью масс, их податливостью силе личности героя.
Несмотря  на марксистскую критику взглядов Михайловскою, они оказали существенное влияние  на дальнейшее развитие отечественной социально-психологической мысли.
Значительный  вклад в разработку ряда проблем  социальной психологии внес Г.В. Плеханов (1856-1918), революционер и мыслитель, основатель социал-демократического движения в  России. С позиций исторического  материализма он дал определение понятия «общественная психология», рассматривая ее как конкретно-историческое и классовое явление. Плеханов показал место и роль общественной психологии в социальной структуре общества. Раскрывая закономерности формирования общественной психологии, он исходил из материалистического принципа социальной обусловленности общественного сознания.
Вскоре  после установления в России советской  власти в октябре 1917 г. марксизм становится единственной методологической основой психологической науки1. В своих поисках в области социальной психологии отечественные исследователи старались в той или иной степени следовать идеологическим и методологическим требованиям советской системы. В 20-е гг. выходит ряд публикаций по вопросам социальной психологии, авторами которых были представители различных наук – психологи К.Н. Корнилов, В.А. Артемов, Б.В. Беляев, П.П. Блонский, психолог и философ Г.И. Челпанов, зоопсихолог В.А. Вагнер, невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев, юрист М.А. Рейснер, филолог Л.Н. Войтоловский. Этот период характеризуется острыми дискуссиями о предмете социальной психологии, ее теоретических и методологических основах. Предпринимаются отдельные попытки построения системы социально-психологических взглядов (В.М. Бехтерев, М.А. Рейснер, Л.Н. Войтоловский).
Следует особенно отметить труды В.М. Бехтерева (1857-1927), проявлявшего интерес к разработке вопросов социальной психологии еще в конце XIX в., когда он обратился к анализу роли внушения в общественной жизни. Провозглашая объективные методы единственно возможными при изучении психики, Бехтерев соответствующим образом подходил и к явлениям социальной психологии. Групповую психику Бехтерев рассматривал как совокупность «сочетательных рефлексов» (синоним условного рефлекса по его терминологии). Свое понимание социально-психологических явлений он представил наиболее полно в книге «Коллективная рефлексология» (1921). Здесь Бехтерев дает характеристику различных социальных групп, выступает с оригинальной классификацией коллективов, правда, используя этот термин очень расширительно. При объяснении социально-психологических явлений он обращается к основным законам физики, исходя из своей идеи об универсальности последних. Таким образом, законы психологии масс сводятся к физическим законам2. Неудивительно, что концепция «коллективной рефлексологии» сразу же и вполне обоснованно подверглась критике за «механистический материализм».
Занимаясь изучением взаимодействия и взаимовлияния  членов коллектива, Бехтерев первым в  отечественной социальной психологии обратился к эксперименту. Задача экспериментов, проведенных Бехтеревым совместно с М.В. Ланге, состояла в том, чтобы сравнить характеристики психических процессов (восприятия, памяти, мышления и др.) в условиях групповой работы и деятельности изолированных друг от друга индивидов. Сопоставление полученных данных показало существенное влияние группы на особенности психической деятельности ее членов. Были выявлены также половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы. Так, в частности, обнаружилось, что группа может стимулировать психическую деятельность одних своих членов и в то же самое время тормозящим образом влиять на других. Результаты этих экспериментов, опубликованные в 1924 г., получили широкую известность за рубежом и считаются важной вехой развития социальной психологии.
Большое внимание уделялось в 20-е гг. проблемам  детских, ученических коллективов, которые рассматривались не только в педагогическом, но и в социально-психологическом  аспекте (Е.А. Аркин, Б.В. Беляев, А.С. Залужный, С.С. Моложавый). В ряде публикаций рассматривались вопросы социальной психологии труда, управления организациями (Н.А. Витке, А.К. Гастев, П.М. Керженцев). Начинаются поиски в области методов социальной психологии3.
Особое  значение для отечественной социальной психологии имели работы Л.С. Выготского (1896-1934), который выступил с концепцией, получившей название культурно-исторической теории развития психики. Культура, как отмечает Выготский, «создает особые формы поведения», «видоизменяет деятельность психических функций». «В процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения – специфически культурные» (Выготский, 1960. С. 45). Культурно-историческая теория Выготского в свое время не получила достойной оценки, хотя впоследствии оказала немалое влияние на отечественные и зарубежные исследования развития поведения ребенка.
Конец 1920-х – начало 1930-х гг. характеризуется  свертыванием и затем полным прекращением социально-психологических работ. Отечественным исследователям не удалось обосновать необходимость развития «марксистской социальной психологии». Логика ее противников была такова: поскольку, в соответствии с марксизмом, сознание человека есть общественный продукт и человеческая психика социальна, то и психология является наукой социальной. Отсюда следует, что нет никакой необходимости в выделении какой-то особой социальной психологии. Такая точка зрения господствовала в СССР почти тридцать лет – до конца1950-х гг.
В Большой  Советской Энциклопедии хорошо представлено сложившееся к этому времени  официальное отношение к социальной психологии. В 1957 г. она характеризуется как «одна из ветвей буржуазной психологии», которая «подменяет исторический анализ общественных явлений их психологическим объяснением». Далее следовал заключительный вывод: «В советской науке проблемы, неправомерно относимые буржуазной психологией к социальной психологии, заняли свое место в системе наук об обществе и разрабатываются специалистами соответствующих областей знания (историками, философами, экономистами и др.) как проблемы исторического материализма» (БСЭ. Т. 40. С. 197).
Таким образом, период начала 1930-х – конца 1950-х гг. не без основания можно  считать временем перерыва в развитии отечественной социальной психологии, хотя многие наши авторы полагают, что разработка социально-психологических проблем продолжалась в рамках других (прежде всего психологических и педагогических) наук4. Пожалуй, единственным подтверждением этого мнения являются труды педагога и писателя А.С. Макаренко (1888-1939). Его основной педагогический опыт состоял в перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей. В течение пятнадцати лет А.С. Макаренко руководил сначала трудовой колонией, а затем «детской коммуной», созданной под эгидой НКВД УССР.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.