На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы социальной защиты населения в современных условиях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОУ ВПО Российский Экономический  Университет 
им. Г.В.Плеханова 
 

Кафедра экономики труда и управления персоналом 
Кафедра математических методов  в экономике
Кафедра менеджмента инвестиций и инноваций 
 
 
 
 

Междисциплинарная курсовая работа
на  тему:
«Проблемы социальной защиты населения  в современных  условиях» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:  

Антонова  Елена Владимировна 
Факультет  Общеэкономический 

Группа  № 1341 

Научные руководители:       

к. э. н., доцент кафедры  «Экономика труда и занятости» ___________________________
А.В.  Петропавловская 

к. т. н., доцент кафедры  «Математических методов в экономике»________________  Ю.А. Ковалевский 

ассистент кафедры «Менеджмента инвестиций и инноваций»____________________
Е.Н. Немчиков 
 

Москва  2011 г.
                                                          Содержание.
Введение
Раздел 1. Теоретические основы и актуальные проблемы социальной защиты населения, анализ действующих механизмов формирования и реализации социальной защиты населения  в России.
      Сущность социальной защиты населения______________________6
1.2 Принципы  и функции системы  социальной   защиты   населения____9
1.3 Особенности и проблемы системы социальной защиты населения в России____________________________________________________19
1.4Основные государственные программы по совершенствованию системы социальной защиты населения на 2011 год________________26
Раздел 2. Исследование динамики выплат материальных пособий ориентированных на социальную поддержку на ЗАО ПК «Экстра М»_33
Раздел 3. Динамическое моделирование социально  – экономическими процессами
Заключение
Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Введение.
Актуальность  выбранной мной темы, обуславливается  следующим:
Россия, перешагнув рубеж нового тысячелетия, начала восхождение в принципиально  новую фазу своего развития. Эта  фаза отмечена кардинальными изменениями  в структуре производительных сил  общества: место устаревших индустриальных технологий все более уверенно начинают занимать высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, основанные на новейших достижениях электроники, информатики, кибернетики, автоматизации  трудовых процессов. Общество, обладающее таким производством, обнаруживает более высокую экономическую  рентабельность, обладает лучшими возможностями  в социальной защите населения и  неуклонном повышении уровня его  благосостояния и культуры. Вместе с тем, как отмечается во многих информационных источниках, стремительно нарастают такие явления как антигуманизм и социальная незащищённость населения. В условиях развития рыночных отношений актуальна проблема разработки механизма регулирования социальной напряженности, выявляющего фактора роста общенационального богатства, способствующего улучшению условий жизни населения. К такого рода специализированным механизмам относится социальная защита. Само возникновение социальной защиты обусловлено необходимостью разрешения важного противоречия процесса воспроизводства между естественными потребностями каждого отдельного индивида и реальными его возможностями по обеспечению собственного благосостояния.
В связи  со сложившейся в трансформируемом российском обществе социальной ситуацией  возникает острая необходимость  в целенаправленном социологическом  поиске новых подходов к формированию социальной политики государства, которая  могла бы направить деятельность всех учреждений и служб социальной сферы на ликвидацию возникающих социальных проблем. Требуется разработка и широкомасштабное внедрение активных программ социальной защиты населения, нацеленных на повышение качества жизни и усиление мотивации трудовой деятельности с целью самостоятельного обеспечения личного благосостояния.
Однако  следует признать также, что до сих  пор в нашей стране не сложилась  целостная, теоретически обоснованная и ресурсно-обеспеченная система  социальной защиты населения, органично  сочетающая в себе принцип социальной справедливости с рыночной конкуренцией и борьбой за выживание каждого  социального субъекта. Не проявилась еще в полной мере и роль государства  как надёжного гаранта социальной защиты населения. [4]
Цель  моего исследования состоит в  раскрытии сущности, содержания и  механизма социальной защиты населения  с точки зрения минимизации социальных рисков, и в разработке основных направлений совершенствования.
Реализация  поставленной цели предопределила необходимость  решения следующих задач:
- изложить  сущность социальной защиты населения;
- выделить  и охарактеризовать основные  формы, виды, принципы формирования  и функционирования системы социальной  защиты населения;
- провести  организационно-экономический анализ  действующих механизмов формирования  и реализации социальной защиты  населения, а также выявление  проблем, функционирования системы социальной защиты населения;
- исследовать особенности системы социальной защиты в российском обществе;
- предложить  основные направления повышения  эффективности социальной защиты  населения направленные на совершенствование  системы  социальной защиты  населения.
Информационной  базой моей курсовой  работы,  явились  научные работы в области  экономики, развития и организации  социальной сферы таких российских как:, Ю.А.Васильчук, С.И.Григорьев, С.А.Громов, В.И.Добреньков, С.И.Долгов, Е.Н.Жильцов, Т.Н.Заславская, В.Т.Кондрашов, Ю.В.Яковец и др. А также Законодательство РФ в области развития социальной сферы, Федеральные законы, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (2008-2020 годы). 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 1. Теоретические основы и актуальные проблемы социальной защиты населения, анализ действующих механизмов формирования и реализации социальной защиты населения  в России.
      Сущность социальной защиты населения.
Переход российского общества к рыночным отношениям, обостривший  социальные  проблемы широких слоев  населения, потребовал создания и развития нового  социального  института –  социальной   защиты   населения  (СЗН), сделав его центром общественного мнения. Система  социальной   защиты  должна быть ориентирована на широкие слои  населения,  но ее реальное воплощение по отношению к различным  социальным  слоям и группам является дифференцированным: здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получать равные возможности в области образования, освоения профессии, включения в систему трудовых отношений, предпринимательства, а нетрудоспособным и  социально  уязвимым слоям и группам  населения  (инвалидам, пенсионерам, многодетным и неполным семьям, детям и др.) – оказывать комплекс  социальных  услуг (в зависимости от состояния) за счет государства, гарантировать получение установленных законом льгот и пособий, т.е. создавать необходимые  условия  для жизнедеятельности.
Под системой  социальной   защиты  в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав,  социальных  институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих  условия  для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных  социальных  слоев и групп  населения , прежде всего,  социально  уязвимых.[9]
В России право граждан на  социальную   защиту  гарантировано Конституцией и регламентировано законодательством.  Социальная   защита  осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых негосударственных фондов.
Систему СЗН можно рассматривать как институт  социальной   защиты.  Формирование и развитие такого института происходит на основе создающейся законодательной и нормативно-правовой базы, творческого использования исторического опыта, под влиянием политической, социально-экономической, духовно-нравственной обстановки в обществе, существующих представлений о характере и формах  социальной  помощи людям. На развитие системы СЗН как механизма регулирования всей совокупности  социально-экономических, политических, духовно-нравственных отношений в обществе влияют многочисленные факторы: политические, экономические, идеологические, нравственно-психологические и др. Ниже я рассмотрю их подробнее.
Политические  факторы. Необходимость политической стабилизации в обществе в решающей степени определяет превращение  системы  социальной   защиты   населения  в элемент национальной безопасности страны, предмет особой заботы законодательных и исполнительных органов власти. Ими принимаются конкретные меры по противодействию многим потенциальным и реальным угрозам, которым подвергаются жизненно важные интересы России: по преодолению бедности, замедлению снижения уровня жизни  населения,  социальной  дифференциации общества, ликвидации различного рода чрезвычайных ситуаций. Среди этих мер – мониторинг и прогнозирование  социальных  процессов, упреждающая корректировка решений органов государственной власти, способных ухудшить  социальную  ситуацию, развитие  социальных  выплат и  социального  обслуживания.
Социальная   защита  влияет на уровень накоплений и инвестиций, спрос и предложение труда, характер управления предприятиями и на стратегию руководства.
Рост  накоплений и инвестирования в  социальную   защиту  позволяет осуществлять достойное страхование по безработице и пенсионное страхование, материальное обеспечение нетрудоспособных граждан, укрепить материально-техническую базу учреждений  социального  обслуживания; сокращение текучести рабочей силы и закрепление ее на предприятиях мерами  социальной   защиты  – это отражение влияния экономических факторов на состояние и развитие системы  социальной  защиты.
Идеологические  факторы играют важную роль в становлении  института  социальной  защиты.
Идеологические  факторы отражают посредством системы  общественных взглядов и идей экономическую  жизнь общества, активно влияют на ее развитие посредством деятельности государства, общественных объединений, партий, групп и слоев общества. Реально их влияние и на результативность деятельности складывающегося института   социальной  защиты.
Нравственно-психологические  факторы на протяжении всей истории   социальной   защиты  являются важнейшими регуляторами отношений, возникающих в сфере  социальной   защиты  человека. Нравственно-психологические проблемы возникают часто и проявляются во всех областях социальной помощи и поддержки человека – при взаимодействии социального работника и клиента, в семье, в деятельности учреждений социального обслуживания ит.д. Социальные работники, к примеру, постоянно сталкиваются с проблемами проявления социального и политического неравенства, унижением человеческого достоинства, утратой человеческих ценностей. Поэтому задача института  социальной   защиты  – способствовать восстановлению социальной справедливости, законных прав клиента, добиваться реализации его основных потребностей, уважительного отношения к ценностям человека.
Таким образом, на развитие системы СЗН  активно влияют факторы, связанные  с ее более глубоким воздействием в качестве механизма регулирования. Их влияние выражается в постановке конкретных целей и задач по  социальной   защите  человека в функциях, реализующих главную цель системы  социальной   защиты : оказать помощь человеку или группе людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.[14]
1.2 Принципы и функции системы  социальной   защиты   населения.
Система СЗН базируется на принципах, составляющих ее научную основу. Принципы – это  научно обоснованные положения, выражающие характер требований к ее содержанию, формам и методам по  социальной   защите  людей. Основываясь на принципах, система СЗН наиболее полно и эффективно реализует свои функции.
К основным можно отнести принципы:
1.    Принцип общественной целесообразности. Согласно ему контингент защищенных в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к ослаблению и полному угасанию трудовой мотивации и росту армии иждивенцев.
2.    Принцип экономической эффективности. Он выражается в оптимальном соотношении объема социальных расход» и размера отчислений на их финансирование. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы.
3.   Принцип экономической справедливости. Он выражается в экономической защите как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто по объективным причинам находится за пределами производственно-рыночной деятельности.
4.   Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения.
Согласно  этому принципу, в нашей стране именно государство выступает главным  гарантом экономического обеспечения  социально приемлемого уровня жизни  тем, кто не может достичь этого  самостоятельно в силу объективных  причин.
5.   Принцип экономической самостоятельности местных органов.
Он реализуется  на основе разграничения экономических  полномочий субъектов федерального и местного уровней. Социальные пособия и другие выплаты на федеральном уровне должны гарантироваться в минимальных размерах, а все выплаты сверх того — производиться из местного бюджета и местных фондов социального страхования.
Итак, на перечисленных выше принципах строится социальная защита населения как  система, пронизывающая все уровни государства: от федерального до местного.
Для эффективной  реализации данных социально-экономических  принципов необходимо определение  экономических методов социальной защиты, как способов достижения социальных целей на основе экономических принципов.
К основным экономическим методам можно  отнести следующие:
1. Введение  системы минимальных социальных  гарантий. Определяющим здесь является  законодательное установление минимального  размера оплаты труда и прожиточного  минимума.
2. Индексация  доходов как заранее установленный  законодательно или решением  исполнительной власти механизм  автоматической корректировки доходов  в соответствии с ростом стоимости жизни.
3. Компенсация  расходов — возмещение расходов  представителей различных социальных  групп населения органами власти  в связи с ожидаемым или  наступившим ростом цен.[11]
Социальную  защиту, по моему мнению, необходимо рассматривать в трех аспектах:
1)   социальный институт;
2)   государственную организационно-управленческую систему;
3) деятельность  по достижению социальной защищенности. 
Социальная защита при этом отвечает всем признакам социального института:

• это  устойчивая воспроизводящая форма  социального взаимодействия, благодаря  чему каждое общество практикует свои формы социальной защиты в зависимости  от уровня его развития;
•   она имеет свою развитую нормативность, т. е. систему законодательных актов, а также моральные нормы и сложившиеся в обществе представления;
•   в ней имеется профессиональная и кадровая определенность: в системе социальной защиты работают люди, специально обученные для этого, имеются учреждения специальной подготовки и т. д.
•   определена интернализация социальных норм и ожиданий: как люди, осуществляющие социальную защиту, так и те, на кого она направлена, имеют сложившиеся установки и стереотипы по поводу этого социального явления.[5]
Также важнейшими принципами  социальной   защиты  являются гуманизм и  социальная  справедливость.
Быть  гуманным и справедливым при осуществлении   социальной   защиты  – значит признавать самоценность человеческой личности, ее право на свободу, развитие своих способностей, достойную, полноценную и счастливую жизнь независимо от национальных, расовых, религиозных и других индивидуальных или  социальных  особенностей. Это создание бескорыстных отношений между людьми, основанных на взаимопомощи, взаимопонимании и доброте.
Быть  справедливым и гуманным в  социальной   защите  – это уметь правильно оценивать личностный потенциал человека, его внутренние ресурсы, осознавать основные причины жизненных затруднений и определять пути выхода их них. Это и оценка человека с точки зрения способности осуществить конкретную деятельность по самозащите, проявлять инициативу, предприимчивость.
Справедливость  и гуманизм в  социальной   защите  – это обеспечение на правовой основе всем членам общества, всем слоям и группам  населения  равнодоступных защитных гарантий и благ с учетом трудового вклада. Система  социальной   защиты  основывается на принципах системности и комплексности. С системностью в организации и содержании  социальной   защиты  тесно связана комплексность, т.е. обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономического,  социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня  социальной   защиты.[11]
Комплексность обеспечивается:
    единством целей, принципов и направлений деятельности;
    сочетанием исторического опыта и традиций с  современной  практикой помощи человеку;
    всесторонним изучением объекта  социальной   защиты  (индивидуума,  социальной  группы, территориальной общности, трудового коллектива);
    координацией и согласованностью действий субъектов  социальной   защиты;
    контролем над осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям.
Огромное  значение имеет принцип превентивности мер по  социальной   защите, который означает, что следует предупреждать причины  социального  неблагополучия, вскрывать их на самой начальной стадии формирования и устранять. Превентивность – это прежде всего создание таких  условий, когда люди сами могут справиться со сложной жизненной ситуацией, использовать личные ресурсы на случай возникновения  социальных  рисков: старости, болезни, безработицы. Предупреждение  социальных  рисков осуществляется посредством:
    помощи в нахождении работы пенсионеру, инвалиду; развития надомного труда;
    поддержки негосударственных систем  социального  страхования;
    формирования частного сектора на основе добровольных взносов граждан и других средств;
    развития различных форм участия  населения  в финансировании  социальных  программ, например на основе развития ипотечного кредитования, поддержки деятельности страховых медицинских компаний (помощь семье или отдельному человеку в выборе медицинского учреждения, врача, необходимых видов медицинских услуг);
    сочетания платных и бесплатных услуг, что способствует обеспечению воспроизводственных возможностей субъектов  социальной   защиты , создает дополнительные системы для накопления  населением  денежных сбережений. А это означает появление новых возможностей для реализации методов самозащиты и удовлетворения  социальных  потребностей в образовании и воспитании детей, укреплении их здоровья, улучшении жилищных  условий  и др.;
    поддержания величины денежных доходов на уровне не ниже прожиточного минимума, что обеспечивается сочетанием различных форм  социальной  помощи, участием в формировании рынка труда, использованием общественных работ и др. [2]
Важнейший принцип  социальной   защиты  – ее адресность, т.е. осуществление комплекса мер по поддержке достойных  условий  существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями. Следует отметить, что  в   современных   условиях  предоставление средств существования старым, больным людям, а также людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, пока не всегда является адресным и справедливым: пособия нередко выплачиваются не тем, кому они должны выделяться в первую очередь, назначаемые пенсии не в полной мере учитывают трудовой стаж граждан, узок перечень  социальных  услуг и др.
Адресная  помощь должна предоставляться прежде всего следующим группам  населения :
    инвалидам 1-й и 2-й групп;
    одиноким пенсионерам и одиноким супружеским парам, не способным к самообеспечению;
    престарелым гражданам в возрасте 80 лет и старше;
    детям-сиротам, выпускникам детских домов, школ-интернатов;
    семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;
    многодетным и неполным семьям;
    семьям безработного;
    лицам, попавшим в экстремальные ситуации (беженцам, бомжам, вынужденным переселенцам, лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, и т.д.);
    лицам, которые не могут получить трудовой доход в достаточном размере по объективным причинам (уход за нетрудоспособным членом семьи, инвалидность и др.);
    лицам, которые не имеют родственников, обязанных по закону содержать граждан, неспособных к самообслуживанию, и др. [12]
Принцип адаптивности системы СЗН означает, что она должна предусматривать упреждающий пересмотр  социальных  нормативов  условиях  инфляции и экономической нестабильности, снижения занятости; своевременное развитие правовой базы организационных структур; обновление методов осуществления и др. Адаптивность системы СЗН означает ее способность к самосовершенствованию, развитию защитной активности и инициативы самих  социальных  субъектов.
Принципом  социальной   защиты  является ее многосубъектность. Важнейший субъект СЗН – государство,  социальная   защита   населения  является одной из его основных функций. Реализуя свои важнейшие функции – целеполагания и организационного воздействия на  социальные  процессы в обществе, эффективного регулирования и контроля  социальной  сферы, – государство обеспечивает минимальный уровень  социальных  гарантий, создает  социально  гарантированные  условия  для жизнедеятельности людей, поддерживает оптимальные отношения между доходами активной части  населения  и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий,  социальных  пособий и величиной прожиточного минимума, создает  условия  для укрепления здоровья  населения , роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем.
Государство влияет на функционирование системы  СЗН, утверждая государственный  бюджет, а также бюджеты других находящихся в государственной  собственности источников финансирования (в России к ним относятся внебюджетные  социальные  фонды – пенсионный,  социального  страхования, обязательного медицинского страхования и занятости).
Еще один субъект  социальной   защиты  – работодатели. Они обеспечивают обязательные  условия   социальной  помощи и поддержки наемных работников (минимальный уровень заработной платы, обязательное страхование по установленным нормативам пенсионное,  социальное, медицинское, по безработице,  социальные  выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и др.). Возможности работодателей в качестве активных субъектов  социальной   защиты  используются далеко не в полную меру. Располагая значительными финансовыми ресурсами, многие из них могут создавать на своих предприятиях рабочие места, развивать  социальную  инфраструктуру, предоставлять различные  социальные  блага – бесплатные путевки, обеды, выдачу долгосрочных беспроцентных кредитов и т. д.
Современная  концепция  социальной   защиты  исходит из того, что  социальная   защита  не должна сводиться к бесплатной помощи и поощрению ее пассивного ожидания. Ее суть должна заключаться в том, чтобы возрождать и поощрять в человёке чувство хозяина, формировать мотивы к высокопроизводительному труду и вовлекать его в такой труд, создавать в обществе относительно равные «стартовые возможности» для всех его членов[13]. Вот почему важнейшим субъектом  социальной   защиты  является сам человек, реализующий свой потенциал и силы, защищающий свои жизненные потребности и интересы.
Функции – это относительно самостоятельные, но тесно связанные между собой  виды деятельности по  социальной   защите  человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Важнейшими из них являются:
    экономическая;
    хозяйственно-бытовая;
    психолого-педагогическая;  
    социально-медицинская ;
    юридическая;
    организации труда и отдыха и др.
В процессе развития системы СЗН функции  меняются, наполняются новым содержанием  за счет инновационных технологических  приемов, комплексности оказываемых  услуг и расширения сфер их применения, повышения профессионализма специалистов. В этом находит отражение процесс  освоения нового содержания деятельности по  социальной  защите [7, c. 42-50].
Социальное  обслуживание представляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических,  социально-правовых,  социально-бытовых  и иных социальных  услуг и материальной помощи, проведение адаптации и реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Приоритетные  направления развития системы  социальной   защиты  населения   в   современных   условиях:
    активизация разработки теории  социальной   защиты , теоретическое обоснование ее целей и задач, способов деятельности и организационных структур, правовых норм деятельности;
    усиление  социальной  политики в области СЗН за счет конкретизации политических решений в области помощи и поддержки  социально  уязвимых групп  населения  и, прежде всего, семьи;
    концентрация материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов для обеспечения конституционных и законодательных  социальных  норм, осуществления  социальных  гарантий на всех уровнях;
    совершенствование и всемерное укрепление системы  социального  обслуживания как важнейшего направления  социальной   защиты , включая его правовое, финансовое, организационно-управленческое, кадровое, материально-техническое, научно-методическое, информационно-аналитическое обеспечение; поддержка развития  социального  обслуживания в нестационарных учреждениях различного вида: центрах комплексного обслуживания, учреждениях  социального  обслуживания семьи и детей, специализированных отделениях  социальной  помощи на дому; содействие расширению номенклатуры и повышению качества  социальных  услуг; технологизация  социальной  работы, формирование законченных  социальных  технологий в работе с  социально  уязвимыми группами  населения ; обеспечение дифференцированного подхода к осуществлению  социальной   защиты  различных категорий нуждающихся; реализация принципа семейного подхода, забота об укреплении потенциала семьи, его максимальной реализации в целях выполнения ею своих основных функций; обеспечение адресности в осуществлении  социальной  помощи; введение дополнительных рёгиональных мер адресной  социальной  помощи  населению  после обеспечения в полном объеме установленных федеральных  социальных  гарантий, финансирования мероприятий, программ и содержания учреждений  социальной   защиты   населения ; активизация участия общественности в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ по  социальной   защите   социально  уязвимых слоев и групп  населения , расширение активных форм  социальной  помощи [3].
1.3 Особенности и проблемы системы социальной защиты населения в России.
I. Политика  в области улучшения жилищных  условий.
В России обеспечение населения жильем и  повышение потребительских качеств  жилой среды как была, так и  остается одной из наиболее острых социальных проблем – достаточно сопоставить количество квадратных метров, приходящихся на каждого гражданина в России и, скажем, в Германии и  Соединенных Штатах: 19,6 м2 против 35 и 70 м2 соответственно, не говоря уже о различии качественных параметров среднестатистического жилья.
Не менее 15% населения страны ютится в жилище, малопригодном для жизни, причем 12% - в принципе не имеют коммунальных удобств. В относительно же благополучных  – по отечественным меркам –  жилищных условиях, то есть в отдельном  доме или квартире со всеми коммунальными  удобствами, из расчета 18 м2 на человека, проживает четверть населения России.
Национальный  проект «Доступное и комфортное жилье  – гражданам России» во многом был ориентирован на то, что люди будут брать ипотечные кредиты  и приобретать квартиры. Увы, в  нынешних условиях большинство граждан, которые рассчитывали на ипотеку, взять  ее не смогут. Многие банки прекратили выдавать кредиты или изменили условия  договоров, поскольку наблюдается  нестабильная ситуация на финансовых рынках и существует проблема низкой ликвидности [16].
По подсчетам  специалистов, при самых благоприятных  для развития ипотеки обстоятельствах  реально использовать этот финансово-экономический  инструмент сможет не более 7-8% населения  России. Количество улучшивших свои жилищные условия с 2006 года  стремительно падает  как следствие безудержного роста цен на недвижимость: в 2006 году  этот показатель равнялся 14%, в 2008 году – 10%, в 2009 году – 7%. В очереди на улучшение  жилищных условий стоят 4,43 млн. семей (8,6%); время ожидания в очереди  на получение социального жилья  малоимущими гражданами составляет 15 - 20 лет. Количество желающих улучшить жилищные условия составляет 61% (31,6 млн. семей). Общая потребность в  жилье составляет порядка 1,57 млрд. м2 (55% имеющегося фонда)[17].
Из-за резкой дифференциации населения по уровню доходов решение жилищной проблемы для большинства желающих является более чем затруднительным. При  этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии  самостоятельно с использованием кредита  либо с частичной помощью государства  приобрести жилье. Социологические  опросы показывают, что 85% россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия. Но только 5-6% могут это сделать сразу  за счет уже накопленных сбережений, не обращаясь за кредитом или займом. Большинство населения из-за недостатка сбережений не могут купить новый  дом или квартиру, и вынуждены  многие годы откладывать такую покупку.
II. Политика  в области регулирования пенсионного  обеспечения.
Доходы  Пенсионного Фонда России в 2010 году выросли по сравнению с 2009 годом  на 40,2 % и составили 4,17 трлн. рублей. Суммарный объем расходов в 2010 году составил 3,3 трлн. рублей. Суммарные  доходы бюджета Фонда в 2011 году прогнозируются в сумме 5,14 трлн. рублей, суммарные  расходы - в сумме 4,82 трлн. рублей [1].
В 2011 г. размер трудовой пенсии будет увеличиваться  дважды с 1 февраля - на 7% и с 1 апреля - на 0,5%; в 2012 г. - с 1 февраля на 6,5% и  с 1 апреля - на 1,4%; в 2013 г. с 1 февраля - на 6% и с 1 апреля - на 2,3%.
Пенсии  по государственному пенсионному обеспечению  будут индексироваться следующим  образом: в 2011 г. с 1 апреля - на 7% и с 1 июля - на 1,3%; в 2012 г. с 1 апреля - на 6,5% и  с 1 июля - на 1,8%; в 2013 г. с 1 апреля - на 6,0% и с 1 июля - на 2,4%.
В результате осуществления данных мероприятий  в 2011 году среднегодовой размер трудовой пенсии составит 8412 рублей. Среднегодовой  размер трудовой пенсии в 2013 г. увеличится в 1,8 раза к уровню 2009 года. Соотношение  размеров трудовой пенсии по старости и средней заработной платы в  РФ в прогнозный период будет поддерживаться на уровне 39%; размер трудовой пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера - на уровне 182%; средний размер социальной пенсии - на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера.
Расходы на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан  определены с учётом индексации её размеров в 2011 г. на 6,5%; в 2012 г. - на 6,0%; в 2013 г. - на 5,5%.
III. Политика  в области здравоохранения.
Тем не менее, социальное обслуживание и социальная помощь не оказывают существенного  влияние на общее материальное положение  пенсионеров. Пенсионеров становится всё больше, их количество возрастает на 600-700 тыс. в год, особенно интенсивно увеличивается численность пенсионеров  по инвалидности, что говорит не только о старении населения, но и о качестве жизни в целом. Пенсионеры составляют значительную часть населения, вкладчиков и инвесторов. Государство даже в своих интересах должно уделять внимание их социальному самочувствию [9]. В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг – за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. Фармацевтический рынок в настоящее время характеризуется нестабильностью, резкими колебаниями цен на лекарства и их ростом, причем цены растут как на импортные лекарственные средства, так и на отечественные. Изменилась структура продаж в сторону более дешевых лекарственных средств, подешевел средний чек в аптеках, снизился покупательский спрос на изделия медицинского назначения, средства, улучшающие качество жизни, средства ухода и другие. До 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств.
Государство ввело льготы для бесплатного  приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это  право для большинства “льготников” оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между  официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской  помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации  всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. Доля средств населения в оплате медицинских услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.
Приоритетный национальный проект «Здоровье» предполагал реорганизацию за 2 года системы здравоохранения таким образом, чтобы стандартный набор качественных медицинских услуг предоставлялся всем нуждающимся. К сожалению, длинные очереди пациентов у дверей городских поликлиник, собирающиеся теперь задолго до их открытия, свидетельствуют о том, что за 2 года осуществить эту идею не удалось. Для большинства медицинских работников мало что изменилось. В этой связи сложилась практика, когда пациент фактически вынужден платить врачу за возможность получения доступа к бесплатной медицинской помощи. А если учесть, что около 20% россиян находятся за чертой бедности, то это означает, что значительная часть населения, фактически лишена возможности получить медицинскую помощь по своему страховому медицинскому полису.
Показатель  младенческой смертности в России за период январь – февраль 2010 года составил 8,2 на 1000 родившихся живыми. При этом снижение младенческой смертности произошло  во всех федеральных округах. Все  это стало результатом действия программы «Родовый сертификат», которой  в настоящее время охвачено 92,7% женщин и новорожденных. В 2005 году, до введения сертификатов, показатель младенческой смертности составлял 11 на 1000 родившихся живыми .
По данным Минздравсоцразвития, в данной области  налицо существенные успехи, причем, по словам директора Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития  России Валентины Широковой,  успехи в педиатрии существеннее и заметнее, чем в других областях здравоохранения. Государство вложило в родовспоможение в 2010 году — 17,5 млрд. только по родовым сертификатам, а в 2011 году выделено— 18 млрд руб. 188 роддомов получили прибавки к зарплатам специалистов и 8 тысяч единиц оборудования. Построено было 22 перинатальных центра в регионах России [23].
IV. Политика в области регулирования уровня безработицы и занятости.
Общая безработица в РФ в 2010 году составила  в среднем 5,6 миллиона человек, или 7,5% экономически активного населения  страны, в 2009 году она составляла в  среднем 6,3 миллиона человек или 8,4%, сообщил в среду Росстат. 
"Уровень экономически активного населения страны составил в среднем за 2010 год 67,7%. Уровень занятого населения составил 62,7%. Уровень безработицы в среднем в 2010 году составил 7,5%", - говорится в докладе Росстата. 
В 2010 году в России экономически активное население страны в возрасте от 15 до 72 лет составляло 75,4 миллиона человек, в том числе занятые - 69,8 миллиона человек, безработные - 5,6 миллиона человек.

В 2010 году численность занятого населения  сократилась на 144 тыс. человек, или  на 0,2%, численность безработных увеличилась  на 151 тыс. человек, или на 2,9%. Общая  численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,0 раза превышает численность  безработных, зарегистрированных в  государственных учреждениях службы занятости населения. В конце  2010 г. в государственных учреждениях  службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1790 тыс. человек. 
 
Одна из причин таких отклонений - это методологические различия в части охвата категорий населения. Безработными в учреждениях службы занятости населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. При проведении обследования населения по проблемам занятости эти категории населения могут быть классифицированы как безработные, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ. Средний возраст безработных в  2010 году составил 33,5 лет.  Молодежь до 25 лет составляет среди безработных одну треть, в том числе в возрасте 15-19 лет - 9,3%, 20-24 года - 23,7%. По сравнению с началом 2010 года  численность безработных в возрасте 15-19 лет увеличилась на 117,4 тыс. человек (или на 30,8%), в возрасте 20-24 лет - на 204,4 тыс. человек (или на 19,2%), 25-29 лет - на 53,1 тыс. человек (или на 7,1%). 
 
Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,0%) и 20-24 лет (15,4%). 
 
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в конце  2010 года  составил 18,0%, в том числе среди городского населения - 17,0%, среди сельского населения - 20,5%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,4 раза, в том числе среди городского населения - 4,0 раза, сельского населения - 2,5 раза. 
Среди безработных 37,0% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 27,0% безработных (застойная безработица). 
Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в конце 2010 года составила, соответственно, 33,4% и 23,3%. 
Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

В связи  со значительным ростом безработицы, ограничение  максимального размера пособия, приводит к тому, что величина ежемесячных  выплат безработным оказывается  в 1,5-2 раза ниже того уровня, который  бы позволил поддерживать приемлемый уровень жизни для населения, не имеющего возможности трудоустроиться [24].
1.4Основные государственные программы по совершенствованию системы социальной защиты населения на 2011 год.
«Модернизация системы социального обслуживания населения» 
 
Цель программы: обобщение имеющегося опыта и получение новых знаний в области социального обслуживания населения.

Способы реализации:
    Формирование и эффективное использование ресурсов в социальном обслуживании населения региона.
    Социально-экономическое содержание и структурирование ресурсов социального обслуживания.
    Повышение эффективности предоставления социальных услуг населению.
    Программный подход  к управлению ресурсосбережением.
    Факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности учреждений социального обслуживания.
    Повышение качества жизни пожилых людей и инвалидов  через внедрение инновационных технологий социального обслуживания.
    Оптимизация действующей сети социозащитных учреждений.
    Развитие негосударственного сектора по социальному обслуживанию пожилых людей и инвалидов.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.