На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Использование финансов для реализации социальных проблем

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


        Тема: Использование финансов для  реализации социальных проблем 

 

       

Содержание

Введение 3
Глава 1 . Теоретические основы сущности и содержания финансов и социальных расходов 5
1.1. Сущность финансов, их место в системе социальных отношений 5
1.2. Сущность расходов на социальные нужды 11
1.3. Состав расходов на социальные нужды 15
Глава 2 . Использование финансов в решении социальных проблем 20
2.1. Государственные минимальные социальные стандарты 20
2.2. Социальные стандарты субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по Омской области 25
Глава 3 . Финансовое обеспечение социальных гарантий 31
3.1. Источники финансового обеспечения социальных гарантий 31
3.2. Современное состояние предоставления социальных гарантий и льгот и предложения по их совершенствованию 33
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложения 49
 


Введение

       В Конституции Российской Федерации (РФ) записано, что она является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека [1, ст.7].
       Уровень и качество жизни людей, а также  политическая и социальная стабильность зависят от доступности услуг, связанных  с образованием, здравоохранением, культурой, социальным обслуживанием, возможностью получения достойной заработной платы и компенсацией ее утраты в результате потери трудоспособности. В отчете Всемирного банка о мировом развитии среди пяти основных задач современного государства названа задача финансирования базовых социальных услуг и инфраструктуры, а также обеспечение социальной безопасности.
       Социальные  финансы были и остаются одной  из важнейших характеристик уровня жизни населения и степени его финансового обеспечения. По данным Росстатана на конец 2010 года в России численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляло 12,8% от всего населения страны. Этот показатель меньше на 42% по сравнению с данными на рубеже XX и XXI веков (Приложение 1). Не смотря на положительную динамику, население России нуждается в различных формах социально-экономической, в том числе, финансовой поддержки, что актуализирует проблемы межуровневого, межсубъектного и внутрисубъектного формирования, распределения и использования доходов и расходов консолидированных бюджетов России и ее регионов, выделяемых на жизнеобеспечение населения.
       Разрабатывая  финансовые планы, проекты бюджета, то есть, осуществляя финансовую политику, государство определяет параметры финансовых вложений (ассигнований) необходимых для решения социальных проблем, имеющихся в обществе. Именно государственное финансирование имеет ключевое значение для развития социальной сферы.
       Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических положений и практических применений по совершенствованию управления бюджетным процессом в социальной сфере.
       Основными задачами, решение которых объективно необходимо для достижения поставленной цели, являются:
    определение сущности и места в системе социальных отношений финансов;
    раскрытие сущности и перечня расходов на социальные нужды;
    изучение и анализ минимальных социальных стандартов на государственном уровне, на уровне субъектов и муниципальных образований;
    определение основных источников финансового обеспечения социальных гарантий;
    анализ современного состояния социальных гарантий и льгот и предоставление предложений по их усовершенствованию.
       Объектом  курсовой работы является бюджетный процесс в социальной сфере страны.
       Предметом исследования являются организационно-экономические  отношения, возникающие в процессе управления бюджетным процессом в социальной сфере страны и по Омской области.
    Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили Методологической базой при написании курсовой работы явилась нормативно-правовая база: Конституция РФ; Гражданский Кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ и др. Экономическая литература, в том числе учебная литература, учебные пособия, практические руководства, периодическая печать, интернет – ресурсы; информационно-правовая система КонсультантПлюс по вопросу использования финансов для реализации социальных проблем
       В работе использованы общенаучные методы финансового, экономического и сравнительного анализа, оперативного и стратегического управления.
       Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Содержит 48 страниц основного текста, включает 3  рисунка, 11 таблиц, 16 приложений и список литературы из 38 наименований.
       Во  введении обоснована актуальность темы, определены цель, задачи, объект и предмет курсовой работы.
       В первой главе «Теоретические основы сущности и содержания финансов и социальных расходов» определена сущность финансов и расходов на социальные нужды общества. Представлен состав расходов на социальные нужды.
       Вторая  глава «Использование финансов в решении социальных проблем» посвящена вопросу о минимальных социальных стандартах на федеральном и региональном уровнях
       В третьей главе «Финансовое обеспечение социальных гарантий» рассмотрены источники Финансирования социальных гарантий и проанализировано современное состояние финансирования государственных социальных гарантий.
       В заключении сформулированы и изложены основные выводы и результаты проведенного исследования.
               

         
 
 
 
 
 

 

       
      . Теоретические основы сущности и содержания финансов и социальных расходов

1.1. Сущность финансов, их место в системе  социальных отношений
       Финансы - это не только экономическая, но и  историческая категория. Их существование  насчитывает не одну тысячу лет. Финансы появились в условиях действия товарно-денежных отношений, образования государств и необходимости удовлетворения потребностей предпринимателей и органов власти в финансовых ресурсах.  Несмотря на тысячелетнюю историю развития понятия «финансы» в мировой экономической науке до сих пор не сложилось общепринятого представления о происхождении этого слова.
       Многие  исследователи связывают «финансы» с латинскими терминами finatio, financia, fmancia pecuniaria, употреблявшимися в XIII - XIV вв. в значении «обязательная уплата денег, денежно-долговое обязательство», а также со старофранцузским finer (платить, оплачивать).
       Во  Франции в XVI в. слово «финансы» использовалось в значении «государственные доходы», «денежные суммы». Употребленное во множественном числе, это слово (les finances) обозначало все государственное достояние и состояние правительственного хозяйства. Именно во Франции в XVIII в. финансы сформировались в самостоятельную науку. Считается (по одной из версии), что впервые термин «финансы» ввел французский ученый Ж. Боден в 1577 г. в своей работе «Шесть книг о республике».
       С распространением в России французского языка слово «финансы» в значении государственного имущества и управления им стало постепенно вытеснять из научного и официального оборота слово «казна», пришедшего в русский язык из тюркского (хазана), означавшее всякого рода движимое имущество, коллективное или частное, место для хранения ценностей. Русский профессор права Московского университета Семен Ефимович Десницкий в работе «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» так определял финансы: «Финансы заключают в себе смысл пространный: они имеют предлогом доставление государству надельных и довольных по его надобности доходов».
       Теоретики утверждают, что понятие «финансы» в историческом аспекте связано с государством и появилось в процессе многовекового развития товарно-денежных отношений. Значимость государства постоянно менялась в экономической жизни, однако его присутствие было необходимо. Именно поэтому на всем протяжении формирования и развития государства общество (население) удовлетворяло его потребности, формируя государственные доходы сначала в натуральной, а потом и в денежной форме, современным аналогом которых выступают налоги.
       На  начальном этапе развития общества государственные доходы обеспечивали затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата. С развитием товарно-денежных отношений все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. Именно с формированием доходов и расходов государства за счет доходов общества исторически связано появление финансов. С отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха (XVI—XVII вв.) возникли такие понятия, как государственные финансы, государственный бюджет, государственный кредит.
       На  рубеже XX - XXI вв. товарные рынки и рынки факторов производства отходят на второй план, уступая место рынку денежных фондов - финансовых активов, обращение которых основывается на долговых обязательствах в условиях неопределенности и рисков. Это привело к субъективизации финансовых отношений, участниками которых помимо государства становятся обычные хозяйствующие субъекты - домашние хозяйства, фирмы (предприятия и организации).
       В современном понимании финансы  представляют собой систему денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных средств государства в целях выполнения его функций, а также децентрализованных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств с целью обеспечения условий их расширенного воспроизводства.
       Авторы  базового учебника по курсу финансов, который изучается на первом курсе института при подготовке специалистов по программе MBA, обозначают  финансы как науку, изучающую «каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени. Финансовые решения характеризуются тем, что расходы и доходы 1) разнесены во времени и 2) как правило не могут быть точно предсказаны ни теми, кто принимает решения, ни кем-либо другим» [23, с.15].
       Группа  авторов под руководством Грязновой  А.Т. и Маркиной Е.В. финансы трактуются «как совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач» [22, с. 13].
       В другом учебнике финансы представляют как «экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами - предприятиями, домашними хозяйствами и государством» [20, с.15]. Более широкое определение в разрезе данной точки зрения дает Мацкуляк И.Д. - «под финансами понимается определенная сфера экономических отношений, которые возникают в процессе образования и использования всего многообразия фондов денежных средств при формировании доходов и накоплений организаций и их расходовании, а также денежных доходов и расходов государства, регионов, муниципальных образований и населения» [15, с. 14].
       Поэтому наиболее верной, глобальной трактовкой финансов является их рассмотрение как  всеобъемлющей системы формирования, движения и использования денежных доходов в соответствии с решениями их собственников.
       Финансы – это неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических  отношениях. Однако не все денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как  по содержанию, так и по выполняемым  функциям.
       Деньги  – всеобщий эквивалент, с помощью  которого, прежде всего, измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения Валового внутреннего продукта (далее ВВП) и национального дохода.
       Таким образом, финансы - это денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и перераспределения  стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
       Сущность  финансов проявляется в их функциях. Функция есть внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений. Применительно к экономической категории функции означают проявление их сущности в действии, специфические способы выражения присущих категории свойств. Функции показывают, каким образом реализуется общественной назначение этой категории. Финансы выполняют целый ряд функций: распределительную и перераспределительную, стимулирующую (регулирующую), контрольную и воспроизводственную. Все функции финансов проявляются и используются комплексно, дополняя друг друга и обеспечивая в результате взаимодействия реализацию общего мультипликационного эффекта. 
       Распределительная функция финансов осуществляется при распределении финансовых ресурсов в процессе кругооборота средств непосредственно на предприятиях и в организациях. В Приложение 2 представлен вариант модели оборота средств. Кругооборот средств связан с образованием и распределением фондов финансовых ресурсов, начиная от капитала предприятия и до распределения прибыли и образования за счет чистой прибыли ряда фондов, которые имеют решающее значение для развития предприятия (резервных, инвестиционных, для выплаты дивидендов и др.).
       В процессе финансовых взаимосвязей обеспечивается также вторичное перераспределение той части выручки и прибыли организаций, которая поступает в виде налогов и других обязательных платежей в централизованные фонды финансовых ресурсов, прежде всего в бюджеты всех уровней (федеральный, региональный, муниципальный). Этот процесс реализуется посредством перераспределительной функции финансов.
       Стимулирующая (регулирующая) функция финансов придает финансовым отношениям особое качественное содержание, позволяющее им выступать в виде комплексного экономического рычага, который может активно использоваться государством для развития предпринимательской деятельности и насыщения рынка товарами. Эффективная реализация этой функции связана с совершенствованием системы налогообложения предприятий, порядка распределения прибыли, организации финансовых взаимосвязей между субъектами рынка, а также бюджетного финансирования приоритетных отраслей экономики. Важным является также эффективная кредитная политика государства, стимулирующая инвестиционные и инновационные процессы в производстве.
       Контрольная функция финансов служит необходимой предпосылкой повышения эффективности деятельности предприятий, ускорения оборота их финансовых ресурсов. Финансовый контроль осуществляется при реализации всех функций финансов. Система финансового контроля включает государственный финансовый контроль, налоговый контроль, контроль со стороны региональных финансовых органов и негосударственный финансовый контроль, осуществляемый аудиторскими организациями.
       Выполнение  функции финансов по обеспечению процесса воспроизводства денежными средствами предполагает эффективную организацию управления денежными потоками. Это позволяет добиться равномерного и достаточного поступления выручки, полного и своевременного осуществления всех затрат, связанных с процессом расширенного воспроизводства на основе инвестиций, сформировать достаточные для этого суммы накоплений.
       В условиях огромных запасов ядерных  и химических материалов, физического старения и уязвимости жизнеобеспечивающих газопроводов, линий электропередач, железных дорог классовые антагонизм и борьба могут быть чреваты глобальной катастрофой. Это повышает ответственность менеджмента всех уровней за социальные, экономические, экологические последствия. В развитых странах общество осознало, что чрезмерное угнетение, противостояние участников воспроизводственного процесса, принадлежащих к различным общественным классам и социальным группам, приводит к снижению эффективности производства, пропуску социальных и рыночных возможностей. По этой причине зародилась теория социального государства. Центр деятельности в таком государстве переносится с принуждения на согласование целей, своевременное выявление и законное разрешение социальных конфликтов. Этим обеспечивается ускорение развития государства как единой социально-экономической системы.
       Социальное  государство - сложная система, создаваемая  с целью решения социальных проблем общества преимущественно ненасильственными методами. Для этого такое государство должно обеспечивать возможность обнаружения и диагностики социальных проблем, предотвращения «социальных взрывов», выработки и согласования компромиссных целей и решений, а также обладать возможностью развития и другое.
       Шахаев А.Н.  в своей диссертации на тему «Социальные финансы в системе управления бюджетными расходами региона» рассматривает категорию «социальные финансы» и дает определение данному термину. В таблице 1 осуществлен сравнительный анализ финансов и социальных финансов.
       Таблица 1
Сравнительная характеристика финансов и социальных финансов
       
Сравнительные признаки Финансы        Социальные  финансы
1 2 3
Сущность (определение) Совокупность  денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств Фонды денежных средств, образуемых и используемых социальными министерствами и ведомствами федерального, регионального значения, а также департаментами субъектов РФ и социальными отделами местных администраций
Цель Решение экономических, социальных и политических задач государства Реализация  социальной политики на различных уровнях  – обеспечение социально незащищенным группам населения достойного существования
Субъекты  финансовых отношений
    государство, с одной стороны, и юридические и физические лица, с другой;
    отдельные государства по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств
Министерство  труда и социального развития РФ, управления финансов и налоговой политики администраций регионов, благотворители и грантодатели, департамент социального развития  и его органы на местах, учреждения социального обслуживания населения
Структура Общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондового рынка), а также финансы предприятий различных форм собственности, финансы домохозяйств (семей), физических лиц
    статьи доходов и расходов на социальные нужды в бюджетах разных уровней;
    формирование социальных внебюджетных фондов: пенсионного, медицинского и социального страхования, фондов социальной поддержки населения и др.;
    коммерческие источники: спонсорские средства и гранты, поступлениями от реализации платных социальных услуг.
Функции
    аккумулирующая;
    распределительная;
    стимулирующая;
    контрольная
       
Реализация  социальной политики:
    выравнивание доходов;
    улучшение материального положения и условий жизни людей;
    предоставление социальных услуг (образование, охрана здоровья, культура, медицина, спорт и т.д.);
    развитие социальной инфраструктуры
 
    Представленное  в таблице 1 структурное сопоставление  финансов в целом и социальных финансов, в частности, позволило  определить последние как фонды  денежных средств, образуемых и используемых социальными министерствами и ведомствами федерального, регионального значения, а также социальными отделами местных администраций, которые формируются посредством социальных налогов, а также в виде статей расходов на социальные нужды в бюджетных и внебюджетных фондов адекватных уровней.
    Социозащитные финансы – это относительно самостоятельный объект управления частью фондов денежных средств, которые формируются и используются для стабильной и эффективной финансовой поддержки социозащитных учреждений и несамодостаточных граждан.
    Объективным показателем возрастающей роли финансов в выполнении государством своих социальных функций является увеличение доли расходов на социально-культурные нужды общества. На рисунке 1 прослеживается не значительная, но положительная динамика расходов на социально-культурные мероприятия. Данные для аналитики представлены в Приложение 3. 


Рис. 1. Динамика расходов на социально-культурные мероприятия в совокупности общих расходов
консолидированного  бюджета РФ ЗА 2004 – 2010 гг. 

       На  основании осуществленного анализа  можно сделать вывод о том, что за семь лет развития экономики в России доля расходов на социально-культурные мероприятия колебалась в пределах от 31,4% в 2004 г. до 53,4 % в 2010 г. Данные рисунка 1 свидетельствуют о существенном изменении парадигмы бюджетирования: первоочередным стало социальное развитие, а государственная поддержка развития отраслей материального производства стала вторичной.
       При этом общим позитивом является ежегодный  рост абсолютных значений консолидированного бюджета по всем его социальным составляющим. Вместе с тем, «лавинообразное» увеличение расходов на социальную политику свидетельствует о том, что малообеспеченность и бедность населения не сокращается.

1.2. Сущность расходов на социальные нужды
       В зависимости от уровня образованности и культуры, характера и интересов у каждого человека свои конкретные нужды. Если какая-то нужда человека не удовлетворяется, то он будет искать выход из создавшегося положения: либо найти возможность для удовлетворения той или иной нужды, либо просто отказаться от ее удовлетворения. Нужда человека в конкретной жизни проявляется через потребности.
         Потребности - это прежде всего желания людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах и услугах, которые доставляют им удовлетворение или удовольствие. В экономической литературе встречаются и другие определения потребностей. К примеру, потребности - это осознанные запросы или нужды в чем-либо; объективно необходимые условия жизни; отношение человека к миру вещей; состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, и т.д. Согласно Большой Советской Энциклопедии, «потребности – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Важнейшая особенность потребностей – их динамический характер, изменчивость» [28]. Классификация потребностей представлена на рисунке 2.
       Таким образом, потребности как экономическая категория, отражают отношение людей к условиям их жизнедеятельности. Они порождаются определенными общественными отношениями и отражают эти отношения. Поэтому потребности – это категория, отражающая отношения между людьми в процессе производства и использования произведенных благ и услуг. Экономические потребности – это отношение людей к экономическим условиям их жизнедеятельности, которое характеризуется ощущением недостатка благ и услуг, желанием владеть ими, чтобы преодолеть это ощущение.
       Другими словами социальные потребности  обычно определяют как нужду или недостаток социального организма (общества) в чем-либо необходимом для нормальной жизнедеятельности.
       Несмотря  на то, что понятие «социальная  потребность» более точно отражает неудовлетворенное состояние определенного общества, на практике вместо него предпочитают использовать понятие «социальная проблема». В отечественной социологии социальную проблему определяют как объективное противоречие, затрагивающее интересы многих людей.

         

       Так, Осипов Г.В. дает следующее определение: «Социальная проблема - это объективно возникающее в процессе функционирования и развития общества противоречие; задача, требующая решения средствами социального управления. Социальные проблемы различаются в зависимости от глубины общественных преобразований, обеспечивающих их решение [19].
       В России в связи с созданием  государственной службы социальной защиты населения страны некоторые стали связывать понимание социальных проблем с задачами помощи малоимущим слоям населения. Очевидно, что это слишком ограниченное, ведомственное понимание социальных проблем не может претендовать на универсальность. В западной социологии социальные проблемы часто определяют через такую категорию как ценность или как различие между социальными идеалами и социальной реальностью. «Социальной проблемой является нежелательная ситуация, которая несовместима с ценностями большинства людей, согласных, что требуются действия для ее изменения».
       Таким образом, под социальной проблемой необходимо понимать отклонение от принятых в обществе социальных норм.
       Для удовлетворения социальных проблем  необходимы средства, которые рассматриваются в данном случае как расходы на социальные нужды.  Расходы как экономическая категория являются экономическими отношениями, которые возникают между государством, с одной стороны, и организациями и гражданами, с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда.
       В результате развивающегося процесса общественного разделения труда в отраслях народного хозяйства все более обособляются отрасли, главное назначение которых - выполнение обслуживающих функций. Социально-бытовая инфраструктура - это комплекс отраслей производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства, обслуживающих население и основное производство. Социальная инфраструктура занимает важное место в жизни человека, в которую входят учреждения образования, здравоохранения, культуры, искусства, средства массовой информации, социального обеспечения. В данной сфере в России занято около 25% работников, основные фонды социальной инфраструктуры составляют до 30% основных фондов народного хозяйства.
       Во  время становления рыночной экономики происходит постоянное развитие и изменение промышленного и социального секторов экономики, совершенствуется материально-техническая база сельского хозяйства, что сказывается на содержании и развитии социальной инфраструктуры и, следовательно, на выделении средств из общественных фондов потребления, которые представляют собой форму безвозмездного для населения распределения материальных и духовных благ.
       Александров И. М. общественные фонды потребления определяет как «средства бюджетов, внебюджетных фондов и предприятий, направляемых в социальную инфраструктуру в целях социального развития общества, социальной защиты населения в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, просвещения и т. д.» [13, с. 196].
       Перспективы развития общественных фондов потребления  - в значительной степени это перспективы развития бюджета.
       Финансовое  обеспечение социально-бытовой инфраструктуры - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения, перераспределения и использования фонда финансовых ресурсов, направляемых на содержание и развитие социально-бытовой инфраструктуры. Система финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры должна включать следующие основные элементы: образование финансовых ресурсов, предназначенных на инфраструктуру; распределение и перераспределение финансовых ресурсов; каналы финансирования инфраструктуры; планирование финансового обеспечения; объединение финансовых ресурсов; методы финансирования. На рисунке 3 представлена взаимосвязь вышеизложенных элементов системы финансового обеспечения. 


         

       Эффективность использования общественных фондов потребления в значительной степени  зависит от того, по какому каналу бюджетной системы они доводятся до населения. Решение выбора канала зависит от ряда факторов, в числе которых виды услуг, оказываемых населению за счет этих фондов, роль отдельных территориальных органов власти в экономическом и социальном развитии общества. В таблице 2 представлены данные по расходам на социально бытовую инфраструктуру в 2010 году.
       Таблица 2
       Расходы на социально-бытовую  инфраструктуру в 2010 г. [37] 

       
Направление расходов Консолидированный бюджет РФ Федеральный бюджет РФ
1 2 3
Образование 442,9 444,8
Культура, искусство, СМИ 125,6 126,4
Здравоохранение 347,4 356,8
  Окончание табл. 2
1 2 3
Социальная  политика, в т.ч. 5 016,3 346,8
    Пенсионное  обеспечение
4 423,3 244,6
    Социальное  обслуживание населения
6,4 6,4
    Социальное  обеспечение населения
579,4 90,0
    Охрана семьи  и детей
2,8 2,8
    Прикладные  научные исследование в области социальной политики
0,2 0,1
    Другие вопросы  в социальной политики
4,3 2,9
 
       Наиболее  оптимальным каналом доведения средств общественных фондов потребления до населения являются местные бюджеты.
       Таким образом, расходы на социальные нужды - это самый крупный вид расходов. К таким расходам относятся расходы  на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально - культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, так как способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области.
       Следует заметить, что государство не только должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культурного, социального обеспечения, но и по мере возможности пополнять этот список новыми видами затрат.

1.3. Состав расходов  на социальные  нужды
       В рамках социальной политики, проводимой государством, выделяют систему обязательных гарантий по обеспечению граждан  в старости, в случаях болезни, инвалидности, потери работы, а также  малообеспеченных семей. Эта система  гарантий, в том числе взаимоотношения  работодателей и работников, составляют понятие социальной защиты. Система  мер по непосредственному материальному  обеспечению нетрудоспособных и  малообеспеченных граждан в рамках этой защиты составляет понятие социальное обеспечение.
       В развитых странах удельный вес расходов на социальные нужды в общем объеме расходов государства достаточно велико – 40 – 60%. Необходимость осуществления данных расходов обусловлена выполнением государством своих культурно-воспитательной и социальной функции.
       Социальное  обеспечение основано на механизме:
    социального страхования, предусматривающего создание страховых фондов и ориентированного на работающих граждан и членов их семей;
    социальной помощи, предусматривающей прямое бюджетное финансирование, направленное на доведение доходов малоимущим граждан до прожиточного минимума. Отличия социального страхования и социальной помощи приведены в Приложении 4.
       Расходы на социальные цели включают в себя расходы:
    на образование и профессиональную подготовку кадров (содержание вузов, общеобразовательных школ, колледжей, ПТУ, школ-интернатов, детских дошкольных учреждений и детских домов);
    на культуру и искусство (содержание библиотек, дворцов и домов культуры, клубов, музеев, театров, СМИ);
    на здравоохранение (содержание лечебных и санитарно-профилактическ4их учреждений, больниц, родильных домов, домов матери и ребенка, учреждений судебно-медицинской экспертизы);
    на физическую культуру и спорт (содержание спорткомплексов, стадионов, дворцов спорта);
    На социальное обеспечение (выплата пенсий, пособий, финансовой и материальной помощи).
       Полная  классификация расходов бюджета  представлена в статье 21 Бюджетного кодекса РФ.
       Получение образования - одно из важнейших конституционных прав граждан России. Конституция РФ гарантирует населению нашей страны возможность получения образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями на бесплатной основе.
       В РФ в настоящее время действуют государственные, муниципальные и частные учебные заведения. Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных бюджетов и за счет личных средств граждан. За счет средств федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее профессиональное образование примерно поровну финансируется из региональных и местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируются из местных бюджетов.
       Следствием постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет в снижению качества обучения подрастающего поколения, а в итоге - к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе.
       Важнейший показатель развития человеческой цивилизации  - уровень культуры. Главным источником финансирования учреждений культуры и искусства являются территориальные бюджеты.
       Здравоохранение - одна из ведущих отраслей социальной сферы. Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека - главной составной части производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.
       Бюджетные средства - наиболее крупный источник финансирования здравоохранения. В значительной мере они обеспечивают выполнение гарантий государства на получение населением бесплатной медицинской помощи.
       Основными видами расходов по социальному обеспечению  являются пенсии и пособия.
       Пенсия  - это денежная выплата, предоставляемая гражданам, в целях компенсации заработка (дохода), утраченного всвязи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которой определяется по условиям и нормам, установленным законодательством РФ [4, ст.2].
       В РФ назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
    пенсия за выслугу лет - право на получение государственной пенсии за выслугу лет имеют: Федеральные государственные служащие; военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин); космонавты; работники летно-испытательного состава (стаж не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев);
    пенсия по старости - право имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф. Условия назначения государственной пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф представлены в Приложении 5;
    пенсия по инвалидности - право на получение пенсии имеют: военнослужащие; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; участники Великой Отечественной войны; граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавты. Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату государственной пенсии по инвалидности не влияет.
    пенсия по случаю потери кормильца - право на получение пенсии имеют нетрудоспособные члены семей погибших (умерших): военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф; граждан из числа космонавтов.
    социальная пенсия - право на получение социальной пенсии имеют следующие категории нетрудоспособных граждан: инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства; дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери; граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины); граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
       Управление  финансами государственного пенсионного  обеспечения возложено на Пенсионный фонд Российской Федерации. Объем получаемых Фондом доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2009 г. составил более 3 трлн руб. За счет средств Фонда получают пенсии 39,1 млн российских пенсионеров, включая трудовые пенсии.  В Омской области на конец 2009 г. численность пенсионеров составила 536 тыс. человек, имеющих в среднем пенсию в 5 877 рублей. В Приложении 6 приведены статистические данные о численности пенсионеров и среднем размере назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения за период в целом по России и по федеральным округам.
       Пособие - это денежная выплата, которая производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством, и является одной из форм материального обеспечения в старости, при болезни и потере трудоспособности, а также в некоторых других случаях. В отличие от пенсии назначение и выплата этих пособий не обусловлены прежней трудовой или иной общественно полезной деятельностью, они устанавливаются лишь в связи с наступлением нетрудоспособности с тем, чтобы материально обеспечить граждан, которые по каким-либо причинам не получают пенсию, но в силу старости либо плохого состояния здоровья нуждаются в заботе общества.
       Основными видами пособий являются:
    пособие по временной нетрудоспособности;
    пособие по беременности и родам;
    пособие при рождении ребенка;
    пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
    пособие на погребение.
       Существуют и другие виды социального обеспечения: пособие по безработице, профессиональная переподготовка безработных, обучение и трудоустройство инвалидов, предоставление инвалидам индивидуальных средств передвижения, пособия многодетным и одиноким матерям, оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами детства до достижения ими возраста 18 лет, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель) и т.д.
       В федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и других нормативных законодательных актах, предусматривается предоставление различных пособий, льгот и компенсационных выплат определенным категориям населения, к которым относятся: беженцы и переселенцы; лица, пострадавшие от репрессий; лица, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; Герои Советского Союза и Герои России; доноры; военнослужащие участвовавшие в разрешение вооруженных конфликтов на территории России и за ее пределами; граждане, пострадавшие вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», Семипалатинском полигоне, Чернобыльской АЭС; ВИЧ-инфицированные и обслуживающие их медицинские работники, а также другие категории граждан.
       Повышение эффективности социальной помощи может быть достигнуто за счет повышения адресности социальной поддержки и предоставления равных возможностей в социальной поддержке тех граждан, которые реально в ней нуждаются. 
 
 
 
 

 


    . Использование финансов  в решении социальных  проблем

2.1. Государственные  минимальные социальные  стандарты
       Государство объективно заинтересовано в поддержке  социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:
    государство, провозгласившее себя цивилизованным,  обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;
    всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;
    социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует  экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе.
       Развитие  цивилизованного рынка может  нормально осуществляться только вместе с расширением и углублением  социальной защиты. В широком смысле социальная защита - это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, другими словами в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности - от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности. Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.
       Государственная социальная стандартизация представляет собой правовую регламентацию приоритетных социальных нормативов и норм в качестве государственных минимальных социальных стандартов. Использование государственных минимальных социальных стандартов способствует повышению значимости норм и нормативов, регламентирующих приоритетные направления социальной политики, позволяет постоянно поддерживать реальное содержание основных государственных социальных гарантий.
       Минимальные государственные социальные стандарты  – это государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах (за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов) гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации. В проекте Федерального закона «О государственных минимальных социальных стандартах» данный термин определяется как «единые на всей территории РФ требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам РФ на определенном минимально допустимом уровне для обеспечения реализации установленных Конституцией Российской Федерации социальных гарантий, финансируемых из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов» [36].
       Установление  государственных минимальных социальных стандартов в РФ должно быть направлено на решение следующих задач:
    совершенствование механизма реализации основных конституционных прав граждан;
    социальную защиту населения и удовлетворение важнейших потребностей человека в материальных благах и социальных услугах;
    определение видов гарантированных социальных выплат и услуг за счет бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
    обеспечение социальной стабильности и устойчивого развития общества;
    сохранение единого социального пространства страны на основе выравнивания условий доступности потребления материальных благ и услуг в различных регионах России;
    нормативное обоснование формирования и исполнения бюджетов прежде всего на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов;
    совершенствование межбюджетных отношений;
    концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социальной политики;
    оценку уровня социального развития Российской Федерации и отдельных ее субъектов.
       Обычно  социальные стандарты выражаются в  натуральных показателях, например, количество койко-мест в больнице; посещениях в смену в поликлиниках и т.д. Пересчет этих показателей на основе действующих цен дает представление о стоимости обеспечения социальных стандартов в денежной форме. Причем, в таком случае речь идет о научно обоснованных рациональных стандартах.
       Формирование  системы государственных минимальных  социальных стандартов началось с Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 в целях обеспечения реализации конституционных прав граждан в области социальных гарантий и определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Социальная стандартизация становится новой сферой регламентации важнейших параметров социального развития со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений в условиях перехода к рыночным отношениям.
       Государственные минимальные социальные стандарты  включают:
    в области оплаты труда - минимальный размер оплаты труда; единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы;
    в области пенсионного обеспечения - минимальные размеры государственных пенсий;
    в области образования - набор общедоступных бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств госбюджета; нормы и нормативы предельной наполняемости классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения бесплатными образовательными услугами; нормы и нормативы социальной поддержки обучающихся; норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях;
    в области здравоохранения - перечень видов медицинской помощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения бесплатно; набор общедоступных бесплатных услуг по оказанию амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой медицинской помощи, финансируемых за счет бюджетов различных уровней и фондов обязательного медицинского страхования; нормы и нормативы обеспеченности населения медицинской помощью;
    в области культуры - набор общедоступных бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений культуры, финансируемых за счет бюджетов различных уровней; нормы и нормативы обеспеченности населения государственными и муниципальными учреждениями культуры, оказывающими общедоступные и бесплатные услуги;
    в области социального обслуживания населения - набор бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, финансируемых за счет бюджетов различных уровней; нормы и нормативы обеспеченности населения услугами учреждений социального обслуживания населения;
    в области жилищно-коммунального обслуживания населения - набор предоставляемых населению льготных жилищно-коммунальных услуг; нормы и нормативы минимального уровня жилищно-коммунального обслуживания населения, устанавливаемые органами исполнительной власти.
       Вопросам  формирования и использования социальных стандартов уделяется большое внимание в законодательной работе на федеральном и региональном уровнях, в бюджетном регулировании, при определении и реализации государственной социальной политики. Создаются «отраслевые» системы обеспечения социальных гарантий с использованием социальных стандартов. С момента подписания Указа Президента РФ № 769 вопросам формирования и использования социальных стандартов уделяется большое внимание в законодательной работе на федеральном и региональном уровнях, в бюджетном регулировании, при определении и реализации государственной социальной политики.
       В 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ. Данный закон устанавливает цели государственной политики в интересах детей. К ним отнесены: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Определен круг полномочий органов государственной власти РФ на осуществление гарантий прав ребенка. Установлены основные направления обеспечения прав ребенка, а также организационные основы гарантий прав ребенка.
       Правительством  Российской Федерации разработана Федеральная программа государственных гарантий по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Например, в программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год определены виды, условия и объемы предоставления медпомощи, нормативы финансовых затрат, порядок формирования и структура тарифов на медпомощь, а также критерии ее качества и доступности.
       Основываясь на закон «О прожиточном минимуме в РФ», разрабатываются законы о потребительской корзине, часовой оплате труда, пенсиях, пособиях и других социальных выплатах. На рисунке графически представлена информация о размере прожиточного минимума в РФ за последние 10 лет (данные для аналитики представлены в Приложении 7).
       В целом по Российской Федерации за рассматриваемый период прожиточный минимум на душу населения увеличился почти на 20%. При этом, за период с начала 2000 до сегодняшнего дня потребительские цены выросли на 290,32 % [34].
 

Рис. 4. Изменение размера прожиточного минимума в РФ за 2000-2011 г.г.
       Таким образом, величина прожиточного минимума относительный показатель, не отражающий реальные потребности общества.
       В области охраны здоровья для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи и медицинского обслуживания населения используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, поликлиниками и амбулаторными учреждениями.
       Совокупность  взаимосвязанных федеральных и  региональных государственных минимальных социальных стандартов образует систему государственных минимальных социальных стандартов. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов РФ должно быть основано на следующих основных принципах:
    безусловное соблюдение конституционных прав граждан;
    общедоступность социальной защиты и социальных услуг, закрепляемых в качестве обеспечения государственных минимальных социальных стандартов;
    распределение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, регулирующими процесс форми­рования и использования государственных минимальных социальных стандартов;
    транспарентность (прозрачность) бюджетного и внебюджетного финансирования расходов по обеспечению государственных ми­нимальных социальных стандартов;
    всесторонняя обоснованность устанавливаемых государственных минимальных социальных стандартов;
    предоставление всем социальным слоям и группам равных гарантий;
    гласность и информированность населения о государственных минимальных социальных стандартах;
    ответственность органов государственной власти и управления за применение и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов.
       В современных условиях особое значение имеют четыре социальных стандарта:
    обеспеченность детскими дошкольными учреждениями (места в детских дошкольных учреждениях на тысячу детей дошкольного возраста);
    обеспеченность общеобразовательными учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. жителей);
    обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. жителей);
    обеспеченность больницами (коек на 10 тыс. жителей).
       Такие стандарты должны применяться на том уровне государственного управления, который обладает бюджетными полномочиями по определению размеров инвестиций в социальную сферу. В субъектах эти нормативы должны определяться для городской социальной инфраструктуры в целом. В соответствии с ними следует распределять капитальные вложения в социальную сферу административных округов. При этом должно обеспечиваться выравнивание социального развития административных округов.
       Использование социальных стандартов позволяет, во-первых, обеспечивать определенное качество жизни населения; во-вторых, осуществлять обоснованные расходы и соответственно избегать нерациональных трат бюджетных средств.
       Председатель  Комиссии СФ по взаимодействию со Счетной  палатой РФ Сергей Иванов, проводя в мае 2011 года круглый стол на тему «Участие органов финансового контроля в разработке социальных стандартов жизни в Российской Федерации» отметил, что созданные и законодательно утвержденные системы государственных социальных стандартов становятся условием для перехода России к устойчивому социальному развитию. «На необходимость сделать все, чтобы те социальные стандарты, которые были созданы за последние годы, для наших граждан не ухудшились. На наш взгляд, представляется необходимым разработать и ввести в действие государственные социальные стандарты в каждой области социального обеспечения», - отметил С.Иванов [38].

2.2. Социальные стандарты субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по Омской области
       Социальный  стандарт на минимальном уровне означает совокупность социальных потребностей населения, а также потребностей на содержание учреждений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета и гарантируемых государством.
       Социальные  нормы и нормативы представляют собой единые или групповые для однородных территорий субъекта РФ параметры социальных потребностей, таких, как обеспеченность продуктами питании, товарами первой необходимости, важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами, а также потребностей на содержание инфраструктуры, в том числе социальной, финансируемой из бюджета.
       Система социальных стандартов, норм и механизмов формирования бюджетов субъектов РФ включает:
    социальные стандарты и натуральные нормы обеспеченности населения услугами при пользовании социальной инфраструктурой, а также обеспеченности инфраструктуры, финансируемой из бюджета, в том числе социальной, необходимыми ресурсами;
    алгоритмы и технологии формирования социальных финансовых норм;
    состав, механизмы сбора и поддержки в актуальном состоянии данных о характеристиках социальной инфраструктуры субъекта РФ;
    состав, алгоритмы и технологии формирования стоимостной величины прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета;
    алгоритмы и технологии формирования бюджетной потребности на планируемый год субъектов РФ;
    методика бюджетного регулирования.
       Система социальных стандартов используется:
    в качестве нормативной базы и инструмента для расчета бюджетной потребности региона;
    для оценки фактического исполнения бюджетов регионов;
    в качестве нормативной базы для системы адресной социальной защиты потребителей товаров и услуг при уходе от дотирования отраслей и видов деятельности;
    для оценки качества жизни населения и условий для его роста.
       Социальные  стандарты и натуральные нормы  обеспеченности населения услугами при пользовании социальной инфраструктурой, обеспеченности социальной инфраструктуры ресурсами, достаточными для ее функционирования, представлены натуральными нормами в разрезе статей затрат экономической классификации расходов бюджетов РФ. Кроме того, в состав норм по конкретным отраслям включены натуральные нормы, специфичные для тех или иных отраслей. Они дифференцирваны по типам или видам учреждений отраслей.
       В составе социальных стандартов разработан порядок сбора и поддержки в актуальном состоянии характеристик социальной инфраструктуры, осуществляемый в следующей последовательности:
    анализ предлагаемых социальных стандартов и натуральных норм, утверждаемых на уровне исполнительной власти субъекта РФ;
    сбор характеристик о социальной инфраструктуре;
    формирование базы данных цен и тарифов на товары и услуги;
    анализ алгоритмов расчета финансовых норм и бюджетной потребности;
    расчет бюджетной потребности на трех уровнях бюджетной обеспеченности;
    формирование доходной части бюджета субъекта РФ;
    на основе согласования доходной части и бюджетной потребности в разрезе уровней бюджетной обеспеченности формирование повышающих или понижающих коэффициентов и формирование бюджетной потребности, согласующейся с доходной частью бюджета;
    уточнение доходной части всех бюджетов, находящихся в ведении различных органов власти, расположенных на территории субъекта РФ.
       Финансовые  нормативы для расчета минимально необходимых расходов областного бюджета  и бюджетов муниципальных образований  индексируются в соответствии с  прогнозируемыми темпами инфляции и нормативными актами РФ.
       На  территории Омской области утверждены следующие государственные стандарты социального обслуживания [9]:
    государственный стандарт стационарного социального обслуживания;
    государственный стандарт предоставления реабилитационных услуг, консультативной помощи и временного приюта в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
    государственный стандарт предоставления реабилитационных услуг и консультативной помощи в реабилитационных центрах (отделениях реабилитации) для детей и подростков с ограниченными возможностями;
    государственный стандарт социального обслуживания на дому;
    государственный стандарт срочного социального обслуживания, предоставления материальной и консультативной помощи;
    государственный стандарт полустационарного социального обслуживания в отделениях дневного пребывания;
    государственный стандарт предоставления реабилитационных услуг и консультативной помощи в центрах социальной помощи семье и детям;
    государственный стандарт социального обслуживания в виде предоставления временного приюта;
    государственный стандарт полустационарного социального обслуживания в отделениях ночного пребывания.
       В таблице 3 представлен перечень основных государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями Омской области.
       Таблица 3
       Перечень  государственных  услуг, предоставляемых  государственными учреждениями Омской области в  сфере труда и 
       социального обслуживания населения [10] 

       
№ п/п Наименование  государственной услуги Категории потребителей государственной услуги Натуральные показатели  объема государственной  услуги
1 2 3 4
  Предоставление  стационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам (в Приложении 8 представлены основные нормативные акты, регулирующие данный вид услуги)
граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды старше 18 лет, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении; граждане  пожилого возраста и инвалиды I и II групп старше 18 лет, страдающие хроническими психическими заболеваниями, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении;
дети-инвалиды от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении
Число коек (единиц)
  Предоставление  временного приюта несовершеннолетним (в Приложении 9 представлены основные нормативные акты, регулирующие данный вид услуги)
Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;  безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние; несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении; дети-сироты  Число получателей  услуги (человек)
  Предоставление  временного приюта семьям с детьми
(в Приложении 10 представлены основные нормативные акты, регулирующие данный вид услуги)
Граждане с  детьми в возрасте до 18 лет, находящиеся  в трудной жизненной ситуации 
Число получателей  услуги (человек)
  Предоставление  социального обслуживания детям с ограниченными возможностями (в Приложении 11 представлены основные нормативные акты, регулирующие данный вид услуги)
Дети-инвалиды, дети с ограниченными  возможностями
Число получателей  услуги (человек)
  Предоставление  нестационарного социального обслуживания детям и семьям с детьми (в Приложении 12 представлены основные нормативные акты, регулирующие данный вид услуги)
Семьи, дети и  иные граждане с детьми, находящиеся  в трудной жизненной ситуации дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями
Число получателей  услуги (человек)
  Предоставление  социального обслуживания в центре социальной адаптации (в Приложении 13 представлены основные нормативные акты, регулирующие данный вид услуги)
Совершеннолетние граждане (в первую очередь граждане пожилого возраста и инвалиды) без определенного места жительства и определенных занятий; граждане, пострадавшие от физического или психического насилия, стихийных бедствий, вооруженных межэтнических конфликтов;
граждане, освободившиеся из мест лишения свободы и утратившие социальные связи
Число получателей  услуг (человек)
  Предоставление  психолого-профориентционной помощи и дополнительного профессионального образования (в Приложении 14 представлены основные нормативные акты, регулирующие данный вид услуги)
Граждане, нуждающиеся  в предоставлении психолого-профориентационных услуг:
    учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования всех типов и организационно-правовых форм;
    инвалиды;
    незанятое население;
    работающая молодежь в первые три года трудовой деятельности;
    граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
    граждане, признанные в установленном порядке безработными;
    граждане, имеющие статус вынужденного переселенца или беженца;
    соотечественники, переселившиеся из-за рубежа;
    военнослужащие и граждане, уволенные из Вооруженных Сил Российской Федерации;
    лица, освобожденные из мест лишения свободы;
    несовершеннолетние, семьи и иные граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
    специалисты организаций, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, нуждающиеся в повышении профессиональной компетентности;
    руководители и специалисты, работающие в сфере труда и социальной защиты населения Омской области, нуждающиеся в повышении квалификации, дополнительном профессиональном образовании, методическом сопровождении
Число получателей  услуг (человек)
  Предоставление  услуг в области трудовых отношений  и улучшения условий и охраны труда (в Приложении 15 представлены основные нормативные акты, регулирующие данный вид услуги)
Работники организаций, осуществляющие деятельность на территории Омской области; работодатели, осуществляющие деятельность на территории Омской области
Число получателей  услуг: - работников организаций, осуществляющих деятельность на территории Омской области (человек);
- работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области (единиц)
 
       Из  таблицы 3 видно, что Правительство Омской области стремится максимально охватить категории, нуждающиеся в социальной государственной поддержке.
       На социальные расходы в 2012 году в бюджете Омской области будет выделено более шести миллиардов рублей. При этом продолжат действовать областные целевые программы, направленные на поддержку ветеранов, инвалидов, семей с детьми. С учетом расходов на здравоохранение, образование и медицину, социальная составляющая в региональном бюджете в 2012 году превысит 75 %, а это по самым скромным подсчетам не менее 35 – 40 миллиардов рублей. 
 
 

 

       
    . Финансовое обеспечение  социальных гарантий

3.1. Источники финансового обеспечения социальных гарантий
     Средства  для обеспечения социальных гарантий могут быть ассигнованы как из государственного, так и из местных бюджетов или за счет разных внебюджетных фондов.
     Финансовый  норматив расходов государства на социальные гарантии должен стать подпочвой  действие расчета фактических расходов на социальные потребности из всех источников для достижения государством высокого уровня индекса человеческого  развития. Этот интегральный показатель принят ООН в 1990 году.
     Очень важной проблемой является создание надежного механизма финансирования социальных потребностей за счет внебюджетных средств. Здесь в первую очередь заслуживает внимание использования средств предпринимательских структур. Предприятие за счет своих доходов формирует социальную инфраструктуру, которая дает возможность максимально удовлетворить материальные и духовные потребности его работников. Работают ведомственные санатории, дома отдыха, профилактории, детские садики, заведения культуры, заключаются договоры на обслуживание коллектива предприятий поликлиниками, подготовку кадров. Есть основания утверждать, что в дальнейшем объемы финансовых ресурсов предприятий, которые направляются на социальные потребности, будут расти и тем самым частично снимется нагрузка на местных и государственный бюджеты.
     Как подтверждает опыт стран с развитой рыночной экономикой, в настоящее время появляется новый источник финансирования социального развития - спонсорство и меценатство. Их можно трактовать как некоммерческую деятельность организаций и некоторых лиц, направленную на удовлетворение потребностей общества в социальных гарантиях. Теоретически меценатство и спонсорство можно определить как форму инвестирования в социальную сферу. Большинством стран эта сфера деятельности регулируется законодательством. Государство всячески поощряет эту деятельность путем предоставления льгот из налогообложения и тому подобное.
     Другим  источником финансового обеспечения  социальной инфраструктуры является страхование - пенсионное, медицинское, а также в случае безработицы и от несчастного случая на производстве. Страхование рассчитано на все занятое население государства, поскольку именно оно принимает участие в создании страховых фондов.
    Система обязательного социального страхования  учреждается на принципе солидарности, за которым осуществляется перераспределение  средств от работоспособных неработоспособным, от здоровых больным, от работающих безработным и тому подобное. При этом работники отчисляют частицу своего заработка на пенсии, медицинское обслуживание и на содержание безработных под обязательство государства, которое гарантирует им, что с наступлением неработоспособного возраста и в случае инвалидности следующие поколения граждан будут осуществлять отчисления на содержание их или их семей. Основным  источником доходов фонда являются страховые платежи. Данные платежи исчисляются исходя из заработной платы. В Приложении 16 представлены ставки страховых взносов в 2011 году.
     Плательщиками страховых взносов в Федеральный  и территориальный фонды обязательного  медицинского страхования являются организации, учреждения, предприятия независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, иные хозяйствующие субъекты, в том числе и органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учеников школ, пенсионеров, зарегистрированных безработных и других категорий) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования. Страховые тарифы взносов в фонды обязательного медицинского страхования установлены общими законами о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды.
     Пенсионное  страхование должно осуществляться через создание негосударственных пенсионных фондов. Данный фонд формируется за счет взносов, отчисляемых от заработной платы. Взносы перечисляются ежемесячно.
     Государственный фонд занятости населения РФ создан для финансированием мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости. Плательщиками страховых взносов в Фонд занятости являются только работодатели - предприятия, организации и иные хозяйствующие субъекты.
     От  уплаты страховых взносов освобождены  общественные организации инвалидов, а также находящиеся в собственности  этих организаций предприятия, объединения, созданные для осуществления их уставных целей, и некоторые другие организации.
     Достаточно  сложной является ситуация относительно финансирования высшего образования. На сегодня государство финансирует  из бюджета не подготовку кадров высшей квалификации, а государственные высшие учебные заведения, которые имеют право предоставлять отдельные платные услуги и до 20 процентов специалистов готовить за их средства. Такой подход не имеет достаточного обоснования и ведет к нерациональному использованию бюджетных средств.
     Источником  финансирования социальных услуг для  населения могут быть разные формы  кредита. Это в первую очередь  потребительский кредит для приобретения товаров долгосрочного пользования, на получение образования, приобретения жилья. Заслуживают также внимание жилищных сбережений.
     Таким образом, вопросы финансового обеспечения социальных гарантий всегда были актуальными. Их актуальность усиливается в странах с переходной экономикой, где отсутствует совершенная система как самих социальных гарантий, так и источников их финансирования. Мировая финансовая наука и практика своим приобретением имеют такие источники финансирования социальных гарантий: бюджетные ассигнования; финансовые ресурсы предпринимательских структур; средства спонсоров; средства благотворительных организаций; страхование; разные формы кредита.
     Исходя  из всего вышеуказанного, можно сделать  вывод о том, что для того, чтобы финансовый механизм обеспечения социальных гарантий был реализован в полной мере, в первую очередь необходимо определить порядок формирования средств для обеспечения социальных гарантий, а только потом принципы самого финансирования социальных гарантий.

3.2. Современное состояние  предоставления социальных  гарантий и льгот  и предложения  по их совершенствованию
       В числе приоритетных направлений расходов федерального бюджета в 2011 году и на плановый период 2012 и 2013 годов является также социальная политика.
     В таблице 4 приведены бюджетные ассигнования федерального бюджета на  жилищно-коммунальное хозяйство.
       Таблица 4
       Бюджетные ассигнования федерального бюджета на поддержку 
       жилищно-коммунального хозяйства 

  2010 (сводная  бюджетная роспись) 2011 (проект)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.