На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Статус Президента Приднестровской Молдавской Республики устанавливается конституционным законом

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 11.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Статус  Президента Приднестровской  Молдавской Республики устанавливается  конституционным  законом.
 

Президент Приднестровской  Молдавской Республики является главой государства и возглавляет исполнительную власть в Республике. 
Президент Приднестровской Молдавской Республики является гарантом Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает точное исполнение Конституции и законов. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Республики, ее независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти. 
Президент Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с Конституцией и законами разрабатывает концепцию внутренней и внешней политики государства и принимает меры к ее реализации. 
Президент Приднестровской Молдавской Республики в пределах предоставленных ему настоящей Конституцией полномочий представляет Приднестровскую Молдавскую Республику внутри страны и в международных отношениях. 
Президент Приднестровской Молдавской Республики является Главнокомандующим Вооруженными силами Приднестровской Молдавской Республики. 
Президент Приднестровской Молдавской Республики осуществляет общее руководство исполнительными органами государственной власти и управления и обеспечивает их взаимодействие с другими органами государственной власти Приднестровской Молдавской Республики. Исполнительные органы государственной власти и управления, должностные лица, возглавляющие их, подотчетны Президенту. 
Президент Приднестровской Молдавской Республики имеет право помилования. Президент Приднестровской Молдавской Республики решает вопросы гражданства Приднестровской Молдавской Республики и предоставления политического убежища. 
Президент Приднестровской Молдавской Республики учреждает государственные награды Приднестровской Молдавской Республики, устанавливает почетные и специальные звания, награждает государственными наградами, присваивает почетные звания Приднестровской Молдавской Республики, высшие воинские и специальные звания, высшие квалификационные классы и классные чины. 
Президент Приднестровской Молдавской Республики обращается с посланиями к народу Приднестровской Молдавской Республики, Верховному Совету и периодически информирует о наиболее важных вопросах внутриполитической и внешнеполитической деятельности Приднестровской Молдавской Республики, представляет Верховному Совету ежегодные доклады о положении Республики и предлагает к его рассмотрению такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными. 
Президент Приднестровской Молдавской Республики осуществляет общее руководство внешней политикой Приднестровской Молдавской Республики, заключая при этом международные договоры Приднестровской Молдавской Республики, подписывает ратификационные грамоты в случае ратификации международного договора Верховным Советом, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей.
 
 
 

Институт  президентства в  Приднестровской  Молдавской Республике
 

На начальном  этапе развития республики в принимаемых  документах не получили отражения вопросы, связанные со статусом главы государства  и исполнительной власти. Для взаимодействие исполнительной власти с другими  ветвями власти требовалась правовая база. Принятие закона от 5 марта 1991 г. «О статусе Председателя ПМССР» позволило решить назревшие проблемы и определить рамки компетенции Председателя ПМССР, в которые вошли: 
1) охрана суверенитета; 
2) формирование Правительства по согласованию с Верховным Советом; 
3) представление на утверждение Верховному Совету кандидатур Председателя 
Конституционного надзора, председателей Верховного и Арбитражного судов, Прокурора ПМССР и Председателя Комитета государственного контроля; 
4) представительство республики в международных отношениях; 
5) решение вопросов гражданства; 
6) подписание законов; 
7) принятие указов, которые могут быть отменены ВС в течение двух недель после 
издания. 
Данный закон устанавливал также ответственность Председателя ПМССР за нарушение Конституции и законов СССР, ПМССР в ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. Правом смещения Председателя ПМССР с должности обладал Верховный Совет ПМССР при наличии двух третей голосов от числа депутатов и заключения Комитета конституционного надзора ПМССР. Отрешение от должности могло быть инициировано одной третью депутатов ВС ПМССР или одной пятой избирателей. 
22 октября 1991 г. должность Председатель ПМССР была переименована на должность Президент ПМССР. Его статус в дальнейшем регулировался Конституцией 1991 г. и не отличался от статуса Председателя: Президент обладал правом отменять действие актов органов исполнительной власти в случае противоречия их законам, а также назначать глав государственных администраций городов и районов. Постановлением ВС ПМССР выборы Президента ПМССР были назначены на I декабря 1991 г., 22 октября того же года вступил в действие закон ПМССР «О выборах Президента ПМССР», в соответствии с которым «Президентом ПМССР мог быть избран только гражданин республики не моложе 35 и не старше 65, обладающий в соответствии с настоящим законом избирательным правом, состояние здоровья которого позволяет исполнять эти обязанности». Закон устанавливал срок нахождения в этой должности и ограничивал возможность избрания на третий срок. 
Выборы Президента ПМССР назначались Верховным Советом и финансировались из средств республиканского бюджета и из добровольно передаваемых средств, которые аккумулировались Центральной избирательной комиссией и равномерно распределялись между кандидатами. Прямое или косвенное участие в выборах зарубежных организаций или иностранных граждан запрещалось. 
В результате выборов, проведенных 1 декабря 1991 г., Президентом Приднестровской Молдавской Республики стал И.Н. Смирнов, набравший 65,4% голосов. 
Конституция ПМР 1991 г. устанавливала следующие полномочия Президента как главы государства: 
Президент выступал гарантом соблюдения Конституции и законов СССР и Приднестровской Молдавской Республики, прав и свобод граждан, независимо от национальности, принимал необходимые меры по охране суверенитета республики, ее территориальной целостности; 
- Президент исполнял представительские функции (представлял Приднестровскую Молдавскую Республику а межреспубликанских и международных отношениях), вел переговоры и подписывал межреспубликанские договоры и международные соглашения, назначал и отзывал представителей ПМР при международных, торгово-экономических, культурных и других организациях, дипломатических представителей республики в иностранных государствах, назначал и освобождал полномочных представителей Президента ПМР, осуществлял руководство внешней политикой, подписывал ратификационные грамоты, принимал верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатов; 
- Президент возглавлял систему органов государственного управления и обеспечивал взаимодействие с высшими органами государственной власти ПМР; 
- Президент возглавлял Совет обороны ПМР и являлся Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Приднестровской Молдавской Республики, разрабатывал и представлял на утверждение Верховному Совету военную доктрину, награждал государственными наградами, присваивал очередные воинские звания высшему командному составу Вооруженных Сил, органов государственной безопасности и внутренних дел. 
Отношения Президента с Верховным Советом заключались в представлении первым ежегодных докладов о положении в республике и информировании Верховного Совета о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики республики, представлении на утверждение ВС структуры правительства. Формирование Президентом правительства, внесение изменения в его состав осуществлялись по согласованию с ВС ПМР. 
Верховный Совет по собственной инициативе или по предложению его Председателя, одной из палат либо не менее одной трети народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики мог в любое время заслушать отчет Президента о его работе в целом или по отдельным вопросам деятельности; 
- Президент представлял ВС ПМР кандидатуру для избрания на должность Председателя Конституционного суда, Председателя Верховного суда, Председателя Арбитражного суда Приднестровской Молдавской Республики, а также кандидатуры для назначения на должности Прокурора и председателя Комитета государственного контроля республики; 
- Президент самостоятельно назначал глав государственной администрации городов и районов; 
- Президент обладал правом вносить в ВС ПМР законопроекты; 
- Президент подписывал законы Приднестровской Молдавской Республики и обладал правом отлагательного «вето». Верховный Совет был вправе согласиться с замечаниями Президента или преодолеть его «вето» на закон двумя третями голосов; 
- Президент решал вопросы гражданства Приднестровской Молдавской Республики, предоставления убежища в соответствии с действующим законодательством, определял меры обеспечения общественного порядка, безопасности граждан и государственного строя республики; при необходимости предупреждал об объявлении особого положения и вводил его по просьбе или с согласия городских, районных Советов народных депутатов ПМР; 
- как глава исполнительной власти Президент отменял действие актов органов исполнительной власти в случае противоречия их законам Приднестровской Молдавской Республики; 
- Президент одновременно исполнял должность Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики. 
2 июня 1992 г. был принят новый закон «О статусе Президента Приднестровской Молдавской Республики», который несколько детализировал статус Президента. Последующие изменения в Законе от 15 марта 1994 г. регламентировали процедуру преодоления «вето» Президента, содержали положения о праве Президента вводить в местностях с особым положением временное президентское правление с последующим утверждением его Верховным Советом, определяли момент вступления в должность и прекращение полномочий Президента, порядок отрешения его от должности. Закон от 22 марта 1993 г. «О защите чести и достоинства Президента» устанавливал штрафные санкции за его публичное оскорбление или клевету. 
По истечении срока полномочий Президента и до проведения новых выборов, 2 октября 1996 г. был принят новый конституционный закон Приднестровской Молдавской Республики «О выборах Президента Приднестровской Молдавской Республики». Закон содержал как положения о выборах Президента ПМР, так и порядок вступления в должность вновь избранного Президента, принесения присяги, передачи и принятия полномочий главы государства, сложения Правительством своих полномочий перед вступившим в должность Президентом, а также положения об ответственности за нарушение избирательных прав граждан. В соответствии с конституционным законом право выдвижения кандидата на должность Президента ПМР принадлежало инициативным группам граждан, избирательным объединениям и избирательным блокам. 
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента, осуществлялось за счет республиканского бюджета. Кандидаты на должность Президента Приднестровской Молдавской Республики имели право создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Избранным на должность Президента считался кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. 
26 декабря 1996 г. прошли выборы Президента Приднестровской Молдавской Республики, на которых повторно был избран И.Н. Смирнов, набравший 71,94% голосов. 
В результате принятия новой Конституции ПМР в 1995 г. были изменены полномочия Президента в части формирования органов исполнительной власти и руководства ими. Согласно Конституции Президент представлял на утверждение Верховному Совету структуру Правительства и самостоятельно формировал Правительство Приднестровской Молдавской Республики. 
Для реализации принципа разделения властей Верховный Совет был лишен права отмены указов Президента в случае их несоответствия законодательным актам. В то же время Конституцией устанавливались обязательность соответствия актов Президента Конституции и законам Приднестровской Молдавской Республики и право ВС ПМР приостанавливать указы Президента до их рассмотрения судом. 
В соответствии с Конституцией 1995 г. Президент обладал правом назначения референдума о роспуске Верховного Совета и его расформирования в случае выражения ему недоверия на референдуме. Одновременно полномочия по осуществлению помилования передавались от Президиума ВС Президенту; иные полномочия изменены не были. 
Конституционным законом от 21 июня 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики» была изменена форма правления в республике, соответственно трансформировался и статус Президента ПМР как главы государства. К требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность Президента, добавился еще один пункт - ценз гражданства: Президентом мог стать гражданин ПМР, который таковым являлся не мене десяти лет.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Из Wiki

Ограничения, накладываемые  на Президента

Президент не может  занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, осуществлять предпринимательскую  и иную деятельность, за исключением  научной, преподавательской и иной творческой деятельности, входить в  состав руководящего органа или наблюдательного  совета коммерческой организации, быть депутатом Верховного Совета и иных представительных органов в Приднестровье. На весь срок своих полномочий Президент  приостанавливают членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели.

Порядок избрания и  прекращения полномочий

Президент Приднестровья  избирается гражданами Республики на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Президентом может  быть избран гражданин Приднестровья, обладающий избирательным правом, не моложе 35 лет, состоящий в гражданстве  Приднестровья не менее 10 лет и  постоянно проживающий на территории Республики. Президент избирается одновременно с вице-президентом на 5 лет.
Полномочия Президента Приднестровья прекращается досрочно в случае добровольной отставки, стойкой  неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему  полномочия, смерти или отрешения  от должности. В случае, когда Президент  не в состоянии исполнять свои полномочия, их исполняет вице-президент. Если и он не в состоянии —  полномочия Президента ПМР исполняет  назначенное Верховным Советом  должностное лицо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

С сайта по тетради
Приднестровская Молдавская Республика*(15) 

Государство в юго-восточной  части Европы.
Территория - 4163 кв.км. Столица - г. Тирасполь.
Население - 660 тыс. чел. (2000 г.); молдаван - 256 тыс. чел., русских - 201 тыс. чел., украинцев - 157 тыс. чел., болгар - 17 тыс. чел., гагаузов - 4 тыс. чел.
Государственные языки - молдавский, русский, украинский.
Религия - православие.
В I тыс. н.э. Приднестровские  земли были освоены славянами  и вошли в состав Древнерусского государства. После его распада - в составе Русско-литовского государства, с 1569 г. - Речи Посполитой. Южное Приднестровье  находилось под властью Крымского  ханства. В конце XVIII в. Приднестровские  земли присоединены к России и  вплоть до Гражданской войны 1918-1920 гг. входили в ее состав как часть  Новороссии. В начале 1920-х гг. этот регион вошел в состав Украинской ССР, в то время как Бендеры  и территория Бессарабии от Днестра  до Прута (в 1918 г.) - в состав Румынии.
В 1924 г. левобережье  Днестра, где сосредоточилось много  беженцев из Бессарабии и издавна  проживали молдаване, стало автономной республикой в составе УССР. В  данном качестве оно просуществовало  до 1940 г., когда на большей части  Бессарабии была образована Молдавская ССР, к которой отошли и приднестровские  районы ликвидированной тогда же автономной республики.
Обострение межнациональных  отношений в Молдове в 1989-1990 гг. привело к фактическому расколу  этого государства. 2 сентября 1990 г. Второй чрезвычайный съезд народных депутатов всех уровней Приднестровья, основываясь на результатах районных референдумов, провозгласил создание суверенной Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики в составе обновленного Союза  ССР (с 5 ноября 1991 г. Приднестровская  Молдавская Республика (ПМР). 1 декабря 1991 г. на территории ПМР проведен референдум, 97,7% участников которого высказались  за независимость республики. 

Государственное устройство 

Приднестровская Молдавская Республика - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 4 города и 5 районов.
Действующая Конституция  принята на референдуме 24 декабря 1995 г. и подписана Президентом ПМР 17 января 1996 г. По форме правления  ПМР президентская республика (до конституционной реформы 2000 г. республика смешанного типа). Политический режим - демократия в процессе становления.
Законодательная власть. Представительным и единственным законодательным  органом государственной власти является Верховный Совет ПМР. 21 июня 2000 г. в Конституцию ПМР 1996 г. внесены коррективы, заменившие двухпалатную структуру Верховного Совета на однопалатную.
Верховный Совет  ПМР состоит из 43 депутатов, избираемых гражданами Республики на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов Верховного Совета осуществляются на основе мажоритарной избирательной  системы (относительного большинства) по избирательным округам, образуемым на территории ПМР. Срок полномочий Верховного Совета - 5 лет. С 2000 г. Конституция не предусматривает процедур его досрочного роспуска.
Верховный Совет  ПМР правомочен рассматривать и  решать все вопросы, отнесенные Конституцией к законодательному регулированию  и к выполнению его контрольных  функций. Помимо принятия законов, он, в частности: устанавливает республиканские  налоги и сборы, перечень местных  налогов и сборов, принимает решение  о денежной эмиссии; рассматривает  и утверждает республиканские программы  экономического, социального и культурного  развития, принимает бюджет; решает вопросы административно-территориального устройства и ратифицирует и денонсирует  международные договоры ПМР.
Верховный Совет  издает правовые акты: об утверждении  указов Президента о введении военного, чрезвычайного положения; по вопросам войны и мира; об объявлении амнистии; об утверждении концепции внутренней и внешней политики, национальной безопасности ПМР и ее военной  доктрины; о проведении на территории ПМР референдума или всенародного обсуждения наиболее важных вопросов государственной или общественной жизни; о толковании законов и других правовых актов, принимаемых Верховным Советом.
В рамках своих контрольных  функций Верховный Совет ПМР  вправе принимать решения: а) об отмене актов местных представительных органов государственной власти в случаях их несоответствия Конституции  и законам ПМР; б) о роспуске местных  представительных органов государственной  власти и назначении новых выборов  в случаях нарушения ими норм действующего законодательства и отказа привести свои решения в соответствие с законодательством; в) об отрешении  от должности лиц, занимающих высшие государственные должности ПМР, членов Кабинета министров в случаях  и в порядке, установленном Конституцией и законом; г) о представлении  Президенту в отношении любого должностного лица органа государственной власти или управления о ненадлежащем исполнении либо о неисполнении им своих обязанностей.
Верховный Совет  принимает конституционные законы, законы и постановления. Изменения  и дополнения в Конституцию вносятся посредством издания конституционного закона. Конституционные законы принимаются 2/3 голосов, обычные законы - простым  большинством голосов от установленного Конституцией числа депутатов.
Принятые конституционные  законы и законы направляются Президенту для подписания и обнародования. Президент в пределах 14 дней со дня  получения рассматривает, подписывает  закон и обнародует его. В этот же срок он вправе отклонить закон  или его часть и направить  на повторное рассмотрение. Если при  повторном рассмотрении закон (либо его часть) будут одобрены в ранее  принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного Конституцией числа депутатов Верховного Совета, он подлежит подписанию Президентом  в течение 7 дней и обнародованию. Президент не может отклонить  и направить на повторное рассмотрение принятые Верховным Советом конституционные  законы, дополнения и изменения к  Конституции, а обязан их подписать  и обнародовать.
Глава государства - Президент, одновременно возглавляющий  исполнительную власть в Республике. Является гарантом Конституции и  законов ПМР, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает точное исполнение Конституции и законов. В установленном Конституцией порядке  принимает меры по охране суверенитета Республики, ее независимости и территориальной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти.
Президент избирается гражданами Республики на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании  на срок 5 лет. Возможность переизбрания не ограничена.
В соответствии с  Конституцией и законами Президент  разрабатывает концепцию внутренней и внешней политики государства  и принимает меры к ее реализации. В пределах предоставленных ему  Конституцией полномочий он представляет ПМР внутри страны и в международных  отношениях, осуществляет общее руководство  внешней политикой Республики, заключая при этом международные договоры, подписывает ратификационные грамоты  в случае ратификации международного договора Верховным Советом, принимает  верительные и отзывные грамоты  дипломатических представителей. Как  главнокомандующий вооруженными силами ПМР Президент самостоятельно либо по согласованию с Верховным Советом  принимает любые законные меры, направленные на укрепление обороноспособности Республики. Издает указы и распоряжения, которые  не должны противоречить Конституции  и законам.
Подобно другим главам государств, Президент ПМР имеет  право помилования, решает вопросы  гражданства ПМР и предоставления политического убежища, учреждает  государственные награды, устанавливает  почетные и специальные звания, награждает государственными наградами, присваивает  почетные звания, высшие воинские и  специальные звания, классные чины и т.д.
Президент осуществляет общее руководство исполнительными  органами государственной власти и  управления и обеспечивает их взаимодействие с другими органами государственной  власти ПМР. Исполнительные органы государственной  власти и управления, должностные  лица, возглавляющие их, подотчетны Президенту.
Для осуществления  своих полномочий в качестве главы  исполнительной власти Президент ПМР  формирует Кабинет министров, который  является исключительно совещательным  органом без самостоятельной  компетенции; все решения, принимаемые Кабинетом министров, вводятся в действие Президентом ПМР. Состав Кабинета министров определяется Президентом самостоятельно. В настоящее время в состав Кабинета министров входят руководители министерств и ведомств Республики. 

Правовая  система 

Общая характеристика 

Правовая система  ПМР входит в романо-германскую правовую семью. До выделения ПМР из состава  ССР Молдова на территории ПМР  действовало законодательство Молдавской ССР, позже - ССР Молдова (см. раздел "Молдова"). Со 2 сентября 1990 г. законодательство ПМР и Республики Молдова начали развиваться независимо друг от друга  и различие между ними все более  возрастает. Если новое право Молдовы  ориентируется на традиции романских  стран, то законодательство ПМР с  момента воссоздания государственности  следовало в целом российскому  образцу.
По темпам правовых преобразований Приднестровская Молдавская Республика значительно отстает  от других бывших советских республик. К 2001 г. приняты новые Арбитражный  процессуальный кодекс ПМР (1998), Водный кодекс ПМР (1999), Таможенный кодекс ПМР (2000), Лесной кодекс ПМР (2000) Гражданский  кодекс ПМР часть первая (2000), Избирательный  кодекс ПМР (2000), Уголовный кодекс ПМР (2002).
Продолжают действовать  устаревшие УК МССР, УПК МССР, ГПК  МССР, Жилищный кодекс МССР, КоАП МССР, КоБС МССР, Земельный кодекс МССР, ГК МССР вторая часть (действуют нормы, не противоречащие части первой ГК ПМР).
Тем не менее, Конституции  ПМР (ч.2 п.3 ст.3 переходных положений) устанавливает  прекращение действия правовых актов  СССР, МССР, ССР Молдова на территории ПМР с 22 июля 2002 г., таким образом, для реализации данных положений  Конституции были к июню 2002 г. разработаны  проекты Гражданского кодекса ПМР II и III частей (в основу положено российское законодательство) и проекта Трудового  кодекса ПМР, проект Жилищного кодекса  ПМР, проект Кодекса о браке и  семье, устанавливающие новые правоотношения в регулируемых сферах.
Ряд процессуальных кодексов МССР УПК, ГПК, КоАП претерпели лишь редакционную правку и утверждены в текущей редакции в качестве кодексов ПМР. В последствии планируется  принципиально изменить их редакцию комплексно, в порядке судебно-правовой реформы ПМР.
Основным источником права являются законодательные  и подзаконные акты. В иерархию нормативных правовых актов ПМР  входят Конституция ПМР, конституционные  законы, законы, указы, распоряжения Президента, постановления Верховного Совета, нормативные  правовые акты министерств и ведомств, акты местных представительных и  исполнительных органов власти. Конституция  ПМР содержит перечень вопросов, подлежащих законодательному и подзаконному регулированию. Правовым актом, устанавливающим основные принципы правотворческой деятельности органов государственной власти ПМР понятие, систему и виды правовых актов ПМР, иные вопросы, связанные  с принятием и действием законов  и иных правовых актов, является закон  ПМР "Об актах законодательства ПМР" (2002). 

Гражданское и смежные с  ним
отрасли права 

О гражданском праве  непосредственно ПМР следует  говорить со дня ее образования - 2 сентября 1990 г. Начиная с этой даты оно развивалось  в целом в тех же направлениях, что и гражданское право государств СНГ.
Основы гражданско-правовых и хозяйственных отношений были закреплены в Конституции ПМР  от 2 сентября 1991 г., устанавливающей  многообразие форм собственности в  виде частной, коллективной, государственной  и провозглашавшей равную охрану всех форм собственности государством (ст.11 Конституции ПМР), запрет на какое  бы то ни было администрирование деятельности хозяйствующих субъектов со стороны  исполнительных или представительных органов государственной или  местной власти, построение отношений  между хозяйствующими субъектами и  органами государственной власти исключительно  на налоговой и договорной основе (ст.14 Конституции ПМР).
В 1990-е гг. в ПМР  было принято обширное законодательство, создающее правовую базу для предпринимательской  деятельности. Первыми гражданско-правовыми  законодательными актами были Закон "О  собственности" 1991 г. (утратил силу в связи с принятием части  первой ГК ПМР), Закон ПМР "Об основах  внешнеэкономической деятельности" 1992 г., Закон ПМР "О предпринимательской  деятельности и предприятиях в Приднестровской  Молдавской Республике" 1992 г. (утратил  силу в связи с принятием части  первой ГК ПМР).
К важнейшим актам  в этой сфере относятся также  законы ПМР "О торгово-промышленных палатах в Приднестровской Молдавской Республике", "Об акционерных обществах", "Об аренде", "О залоге", "О  несостоятельности (банкротстве) предприятий", "О векселях", принятые в 1995 г., "О развитии малого предпринимательства", "О поставках продукции для  государственных нужд", "О внешнеэкономической  деятельности", "О внутренней торговле", принятые в 1999 г. Закон ПМР "О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях" (2001), Закон ПМР "Об установлении минимальных  размеров уставных (складочных) капиталов  коммерческих организаций" (2001).
Вопросы деятельности банков и банковской системы устанавливаются  Законом ПМР "О банках и банковской деятельности в Приднестровской  Молдавской Республике" 1993 г. и Законом  ПМР "О Приднестровском Республиканском  банке" 1993 г.
Экономические реформы  в ПМР включают и проведение приватизации. Правовую базу приватизации составляют законы ПМР "О приватизации государственного жилищного фонда" (1992), "О малой  приватизации" (1999), "О разгосударствлении и приватизации" (2000).
Приватизация в  ПМР имущества, находящегося в государственной (республиканской и местной) собственности, предполагалось осуществлять на возмездной основе с преимущественным правом коллектива предприятия (организации), его арендатора на выкуп объекта приватизации (или  его доли), находящегося в государственной (республиканской и местной) собственности. После принятия нового законодательства в 1999-2000 гг. приватизация проводится в  соответствии с Государственной  программой разгосударствления и приватизации имущества ПМР, разрабатываемой  на 2-4 года; в рамках той же программы  устанавливается перечень объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации. Ежегодно утверждается перечень объектов на соответствующий  год, подлежащих приватизации.
Государственное регулирование  новых экономических процессов  осуществляется законами ПМР "Об инвестиционной деятельности" (1995), "Об иностранных  инвестициях на территории ПМР" (1999) и Законом ПМР "Об ограничении  монополистической деятельности и  развитии конкуренции" (2000).
Формирование основ  нового гражданского права завершилось  принятием части первой Гражданского кодекса ПМР, разработанного на основе Модельного гражданского кодекса СНГ, что определило его сходство с  ГК РФ.
Основные различия связаны с исключительной государственной  собственностью на землю (ст.5 Конституции  ПМР). В соответствии с гл.17 ГК ПМР  земля может предоставляться  только в пользование и (или) владение. Государство может предоставлять  земельные участки юридическим  и физическим лицам в срочное, долгосрочное пользование, в том  числе в аренду, а также во владение и пользование граждан на праве  пожизненного наследуемого владения; эти права находятся в гражданском  обороте (в частности могут быть предметом залога, возмездного отчуждения и пр.).
ГК ПМР более  подробно регулирует вопросы возникновения, деятельности и ликвидации юридических  лиц (их перечень также расширен): гл.4 "Юридические лица" содержит положения  о требованиях, предъявляемых к  фирменному наименованию юридического лица (ст.56), положения о конфликте  интересов (ст.59), о санации предприятия (ст.69), о последствиях возбуждения  производства о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц (ст.70), признания юридического лица несостоятельным (банкротом). Перечень юридических лиц, которые могут создаваться в  соответствии с Гражданским кодексом, дополнен такими видами, как акционерная  коммандита, некоммерческие партнерства. В отсутствие законодательного акта, регулирующего обращение ценных бумаг, ГК ПМР содержит характеристику всех их видов.
Вопросы интеллектуальной собственности регулируются Гражданским  кодексом МССР в объеме, не противоречащем части первой Гражданского кодекса  ПМР и Патентному закону ПМР (2000), Законом ПМР "О товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров и фирменных наименованиях" (2000), Законом ПМР "О селекционных достижениях" (2001).
Реформы в области  агропромышленного комплекса регулируются подзаконными актами Президента ПМР, ввиду  невозможности регулирования новых  аграрных правоотношений Земельным  кодексом МССР (1970), действующим на территории ПМР (в ред. изменений 1980-х гг.).
Трудовое право. Наиболее важные трудовые права и гарантии содержатся в Конституции. Они включают: свободу труда, право на труд (в  условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены), право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ст.35 Конституции). Конкретизация  этих гарантий содержится в Кодексе  законов о труде МССР (1973), действующем  на территории ПМР (в редакции законов  от 1994, 1996, 1997, 2000 гг.), в законах ПМР "Об охране и безопасности труда", "О занятости населения", "О  коллективных договорах и соглашениях", принятых в 1993 г., "О трудовых коллективах" (1995), "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (1997), Законом ПМР "Об оплате труда работников органов  государственной власти, прокуратуры  и органов государственного контроля" (1997), Законом ПМР "О минимальном  размере оплаты труда в ПМР" (2001).
Экологическое право. Использование природных ресурсов регулируют Закон ПМР "О недрах" (2000), Водный кодекс ПМР (1999), Лесной кодекс ПМР (2000). Охрана природных ресурсов осуществляется в соответствии с  законами ПМР "Об охране окружающей среды" (1994), "О животном мире" (1998), "О вторичных материальных ресурсах" (1999), Законом ПМР "О  платежах за загрязнение окружающей среды и пользование природными ресурсами" (2000). 

Уголовное право и процесс 

Уголовное право  в ПМР развивается в тесной связи с законодательством России и иных государств СНГ. В Республике с 22 июля 2002 г. действует Уголовный  кодекс ПМР (разработанный на основе УК Российской Федерации).
Согласно ст.19 Конституции  ПМР смертная казнь до ее отмены может применяться как исключительная мера наказания за тяжкие преступления против жизни и только по приговору  суда. Смертная казнь не может быть применена к женщинам, а также  к лицам, не достигшим до совершения преступления 18-летнего возраста. С 1 января 1999 г. в ПМР действует  мораторий на применение смертной казни.
Основной источник уголовно-процессуального права  ПМР - УПК МССР 1961 г., действующий  в ПМР, как и другие кодексы  бывшей МССР, в собственной редакции. В частности, он дополнен статьями об обеспечении безопасности участников процесса, а также нормами, регламентирующими  право обжалования в суде ареста или задержания.
С 2000 г. исправительные учреждения перешли из ведения МВД  в ведение Министерства юстиции. 

Судебная  система. Органы контроля 

Система и порядок  судопроизводства устанавливаются  законом в соответствии с Конституцией. Создание чрезвычайных судов не допускается. Других деталей организации судебной системы Конституция не содержит, касаясь лишь порядка формирования судов и компетенции Конституционного суда.
Президент ПМР является гарантом независимости судебной власти. Судьи, за исключением судей Конституционного суда и мировых судей, назначаются  Президентом по представлению председателей  Верховного и Арбитражного судов. Последние (председатели) назначаются Верховным  Советом ПМР по представлению  Президента ПМР. Судьи занимают должность  бессрочно до достижения ими возраста в 65 лет, кроме судей, которые назначены  впервые, а также мировых и  конституционных судей. Первое назначение на должность судьи осуществляется сроком на 5 лет за исключением случаев, оговоренных Конституцией.
В систему судов  общей юрисдикции входят Верховный  суд, городские и районные суды. Единственным актом ПМР, регулирующим деятельность этих судов, является Конституция и  процессуальное законодательство МССР, действующее на территории ПМР.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.