На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Вокальный цикл Шумана "Любовь поэта"

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3   

ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ГЕНИАЛЬНО  ШУМАНА……………6
    1.1 Великий композитор - Роберт Шуман………………………………..6
    1.2. Вокальное творчество Шумана……………………………………….7 

ГЛАВА 2. ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ ШУМАНА « ЛЮБОВЬ ПОЭТА»………...9
    2.1. История создания вокального  цикла «Любовь поэта»………………9
    2.2. Музыкальная часть вокального  цикла « Любовь поэта»…………...11
    2.3. Основная характеристика вокального  цикла Шумана
      « Любовь поэта»………………………………………………………….13 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….............20
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….............22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

  
    Выбор темы. Для своей курсовой работы нами была выбрана значимая на  сегодняшний день тема – «Вокальный цикл Шумана "Любовь поэта"». Важность данной выбранной темы заключается в том, мы в этом уверены, что каждый век рождал замечательных музыкантов, которые становились кумирами своего времени, и трудно среди них выбрать достойнейших из достойных. Вот одним из таких непревзойдённых композиторов и был Шуман, творчество которого нам очень симпатизирует. Поэтому мы и остановили свой взгляд на творчестве этого гения, выбрав для изучения одно из лучших его произведений.
    Актуальность  выбранной темы. Актуальность нашего исследования заключается в том, что, хотя на дворе стоит XXI век, который характеризуется бурным научно- техническим развитием, всё же неугасающие человеческие ценности, как музыка, искусство, литература, никогда не утратят своей привлекательности и злободневности. Но пускай некоторые думаю, что это парадокс, наблюдая за тем, что чем больше появляется разновидностей новых достижений, тем чаще привлекают к себе произведения искусства классического, которое, бесспорно, является искусством вечного, не стареющего, а, наоборот это те неувядающие шедевры, которые неувядающие шедевры, которые радуют глаз и ухо своей необыкновенной глубиной и неповторимой красотой. Всё большее наслаждение нашим современникам доставляют сонеты Шекспира и драматургия Мольера, восхищают картины Рафаэля и Васнецова, очаровывает своей улыбкой Джаконда Леонардо да Винчи, очаровывает поэзия Фета и гениального Пушкина, заслушиваются музыкой Шуберта и Бетховена. На одном из первых мест среди композиторов1 чьи произведения, по свидетельству неумолимой статистики, звучат наиболее часто во всем мире, стоит имя прекрасного композитора Шумана, которая в настоящее время стала неотъемлемой частью нашей жизни. Данные рассуждения отчётливо подтверждают актуальность выбранной нами темы реферата.
    Объект  и предмет исследования. Объект курсовой работы: вокальный цикл Шумана "Любовь поэта". Предмет курсовой работы: своеобразие и особенности вокального цикла Шумана "Любовь поэта"
    Цель  и задачи  реферата. Цель курсовой работы:  подробно и детально проанализировать: вокальный цикл Шумана "Любовь поэта". Данная цель связана с раскрытием ряда существенных задач:
    1. Коротко представить биографию Шуберта;
    2.Заострить внимание на произведениях Шумана как мастера вокальных творений;
    3.Раскрыть историю создания вокального цикла Шумана «Любовь поэта»;
    4.Осветить своеобразие музыкальной части вокального цикла Шумана
« Любовь поэта»;
      5. Дать развёрнутую характеристику  вокального цикла Шумана «  Любовь поэта».
    Освещённость  темы исследования. Данная тема освещена в специальной литературе достаточно широко. Надо отметить, что на протяжении многих лет истории в том или ином ракурсе данная тема вызывала интерес выдающихся деятелей культуры - как практиков, так и теоретиков. Критики изучают биографию этого человека, тщательно анализируются искусствоведами его музыкальные произведения. Много работ общего характера по истории музыки. Музыковедческую интерпретацию проблема вокального творчества получила в трудах известных учёных Г. Г. Арановского, БВ Асафьева, Н.П. Корыхаловой, Т.Н Л Ивановой, М. Х. Михайлова,  М. А.Смирнова, М.Е. Тараканова, Т.В Дарьградской, БЛ Яворского и др. Изучению природы универсалий, психологии творчества и интерпретации художественного текста посвятили свои монографии  Е. Я.Басин, М. М.Бахтин, Б. М. Гаспаров, Е.С .Громов,  П.Ершов, ЮМ Лотман, Н. В.Рождественская, С. П. Симонов,  М.В.Тростникова, Ю.Л.Тынянова, П.М Якобсон.
    Методы  исследования. В реферате использовались методы семиотики, герменевтики и структурного анализа. Применялись также и традиционные методы исследования искусства - анализ литературы, прослушивание музыкальных произведений
    Структура  реферата. Структура работы предопределяется целями и задачами исследования и включает: введение с раскрытием актуальности выбранной нами темы, постановкой цели и задач, обозначением предмета и объекта исследования и обзором использованной литературы; две главы, представляющие суть основной выбранной темы для исследования и разделённые на ряд параграфов; заключение с выводами по всему реферату и список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ГЕНИАЛЬНО ШУМАНА
    1.1 Великий композитор - Роберт Шуман 

    Шуман Роберт Шуман прожил короткую жизнь, всего 46 лет. Годы его жизни- 1810-1856 Жизнь его, если судить по биографическим фактам, не очень счастливая. Но мы согласимся с мыслью о том, что этого гениального мастера можно всё- таки считать счастливым, так как он выполнил основную задачу своей жизни. Шуман оставил человечеству на память образец настоящего немецкого артиста, который был исполнен честного прямодушия, благородства и духовности. Говоря о своих величайших музыкальных поэтах, люди всегда с благодарностью будут вспоминать и имя Шумана, немецкого композитора и музыкального критика.
     Шуман является выразителем эстетики немецкого романтизма. Он основал и являлся редактором "Нойе цайтшрифт фюр музик" или "Нового музыкального журнала". Шуман создал  программные фортепианные циклы ("Бабочки", 1831; "Карнавал", 1835; "Фантастические пьесы", 1837; "Крейслериана", 1838), он известен как автор лирико-драматических вокальных циклов ("Любовь поэта", "Круг песен", "Любовь и жизнь женщины", все 1840). Его ценят за то, что он внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций ("Симфонические этюды", 2-я редакция 1852). Опера "Геновева" (1848), оратория "Рай и Пери" (1843), 4 симфонии, концерт для фортепиано с оркестром (1845), камерные и хоровые сочинения, музыка к драматической поэме "Манфред" Дж. Байрона (1849)1.
     Немецкий  композитор Роберт Шуман хотел, чтобы  «музыка исходила из глубины настоящего и была не только приятной забавой  и красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то еще»2. Само это желание _______________________________________
1 Житомирский Д.В. Роберт Шуман - М., 2009.- С. 98
2 Слонимский С. М. Забытый, но живой шедевр. // Музыка.- 2008.- №12.- С. 17
резко отличает Роберта Шумана от многих композиторов его поколения, которые грешили бессодержательным сочинительством. Шуман боролся за прогресс в музыке всеми силами, и ему удалось этого добиться.
     Шумана  относят ко 2-му поколению романтиков. Он очень остро чувствовал разницу  между тонкой, чувствительной натурой  художника и окружающим миром, и  всю жизнь восставал против мещанства. Это ясно и чётко проявляется и в музыке. Музыка Шумана отличается особо острым психологизмом, глубоко проникает в состояние души человека. Он очень тонко отразил в музыке смену этих состояний. У него присутствует непосредственное соприкосновение страстного порыва и погружения в мир грёз. Во многом он отразил свойства своей натуры, связанной с двойственностью.
     В итоге скажем, Шуман - гениальный немецкий композитор, автор многих известных произведений, наиболее ярким из которых, пот нашему мнению, считается, вокальный цикл» Любовь поэта». 

     1.2. Вокальное творчество Шумана 

     Одним из высших достижений Шумана считается  вокальная лирика, которая идеально соответствовала его творческой натуре, так как Шуман обладал не только музыкальным, но и поэтическим дарованием. Роберта отличал большой литературный кругозор, огромная восприимчивость к поэтическому слову, а также собственный опыт писателя.
     Шуман прекрасно разбирался в творчестве поэтов-современников, высоко ценя И. Эйхендорфа, А. Шамиссо, Р. Бернса, Ф. Рюккерта, Дж. Байрона, Г. X. Андерсена и др3. Но самым любимым поэтом композитора являлся Гейне, на стихи данного поэта композитор создал 44 песни, не уделив такого огромного внимания ни одному другому ценимых им авторов.
______________________________________________
3 Великие композиторы.\  Под ред. Л.А. Аконяна. Т.17.- М.: Интеллект, 2010.- С. 22
В богатейшей поэзии Гейне Шуман, будучи также лириком, в изобилии находил для себя тематику, которая искренне волновала его всегда, это, прежде всего, любовь. Лексика стихов Гейне отличается широким разнообразием: здесь можно увидеть и тончайшую поэтичность, и едкую иронию, и сложную символику, и фольклорные мотивы, и гиперболы, и эпику и многое другое.
     Большинство камерно-вокальных сочинений Шумана относится к 1840 году, как его называют, «году песен», но вокальное творчество пополнялось и в дальнейшем, когда были созданы «Шесть стихотворений Н. Ленау» и Реквием – 1850, «Песни из Вильгельма Мейстера» И. В. Гете» – 1849 и др.4.
     В своей вокальной музыке Шуман принадлежал к числу шубертианцев, продолжая традиции своего музыкального кумира. Вместе с тем, его творчество характеризуется набором целого ряда новых черт, по сравнению с песнями Шуберта.
     К основным чертам вокальной музыки Шумана относят5:
     бoльшую субъективность, психологизм, разнообразие оттенков лирики, включая горькую иронию и мрачный скепсис, которых не было у Шуберта;
     выбор только первоклассных литературных первоисточников высокого художественного уровня;
     явное предпочтение новейшей романтической поэзии;
     обостренное внимание к тексту и создание максимальных условий для раскрытия поэтического образа, что выливалось в стремление «передать мысли стихотворения почти дословно», подчеркнуть каждую психологическую деталь, каждый штрих, а не только общее настроение;
     в музыкальном выражении это проявилось в усилении декламационных элементов;
     точное  соответствие музыки и слова. Песни  Шумана были написаны
_______________________________________________________

4 Зырянов О.В. Парадоксы оперной судьбы. Геновева Роберта Шумана.- М.: Эксмо, 2010.- С. 121

5 Конен В.Д. История зарубежной музыки. Т.З.-  М.: Книга, 2008.- С. 221
обычно на слова одного поэта, в чём  сказывалось отличие от его же песен, которые принадлежали другим первоисточникам. Для композитора очень
существенен и  характер самого текста, его психологическая сложность,
многомерность, и имеющийся в нем подтекст, который порой оказывается для  него важнее, чем сами слова;
     огромная роль фортепианной партии, потому что именно фортепиано обычно раскрывает имеющийся в стихотворении психологический подтекст).
     Итак, обобщим сказанное: Шуман был один из наиболее ярких представителей музыкального романтизма в Германии. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана выражало антитезу царившей в Германии 1820-1840-х гг. мещанской атмосфере. Музыка Шумана  звала в мир высокой человечности, воспевала красоту и силу чувства. Горячая страстность, гордая мужественность, тонкий лиризм, капризная изменчивость нескончаемого потока впечатлений и мыслей вот, что характерно для основных черт музыки Шумана. 

    ГЛАВА 2. ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ ШУМАНА « ЛЮБОВЬ ПОЭТА»
2.1. История создания вокального цикла «Любовь поэта» 

     «Любовь поэта», как мы уже сказали, считается, пожалуй, самым знаменитым вокальным циклом Шумана. Этот человек пожизненно связан с «годом песен», так как 1840-й год стал один из наиболее счастливых в жизни композитора. После многолетней изнурительной борьбы Шуман наконец соединился с Кларой Вик, которая в его жизни была единственной большой любовью. Дочь известного лейпцигского фортепианного педагога, прославленная пианистка, давшая свой первый сольный концерт в 11 лет, эта женщина сумела выдержать упорное противодействие отца, завершившееся 13-месячной судебной тяжбой. Став женой, хозяйкой, матерью 8 ________________________________________________
6 Амброс А. В. Роберт Шуман. Жизнь и творчество: Пер. с нем. - М., 2008.- С. 89
детей, Клара осталась концертирующей пианисткой и вдохновительницей творчества Шумана. 1840 год знаменателен тем, что открыл Шумана как вокального композитора, ведь до того вокальные жанры мало занимали его. А в один этот год он написал 131 песню для голоса с фортепиано, 10 предназначались для нескольких голосов и 6 для мужского хора а капелла составила чуть ли не половину всего, созданного им для пения. 
 В «год песен» композитор нашел и своих, близких его сердцу, поэтов, среди которых главное место прочно занял столь близкий ему по духу Генрих Гейне. На его тексты композитор сочинил 4 цикла, при этом ещё не считая отдельных песен, которые вошли в разные сборники. И это не удивительно: Шуман всегда был очень внимательным и чутким  к слову, а Гейне, как мы помним, считался самым выдающимся из немецких поэтов-романтиков.

      Ещё раз подчеркнём, что вокальный  цикл Шумана « Любовь поэта» - это  основное центральное произведение Шумана, которое, как было уже сказано, неразрывно связано с поэзией Гейне. Поэт описал один из эпизодов собственной жизни, назвав его «Лирическим интермеццо», которое в общем - то представляет не цикл с единой темой, сюжетной линией развития, а является отдельным сборником из 65 стихотворений не только лирического, но и остро публицистического содержания7. Композитор для себя отобрал только 16, что были связаны с пережитой молодым Гейне любовной трагедией отвергнутого чувства. У Гейне прослеживается типичнейшая романтическая идея «утраченных иллюзий», «разлада между мечтой и действительностью», что представлено им в виде дневниковых записей. История любви передаваемая в музыке композитором развертывается им довольно логично и последовательно. 
   Шуман посвятил «Любовь поэта» Вильгельмине Шрёдер-Девриент, которая была выдающейся немецкой певицей -актрисой первой половины

______________________________________
7 Свириденко С. Л. Шуман и его песни. — СПб.: Невский проспект, 2011.- С.119
XIX века, прославившейся исполнением заглавной роли в «Фиделио» Бетховена, позднее певшей на премьерах «Риенци» и «Летучего голландца» Вагнера и  вошедшей в круг его близких друзей.
      Итак, такова история создания известного вокального цикла Шумана   « Любовь поэта». 

2.2. Музыкальная часть вокального цикла «Любовь поэта» 

     В «Любви поэта» сконцентрированы все черты, характерные для вокального стиля Шумана, куда включены исключительное внимание к поэтическому слову, стремление передать мелодику стиха, тонкость психологических переживаний, поражающих невиданной до того сложностью и противоречивостью, глубочайшая погруженность в них, приводящая к почти полному игнорированию внешнего мира8. Этому музыкальному своеобразию вокального цикла Шумана способствуют новые выразительные средства, к числу которых относятся: не песенная, а декламационная мелодика, непрерывно развивающаяся свободная форма, почти без повторов и изобразительных деталей, изысканность гармонии9.
Приведём  пример разнообразия музыкальной тональности  в данном вокальном цикле Шумана. Первая песня «В сиянье теплых майских дней», рисует красочно и зачаровано пробуждение души, весеннее томление, которое приводит лирического героя к неразрешимым вопросом. Различные оттенки любовного чувства передаются в пятой песне, «В цветах белоснежных лилий» мы слышим трепетность, нежность, взволнованность. В шестой песне «Над Рейна светлым простором» звучит молитвенная сосредоточенность, хоральная строгость. Любимая женщина ассоциируется у
     ___________________________________
8 Житомирский Д.С. Роберт Шуман: Очерк жизни и творчества.-  М., 2009. –С. 77
9 Лосева О.В. «Успех, заслуженный вдвойне» // Музыкальная жизнь М- 2007-  №11.- С.17 

поэта с ликом мадонны в готическом Кёльнском соборе. Драматический перелом наступает в седьмой части, «Я не сержусь». Поразителен тонкий выбор музыканта для воплощения предельно сдержанного чувства скорби , окрашенного в светлую мажорную тональность, лишь слегка осложненную хроматизмами и диссонансами. В данной песне мы сталкиваемся с длительным нарастанием и мощной кульминацией в верхнем регистре, редкие для этого цикла, завершают развитие. Девятая песня, «Напевом скрипка чарует», поражает контрастной двуплановостью: бытовая картина свадьбы, созданная несложным вальсовым ритмом, и щемящее, смятенное чувство, владеющее героем. Тринадцатая песня «Во сне я горько плакал», является кульминацией трагизма, она представляет песню без единого светлого просвета. Мерный ритм траурного марша, речитирование на одной ноте приобретают особую силу в третьей строфе, которая открывается солирующей партией фортепиано: последний сон, казалось бы, счастливый, в отличие от двух предшествующих (возлюбленная умерла, возлюбленная забыла героя, возлюбленная вернулась к нему), вызывает самый бурный поток слез при пробуждении10. Шестнадцатая песня «Вы злые, злые песни», передаёт развернутый финал в ритме энергичного сурового марша, содержащего неожиданную лирическую кульминацию, ведомую в предельно медленном темпе с мелодическим оборотом, свойственном первой песне. Большое фортепианное заключение, заимствованное песенником из двенадцатой песни, «Я утром в саду встречаю», звучит просветленно и примиренно10.
      Таким образом, мы охарактеризовали основное музыкальное звучание вокального цикла « Любовь поэта». 

______________________________________________________
10 Воспоминания о Роберте Шумане / Составление, комментарии, предисловие О. В. Лосевой. Пер. А. В. Михайлова и О. В. Лосевой. — М.: Композитор, 2009.- С. 155 
 

2.3. Основная характеристика вокального цикла Шумана « Любовь поэта» 

     Мы  уже раньше сказали, но тут считаем необходимым это повторить, из 65 стихотворений Гейне Шуман отобрал только 16, в их число вошли первое и последнее стихотворение – самых близких себе и наиболее существенных для создания ясной драматургической линии. В заголовке же своего цикла композитор прямо назвал главного героя своего творчества – поэта.
     По  сравнению с циклами Шуберта Шуман усилил в данном вокальном цикле психологическое начало, сосредоточив все внимание на «страдании раненого сердца»11. События же, встречи, фон, на котором происходит драма, несколько отстранены. Акцент сделан на душевной исповеди лирического героя, что ведёт в музыке к полному «отключению от внешнего мира».
     «Любовь поэта» неотделима от образов весеннего цветения природы, но здесь мы не видим изобразительности. Так, например, «соловьи», часто встречающиеся в текстах Гейне, совсем не получают никакого отражения в музыке Шумана.
     Всё внимание слушателей концентрируется на интонировании текста, следствием чего становится господство декламационного начала12.
     Ещё раз вернёмся к каждой отдельно взятой песне,  охарактеризовав её индивидуальные особенности и получив общую  характеристику всего вокального цикла  в целом.
     №№ 1-3 рисуют короткую весну любви, которая расцвела в душе поэта однажды «чудесным майским днем». В стихотворных текстах преобладают образы весенней природы, в музыке слышны песенные лирические интонации, которые своей простотой и безыскусностью напоминают ______________________________________
11 Житомирский Д. В. Роберт Шуман: Очерк жизни и творчества. — М., 2009.- С. 121
12 Роберт Шуман и перекрестье путей музыки и литературы: Сб. науч. трудов. / Сост. Ганзбург Г. И. — Харьков: РА — Каравелла, 2007. – С. 72
народные  истоки. Резких контрастов мы не отмечает, так как их нет: эмоциональное настроение не выходит за пределы светлой лирики. Господствуют диезные мажорные тональности.
     Открывающая цикл «майская песня» («В сиянье теплых майских дней») наполнена особой трогательностью, трепетностью.
     В музыке этой песни получили отражение все оттенки поэтического текста, в ней звучат и неясное томление, и тревожная вопросительность, и лирический порыв. Здесь господствует песенность и прозрачная фактура, основанные на мелодико-гармонической фигурации.
     Основное  настроение песни концентрирует  фортепианный рефрен, который начинается с выразительного задержания, образующего диссонанс, из которого рождается и вокальный напев.
     № 2 «Цветов венок душистый» – миниатюрное лирическое Andante – первое «погружение» в собственный внутренний мир. Эта песня ещё ближе к народным образцам, проще по изложению. В аккомпанементе присутствуют строгие, почти хоральные аккорды. В вокальной партии слышится сочетание плавной напевности и сосредоточенного речитатива. Форма этой песни– миниатюрная двухчастная репризная. Ни в одном из разделов, включая репризу, мелодия голоса не приходит к устойчивому окончанию. Этим, а также неразрешенной D fis-moll’я в середине, вторая песня напоминает трогательную вопросительность «майской»13.
     № 3 «И розы, и лилии» является выражением неподдельного пылкого восторга, слышна бурная вспышка радости, совершенно не омраченной грустью или иронией. Мелодия голоса и сопровождение льются непрерывным безудержным потоком, как будто это единый порыв любовного признания. В музыке сохраняется характерная для первых песен скромность и безыскусность: многократная повторность простейшего наивного напева, скромная гармонизация (I – III – S – VII6), остинатный
__________________________________________
13 Ганзбург Г. И. Песенный театр Роберта Шумана // Музыкальная академия. —-2008. - № 1. – С. 15
плясовой  ритм, бесконечное хороводное движение, облегченная фортепианная партия без  глубоких басов14.
     С № 4 «Встречаю взор очей твоих» – начинает  развиваться основная тема цикла, звучащая как «страдания сердца». Душа героя полна любви, но сознание уже отравлено ощущением непрочности и мимолетности пришедшего счастья. Музыка воплощает серьезное и возвышенное чувство, выдержанное в духе элегии и воплощённое в диалоговой форме Та же хоральность, чистая диатоника, напевная декламация, строгость аккордовых вертикалей, которые передают глубокую серьезность15.
     № 5 «В цветах белоснежных лилий» составляет первую минорную песню цикла. Основное чувство, наличествуемое в ней, выражено в виде  глубокой нежности. Музыка полна душевного волнения. Очаровательная песенная мелодия отличается удивительной простотой, как бы  сотканной из поступенных плавных интонаций не шире. Песенностью пронизано и фортепианное сопровождение песен. Его верхний мелодизированный голос воспринимается как «песня цветка»,  вторящая лирическому монологу героя. Форма песни представлена периодом.
     № 6 «Над Рейна светлым простором» – выделяется своей строгой торжественностью и присутствием эпических, характерно немецких мотивов.
Чуткость  Шумана к поэтическому источнику поразительна. Его песня стилизована в старинной манере. Использованный композитором жанр позволил не только достичь колорита старины, но и соединить строгость, уравновешенность с огромной страстностью. Вокальная тема величаво проста и одновременно сурово печальна. В ее неторопливой плавной поступи чувствуются непреклонность и сила духа. Очень своеобразна партия фортепиано, в которой сочетаются пунктирный ритм и медленное движение пассакального баса.
________________________________________________
14 Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Т. 2.-  М., 2009.- С. 91
15 Куна М. А. Великие композиторы.-  М., 2008.- С. 105
     Следующая песня- монолог «Я не сержусь» (№ 7), является поворотным моментом в развитии цикла. Его горечь и скорбь как бы проникают в остальные песни. Основное настроение стихотворного текста –представлено как упорно подавляемое страдание, отчаяние, которое сдерживается громадным волевым усилием. Всю песню пронизывает остинатный ритм сопровождения, звучащий как настойчивое движение аккордов восьмыми, опирающееся на мерные ходы басов.
     Именно  гармонией, в первую очередь, создается ощущение трагизма., что основано на непрерывной цепи диссонансов. Тональность C-dur, очень неожиданная в драматическом монологе, здесь вбирает множество минорных гармоний (в основном 7-аккордов) и отклонений в минорные тональности16.
     «Я  не сержусь» делит цикл на две половины: в первой поэт полон надежд, во второй он уже ясно убеждается в том, что любовь приносит лишь горечь разочарования. Перемена сказывается во всех музыкально-выразительных элементах и, прежде всего, в самом типе песен. Если первые песни развивали какой-то единый образ, то начиная с №8 характерным становится эмоциональный «перелом» в конце
     Так, в 8-й песне («О, если б цветы угадали»), имеющей характер нежной жалобы, последние  слова, говорящие о разбитом сердце поэта, отмечены резкой, неожиданной сменой фактуры. Как эмоциональный отзвук сказанного воспринимается фортепианная постлюдия, которая насыщена бурным волнением. Кстати, именно во второй половике цикла фортепианные вступления и заключения играют особенно важную роль
     Чем ближе к концу цикла, тем всё больше углубляется контраст между соседними песнями – 8 и 9, 10 и 11, особенно 12 и 13. Сгущение мрачных красок осуществляется и посредством перехода от диезных тональностей к бемольным.
     ______________________________________
     16 Музыкальная энциклопедия. Коллектив авторов.- Т. 6-  М., 2011.- С. 459 

     В № 9 – «Напевом скрипка чарует» о страданиях влюбленного поэта можно лишь догадываться. Основное музыкальное содержание сосредоточивается на партии фортепиано. Это вальс с совершенно самостоятельной мелодической линией. В его непрерывно кружащейся мелодии ощущается и оживление, и тоска.
     Очень трогательная и искренняя, с прозрачным аккомпанементом песня № 10 –  «Слышу ли песни звуки», которая воспринимается как волнующее воспоминание о несбывшихся мечтах. Это песня о «песне, что певала любимая», о которой рассказывается в стихотворении Гейне. Волнение же фортепианной постлюдии представляет реакцию на пережитое, взрыв тоски.
     Совсем  иная – № 11 «Ее он страстно любит».  Шуман нашел для этой песни очень точное решение. Ее музыкальный язык отмечен преднамеренной простотой: «лихая» несложная мелодия, с ясным членением, скромная (Т-D) гармония, чуть неуклюжий ритм с акцентами на слабых долях, бесшабашный аккомпанемент на манер плясовой17
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.