На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Механизмы денежно-кредитного регулирования. Фискальная политика Украины

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО 
 
 

факультет экономический
кафедра экономической кибернетики 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по политической экономии
на тему:
«Механизмы  денежно-кредитного регулирования. Фискальная политика Украины»
                                                                   
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 1 курса, группы 101-К
Верес Станислав  Сергеевич
Научный руководитель:
                                                                         к.э.н. Сирош Н.В 
 
 
 
 
 
 

Симферополь 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования и  концептуальные основы фискальной политики.
    1.1.Экономическая сущность и цели денежно-кредитной политики Украины.
     1.2.Сущность и инструментарий фискальной политики.
     1.3.Типы и методы фискальной политики.
РАЗДЕЛ 2. Механизм реализации денежно-кредитной  политики государства и фискальная политика в Украине: проблемы и основные направления реформирования.
    2.1.Особенности фискальной политики в Украине.
    2.2.Механизмы и направления денежно-кредитной системы Украины.
    2.3.Денежно-кредитные и фискальные рычаги структурной перестройки экономики Украины.
РАЗДЕЛ 3. Фискальная политика в Украине.
    3.1.Сочетание  фискальной политики с денежной политикой.
    3.2.Эффективность  фискальной политики.
    3.3.Проблема  бюджетного дефицита и государственного  долга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3 

 


     Введение 

     Я считаю, что данная тема актуальна  в наше время. Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась.
     Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация  не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить население, точно так  же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении. Каждое правительство  всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и  непоследовательной.
     Таким образом, фискальная политика государства  является важным направлением его финансовой политики, которое играет большую  роль в регулирование экономики  посредством налогов и политики доходов и расходов.
       Ныне  в отечественной экономической  литературе денежно-кредитная политика отождествляется с монетарной политикой  НБУ. Основной целью такой политики есть стабилизация национальной денежной единицы и денежного рынка  за счет контроля и управление эмиссией денег и банковской системой. Но реализовать эту задачу в условиях переходной экономики монетарная политика может только в совокупности с  фискальной политикой государства, причем и фискальная, и денежно-кредитная  политика должны составлять единый механизм достижения конкретной цели на соответствующем этапе. Хотя денежно-кредитная и фискальная политика выступают как отдельные составные при достижении конечного макроэкономического результата, эффективность их действий состоит в определении тактических целей и во взаимодействии в походке их реализации. Такое взаимодействие определяет эффективность и действенность как каждой отдельной составной, так и в целом экономической политики государства.
       Итак, целью  данной работы является: рассмотрение механизма денежно-кредитной политики Украины а переходный период и рассмотрение сущности, задач, целей, типов методов, проблем и эффективности фискальной политики.
     Для достижения поставленной цели необходимо сформулированы следующие задачи работы:
    изучить теоретические аспекты сущности и инструментария фискальной политики;
    рассмотреть цели, задачи, типы и методы фискальной политики;
    исследовать состояние и проблемы фискальной политики в Украине;
    рассмотреть эффективность фискальной политики как основного инструмента повышения экономического благосостояния страны.
     Объектом  изучения является фискальная политика Украины.
     Предметом изучения являются типы, методы и инструментарий фискальной политики.
     Без изучения данных теоретических аспектов этой работы ни один человек как  профессиональный экономист состояться не сможет, так как эта тема является одной из важнейших и значимых при изучении экономики.
     Методы  исследования: описательный, сравнительный, табличный методы, анализ, сравнение, аналогия.
     Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, девяти подразделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
     Методологическая основа изучения выбранной темы предусматривает использование таких периодических изданий как: «Актуальные вопросы экономики», «Финансы Украины», «Экономика Украины», «Голос Украины», «Вестник НБУ», «Экономика и прогнозирование», «Региональная экономика», статистические сборники и др.
     Также были использованы труды следующих авторов Алексеенко Н.Д., Гальчинского А.С., Епифанова А.О., Костиной Н.И., Луцива Б.Л., Лютого И.О., Славлука Н.И., Филатовой О.В. др.
 


РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты  денежно-кредитного регулирования и  концептуальные основы фискальной политики 

     1.1.Экономическая  сущность и цели  денежно-кредитной политики Украины
     Каждая  страна, в зависимости от формы  политической власти, определяет основные направления своего социально-экономического развития. Товарная форма хозяйствования базируется на рыночном механизме взаимосвязи  между субъектами хозяйственной  деятельности. Данная взаимосвязь основывается, с одной стороны, на действии объективных  экономических законов товарного  производства, с другой стороны, на стремлении реализации своих субъективных потребностей и интересов каждым индивидуумом.
     Объединение объективного и субъективного в  конкретной форме хозяйствования порождает  одно из главных противоречий рыночной экономики. Функционируя на действии объективных  экономических законов, рыночная экономика  старается развиваться, используя  механизм саморегулирования. Такая  точка зрения была в основе экономических  концепций саморегулирования и  экономического равновесия рынка. Так, Ж-Б. Сей в своей работе «Трактат политической экономии» (1803 г.), рассматривая процесс функционирования рыночного  отношения, писал, что каждый товаропроизводитель  изготовив продукт старается  его реализовать, а получив деньги старается их избавиться. купивши  необходимые нему товары. Ж-Б Сей  установил, что в сфере реализации существует тождественность, которая  автоматически устанавливает экономическую  равновесомую в рыночном хозяйстве.
       Слабое развитие продуктивных  сил и товарного производства  не порождал характерных для  рыночной производства противоречий, связанных с кризисами перепроизводства, периодического нарушения экономического равновесия и структурной диспропорции в рыночном хозяйстве. В такой схеме реализовывались интересы каждого товаропроизводителя, который вырабатывал столько продукции, сколько мог реализовать на рынке с прибылью для себя. Своей очередью объективные экономические законы рынка, механизм рыночного ценообразования определяли необходимое количество продукции для потребления. Реализация такой взаимосвязи порождала теоретические концепции о совершенстве рыночного механизма саморегуляции.
     Разные  экономические школы неоднозначное  подошли к формам вмешательства  государства в экономические  процессы и целей денежно-кредитной  политики государства. Представители  кейнсианской доктрины и приверженцы  чикагской школы монетаризму  М. Фридмена по-разному определяли причины  экономических противоречий и формы  государственной денежно-кредитной  и фискальной политики. Но как показал  следующее развитие экономической  теории, приверженцы этих школ в  современных условиях пришли к общему заключению, которое объединяет эти  направления в экономической  теории неоклассического синтеза.
     Для определения объективной необходимости  денежно-кредитной политики в особенности  важно правильно понять ее сущность, целые, инструменты и механизм реализации. Всякая денежно-кредитная политика, которая проводится государством одновременно реализует как политические, так  и экономические цели. Политические цели определяются государственным  устройством, существующей законодательной  базой и социально-политическим направлением развития общества, которые  реализуют органы государственной  власти и государственного управления. И сегодня достижение политических целей невозможное без решения  социально-экономических проблем. Соответствующей  действительности состояние экономики  есть материальной базой для политического  развития общества, не возможно построить материально высокоразвитое общество с высокой ступенью социальной защиты каждого гражданина в условиях обострения экономических противоречий и падение производства. Поэтому политические и экономические целые сегодня нельзя рассматривать и реализовывать в отдельности, а только в совокупности, как одно целое.
     При этом необходимо указать, что можно  определить общеэкономические цели экономической политики государства, которые носят стратегический характер, и конкретные цели денежно-кредитной  политики, которые имеют тактическое  значение, носят ли автономный характер. За своей сущностью денежно-кредитная  политика - это государственное регулирование  сферы денежного обращения и  кредитного отношения. Основная цель такой  политики подчиненная общеэкономической  политике государства и направленная на достижение экономической стабильности и прогресса в условиях оптимального уровня основных макроэкономических показателей. Мы видим, то цели общеэкономической  политики государства и денежно-кредитной  политики в конечной цели совпадают, но при этом следует отметить, что  на краткосрочных этапах они могут  не совпадать. Как справедливо отмечает А. Гальчинский, общая целевая направленность денежно-кредитной политики не только не возражает, а предусматривает  определение ее спешных автономных целей. Последние принято рассматривать  в теории денег как тактические  цели денежно-кредитной политики. Этим определением снова же таки подчеркивается структурная подчиненность всего  комплекса денежно-кредитной политики макроэкономической задачей. Но при  этом необходимо указать, что в конкретной экономической ситуации, денежно-кредитная  политика может не совпадать с  конечной целью. Мы видим, что денежно-кредитная  политика имеет более гибкие рычаги для оперативного вмешательства  государства с целью реализации тактических целей, которые могут быть промежуточным этапом на пути к макроэкономической стабильности.
     В экономической литературе общепринятым есть утверждение, которое высшая конечная цель денежно-кредитной политики состоит  в обеспечении стабильности цен, полной занятости и возрастании  реального объема производства. Положения, которые денежные отношения есть одной из составных совокупности всего рыночного отношения, разрешает  сделать вывод, что цели денежно-кредитной  политики есть производными от общеэкономических  целей и определяются приоритетами последних. Одним из постулатов такой  взаимосвязи есть положение, которое  одной из целевых функций денежно-кредитной  политики есть достижение стабильности национальной денежной единицы. Вместе с тем мы видим, что такая стабильность есть обязательным необходимым условием при решении макроэкономических задач.
     На  сегодня денежно-кредитная политика отождествляется с монетарной политикой. Основной целью такой политики е  стабильность национальной денежной единицы  и денежного обращения за счет контроля за эмиссией денег и кредитным  механизмом. Но реализовывать эту  задачу монетарная политика может лишь в совокупности с фискальной политикой  государства, при чем и фискальная, и денежно-кредитная политика должны составить единый механизм достижения конкретной цели на определенном этапе. Хотя денежно-кредитная и фискальная политика выступают как отдельные  составные для достижения конечного  макроэкономического результата, эффективность  их действий состоит в определении  тактических целей и взаимодействия в ходе их реализации. Поэтому, хотя монетарная и фискальная политика относительно автономные, имеют собственный инструментарий и механизм реализации, их взаимодействие есть одной из главных факторов экономической  стабильности и возрастания.
       В зарубежной экономической литературе  выделенная такая иерархическая  структура задач и целей денежно-кредитной  политики. Высшая конечная цель  денежно-кредитной политики состоит  в обеспечении стабильности цен,  полной занятости и возрастании  реального объема производства. Вместе с тем авторы выделяют  текущую денежно-кредитную политику, которая ориентируется на более  конкретных и доступных целях  чем глобальная задача.
     Эти конкретные цели включают у себя тактические, которые достигаются путем проведения ежедневных последовательных операций на открытом рынке ценных бумаг и  промежуточные цели, которые регулируют значение ключевых сменных в экономической  системе на годовых и более  длинных временных интервалах. Высочайшие задачи, промежуточные и тактические  цели создают иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне проходит корректирование соответствующей  цели для обеспечения выполнения задача более высокого порядка. 
     Определение иерархической структуры в целях  денежно-кредитной политики необходимое  при конкретизации текущей задачи для достижения общего результата. Тактические цели денежно-кредитной  политики по своей направленности могут  не совпадать с общеэкономической  целью. Так, политика «дешевых денег» направлена на увеличение денежной массы в обороте, стимулирует возрастание объемов  производства и вместе с тем приводит к росту цен и инфляции. Мы видим, что решая одно противоречие, порождаем  другое. В зависимости от значимости конкретной задачи, которое стоит  перед денежно-кредитной политикой, будет направлен и механизм ее действия. Властные правительственные  структуры определяют приоритетность направлений экономической политики, определяют иерархию их значимости и  последовательность реализации. Результативность и совершенство реализации такой  задачи зависит от эффективности  действия механизма денежно-кредитной  политики, учете влияния и управление побочными факторами, которые возникают при таких условиях, и взаимодействие и факторами фискальной политики государства.
     Важно также определить последовательность действий денежно-кредитной политики в ходе реализации конкретных этапов из достижения промежуточной цели. Так например, в условиях стагфляции, политика роста цен на отдельные  виды товаров будет промежуточным  результатом для структурной  перестройки экономики, оживления  и дальнейшего роста производства.
       При чем, для достижения такого  результата могут использоваться  рычаги как денежно-кредитной  политики, так и фискальной политики  государства в виде льготного  налогообложения отдельных областей  и предприятий, или их бюджетное  финансирование или государственные  закупки. С вышеприведенного можно  сделать вывод, который денежно-кредитная  политика, которая проводится государством, не может вместе с тем решить  все социально-экономические противоречия  и иметь общеэкономические положительные  следствия.
     Большое значение денежно-кредитная политика имеет как психологический фактор влияния на общество и каждого  индивидуума в отдельности. Политико-экономическое  состояние в государстве, прохождение  экономикой соответствующей фазы деловой  активности создает определенную психологическую  ситуацию, которое формирует психологию каждого субъекта, определяя при  этом его интересы и потребности. Психологическое состояние в  обществе влияет на поведение индивидуума, направляя его на активизацию  предпринимательской деятельности и расширение производства, или наоборот, предопределяет его к вкладыванию  денежных средств в недвижимость, государственные ценные бумаги, другие фиксированные активы. Учет психологического состояния субъектов очень важно при выборе тактических целей денежно-кредитной политики и инструментов механизма его реализации.
     Экономической теорией разработанные соответствующие  модели влияния денежно-кредитной  политики на конкретные макроэкономические показатели: объемы производства, занятость, уровень цен, а также зависимость  этих показателей от использования  отдельных инструментов и методов. В зависимости от прохождения  экономикой определенной стадии экономического цикла, денежно-кредитная политика изменяется. Так, в период экономического кризиса, депрессии в производстве весь инструментарий монетарной политики направленный на увеличение денежной массы, ее активизацию и обеспечение  доступности для субъектов экономической  деятельности денежных и кредитных  ресурсов. Такая политика получила название политики «дешевых денег». В  случае, если активность рынка и  производства превышает научно обоснованные темпы экономического роста, которое  угрожает перенасыщением рынка, денежно-кредитная  политика направлена на уменьшение объемов  денежных и кредитных ресурсов, увеличением  цены на них и получила название политики «дорогих денег». Такая дифференциация подходов к соответствующей экономической  ситуации возможная благодаря гибкости денежно-кредитной политики, которая, своей очередью, дает возможность  использовать ее в небольшие промежутки времени для решения наиболее острых конкретных задач.
       Весомость и необходимость использования  монетарных методов в социально-экономической  политике правительства денежно-кредитная  политика находит отображаясь  в его программе и механизме  реализации, при этом она может  также выражать классовой цели  и интересы. Поэтому, в зависимости  от экономической и политической  ситуации в стране, на определенных  этапах развития, отдельные приоритеты  могут быть предоставлены тем  ли другим стратегическим целям.  Общая целевая направленность денежно-кредитной политики, определение спектру ее тактических целей часто приводит к конфликту между ними, того центрального банка в своей текущей монетарной политике необходимо определять приоритеты между противоположными целями.
     Стратегические  цели выдвигаются для долгосрочного  периода, их достижение, как правило, сопровождается корректированием денежно-кредитной  политики соответственно полученным промежуточным  результатам, органы государственной  власти разрабатывают промежуточные  и тактические целые, а при  необходимости и систему взаимосвязанных  и тактических целей, последовательная реализация которых разрешает достичь  конечной стратегической цели. Потребность  в определении промежуточных  тактических целей вызванная  тем, что инструменты проведения денежно-кредитной политики, операции на открытом рынке, политика относительно учетной ставки и резервных требований - в основному не имеют непосредственного  влияния на определенную стратегическую цель. Кроме того, реализация тактических  целей, в отдельных случаях может  маты и обратный результат. Поэтому  очень важная теоретическая разработка моделей, которые учитывают не только непосредственная взаимосвязь влияния  инструментов денежно-кредитной политики на экономические показатели, но и  дают возможность учесть влияние  политических, социальных, психологических  и других факторов.
     Учет  побочных факторов влияния в ходе осуществления денежно-кредитной  политики в особенности важное для  стран с переходной экономикой, к  которых относится и Украина. Процесс политико-экономических  превращений в условиях трансформации  экономики к рынку определяет стратегические целые Украины. Но при  этом использование тех или других моделей денежно-кредитной политики, которые применялись в странах  рыночной экономики не всегда приемлемое для Украины. Прежде всего, это связан с тем, что в Украине степень  развития рыночного отношения, механизм функционирования финансово-кредитных институтов и его инфраструктура не обеспечивают возможность эффективного использования монетарной политики. Другой причиной является параллельное существование частного и государственного сектора, использование  рыночных и административных методов управления. Почему, используя монетарные методы, всегда следует учитывать влияние государственного сектору, его значение и место в рыночном механизме. При этом необходимо указать, что чисто административный метод преобразования государственных предприятий в  частные  без  учета  экономической целесообразности и обоснованности, без соответствующей материальной, финансовой основы, инфраструктурного обеспечения и в особенности без учета социально-психологических факторов не только не дает положительного результата, а и служит основой для возрастания социально-экономических противоречий.
     Для стран с переходной экономикой важным фактором, который влияет на денежно-кредитную  политику является внешнеэкономическая  политика страны, ее место в мировом  сообществе и степень сотрудничества с международными финансово-кредитными институтами. Так, Украина, проводя  свою денежно-кредитную и валютную политику, должна ориентироваться на МВФ, Мировой банк и Европейское  сообщество, при чем реализация валютной политики имеет значительное влияние  на экономические процессы в середине страны, которая определяет необходимость  корректирования монетарной и валютной политики.
     Одним из факторов, который отрицательно влияет на эффективность денежно-кредитной  политики является несогласование в  действиях и противостояние разных ветвей власти, которая приводит к  дестабилизации и недостаточно эффективного выполнения принятых решений. Как правило, принятие конкретных экономических  программ и законов перерастает  в политическое противостояние между  законодательной и исполнительной властью. Своей очередью несогласование в действиях разных ветвей власти, политическое противостояние партий и группировок приводит к принятию экономических документов, которые не имеют реального экономического обоснования, а реализуют интересы финансово-политических групп.
       Таким образом, можно сказать, что денежно-кредитная политика действует только на уровне денежно-кредитной системы и почти не влияет на реальный сектор экономики. 
 
 

 


     1.2.Сущность  и инструментарий  фискальной политики
     Экономическая политика проводится государством посредством  использования находящегося в его  распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические  процессы и агентов хозяйственной  деятельности. Она реализуется через  законы, президентские указы, правительственные  постановления и другие нормативные  акты, государственные программы, текущие  оперативные постановления и  решения государственных органов.
     Конкретными инструментами проведения государственной  экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.
     Наряду  с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты  экономической политики, такие, как  общая масса и доступность  денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно  устанавливаемые нормативы).
     Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских  доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и  ограничений на отдельные виды экономической  деятельности.
     Широко  используемым инструментом государственной  экономической политики в области  внешней торговли и внешнеэкономических  связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.
     В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления  государственной экономической  политики различают разные ее виды.
     Единой, общепринятой классификации видов  экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному  формируют общий перечень составных  частей экономической политики государства.
     Под фискальной (налоговой) политикой государства  понимается постоянное вмешательство  государства в экономические  процессы и явления с целью  регулирования их протекания. Это  совокупность мероприятий в сфере  налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение  экономического роста, занятости населения  и стабильности денежного обращения  Фискальная (бюджетно-налоговая) политика это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
     Фискальная  политика - совокупность финансовых мероприятий  государства по регулированию правительственных  расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических  целей. Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.
     Инструментарий  фискальной политики включает: манипуляцию  различными видами налогов и налоговых  ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.
     Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные  закупки увеличивают уровень  совокупных расходов. Помимо государственных  закупок имеется еще один вид  госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются  в личном доходе и располагаемом  доходе. Объем частного потребления  скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский  спрос, увеличивая располагаемый доход  домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы  являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в  свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений .
     Фискальная  политика как способ финансового  регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения  и государственных расходов. В  связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная  и встроенных стабилизаторов .
     При дискреционной политике государство  сознательно регулирует налогообложение  и бюджетные расходы для улучшения  экономического положения страны. Это  регулирование различно на разных фазах  экономического цикла. Так, во время  кризиса (спада производства) государство  увеличивает свои расходы, снижает  налоги, что способствует расширению покупательского спроса. При подъеме  производства, сопровождающемся инфляцией, государство сдерживает деловую  активность (уменьшает свои расходы, увеличивает налоги).
     Фискальная  политика, основанная на встроенных (автоматических) стабилизаторах (регуляторах), использует такой механизм, который без участия  государства устраняет неблагоприятное  положение на разных фазах экономического цикла (в него входят налоговые поступления  и социальные выплаты). Так, на фазе подъема экономики, когда растут доходы предприятий и работников благодаря прогрессивному налогообложению, еще быстрее увеличиваются суммы  налогов. Одновременно уменьшается  безработица и улучшается положение  малообеспеченных семей, вследствие чего уменьшаются выплаты пособий  по безработице и ряд социальных выплат. В итоге уменьшается общая  величина совокупного спроса, чем  сдерживается неумеренный экономический  рост. На фазе кризиса суммы налоговых  поступлений автоматически уменьшаются (суммы налоговых изъятий из доходов  сокращаются), а социальные выплаты (в т.ч. пособия по безработице) возрастают. В результате возрастает покупательная  способность населения, что способствует выходу из кризиса.
     Автоматическая (недискреционная) фискальная политика – это автоматическое изменение  величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических  колебаний совокупного дохода. Недискреционная  фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (или уменьшение) чистых налоговых поступлений в государственный  бюджет в периоды роста (или уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее  воздействие на экономику. Эти изменения  происходят под действием встроенных стабилизаторов.
     Встроенный (автоматический) стабилизатор – это  экономический механизм, позволяющий  снизить амплитуду циклических  колебаний уровней занятости  и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Встроенные стабилизаторы экономики  относительно смягчают проблему продолжительных  временных лагов дискреционной  фискальной политики, так как эти  механизмы включаются без непосредственного  вмешательства правительства.
     Такими  автоматическими стабилизаторами  являются:
    прогрессивная налоговая система, которая сдерживает рост совокупного спроса в периоды экономического роста, так как по мере роста дохода население подвергается более высокой ставке налогов, и, наоборот, при уменьшении дохода, вызванного экономическим спадом, происходит стимуляция совокупного спроса, так как происходит увеличение располагаемого дохода вследствие снижения налоговой ставки.
    пособия по безработице и прочие социальные выплаты, которые в ситуации экономического спада увеличиваются вследствие увеличения числа безработных, и, наоборот, при наличии экономического роста, в результате которого происходит снижение безработицы, данные выплаты автоматически снижаются.
     Встроенные  стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний.
     Подводя итог можно сказать, что в зависимости  от области государственного воздействия  на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной  экономической политики различают  разные ее виды. Фискальная политика, основанная на встроенных стабилизаторах, использует такой механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла. Инструментарий фискальной политики очень разнообразен и различные инструменты по-разному воздействуют на экономику.
 


     1.3.Типы  и методы фискальной  политики
     Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах  такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий  набор мер. Он включает прямые и косвенные  финансовые методы регулирования экономики.
     К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются:
    затраты на расширенное воспроизводство;
    непроизводительные расходы государства;
    развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;
    проведение структурной политики;
    содержание военно-промышленного комплекса и т.п.
     С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса.
     Важную  роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные  виды доходов, предоставляя налоговые  льготы, снижая необлагаемый минимум  доходов и т.п., государство стремится  добиться, возможно, более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.
     К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает  предпринимателей от уплаты налогов  с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.
     В зависимости от характера использования  прямых и косвенных финансовых методов  экономическая наука различает  два типа фискальной политики государства:
    дискреционную;
    недискреционную.
 
     
     Рис. 1. Основные типы фискальной политики 

     Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую  экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.
     Под дискреционной фискальной политикой  понимается сознательное манипулирование  налогами и правительственными расходами  с целью изменения реального  объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией  и ускорения экономического роста.
     Выделяют  два вида дискреционной политики:
    стимулирующую,
    рестриктивную.   Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.
     В краткосрочной перспективе имеет  своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.
     В более долгосрочной перспективе  политика снижения налогов может  привести к расширению предложения  факторов производства и росту экономического потенциала.
     Осуществление этих целей связано с проведением  комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной  кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации  структуры государственных расходов.
     Сдерживающая  бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.
     Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.
     В краткосрочной перспективе эти  меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы  и спада производства. В более  долгом периоде растущий налоговый  клин может послужить основой  для спада совокупного предложения  и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в  том случае, когда сокращение государственных  расходов осуществляется пропорционально  по всем статьям бюджета и не создается  приоритетов в пользу государственных  инвестиций в инфраструктуру рынка  труда.
     Затяжная  стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает  предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается  в экономиках переходного периодов, том числе и в Украины.
     В рамках дискреционной политики рассматриваются  различные социальные программы, государственная  программа занятости, изменения  налоговых ставок.
     Государственная программа занятости является одной  из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств  государства и местных органов  власти. Например, широкое применение в рыночной экономике в период кризиса 1929-1933 гг. нашла программа  организации общественных работ. По этой программе государство за счет бюджетных средств организовало различные виды работ для населения  по принципу «лишь бы занять» —  иногда одни копали ямы, а другие их закапывали. Поэтому довольно часто, с точки зрения экономики, эти  программы были малоэффективны.
     Главная задача этих программ состояла в том, чтобы стимулировать совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях массового  роста безработицы.
     Поскольку эти программы довольно расточительны, гораздо эффективнее проводить  регулярную антициклическую политику, чем бороться с последствиями  кризиса не самым эффективным  способом.
     Конечно, эти программы занятости могут  модифицироваться. Так, для роста  занятости можно поощрять мелкие предприятия, обеспечивающие максимальную занятость на своем производстве. Такая практика используется в Китае.
     В условиях нормального экономического развития правительство должно иметь  стратегическую и четкую программу  в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда  люди теряют работу. Программы занятости  обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и  могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.
     Расходы на социальные программы включают в  себя выплаты пенсий, различные программы  помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и  т. д. Эти программы позволяют  стабилизировать экономическое  развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком  всех этих программ является то, что  они вводятся в условиях спада  и их тяжело отменить, когда экономика  находится на подъеме.
     Изменение налоговых ставок, с этой точки  зрения, является более эффект тинным инструментом в стремлении стабилизировать  экономику.
     Так, снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада  мoжет удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы.
     Но  есть здесь и недостаток. Временное  снижение налогов не всегда приемлемо  для борьбы со спадом, так как  в демократическом обществе, как  правило, сложнее повысить налоги после  преодоления спада, гораздо проще  бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и  чрезмерной занятостью.
     Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику  происходящих экономических процессов, на основе которой правительство  настраивает свои рычаги: налоги и  государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру.
     Однако  узнать, во что выльются возникшие  тенденции макроэкономики полностью  не удается. Поэтому правительство  не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что  вынуждает его принимать решения  по настройке фискальной политики с  известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов  фискальной политики и принятию решений  правительства.
     Запаздывание  действия необходимых рычагов дискреционной  политики связано также с обычными административными процедурами  по организации мероприятий, обусловленных  проведением новой хозяйственной  политики.
     Эффект  от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что  вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.
     Отмеченные  запаздывания, временные лаги между  периодом возникновения потребности  в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.
     Второй  вид фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности  дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным  новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом  фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически  с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.
     "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.
     Их  суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого  дохода. Почти все налоги построены  таким образом, что позволяют  обеспечить рост налоговых поступлений  с увеличением чистого национального  продукта. Это касается налога с  доходов физических лиц, который  имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.
     
     Рис. 2. Встроенные стабилизаторы
     где:
     G — государственные расходы;
     Т— налоговые поступления
     На  рисунке 2 размеры государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений парламента и правительства, а не от роста ВНП (валового национального продукта). Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.
     В этот период налоговые поступления  превышают государственные расходы  (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.
     График  отображает и падение налоговых  поступлений в период, когда ЧНП  уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.
     Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.
     Встроенные  стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.
     На  основании данных о циклических  бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность  мер фискальной политики, так как  наличие циклически несбалансированного  бюджета не приближает экономику  к состоянию полной занятости  ресурсов, а может иметь место  при любом уровне выпуска. Поэтому  встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение  полной занятости ресурсов.
     В результате возникает структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.
     Группа  американских специалистов во главе  с А. Лаффером изучила зависимость  суммы налоговых поступлений  в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера .
    Ставка налога (К),
    в процентах  100 
     

     
 
      
       
 
 
             (общая сумма налогов)
     Рис. 3. Кривая Лаффера 

     Группа  А. Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM. При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.
     Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50—70%.
     Украина сегодня по налоговым поступлениям явно находится не в оптимальной  позиции. В результате запланированная  величина налоговых поступлении, превышающая 50 % ВВП, оказалась нереальной.
     Фактически  государство не может получить и 30-35% ВВП, что повлечет за собой задержку выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций, усилению напряженности  с ростом неплатежей предприятий  друг другу.
     Кривая  Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для  бизнеса, способствовать образованию  дополнительных сбережении и тем  самым содействовать инвестиционному  процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти.
     Фискальная  политика должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям:
    требуется уменьшение налогового бремени. Оно является чрезмерным поскольку налоговые изъятия при составлении бюджета государства до сих пор планировались в размере около половины ВНП. Мировой опыт и теоретические разработки, отраженные в виде «кривой Лаффера», показывают, что тот уровень, с которого начинается массовое бегство от налогов, обусловливает низкий уровень собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса неплатежей предприятий подрываются условия непрерывного производства;
    необходимо изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов и имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях, что обеспечит рост платежей за использование природных ресурсов. Резкий переход на преимущественное налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокие доходы основной массы населения пока не позволяют проплатить такие налоги;
    назрела необходимость сокращения налоговых льгот. В сегодняшний период, когда происходит глобальный пересмотр налоговой системы, индивидуализация налоговых льгот оборачивается неразберихой и коррупцией. Данная индивидуализация налоговых ставок возможна лишь и хорошо отработанной, налаженной налоговой политике.
     В заключении можно выделить, что современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.
 


РАЗДЕЛ 2. Механизм реализации денежно-кредитной  политики государства  и фискальная политика в Украине: проблемы и основные направления  реформирования 

     2.1.Особенности  фискальной политики  в Украине
     18-летний  период рыночных преобразований в Украине позволил, наконец, выработать четкий взгляд на направление реформирования финансовой системы. Как отмечалось выше, выбор комплекса налоговых мер государственного воздействия на национальное хозяйство зависит от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно находится в настоящий момент. Сегодня (как и в течение всего времени реформ) экономика Украины находится на «кейнсианском» отрезке, то есть в той фазе развития, когда производство не достигло еще уровня полной занятости. Следовательно, задача государственного регулирования должна заключаться не в ограничении совокупного спроса (который и без того имеет весьма узкие границы), а в стимулировании его расширения.
     На  протяжении всего периода реформ допущен ряд фундаментальных  ошибок в формировании налоговой  стратегии государства. Оказались  не учтены особенности объекта реформирования – экономики Украины. В качестве теоретической базы было ошибочно избрано  некое подобие монетаризма, искаженное до неузнаваемости в применении к  украинской действительности. Можно  утверждать, что реально монетаристская политика так и не проводилась (стоит  отметить хотя бы административно проведенную  «либерализацию» цен и постоянно  нарастающий вал налогов).
     Допущенные  просчеты во многом могут быть оправданы  тем, что проблемы перехода от централизованного  административно управляемого государства  к регулируемому рыночному хозяйству  являются наименее разработанными как  с точки зрения теории, так и  с точки зрения практического  формирования и реализации экономической  политики. Те модели переходного периода, которые апробированы в странах Восточной Европы и Южной Америки, не сумели предотвратить там трансформационный спад, и автоматические перенесение их на украинскую почву не могло дать положительных результатов. Практический же вариант трансформации в Украины оказался, как известно, далек от любой существовавшей в тот момент модели, причем отличался не в лучшую сторону.
     Вхождение украинской экономики в фазу рыночных отношений отмечено резким усилением  инфляционных тенденций. Многократный рост цен выдвинул в число первоочередных задач разработку и реализацию антиинфляционных мер как основы формирования благоприятного производственного и инвестиционного  климата. Нарастание инфляционных процессов  в переходный период привело к  резкому обострению бюджетных средств  и увеличению дефицита государственного бюджета, что объективно вынудило государственные  органы управления повышать налоги. Наличие  громоздкого госсектора, несущего груз диспропорций и структурных перекосов  социалистической экономики, заставляло поддерживать высокий уровень государственных  расходов, что требовало соответствующей  доходной части, формируемой в основном за счет налоговых поступлений.
     Таким образом, становление финансовой системы  в Украины происходило в обстановке, которая лишала возможности создавать  ее исходя из перспективных задач  реформирования экономики, а не сиюминутной  целесообразности. Искать конструктивный выход из этой ситуации очень сложно, поскольку бюджетный кризис делает крайне трудной задачу снижения налогового бремени. Однако в сложившихся условиях и высокие налоговые ставки не могут решить проблему дефицита бюджетных  средств, а способны лишь окончательно подорвать финансовые стимулы предприятий.
     На  практике так и случилось. Рост налоговой  нагрузки спровоцировал резкое сужение  числа платежеспособных агентов (к 2010 году доля убыточных предприятий в целом по реальному сектору составила 8,7 тысячи), а также уход в тень все большего числа производителей. Особенно остро налоговое бремя ощущалось в период высокой инфляции, когда налоговые изъятия сопровождались выплатой фирмами инфляционных налогов, что дополнительно урезало финансовые источники возмещения производственных затрат и осуществления накоплений.
     Инфляция  в сочетании со спадом производства и резкими колебаниями конъюнктуры  поставила формирование рациональной налоговой системы в разряд самых  приоритетных задач. Однако выбор пакета налоговых инструментов (как и  рекомендаций по другим направлениям реформы – либерализации цен, денежно-кредитному и валютному  регулированию) происходил в отрыве от объективных условий и потребностей развития экономики. Сегодня, очевидно, что существующая налоговая стратегия нуждается в смене приоритетов, а налоговая система – в значительной либерализации. Рестриктивный, фискальный характер сформированной на этапе реформ системы, ее перегруженность чрезмерным количеством налогов и слишком высокий уровень налогового бремени, запутанность законодательства сыграли не последнюю роль в углублении трансформационного кризиса и криминализации экономики.
     Ужесточение налоговой политики, сопровождавшееся становлением жесткой бюджетной  системы финансирования, – постоянное направление деятельности экономических  органов на протяжении переходного  периода (в то время как страна нуждалась в обратном). В настоящий  момент фискальная ориентация налоговой  системы по-прежнему является важнейшим  препятствием для экономического оживления  и роста деловой и инвестиционной активности.
     Из  всего вышеперечисленного можно  сделать следующие выводы:
     1) Налоговая система в ее нынешнем виде создает препятствия даже простому воспроизводству, не говоря уже о расширенном, поэтому ее либерализация представляет жизненно необходимый шаг, осуществление которого откладывается уже ряд лет. Во многом это объясняется тем, что и сегодня по-прежнему отсутствует научно обоснованная концепция реформы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.