На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Антикризисное управление: понятие, проблематика, основные функции

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФИЛИАЛ  НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
 УЧРЕЖДЕНИЯ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТОЛИЧНАЯ  ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
в г. ВОЛГОДОНСКЕ 

Заочное отделение
Факультет: Государственной  службы и финансов
Специальность: Государственное  и муниципальное управление (ГМУ) 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 
 

По  дисциплине: Антикризисное  управление 

Тема: «Антикризисное управление: понятие, проблематика, основные функции».
      

                                                                         Студент: Комарова Светлана Николаевна
                       
                                                              Студенческий билет № 2 Го8-3,5-Вк-с/з 

                                                              Дата сдачи: ________________________ 

                                                              Подпись ___________________________ 

                                                              Проверил: _________________________
                                 
                                                              Дата _______________________________ 

                                                              Подпись ___________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Волгодонск, 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………    .3
1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………. 4
2. ПРИЗНАКИ, ОСОБЕННОСТИ И  ФУНКЦИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………. 8
3. ПРОБЛЕМАТИКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………………………………. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………. 18
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………………………………….. 19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

     Антикризисное управление включает комплекс методов, применяемых в разных функциональных подсистемах менеджмента. Социальные технологии, методы экономического анализа, прогнозирование, разработка сложных инвестиционных проектов и антикризисных программ, планов реструктуризации и реорганизации - применяются в комплексе для своевременного предупреждения и преодоления кризисов.
     Антикризисное управление включает совокупность знаний и результаты анализа практического  опыта, которые направлены на оптимизацию механизмов регуляции систем, выявления скрытых ресурсов, потенциала развития на сложном этапе развития.
     Цель данной контрольной работы - раскрыть сущность антикризисного управления и причины кризиса. На основании поставленной цели сформированы следующие задачи: освоить суть антикризисного управления, изучить методы вывода организации из кризисного состояния и выработать способность к принятию оптимальных решений в условиях ограниченных финансовых средств, большой степени неопределенности и риска.
     Технология  антикризисного управления включает в  себя ряд последовательных шагов  по реализации механизма воздействия  на систему с целью предупреждения, смягчения и преодоления кризисов разных типов. Антикризисное управление направлено на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь в основном на собственные ресурсы. 
 
 

1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

     Термин "антикризисное управление", как  отмечается в работах некоторых  отечественных специалистов по теории менеджмента, в российских условиях еще не устоялся. Причиной терминологических разночтений является отсутствие прочных научных традиций и практического опыта в антикризисном менеджменте. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических систем" и существованием опасности возникновения кризиса. Однако неоднозначность и многообразие содержания кризиса дают в науке разные основания для классификации экономических кризисов и циклов.
     Категория антикризисного управления устанавливает  понятийную демаркацию одного типа управления от другого. Многозначность экономического, особенно управленческого понимания этой категории, по мнению автора, обусловливается двойственной природой любого кризиса, который одновременно созидает и разрушает, т.е. формирует предпосылки и подготавливает условия для дальнейшего развития и освобождает от прежней стратегии бизнеса.
     В соответствии с этим, теории, акцентирующие  внимание на разрушительной функции  кризиса, предлагают воспринимать кризис как ситуацию, остро угрожающую существованию предприятия. Кризисная ситуация в таком случае требует немедленного преодоления, локализации последствий методами антикризисного управления, чтобы сохранить прежде всего материальную основу для продолжения хозяйственно-экономической деятельности при остром дефиците оборотных средств.
     Теории, рассматривающие кризис как явление, ориентированное на ломку старого и развитие нового, воспринимают его позитивно. Поэтому в основу заложена не борьба с кризисом, а реструктуризация системы, соответствующая новым отношениям.
     Таким образом, устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских структур ~ непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур - задача значительно более важная.
     Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая антикризисным управлением. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.
     Однако  подобная трактовка сущности антикризисного управления ослабляет его предотвращающую, опережающую направленность. Поэтому стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия (фирмы) за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формировании и поддержании на должном уровне стратегического потенциала фирмы, способности обеспечивать в течение длительного периода конкурентное преимущество фирмы как па внутреннем, так и на внешнем рынках .
     Поэтому, с одной стороны, антикризисное  управление должно охватывать значительно  более широкие сферы деятельности, чем анализ только финансового состояния фирмы. С другой стороны, в процессе антикризисного управления, протекающего под влиянием страха постоянной угрозы банкротства, не должно возникать своеобразного "эффекта пустыни Тартари", деформирующего поведение менеджеров, вызывающего неадекватные их действия, еще более усугубляющие и без того сложное положение фирмы,
     Таким образом, антикризисное управление - это: 

- анализ  состояния макро- и микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;
- познание  экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание сканирования внешней и внутренней среды фирмы с целью раннего обнаружения "слабых сигналов" об угрозе приближения кризиса;
- стратегический  контроллинг деятельности фирмы  и выработка стратегии предотвращения  ее несостоятельности;
-оперативная  оценка и анализ финансового  состояния фирмы и выявление  возможности наступления несостоятельности (банкротства);
- разработка  предпочтительной политики поведения  в условиях наступившего кризиса  и вывода из него фирмы;
- постоянный  учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.
     Реформирование  экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса всех его сфер и отраслей. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, исчерпанные ресурсы распределительной системы - далеко не полный перечень наследия, оставленного нам административно-командной системой. Негативные последствия либерализации цен, кризис российских рыночных реформ, обострили до крайности проблему платежеспособности и поставили на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.
     В этих условиях наиболее верным является системный подход к антикризисному управлению, когда антикризисное  управление рассматривается как комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению. Исходя из этого, наиболее верным определением является определение антикризисного управления, данное профессором А.Г. Грязновой в книге "Антикризисный менеджмент":
     "Антикризисное  управление - это такая система  управления предприятием, которая  имеет комплексный, системный  характер и направлена на предотвращение  или устранение неблагоприятных  для бизнеса явлений посредством  использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь на собственные ресурсы".
     Рассмотрим, на каких принципах базируется система антикризисного управления. К числу основных принципов относятся:
     Ранняя  диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.
     Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие. [2] 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПРИЗНАКИ, ОСОБЕННОСТИ И ФУНКЦИИ
АНТИКРИЗИСНОГО  УПРАВЛЕНИЯ 

     В широком смысле предметом управления всегда выступает деятельность человека. Антикризисное управление имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия.
     Сущность  антикризисного менеджмента определяют следующие характеристики: кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать; кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать; к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать; управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний; кризисами можно управлять; управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
В зависимости  от разновидности кризиса будет  различаться и механизм управления им.
Но система  антикризисного управления должна соответствовать  следующим характеристикам: гибкость и адаптивность, присущие матричным  системам управления; склонность к  усилению неформального управления; диверсификация управления; децентрализация управления; повышение интеграции. [1]
     Особенности процессов и технологий антикризисного менеджмента можно выразить в  следующем: мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных  программ; использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений; ускорение процесса реализации антикризисных мер; повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.
     Приоритетными средствами антикризисного управления должны являться: мотивирование, ориентированное на антикризисные меры; поддержание оптимизма и уверенности у персонала, предотвращение конфликтов; интеграции по ценностям профессионализма; развитие инициативы в решении проблем развития; корпоративность, взаимоприемлемость, поддержка инноваций.
     Стиль антикризисного управления должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским  подходом, самоорганизацией, принятием  ответственности.
     Важным  элементом системы антикризисного управления являются его функции.
1. Функции  антикризисного управления –  это виды деятельности, которые  реализуют предмет антикризисного  управления и определяют его  результат. Они отвечают на  простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса. Можно выделить шесть функций: предкризисное управление; управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.
2. Важнейшей  чертой антикризисного менеджмента  является интеграция неформального  и формального управления.
3. Для  антикризисного управления особое  значение имеет перспективность,  возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.
     Существуют  разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие: предупреждение кризиса, подготовка к  его появлению; ожидание зрелости кризиса  для его преодоления; противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов; стабилизацие ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов; рассчитанный риск; последовательный вывод из кризиса; предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.
     Антикризисное управление – это такой вид  управления, при котором развиты  механизмы предвидения и мониторинга  кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса  и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.
     Возможность антикризисного менеджмента связано  с искусством выхода из критических  ситуаций, деятельностью человека, который может искать и выбирать оптимальные пути выхода из кризисных  ситуаций, мобилизовываться на выход из наиболее тяжелых и опасных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисного управления определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития. [5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПРОБЛЕМАТИКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

     Проблематика  антикризисного управления обширна  и разнообразна. Совокупность проблем можно представить четырьмя группами.
     Первая  группа проблем включает проблемы распознавания  предкризисных ситуаций. Это непростое дело – своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. И это тоже проблема управления.
     Вторая  группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процессе их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Например, в экономическом антикризисном управлении возникает необходимость определения типов диверсификации производства или проведения конверсии.
     Проблематику антикризисного управления можно представить и в дифференциации технологий управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. В этой же группе можно рассматривать и проблемы разработки инновационных стратегий, которые
способствуют выводу организации из кризиса.
     Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации. Нельзя упускать из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования антикризисных мер, маркетинга, а также проблемы банкротства и санации предприятий.
     Антикризисное управление составом своих типичных проблем отражает то обстоятельство, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками.
     Одной из характеристик любого управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда выступает деятельность человека.
     Управление  организацией – это управление совместной деятельностью людей. Эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления при более конкретном его рассмотрении можно представить как совокупность проблематики деятельности человека. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.
     Антикризисное управление имеет предмет воздействия  – проблемы и
предполагаемые  и реальные факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.
     Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации.
     Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
·        кризисы можно предвидеть, ожидать  и вызывать;
·        кризисы в определенной мере можно  ускорять, предварять, отодвигать;
·  к кризисам можно и необходимо готовиться;
·  кризисы можно смягчать;
·  управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных
знаний, опыта;
·  кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
·  управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти
процессы  и минимизировать их последствия.
     Кризисы различны и управление ими может  быть различным. Это многообразие помимо прочего проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления.
           Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами.
     Главными  из них являются:
·   гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным
структурам  управления;
·    склонность к усилению неформального управления, мотивация
энтузиазма, терпения, уверенности;
·   диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических
признаков эффективного управления в сложных  ситуациях;
·   снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного
реагирования  на возникающие проблемы;
·   усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать
усилия  и более эффективно использовать потенциал компетенции.
Антикризисное управление имеет особенности в  части его процессов 
и технологий. Главными из них являются:
·  мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении
изменений, реализации инновационных программ;
·   осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и
реализации  управленческих решений;
·  повышенная чувствительность к фактору времени в процессах
управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;
·  усиление внимания к предварительным и последующим оценкам
управленческих  решений и выбора альтернатив  поведения и деятельности;
·  использование антикризисного критерия качества решений при их
разработке  и реализации.
     В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться:
·   мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии
ресурсов, во избежание ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций,
профессионализму и пр.;
·   установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую
стабильность  деятельности;
·   интеграции по ценностям профессионализма;
· инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;
·  корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.
     Некоторые из характеристик антикризисного управления требуют более подробного рассмотрения.
1. Функции  антикризисного управления –  это виды деятельности, которые
отражают  предмет управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса. В этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.
     Каждый  из этих видов деятельности (функций  управления) имеет свои
особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное
управление.
2. Нет  управления без ограничений, которые  могут быть внутренними и внешними. Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления. Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, системы паблик рилейшнз.
3. Одной  из важных характеристик антикризисного  управления является сочетание формального и неформального управления. В разнообразных видах такого сочетания существует зона рациональной организации антикризисного управления. Она может сужаться или расширяться. Ее сужение отражает повышение опасности кризиса или опасности наиболее острого его проявления.
4. Для  антикризисного управления особое  значение имеет перспективность,
возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.
     Существуют  разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие:
·        предупреждения кризиса, подготовки к  его появлению;
·        выжидания зрелости кризиса для  успешного решения проблем его
преодоления;
·        противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;
·        стабилизации ситуаций посредством  использования резервов,
дополнительных  ресурсов;
·        рассчитанного риска;
·        последовательного вывода из кризиса;
·        предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.
     Развитие  управления должно сопровождаться повышением его эффективности. В свою очередь, повышение эффективности управления определяется ростом его
потенциала, т.е. возможностью позитивных изменений, наличием необходимых ресурсов и условий их использования. В тенденциях изменения потенциала и эффективности управления также кроются опасности кризиса.
Антикризисное управление так же, как и любое  другое, может быть малоэффективным или более эффективным. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.