На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ислам в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ .....................................................................................................................3
1 ИСТОКИ  ЗАРОЖДЕНИЯ  ИСЛАМА КАК ВЕРОУЧЕНИЯ ..................................7
1.1 Основные  идеи, источники ислама как вероучения...............................................7
1.2 Основные  течения ислама: виды и характерные   черты......................................18
2 ИСЛАМ   В  РОССИИ ................................................................................................23
2.1 Истоки зарождения и развития ислама  в  России...............................................23
2.2 Современное   состояние ислама в России (как  одной  из многочисленной религий  мира).................................................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................29
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ  

      Актуальность  темы курсовой работы в том, что почти  во всех странах с преобладающим  мусульманским населением ислам  является государственной религией.
      Объект  исследования: ислам  как одна из мировых религий.
      Предмет исследования:  суть и распространение  ислама в мире,  догматика ислама и  сравнение его с другими  мировыми религиями.
      Цель  курсовой работы: рассмотреть истоки зарождения  ислама как вероучения. Раскрыть суть религии ислам, ее источники. Изучить мусульманскую  культуру.
      Задачи  курсовой работы:
      - рассмотреть и изучить  основные  идеи, источники ислама как вероучения;
      - рассмотреть  основные течения  ислама: виды и характерные   черты; 
      - рассмотреть и изучить  истоки  зарождения и развития  ислама  в  России;
      -проанализировать  современное  состояние ислама  в России (как одной  из 
многочисленной  религий мира).
      Состояние научной разработанности проблемы влияния исламского фактора на государственное  и общественное развитие России оставляет  неоднозначное впечатление. Положительной тенденцией последних лет является рост числа публикаций, посвященных данной тематике. С другой стороны, налицо излишняя политизированность и ангажированность авторов исследований, находящихся под воздействием многих субъективных факторов, таких как собственная национальность, вероисповедание и близость к разнообразным политическим институтам. Тем самым целый ряд основополагающих аспектов остается либо малоисследованными, либо замалчивается или преподносится достаточно однобоко и тенденциозно. Находятся публицисты и политики в России, которые всерьез говорят об «угрозе», исходящей от ислама. Подобные взгляды, широко тиражируемые отечественными и зарубежными масс-медиа, оказывают существенное влияние на все общество, создавая в его умах фрагментарную и одностороннюю картину происходящего. Главным образом сложность темы определяется тем, что на протяжении последних лет в сугубо религиозные процессы привнесена изрядная доля политики. Политические круги России, Средней Азии и зарубежных стран для достижения своих групповых целей стали все активнее использовать ислам, как определенное пугало.  
Для изучения влияния «исламского фактора» в России, выработки собственного отношения к нему необходимо обратиться к трудам, как непосредственно касающимся интересующих нас проблем, так и рассматривающим их опосредованно. Все публикации по интересующим нас проблемам можно разделить на несколько групп. Первую группу составляют работы, на основе анализа которых был сформулирован вывод о степени развития научного знания в области  интересующей нас проблематики. Важными по содержанию и структуре явились труды общетеоретического характера, которые помогли сориентироваться в актуальных проблемах политической жизни современной России, методологии исследования и задать искомый вектор данной работы.  
 Богатый фактический и методологический материал содержат работы известных исламоведов и политологов: Ланды Р.Г., Сюкияйнена Л.Р., Кобищанова Ю.М. и др.3 В то же время, необходимо отметить, что в них лишь косвенно затрагивается ряд более узких вопросов. Современное положение ислама в России, в том числе возрожденческие процессы, стали объектом исследований ряда монографий. Судьбы ислама в современной России, перспективы его развития исследованы А. Малашенко, Л.А. Башировым, Р.Г. Абдулатиповым. Исследования, анализирующие существование ислама в России в целом, особое внимание уделяют непосредственно исламскому фактору, использованию ислама в политике, его влиянию на социальные процессы. Изучение работ данного направления позволило постоянно соотносить степень изучения влияния ислама на все процессы в государстве и точки зрения, методологию, направления анализа интересующих нас вопросов. Важные теоретические положения, касающиеся ислама и мусульманского мира, а также их роли в современном мире содержатся в трудах известных западных ученых, таких как А. Бенигсен, С. Хантингтон, 3. Бжезинский5. Особый взгляд западных исследователей по данной проблематике находится в трудах таких исследователей, как Д. Букай, А. Рауф, X. Ханафи, А. Филали-Ансари.б Однако в их исследовательские задачи не входило выяснение принципов внутренних взаимосвязей между исламом и российской государственностью и общностью. Они главным образом, затрагивают вопрос влияния ислама на западные государства, его взаимодействие с гражданским обществом и вопросы артикуляции позиции ислама на международной арене в условиях агрессивных попыток формирования однополярного мира. Этим они и ценны, так как предоставляют нам возможность узнать их позиции по отношению к исламу в своей стране, и сравнить это отношение, если речь заходит о России. Интересен тот факт, что почти все они написаны в обвиняющей форме, негативно настроенные по отношению к мировой религии под названием ислам, которая по их мнению виновна во многих бедах современного международного сообщества.  
Вторая группа работ, имеющая особую значимость для данного исследования, посвящена подробному рассмотрению более узких проблем, таких как взаимоотношения религии и государства в России, участие ислама в политической жизни страны через создаваемые партии и движения8.  
Труды авторов данной группы позволили с большей долей объективности оценить такой сложный феномен, как социально-политическое влияние исламского фактора, рассмотреть подробно взаимоотношения ислама и власти, партий, общества. В то же время, признавая безусловную теоретико-методологическую значимость этих исследований, необходимо отметить, что зачастую в них отсутствует развернутая теоретическая концепция по исламскому фактору в России или же теоретические построения, высказываемые тем или иным автором'' недостаточно аргументированы и политически ангажированы.  
Третья группа политологических исследований посвящена большой и актуальной международной проблематике, а именно фундаментализму, экстремизму и терроризму. Ещё с перестроечных времен внимание » зарубежных советологов оказалось приковано к феномену «исламского фундаментализма», чьи работы в основном сводились просто к его описанию. Сегодня эта тема стала очень актуальной, потому что терроризм и экстремизм, как крайние формы фундаментализма, набирают силу и мощь и ни одно государство не может ощущать себя в полной безопасности. В России написано много работ с изложением диаметрально противоположных точек зрения. Подобный интерес к исламским «крайностям» во многом подогревается некоторыми российскими политиками, СМИ, которые подхватили идею о «зеленой дуге», протянувшейся от Кавказа и Центральной Азии до Волги, и проводящие параллели между терроризмом и исламом. Научные исследования же стараются быть объективными и восстановить справедливость, приводя аргументы в пользу того, что так называемый «исламский» экстремизм и чудовищные террористические акты, в большей своей части имеют вовсе не исламские источники и не следуют целям политического ислама. Авторы прилагают усилия, чтобы отделить террористические акты от термина «исламские». На основе обширного фактического материала ими рассматриваются теоретические и практические вопросы взаимосвязи терроризма и ислама, политики и ислама. Работы этих исследователей позволяют нам увидеть сегодняшние проблемы, связанные не только, как оказывается, с исламом, а с геополитикой многих государств, и представить масштаб назревших проблем.  Анализу тенденций возрождения ислама, а также освещению различных проявлений исламского фундаментализма, достаточно пристальное внимание уделяется в средствах массовой информации. В этой связи в работе широко использовались материалы периодики.

      Изучение  сути процесса религиозного возрождения  способствует его более глубокому  пониманию и выработки правильного вектора дальнейшего развития Российского государства. Это имеет не только научное, но и практическое, общественно-политическое значение.
      1 ИСТОКИ ЗАРОЖДЕНИЯ  ИСЛАМА КАК  ВЕРОУЧЕНИЯ  

      1.1 Основные идеи, источники ислама  как вероучения 

      Ислам (араб. islam предание, вверение себя (Богу)), мировая монотеистическая религия. Возникла в Хиджазе (в нач. 7 в.) среди  арабских племен Западной Аравии. Уже  в первый век своего существования  ислам в ходе военной экспансии  арабов распространился на огромной территории от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе, в результате чего образовалось мусульманское государство Халифат. Современный ислам распространен в основном в странах  Азии и Африки, играя существенную роль в их политической и социокультурной жизни (в большинстве из них ислам государственная религия, а шариат основа законодательства). Число приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд. человек. Большинство мусульман сунниты (90 %), шииты составляют около 10%.
      Основатель  ислама Мухаммад (Мухаммед, Мохаммед) (570-632) происходил из рода хашим, влиятельного мекканского племени курейш. До Мухаммада арабам были известны монотеистические религии: иудаизм и христианство (последнее преимущественно в неортодоксальных формах: арианство, несторианство, монофиситство); в качестве самостоятельной формы монотеизма в Аравии был распространен ханифизм. Под определенным влиянием этих религий в 610-612 началась религиозная проповедь Мухаммада, первоначально не признаваемого и гонимого мекканцами. После переселения в 622 с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (хиджра, которая позже стала точкой отсчета для мусульманского летосчисления, ведущегося по лунному календарю) Мухаммад выступает уже не только как проповедник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни.
      Основной  источник мусульманского вероучения Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммаду через своего ангела Гавриила. Подобно тому, как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя в Книге в Коране. Второй источник мусульманского вероучения Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммада как источник материала для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммада по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях. Хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и опоры перечня передатчиков данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность.
      Важнейший принцип ислама строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер. Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к человеку, «чем его шейная артерия», говорится в Коране и в то же время утверждается: «Не постигают Его взоры...». Бог открывает Себя человеку только через откровение, знамения и свои имена. В откровении Бог через пророков дает людям свой закон, следуя которому, они научаются различать добро и зло. Бог наглядно сообщает людям о своих свойствах. «У Бога прекрасные имена, зовите Его по ним...» говорится в Коране. Имен этих 99. Например, Милостивый, Милосердый, Верный это божественные имена. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена. Однако через откровение, знамения и имена человеческий разум может лишь отчасти постичь смысл божественного действия в мире, но не саму божественную сущность, которая остается для человека абсолютной тайной. Верить в эту сокровенную тайну обязанность мусульманина. Утверждение единства и единственности Бога, призывы не придавать Ему никого в «сотоварищи» часто повторяются в Коране. Направлены они против старых политеистических верований аравийских арабов, но также и против христианских догматов Троицы и Боговоплощения. Ислам признает Иисуса только в качестве пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом. В то же время ислам находится в определенном родстве с библейской традицией: наряду с иудаизмом и христианством он может быть определен как богооткровенная и авраамическая религия,  поскольку, исповедуя веру в единого, сущего и живого Бога, говорящего людям в откровении, возводит свои истоки к «религии Авраама», частично забытой и искаженной, согласно представлениям мусульман, иудеями и христианами. Миссия Мухаммада заключалась не в создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого Бога. Важнейшие понятия мусульманской религии «ислам», «дин», «иман». Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Таков смысл и традиционного понятия «дар ал-ислам» (обитель ислама), противопоставленного «дар ал-харб» территории войны, которая, по крайней мере, теоретически подлежит превращению в обитель ислама посредством как военного, так и духовного джихада. Классический ислам в принципе не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же «ахл ал-китаб» люди  Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, непременно подлежащего обращению. Каждая вероисповедная группа в исламе объединялась в отдельную общину (умма). Умма - это религиозная общность людей, которая становится объектом божественного плана спасения людей (каждой умме посылается свой пророк); в то же время умма это и форма социальной организации людей, в целом образующая своеобразное религиозно-политическое тело. Мусульманская община теоретически объединяет всех мусульман мира, независимо от их этнической и культурной принадлежности. Прототипом ее всегда служила первоначальная мединская община пророка, которая до сих пор остается для мусульман идеалом социально-политического объединения людей, сплоченных единой верой. Принадлежность умме - основа самосознания мусульманина. В ней он осознает себя верующим, в ней же обретает социального и правового гаранта.
      Источниками вероучения ислама является Коран и  Сунна. Мусульмане считают Коран  (араб. Куран - чтение) высшим и наиболее полным из священных писаний, к коим они относят Тору и евангелия. Согласно исламской традиции, Коран был прочитан избраннику бога Мухаммеду ангелом Джебраилом по вечному оригиналу, находящемуся на небе. В нем изложены основы вероучения, нравственности, законодательства и обрядовые наставления. Текст Корана изменялся вплоть до VIII в. Однако уже через несколько десятилетий после составления Корана стало ясно, что необходима конкретизация коранических положений, в частности этического учения. Подробное нравственное учение ислама изложено в Сунне - сборнике преданий (хадисов) о том, как поступал Мухаммед в различных случаях жизни при решении нравственных, правовых, житейских вопросов. Сунна тоже изменялась, включая все новые элементы из Торы, евангелий, сочинений персидских и индусских мыслителей, причем все это приписывалось пророку. Сунна стала главным источником мусульманского права - шариата.
      Основные  идеи ислама, изложенные в священных  книгах таковы. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяние за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне;
      Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени - он то гневается на людей, то прощает  их; одних любит, других ненавидит. Вместе с тем бог рассматривается  в Коране и как безличное существо (под влиянием гностических учений); он вечен, первый, последний, един, неразделен и единствен и т.д. Трактовка аллаха как безличного бога в настоящее время приобретает все больше сторонников среди богословов, стремящихся придать исламу вид религиозно-философского учения. Они говорят о боге вездесущем, невидимом и непознаваемом духе, находящемся «везде и нигде». С монотеизмом ислама связано и важнейшее догматическое и моральное предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности человека воле аллаха, т.е. покорность здесь носит всеобъемлющий характер. И наконец, ислам воспринял от монотеистических религий учение о посредниках между богом и людьми (пророке и ангелах), отвергнув христианский догмат о боговоплощении.
      Натурфилософия ислама небогата и в основном заимствована из Библии. Согласно Корану, мир был сотворен аллахом за шесть дней: были созданы небеса (их насчитывается семь), небесные светила и земля, разложенная ковром, на ней для прочности установлены горные твердыни. Земля соединяется с небесами невидимой лестницей, по которой спускаются и поднимаются лишь ангелы, их, как и земных тварей, Аллах тоже создал в один из дней творения. В последний, шестой день был создан первый человек Адам, а из его ребра сотворена Ева. Седьмой день - это день отдыха; им в исламе считается не христианское воскресенье и не иудейская суббота, а пятница.
      Животные, по Корану, были сотворены из воды, человек - из глины и праха (или из воды и сгустков крови - в разных местах Корана есть разные версии). Отражены в священной книге и идея первородного греха, и многие другие сказания библейских легенд о сотворении мира и человека, причем некоторые из них обрамлены специфическими деталями. Так, в Коране говорится о непокорности одного из помощников аллаха, ставшего потом дьяволом (Иблисом).
Когда был сотворен первочеловек, аллах  велел всем созданным им ранее  ангелам поклониться ему, что  все и сделали, за исключением  Иблиса, возгордившегося и не захотевшего  поклониться «сотворенному из праха». За такую непокорность аллах проклял его и пообещал, что на страшном суде Иблис будет низвергнут вместе со всеми демонами. Само слово «ислам»  означает «покорность».
      Пока  же, до страшного суда, Иблис (шайтан) является главой всех демонов и джиннов.
      Мир ангелов во главе с четырьмя важнейшими из них (это все те же иудео-христианские архангелы Гавриил-Джебраил, Михаил-Микаил, Серафим-Исрафил и Азраил), как бы воплощая идею добра и божественной воли, противостоит в исламе миру демонов и джиннов. Все эти небесные силы бесплотны и бесполы, что не мешает им творить добро или зло. Среди ангелов (и демонов тоже) существует определенное разделение труда: в исламе есть ангелы-хранители (их двое у каждого), ангелы, охраняющие могилы, ангелы - посланцы аллаха и ангелы, возглавляющие рай (Ридван) и ад (Малик).
      Как и Библия, Коран учит, что «золотой век»  на земле ушел в прошлое, о грехопадении изгнанных из рая  Адама и Евы, хотя самой идее греха, страдания и искупления не уделяется  много внимания. Однако в исламе существует хорошо разработанная концепция рая и ада, т.е. концепция воздаяния человеку в загробном мире по его делам. Согласно исламскому вероучению, райское блаженство - это жизнь в тенистых прохладных рощах, журчание воды, обильная изысканная пища, роскошная одежда и всяческие наслаждения, включая любовные. По одной версии, каждый правоверный в раю будет рядом со своей супругой, по другой - он будет наслаждаться обществом прекрасных гурий. В противоположность этому ад - пекло, дым, самум (песчаная буря) и тому подобные ужасы, столь страшные для жителей Аравии, причем в аду грешник осужден на вечные пытки и страдания.
      Большое место уделено в исламе эсхатологическим, пророчествам о конце света и страшном суде. И хотя рассуждения на эту тему достаточно противоречивы, порой неясны и двусмысленны, в целом из предписаний Корана вырисовывается примерно следующая мрачная картина. Незадолго до конца света наступит эпоха страшного нечестия и неверия; все ценности ислама будут преданы и проданы, люди погрязнут в грехе. Тогда-то и наступит царство антихриста, которое будет длиться 40 дней. На смену антихристу придет царство Иисуса, чье второе пришествие (на сей раз в качестве исламского Махди, мессии) положит конец царству греха. Антихрист будет уничтожен, и на земле в течение 40 лет будет спокойная идиллия: волк возляжет рядом с ягненком и т.д. Затем протрубит в свою трубу Исрафил, и наступит час страшного суда. Сам аллах лично и с пристрастием будет допрашивать каждого из живых и мертвых, причем все они, нагие, с одной лишь книгой записей их дел в руках, будут в страхе ожидать его решения. После этого решения грешники попадут в ад с его огненной геенной, а праведники будут направлены в рай. Дорога в рай лежит через мост Сират толщиной с волос и острый, словно лезвие меча. Сам человек пройти через этот мост не в состоянии - его должен перевезти в рай тот самый баран, осел, верблюд, бык или конь, которого он в свое время, еще при жизни, хоть раз принес в жертву аллаху.
      Эсхатология ислама почти целиком взята из Библии, но существенны и добавления. Так, правоверные уверены в том, что в момент страшного суда большую роль будет играть их великий пророк Мухаммед, чье заступничество сможет не только смягчить участь грешника, но и побудить аллаха простить грешника и направить прощенного в рай. Эта вера добавляла немало масла в священный огонь культа пророка среди многих поколений мусульман.
      Отличительной чертой мусульманской ментальности является ее взаимосвязь с богом  как Абсолютом, которая выражается в предписанных каноническими правилами ритуальных повторениях при медитации над словом божьим, когда адепт ислама созерцает дела аллаха в мирозданье и во всех его созданиях. Другой чертой мусульманской ментальности является идея радостного подчинения закону, сведения разума человека к служебной роли и решительный отказ от любой формы политеизма. Все это проливает свет на функционирование нравственности в арабо-мусульманском мире. Не следует забывать, что нравы - это, остов или каркас, общества, это прочная скорлупа, защищающая общественное тело, как панцирь охраняет мягкое тело моллюска. Так как аллах является абсолютным совершенством, то данная им нравственность - абсолютно истинна, вечна, неизменна и пригодна «для всех времен и народов». Следование исламской морали с верой в аллаха дает возможность высшего нравственного совершенствования человека и укрепляет основу общественной жизни.
      Наряду  с принципом этического абсолютизма  ислам утверждает принцип морального догматизма, требуя тем самым от приверженцев религии безусловного выполнения коранических моральных норм как данных богом и поэтому не подлежащих разумному основанию независимо от социальных последствий такого поведения. Это значит, что человек должен вести себя строго определенным образом не потому, что это разумно и целесообразно, а в силу предписанного аллахом. Последовательное внедрение этих принципов исламской морали в сознание индивида, требование неукоснительного следования им ведут к утверждению среди адептов ислама слепой, некритической приверженности нормам этой морали, воинственной нетерпимости к инакомыслию и инакомыслящим. Такой религиозный фанатизм в истории неоднократно оборачивался массовым физическим уничтожением идейных противников под флагом «борьбы с неверными». Не случайно, подчеркивает известный французский востоковед А. Массэ, что «распространение ислама с оружием в руках являлось религиозным долгом», а война «считалась справедливой, если она была предпринята с целью обратить людей в истинную веру». Такой способ обращения в истинную веру не раз приводил к пролитию безвинной крови «неверных», да и правоверных тоже.
      Наряду  с этим в этике ислама зафиксированы и общечеловеческие ценности - предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т.п. В отличие от христианства невыполнимых моральных предписаний в исламе нет. Как и Библия, Коран призывает человека трудиться - этим в первую очередь он обеспечит себе царство небесное. Человек должен быть скромен и терпелив, мужественно сносить все невзгоды этого мира, уповать на спасение в загробной жизни. Жизнь - это призрачная утеха, обольщение и тщеславие, прах и суета, «забава и игра», она «только пользование обманчивое» (Коран, сура 57). Следовательно, для мусульманской религии характерна ориентация не столько на достижение счастья в земной жизни, сколько на жизнь небесную. Это хорошо видно при знакомстве с основными пунктами символа веры ислама, служившего основой основ, направляющей линией поведения для каждого мусульманина на протяжении всей его жизни.
      Так как Коран и Сунна были доступны узкому кругу образованных мусульман, прежде всего знатокам исламской догматики, богословам и правоведам, то до простого народа основные коранические положения доходили в виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правоверного комплекс правил поведения, особенно религиозного. Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять - исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж. Принцип исповедания - центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его - торжественно произнести фразу о том, что «нет бога, кроме аллаха, а Мухаммед пророк его».  Тем самым человек становится покорным аллаху, мусульманином, но став им, он должен соблюдать остальные обязанности правоверного.
      Молитва (салят) - обязательный каждодневный пятикратный ритуал, совершаемый на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Кроме пяти обязательных молитв, правоверные совершают и дополнительные - за умерших, по случаю вступления в брак, рождения ребенка, важного предприятия или начинания. У мусульман существует лишь один главный и обязательный пост, длящийся целый месяц, - рамазан. На протяжении месяца все, кроме малых детей и немощных, с рассвета до заката солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни, тем более, развлекаться, курить и т.п. После заката и перед восходом солнца они едят и пьют весьма умеренно и затем опять настраиваются на благочестивый лад, высказывая намерение поститься и отдать свои думы аллаху. Имущий правоверный обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Милостыня собиралась специальными сборщиками, ее нередко раздавали в дни праздников натурой - в форме участия неимущих в пиршествах и пр. И наконец, последним, причем наименее обязательным из всех столпов веры, является хадж - посещение хоть раз в жизни святых мест в Мекке и поклонение Каабе. Нередко к пяти столпам мусульманской веры добавляют еще один - шестой, священную войну против неверных (джихад или газават). Своими ратными подвигами и победоносным продвижением в первые века ислама арабы во многом были обязаны именно этому священному принципу. Здесь свою роль сыграл не только фанатизм, но и фатализм, т.е. уверенность в том, что судьба каждого предопределена аллахом, что ее все равно не обойти («чему быть - того не миновать») и что поэтому нечего бояться, можно смело идти в бой, особенно за правое дело.
      Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм, кроме того, существует еще суфизм, а также различные секты: исмаилитов, ваххабитов, бехаитов и др. Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло во второй половине VII столетия.
      Большинству мусульман импонирует суннизм, считающийся  ортодоксальным направлением. Сунниты  опираются на Коран и Сунну. Шиизм  распространен ныне в Иране, Ираке  и Йемене; группы шиитов имеются  в Афганистане, Пакистане, Индии, Сирии, Египте, незначительные группы шиитов зафиксированы в Азербайджане и Таджикистане. Шииты толкуют Коран иносказательно, а в Сунне признают лишь те хадисы, которые связаны с именем четвертого халифа, зятя Мухаммеда - Али, его сторонника. Наряду с этим шииты имеют собственное «священное предание» - хабары, или ахбар. В отличие от суннитов шииты провозгласили принцип наследственной духовной власти, при этом законными наследниками Мухаммеда и соответственно имамами (духовными лидерами) считаются Али и его потомки. Кроме общих мусульманских праздников шииты имеют свой - Шахсей-Вахсей - в память убитого в бою Хусейна, сына первого имама, причем во время этого праздника совершаются траурные шествия с самоистязанием участников.
      Весьма  интересен суфизм - мистическое направление  в исламе; суфии не считали обязательными для себя повседневные нормы, обряды и условности, строго предписанные правоверным мусульманам. Их жизнь была посвящена аллаху и отсюда их нестандартное поведение - они не молились пять раз в день, а исполняли обряд радения в различных вариациях - от экстатического транса до глубокого внутреннего сосредоточения, близкого индо-буддийской медитации. Следует напомнить, что к истокам суфизма относятся концепции различных культур: догмы Корана; неоплатонизм Плотина с его тезисом о божественной эманации, которая отражается в предметах мира как в зеркале; положение индо-буддизма о примате абсолютной реальности над феноменальным миром ощущений; христианский аскетизм. Синтез этих истоков на основе ислама и привел к появлению суфизма, оказавшего немалое влияние на арабо-мусульманскую культуру. В связи с тем что ислам занимается практически всеми делами земного мира, он с самого начала весьма сильно поддерживал науку и образование, предписывая «поиски знания от колыбели до гроба». Эта традиция - хадис, приписываемая пророку Мухаммеду, хорошо известна и часто повторяется в интеллектуальных кругах мусульманского мира, она лучше всего иллюстрирует отношение ислама к науке и культуре вообще. Эта формула и сейчас приводится в качестве аргумента теми, кто защищает ислам и подчеркивает его большую роль в развитии арабо-мусульманской культуры и цивилизации, а тем самым и в развитии общечеловеческой, мировой культуры.
      Следует подчеркнуть, что ислам существенно  способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной культуры. Халифы, эмиры и губернаторы различных провинций колоссальной мусульманской империи всемерно содействовали развитию науки и философии, искусства и изящной литературы, особенно поэзии. Они были инициаторами создания и покровителями известных научных институтов - тогдашних университетов и академий наук, с которыми были связаны огромные по тем временам библиотеки, насчитывающие по 400 000 томов религиозных и светских произведений. Главные центры средневековой науки и культуры находились в Багдаде, Каире, Кордове и других городах арабо-мусульманского халифата. Можно сказать, что арабо-мусульманская культура, как следует из самого словосочетания, несет на себе печать ислама и арабизма с его духом свободы и терпимости, который сохранялся в эпоху арабской гегемонии в арабо-мусульманском обществе и его государстве - халифате. Не следует забывать также и того, что в средневековой арабо-мусульманской культуре интенсивно развивались и общественно-политические представления, ориентирующиеся на поиск надрелигиозного идеала, предполагающего уничтожение имущественных и вероисповедных антагонизмов. Поиск такого рода социального утопического идеала по вполне понятным причинам вызвал определенную реакцию со стороны ортодоксального ислама; им и стал суфизм.
      В период своего расцвета в IX-XII вв. цивилизация  мусульманского Востока была отмечена гораздо большим распространением светских знаний и научных открытий, чем западноевропейская культура той  же поры. Успехи этой цивилизации в рассматриваемой области будут еще очевиднее, если вспомнить, что именно она помогла западноевропейским книжникам последующих столетий постепенно эмансипироваться от господства теологии и выдвинуть из своей среды гениев эпохи Возрождения и Нового времени.
      В процессе длительной борьбы суннизма и шиизма к победе в официальной, основной церкви пришел наиболее ортодоксальный и нетерпимый ко всяким изменениям суннизм. Это проявилось и в отношении  к проблеме образного, наглядного воспроизведения бога и мира - были отвергнуты принципы художественной образности, запрещены изображения. Более того, не только мусульманская идеология, но и исламская философия в значительной степени стремилась обосновать теоретически подобное отношение к миру, его познанию и воспроизведению. Ведь никто, кроме бога, не может и не должен не только создавать нечто новое, но даже воспроизводить созданное, так как только богу принадлежит решение судьбы каждой единичной вещи.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.