Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность и функции рыночного планирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Министерство  образования и науки Российской Федерации
    Федеральное агентство по образованию
    ГОУ ВПО
    Саратовский государственный технический университет
    Институт  развития бизнеса и стратегий

    Кафедра «Менеджмент, маркетинг, логистика»

 
 
 
 
 
    Курсовой  проект
    по  курсу «Планирование на предприятии»
    на  тему: «Сущность и функции рыночного  планирования» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Саратов-2010

 
    Содержание 

Введение                                                                                                               3
1.     Сущность планирования                                                                           7
2.     Типы планирования                                                                                   13
2.1   Стратегическое планирование                                                                13
2.2   Планирование риска                                                                                16           
2.3   Тактическое планирование                                                                     18
2.4   Планирование производственной  программы                                   21                2.5   Планирование финансов                                                                               25                 Заключение                                                                                                             26                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ. 

         «Мудрость  –  это   способность   предвидеть   последствия   совершаемых действий, готовность   пожертвовать   сиюминутной   выгодой   ради   больших благ  в будущем.
       Планирование – это  оружие  мудрых, но   планирование  –   это   один   из самых  сложных  видов  работы, доступных  человеку» (Р.Аркофф)
    В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий и фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. В мире ограниченных производственных ресурсов рыночное планирование их использования служит основой экономической свободы как производителей товаров и услуг, так и потребителей материальных благ. В условиях рынка, когда действующие цены на все продукты и ресурсы свободно устанавливаются самими конкурирующими производителями и потребителями, каждое предприятие или фирма самостоятельно решают, какие товары и в каких количествах им следует производить в предстоящем плановом периоде. В повсеместной экономической деятельности предприятий и повседневной жизни людей, как писал А. Маршалл, возникли известная рыночная самостоятельность и привычка каждого самому выбирать свой правильный путь, вера в собственные силы, осмотрительность и вместе с тем быстрота в выборе решений и суждениях, умение и способность предвидеть будущее и определять курс своих действий с учетом реальных целей.
    Планирование  деятельности стало в настоящее  время экономической основой свободных рыночных отношений отдельных людей и целых трудовых коллективов, малых и больших предприятий, разных фирм и организаций, всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения фирмами и предприятиями. При этом производители сами стремятся к наиболее полному удовлетворению своей продукцией и услугами всех существующих потребителей, рыночные запросы которых становятся по существу будущими планами производства предприятий и фирм.
    В рыночной экономике, ориентирующей  каждого производителя и предпринимателя на максимальное удовлетворение потребностей в своих товарах и получение наибольшего дохода, новые функции приобретает внутрихозяйственное планирование деятельности на всех предприятиях. Рыночное планирование в настоящее время призвано обеспечивать не только производство пользующейся высоким спросом у покупателей новой продукции, но и всеми необходимыми экономическими ресурсами, а также способствовать их полной занятости и достижению возможного объема производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. В ходе планирования экономической деятельности каждого предприятия необходимо достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, что в свою очередь предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.
    Планирование  – важнейшая составная часть  современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью максимального  удовлетворения материальных потребностей общества и достижения целей предприятия.
    Как экономическую категорию планирование можно рассматривать с экономической и управленческой точек зрения. 
С экономической точки зрения – это способ определения пропорций совместной деятельности, наряду с рыночным механизмом. Но если на рынке главным регулятором выступает закон стоимости, т.е. цена, определяющая выгодность производства, способы, объем, то на уровне отдельного предприятия ценовой механизм вытеснен сознательными действиями и авторитарными решениями предпринимателей и менеджеров.

    Внутренняя  природа фирмы основывается на системе  плановых решений, в соответствии с  которой участники внутрифирменной  деятельности теряют свободу действий, характерную для самостоятельных  и независимых друг от друга субъектов  рынка, и их поведение оказывается  под контролем управляющих предприятием.
    С управленческих позиций планирование – важнейшая базовая функция, которая определяет цели системы  и способы их достижения. Основное воздействие на объект управления осуществляется именно через планирование.
    Исходя  из этого, можно сказать, что планирование – средство установления целей и  задач бизнеса и координация  совместной деятельности участников.
    Сегодня существует множество определений  планирования.
    Планирование  – это, опирающееся на определенном понимании реалий, формирование образа будущего в сознании субъекта.
    Планирование  – это процесс экономического обоснования рационального поведения  субъекта хозяйствования для достижения своих целей.
    Планирование  – это адаптация системы «бизнес» к внешней среде.
    Планирование  представляет собой процесс формирования целей, определения приоритетов, средств  и методов их достижения. Оно часто  рассматривается как завершающий  этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора тех или иных альтернатив развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Сущность  планирования
       Планирование  как   самостоятельная   отрасль  знаний   является   наукой,
    специализированным  видом   управленческой    деятельности   (профессии)   и искусством.
    Многие  руководители отечественных предприятий  считают, что не стоит тратить  время на «формальное планирование», т.е. фиксировать на бумаге всю схему  действий, тем более, что динамизм внешней среды, ее сложность вызывает необходимость постоянной корректировки разработанных планов.
    Зарубежный  опыт показал, что выживает именно тот, кто непрерывно занимается планированием. Быстроменяющиеся условия бизнеса  заставляют предпринимателей все заранее  предусматривать и своевременно разрабатывать оптимальные действия по нивелированию негативов. Предприятие  постоянно рискует, принимая решения, а план не только позволяет предусмотреть  все действия, но и предвидеть любые  неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела и уметь с ними справиться.
    Преимущества  планирования:
    Помогает  решать задачи рационально и с  наименьшими затратами; Помогает улучшить координацию действий исполнителей; Обеспечивает более рациональное использование  ресурсов; Помогает руководителям мыслить  перспективно, использовать будущие  возможности; Обеспечивает возможность  контроля за событиями и позволяет  управлять ими; Готовит предприятие  к возможным изменениям; Способствует повышению образовательного уровня менеджеров и др.
    Следовательно, сущность планирования в свободных  рыночных отношениях заключается в  научном обосновании на предприятиях или фирмах предстоящих экономических  целей их развития и форм хозяйственной  деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых  рынком видов, объемов и сроков выпуска  товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей  их производства, распределения и  потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.
    Планирование  рыночной деятельности предприятий  предусматривает не только целостное  рассмотрение ряда производственно-хозяйственных, организационно-управленческих, финансово-экономических  и многих иных проблем, но и ориентацию на будущее принимаемых решений. Поэтому всякое решение любой  существующей проблемы в ходе планирования может рассматриваться как средство для достижения более отдаленного  результата.
    Вместе  с тем, планирование не панацея. Возможности  планирования ограничены рядом объективных  и субъективных причин. Наиболее важными  из них являются:
    Неопределенность, многомерность и стохастичность рыночной среды. Планирование выступает как инструмент преодоления неопределенности, быстрого и непредсказуемого изменения среды, угрозы со стороны конкурентов, несовершенства законодательства.
    Но  эта же неопределенность среды не позволяет принимать решения  с достаточной степенью точности. Поэтому так важна дополнительная достоверная информация, а также  прогноз и определение степени  его вероятности.
    2. Издержки планирования. Предел планирования  определен и величиной издержек  и ограниченностью ресурсов. В  результате осуществления планирования  возникают дополнительные издержки  на научные исследования, на организацию  плановых служб и привлечение  дополнительного персонала (консультантов,  коллег), а также дополнительные  затраты времени.
    3. Масштаб деятельности предприятия.  На практике, чем больше предприятие  (до определенных пределов), тем  лучше там поставлена плановая  работа. Как правило, организованы  и выделены службы планирования, плановой работой занимается  высококвалифицированный персонал, присутствуют научные разработки. Все это может быть осуществлено  за счет имеющихся финансовых  возможностей. И совсем иначе  обстоят дела на небольших  предприятиях, где формальное планирование  присутствует далеко не всегда.
    4. Субъективные факторы. Как правило,  они связаны с личностными  характеристиками руководителей.  Сюда можно отнести и авторитарность  руководства, субъективность взглядов  исполнителей, ошибки в экономических  расчетах, форсмажорные обстоятельства и т.п.
    Планирование  в современных условиях рассматривается, и как наука, и как искусство. Оно тесно связано с мыслительной деятельностью человека и в основе своей неповторимо.
    Рыночный  план развития предприятия должен быть наилучшим из возможных в данных условиях вариантов, способным легко  претерпевать любые предстоящие  изменения внутрифирменной деятельности. Он может непрерывно пересматриваться под влиянием новых рыночных требований, вновь полученной нормативной информации, приобретения научных знаний и производственного опыта, появления новых плановых проблем и выбора новых экономических целей. Планирование в условиях рынка также служит основой осуществления множества разнообразных экономических, организационных, управленческих, социальных и многих других функций, характеризующих степень развития современного производства. Механизм их взаимодействия требует объединения в общий комплексный план или единую плановую систему соответствующих целей и средств их достижения. Например, при планировании различных экономических показателей перспективной деятельности предприятия следует наиболее полно использовать существующую систему прогрессивных нормативов, передовых стандартов, научных положений и экономических целей. Для современного отечественного рынка или производства эти цели можно кратко сформулировать следующим образом:
    - экономический рост, означающий  желание предприятий обеспечить  производство большего количества  и лучшего качества товаров  и услуг, а следовательно, более высокий уровень жизни людей;
    - полная занятость, предполагающая  возможность подходящего занятия  всем работникам, кто желает и  способен трудиться;
    - экономическая эффективность, характеризующая  максимальную отдачу всех имеющихся  ограниченных производственных  ресурсов при допустимом минимуме  издержек на их использование;
    - стабильный уровень цен, не  допускающий значительного колебания  общего уровня действующих цен,  а значит, инфляции и дефляции;
    - экономическая свобода, позволяющая  всем специалистам и исполнителям  обладать в своей сфере деятельности  высокой степенью самостоятельности  и творчества;
    - справедливое распределение доходов,  предусматривающее соответствующее  вознаграждение всех категорий  персонала.
    Приведенный перечень широко признанных в мировой  рыночной экономике общих целей может быть весьма успешно использован на отечественных предприятиях при планировании их производственно-хозяйственной и социально-трудовой деятельности. Основные функции и предстоящие цели каждого предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.
    Методология внутрифирменного рыночного планирования охватывает совокупность теоретических  выводов, общих закономерностей, научных  принципов, экономических положений  современных требований рынка и  признанных передовой практикой  методов разработки планов. Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии  методов, способов и приемов обоснования  конкретных плановых показателей, а  также содержание, форму, структуру  и порядок разработки внутрифирменного плана. Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия  весьма сложным и трудоемким предметом  деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией  планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое  содержание, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб в совместной повседневной деятельности.  
    Планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важных функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:
    Инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок
    Прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния компании в процессе анализа и учета совокупности факторов
    Оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде
    Координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат
    Безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предоставления отрицательных последствий
    Упорядочение – создание единого общего порядка для успешной рабты и ответственности
    Контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки
    Воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучении их , в том числе, и на ошибках
    Документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров компании.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    
    Типы  планирования
      Стратегическое  планирование.
 
    Теория  стратегического  планирования получила  развитие в  60-е  годы  XX века.  Это  явилось   началом   этапа   развития    теории    управления   и
    планирования.
         В  стратегическом   планировании   важное  место    отводится   анализу
    перспектив  организации,  выясняются   тенденции,  опасности,   возможности, которые   способны   изменить   сложившиеся   и  существующие   в  настоящее  время  тенденции.
       Так же стратегическое  планирование  является   инструментом,  с   помощью которого  формируется   система   целей   функционирования   предприятия,  и объединяются   усилия   всего   коллектива   по    ее    достижению.     Его важнейшая    задача   –   обеспечить    нововведения,    необходимые     для жизнедеятельности   предприятия,  а  также   как   можно   лучше  адаптировать  организацию к внешней  среде.
       Основной   принцип   стратегического   планирования  –  адаптивность,  что
    предполагает  наличие   альтернативного   плана  и  стратегии,  на   которые
    переходит  организация. Это реакция организации  на  перемены,  происходящие  в  ее внешнем  окружении.
       Планирование  стратегии  устанавливает   общие   направления,  следования  которым обеспечивает рост и  устремление позиций организации.
        Стратегическое  планирование  имеет   смысл   только  тогда,  когда   оно
    реализуется при управлении  организацией, когда  организация  увязывает  свои действия  со  своими планами  и  выделяет  необходимые   для  их  реализации ресурсы. Другими словами,  организацией   должна   быть  разработана  четкая программа действий и налажен  процесс реализации стратегического  плана.
    Стратегическое  планирование имеет так  же   свою   технологию.   Процесс
    такого  планирования  включает  в себя  следующие  этапы:
       -  определение   миссии    предприятия   (Процесс   установления   смысла
    существования  предприятия, его  предназначения, роли и  места   в  рыночной
    экономике)
       - формулирование  целей и задач функционирования  предприятия (Цели   и
    задачи   должны   отражать  уровень,  на    который    необходимо    вывести
    деятельность  по   обслуживанию   потребителей.   Они    должны    создавать
    мотивацию  людей, работающих  на  фирме)
       - анализ и оценка  внешней среды (При анализе   внешней среды,  прежде
    всего, обращают  внимание на  изменения, которые могут  оказать  влияние  на
    стратегию  деятельности организации, а  также   факторы,  которые,  с  одной
    стороны, могут порождать серьезную опасность  для деятельности организации, а  с другой  стороны,  открывать  дополнительные
    возможности для  нее)
       - анализ и оценка внутренней  структуры предприятия (анализ   внутренней
    среды  позволяет   определить   внутренние   возможности   и  потенциал,  на
    которые  может   рассчитывать   фирма в конкурентной   борьбе  в процессе
    достижения  своих  целей)
       - разработку и анализ   стратегических   альтернатив (Этот  процесс по
    праву  считается   сердцевиной   стратегического   планирования,   поскольку
    именно  здесь принимаются  решения о  том, как фирма  будет   достигать  свои
    цели   и  реализовывать   корпоративную   миссию.    Содержание    стратегии
    зависит  от  ситуации,  в  которой   находится   фирма.    При    разработке
    стратегии фирма, как правило, сталкивается с  тремя  вопросами:  какие   виды
    деятельности  пре6кратить, какие  продолжать, в  какой  бизнес  перейти?) 

    Чтобы  сделать эффективный   стратегический   выбор,  руководители   высшего уровня  должны   иметь   четкую,  разделяемую   всеми   концепцию   развития фирмы.  Поэтому   стратегический   выбор   должен   быть    определенным   и однозначным.
          Выбор  стратегии   и   ее   реализация   составляют   основную   часть
    стратегического  планирования.
       При всем разнообразии различных   вариантов   стратегий  можно   выделить четыре  стратегические  альтернативы.
       К таким  стратегиям  относятся:
          . Стратегия  концентрированного (ограниченного)  роста.
       Относятся  те стратегии, которые  связаны   с  изменением   продукта   или
    рынка и не   затрагивают   отрасль,  технологию,  положение   фирмы   внутри отрасли  (стратегия  развития   продукта,   усиления  позиции   на    рынке, развития  рынка).
          . Стратегия интегрированного  роста.
       Реализуется  путем  ежегодного  повышения  темпов  увеличения  продаж  по сравнению с  предшествующим  периодом.
    Виды:
       - стратегия   обратной  вертикальной   интеграции  (направлена   на  рост
    фирмы за  счет приобретения или  установления  контроля за  поставщиками)
       -  стратегия   предшествующей   вертикальной   интеграции  (приобретение,
    создание   или  установление   контроля  за    хозяйствующими    субъектами,
    находящимися  между фирмой и конечными  потребителями  ее продукции). -Стратегии  диверсифицированного  роста.
    Реализуются в том  случае, если  фирмы  не могут  развиваться   на  рынке  с
    выпускаемым  продуктом  в данной  отрасли. .
    -Стратегия   сокращения.
    Оправдана  в  тех   случаях,  когда   необходима   реструктуризация    после
    длительного  периода  роста   или  в   связи  с   необходимостью   повышения
    эффективности  в  периоды  спада. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
       Планирование риска
    Реализация  стратегии предприятия всегда  связана с определенным  риском.
    Источником  риска  является  неопределенность, под   которой   понимается
    отсутствие    полной   и    достоверной    информации,   используемой    при составлении и  реализации  плана.
       Планирования   в  условиях  определенности   производится   при   наличии полной  и достоверной   информации  о   состоянии   внутренней    и  внешней среды, проблемных  ситуациях, отражаемых в стратегическом   плане и др.
       В   рыночной    экономике    риск   является    неотъемлемым    атрибутом хозяйствования. С ним  постоянно  имеет дело  любой  предприниматель,  любое предприятие.   Фактор   риска   здесь    служит    сильным    стимулом   и ограничением при  принятии плановых  решений.
       Неопределенность в рыночной  экономике приводит к тому, что  избежать риска  становится  просто  невозможно.  Но не  следует  искать  такие   решения,  в которых   заранее   известен   результат.    Необходимо    просто    научится предвидеть  риск,  оценивать   его   размеры,  выигрыш,  связанный   с  ним,  планировать   мероприятия   по   его   предотвращению    и   не    переходить допустимые  пределы.
    Риск  еще  можно  рассматривать, как  вероятность ошибки или  успеха  при выборе  той  или иной стратегической   альтернативы, как образ  действий   в неопределенной  обстановке, а также как  один   из   критериев  предпочтений при  формировании  плановых  решений.
       Планирование  риска  представляет  собой прогнозную    оценку   возможных потерь  ресурсов   при   наступлении    неблагоприятных    обстоятельств   и отклонений  от   намеченной   стратегии,  а  также  упущенной   выгоды   при осуществлении    хозяйственных     операций.      При    этом     необходимо количественно оценить  прогнозные  величины  потерь.
       Потери,  связанные  с риском,  могут быть:
          V Материальные
          V Трудовые
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.