На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философия как наука

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
Философия - одна из важных дисциплин в структуре  гуманитарного и социального  знания. Она является основой, теоретическим  ядром мировоззрения и общей  методологией познания и деятельности.
Предмет философии
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
1. онтология  (учение о бытии);
2. гносеология  (учение о познании);
3. человек;
4. общество.
В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия; происхождение бытия;
материя (субстанция), ее формы;
сознание, его  происхождение и природа; взаимоотношение  материи и сознания; бессознательное;
человек, его  сущность и существование; душа, духовный мир человека;
общество; общество и человек;
природа; природа  и общество; духовная сфера жизни  общества;
материально-экономическая  сфера жизни общества;
социальная сфера  общества;
общественно-экономические  формации, цивилизации;
перспективы человека, общества; экология, проблемы выживания;
особенности познания; влияние познающего субъекта на процесс  познания и его результаты; ограниченность и безграничность познания; движение;
философские категории; диалектика и ее законы; и иные вопросы.
Структура и функции философского знания
Общую структуру  философии, философского знания составляют:
1. Онтология - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.
2. Гносеология  - учение о познании.
3. Аксиология - учение  о ценностях.
В структуре  философского знания выделяют так же:
1. Социальную  философию - анализ, изучение социального  устройства общества, человека в  нём.
2. Философскую  антропологию - учение о человеке.
3. Философию  культуры - изучается, исследуется  сущность и значение культуры.
4. Философию права - учение, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения.
5. Философия  истории.
6. История философии.
Важное значение имеют:
1. Диалектика - (искусство  ведения беседы, спора) - учение о  наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания.
2. Эстетика - наука,  изучающая сферу эстетического  отношения человека к миру  и сферу художественной деятельности  людей. 
3. Этика - философская  наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.
Функции философии
1. Мировоззренческая функция состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.
2. Методологическая функция состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики.
3. Гуманистическая функция, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку.
4. Практическая функция, состоит прежде всего в ее моральности, заботе о благе людей.
Философия и наука
При рассмотрении вопроса о соотношении философии  и науки имеется три аспекта  его интерпретации:
1) является ли  философия наукой;
2) взаимодействие  философии и частных (конкретных) наук;
3) соотношение  философии и вненаучного знания.
Первый аспект. Нельзя отрицать научного характера  философии. Если к ней подходить  не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции истории, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования.
Выводы, полученные в рамках философии, служат средством  получения научного знания, и сами входят в содержание науки.
Второй аспект. Современная философия уже не может претендовать на роль науки  наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный  предмет исследования, свои законы и методы.Философия же делает предметом  своего анализа обобщения частных наук, т.е. выявление более общих закономерностей и тенденций.
Основным методом  философии выступает теоретическое  мышление. Влияние философии осуществляется через философское мировоззрение.
Третий аспект. Отношение философии и паранауки. Некоторые авторы, призывают использовать любые учения вплоть до мистики лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное общество. Они полагают, что статус научного миропонимания в современном обществе не выше, чем любого функционального мифа, и выступают, за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения к псевдонауке ведет к интеллектуальному анархизму.
Что же касается рационалистической и научной философии, то ее статус, общекультурное значение и просветительская функция, несовместимы с теми псевдонаучными бессмыслицами, которые непрерывно обрушиваются на современного человека.
Философия как методологическая наука
Метод - это путь, способ, средство разрешения научных, философских, практических и иных проблем. Любая сфера человеческой деятельности характеризуется особыми методами, которые в ней используются. В наибольшей степени это связано со спецификой сферы: с объектом, с которым она соотносится, с целями, которые определяют интерес к ней, с тем, какие аспекты объекта оказываются более важными.
Методы философского исследования формируют такую важную часть, как методология. Если в частных  науках методы отличаются от тех объектов, которые изучаются с их помощью, то в философии это различие не прослеживается так последовательно. Любое теоретическое понятие философии одновременно является и основой для методологического принципа, а сама философская теория одновременно представляет собой метод.
Методы философии  обладают определенной спецификой, они являются универсальными. Если частная наука или другая сфера человеческой жизни заимствует один из методов, она вынуждена приспосабливать их под свои нужды и под объект своего исследования. Но это не нарушает целостности метода.
К философским  методам относят:метафизику, диалектику, догматику, эклектику,
софистику и герменевтику.
Основными методами философии считают диалектику и  метафизику.
Метафизика --метод, который рассматривает явления как самостоятельные, неизменные объекты.
Диалектика -метод, который опирается на рассмотрение явлений в их развитии и изменении, в связях с другими явлениями.
Герменевтика  -- метод, опирающийся на толкование текстов и реконструкцию их смыслов.
Догматика - это восприятие мира через призму абсолютизированных суждений. Догматика свойственна религиозным учениям.
Эклектика -- это метод, в основе которого лежит произвольное соединение фактов и идей, не имеющих особых связей между собой.
Софистика -- метод, целью которого является доказательство какого-либо положения независимо от того, являются ли истинными те аксиомы, на которые оно опирается, т.е. цель софистики состоит в том, чтобы любой ценой доказать положение, которое, возможно, не является истинным.
Сущность  и структура мировоззрения
Философия - это особое мировоззрение, которое формирует цельный взгляд человека на мир и его место в мире.
Под мировоззрением понимают совокупность взглядов, оценок, мнений, которые определяют предельно  общее видение мира и его устройства, а также место человека в этом мире. Основная задача мировоззрения -- формирование целостной картины мира, которая помогает понять, как мир устроен, какие законы в нем действуют.
Мировоззрение -- это двойственное явление.
Мировоззрение включает в себя как эмоциональный, так и познавательный аспекты. Традиционно эмоциональный аспект называют мироощущением, а познавательный аспект -- миропониманием.
Мироощущение  включает самые разные, нередко противоположные  чувства. На положительном конце  спектра располагаются радость, уверенность в будущем, вера в людей и надежда на благополучие, вера в собственные силы, чувство единства с природой и другими людьми. На негативном конце спектра находятся страх, тревога, беспокойство за собственное будущее
Миропонимание -- это интеллектуальный, познавательный аспект мировоззрения. Его ядром являются знания, а также разумное отношение к знаниям.
Эти два аспекта  тесно переплетаются друг с другом, а потому иногда трудно в рамках мировоззрения отделить мироощущение от миропонимания.
Функции и роль философии в обществе
Мировоззренческая функция заключается в формировании картины мира, которая объясняет  устройство мира, место человека в  нем, а также основные принципы взаимодействия человека с миром.
Методологическая  функция заключается в выработке  наиболее общих методов познания окружающей действительности.
Критическая функция  заключается в постановке под  сомнение существующих знаний и представлений  о мире. Конечно, не всякое знание заслуживает  того, чтобы быть поставленным под  сомнение и разрушенным. Однако даже в случае, если это знание в целом достоверно постановка под сомнение позволяет уточним, его, сделать более точным: формулируя контраргументы, а затем опровергая их, мы всегда делаем наши знания более точными и обоснованными. Критическая функция помогает разрушить догмы и предрассудки, расширить Горизонты познания, открыть новые перепекшим для него.
Аксиологическая (ценностная) функция помогает людям  выработать более четкое оцененное  отношение к разнообразным явлениям действительности на основании этических, морально-нравственных и идеологических ценностей. Эпохи отличаются друг от друга по целому ряду признаков, однако ценностный аспект представляет собой едва ли не самое главное из отличий. Периодически в истории человечества происходят значимые переломы, когда существующая система ценностей разрушается и на ее месте устанавливается новая. Переход от эпохи к эпохе (от античности к средневековью, от средневековья к Возрождению, от Возрождения к Новому времени и т. д.) - яркий пример таких переходов.
Социальная функция заключается в объяснении общества, его структуры и основных сторон его жизни, а также закономерностей, которые определяют его изменения и развитие. Любое общество вырабатывает совокупность представлений, которые помогают ему поддерживать свою целостность. И философия в этом может играть далеко не последнюю роль, поскольку она в состоянии укреплять целостность общества и способствовать его развитию. К сожалению, философы иногда стремятся к разрушению общества и вообще всего социального. Но мир сложен, и не всегда можно с точностью утверждать, что именно нежелательно и опасно. Любая, даже самая суровая критика общества может обернуться обратной стороной и стать толчком для его совершенствования.
Прогностическая функция философии заключается  в описании вариантов того, как могут развиваться события в той или иной области человеческой жизни. Это очень важно, поскольку зная, как могут развиваться события, человек может более разумно подходить к тому, как он строит свое поведение. Естественно, одна философия здесь бессильна: для того чтобы спрогнозировать развитие событий, например, в обществе, необходимы социологические, политологические, экономические и иные знания. Однако лишь философия может обеспечить целостность подхода и предполагаемых вариантов. Кроме того, именно философия в состоянии дать объективную и непредвзятую оценку подобных прогнозов.
Общекультурная  функция проявляется в том. что  философия -- это один из наиболее важных элементов духовной культуры общества, влияние философии на духовную жизнь огромно она одновременно и стабилизирует культуру, и изменяет ее. В этой функции фактически синтезируются все функции, о которых мы говорили выше.
Практическая  функция философии заключимся в  том, что философия обеспечивает координацию между общечеловеческими ценностями и поведением человека. Если животное действует под давлением своих чувств и желаний, то человек также опирается и на свое миропонимание, на представления о том, как устроен мир. Кроме того, человек -- это творческое существо, и создавая нечто новое, человек реализует общечеловеческие или более частные ценности.
Основной  вопрос философии
Основным вопросом философии считается вопрос об отношении  мышления (сознания) к бытию (объективному миру, материи).
Можно ставить  вопрос о том, что первично - бытие или сознание?
Онтологический  аспект основного вопроса философии. Онтология -- это учение о бытии. Основной вопрос философии в онтологическом плане предполагает по меньшей мере два решения.
Согласно первому  решению, которое получило название идеализма, первичным признается мышление, дух, а не бытие.
Основателем объективного идеализма является древнегреческий  философ Платон.
Субъективный  идеализм как особое философское  направление сформировался гораздо  позже Его сторонники --Беркли и  др. - полагали, что идеи существуют лишь в сознании человека и формируются через чувственные восприятия. При этом существование материи и материальных вещей вне сознания человека отрицалось, а следовательно, признавалось, что мир познаваем лишь отчасти
Второе решение заключается в том, что первичным является не мышление, не сознание, не дух, а бытие. Философские направления, объединяются под названием материализма. С точки зрения материализма - мир познаваем, и сознание способно на объективное отражение мира.
Существует и третье решение основного вопроса философии, признающее, что и мистическое, и материалистическое решения правильны, но лишь отчасти. Направления философии, получили название дуализма, основателем дуализма считается французский философ Декарт.
Необходимо отметить, что любое решение основного вопроса философии имеет как достоинства, так и недостатки.
Можно утверждать, что основной вопрос философии до настоящего времени так и не получил  ответа. Впрочем, не следует думать, что из-за кого он утрачивает свою значимость. Если он возможен и был поставлен, то в нем заключается нечто важное, то, что действительно имеет место Впрочем, пока рано говорить о том, что решение этого вопроса может быть найдено.
Материализм
Материализм -- направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
1. материя реально  существует;
2. материя существует  независимо от сознания (то есть  существует независимо от мыслящих  существ и от того, мыслит о  ней кто-либо или нет);
3. материя является  самостоятельной субстанцией -- не  нуждается в своем существовании  ни в чем, кроме самой себя;
4. материя существует  и развивается по своим внутренним  законам;
5. сознание (дух)  есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
6. сознание не  является самостоятельной субстанцией,  существующей наряду с материей;
7. сознание определяется  материей (бытием).
К материалистическому  направлению принадлежали такие  философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и др. французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.
Достоинство материализма -- опора на науку, в особенности  на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.
Слабая сторона  материализма -- недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений  окружающего мира, необъяснимых с  точки зрения материалистов.
В материализме выделяется особое направление -- вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.
Идеализм
Идеализм  ("линия Платона") -- направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме  выделяются два самостоятельных  направления:
1. объективный  идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
2. субъективный  идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон.
Согласно концепции  объективного идеализма:
1. реально существует  только идея;
2. идея первична;
3. вся окружающая  действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";
4. "мир идей" (эйдосов) изначально существует  в Мировом Разуме (Божественном  Замысле и т. д.);
5. "мир вещей" -- материальный мир не имеет  самостоятельного существования  и является воплощением "мира  идей";
6. каждая единичная вещь -- воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь -- воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.);
7. большую роль  в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;
8. отдельные  идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.
В противоположность  объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:
9. все существует  только в сознании познающего  субъекта (человека);
10. идеи существуют  в разуме человека;
11. образы (идеи) материальных вещей также существуют  только в разуме человека через  чувственные ощущения;
12. вне сознания  отдельного человека ни материи,  ни духа (идей) не существует.
Слабая черта  идеализма -- отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).
Идеализм как  философское направление господствовал  в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.
Диалектика  как теория и метод. Категории и законы диалектики
Диалектика (в современном, то есть главным образом гегелевском, смысле термина) - это теория, согласно которой нечто - в частности, человеческое мышление,- в своем развитии проходит так называемую диалектическую триаду: тезис, антитезис и синтез. Сначала - некая идея, теория или движение,- "тезис".
Противоположная ему идея (или движение) называется "антитезисом", так как она  направлена против первого - тезиса.
Решение, которое  является третьим диалектическим шагом, называется синтезом.
Диалектика  как теория развития.
Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических  положений, истина заключается в  самом процессе познания,в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки. Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.
Диалектика -это  учение о том, как могут быть и  бывают тождественными противоположности, и при каких условиях они бывают тождественны
Диалектика  как метод познания.
По этому поводу К. Маркс писал: "Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект, есть демиург действительного. которое составляет, лишь его внешнее проявление. У меня же наоборот идеальное есть нечто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь, после освобождения её от её мистической формы, а это-то как раз и отличает от неё мой метод."
Различие  категорий и законов.
1. Различие категорий  и законов возникает на основе  предмета отражения.
а) Категория  отражают общие связи, отношения, свойства и стороны объективной действительности; б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной действительности, но не отражают свойства и стороны.
2. Категории  и законы различаются по форме  отражения. 
а)Категории  являются особым видом внимания;
б)Законы диалектики, представляют собой особый вид суждений.
Категории диалектики - наиболее общие понятия в которых отражаются всеобщие существенные связи, стороны действительности. Категории выполняют методологическую роль в познании. Они формируются в процессе общественно-исторической практики, являются развивающимися и отражают разные ступени познания. Отдельный человек находит категории налично-существующими, как результат деятельности прежних поколений людей. Он усваивает их процессе воспитания и обучения. Категории - основа всякой человеческой разумности. На каждом этапе развития категории задают способ видения и преобразования мира.
Единично - философская категория для выражения индивидуальных уникальных черт признаков предметов.
Общее - философская категория, кот. выражает сходство признаков предметов.
Всеобщее - общее присущее всем без исключения классам. Категории философии - формы всеобщего.
Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной  связи:
1) Предметы - всегда  единство всеобщего, общего, обособленного и единичного.
2) Разграничение  на единичное и общее относительно.
3) В процессе  развития общее может превратиться  в единичное и наоборот.
Превращение единичного в общее и обратно хорошо прослеживается в процессе социализации человека. Противоположность индивидуальному - типовое.
Сущность - философская категория для обозначения совокупности внутренних необходимых сторон и связей вещей, законов их функционирования.
Явление - внешне наблюдаемые, более подвижные и изменчивые характеристики предмета.
Явление и сущность - диалектические противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда внешние черты предмета (явления) искажают сущность (пример: болезнь). Диалектика явления и сущности:
1) явление не  существует без сущности
2) в сущности  нет ничего такого, чтобы как-то  не проявлялось 
3) сущность и  явление соотносятся как общее  и единичное, внутреннее и внешнее,  устойчивое и изменчивое и  т.п. Познание движется от явления  к сущности, от сущности I порядка  к сущности II и т.д.
Законы  диалектики отражают всеобщие законы бытия.
Закон единства и борьбы противоположностей:
этот закон  называется ядром диалектики: он объясняет  источник развития, движущие силы развития. В основе всякого саморазвития лежит  единство и борьба противоположностей. Этот закон раскрывается через след. категории: тождества, различие, противоположность, противоречие, единство и борьба.
Закон отрицания отрицания:
отрицание - это  необходимый момент всякого развития. Отрицаемое явление не может быть абсолютно уничтожено в силу принципа не сотворимости и не уничтожимости материи.
Различают три  вида отрицания:
1) Формально-логическое 
2) Метафизическое. Его источник - внешний источник  а не единство и борьба противоположностей.
3) Диалектическое  отрицание, которое разворачивается на основе единства и борьбы противоположностей.
Две разновидности  диалектического отрицания:
1) Конструктивная, с преобладанием созидательных  моментов.
2) Деструктивная,  с преобладанием разрушительного  момента. 
Структура отрицания:
1) Тезис (исходное  положение) 
2) Антитезис  (самоотрицание исходного положения) 3) Синтез (возврат к исходному  положению на новой стадии  развития с удержанием положительного).
Закон взаимного перехода количественных и  качественных изменений:
Суть закона: постепенные количественные изменения, постоянно совершающиеся в предметах, но до поры до времени не меняющие его основных черт при достижении границ меры приводят к качественным изменениям. Не количество переходит в качество, а одно качество - в другое качество путем количественных изменений. Происходит нарушение старой меры и установление новой. Закон носит всеобщий универсальный характер, раскрывает многокачественность мира и механизм развития.
Метафизика
Метафимзика -- раздел философии, исследующий степень реальности предметов сознания.
Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 трактатов  Аристотеля с рассуждениями о  первых причинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским, были расположены после Аристотелевой «Физики», отчего и получили своё название.
Понятое в переносном смысле, как обозначающее само содержание «первой философии» («первофилософии») по Аристотелю, название Метафизика указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений. Этот смысл термина и остался в общем сознании.
Предмет метафизики.
Основным предметом  метафизики является бытие, которое  определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.
Реальность традиционно  ассоциируется с материей и подразделяется на косную, живую и социальную материю.
Бытие как то, что можно мыслить противопоставляется  немыслимому ничто (а также еще - не - бытию возможности в философии аристотелизма). Поскольку мышлением и постижением возможностей бытия обладает только человек, то в последнее время (в феноменологии и экзистенциализме) именно он отождествляется бытием. Однако, в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек как бытие обладает свободой и волей.
Метод.
Метафизика с  помощью рефлексии выявляет категории, с помощью которых происходит каталоголизация всего сущего.
Философия Древнего Мира
Включает в  себя:
1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада
Развитие философии  на Востоке и Западе имеет ряд  общих закономерностей.
Во-первых, философская  мысль, и на Востоке, и на Западе зарождается  в лоне мифологии как первой формы  общественного сознания.
Во-вторых, философия  Запада и Востока зарождается  как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства.
В-третьих, философия  Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям. Она исследует такие  явления, которые человека волнуют всегда: «как хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать»
И восточная  и западная философия древнего мира интересовались проблемами добра и  зла, справедливости и несправедливости и другими
В-четвертых, мировоззренческий  характер философского знания -- также закономерность развития философии Запада и Востока. Философские идеи, взгляды, теории, системы являются либо идеалистическими, либо материалистическими, а иногда эклектическими (соединениями этих двух типов мировоззрений).
Следующей общей закономерностью развития философии Запада и Востока является ее стремление к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость. Речь идет об отношении к науке и методологической функции философии.
2. Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока. Различия в проблематике
В отличие от философии Запада философия Востока  сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как философия  Запада является многопроблемной: она  исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы.
Восточная философия  исследует проблему человека с точки  зрения практики, жизнедеятельности  людей, и развивается в тесном взаимодействии с религией, а проблема дискретности материи не ставится. В ней материя рассматривается как некая «помеха» душе,или как субстанционное начало.
Западная философия  обращается к человеку чаще не через  его психическое бытие или  этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания она привержена научной методологии и отмежевывается от религии
В античной философии  Запада возникла атомистика как учение о дискретном строении материи. Ее основоположниками  были древнегреческие философы Левкипп  и Демокрит Демокрит учил, что мир состоит из атомов и пустоты. Атомы -- мельчайшие тела, не имеющие качества. Качества появляются от сочетания атомов по форме, положению и порядку. Очертание -- форма атома; соприкосновение есть порядок, а поворот -- положение.
Есть различия в решении проблем познания:
В западной философии  познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и  рациональное, но и как логическое. Большой вклад в "их решение  внесли Сократ, Платон, особенно Аристотель.
В восточной  философии фактически проблемой логики занималась лишь индийская школа
Философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.
Философия Средневековья (схоластика) и эпохи Возрождения
Само слово  «схоластика» было изобретено гуманистическими писателями, стремившимися дискредитировать идеи средневекового периода, чтобы придать еще большую привлекательность своему обращению к классическому периоду.
Термин «схоластика» относится не к конкретной системе  взглядов, а к конкретному способу организации богословия -- высокоразвитому методу представления материала, делающему тонкие различия и пытающемуся достичь исчерпывающего взгляда на богословие.
Влияние схоластики сильнее всего ощущалось в  средневековых университетах. В отличие от гуманизма XV века, который процветал в университетах и пользовался огромным влиянием в обществе, схоластика имела очень ограниченную сферу влияния.
В ранний схоластический период (ок.1200 -- ок. 1350) преобладал реализм, в то время как в более поздний период доминировал номинализм.
Официальной философией эпохи Возрождения оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области  естествознания привели к тому, что  философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность.
Прежде всего  она проявилась в этике.
Наибольшую роль в философии эпохи возрождения  сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы.
Наиболее важными  результатами этого естественно  научного направления в философии  были: методы экспериментально-математического  исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике).
Определяющими чертами натурфилософского направления -- метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире.
В борьбе со средневековым  теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы.
Антропоцентризм -- воззрение, согласно которому человек  есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Гуманизм -- отражаемый антропоцентризм, который исходит  из человеческого сознания и имеет  своим объектом ценность человека.
Гуманизм -- центральное для эпохи Возрождения культурное явление. Это свободомыслие и светский индивидуализм, в основе гуманизма находится этика.
Философия Возрождения  связывала свободу человека, смысл  его жизни с его собственной  внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации, -- главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность
Европейская Философия 17-18 вв.
Философия 18 века в Европе продолжает и развивает идеи 17 века.
В этот период происходит обобщение философской мыслью достижений науки и общественной практики. Философские  идеи пропагандируются более широко, так как в 17 веке философские сочинения  писались только на латинском языке и были известны лишь ограниченному кругу людей: в 18 веке сочинения философов пишутся и издаются на языке страны, в которой живет философ, или языке народа, который знакомится с сочинениями зарубежного мыслителя. В философии 18 века значительное развитие получает материализм во взглядах на объяснение явлений природы.
Философия 18 века неоднородна: в ней присутствует как материалистическая, так и  идеалистическая мировоззренческие  ориентации, атеистические и деистические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука идут рядом.
Следует отметить, что философия 18 века развивалась, прежде всего, как философия просвещения; в статьях энциклопедий и словарей, памфлетах и полемических изданиях широко комментировались научные и  философские идеи, которые облекались в живую, доходчивую, остроумную форму, привлекая людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью.
На европейское  просвещение17--18 веков оказала влияние  также философия английских просветителей  Дж. Локка и Д. Юма.
В этот период затрагивались:
1.онтологические и гносеологические проблемы
Онтологические  проблемы рассматриваются представителями  французского Просвещения 18 века чаще всего в материалистическом и атеистическом аспектах.
Проблемы гносеологии  являются наряду с онтологическими  важнейшими в философии Дидро, Гольбаха, Ламетри, Гельвеция, Кондильяка. Источником знаний объявляются внешний и  внутренний мир человека. Эти миры познаваемы. Несовершенство человеческих знаний обусловлено прежде всего данным этапом их развития. Французские материалисты во многом увидели роль как чувственного, так и рационального моментов в познании: ощущения дают как бы свидетельские показания, а разум выступает в роли судьи, проверяющего правильность этих показаний.
Методами в  познании являются наблюдение и эксперимент. Они крайне необходимы для суждения, рассуждения, понимания и рассудка, а также разума.
2. Социально-философские воззрения
Гносеологические  проблемы во многом определили позицию  французских мыслителей во взглядах на общественную жизнь. Решение ими  проблемы роли опыта в формировании ощущений, суждений, рассуждений, рассудка, разума оказало свое воздействие  на понимание роли внешних обстоятельств и воспитания в развитии человека и формировании различных общественных явлений.
Учение о роли среды в формировании личности -- ценнейшее у французских мыслителей. Они считали, что от рождения все  люди равны и одинаковы. Умственное и нравственное их различие порождается только различным воспитанием и различными условиями жизни
Существенное  место среди различных социально-философских  концепций Просвещения 18 века принадлежит  концепциям социального и исторического  прогресса. В этом отношении значительный интерес представляют идеи немецких просветителей И. Гердера (сочинение «Идеи к философии истории человечества») и Г. Лессинг
Немецкая  классическая философия
Немецкая классическая философия -- это значительнейший  этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724--1804), Иогана Готлиба Фихте (1762--1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775--1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770--1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804--1872).
Каждый из названных  философов создал свою философскую  систему.
Вместе с тем  немецкая классическая философия характеризуется  следующими общими чертами:
1. Своеобразным  пониманием роли философии в  истории человечества, в развитии мировой культуры, философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры.
2. Исследовались  не только человеческая история,  но и человеческая сущность. У  Канта человек рассматривается  как нравственное существо. Фихте  подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Фейербах создает новую форму материализма - антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха реальными вещами являются природа и человек, как часть природы.
3. Все представители  классической немецкой философии  относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг -- натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.
4. Классическая  немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.
Кантовская диалектика -- это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.
Диалектика Фихте  сводится к исследованию творческой активности «Я». Шеллинг переносит  на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него -- становящийся, развивающийся дух. Гегель, представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики.
Вся классическая немецкая философия дышит диалектикой
5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли.
Можно определенно  сказать, что представители классической немецкой философии пошли вслед  за просветителями 18 века и прежде всего  французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, обратившись к идее закономерности исторического процесса.
Одновременно  они явились и выразителями той  социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала непосредственно, выступала  в качестве их собственного бытия.
Неклассическая  западная философия 19 - 20 вв.
Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 ст. вне пределов немецкой классической философии.
Начиная с эпохи  Возрождения и Нового времени и вплоть до середины 19 ст. в Западной Европе складывалась и упрочивалась традиция рациональной философии, нашедшая свое окончательное оформление в философских системах представителей немецкой классической философии, прежде всего И. Канта и Г. Гегеля.
Реальная история 19 ст., однако, не востребовала эту философию: вознесенный на вершину человеческих ценностей разум оказался бессильным как объяснить, так и предотвратить  дисгармонию и хаос, которые стали  содержанием общественной жизни.
Вместе с крахом Наполеоновской Франции в начале 19 ст. были посрамлены высокие идеалы эпохи Просвещения (разума); в 30-40-е г. г. в Германии и Франции резко обострилась классовая борьба, обозначившая непримиримые позиции в обществе. Этот раскол усугубился к концу 19 ст. и вылился в попытку коренного переустройства самих основ экономической и общественной жизни (Парижская Коммуна в 1871 г.). Франко- Прусская война 1870- 1871г. г. вынесла свой приговор духовным ценностям эпохи разума. Прогрессистские иллюзии относительно будущего золотого века были развеяны.
Другим фактором, оттеснившим немецкую классическую философию, стала революция в  естествознании и промышленная революция. Триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электро - магнитной индукции, Ампером - теории магнетизма; к концу 19 в. открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и др. не могли остаться незамеченными общественным сознанием. Все это происходило на фоне интенсивного применения знаний для модернизации производства и технических новаций. Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем - телефон, радиосвязь и многое другое. Техника агрессивно вторгалась в духовную жизнь, завоевывая в ней ведущие позиции. Европеец оказался вовлеченным в этот процесс; наука и техника становились более ценной “философией”, ибо их использование обещало новые блага. Обращает на себя внимание и такое обстоятельство, как демографический взрыв, происшедший на Европейском континенте. Классическая философия уже не могла пользоваться успехом за пределами университетских кафедр. Динамичный 19 век ломал многие привычные представления людей. Вместе с радужными надеждами были и тревожные предчувствия, и опасения, и страх перед неизвестным. Все это обостряло интерес к чисто человеческим формам жизни, о которых рациональная философия умалчивала.
Течения, составившие  содержание неклассической философии, а именно - экзистенциализм, идеи А. Шопенгауэра, “философия жизни”, прагматизм и позитивизм, несмотря на его приверженность науке, опыту, полезности,. и т. д. в сущности являются иррационалистическими. Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта неклассической философии. Другая ее общая черта плюрализм (множественность) концепций, идей, подходов, течений, своеобразная “разноголосица” среди философов. Смысл того, что происходит можно уяснить только в том случае, если слышать всех разом, а не по отдельности каждого из них. Неклассическая философия знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры. В этом состоит ее гуманистическое содержание.
Русская философия
Русская философия  и как особый феномен, и как  особая сфера интеллектуальной жизни стала оформляться достаточно поздно: лишь в XVII веке на Украине, наиболее тесно контактировавшей с католической Польшей, зародилась схоластическая философия; с XVIII века в Россию начинают приглашать немецких философов, которые читают курсы философии в университетах.
В то же время  философия в России -- это особое явление. Современный исследователь  С. С. Аверинцев поставил закономерный вопрос о том, является ли русская  философия философией или просто «русской мыслью». Этот вопрос вполне обоснован, поскольку рациональное осмысление мира и существования в нем человека -- это вопрос собственно философский, тогда как в России эту роль в большей степени выполняло искусство, и в первую очередь -- художественная литература. Кроме того, русская философия традиционно занималась вопросами, которые в европейской традиции вряд ли рассматривались бы как собственно философские. Например, это проблема места России в мире, который дискутировался на протяжении всей истории русской философии и представляет собой специфичную для нее проблему.
Наиболее крупными мыслителями XVIII века были М.В. Ломоносов  и А.Н. Радищев П.Я. Чаадаев, А. Герцен и В. Белинский. В.С. Соловьев - философ, который по праву считается самым  великим философом XIX века. Соловьев был религиозным философом..
Русская философия XX века-- очень сложный для России период. В соответствии с периодами  истории России принято выделять философию «Серебряного века», советскую  и постсоветскую философию. Серебряный Век -- период расцвета русского искусства и философии, продолжавшийся с конца XIX века до начала 20-х гг. XX века. Например: Н.А. Бердяев Среди наиболее интересных фигур, появившихся в начале XX века, следует назвать Г. Г. Шпета, А.Ф.Лосев,Л.Шестов- русский философ и литературный критик, стоявший у истоков экзистенциализма. Н.А.Бердяев -один из наиболее крупных русских философов первой половины XX века. С.Н.Булгаков (1871-1944) -- один из наиболее крупных русских религиозных философов.
Характеристику  специфики русской философии  дал А. Ф. Лосев:
«1) Русской философии, в отличие от европейской, и более  всего немецкой философии, чуждо  стремление к абстрактной, чисто  интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто  мистическое познание сущего, его  скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям, а только в символе, в образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности.
2) Русская философия  неразрывно связана с действительной  жизнью.
3) Художественная  литература является кладезем самобытной русской философии.
Специфика современной  русской философии определяется целым рядом исторически обусловленных  обстоятельств.
Во-первых, в  России до сих пор сильны традиции марксисткой философии, которая  в период существования СССР признавалась единственно правильной философской концепцией.
Во-вторых, русская  философия исконно имеет свои собственные традиции.
Оригинальность  русской философии связана с  тем, что Россия изначально является православной страной, впитавшей в  себя не римскую традицию, а в большей степени мистическую, чувственную византийскую традицию.
Кроме того, русская  философия начала XX века находилась в авангарде мысли. А частности, здесь можно отметить то, что русские  философы Лев Шестов, Николай Бердяев  и др.) стояли у истоков экзистенциализма -- одного из наиболее влиятельных направлений в современной мировой философии.
В-третьих, разрушение железного занавеса в результате падения СССР привело к тому, что  в России для широкого круга людей  стали доступны самые разнообразные философские тексты, созданные за последний век.
Философия марксизма
Формирование  философии марксизма происходило  с конца 30-х до конца 40-х годов 19 века. Развитие общественно-исторической практики, науки и философии к  середине 19 века требовало глубочайшего философского осмысления. Именно поэтому в данный период появляются такие направления философии, как позитивизм и марксизм, которые ставят перед собой задачи исследования действительности, обнаружения ее законов, понимание и объяснение жизни общества.
Марксизм не принимает позитивистские трактовки  природы, познания и общества.
К. Маркс уделил внимание специфике познания общественных явлений, роли в их познании диалектических методов -- метода восхождения от конкретного  к абстрактному и от абстрактного к конкретному и метода единства исторического и логического.
К. Маркс и  Ф. Энгельс создали материалистическую диалектику, как науку о наиболее общих законах развития мира и  человеческого сознания.
Следует заметить, что марксизм -- это такая система взглядов, которая опирается на практику человечества, ее осмысление. Это позволило марксизму подойти к философии не только как к любомудрию и «душе культуры», пониманию ее как свойства человеческого ума, но увидеть то, что в весьма абстрактной форме сформулировал еще Аристотель -- «быть учением о наиболее общих принципах бытия и познания», исследовать эти принципы как законы природы, общества и человеческого мышления.
Следует отметить, что Маркс и Энгельс никогда  не рассматривали свою философию  как диалектический и исторический материализм, а говорили о «теории исторического процесса», т.е. об историческом материализме в рамках своей философии - диалектического материализма.
Философия диалектического  материализма не смогла бы появиться  без такого открытия К. Маркса, как материалистическое понимание истории (т.е. исторического материализма), как социально-философской концепции, раскрывающей органическое единство природного и социального, индивидуального и социального, объективного и субъективного, материального и духовного. Достраивающей материализм «доверху» и позволяющей качественно с новых позиций рассматривать человека и всю его жизнедеятельность.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.