На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Характеристика основных социальных институтов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Содержание:
  Введение……………………………………………………………………………………..3
  §1. Социальные институты…………………………………………………………………4
  §2. Основные социальные институты……………………………………………………..8
      Семья, как социальный институт………………………………………………8
      Институт образования…………………………………………………………10
      Институт политики…………………………………………………………….12
      Институт экономики…………………………………………………………..14
      Институт религии……………………………………………………………...16
  Заключение………………………………………………………………………………...19
  Список  использованной литературы…………………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
  Цель  моей контрольной работы изучить социальные институты, определить основные социальные институты и дать им характеристику, то есть выявить их признаки, структуру, функции и роль в обществе.
  После того как я определилась с основными  социальными институтами, я посчитала  нужным разделить свою работу на параграфы, в итоге получилось два параграфа. Второй параграф включает в себя пять разделов.
  При изучении каждого института я  пользовалась Интернет-ресурсами (книгами в электронном виде), такими как: Кравченко А.И.  Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов, Фролов С.С. Социология. - М., 1996, Вебер М. Избранное. Образ общества на веб-узле  www.gumer.info, а также веб-узлами http://sociology2015.ru и www.nuru.ru/socio/. 
 

 


  §1. Социальные институты
  Социальные системы, складывающиеся на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций, называются социальными институтами. Социальные институты действуют от имени общества как целого.
  Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.
  Социальные  институты руководят поведением членов общности через систему санкций  и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права  на получение определенной формы  и величины дохода, на жилье и  бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты  имеют гарантированную свободу  творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются  исследовать новые проблемы и  осуществлять поиск новых технических  решений и т. д. Социальные институты  могут быть охарактеризованы с точки  зрения как их внешней, формальной (“  материальной”) структуры, так и  внутренней, содержательной.
  Внешне  социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными  материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система  целесообразно ориентированных  стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и  материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки  зрения - это совокупность стандартизированных  образцов поведения правомочных  лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения  воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя  и т. д.).
  Социальный  институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и  социальных отношений посредством  взаимосогласованной системы целесообразно  ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка  в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется  наличием цели деятельности, конкретными  функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и  ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого  и подавление отклоняющегося поведения.
  Важнейшими  социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается  и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения  благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.
  Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой  упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система  принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые  гарантируют сходное поведение  их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов  и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае, когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т. п.).
  Под социальным институтом ученые понимают комплекс, охватывающий, с одной  стороны, совокупность нормативно - ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой - социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности.
  Таким образом, социальные институты - это  специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые  исторически обусловленные формы  организации и регулирования  общественной жизни. Институты возникают  в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических  видов общественных отношений.
  К числу общих признаков социального института можно отнести:
  - выделение определенного круга  субъектов, вступающих в процессе  деятельности в отношения, приобретающие  устойчивый характер;
  - определенную (более или менее  формализованную) организацию;
  - наличие специфических норм и  предписаний, регулирующих поведение  людей в рамках социального  института;
  - наличие социально значимых функций  института, интегрирующих его  в социальную систему и обеспечивающих  его участие в процессе интеграции  последней. 
  Эти признаки не являются нормативно закрепленными, они скорее вытекают из обобщения  аналитических материалов о различных  социальных институтах современного общества. Но в целом они являются удобным  инструментом для анализа процессов  институциолизации социальных образований.
  Социологический подход фиксирует особое внимание на социальных функциях института и  его нормативной структуре. В  частности, реализация институтом социально  значимых функций обеспечивается наличием в рамках социального института  целостной системы стандартизированных  образцов поведения, т.е. ценностно-нормативной  структуры.
  К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:
  - регулирование деятельности членов  общества в рамках социальных  отношений;
  - создание возможностей для удовлетворения  потребностей членов общества;
  - обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни;
  - социализация индивидов.
  Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее  оформленном виде в зависимости  от типа института. Тут можно выделить следующие структурные элементы социального института:
  - цель и сферу деятельности  института;
  - функции, предусмотренные для  достижения цели;
  - нормативно-обусловленные социальные  роли и статусы, представленные  в структуре института;
  - средства и учреждения достижения  цели и реализации функций.
  Из  всех возможных критериев классификации  социальных институтов целесообразно  остановиться на двух: предметном (содержательном) и формализованном. На основании  предметного критерия, т.е. характера  содержательных задач, выполняемых  институтами, выделяются: политические институты (государство, партии, армия); экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т.п.); институты родства, брака и семьи; институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и др.)
  На  основании второго критерия, т.е. характера организации, институты  делятся на формальные и неформальные. Деятельность первых основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях  и т.д. в неформальных институтах такая регламентация социальных ролей, функций, средств и методов  деятельности и санкций за ненормативное  поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через  традиции, обычаи, социальные нормы  и т.п.
  Каждый  социальный институт входит в исторически  конкретную социальную структуру, соответствует  интересам конкретной социальной группы, выполняет ряд взаимосвязанных  функций, таких, например, как: 1) воспроизводство  представителей той или иной социальной группы; 2) социализацию конкретных индивидов  в форме передачи им социально  значимых норм и ценностей; 3) поддержание  стабильности и морального порядка  внутриинституционального характера, а также имеет внешнее оправдание, реализующееся в процессах социального  обмена. При этом важно подчеркнуть, что отдельные организации и  конкретные социальные группы сами по себе не составляют социального института, в связи с чем описание, анализ функций и прогноз тенденций развития вполне определенного социального института не сводится к рассмотрению только его “видимых воплощений” и требуют разумного сочетания подхода системного и междисциплинарного с подходом конкретно-историческим и эмпирическим.
  Социальная  практика показывает, что для человеческого  общества необходимо закрепить некоторые  типы социальных отношений, сделать  их обязательными.
  Социальные  институты - столпы общества, символы  порядка и организованности.
  Основных  социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА ОСНОВНЫЕ  СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
  1. Потребности в воспроизводстве  рода    1. Институт  семьи и брака 
  2. Потребности в безопасности и  социальном порядке    2. Политические  институты 
  3. Потребности в добывании средств  существования    3. Экономические  институты 
  4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения.    4. Институты  образования 
  5. Потребности в решении духовных  проблем, смысла жизни    5. Институт  религии 
  Внутри  основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.
  Признаки  социальных институтов
  Символы - образы, представления об институте, отражающие его специфические черты  в концентрированном виде. Основные роли - шаблоны, образцы поведения. Физические черты - материальные воплощения социального  института (здания, вещи, предметы). Кодексы  поведения - способ закрепления ролей  и осуществления социального  контроля.
  Признаки  основных социальных институтов
ИНСТИТУТЫ СИМВОЛЫ ОСНОВНЫЕ  РОЛИ ФИЗИЧЕСКИЕ  ЧЕРТЫ КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ
  ИНСТИТУТ  СЕМЬИ кольца, обручение, контракт отец, мать, ребенок дом, квартира, мебель семейные запреты  и допущения
  ИНСТИТУТ  ПОЛИТИКИ флаг, гимн, герб законодатель, судья, избиратель общественные  здания конституция, законы
  ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ фабричная марка, деньги работодатель, покупатель, продавец фабрика, офис, магазин контракты, лицензии
  ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ диплом, степень учитель, ученик школа, библиотека, стадион правила учащихся
  ИНСТИТУТ  РЕЛИГИИ крест, алтарь, библия пастор, прихожанин собор, церковь вера, заповеди, посты
  Некоторые институты в обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится  в упадке.
  Если  большинство институтов недостаточно развиты, значит, общество находится  в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.
  Социологи особо выделяют из всех социальных институтов институт семьи. Это, по-видимому, первый социальный институт в истории общества. Из института семьи (при переходе к более сложным культурам) возникают все другие институты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  §2.Основные социальные институты
      Семья, как социальный институт
  В социологии институту семьи выделено особое место. В нашей стране множество  ученых занимается этой темой.
  Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
  Сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно  обогнав США). Но на место разрушенных  браков вновь и вновь создаются  новые. Ежегодно в нашей стране заключается  около 2 млн. браков. Сегодня мы рассмотрим, по какой причине люди женятся  и выходят замуж, и для этого  рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую  группу.
  Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного  раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
  Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога Абрахема Маслоу, делится на:
  1)        физиологические и сексуальные потребности;
  2)        экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;
  3)        социальные потребности в общении;
  4)        престижные потребности в признании;
  5)        духовные потребности в самореализации.
  Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем  разобраться в природе и социальных функциях семьи.
  Функции семьи:
    Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Эмиля Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство.
  Особенностью  семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет  такого внутреннего механизма самовоспроизводства.
    Социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.
  Семья имеет большие преимущества в  социализации личности по сравнению  с другими группами благодаря  особой нравственно-эмоциональной  психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся  вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального  развития. У них заторможена способность  любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный  период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя  выявляет его способности, интересы, потребности.
    Социальной и эмоциональной защиты своих членов. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей.
    Экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества и в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.
    Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам.
    Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.
    Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени.
    Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
    Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.
  Однако  семьи бывают различными. Например, семьи различаются в зависимости от формы брака.
  Брак - это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.
  Полигамный (групповой) брак - самая распространенная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщиной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния.
  Полиандрия - это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова.
  Полигиния (нам знакома как  гарем) - брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов. Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.
  Кроме того, каждое общество ограничивает выбор  партнера в браке тем, что разрешает  выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе это ограничение применяется во избежание кровосмесительных связей (явление инцеста). Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.
  На  практике встречаются также противоположные  требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы, Такой культурный образец  называется эндогамией. Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах.
  В зависимости от состава различают семьи нуклеарные, сложные и большие.
  Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной - семья с ребенком без одного из супругов.
  Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений.
  Семьи различаются:
  - по количеству имеющихся в  них детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные (3 и более  ребенка);
  - по стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего  супружеского возраста, пожилая  супружеская пара;
  - по географическому признаку: сельская  и городская семья;
  - по типу главенства в семье:  авторитарная и эгалитарная.
  Представляет  интерес и деление семьи  по иным критериям:
  - аетоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повышение материальных и духовных забот о детях - явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравственным последствиям;
  - супружеская семья. В последние десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским (смотрим работы Голода Сергея Исаевича). В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством, а личностными взаимоотношениями партнеров.
  Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни.
  Дистантная  семья. От слова дистанция, таким семьям свойственно частое отсутствие одного из супругов, связанное с особенностью профессии (моряки, военные и т.п.). В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов проживает отдельно от семьи по различным мотивам (кроме случая развода).
  Студенческая  семья. Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место.
  По  типам цивилизационной  эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные.
  Патриархальный  тип семьи - необычайно устойчивый тип семейных отношений. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.
  Эгалитарная семья - это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Основная функция такой семьи - удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности. 

      Институт  образования.
  В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием.
  Термин  «формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций, осуществляющих процесс обучения; во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как «задающему» объем получаемых знаний, обучения определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать:
  а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе;
  б) нормативным требованиям исполнения распространенных в обществе социальных ролей.
  Что же касается неформального образования, то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно усваивает в процессе общения с окружающей социальной средой и путем индивидуального приобщения к культурным ценностям.
  В примитивных первобытных обществах  образование являлось частью социально-производственного процесса.
  В доиндустриальном обществе с расширением  масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и социального неравенства начинается обособление института образования. Наглядным примером могут служить школы Древней Греции и Древнего Рима, в которых учителя обучали за плату детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.