На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Программы преодоления экономического кризиса в странах с развитой рыночной экономикой

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Содержание
Введение……………………………………………………………………..3 стр.
1. Антикризисное  государственное управление в странах с развитой рыночной экономикой………………………………………………………4 стр.                                                                                    
1.1. Понятие и сущность антикризисного государственного управления..4 стр
1.2. Основные  направления антикризисного государственного  управления в развитых странах……………………………………………………………..6 стр.
1.3. Превентивные  антикризисные меры…………………………………..9 стр.
2. Программы преодоления экономического кризиса в странах с развитой рыночной экономикой……………………………………………………...12 стр.
2.1. США:  «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта…………………………………12 стр.
2.2. ФРГ:  Антикризисная направленность реформ  Л. Эрхарда………….16 стр.
3. Механизм  санации и банкротства в странах развитого рынка………..20 стр.
3.1. Государственные  органы по банкротству в странах  с развитой рыночной экономикой………………………………………………………………….20 стр.
3.2. «Сильная»  антикризисная политика государства  в сфере процедур несостоятельности  (банкротства) в развитых странах…………………..22 стр.
Заключение…………………………………………………………………25 стр.
Список  литературы…………………………………………………………26 стр.

        

Введение

       История социально-экономического развития многих, в том числе крупнейших, стран  мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты.          Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.                                                    Достижение устойчивого экономического роста и обеспечения благосостояния населения во многом определяется финансово-экономическим положением предприятий различных отраслей, теми возможностями развития, которыми они располагают в сложившихся условиях хозяйствования. Опыт, пути, методы и формы выхода из чрезвычайной, кризисной ситуации, найденные правящими кругами этих стран, могут быть весьма полезны для российской экономики. Изучению проблем антикризисного управления посвящены многие работы родоначальников теории управления кризисными процессами и современных исследователей.  
1.Антикризисное управление в странах с развитой рыночной экономикой

       1.1. Понятие и сущность  антикризисного государственного  управления

       Антикризисное управление - это непрерывный процесс, неотъемлемый элемент общей системы управления предприятием, осуществляемого в условиях ограничений по времени и финансам, который включает в себя своевременную диагностику кризисной ситуации, анализ причин ее возникновения, определение системы мер по функционированию предприятия в кризисных условиях, разработку плана выхода из нее.

       Кризис - это явление, в ходе которого происходят изменения в развитии системы, результатом  чего может стать нарушение развития или перемены внутри системы. В соответствии с данным определением основными задачами управления кризисами являются диагностика кризиса, выявление его причин и составление плана мероприятий по выводу предприятия из данного состояния.

       В имеющихся определениях антикризисное  управление трактуется как система мер по диагностике кризиса, анализу его симптомов и причин, выработке комплекса мер по функционированию предприятия в кризисной ситуации и программы по выводу организации из этого состояния. Тем самым антикризисное управление сводится к управлению предприятием, находящимся на грани банкротства. При этом происходит подмена тезиса - антикризисное управление становится результатом деятельности антикризисных управляющих, что снижает смысловую ценность рассматриваемого понятия, так как далеко не все возникающие на предприятии кризисы могут привести его к несостоятельности.

       Антикризисное управление имеет свои специфические  задачи не только в фазе кризиса, но и в фазе роста, и в фазе зрелости. Это составляющая процесса управления, в рамках которой осуществляется диагностика кризисной ситуации, проводится ее анализ и исследование причин ее возникновения, определяется система мер по функционированию предприятия в создавшихся условиях и вырабатывается программа выхода из кризиса.

       Разнообразие  кризисов порождает разнообразие процессов антикризисного управления. Однако любое антикризисное управление должно быть системным, обладать свойствами гибкости и адаптивности, быть настроенной на диверсификацию управления, усиление интеграционных процессов. Антикризисное управление также характеризуется мобильностью и динамичностью в использовании ресурсов, применением программно-целевого подхода в разработке и принятии управленческих решений, повышенной чувствительностью к фактору времени и пристальным вниманием к оценке вариантов поведения на каждом этапе.

       Государственное антикризисное регулирование является базой для принятия антикризисных  программ в организациях и его  главными задачами на современном этапе  являются:

       - совершенствование законодательства  о банкротстве (расширение использования различных инструментов финансового рынка, уточнение процедур банкротства, в частности, финансового оздоровления, изменение подходов к подготовке кризисных управляющих); р

       - разработка программ поддержки  для различных типов неэффективно работающих организаций, применение специфических мер регионального антикризисного регулирования и контроля (обеспечение мультипликационного эффекта за счет помощи ключевым производствам.

       1.2. Основные направления  антикризисного государственного  управления в развитых странах

       История социально-экономического развития многих, в том числе крупнейших, стран  мира свидетельствует о том, что  им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты.

       Одни  страны с большим трудом и значительными  издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с  экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.

       Положение экономики России в 90-е годы XX в. нередко  сравнивают с положением экономики  США 30-х годов (Великая депрессия) и экономики послевоенных 40-х  годов XX в. Германии и Японии.

       В США антикризисное государственное  управление проявляется в совершенствовании  законодательства в области занятости, увеличении рабочих мест, особенно для молодежи, разработке региональных структурных программ и др. Так, в  параграфе 310 гл. 58 Свода законов США указывается, что эффективные мероприятия правительства должны включать специально разработанные программы по снижению высокого уровня безработицы, по уменьшению структурной безработицы в отдельных регионах и среди отдельных групп работников; уделять должное внимание увеличению роли экспорта и улучшению международной конкурентоспособности сельского хозяйства, промышленности и автомобилестроения.

       В США законодательно закреплена (параграф 311 того же Свода законов) антициклическая  политика по вопросам занятости. В рамках ее проведения предусматриваются ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частном и государственном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице. Эта политика включает также реализацию программ обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, нацеленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих важное значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом.

       По  мнению Конгресса США, на молодежь приходится большая доля имеющихся в стране безработных, и это в значительной степени способствует росту преступности, алкоголизма, наркомании и т. п.

       При выработке мероприятий и программ по обеспечению работой молодежи американские законодатели предлагают правительству предусмотреть решение  таких задач, как разработка практических методов сочетания работы с профессиональным обучением, стимулирование частного предпринимательства, практики получения профессионального образования без отрыва от производства.

       Вторым  важным направлением совершенствования  антикризисного государственного управления в США является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики. В этих целях в 1984 г. создан Президентский совет по совершенствованию управления. Его важнейшей задачей является выработка решения проблем, встающих перед госаппаратом. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления:

       - совершенствование управления финансовыми ресурсами;

       - рационализация управленческих инструментов и процедур;

       - координация деятельности генеральных инспекторов;

       - усилия различных ведомств по сокращению числа преступлений.

       Следует отметить, что антикризисное государственное  управление значительно усиливается  в периоды экстремального развития - от усиления государственного контроля над отраслями и предприятиями в период кризиса до централизованного администрирования в сферах производства и распределения продукции.

       Например, в Японии в послевоенные годы экономический  механизм характеризовался прямым государственным  управлением подавляющего большинства отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов.

       Усилия  государственной экономической  политики Японии того периода были направлены прежде всего на создание условий для рыночной конкуренции. В 1947 г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных предпринимательских организациях. В последующие годы (1949-1950 гг.) продолжилась активная политика государства по демонополизации экономики, и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении поэтапно отменяется государственное регулирование цен.

       Волна резких перемен в японском управлении была связана с ускоренным освоением методов американского менеджмента в период после окончания второй мировой войны. Инициатива в изучении и внедрении американских методов управления исходила как от японских государственных органов, так и от американской администрации оккупационных войск. В 1950 г. Министерство труда Японии взяло на вооружение американскую систему «подготовки образцовых мастеров». Методы подготовки аудиторов-японцев, использовавшиеся дальневосточным штабом ВВС США, были заимствованы японским Министерством внешней торговли и промышленности для организации курса по «подготовке администрации», повышению квалификации управляющих.

       1.3. Превентивные антикризисные  меры

       В ряде стран государственные органы разрабатывают программы приватизации, и их осуществление рассматривается как превентивные антикризисные меры, направленные на предотвращение или выход из кризиса отдельных предприятий и даже целых отраслей экономики. Цель такой приватизации - поиск новых, более совершенных структур предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности.

       Приватизация  в каждой стране имеет свои особенности. Так, характерной чертой приватизации в Великобритании является постепенность, в Германии - осторожность, в Италии - ярко выраженный прагматизм. В Чешской  Республике приватизация имела главную цель - уменьшить долю государства во владении собственностью и довести удельный вес государственной собственности до 10-15%.

       По  мнению западных экономистов, смешанные  предприятия в настоящее время  признаны наиболее конкурентоспособными, наиболее гибкими, в то же время для большинства государственных предприятий во всех странах характерна низкая эффективность в результате издержек на единицу продукции. Как правило, государственные предприятия рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики, а не как коммерческие предприятия.

       Основным  побудительным стимулом приватизации является оздоровление экономики предприятий  за счет частных инвестиций, в том  числе иностранного капитала.

       В странах с развитой рыночной экономикой приватизация принимает следующие формы:

       продажа государственных предприятий частным  инвесторам - физическим и юридическим  лицам;

       создание  совместных предприятий с долевым  участием частного капитала;

       продажа части акций предприятий, являющихся государственной собственностью.

       Приватизация  в этих странах, как правило, осуществляется поэтапно: сначала предприятие подвергается санации (оздоровлению), затем оценивается  экспертом-оценщиком и только потом  продается частному капиталу. Такая  последовательность позволяет максимизировать выручку от приватизации предприятия.

       В Чешской Республике приватизация проходила  в двух формах - малая приватизация и большая. Малая приватизация затрагивала  предприятия сферы розничной  торговли, бытового обслуживания, предприятия  общественного питания и других подобных предприятий. Экономический и социальный эффект - стабилизация положения на крупных предприятиях, рассасывание безработицы, сохранение и даже увеличение рабочих мест.

       Итак, в странах с развитой рыночной экономикой накоплен богатый опыт как предотвращения, так и преодоления кризисных ситуаций на макро- и микроуровнях. Конечно, исторические и социально-экономические условия возникновения, развития различных типов кризисов в России и других странах по многим позициям не совпадают. Но это обстоятельство не умаляет необходимости тщательного изучения этого опыта и вдумчивого, творческого подхода к его применению в процессе управления хозяйственными организациями разного уровня.

       Кризисные ситуации в экономике, неплатежеспособность и несостоятельность субъектов предпринимательства, приводят, прежде всего, к утрате вещных прав на имущество, на которое может быть наложено взыскание, в первую очередь, права собственности. Кризисный частный бизнес продается без государственного участия, государственный - с участием государственного собственника.

       Государственно - монополистическое регулирование, государственное вмешательство  в экономику происходит в кризисных  ситуациях (в т.ч., во время войны) или при осуществлении крупных  государственных работ. Капиталистическая частная собственность - основа национальной экономики большинства зарубежных стран.

       В условиях экономического спада или  кризиса правительства США и  западноевропейских стран пытаются изменить ситуацию путем усиления государственного вмешательства в экономику, что естественно, при водит к увеличению государственных расходов и повышению доли ВНП, перераспределяемого через бюджет.

       Увеличение  правительственных расходов на управление экономикой сопровождается образованием дефицита бюджета и государственного долга. Либepaльнaя концепция монетаризма в США не предусматривает прямого вмешательства государства в экономику, а предусматривает лишь широкую государственную поддержку частного предпринимательства и рынка.

       2. Программы преодоления экономического кризиса в странах с развитой рыночной экономикой

       2.1. США: «Новый курс»  Ф.Д. Рузвельта

       В конце 20-х и начале 30-х годов XX столетия американская экономика находилась в глубочайшем кризисе. Низшая точка  спада экономического развития зарегистрирована в 1933 г., когда ВНП уменьшился по сравнению с 1929 г. почти в 2 раза и составил 54% докризисного уровня. В стране насчитывалось 17 млн. безработных, закрылось свыше 3 тыс. банков. Финансовый кризис поверг в панику финансово-промышленных магнатов США. «За пять лет промышленные и финансовые лидеры Америки были низвергнуты с высочайших позиций влияния и власти в глубокую пропасть». Ни один из представителей монополистического капитала не мог предложить никаких мер выхода из кризиса.

       На  президентских выборах 1932 г. победу одержала Демократическая партия во главе с Ф.Д. Рузвельтом (1882-1945), предложившим стране серию реформ, известных как «новый курс».

       Теоретическую основу «нового курса» составили  воззрения английского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики в сочетании с развитием рыночных отношений.

       Экономическая ситуация в стране диктовала необходимость  начать реформы с решения кредитно-финансовых проблем.

       По  инициативе Ф. Рузвельта Конгрессу был предложен «чрезвычайный закон о банках»:

       - Федеральная резервная система  предоставляла займы банкам;

       - министр финансов получал право  предотвращать массовое изъятие  вкладов; 

       - законом предписывалось открывать  банки только тогда, когда их состояние будет признано «здоровым»;

       - экспорт золота запрещался;

       - специальный указ предписывал  гражданам США обязательную сдачу  золотых запасов на сумму свыше  100 долларов;

       - одновременно разрешался выпуск  новых банкнот, не обеспеченных  золотом; 

       - вслед за этим правительство Ф. Рузвельта наложило эмбарго на золото, циркулирующее между США и за границей.

       Вторым  важнейшим банковским законом стал закон о банковской деятельности, принятый 16 июня 1933 г., по которому разделялись  депозитные и инвестиционные функции банков, была создана Федеральная корпорация страхования депозитов. К началу 1934 г. около 80% всех банков США застраховали свои депозиты, учитывая желание большинства вкладчиков иметь подобную защиту.

       Закон установил, что депозиты размером до 10 тыс. дол. подлежат страхованию на 100%, от 10 до 50 тыс. - на 75%, а свыше 50 тыс. дол. - на 50%. Общественное доверие к банковской системе стало быстро восстанавливаться.

       В январе 1934 г. была проведена девальвация  доллара, которая снизила его  золотое содержание на 41%.

       Была  начата чеканка серебряной монеты, в стране вводился биметаллизм.

       Девальвация доллара, изъятие монетного золота из частных рук, облегчение доступа  к кредиту способствовали повышению  цен и создали механизм инфляционного  развития американской экономики, одновременно давая тем самым в руки государства средства для проведения реформ в других отраслях. Это то, что называют реструктуризацией экономики.

       Положительно  повлияла на стабилизацию финансово-кредитной  системы США отмена «сухого закона». С отменой запрета спиртных напитков вводился налог на их продажу.

       Особое  место в системе реформ «нового  курса» занимало учреждение Гражданского корпуса сохранения ресурсов. По предложению  Ф. Рузвельта Конгресс принял закон  о направлении безработных городских юношей на работу в лесные районы. По мнению президента, это давало возможность улучшить естественные ресурсы страны, укрепить здоровье молодежи.

       Важным  законом, способствующим выходу из экономического кризиса, стал Закон о восстановлении промышленности. В соответствии с ним предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции», которые: во-первых, устанавливали бы размер производства; во-вторых, определяли бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня; в-третьих, распределяли бы рынки сбыта между отдельными конкурентами.

       На  время действия закона, ограниченное двумя годами, приостанавливалось применение положений антитрестовского законодательства. Закон о восстановлении промышленности затронул и трудовые отношения: он предоставил рабочим право участия в коллективных договорах и профсоюзах; в законе определялись три основных условия труда: а) минимальная заработная плата в размере 12-15 дол. в неделю; б) максимальная продолжительность рабочего дня - 8 ч; в) запрещение детского труда. Закон действовал два года и был отменен Верховным Судом США под предлогом того, что противоречил Конституции США, так как вмешивался в права частных собственников. Но за это время удалось ликвидировать полный хаос в промышленности и поднять индекс производства на 10%. «Новый курс» охватил и сферу аграрных отношений. В целях восстановления покупательной способности фермеров и поддержания цен на сельскохозяйственные продукты правительство предложило фермерам сокращать посевные площади и поголовье скота, но при этом гарантировало выплату процентов с фермерской задолженности на сумму не свыше 2 млрд. дол.

       В аграрной политике «новый курс» реализовывался также в законе 1938 г., который ввел Концепцию «всегда нормальной житницы»: Концепция предлагала поддержание уровня цен осуществлять путем не уничтожения излишков продукции, а сохранения, выплачивая фермерам аванс в счет еще не проданных сельхозпродуктов. Одновременно правительство проводило политику демпинга за границей при экспорте пшеницы, хлопка и др. товаров, поощряя фермеров выдачей ввозных премий. В результате применения мер, направленных на оздоровление аграрного сектора, процесс разорения ферм затормозился, ипотечная задолженность уменьшилась, денежные доходы фермеров, включая государственные премиальные платежи, выросли почти вдвое.

       Оживление, начавшееся в американской экономике  в 1933 г., сопровождаемое активной фискальной политикой администрации Рузвельта, способствовало резкому изменению структуры федеральных расходов: впервые за всю американскую историю в стране на уровне федерального правительства появился социальный бюджет.

       Подоходные  налоги остались примерно на том же уровне, а вот доля налогов на прибыль корпораций увеличилась в 1,5 раза, что, безусловно, отражало стремление администрации Рузвельта возложить большее налоговое бремя на крупный бизнес как истинного виновника Великой депрессии, а не на рядовых американских граждан.

       Методология, стратегия и тактика реформ в  рамках «нового курса» продемонстрировали особую роль государственного регулирования  в системе капиталистического хозяйства  и показали, что гибкое и умеренное  регулирование экономики, социальной и политической сфер, особенно в трудные периоды развития страны, является жизненно необходимым.

       2.2. ФРГ: Антикризисная  направленность реформ  Л. Эрхарда

       Людвига Эрхарда (1897-1977), ученого и политика, второго канцлера ФРГ, заслуженно называют «архитектором германского чуда».

       Послевоенное  состояние экономики Западной Германии было плачевным. Большая часть промышленности разрушена, сохранившиеся предприятия  влачили жалкое существование. В 1946 г. промышленное производство составляло около одной трети от довоенного 1939 г., лет на 30 назад было отброшено сельское хозяйство.

       Финансовое  состояние страны характеризовалось  полнейшим развалом. Количество денег, находившихся в обращении, во много  раз превышало наличные товарные резервы. Дефицит, карточки, пустые полки  магазинов, всеобщая спекуляция. Инфляция достигла 600% по отношению к довоенному уровню. Мелкие и средние слои в итоге войны разорились, оказались дезориентированными и не уверенными в будущем. В результате огромного разрушения городского хозяйства и миграции немцев из восточных областей Германии обострился жилищный кризис. В этих условиях Л.Эрхардом были разработаны и проведены реформы, направленные на выведение страны из глубочайшего экономического и социального кризиса. Благодаря им за короткое время (около 10 лет) произошло «немецкое чудо», превратившее Германию в процветающее государство, в ведущую экономическую страну мира.

       Теоретическим фундаментом антикризисных реформ явилась разработанная Л. Эрхардом концепция «социального рыночного  хозяйства». Это была не только теория, но и государственная политика, позволившая радикально изменить облик страны. По своим теоретическим установкам концепция «социального рыночного хозяйства» была по существу творческим применением, с учетом конкретных германских национальных и исторических условий, кейнсианской теории косвенного регулирования. Эрхард исходил из идеи сильного государства как «конституирующей», «управляющей» и «регулирующей» силы, способной формировать общество.

       Государство активно вмешивалось в экономические процессы, но направление, характер, способы вмешательства были четко ориентированы на формирование рыночной экономики, основанной на частной собственности на средства производства и защищенной законодательной системой власти. Государство поддерживало отрасли, испытывавшие трудности, особенно угольную и электротехническую промышленность, металлургию. Инвесторам и предпринимателям предоставлялись налоговые льготы. Эрхард широко использовал государственные рычаги, для того чтобы преодолевать неполадки, не отклоняться от избранного курса. «По моему твердому убеждению, - говорил Эрхард в речи перед членами Федерального объединения германской промышленности, - в XX веке, в сегодняшних социальных условиях ответственность за экономику... несет одно лишь государство». Определение рамок экономического порядка «опять-таки может быть задачей только государства».

       Существенную  роль в успехе проводимых преобразований и выхода ФРГ из кризиса сыграла  внешняя поддержка (экономическая  помощь по плану Маршалла, а также  поставки топлива, продовольствия, семян, удобрений по другим каналам). В германскую экономику передавались американский транспорт и другое имущество армии США. Из средств Фонда европейской программы восстановления предоставлялись на льготных условиях кредиты.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.