Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие и сущность управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ……………………....4
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ………………………...6
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ……………………………………...12
     3.1 Выбор и формирование структуры управления…………………........12
          3.2 Виды организационных структур……………………………………...15
ГЛАВА 4.  ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………..22
ГЛАВА 5. УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ..27
         5.1.Сущность разработки  стратегии управления…………………………28
        5.2.Особенности стратегического управления……………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………..35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
     Уже не одно десятилетие ученые пытаются наиболее точно определить и раскрыть понятие управление. И их стремление вполне объяснимо, так как без  функции управления, во всех её определениях, не может существовать не одна организация и предприятие,   ровно так же как не может эффективно работать ни один коллектив. Без функции управления невозможно определить цели и направления развития организации, планировать и принимать решения, подбирать рабочий персонал и контролировать его работу. Но может ли все выше перечисленное являться предпосылками развития функции управления? Или существует что – то иное, что определяет необходимость развития данной функции? А быть может это и вообще необходимо в условиях развития современного бизнеса. Именно эти вопросы заинтересовали меня и побудили к выбору данной темы курсовой работы, целью которой я определила выяснения объективных предпосылок развития функции управления.
     Для достижения главной цели мне необходимо разрешить  некоторые важные задачи, без раскрытия которых невозможно наиболее точно понять сущность управления. Данными задачами являются: указание всех существующих определений понятия управления,  это необходимо для того,  чтобы понять насколько глубокий и разносторонний смысл имеет данное понятие, раскрытие функции и принципы управления, для того, чтобы определить для чего вообще необходимо функция управления. Также в своей курсовой работе я попытаюсь доказать насколько важна функция управления в организации и что означает понятие стратегия управления  о котором сегодня мы слышим все больше и больше.
     Для достижения своих целей и задач  я планирую использование множества  различной литературы, касающейся непременно понятия управления.  

     ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ 

     Управление  является важным ресурсом общества. Вопросы, связанные с управлением, интересовали людей на всех исторических этапах существования человечества с самого зарождения общественной организации, волнуют людей на современном  этапе и будут волновать на протяжении всего развития человеческой цивилизации независимо от того, о  каком уровне управления идет речь, поскольку, что может быть интереснее и полезнее, чем эффективное воздействие на поведение человека, группы, народа. В настоящий момент нет недостатка в управленческой литературе и каждый управленец, руководитель в целях обеспечения эффективности управления вооружается положениями, разработанными в рамках управленческих отраслей знания на основе теории управления.
     Теория  управления -это отрасль научного знания, изучающая процессы управления в социальных и социально-экономических системах, систему принципов, методов и технологий управления, содержание, форму и эволюцию управленческих отношений, эффективность принятия управленческих решений и управления вообще.
     Если  проанализировать информацию, предоставленную  различными источниками, касающуюся понятия  управление, то можно понять, что  сегодня существует далеко не одно определение данного понятия, также  как и подходов  к его изучению. Каждый  из существующих подходов, описывает  управление с какой – либо  стороны,  тем самым давая ему  новое определение. Укажем каждое из них:
    Управление как наука представляет собой систему знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и школ управления. 

     Управление  как искусство - это способность умело и эффективно применять на практике теоретические основы управления, разработанные в рамках научного знания.
         Управление как функция может рассматриваться как целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей, осуществляемое с целью направить их действия на достижение желаемых целей.
     Управление  как процесс -это совокупность управленческих действий, направленных на достижение поставленных целей.
     Управление  как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения определенных целей.
     Исходя  из всех вышеперечисленных определении  можно сделать вывод, что управление  - есть воздействие субъекта управления на его объект, при чем и тем  и другим составляющим элементом  может быть, что и кто угодно, как человек, так и какая -  либо собственность, но в целом, же они  являются составляющими элементами единого  процесса управления. 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ 

     Изучение  процесса управления с точки зрения его функций - это ключ к раскрытию  содержания управленческой деятельности, позволяющий на ряду с прочим сформировать структуру и организацию системы  управления. В самом общем виде категория "функция управления" выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Эта категория широко используется в теории и на практике. Функции  управления определяют специфику деятельности, направленной на организацию мероприятий  по управлению объектом - социально-экономическими процессами. Смысл функций управления зависит от контекста, в котором  рассматривается управленческая деятельность. В любом случае функции управления всегда выражают содержание управленческого  воздействия, т. е. сущность управленческих отношений. Функции управления - это  проявление его сущность в действии. Комбинация функций лежит в центре системы управления.
     Возникновение функций управления - результат кооперации и разделения управленческого труда, позволивший существенно увеличить  его продуктивность. Степень разделения общественного труда всегда являлась ведущим фактором развития общества. "Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с каким он направляется и прилагается, - писал в свое время А. Смит, - явились... следствием разделения труда". Для простого труда было достаточно общего управления. Однако в процессе развития производства простое кооперированное звено специализируется, что создает условия и предпосылки для выделения специализированных видов управленческой деятельности - функций управления. Такая специализация создает условия для осуществления управленческой деятельности более квалифицированно и более эффективно.
     Один  из первых исследователей функций управления, не дал четкого определения функции  управления - Фасоль А. выделил следующие  из них: предвидение, планирование, организацию, координацию, контроль. В американской школе управления наиболее распространено признание четырех основных функций  управления, к которым относятся: планирование, организация, стимулирование, контроль.
     Российская  школа управления выделяет следующие  основные функции: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организацию, координацию, мотивацию, учет и контроль, коммуникацию, принятие решений
     При практическом осуществлении той  или иной функции управления используются определенные наборы средств воздействия на объекты управления
     Общее признание в теории управления получили следующие основные положения:
     выделение в управлении отдельных функций - это объективный процесс, обусловленный  развитием производства и усложнением  его управления;
     естественнонаучной  основой формирования и развития функций управления является разделение общественного труда вообще и  в сфере управленческой деятельности в частности;
     движущей  силой трансформации функций  управления на всех этапах общественного  развития была и остается необходимость  повышения эффективности управленческого  труда и управляемой системы.
     Важно отметить, что функции управления объективно обусловлены управляемой (объект управления) и управляющей (субъект  управления) подсистемами, действующими законами науки управления, используемыми  принципами управления и сложившимися в системе управления отношениями. Выбор и совершенствование организационной структуры управления, организация управления и особенно разделение управленческого труда, использование методов и средств управления, информационных технологий, подготовка и расстановка кадров и др. осуществляются в зависимости от состава и содержания функций управления. В совокупности функции управления представляют собой содержание процесса управления и отображают характер труда персонала управления. Функция управления подчиняется логическому алгоритму, четкой последовательности регламентированных действий.
     Таким образом, функции управления - это  специфические виды управленческой деятельности, обособившиеся в процессе разделения управленческого труда, выражающее его содержание в действии и направленные на достижение поставленной цели.
       Функция управления - это особый вид специализированной управленческой деятельности, выделившейся в процессе разделения управленческого труда, которая осуществляется специальными приемами и средствами. Не обозначив функции управления невозможно наиболее полно составить и рассмотреть всю систему управления, так как функции являются её неотъемлемой частью. Также невозможно конкретно охарактеризовать данную систему, потому как её просто не существует. Иначе говоря, не существует единого шаблона, изучив который можно было бы  описать понятие управления. Все дело в том, что каждый человек по своему воспринимает понятие управления, приписывая ему те или иные функции, принципы и содержания. Так, например,  А. Фаойль, основатель школы административного управления, выделял следующие функции управления: планирование, организовывание, руководство, координацию и контроль. Представитель той же школы Л. Гьюлик расширил и уточнил классификацию, предложив семь функций: планирование, организация, работа с персоналом, оперативное руководство, координирование, контроль и отчетность, составление бюджета. Американский специалист в области управления Р. Фалмер в качестве основных функций выделяет планирование, организацию, исполнение и контролирование. Г. Кунц и С. О'Доннел - планирование, организацию, комплектование штатов, руководство и лидерство, контроль.
     Все это в очередной раз указывает на то,  что существует множество  различных  взглядов на то какие функции выполняет управление. Но если изучить учения нескольких  различных специалистов, наиболее широко, то все – таки можно выделить некоторые общие функции, которые и будут являться основными.
       В качестве основных функций управления можно рассмотреть следующие: целеполагание, планирование, организация, мотивация, координирование, контроль и оценка.
     Целеполагание – это важнейшая функция управления, которая предполагает наличие хорошо сформулированной цели. Данная цель же должна быть: измерима, достижима, ориентирована на определенные интервалы времени, взаимосвязана с главной целью организации и другими подцелями, адресна и контролируема.
         Функция планирования реализуется через план, который представляет собой целенаправленный комплекс мероприятий, содействующих достижению поставленных целей в соответствии с задачами развития самой организации, ее потенциалом.
     Функция организации связана непосредственно с реализацией разработанного плана. Она характеризуется, прежде всего, распределением ответственности и полномочий между руководителями и исполнителями, а также установлением взаимосвязей между различными направлениями деятельности. Таким образом, важным моментом в организации является четкость функциональных обязанностей каждого исполнителя и закрепление ответственных лиц за конкретным участком работы.
     Эффективность предпринимаемых действий зависит всецело от уровня и характера мотивации к развитию сотрудниками организации, поэтому формирование позитивной мотивации у сотрудников, направленной на достижение профессионального роста и благополучия организации, является одним из важных условий.
     Функция координирования  определяет согласованность в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей, коммуникаций между ними. С помощью различных форм связей устанавливается взаимодействие между всеми элементами системы управления, маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления, а также действии руководителя, его управленческой команды и персонала организации.
     Под функцией контроля следует понимать вид управленческой деятельности, благодаря которому можно удержать организацию на нужном пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами или планами. Данная функция осуществляется по двум направлениям: первая функция это контроль за выполнением работ, которые изначально были намечены планом, а вторая функция это есть коррекция всех отклонении от раннее намеченного плана.
     Главными  инструментами выполнения этой функции -- наблюдение, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых планов. Эффективно поставленный контроль обязательно должен быть ориентирован на результат, быть объективным, своевременным, экономичным и простым.
     Функция оценки в системе управления призвана обеспечить сравнение реальных результатов деятельности с поставленными целями и установление обратной связи со всеми участниками процесса
     Накопленный к концу двадцатого века мировой  опыт в области управленческой деятельности свидетельствует о том, что в  мире складывается новая культура управленческой деятельности, в основе которой - использование инновационных методов в процессе достижения социального результата. Возрастает значение не только целевых ориентиров, но и используемых способов, приемов, операций, процедур подготовки и принятия управленческих решений, организации контроля за их выполнением. Особую важность это имеет для России, которая сравнительно недавно ступила на новый для нее путь рыночных отношений, не пройдя длительного этапа социализации рынком. Серьёзному изменению подверглись практически все сферы общественной жизни» в том числе и система управления, которая с вхождением в мировое управленческое поле и приобщением к мировой управленческой культуре должна преодолеть сложившиеся стереотипы в управлении, ставшие неэффективными в новых социально-экономических и политических условиях.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ 

     Структура – это форма упорядоченности элементов системы, совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему практически и независимо от ее элементов и целей;
     В любой организации можно выделить составные части, которые взаимодействуют  между собой в определенном порядке. Это и есть структура. Меняя способ разделения, можно изменять порядок  взаимодействия частей и, в итоге, результаты всего целого. Каждая подсистема любой  организации (техническая, технологическая, информационная социальная, финансовая и др.) состоит из взаимодействующих  частей, имеет структуру и сама является структурной частью организации. Взаимодействие все частей организации  должно обеспечить ее работу.
     Структура управления - один из способов разделения организации на части. Важно заметить, что только определенное звено в цепи структуры  обладает правом принимать важные управленческие решения. Данная возможность обеспечивается ресурсами, распорядители которых вовлекаются в процесс управления организацией, ставя и решая задачи управления.
     Таким образом, любое звено структуры  управления представляет собой единство задач управления, ресурсов, предназначенных  для их решения, и исполнителей этих задач. 
 

     3.1 Выбор и формирование структуры управления 

     Каждая  структура управления имеет весьма многостороннее содержание, что предопределяет множество принципов её формирования. Структура каждого предприятия, прежде всего, должна четко отражать цели и задачи организации, а, следовательно, подчиняться производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления, определяемых политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления.
     Полномочия  руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем  культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура  управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать, копировать же некоторую, уже сформированную систему, которая удачно работает в другой организации бессмысленно, так как она была создана при учете личных показателей данной организации, а они у каждой различны.
     Множество типов и видов организационных  структур обусловлено большим разнообразием  критериев их классификации. Среди  них можно выделить:
     1. общие – это типы воспроизводства, формы обобществления и масштабы общественного развития;
     2. особенные - формы собственности,  принципы организации управления, типы связей;
     3. частные - организационные формы  управления (фирмы, концерны, акционерные  общества и т.д.).
     Следовательно, все организационные структуры можно классифицировать следующим образом:
     1. По типам воспроизводственного цикла как экстенсивные и интенсивные;
     2.По уровню обобществления - крупного и малого бизнеса, смешанные (горизонтального типа), совместные (международные), национальные и транснациональные;
     3. По способу принятия решений - коллегиальные и командные;
     4.По формам собственности - государственные, частные и различные их модификации;
     5.По принципам организации управления - отраслевые (межотраслевые), территориальные (региональные и федеральные);
     6.По типам связей - координационные и корпоративные;
     7.По видам управления - линейные (командно-административные), функциональные (штабные), комбинированные (линейно-функциональные), программно-целевые (локальные, реализующие в любой структуре сопутствующую цель).
     Организационная структура отражает упорядоченную  совокупность связанных между собой  элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
     При формировании структуры управления целесообразно придерживаться следующей последовательности.
     1. определить приоритетные направления деятельности организации .
     2. выделить основные функциональные  задачи управления (планирование, стимулирование, учет, контроль и т.д.);
     3. выяснить какие из направлений  и функциональных задач могут  быть лучше всего реализованы  с помощью линейных, функциональных  и целевых структур.
     4. определить объекты управления, необходимые для решения функциональных  задач по всем основным направлениям (цехи, отделы, бригады и т.д.);
     5. определить органы управления  всеми объектами и их иерархию; 

     6. установить прямые и обратные  связи между органами управления  и объектами управления.
     Только  при выполнении всех  вышеперечисленных  условии, возможно, составить полноценно – функционирующую структуру  управления, которая будет точно  отражать все условия работы данного  предприятия, чем обеспечит его  эффективную работу. 

3.2 Виды организационных структур 

     Существует  множество различных видов организационных  структур управления, каждая из которых  по-своему уникальна потому как обладает определенными качествами, которые  в свою очередь играют отрицательную  или положительную роль во всем процессе управления. Рассмотрим каждую из них  наиболее подробно:
     1. Линейная структура. Данная структура управления является простейшей, сущность которой состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом - руководителем, получающий официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность.  Другими словами все функции управления и подчинения сосредотачиваются у руководителя, создается вертикальная линия управления, и прямой путь воздействия на подчинены.
     Преимуществом такой структуры является простота применения. Все обязанности и полномочия четко распределены, в связи, с чем создаются все необходимые условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе. Кроме этого, повышение ответственности руководителя за результаты деятельности возглавляемого им подразделения, получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченными ресурсами и личная ответственность за конечные результаты деятельности своего подразделения.
     Среди недостатков можно отметить жесткость, негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия. Линейная структура ориентирована на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому, ограничение инициативы у работников низших уровней управления
     2. Функциональная структура. Функциональная структура сложилась как неизбежный результат усложнения процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что при сохранении единоначалия по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, разработки которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления. Создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые он выполняет. Конкретные характеристики и особенности деятельности того или иного подразделения соответствует наиболее важным направлениям деятельности всего предприятия. Функциональную структуру целесообразно использовать на тех предприятиях, выпускающих относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют стандартных управленческих решений.
     К преимуществам функциональной структуры  можно отнести то, что она стимулирует  деловую и профессиональную деятельность.
       Недостатками является, специализация  отделов, которая иногда препятствует  успешной деятельности предприятия, поскольку затрудняет координацию управленческих воздействий. Функциональные отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации, что увеличивает конфликтность между отделами. Кроме того, на крупном предприятии цепь команд от руководителя до исполнителя становиться слишком длинной.
     3. Линейно-функциональная структура. Основу такой структуры составляет «шахматный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации. Структура предусматривает создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений . Основным достоинством данной структуры также является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым компетентность управления в целом.  Преимуществом линейно-функциональной структуры является ее простота и привычность, четкость распределения функций управления между руководящим персоналом.
       Недостатками являются несоответствия между ответственностью и полномочиями у руководителей разных уровней и подразделений; превышение норм управляемости у директоров и их заместителей; формирование нерациональных информационных потоков; чрезмерная централизация специфики работы различных подразделений; слабые связи между функциональными подразделениями; отсутствие необходимых нормативных и регламентирующих документов.
     4. Линейно-штабная структура. Описывая данную организационную структуру управления можно сказать, что она является некоторым продолжением предыдущей, иными словами, линейно – функциональная структура в своем развитии плавно перетекает в линейно - штабную потому как функциональные руководители получают в своё распоряжение уже хорошо развитые подразделения организации, которые могут самостоятельно вести работу с производственными подразделениями.
     5. Дивизиональная структура. Изначально данная структура была разработана ещё в двадцатых годах, но использование её началось  только в шестидесятых.
     Необходимость новых подходов к организации  управления была вызвана резким увеличением  размеров предприятий, в условиях резко меняющейся внешней среды. Первыми к применению данной структуры приступили крупные организации, которые в рамках гигантских предприятий стали создавать производственные отделения, предоставляя им оперативную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.д.
     Структура характеризуется сочетанием централизованной координации с децентрализованным управлением. Ключевыми фигурами в  управлении организациями с дивизиональной структурой становятся уже не руководители функциональных подразделений, а управляющие (менеджеры), возглавляющие производственные отделения
     6. Продуктовая структура. Организация подразделений по продуктовому принципу является одной из первых форм дивизиональной структуры, и в настоящее время большинство производителей потребительских товаров с диверсифицированной продукцией используют структуру организации.
     При использовании дивизионально-продуктовой  структуры управления создаются  отделения по основным продуктам, руководство  по которым передаются одному лицу - ответственному за данный тип продукции. Руководители вспомогательных служб  подчиняются ему.
     7.Структура,  ориентированная на потребителя. Сегодня многие предприятия производят большой ассортимент товаров и услуг, которые отвечают запросам нескольких крупных групп потребителей или рынков. Каждая группа или рынок имеет свои специфические потребности. Если два и более таких элемента становятся особенно важными для предприятия, оно может использовать организационную структуру, ориентированную на потребителя, при которой все ее подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.