На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Личность. Право. Государство

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Институт  международного права и экономики  имени А.С. Грибоедова 
 
 
 
 
 
 

Юридический факультет
Заочная форма  обучения с СПО
1 курс
Курсовая работа студентки Вяловой Н. В.
по дисциплине 
 
 
 
 
 

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И  ПРАВА» 

Личность. Право. Государство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель 

Оксамытный  В.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Липецк
2009
СОДЕРЖАНИЕ 

Введение
1. Человек, гражданин,  личность: понятия, сущность, соотношение.
2. Права человека  и права гражданина: сравнительная  характеристика.
3. Институт гражданства  и его государственно-правовое закрепление.
4. Правовой статус  личности: понятие, структура, виды.
5. Внутригосударственная  защита прав человека и гражданина.
6. Международная  защита прав человека: понятие  и механизмы реализации.
Заключение
Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      В системе многочисленных явлений, влияющих на положение человека в обществе, ключевая роль отводится государству. В идеале государство должно служить  личности, создавать все необходимые  условия для того, чтобы она  могла максимально развивать и ответственно проявлять свои способности, так как человек есть высшая ценность.
      За  исключением относительно недалекого прошлого, между личностью и государством складывались отношения отчуждения и вражды. Так, в эпоху рабовладения личностью признавался только свободный человек, а раб, являлся человеком, приравнивался к «говорящему оружию», не обладал никакими правами. В феодальном государстве положение личности определялось ее принадлежностью к сословиям. Полноправной личностью признавался только феодал. Наиболее бесправными в таких государствах являлись крепостные крестьяне, которые фактически имели минимум прав: право на жизнь, на определенные орудия труда и часть произведенного продукта. В условиях буржуазного государства положение человека в обществе определяется уже не его принадлежностью к сословиям, а его экономическими возможностями, принадлежностью к социальным группам, хотя при этом господствует идеология свободы, равных возможностей и справедливости.
      С одной стороны, личность взаимодействует с государством через право, т. е. систему общеобязательных норм, исходящих от него, с другой стороны, путем участия в процедурах формирования органов государственной власти. Право определяет принципы взаимоотношений личности с государством, меру ее юридической свободы, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов. Такая мера свободы личности в современном обществе, ее правовое положение определяются системой норм как международного, так и внутригосударственного права.
      Устанавливая  в законодательной форме свободу  личности, само государство несвободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государство не может нарушать его предписания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Человек, гражданин, личность: понятия, сущность, соотношение. 

      В государственно организованном обществе его официальная нормативная  система представляет собой определенным (властным) образом взаимосвязанное  построение правил поведения личности в данной совокупности общественных отношений.
      В специальных энциклопедических  источниках личность трактуется развернуто, прежде всего, как общежитейский и научный термин, означающий: а) лицо (от лат. persona) в широком смысле слова, т.е. человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; б) член общества (от лат. personalitas) как совокупность его социальных и психологических черт. При всей очевидности терминологического различия оба понятия нередко употребляются как однозначные, хотя уже в античности было обращено внимание на несовпадение реального поведения человека и его «сущности», какой он сам ее видит, и связанные с этим мотивы осознания вины и ответственности. В то же время государство как особая суверенная власть, определенная устанавливать порядок в обществе, оставляет проблему самосознания личности за ее внутренним (нравственным) миром, обращаясь к внешним проявлениям человеческого поведения, к проблемам правомерности и противоправности в поступках индивида, указывая на меру его вины и ответственности в случае нарушения публичного порядка.
      Положение личности в государстве определяется совокупностью самых различных  факторов, среди которых немаловажное значение имеет степень развитости гражданского общества, состоящего из негосударственных самоуправляющихся общностей людей (семейных, религиозных, корпоративных, экономических и иных институтов), которые могут и должны защищать их непосредственные интересы независимо от государственной власти. В не меньшей степени положение личности зависит как от непосредственных характеристик самого государства (его типа, формы правления в стране, государственного устройства, государственно-политического режима), так и от состояния и действенности правовых институтов и учреждений государства, призванных закреплять права личности и обеспечивать их реализацию.
      Государство посредством правовых средств «ведет»  человека в течение всей его жизни, начиная от регистрации государственными органами факта рождения и заканчивая улаживанием наследственных дел  ушедшего в «мир иной». Государство устанавливает гражданское состояние лица, фиксирует степень его юридической принадлежности к стране постоянного проживания или временного пребывания, определяет правовое положение личности с объемом формально или фактически ей принадлежащих прав и свобод, предоставляет возможности для обучения, профессиональной деятельности, отдыха и иного рода занятий.
      Личность  выступает объектом правого воздействия  со стороны государства в качестве:
      человека как понятия, раскрывающего его внегосударственное положение, исходя из признания человека неотъемлемой частью исторически вечной природы, не зависящей от национальных и государственных границ;
     гражданина как юридически обобщенного понятия, выражающего правовые взаимосвязи государства и человека, в силу чего последний подпадает под действие законов в пределах данной страны, что, в свою очередь, ведет к необходимости подчинять собственное поведение установленным в государстве юридическим рамкам дозволенного и запрещенного;
     индивида как конкретизирующего понятия, которым раскрывается отдельное взятое лицо в совокупности его собственных биологических, социальных и правовых характеристик, с присущими ему определенным культурным уровнем, психологической, мыслительной и иной самостоятельностью. 

     2. Права человека и права гражданина: сравнительная характеристика. 

     «Права  человека» и «права гражданина»  как две категории прав обычно упоминаются в одной «связке», однако их содержание не тождественно. Объем прав, входящих в единый правовой статус, в определенной мере зависит от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина.
     Так, Конституция РФ разграничивает основные права и свободы человека и гражданина. Такой подход не является традиционным для нашего конституционного регулирования, которое сводило положение человека только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получившего свои права в «дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного. Определяя различия между человеком и гражданином, новая Конституция РФ восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые были утверждены в результате буржуазных революции и нашли свое воплощение в законодательных актах, впервые в истории человечества закрепивших равенство, свободу, право на счастье, — Декларации независимости 1776 г., Билле о правах 1789 г. (США), Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция). Впервые такое разграничение ввела французская Декларация.
     В чем смысл этого разграничения, раздвоения человека? Оно непосредственно вытекает из различения гражданского общества и государства, преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только с государством, расширяет сферу его самоопределения. «Человеку как таковому отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы». Реализация таких интересов осуществляется в гражданском обществе, основанном па частной собственности, семье, неси сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения.
     Государство, воздерживаясь от вмешательства  в эти отношения, призвано ограждать  их не только от своего, но и от чьего  бы то ни было вмешательства. Таким  образом, в гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее автономии и независимости от любого незаконного вмешательства.
     Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. «Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство)»
     Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», синтезирующий обе группы прав и свобод.
     Права гражданина — своеобразное ограничение  равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Они охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством — института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).
     Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).
     Некоторые права предоставляются исключительно  гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю - только прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское государство в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам).
     Все статьи главы 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» последовательно различают права и свободы по указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.
     Наряду  с этим в ст. 31, 32, 33, 36 сформулированы права, принадлежащие только гражданам  РФ. Это преимущественно политические права — право собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Однако ст. 36 закрепляет социально-экономическое право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями.
     В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане РФ — защита Отечества (ст. 59); возможность осуществления своих прав и обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст. 60). Только на граждан РФ распространяется запрет высылки за пределы государства или выдачи другому государству (ст. 61); возможность иметь гражданство иностранного государства — двойное гражданство (ст. 52).
     В этой связи следует обратить внимание на формулировки Международного пакта о гражданских и политических правах: «каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9), «никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст. 11); «все лица равны перед судами и трибуналами» и др. Личные права сформулированы применительно к человеку, который может быть, а может и не быть гражданином того или иного государства. Однако ст. 5, закрепляющая политические права (право на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным, допуск в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе), применяет термин «каждый гражданин». Стало быть, за различением терминов и понятий «человек» и «гражданин» следует различение в правовом статусе индивида. 

     3. Институт гражданства  и его государственно-правовое  закрепление. 

     Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой – как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства. 
Современное российское законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами.

     Наиболее  распространенным путем обретения  гражданства является филиация, то есть признание ребенка гражданином в силу факта самого рождения путем записи в книге актов гражданского состояния. Таким способом гражданином становится новорожденный при наличии у него либо права крови, которое устанавливается по гражданству родителей (либо одного из них) вне зависимости от того, где ребенок родился; либо права почвы – по месту рождения ребенка. Гражданство может приобретаться путем натурализации – приемом в гражданство государственными органами в соответствии с установленной законом процедурой (в случаях индивидуальной перемены гражданства, вступления в брак с иностранцем либо усыновления иностранца). Возможно получение гражданства по международному договору в результате урегулирования проблем, связанных с территориальными изменениями (оптацией), массовым переселением и т. п.
     Все еще встречается практика пожалования  в гражданство (подданство) путем  «высочайшего дарования» от имени монарха. Возможны случаи лишения гражданства  человека в силу занятия им неприемлемой. С точки зрения властей, деятельности (чаще всего политической), однако подобная практика в демократических государствах не допускается либо прямо запрещается конституцией страны. Существует восстановление в гражданстве (или реставрация гражданства) как возможность для лица, которое состояло в гражданстве государства, но затем в силу различных причин утратило юридическую принадлежность к стране прежнего проживания или пребывания, возвратить его по упрощенной процедуре. 
 

     4. Правовой статус  личности: понятие,  структура, виды. 

     Принимая  на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство имеет право требовать от него поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти располагает специальными механизмами обеспечения прав человека и выполнения им своих обязанностей.
     Обязанность — это объективно необходимое, должное поведение человека. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требования норм. Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Часть обязанностей как элемент правового статуса распространяется на всех лиц, проживающих в государстве. Так, Конституция РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Наряду с этим обязанность, закрепленная в ст. 59, четко формулирует, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
     Включение обязанностей в правовой статус индивида «не колеблет принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других, реализованы быть не могут».
     Все сферы действия правового статуса  в единстве прав и обязанностей — это «пространство свободы», основанное на свободе выбора, самоопределении и ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Свобода и ответственность выражают объективную необходимость определенных форм поведения, соответствующих интересам общества и других людей.
     Руководствуясь  этими интересами, государство требует  выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод, с целью защитить интересы общества и государства, права других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности».
     В связи с вопросом об обязанностях нередко возникает важная для прав человека проблема индивидуализма, его границ, с одной стороны, и коллективизма, солидарности — с другой, которые зачастую рассматривают как категории несовместимые, противостоящие друг другу.
     Известно, что права человека в период буржуазных революций были неотделимы от идеи индивидуализма, связанных в основном со свободой и автономией личности в экономической сфере. Это определялось требованиями класса буржуазии освободиться от феодальной опеки и свободно распоряжаться своими способностями в сфере производства. Сторонники индивидуализма (А. Смит, С. Милль, Б. Констан, Д. Локк), понимая, что неограниченная индивидуальная свобода неизбежно приведет к нарушению принципа равенства, тем не менее считали такую свободу приоритетной ценностью. В частности, свобода личности, частного лица «первична по отношению к политическим структурам и их функционированию. Это решающее, по Миллю, обстоятельство ставит государство в зависимость от воли и умения людей создавать и налаживать нормальное (согласно достигнутым стандартам европейской цивилизации) человеческое общежитие».
     По  мере развития буржуазного общества стали обнаруживаться неблагоприятные социальные и моральные последствия безудержного индивидуализма — резкая поляризация общества, нарушение принципа равенства. Стало очевидно, что произошла переоценка принципа либерального индивидуализма и практически все свелось не к выявлению подлинной индивидуальности человека, а к свободе в распоряжении собственностью.
     Концепция либерального индивидуализма в правовой сфере нашла выражение в теории «негативных прав», т.е. прав на свободу от власти, «изъятия из-под ее воздействия и вмешательства духовных и материальных интересов личности. Права индивидуальной свободы стали известны под названием прав свободы».
     Индивидуализм стал девизом либерального общества. П.М. Коркунов писал, что «вся новая история представляет собой трагическую борьбу индивидуальности с общественным авторитетом». В своей лекции «Общественное значение права» Коркупов определяет: главное назначение права — оберегать все частное, индивидуальное, окружать индивида как предохранительной сеткою целой системой юридических норм, поскольку личность должна оградить себя от всевозрастающей солидарности и коллективизма.
     Крайний индивидуализм связан был с отрицанием обязанностей человека перед обществом, поскольку это выглядело посягательством на автономию личности. Дальнейшее развитие индивидуализма показало, что полная независимость человека от общества так же неблагоприятна, как и его полное подчинение коллективу. Начался поиск компромисса между индивидуализмом и принципом солидарности, который необходим для ра:шнтия общества без катаклизмов и потрясений. В конце XIX в. принцип индивидуализма был потеснен, произошло, но выражению Л. Дюги, «умаление индивидуалистической доктрины».
     Это отнюдь не значит, что настало время  «авторитарного коллективизма». Речь идет о другом: в современном обществе люди должны осознавать ответственность друг перед другом, вырабатывать чувство солидарности и взаимоподдержки. Проповедь крайнего индивидуализма неплодотворна для прав человека, она ориентирует на эгоистическое, анархическое своеволие и снимает значимость такой большой социальной проблемы, как обязанность и ответственность личности перед обществом.
     Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому обязанность — столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создаст нравственное взаимодействие людей. Ст 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
     В наше время при возросшей миграции населения разных стран, и прежде всего — рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких контактов в мире бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно находится, а часто и оседает много людей, которые по разным причинам или временно не приобретают гражданства государства пребывания. Их положение определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права.
     В связи с этим конституции стран  мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова «каждый имеет право...», «никто не может быть лишен...», «все», «личность». Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то «гарантировать», «признавать» или «охранять». Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право». Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т.е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.
     Таким образом, правовой статус человека и  гражданина, включающий права, свободы и обязанности, целенаправленно влияет на создание сбалансированных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений индивида, общества и государства. 

     5. Внутригосударственная  защита прав человека  и гражданина. 

     В России создана система органов  и должностных лиц, ответственных  за обеспечение и защиту прав человека и гражданина. В широком смысле – это, с одной стороны, система государственных, правоохранительных и правозащитных организаций, таких, как уполномоченный по правам человека, суд, милиция, прокуратура и т.д. С другой стороны, эта система общественных правовых организаций, таких, например, как комитет по защите прев потребителя, адвокатура, различные общественные объединения и движения. Существуют также общественные советы (палаты), комитеты, комиссии и другие подобные образования, создаваемые при Президенте РФ, так и в органах исполнительной власти в субъектах Федерации, и другие. Но как государственные, так и общественные правозащитные организации объединяет общая цель – защита прав человека и гражданина.
      Государство, требуя от личности должного поведения, определяемого юридическими предписаниями, в свою очередь, призвано охранять и защищать права и свободы человека и гражданина. Оно берет на себя обязательства предоставлять гарантии защищенности личности, обеспечивать ее правомочия в рамках установленного в обществе и стране правого порядка. Граждане должны имеет возможность защищать свои права непосредственно либо обращаться за их охраной и защитой в государственные органы и учреждения.
     Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или  иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства.
      Государство обязано создавать социально-экономические, политические, идеологические, юридические гарантии для осуществления прав и свобод человека.
      К социально-экономическим гарантиям  относят признание государством и равную защиту всех форм собственности, что дает возможность человеку быть экономически независимым в осуществлении своих прав и свобод.
      Политические  гарантии связаны с государственным  обеспечением форм осуществления власти народа, что на практике должно быть реализовано в установлении демократических  форм правления и государственно-политического режима в стране, разделение властей и введении систем «сдержек и противовесов», в проведении регулярных и свободных выборов всех уровней., в организации референдумов и иных форм прямого волеизъявления народа и т.п.
      Идеологические  гарантии определяются, прежде всего, конституционным положением, которым признается идеологическое многообразие в государстве. Оно не может устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или общеобязательной. Государство также обязуется не допускать разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
      Юридические гарантии закрепляются всей правовой системой государства, поскольку именно права и свободы человека гражданина «определяют смысл, содержание и  применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.