На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Биология в современном естествознании

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Санкт-Петербургский  государственный институт психологии и социальной работы. 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине концепции современного естествознания
на тему: «Биология  в современном естествознании» 
                                                                                   
                                                                                    Выполнила студентка
                                                                                    очной формы 1 года обучения
                                                                                    Холопайнен  Дарья
                                                                                    
                                                                                    Проверила  к. ф. н.
                                                                                    Быданова Н. Б.        
                                                                                    Подпись  

                                                 
 
 
 
 
 

                                                         2010 год
   
Содержание:
1. Биология и ее  предмет.
    Уровни организации
    Более узкие специализации биологии
2. Традиционная или  натуралистическая биология.
    Система растительного и животного мира  К. Линнея
    Учение   Ж.  Б.  Ламарка   «Ламаркизм»
3. Физико-химическая  биология: методы и познавательные возможности.
    Методы физико-химической биологии
    Познавательные возможности
4. Эволюционная биология: становление, содержание, задачи.
5. Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Биология и ее  предмет.
Биология  — наука о жизни (живой природе), одна из естественных наук, предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой.
Как особая наука биология выделилась из естественных наук  , когда учёные обнаружили, что живые организмы обладают некоторыми общими для всех характеристиками. Биология оформилась как самостоятельная научная дисциплина об общих свойствах живого только в течение XIX века. Это было связано с проблематизацией понятия жизни и установлением фундаментального различия между живыми и неживыми природными телами. Термин «биология» был введен в 1802 году Жаном Батистом Ламарком. В основе современной биологии лежат пять фундаментальных принципов: клеточная теория, эволюция, генетика, гомеостаз и энергия. В наше время биология — стандартный предмет в средних и высших учебных заведениях всего мира.
В биологии выделяют следующие уровни организации:
    Клеточный, субклеточный и молекулярный уровень: клетки содержат внутриклеточные структуры, которые строятся из молекул.
    Организменный и органно-тканевой уровень: у многоклеточных организмов клетки составляют ткани и органы. Органы же, в свою очередь, взаимодействуют в рамках целого организма.
    Популяционный уровень: особи одного и того же вида, обитающие на части ареала, образуют популяцию.
    Видовой уровень: свободно скрещивающиеся друг с другом особи обладающие морфологическим, физиологическим, биохимическим сходством и занимающие определённый ареал (район распространения) формируют биологический вид.
    Биогеоценотический и биосферный уровень: на однородном участке земной поверхности складываются биогеоценозы, которые, в свою очередь, образуют биосферу.
 
 
Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Традиционно они группируются по типам исследуемых организмов:
    ботаника изучает растения
    зоология — животных
    микробиология — одноклеточные микроорганизмы
    Области внутри биологии далее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам:
    биохимия изучает химические основы жизни
    молекулярная биология — сложные взаимодействия между биологическими молекулами
    клеточная биология и цитология — основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки
    гистология и анатомия — строение тканей и организма из отдельных органов и тканей
    физиология — физические и химические функции органов и тканей
    этология — поведение живых существ
    экология — взаимозависимость различных организмов и их среды.
 
Передачу  наследственной информации изучает  генетика. Развитие организма в онтогенезе изучается биологией развития. Зарождение и историческое развитие живой природы  — палеобиология и эволюционная биология. 

На границах со смежными науками возникают: биомедицина, биофизика (изучение живых объектов физическими методами), биометрия  и т. д. В связи с практическими  потребностями человека возникают  такие направления как космическая  биология, социобиология, физиология труда, бионика. 
 
 
 
 
 

2. Традиционная или  натуралистическая биология.
Традиционная  или натуралистическая биология. Ее объектом изучения является живая природа в ее естественном состоянии и нерасчлененной целостности. Истоки традиционной биологии восходят к средним векам, хотя вполне естественно здесь вспомнить и работы Аристотеля, который рассматривал вопросы биологии, биологического прогресса, пытался систематизировать живые организма («лестница Природы»). Оформление биологии в самостоятельную науку – натуралистическую биологию приходится на XVlll – XlX века. Первый этап натуралистической биологии ознаменовался созданием классификаций животных и растений. К ним относятся известная классификация К. Линнея (1707 – 1778), являющаяся традиционной систематизацией растительного мира, а также классификация Ж.-Б. Ламарка, применившего эволюционный подход к классифицированию растений и животных. Традиционная биология не утратила своего значения и в настоящее время. В качестве доказательства приводят положение экологии среди биологических наук а также во всем естествознании. Ее позиции и авторитет в настоящее время чрезвычайно высоки, а она в первую очередь основывается в принципах традиционной биологии, поскольку исследует взаимоотношений организмов между собой (биотические факторы) и со средой обитания (абиотические факторы).
Созданная Линнеем система растительного и животного мира завершила огромный труд ботаников и зоологов 1-й половины XVlll века. Одна из главных заслуг Линнея в том, что в "Системе природы" он применил и ввёл в употребление так называемую бинарную номенклатуру, согласно которой каждый вид обозначается двумя латинскими названиями — родовым и видовым. Линней определил понятие "вид", пользуясь как морфологическими (сходство в пределах потомства одной семьи), так и физиологическими (наличие плодовитого потомства) критериями, и установил чёткое соподчинение между систематическими категориями:
    класс
    отряд (порядок)
    род
    вид
    вариация
 
 
 
      Система  растительного  и  животного  мира  К. Линнея
В основу классификации растений Линней положил число, величину и расположение тычинок и пестиков цветка, а также признак одно-, дву- или многодомности растения, т.к. считал, что органы размножения — самые существенные и постоянные части тела у растений. На основе этого принципа он делил все растения на 24 класса. Благодаря простоте применённой им номенклатуры значительно облегчились описательные работы, виды получили чёткие характеристики и названия. Сам Линней открыл и описал около 1500 видов растений.
Всех животных Линней делил на 6 классов:
    млекопитающие
    птицы
    амфибии
    рыбы
    черви
    насекомые
 Одно из  достоинств этой классификации  в том, что человек был включён  в систему животного царства  и отнесён к классу млекопитающих,  к отряду приматов. Классификации  растений и животных, предложенные Линней, с современной точки зрения искусственны, т.к. они основаны на небольшом числе произвольно взятых признаков и не отражают действительного родства между разными формами. Так, на основании одного лишь общего признака — строения клюва — Линней, относил страуса, казуара, павлина и курицу к одному отряду. Сознавая искусственность своей системы, Линней пытался построить "естественную" систему, основанную на совокупности многих признаков, но не достиг цели.
Линней  был противником идеи исторического развития органического мира; он считал, что число видов остаётся постоянным, со времени их "сотворения" они не изменялись, а потому задача систематики — раскрытие порядка в природе, установленного "творцом". Однако огромный опыт, накопленный Линнеем, его знакомство с растениями из различных местностей, не могли не поколебать его метафизических представлений. В последних трудах Линней в очень осторожной форме высказывал предположение, что все виды одного рода составляли вначале один вид, и допускал возможность появления новых видов, образовавшихся в результате скрещиваний между уже существовавшими видами. 
 

      Учение   Ж.  Б.  Ламарка   «Ламаркизм»
Ламаркизм, первое целостное учение об эволюционном развитии живой природы, основные идеи которого были изложены Ж. Б. Ламарком в "Философии  зоологии" (1809).
В основе Ламаркизма лежит представление о градации — внутреннем "стремлении к совершенствованию", присущем всему живому; действием этого фактора эволюции определяется развитие живой природы, постепенное, но неуклонное повышение организации живых существ — от простейших до самых совершенных. Результат градации — одновременное существование в природе организмов разной степени сложности, как бы образующих иерархическую лестницу существ. Градация легко прослеживается при сравнении представителей крупных систематических категорий организмов (например, классов) и на органах, имеющих первостепенное значение. Считая градацию отображением основной тенденции развития природы, насажденной "верховным творцом всего сущего", Ламарк пытался, однако, дать этому процессу и материалистическую трактовку: в ряде случаев он связывал усложнение организации с действием флюидов (например, теплорода, электричества), проникающих в организм из внешней среды. Другой фактор эволюции, по Ламарку, — постоянное влияние внешней среды, приводящее к нарушению правильной градации и обусловливающее формирование всего многообразия приспособлений организмов к окружающим условиям. Изменение среды — основная причина видообразования; пока среда неизменна, виды сохраняют постоянство; если в ней произошёл сдвиг, виды изменяются. Ламарк сознательно разграничивал эти факторы эволюции, отмечая, что первому из них в организме соответствуют "способности постоянные", второму — "способности, подверженные изменению под влиянием обстоятельств".
Внешняя среда  на растения и низших животных, лишённых дифференцированной нервной системы, действует непосредственно, вызывая  у них приспособительные изменения. Животные, обладающие нервной системой, испытывают косвенное влияние среды, их эволюционные преобразования осуществляются более сложным путём. Сколько-нибудь значительная перемена во внешних условиях приводит к изменению потребностей животных, обитающих в данной местности; изменение потребностей влечёт за собой  изменение привычек, направленных на удовлетворение этих потребностей; изменение  привычек ведёт к усиленному употреблению одних органов и неупотреблению других.  
 

Чаще функционирующие  органы усиливаются и развиваются, а задействованные ослабевают и исчезают. Возникшие функционально-морфологические изменения передаются по наследству потомству, усиливаясь из поколения в поколение.
Таким образом, по Ламарку, ведущую роль в эволюционных преобразованиях организмов играет функция: изменение формы — следствие  изменения функции. Положения об упражнении органов и о наследовании приобретённых признаков были возведены Ламарком в ранг универсальных законов эволюции. Несостоятельность обоих "законов" была доказана экспериментально уже в конце XlX века и особенно в начале XX века благодаря открытиям генетики. В позднейших трудах (1815, 1820) Ламарк в значительной мере сближает оба фактора эволюции. Он склонен рассматривать среду не только как силу, нарушающую прямолинейность градации, но и как основной фактор эволюции. Соответственно и происхождение главных ветвей родословного древа организмов он связывает с влиянием конкретных условий существования.
Обосновывая своё учение, Ламарк опирался на следующие  факты: наличие разновидностей, занимающих промежуточное положение между  двумя видами; трудности диагностики  близких видов и наличие в  природе множества "сомнительных видов"; изменение видовых форм при переходе в иные экологические  и географические условия; случаи гибридизации, особенно межвидовой. Важными доказательствами превращения видов Ламарк считал также обнаружение ископаемых форм, изменения животных при одомашнении  и растений при введении в культуру. Развивая представления об эволюции, он пришёл к выводу об отсутствии реальных границ между видами и к отрицанию  самого существования видов. Наблюдаемые  разрывы в естественном ряду органических форм (что даёт возможность их классифицировать) — это только кажущиеся нарушения  единой непрерывной цепи организмов, объясняющиеся неполнотой наших  знаний. Природа, по его мнению, представляет собой непрерывный ряд изменяющихся индивидуумов, а систематики лишь искусственно, ради удобства классификации, разбивают этот ряд на отдельные  систематические группы. Подобное представление  о текучести видовых форм стояло в логической связи с трактовкой развития как процесса, лишённого  каких бы то ни было перерывов и  скачков (так называемый плоский  эволюционизм). Такому пониманию эволюции соответствовало отрицание естественного  вымирания видов: ископаемые формы, по Ламарку, не вымерли, а, изменившись, продолжают существовать в обличье  современных видов. Существование  самых низших организмов, как бы противоречащее идее градации, объясняется  их постоянным самозарождением из неживой  материи.  
 
 

Согласно  Ламарку, эволюционные изменения обычно не удаётся непосредственно наблюдать  в природе лишь потому, что они  совершаются очень медленно и  несоизмеримы с относительной краткостью человеческой жизни.
Ламарк распространил  принцип эволюции и на происхождение  человека, хотя в условиях господствовавшего  креационизма был вынужден маскировать  свои убеждения. Он считал, что человек  произошёл от обезьян. К числу  факторов становления человека он относил  переход к прямохождению и возникновение речи. Ламарк подходил исторически и к высшим проявлениям жизнедеятельности — сознанию и психике человека, связывая их возникновение с эволюцией нервной системы и её высшего отдела — головного мозга.
Не дав  объяснения органической целесообразности и не вскрыв истинной причины эволюционного  развития, Ламарк, однако, впервые провозгласил принцип эволюции всеобщим законом  живой природы. Бросив смелый вызов  господствовавшим в то время представлениям о постоянстве видов, он одним  из первых сделал проблему эволюции предметом  специального изучения, особым направлением биологических исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Физико-химическая  биология: методы и познавательные  возможности.
Физико-химическая биология - комплексная наука о физико-химических основах жизнедеятельности организмов. Включает биохимию, биофизику, молекулярную биологию и биоорганическую химию. Термин широко употребляется с конца 70-х годов  XX века. 

Биохимия (биологическая, или физиологическая химия) — наука о химическом составе живых клеток и организмов и о химических процессах, лежащих в основе их жизнедеятельности. Термин "биохимия" эпизодически употреблялся с середины XIX века, но в классическом смысле он был предложен и введен в научную среду в 1903 году немецким химиком Карлом Нейбергом. 

Биофизика - это наука о физических процессах, протекающих в биологических системах разного уровня организации и о влиянии на биологические объекты различных физических факторов. Биофизика призвана выявлять связи между физическими механизмами, лежащими в основе организации живых объектов и биологическими особенностями их жизнедеятельности. 

Молекулярная  биология — комплекс биологических наук, изучающих механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации, строение и функции нерегулярных биополимеров (белков и нуклеиновых кислот). 

Биоорганическая химия - изучает связь между строением органических веществ и их биологическими функциями. Объекты исследований: биополимеры, витамины, гормоны, антибиотики и др. Сформировалась в самостоятельную область в 50-х годах XX века на стыке биохимии и органической химии. Биоорганическая химия тесно связана с практическими задачами медицины, сельского хозяйства, химической, пищевой и микробиологической промышленности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Методы физико-химической биологии.
На протяжении всей истории развития биологии физические и химические методы были важнейшим  инструментом исследования биологических  явлений и процессов живой  природы. Важность внедрения таких  методов в биологию подтверждают экспериментальные результаты, полученные с помощью современных методов  исследования, зародившихся в. смежных  отраслях естествознания - физике и  химии. В этой связи неслучайно в 1970-х годах в отечественном  научном лексиконе появился новый  термин "физико-химическая биология", состоящий из привычных и давно  известных нам слов. Появление  этого термина свидетельствует  не только о синтезе физических, химических и биологических знаний, но и о качественно новом уровне развития естествознания, в котором  происходит непременно взаимное обеспечение  отдельных его отраслей. Физико-химическая биология содействует сближению  биологии с точными науками - физикой  и химией, а также становлению  естествознания как единой науки  о природе.
В физико-химической биологии широко применяются различные  методы фракционирования, основанные на том или ином физическом либо химическом явлении. Довольно эффективный  метод фракционирования предложил  русский биолог и биохимик М.С. Цвет (1872-1919). Сущность его метода заключается  в разделении смеси веществ, основанном на поглощении поверхностью твердых  тел компонентов разделенной  смеси, на ионном обмене и на образовании  осадков.
Радиоспектроскопия, скоростной рентгеноструктурный анализ, ультразвуковое зондирование и многие другие современные средства исследования составляют арсенал методов прижизненного  анализа. Все эти методы не только широко применяются в физико-химической биологии, но и взяты на вооружение современной медициной. 

      Познавательные  возможности физико-химической биологии.
 
Характерная особенность современной физико-химической биологии - ее стремительное развитие. Трудно перечислить все ее достижения, но некоторые из них заслуживают  особого внимания. В 1957 г. был реконструирован  вирус табачной мозаики из составляющих его компонентов. В 1968- 1971 гг. произведен искусственный синтез гена для одной  из транспортных молекул путем последовательного  введения в пробирку с синтезируемым  геном новых нуклеотидов.  
 

Весьма важными  оказались результаты исследований по расшифровке генетического кода: было показано, что при введении искусственно синтезированных молекул  в бесклеточную систему, т. е. систему без живой клетки, обнаруживаются информационные участки, состоящие из трех последовательных нуклеотидов, являющихся дискретными единицами генетического кода. Авторы этой работы - американские биохимики М. Ниренберг (р. 1927), X. Корана (р. 1922) и Р. Холли (р.1922).
Расшифровка различных видов саморегуляции - также важное достижение физико-химической биологии. Саморегуляция как характерное свойство живой природы проявляется в разных формах, таких, как передача наследственной информации - генетического кода; регуляция биосинтетических процессов белка (ферментов) в зависимости от характера субстрата и под контролем генетического механизма; регуляция скоростей и направлений ферментных процессов; регуляция роста и морфогенеза, т.е. образования структур разного уровня организации; регуляция анализирующей и управляющей функций нервной системы.
Живые организмы - весьма сложный объект для исследований. Но все же современные технические  средства позволяют все глубже и  глубже проникнуть в тайны живой  материи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Эволюционная  биология: становление, содержание, задачи.
Эволюционная  биология - это наука, которая изучает, как происходила и происходит эволюция, исследует механизмы, закономерности и пути эволюции. Выдающийся биолог Феодосий Добржанский сказал: «Биология приобретает смысл только в свете эволюции». Эволюционная биология дает ключ к пониманию принципов, по которым устроена жизнь на Земле. Базируясь на знании эволюционной истории живых организмов и понимании процессов, которые определяют их наследственные изменения и приспособление друг к другу и окружающей среде, эволюционная биология дает объяснение всем биологическим явлениям: от молекулярных до биосферных. Она объясняет, как и почему ныне живущие организмы, включая нас самих, стали такими, какие они сейчас. Эволюционная биология внесла фундаментальный вклад в понимание того, как устроен мир вокруг нас и какое место мы занимаем в этом мире.
Идеи, методы и подходы эволюционной биологии внесли и продолжают вносить фундаментальный  вклад во многие отрасли биологии, такие как генетика, молекулярная биология и биология развития, физиология, экология, а также в геологию, палеонтологию, медицину, сельскохозяйственные науки, психологию, антропологию, информатику  и другие науки.
Понимание механизмов эволюции чрезвычайно важно для  разработки методов сохранения фауны  и флоры. Без анализа механизмов эволюции популяций исчезающих видов  невозможна разработка эффективных  методов их сохранения в природе. Изучение и сравнение геномов  различных видов позволяет выделять гены, которые могут оказаться  полезными для повышения продуктивности культивируемых растений и домашних животных. Тот же подход используется для выделения и картирования генов, вызывающих наследственные болезни  человека. Методы и принципы эволюционной биологии позволяют установить механизмы  появления и распространения  инфекционных болезней, анализировать  эволюцию устойчивости патогенных бактерий и вирусов к лекарственным  средствам.
Эволюционная  биология как наука о развитии живой природы начиналась с материалистической теории эволюции органического мира Земли, основанной на воззрениях английского  естествоиспытателя Чарльза Дарвина. Эволюция, по Дарвину, осуществляется в результате взаимодействия трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Изменчивость служит основой образования новых  признаков и особенностей в строении и функциях организмов. Наследственность закрепляет эти признаки.  
 
 

Под действием  естественного отбора устраняются  организмы, не приспособленные к  условиям существования. Благодаря  наследственной изменчивости и непрерывному действию естественного отбора организмы  в процессе эволюции накапливают  все новые приспособительные  функции, что в конечном результате ведет к образованию новых  видов. Таким образом, Дарвин установил  движущие силы эволюции органического  мира, объяснил процесс развития и  становления биологических видов.
В то время, когда  формировалось учение Дарвина, биология располагала весьма скромными знаниями о химическом составе организмов, о процессе обмена и о других, хорошо известных в настоящее  время свойствах живой природы. Однако даже те знания не имели какого-нибудь существенного значения при создании эволюционного учения. Дарвин был  истинным натуралистом и его теория - итог пристального, целенаправленного  наблюдения над живой природой в  самых различных ее проявлениях. А это означает, что эволюционное учение произрастало на благодатной  почве традиционной биологии с ее ставшими к тому времени классическими методами наблюдений. Одних только целенаправленных наблюдений и системного подхода при анализе их результатов оказалось вполне достаточно для формирования важнейшего принципа - принципа естественного отбора. Этот принцип оказался настолько сильным, что накопленные в дальнейшем знания в традиционной биологии и даже в современной - физико-химической - биологии не смогли отвергнуть или даже как-то существенно изменить саму идею естественного отбора. В эволюционной биологии принцип естественного отбора остается основополагающим и в настоящее время.
В процессе развития эволюционного учения возникли разные направления, в том числе и  нейтралистская теория эволюции, отличающаяся от дарвиновского учения. Все эволюционные направления так или иначе базируются на последних достижениях смежных отраслей биологии и естествознания. Происходит, таким образом, своеобразный эволюционный синтез, приводящий к взаимному обогащению эволюционных теорий для микро-, макро- и мегаобъектов, которые представляют характерную особенность современного естествознания, заключающуюся в общем и в то же время едином подходе в многостороннем изучении единой природы в различных ее проявлениях.
Современная теория эволюции появилась в конце 1920-х гг. Она представляла собой  синтез генетики и дарвинизма. С  этого времени стало возможным  говорить об эволюционной биологии как  о платформе, на которой происходит синтез разнородного биологического знания.  
 

Сегодня эволюционная биология - результат объединения  двух потоков знания: эволюционного  учения (эволюционное учение – это система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной) и знаний, полученных другими биологическими науками о процессах и механизмах эволюции. На протяжении 20 в содержание эволюционной биологии постоянно расширялось. Она дополнялась данными генетики, молекулярной биологии, палентоологии и других наук.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.